Власков Анатолий Сергеевич
кандидат экономических наук, г Краснодар Арипшев Ахмед Мухамедович
соискатель кафедры экономики, бухгалтерского учета и аудита Краснодарского университета
МВД России, г Краснодар
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Общие принципы создания системы безопасности предприятия. Большинство авторов работ по безопасности предприятий приходят к выводу о необходимости формирования системы безопасности предприятия для обеспечения безопасности предприятия (или ЭБП).
Так, по мнению О.А Грунина и С.О Грунина1, комплексность, или системность «предполагает создание такой системы безопасности, которая обеспечила бы защищенность предприятия, его имущества, персонала, информации, различных сфер деятельности от всевозможных опасностей и угроз, форс-мажорных обстоятельств». Другими словами, защита всего от всего. В.С. Гусев2 рассматривает «систему безопасности предприятия как комплекс эффективных мер (управленческих решений) по локализации реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз». В.И. Ярочкин3 определяет систему безопасности как организованную совокупность специальных органов, служб средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз. О.А Грунин и С.О Грунин имеют мнение, что «система безопасности предприятия представляет собой ограниченное множество взаимосвязанных элементов, обеспечивающих безопасность предприятия и достижение им целей бизнеса. Составными элементами такой системы являются объект и субъект безопасности, механизм обеспечения безопасности,
а также практические действия по обеспечению безопасности»4. Приводя мнение В.П. Мак-Мака5, что система безопасности предприятия включает научную теорию безопасности, политику и стратегию безопасности, средства и методы обеспечения безопасности и концепцию безопасности предприятия, О.А Грунин и С.О Грунин6 считают такое понимание безопасности слишком расширенным, но в то же время неполным. Хочется отметить, что включение В.П. Мак-Маком в состав системы безопасности научной теории безопасности, а также политики, стратегии и концепции безопасности предприятия кажется более чем целесообразным по следующим причинам. Практически наверняка при создании системы безопасности предприятия не на базе научной теории, руководителем службы безопасности (СБ) будут перенесены, позаимствованы отдельные приемы из личного опыта и арсенала других СБ. Возможно, будут использованы и свои разработки. Однако все это в результате приведет, скорее всего, к созданию эклектичной и фрагментарной низкоэффективной системы. К тому же вне связи с наукой система безопасности будет быстро устаревать, отставать от жизни. Отсутствие же политики, стратегии и концепции безопасности в системе безопасности приведет к тому, что деятельность по обеспечению ЭБП будет вестись неосознанно, без четкого понимания места происходящих процессов в финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) предприятия. Реализация принципа плановости, принципа согласованности задач производства, коммерции, финансов и безопасности и принципа экономичес-
1 Грунин О.А., Грунин С.О. Экономическая безопасность организации. СПб: Питер, 2002. С 41.
2 Гусев В.С. и др. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов. СПб: ИД «Очарованный странник», 2001.
С 85.
3 Ярочкин В.И. Система безопасности фирмы. - М.: «Ось-89», 1997. С.9.
4 О.А Грунин, С.О Грунин. Там же. С 44.
5 Мак-Мак В.П. Служба безопасности предприятия. Организационно-управленческие и правовые аспекты деятельности. М.: Мир безопасности, 1999.
6 О.А Грунин, С.О Грунин. Там же. С 44.
157
кой целесообразности требует включения научной теории, а также политики, концепции и стратегии безопасности предприятия в систему безопасности. Кроме того, в случае каких-то неудач не всегда будет возможно системно проанализировать ситуацию, выяснить, на каком уровне произошла ошибка, упущение, и кто виноват. Также будет затруднительно сделать правильные выводы относительно предупреждения таких явлений в будущем. Впрочем, определения В.П. Мак-Мака и О.А Грунина, С.О. Гру-нина скорее не находятся в противоречии, а дополняют друг друга и рассматривают систему обеспечения безопасности в различных аспектах.
В.П. Мак-Мак выделяет в системе безопасности предприятия ряд следующих подсистем, (или видов безопасности)1:
Экономическая безопасность Техногенная безопасность Экологическая безопасность Информационная безопасность Психологическая безопасность Физическая безопасность Научно-техническая безопасность Пожарная безопасность. Отмечено, что вышеуказанные подсистемы второго уровня могут включать в себя подсистемы третьего уровня. Например, подсистемами экономической безопасности могут быть финансовая, коммерческая, имущественная и др. системы безо-пасности2.
