5. Селезнев, Е. Н. [Электронный ресурс] Спра- 6. Борисов, А.Б. Большой экономический сло-
вочник экономиста. 2007. № 2. Режим доступа: http:/ варь [Текст] / А. Б. Борисов. М.: Книжный мир, 2003.
/www.profiz.ru/se/2_2007/intelkapital. 895 с.
Maloletko A. N. POTENTIAL OF HIGH SCHOOL AND PARAMETERS OF ECONOMIC SAFETY
In article are considered аккредитационные parameters and their criterion as elements of economic safety of high school. The sources of threats to personnel and scientific potential are in detail considered. Key words: potential, economic safety, threat to economic safety of high school.
УДК 338.24 Старостин В. В.
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА
В данной статье определена роль экономической безопасности в условиях трансформационных процессов хозяйственной системы региона.
Выделена система показателей оценки экономической безопасности региона. Предложены основные методики оценки рисков и угроз, влияющих на устойчивость хозяйственной системы региона.
Ключевые слова: экономическая безопасность, критерии экономической безопасности, пороговые значения, угрозы экономической безопасности, система индикаторов, показатели экономической безопасности.
Развитие экономики под воздействием рыночных механизмов, интеграция России в мировые экономические отношения определило в качестве важнейшей функции государства обеспечение экономической безопасности. Это вызвано тем, что рыночные отношения не способны выполнять данную функцию, а экономические интересы хозяйствующих субъектов могут противоречить национальным интересам, так как, в первую очередь, преследуют в своей деятельности максимизацию доходов, максимальную эксплуатацию природных, производственных и трудовых ресурсов.
В таком случае федеральный уровень власти может обеспечить лишь защиту от наиболее важных и крупных угроз. Население же в своей повседневной жизни сталкивается со значительно большим спектром угроз, многие из которых носят локально-территориальный характер.
Выявление и локализация подобных местных проблем может наиболее эффективно осуществляться местными органами власти как наиболее приближенными к территории и населению. В то же время предупреждать и ликвидировать последствия возникших локальных угроз наиболее эффективно могут органы государственной власти субъектов Федерации.
Объектами экономической безопасности региона являются территория субъекта Федерации, население и все относящееся к экономике, расположенное на данной территории, включая производственные фонды, инфраструктуру, природные и другие ресурсы.
Учитывая особенности проблем обеспечения экономической безопасности региона, необходимо выработать особую систему параметров, учитывающих специфику конкретной территории. Существующие системы показателей оценки экономической безопасности ориентированы преимущественно на федеральный уровень власти. Однако, учитывая важность и специфические особенности региональных проблем, представляется необходимой специальная проработка проблем показателей безопасности для регионов, целями применения которых являются:
- оценка кризисных ситуаций и угрозы их возникновения в социально-экономической сфере региона;
- оценка влияния местных кризисных ситуаций на национальную и экономическую безопасность субъекта Федерации и России в целом;
- разработка и обоснование программноцелевых мероприятий по обеспечению экономической безопасности;
создание эффективной системы управления экономической безопасностью.
Основными требованиями к системе социально-экономических показателей региона следует отнести следующие:
- система социально-экономических показателей региона должна быть взаимоувязана с общей методикой анализа и показателей, использующихся на федеральном и отраслевом уровнях;
- показатели региональной безопасности должны быть совместимы с действующей в стране системой учета, анализа, статистики и прогнозирования;
- система социально-экономических показателей должна соответствовать основным угрозам экономической безопасности региона;
- перечень социально-экономических показателей, используемых для анализа, должен быть оптимален и отображать реальную ситуацию (положение);
- результаты анализа должны допускать простую и наглядную проверку на непротиворечивость существующему положению;
- социально-экономические показатели должны относиться к одному временному периоду, описывая своего рода срезы социально-экономической ситуации;
- показатели должны допускать возможность осуществлять регулярный мониторинг и прогнозирование факторов, влияющих на уровень угроз безопасности региона.
Анализ социально-экономического положения в регионе должен опираться на набор индикаторов экономической безопасности, который позволит выявить и оценить грядущие угрозы, а также реализовать необходимый комплекс программно-целевых мер по снижению уровня угроз. Для своевременного выявления угроз целесообразно создать перечень показателей, информацию по которым должны предоставлять муниципальные образования. На основе информации, полученной от местных органов власти после ее проверки на соответствие критериям экономической безопасности, можно принимать обоснованные решения о минимизации тех или иных угроз.
В данном случае требуется гибкий подход к корректировке и реализации в соответствии с периодической перестройкой ресурсно-производственного потенциала, созданием новых хозяйственных рычагов, структур управления.
По мнению большинства исследователей, основой формирования этих показателей является тесная взаимосвязь понятия безопасности с категорией риска. Концепция риска в стратегии экономической безопасности включает в себя три важнейших элемента: оценку риска, минимизацию риска и управление риском. Оценка риска носит экспертный, вероятностный характер и после его оценки, как правило, применяется комплекс мер по исключению или минимизации риска. Меры могут носить различный характер, в том числе административный, нормативно-правовой или экономический, а так же их комплексное использование. Управление риском предполагает предвидение возможных критических социальноэкономических ситуаций с тем, чтобы предотвратить, ослабить и смягчить их последствия. Поэтому оценка уровня экономической безопасности предполагает наряду с анализом факторов риска использование категорий потерь (ущерба) фактических, ожидаемых, потенциальных, компенсируемых и некомпенсируемых.
