Научная статья на тему 'Формирование системы государственного управления региональной экономикой'

Формирование системы государственного управления региональной экономикой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
603
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОН / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / GOVERNMENT / PUBLIC ADMINISTRATION / STATE REGULATION / REGION / REGIONAL ECONOMY / MODERNIZATION / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаев Андрей Борисович, Кадышев Евгений Николаевич, Дельман Олег Александрович

Рассмотрены теоретические и практические направления государственного регулирования региональной экономики в условиях инновационной модернизации и децентрализации социально-экономических процессов. Представлены актуальные требования к системе госрегулирования, определяющие механизм реализации управляющего воздействия в рамках автономной региональной системы управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исаев Андрей Борисович, Кадышев Евгений Николаевич, Дельман Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE SYSTEM OF STATE MANAGEMENT OF REGIONAL ECONOMY

Schools and trends of state management andregulation of regional economy in conditions of innovation modernization and decentralization of social-economic processes have been examined. Actual demands for conception of state regulation, defining the mechanism of realization of governing influence within the bounds of autonomous regional system of governing have been presented.

Текст научной работы на тему «Формирование системы государственного управления региональной экономикой»

УДК 338.242, 332.142

А.Б. ИСАЕВ, Е.Н. КАДЫШЕВ, О.А. ДЕЛЬМАН

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Ключевые слова: государственное управление, регион, государственное регулирование, региональная экономика, модернизация, эффективность.

Рассмотрены теоретические и практические направления государственного регулирования региональной экономики в условиях инновационной модернизации и децентрализации социально-экономических процессов. Представлены актуальные требования к системе госрегулирования, определяющие механизм реализации управляющего воздействия в рамках автономной региональной системы управления.

A.B. ISAEV, E.N. KADYSHEV, O.^ DELMAN FORMATION OF THE SYSTEM OF STATE MANAGEMENT OF REGIONAL ECONOMY

Key words: government, public administration, state regulation, region, regional economy, modernization, efficiency.

Schools and trends of state management andregulation of regional economy in conditions of innovation modernization and decentralization of social-economic processes have been examined. Actual demands for conception of state regulation, defining the mechanism of realization of governing influence within the bounds of autonomous regional system of governing have been presented.

Взаимодействие государства (как формы организации жизни общества) с экономикой происходит с момента его зарождения. Более того, поскольку экономика является одной из важнейших общественных сфер, экономические процессы всегда представляли собой предмет серьезного внимания со стороны государственных институтов.

История показывает нам многочисленные пример как абсолютной экономической свободы (естественно настолько, насколько это вообще возможно в рамках государства), так и максимального подчинения экономических процессов государству. Но поскольку общественное развитие - это динамический, изменяющийся процесс, экономическая наука никогда не ограничивалась исключительно описанием практического опыта. Проводя глубокий анализ реальных исторических процессов, ученые-экономисты формулировали новые теории с целью приблизиться к идеальному варианту соотношения административных (т.е. инициированных государством) и рыночных (т.е. объективно существующих) механизмов в экономической сфере.

Исследуя многочисленные публикации, можно прийти к выводу, что все методы госрегулирования можно разместить по следующей горизонтальной шкале, где можно выделить некую нулевую точку, которая образует два противоположно направленных вектора (рисунок):

1) правый вектор - центристское направление, которое определяет усиление роли государственного вмешательства в экономику (один из ярких представителе - Дж. Кейнс [2, 3]).

Чем сильнее госрегулирование, тем больше государственный монополизм, жёсткость административного воздействия на экономические процессы и бизнес, сильнее представлены плановость и упорядоченность национальной экономики и тем дальше она находится от принципов свободного рынка. Крайний вариант данного направления - административно-командная экономическая система;

2) левый вектор - принцип минимального государственного участия и регулирования экономических процессов, ориентация на свободную рыночную конкуренцию, рыночное регулирование, свободную ориентацию рыночных субъектов в экономике, т.е. следование и максимальное воплощение в жизнь принципов «laissez-faire». Представлено в том числе такими течениями, как физиократы [1. С. 41], классическая школа политэкономии - «невидимая рука рынка» А. Смита [4. С. 501-526], австрийская школа [5, 6], монетаризм и др.

