Научная статья на тему 'Системообразующие микроумения говорения: моделирование ситуаций для их формирования и контроля'

Системообразующие микроумения говорения: моделирование ситуаций для их формирования и контроля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТНАЯ РЕЧЬ / ORAL SPEECH / И МИКРОУМЕНИЯ ГОВОРЕНИЯ / КОДИФИКАТОР СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ МИКРОУМЕНИЙ / BACKBONE SPEAKING MICROSKILLS / ДОКУМЕНТЫ СОВЕТА ЕВРОПЫ / MACRO AND MICRO SKILLS IN SPEAKING / TASKS AND CLASSROOM SITUATIONS / CEFR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родоманченко Аида Сергеевна

Настоящая публикация продолжает серию статей, связанных с формированием и контролем устно­речевых умений, и предназначена для учителей старших классов школы и преподавателей вузов. В работе рассматриваются системообразующие микроумения говорения и предлагается банк заданий для их проверки и оценивания на интегративной основе на примере программы курса “Мир Великобритании”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родоманченко Аида Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System Microskills of Speaking: the Simulation of Situations for their Formation and Control

This article continues series of articles devoted to the key issues of oral testing. It gives theoretical information on macro­ and micro skills in speaking, determines 10 backbone speaking microskills and provides probable classroom situations for their development.

Текст научной работы на тему «Системообразующие микроумения говорения: моделирование ситуаций для их формирования и контроля»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 4

А.С. Родоманченко

СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ МИКРОУМЕНИЯ

ГОВОРЕНИЯ: МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ

ДЛЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ

Настоящая публикация продолжает серию статей, связанных с формированием и контролем устно-речевых умений, и предназначена для учителей старших классов школы и преподавателей вузов. В работе рассматриваются системообразующие микроумения говорения и предлагается банк заданий для их проверки и оценивания на интегративной основе на примере программы курса "Мир Великобритании".

Ключевые слова: устная речь, макро- и микроумения говорения, банк заданий, кодификатор системообразующих микроумений, документы Совета Европы.

This article continues series of articles devoted to the key issues of oral testing. It gives theoretical information on macro- and micro skills in speaking, determines 10 backbone speaking microskills and provides probable classroom situations for their development.

Key words: oral speech, macro and micro skills in speaking, tasks and classroom situations, backbone speaking microskills, CEFR.

Один из самых сложных вопросов обучения и образования всегда был связан с организацией системы контроля и оценивания языковых навыков и речевых умений. Студенты более внимательны и активны при отработке конкретных навыков и умений, если четко понимают поставленную цель и то, что от них требуется для получения ожидаемого результата1.

В каждом виде речевой деятельности можно выделить глобальные, макро- и микроумения. Постепенное развитие и контроль микроумений ведет к формированию более крупных групп умений.

В данной статье рассматриваются микроумения говорения как основа для формирования макро- и глобальных умений говорения.

Нормативные документы по развитию непрерывного языкового образования, документы Совета Европы, ФГОС, существующие вузовские программы и методики косвенно предполагают формирование макро- и микроумений говорения, но на практике не

Родоманченко Аида Сергеевна — канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: a.rodomanchenko@gmail.com

1 Critical Reflection and Practice / Ed. by Z. Syed, C. Coombe, S. Troudi. Abu Dhabi, 2003.

определяют четкой номенклатуры данных умений. Кодификатор таких умений должен быть прописан в рабочих программах дисциплин с учетом требований нормативных документов по конкретному направлению подготовки для каждой целевой аудитории.

Цель статьи — рассмотреть системообразующие микроумения говорения для уровней В2/С1 с учетом специфики лингвострано-ведческого курса "Мир Великобритании".

В документе "Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка" ("Common European Framework of Reference: Learning, Teaching, Assessment"), разработанном Советом Европы, предложены требования к контролю и оценке иноязычных умений. В качестве термина, описывающего данные умения, в документе используется выражение "Я могу" или "can do statements". В данной статье употребляются термины макро- и микроумения говорения, впервые предложенные в отечественной методике преподавания Е.Н. Солововой и в зарубежной методике Д. Брауном и Б. Абейвикрама.

Анализ содержания термина "Я могу" показал, что для определения уровня владения речевыми умениями в документах Совета Европы рекомендуются следующие критерии: диапазон, точность, беглость, взаимодействие и связность2.

Следует заметить, что инвариантным ядром оцениваемых умений на уровнях В2/С1 является:

• наличие у испытуемого достаточного набора лексических и грамматических структур для инициирования и поддержания грамматически верных высказываний;

• умение логически выстроить высказывания на общие темы в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка;

• умение завязать и поддержать беседу, выстраивая высказывания в нормальном темпе без ярко выраженных пауз3.