Процесс управления рисками строится на мониторинге показателей, их анализе с учетом влияния на поставленные цели, прогнозе возможных изменений условий развития объекта управления, оценке альтернативных вариантов решения при выборе наиболее эффективных вариантов.
Критерии экономической безопасности определяют выбор определенных показателей состояния объекта исследования, которые характеризуют его динамику, уровень основных количественных и качественных параметров.
К основным критериям, характеризующим интересы региона в области безопасности и обеспечивающим приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, относятся:
- расширенное воспроизводство экономической и социальной инфраструктуры региона;
- границы критической зависимости региона от ввоза важнейших видов продукции первой необходимости;
- обеспечение необходимого уровня обслуживания потребностей населения с целью формирования условий для нормального жизнеобеспечения населения региона.
- состояние экологии и степень эксплуатации природных ресурсов с учетом их воспроизводства и восполнения.
Выявление угроз экономической безопасности региона и прогнозирование их последствий осуществляется с помощью мониторинга и анализа данных.
В распоряжении органов власти региона должен постоянно находиться инструментарий анализа потенциальных и реальных угроз экономической безопасности, альтернативный набор решения возникающих проблем.
Важнейшей проблемой, от решения которой зависит разработка эффективных мер по предупреждению ущерба, является определение системы пороговых уровней снижения экономической безопасности в ответ на действие тех или иных факторов риска. Например, уровень и качество жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов, создается угроза выживанию.
Система параметров (пороговых значений) экономической безопасности региона должна основываться на принципиальных положениях Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации.
Каждый из основных индикаторов угроз экономической безопасности связан с оценкой ситуации в определенной сфере. Только система показателей позволяет сделать выводы о реальной степени угрозы экономической безопасности и получить объективную оценку. Для объективности необходимо сопоставление показателей безопасности соседних регионов, а также муниципальных образований одного региона. Необходимо не просто определить чисто макроэкономические индикаторы, на которые трудно повлиять в оперативном порядке (их динамика складывается достаточно инерционно и под воздействием многих факторов, которые зачастую не поддаются влиянию), но и целесообразно использовать индикаторы, которые поддаются воздействию со стороны органов власти как в стратегическом, так и в тактическом плане и выявляются критические точки и способы воздействия на них.
Критическая величина экономических показателей безопасности на определенной территории не всегда означает ситуацию кризиса или полного краха социально-экономической сферы или отдельных ее областей. Прежде всего, она свидетельствует о необходимости оперативного
вмешательства органов управления с целью изменения и устранения опасных тенденций.
Отслеживание функционирования объектов осуществляется через индикаторы - параметры границ, в пределах которых система может устойчиво функционировать и развиваться.
Для индикативного анализа экономической безопасности региона следует выделить следующие группы объектов:
- показатели состояния инфраструктуры (динамика воспроизводства, работоспособность и степень изношенности, техническая аварийность, число объектов инфраструктуры на 10 000 человек и др.);
- демография, уровень и качество жизни (рождаемость и смертность, продолжительность жизни, заболеваемость; средняя и минимальная заработная плата и пенсии в сравнении с прожиточным минимумом; различие в уровне доходов между отдельными слоями населения; потребление важнейших видов продовольствия и обеспеченность товарами длительного пользования, преступность и др.);
- динамика занятости населения, в том числе по половозрастным и социальным группам населения;
- состояние финансово-бюджетной и кредитной системы, обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами важнейших региональных нужд, обеспеченность ресурсами исполнения отдельных делегированных государственных полномочий;
- действенность системы государственной власти, механизмов правового и административного регулирования;
- состояние окружающей среды, экология.
Рассмотрим более подробно пороговые значения индикаторов уровня жизни населения как наиболее важные для регионального уровня управления. В этой области часто используются следующие показатели:
- уровень здравоохранения;
- доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума,
- объем ВРП на душу населения;
- средняя продолжительность жизни,
- поло-возрастной состав;
- разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения;
- уровень рождаемости;
- уровень смертности и заболеваемости от различных причин,
- сопоставление средней заработной платы и пенсии в данном муниципальном образовании с прожиточным минимумом в соседних муниципальных образованиях;
- уровень обеспеченности медицинскими услугами;
- уровень безработицы;
- степень обеспеченности жильем;
- уровень обеспеченности различными товарами длительного пользования;
- уровень преступности.
Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одних показателей достигаются не в ущерб другим.
Следует отметить, что более показательным и удобным в использовании является функциональный анализ уровня экономической безопасности. Такой анализ позволяет выявить недостатки и резервы реализуемого комплекса мер по обеспечению каждой из функциональных составляющих экономической безопасности и безопасности территории в целом, а также дает возможность скорректировать функциональную систему обеспечения его экономической безопасности.