Точка «О» показывает ситуацию равновесия, когда государственное регулирование способствует рыночным отношениям, а рыночные отношения определяют принцип государственного регулирования.

Данная система не может действовать изолированно от внешних и внутренних факторов, которые, в силу своих негативных и позитивных проявлений, могут сдвигать точку равновесия «О» в левую или правую сторону. В этом случае системы государственного вмешательства (либо невмешательства) вступают в отношения с внешними и внутренними факторами и балансируют состояние экономики на определенном приращении Д1 и Д2, в которых возникают новые точки равновесия О1 и О2.

Балансирование степени государственного вмешательства в экономические процессы в зависимости от состояния факторов внутренней и внешней среды как раз и определяет механизм государственного регулирования формирования экономической политики, что является целью нашего исследования.

ВСЭФ

Свободный рынок

Д1

ч X (

Д2 Госмонополизм

О1

'ГГ

ВнСЭФ

Векторная модель распределения методов госрегулирования (ВСЭФ - внешние социально-экономические факторы;

ВнСЭФ - внутренние социально-экономические факторы)

В конечном счете эффективность реализации мер государственного регулирования регионального развития, возможная только при наличии адекватного механизма госрегулирования, отвечающего современным условиям и вызовам, определяет экономическую безопасность региональной экономики.

Исходя из этого, содержанием государственного регулирования экономики должна стать система организационно-правовых механизмов, способных реально воздействовать на процессы территориального развития в интересах не только самих регионов, но и в конечном итоге федерального центра. Общими целями государственного регулирования территориального развития является:

- стимулирование развития дотационных территорий;

- активизация деловой мобильности населения регионов, содействие процессам создания малых предприятий, стимулирование самозанятости;

- прямое или косвенное содействие возникновению региональных и межрегиональных «точек роста» (свободных экономических зон, технопарков и т.д.);

- обеспечение условий экономической безопасности регионов.

В то же время, очевидно, что для перехода на инновационный тип развития необходимо создание принципиально новой структуры, сочетающей в себе функции и полномочия (последнее особенно важно) государственного органа, с одной стороны, и гибкость общественной организации, не ограниченной регламентными рамками, с другой стороны, совмещающей в себе компетенцию органов власти, экспертного сообщества, бизнес-сообщества, общественных объединений и рядовых граждан, разносторонняя оценка которых могла бы дать максимально соответствующую действительности картину реального состояния дел в регионе и муниципалитетах, оценку эффективности управляющих решений всех ветвей власти и, в целом, эффективности действующего механизма государственного регулирования социально-экономического развития.

О

2

По нашему мнению, такой структурой, мог бы быть общественный Совет по социально-экономическому развитию региона.

Основной смысл Совета, по нашему мнению, заключается в создании и обеспечении функционирования опережающей системы стимулов интенсификации социально-экономического развития. Исходя из данной идеи и понимания смысла деятельности нового органа в ориентированности на будущее (т.е. на решение стратегических, в том числе и концептуальных проблем), во внедрении передовых идей и технологий, направленных на достижение качественно нового уровня социально-экономического развития, видится объективным и логичным передача Совету функций формирования и применения методов стимулирования и иных форм государственных рычагов поддержки региональной экономики на ближайшую и отдаленную перспективу.

Следовательно, Совет должен быть не рядовым совещательным органом, а полноценной негосударственной структурой, основанной на концепции гражданского общества, непосредственно занимающейся созданием условий для стабильного функционирования социально-экономической системы и программированием дальнейшего развития экономики, что определяет следующие задачи нового органа:

1) участие в выработке стратегических направлений развития региона;

2) участие в разработке региональных и муниципальных стратегических программ развития на основе формата Совета как открытой негосударственной структуры;

3) определение места и роли органов государственной и местной власти в процессе развития территорий с учетом действия объективных экзогенных и эндогенных факторов;

4) формирование стратегии государственного регулирования на основе экспертного анализа и заключений специалистов по предполагаемым мерам с последующим широким обсуждением в бизнес-сообществе и обществе в целом;

5) разработка конкретных механизмов стимулирования экономики региона в соответствии со стратегическими планами (концепциями);

6) внедрение стимулов и анализ эффективности государственного регулирования и стимулирования регионального развития.