Можно было бы добавить еще виды безопасности:
правовую безопасность как состояние защищенности интересов предприятия в юридическом аспекте,
организационно-управленческую безопасность как соответствие организационной структуры и системы управления предприятия его целям и т.д. безопасность труда, патентная безопасность, кадрово-психологическая безопасность. Возвращаясь к данному нами определению экономической безопасности, можно увидеть различия в понятиях безопасности систем различного уровня. Экономическая безопасность в широком, принятом нами смысле скорее всего понятие более высокого уровня, чем остальные приведенные виды безопасности. Дело в том, что все эти виды безопасности можно характеризовать как состояние защищенности соответствующих параметров или аспектов деятельности предприятия. Экономическая же безопасность характеризует состояние предприятия в целом, являясь своего рода интегральной, обобщающей характеристикой. Необеспечение безопасности предприятия в большинстве из приведенных видов безопасности - информационном, пожарном - приводит к экономическому ущербу, т.е. в итоге получает именно экономическую характеристику - величину ущерба. С другой стороны, обеспечение всех видов безопасности имеет определенную стоимость, т.е. все равно мы приходим к экономическим категориям. Экономическая безо-
пасность является в определенном смысле основным видом безопасности просто потому, что предприятие - это объект в первую очередь экономических отношений.
У многих авторов при рассмотрении системы безопасности явно или скрыто присутствует один общий момент. Первоначально идеологически предполагается наличие предприятия со своей ФХД, затем появление угроз предприятию и затем ввиду необходимости защиты от угроз создание системы безопасности. Если в системе безопасности задействованы различные методы и средства обеспечения безопасности, то она признается реализацией комплексного подхода. Таким образом, комплексность в понимании многих авторов - это всевозмож-ность и разнообразие видов защиты от различных угроз.
Возможна иная концепция комплексного подхода, как уже отмечалось выше. Как единый комплекс, обеспечивающий безопасность предприятия, предлагается рассматривать всю ФХД предприятия, а не только систему безопасности в узком смысле. То есть предлагается не разрабатывать и проводить комплекс мероприятий по защите созданного предприятия и его существующей текущей ФХД, а сразу организовывать предприятие и вести ФХД, предусматривая их устойчивость к угрозам как обязательное свойство. В случае если предприятие уже создано и ведет ФХД, то для обеспечения ЭБП может быть целесообразно изменить устав, организационную структуру, построение бизнес процессов.
Такой подход:
предусматривает необходимость учета требований безопасности, начиная последовательно с этапа учреждения предприятия, составления Устава до разработки организационной структуры, построения бизнес процессов, написания должностных инструкций, вплоть до ведения текущей ФХД;
находится в соответствии с определениями экономической безопасности и угрозы экономической безопасности, которые даны выше и считают безопасность неотъемлемым свойством объекта вне зависимости от наличия или отсутствия угроз;
находится в соответствии с принципом влияния СБ на всех уровнях безопасности предприятия, в частности, с ее способностью изменять организационную структуру и построение бизнес процессов. Эта возможность необходима для реализации комплексного подхода на уже действующем предприятии, а также при существенном изменении внешней среды;
находится в полном соответствии с выводом ряда авторов о целесообразности отдания приоритета при обеспечении ЭБП мерам превентивного характера;
рассматривает СБ не как дополнение к предприятию ввиду необходимости, а как его органичную часть, принимающую участие в ФХД наравне с другими подразделениями;
по всей видимости, должен снижать общие затраты предприятия на обеспечение ЭБП и повышать эффективность работы по обеспечению ЭБП.
1 Мак-Мак В.П. Служба безопасности предприятия. М.: изд-во ШО «Баярд», 2003. с. 11-12.
2 Там же, с. 12.
158
К сожалению, у автора нет достаточной сравнительной статистики по этому вопросу;
согласуется с выводами специалистов по развитию предприятий, которые указывают на низкую эффективность автономных контрольных служб и на необходимость в первую очередь построения контрольной службы с разработкой, увязкой и согласованием широкого спектра мероприятий1.