На основе приведенных выше общих требований к владению устной речью и требования к участию в различных формах общения можно выделить определенные группы глобальных умений говорения, являющиеся системообразующими для различных моделей использования иностранного языка, которые в свою очередь могут быть разделены на макро- и микроумения.

Следует заметить, что некоторые микроумения говорения участвуют в формировании нескольких макроумений. Например: мик-

2 Council of Europe. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. 12th ed. Cambridge, 2011. P. 26.

3 См.: Родоманченко А.С., Соловова Е.Н. Формы контроля умений устной речи в международных экзаменах по английскому языку как иностранному: монолог // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 4.

роумение говорения "выразить мысль/идею" является системообразующим для таких макроумений, как "умение ответить на вопросы", "умение подтвердить гипотезу" и "умение передать социокультурный контекст" и ряд других.

Для разработки банка заданий текущего контроля макро- и микроумений говорения и создания шкал оценивания необходимо определить роль микроумений в формировании макроумений говорения и выделить системообразующие микроумения.

К системообразующим микроумениям говорения можно отнести (микроумения даны в порядке убывания частотности их использования в формировании макроумений говорения):

• умение вернуться к тому, что было сказано, чтобы подтвердить или опровергнуть представленную ранее информацию;

• умение представить подходящее объяснение;

• умение размышлять о причинах и следствиях;

• умение выразить мысль/идею;

• умение использовать междометия/речевые клише, чтобы дать себе время сформулировать мысль/ответ;

• умение ответить на вопрос/серию вопросов;

• умение использовать подходящий стиль общения;

• умение выразить собственное мнение;

• умение взвешивать достоинства и недостатки того или иного предложения;

• умение сделать краткое резюме полученной информации.

Для формирования и контроля данных системообразующих

микроумений говорения можно использовать следующие задания. Микроумения и задания для их формирования даны в порядке, наиболее предпочтительном для их формирования, — от более простого к более сложному.

Умение выразить мысль/идею

Задание 1. Используя предложенные слова/словосочетания, составьте предложение, описывающее предложенную иллюстрацию/ картину.

Задание 2. Опишите какой-либо национальный английский/ шотландский/валийский или североирландский праздник в одном предложении. Повторите ваше предложение трижды, используя различные лексические средства выражения.

Задание 3. Объясните предложенное слово/словосочетание / идиоматическое выражение, представляющее трудности с социокультурной точки зрения, сделав его понятным для собеседника-иностранца.

Умение выразить собственное мнение

Задание 1. Скажите, каким транспортом лучше всего добраться от Лондона до Парижа?

Задание 2. Выразите вашу точку зрения по предложенной проблеме. Например: Как вы считаете, возможно ли возведение женщины в сан священника в Русской православной церкви?

Умение представить подходящее объяснение

Задание 1. Из предложенных объяснений выберите то, которое, на ваш взгляд, наиболее точно соответствует ситуации и является наиболее подходящим в данном случае. Аргументируйте ваш выбор.

Задание 2. Используя любые исторические источники, составьте список причин, побудивших Генриха VIII разорвать отношения с Римской католической церковью.

Задание 3. Дайте несколько объяснений предложенному феномену и обсудите с вашим партнером, какое из них является наилучшим. Продумайте критерии, с помощью которых можно оценить, насколько объяснение соответствует ситуации/контексту.

Умение использовать междометия /речевые клише, чтобы дать

себе время сформулировать мысль/ответ4

Задание 1. Прочитайте заранее подготовленный текст таким образом, чтобы ваше выступление выглядело так, будто бы вы "сочиняете его на ходу": речь должна казаться спонтанной и неподготовленной.

Задание 2. Продумайте фразы, которые могут помочь вам выиграть время для формулирования ответа. Например: Well, let me see... / It is a very important issue. Thank you for raising it. In order to answer, I need to...

Задание3. Постарайтесь уйти от прямого ответа ("да", "нет") на вопрос вашего партнера, используя междометия / речевые клише. Например:

— You're so confident about British history, you've studied it at school, haven't you?

— Of course I have / Well, I should say that mostly I've studied it at University.

4 См.: Родоманченко А.С. Моделирование ситуаций для формирования отдельных макро- и микроумений говорения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 4.

Умение ответить на вопрос / серию вопросов

Задание 1. Ответьте на серию вопросов партнера по прочитанному тексту / по хорошо знакомой вам теме. Постарайтесь отвечать быстро, используя каждый раз разные слова и грамматические конструкции.

Задание 2. После вашей презентации ответьте на вопросы / серию вопросов по вашему докладу в соответствии с позицией, представленной в вашем докладе. Постарайтесь уложиться в 30 секунд, используя максимально простые слова и конструкции.