В общем виде деятельность органа должна состоять из следующих основных частей:

I. Стратегическое планирование, исходя из необходимости опережающего развития в соответствии с потребностями и возможностями территорий.

Данная функция соответствует аналогичным функциям органов государственной и местной власти. Но поскольку Совет представляет собой структуру, объединяющую большое число экспертов и представителей общественности и, соответственно, аккумулирующую в себе самый широкий спектр мнений, результатом данного направления деятельности должна стать генерация наиболее адекватной и согласованной концепции (программы) регионального развития.

II. Анализ и оценка эффективности методов госрегулирования и деятельности органов власти, осуществляющих государственное управление и стимулирования экономического развития.

Орган совместно с заинтересованными структурами министерств и ведомств региона должен принимать участие в анализе проектов развития территории, предлагаемых внешними инвесторами. Участие Совета могло бы стать дополнительным конкурентным преимуществом региона, так как открытость к дискуссии и широкий доступ к информации воспринимаются потенциальными инвесторами как дополнительный фактор надежности.

III. Привлечение в систему региональной экономики инвестиций и внешних проектов.

Одно из важнейших преимуществ нового органа видится в отсутствии ограничения регламентом, что значительно экономит время решения по реализации проектов развития территорий без потери качества, увеличивает индивидуализирован-ность подхода к каждому предложению и в целом способствует росту инвестиционной привлекательности территории за счет создания высокого имиджа и открытости в направлении развития внешних связей, снижения бюрократизма при рассмотрении и принятии решений государственного управления региональной экономикой.

Литература

1. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений: пер. с фр. / предисл. Я.И. Кузьминова. М.: Экономика, 1995. 544 с. (Эконом. наследие).

2. КейнсДж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 1999. 352 с.

3. Классика экономической мысли: сочинения / В. Пети, А. Смит, Д. Риккардо и др. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 896 с. (Сер. «Антология мысли»).

4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962. 684 с.

5. Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф, 2000. 256 с.

6. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М.: Новое издательство, 2005. 264 с. (Сер. Библиотека Фонда «Либеральная миссия»).

ИСАЕВ АНДРЕЙ БОРИСОВИЧ - аспирант кафедры отраслевой экономики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (alabi@pochta.ru).

ISAEV ANDREY BORISOVICH - post-graduate student of Branch Economics Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

КАДЫШЕВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой отраслевой экономики, декан факультета управления и психологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары.

KADYSHeV EVGENIY NIKOLAEVICH - doctor of economics sciences, professor, head of Branch Econom^s Chair, dean of Management and Psychology Faculty, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ДЕЛЬМАН ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ. См. с. 369.

УДК 338.24

А.Б. ИСАЕВ, В.В. СМИРНОВ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Ключевые слова: развитие, регион, система, структура, управление, экономика, эффективность.

В условиях нестабильной экономики все уровни управления развитием региона должны быть нацелены на повышение собственной эффективности. Эффективность управления во многом определяется грамотно выбранной стратегией развития экономики региона и инструментов её реализации. Главными целями системы регионального управления должны стать удовлетворение духовных потребностей людей, поддержание здоровья нации и удовлетворение материальных потребностей людей путём создания жизненно необходимых благ.

A.B. ISAEV, V.V. SMIRNOV CONCEPT OF EFFECTIVE MANAGEMENT REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT Key words: development, region, system, structure, management, economy, efficiency.

In an unstable economy, all levels of management development in the region should aim to increase self-efficacy. Management effectiveness is largely determined by well-chosen strategy of regional economic development tools and its implementation. The main objectives of the regional offices should be satisfy the spiritual needs of people, maintaining the nation's health and material needs of people through the establishment of essential goods.

Методологический подход к обеспечению процесса организационной трансформации экономики Российской Федерации (далее РФ) от административнокомандной системы к рыночной требует теоретико-методологического переосмысления условий функционирования региональных экономических систем с учётом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.