Наиболее целесообразным считаем следующий порядок анализа состояния экономической безопасности региона:
- определение структуры негативных воздействий по каждой функциональной составляющей экономической безопасности территории и разделение их объективные и субъективные;
- оценивается вероятность и время наступления отдельных негативных воздействий, а также предполагаемый ущерб для оценки вероятного размера ущерба;
- формируется перечень мер, для проведения оценки уровня его экономической безопасности и устранения влияния негативных воздействий;
- оценка эффективности принятых мер с точки зрения нейтрализации конкретных негативных воздействий по каждой из функциональных составляющих экономической безопасности;
- определение причин недостаточной эффективности мер, принятых для устранения уже имеющихся негативных воздействий и предотв-
ращения возможных, а также определение ответственных за низкую эффективность реализации принятых мер;
- выработка рекомендаций по устранению и предупреждению негативных воздействий;
- оценка стоимости каждой из предлагаемых мер по устранению негативных воздействий и определение исполнителей, ответственных за реализацию предлагаемых мер;
- определение источников, в том числе материальных, финансовых для устранения или восполнения полученного ущерба;
- разработка и принятие нормативно-правовых документов, регулирующих действия по ликвидации и устранению последствий ущерба.
Актуален вопрос о величине удельного веса каждой из составляющих безопасности при их агрегировании. Если какие - либо показатели линейно или нелинейно зависят друг от друга, то в информационной системе присутствует информация, искажающая результаты анализа, прогнозирования и, как следствие, результаты планирования. Поэтому необходим множественный анализ всей совокупности заданных показателей по функциональной составляющей безопасности (экологическая, продовольственная, финансовая, экологическая, информационная, демографическая и др.).
Современные информационные технологии позволяют формировать модели управляемых систем с учетом не только значений входных ретроспективных данных, но и с учетом структуры взаимодействия этих данных в конкретном экономическом процессе. Существуют возможности вариантного моделирования с учетом нелинейных взаимосвязей, восприятие искаженных входных данных, способность к оперативному уточнению сформированной модели управляемого процесса при дополнении необходимой информацией.
Приоритетными задачами региональной политики, направленной на повышение экономической безопасности субъекта федерации, на наш взгляд, являются:
- разработка мер по инновационному развитию экономического потенциала территории;
- рост доходов и уровня жизни населения;
- поддержка жизненно важных для населения региона предприятий и объектов инфраструктуры;
- поступательное и равномерное территориальное развитие социальной сферы;
- создание благоприятного инвестиционного климата;
- обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности населения;
- оказание содействия преимущественному развитию предприятий наиболее прибыльных и перспективных на данный период, а также предприятий, имеющих долгосрочные экономи-
ческие преимущества в общей системе территориального разделения труда;
- развитие региональной инфраструктуры. Формирование экономической безопасности региона должно осуществляться в рамках социально-экономической стратегии развития субъекта федерации и муниципальных образований.
Starostin V. V.
FORMATION OF SYSTEM OF ECONOMIC SAFETY IN CONDITIONS OF REFORMING OF ECONOMIC SYSTEM OF REGION
In given article the role of economic safety in conditions трансформационных of processes of economic system of region is determined.
The system of parameters of an estimation of economic safety of region is allocated. The basic techniques of an estimation are offered is brave also of threats influencing stability of economic system of region.
Key words: economic safety, criterion of economic safety, threshold meanings, threat to economic safety, system of indicators, parameters of economic safety.
УДК 338.24 Юдин С. А.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ САМООБЕСПЕЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ЗНАНИЯ
В статье формулируется проблема обеспечения экономической безопасности личности. Ключевые слова: экономическая безопасность, социальная безопасность, национальная безопасность, личность, знания.
Вице-президент РАЕН профессор В. Сен-чагов в многочисленных своих работах неоднократно утверждал, что стратегия безопасности является основой долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны.1 Согласно его взглядов общую схему обеспечения экономической безопасности можно представить в следующем виде.
1. Национальные интересы; приоритеты, цели, задачи в экономике (стратегические, долгосрочные, краткосрочные).
2. Угрозы и вызовы (внутренние, внешние).
3. Индикаторы (в отличие от показателей обладают сигнальными функциями).
4. Пороговые значения (отделяют опасное состояние экономики от неопасного).
5. Оценка безопасности на основе сопоставления фактического и прогнозного состояния индикаторов с пороговыми значениями.
6. Концепция и стратегия обеспечения экономической безопасности.
7. Организационно-управленческий блок.
Во главу угла ставится система национальных интересов. Национальные интересы -это совокупность судьбоносных интересов народов, населяющих данную страну и определяющих место и роль страны в мире. Бесперспективно подменять национальные интересы другими категориями, будь то приоритеты, задачи и т.п. Именно с национальными интересами связаны угрозы и вызовы. Причем важно классифицировать национальные интересы, а также учитывать интересы страны в широком геополитическом экономическом и социально-культурном пространстве. Например, в связи с повышением значимости в экономическом развитии углеводородного сырья оказались актуальными национальные интересы России в Арктике.