Умение использовать подходящий стиль общения

Задание 1. Перескажите ответ партнера слева партнеру справа так, как будто вы разговариваете с: другом-ровесником; ребенком пяти-шести лет; президентом.

Задание 2. Ответьте на вопрос по вашей презентации так, как будто вы отвечаете: школьнику, прослушавшему вашу презентацию; академику, специализирующемуся в данном вопросе; бабушке, которая ничего об этом не знает.

Задание 3. Представьте себе следующую ситуацию: вы очень спешите. Вас остановили, чтобы поздравить с каким-либо праздником. При ответе на вопрос представьте, что вы разговариваете с: деканом факультета; сестрой/братом; вашим любимым/любимой.

Задание 4. Выберите высказывания знаменитых людей и перефразируйте их так, чтобы они были понятны ребенку. Или наоборот: отредактируйте высказывания детей для научного журнала. Пример высказывания: "Идентичность — это не шляпа. Люди могут и надевают несколько одновременно"5.

Умение размышлять о причинах и следствиях

Задание 1. Расскажите о том, почему вы выбрали именно эту тему для вашего доклада. Чем он может быть интересен / практически полезен вашей аудитории?

Задание 2. Обоснуйте политику ценообразования на покупку или сдачу жилья в Великобритании, взяв за основу один из следующих критериев: территориальное расположение жилья (город, сельская местность...), тип жилья (квартира, отдельно стоящий дом...) и др.

5 Болдырева О.В. Великобритания и вызовы современности: к вопросу о национальной общности в Соединенном Королевстве// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 1. С. 117.

Задание 3. (После проведенных дебатов.) Подумайте, почему доводы противоположной команды были слабее/сильнее ваших? Что можно было бы изменить? Как можно было бы улучшить/усилить ваше выступление?

Умение взвешивать достоинства и недостатки того или иного

предложения

Задание 1. (После проведенных дебатов.) Оцените достоинства и недостатки каждого из приведенных вами / вашими соперниками доводов.

Задание 2. Расскажите о сильных и слабых сторонах обучения в родной стране и за границей. Основываясь на приведенных доводах, выберите университет для обучения в магистратуре.

Умение вернуться к тому, что было сказано, чтобы подтвердить

или опровергнуть представленную ранее информацию

Задание 1. Используя следующие выражения, вернитесь к одному из ранее изложенных аргументов и подтвердите/опровергните его в связи с новой информацией: What I've mentioned earlier...; At this stage I'd like to come back to...

Задание 2. Используя слова-связки и/или вводные конструкции, вернитесь к вашей первоначальной точке зрения (см. Умение размышлять о причинах и следствиях, задание 2) и либо подтвердите ее новыми аргументами, либо опровергните одним из контраргументов.

Задание 3. Отвечая на вопрос, сошлитесь на то, что вы уже говорили в вашей презентации. Используйте вводные конструкции.

Задание 4. Перефразируйте одну из последних фраз/идей вашего партнера во время круглого стола. Подтвердите или опровергните ее. Объясните ваш выбор.

Задание 5. Объясните партнеру, что такое "pairing system" и почему она не может быть применима в Государственной Думе РФ. Дайте общее определение и постепенно раскройте данное понятие в деталях, возвращаясь к сложным моментам и приводя наглядные примеры.

Умение сделать краткое резюме полученной информации

Задание 1. Прослушав объяснение партнера о том, в чем заключается феномен 'stiff upper lip', суммируйте информацию, представленную вам.

Задание 2. Используя следующие выражения, подведите слушателя к окончанию вашей презентации и кратко обобщите все сказанное ранее: Briefly...; Let me just run over the key points again.

Задание 3. Подытожьте промежуточные/итоговые результаты круглого стола. Обобщите все вышесказанное одной фразой.

Все предложенные выше задания непосредственно направлены на формирование и контроль микроумений говорения и предметных знаний. Тем не менее поскольку данные микроумения являются системообразующими, то с их помощью опосредованно формируются все макро- и глобальные умения говорения.

Кроме того, практически все задания могут быть использованы в рамках различных курсов, так как основой для их выполнения служат опоры по определенной теме и как следствие развиваемые и контролируемые предметные знания и умения.

Список литературы

Болдырева О.В. Великобритания и вызовы современности: к вопросу о национальной общности в Соединенном Королевстве // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 1.

Родоманченко А.С. Моделирование ситуаций для формирования отдельных макро- и микроумений говорения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 4. Соловова Е.Н., Родоманченко А.С. Формы контроля умений устной речи в международных экзаменах по английскому языку как иностранному: монолог // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 4. Council of Europe. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. 12th ed. Cambridge, 2011. Critical Reflection and Practice / Ed. by Z. Syed, C. Coombe, S. Troudi. Abu Dhabi, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.