Фактически, на практике этот подход реализуется на предприятиях, которые можно условно разбить на две группы. Первая группа - это предприятия, которые в силу специфики своей деятельности явно и постоянно испытывают ряд угроз, и высокий уровень обеспечения ЭБП для них очевидно необходимое условие деятельности. Вторая группа - это предприятия, на которых собственники или руководство являются в прошлом сотрудниками правоохранительных органов, или в силу ряда причин высоко влияние служб безопасности.
С учетом вышесказанного, построение системы безопасности в соответствии с предложенным комплексным подходом должно происходить следующим образом:
такие компоненты системы безопасности, как научная теория безопасности, а также политика, стратегия и концепция безопасности разрабатываются одновременно с разработкой аналогичных положений для предприятия (миссия, стратегия, устав, пр.) в целом и не противоречат им,
в соответствии с ними создается СБ, являющаяся ядром системы обеспечения ЭБП. В деятельности СБ существенное внимание уделяется взаимодействию с другими подразделениями предприятия, организации их деятельности таким образом, чтобы обеспечить ЭБП.
в соответствии с ними вырабатываются и учитываются требования безопасности к организационной структуре и ФХД предприятия, формируется организационная структура, регламентируется ФХД предприятия.
Рассмотрим принципы, в соответствии с которыми могут быть построены системы безопасности.
В.П. Мак-Мак дает следующие принципы2: приоритет мер предупреждения; законность;
комплексное использование сил и средств; координация и взаимодействие внутри и вне предприятия;
сочетание гласности с конспирацией; компетентность;
экономическая целесообразность; плановая основа деятельности; системность.
О.А. и С.О. Грунины указывают на принципы3: комплексность, или системность; приоритет мер предупреждения (своевременность);
непрерывность;
: «Дело», 2002. С 140.
: ШО «Баярд»
законность; плановость; экономность; взаимодействие;
сочетание гласности и конфиденциальности. Компетентность;
сравнение вышеприведенных принципов говорит о схожести взглядов на проблему;
В.С. Гусев и др. отмечают следующие принципы4:
комплексность; эшелонирование;
надежность (равнопрочность рубежей); разумная достаточность; непрерывность.
А.С. Соснин и П.Я. Прыгунов приводят следующие принципы построения службы безопасности предприятия5:
принцип соответствия целям предприятия; принцип экономической целесообразности; принцип учета объективных условий обстановки внутри и вне предприятия;
принцип согласованности задач производства, коммерции, финансов, безопасности.
принцип сочетания гласных и негласных мер безопасности. Работа негласных сотрудников СБ в основных отделах предприятия.
По мнению А.П. Судоплатова и С.В. Лекаре-ва, безопасность предприятия должна быть6: непрерывной; плановой; централизованной; активной; надежной; универсальной; комплексной.
Рассмотрим также принципы непрерывности и приоритета мер предупреждения. Оба эти принципа связаны с понятием времени. Представляется возможным и целесообразным объединить и дополнить эти два принципа. Рассмотренный выше принцип полного охвата по времени включает в себя принцип непрерывности. Принцип приоритета мер предупреждения в этом свете можно трактовать как использование принципа эшелонирования рубежей защиты, распространенному на течение времени. В принципе полного охвата по времени содержится и принцип плановости.
Также должны быть добавлены рассмотренные выше принципы полного охвата по уровням ФХД и приоритета деятельности на высших уровнях ФХД.
Предложенное понимание комплексного подхода автоматически включает в себя принцип взаимодействия и координации.
Таким образом, большинство из упомянутых принципов сводится к следующим: законность;
системность и комплексность;
полный охват по уровням ФХД (ЭБП) с при-
1 Гончарук В.А. Развитие предприятия. М,
2 Мак-Мак. В.П. Служба безопасности предприятия. М,
С 89-91.
2003. С. 10-11.
3 Грунин О.А., Грунин С.О. Экономическая безопасность организации. СПб.: Питер, 2002. С 41-43.
4 Гусев В.С. и др. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов. СПб.: ИД «Очарованный странник», 2001.
5 Соснин А.С., ПрыгуновП.Я. Менеджмент безопасности предпринимательства. Киев: Изд-во Европ. ун-та, 2002. С 160-161.
6 Судоплатов А.П., Лекарев С.В. Безопасность предпринимательской деятельности. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. С 30-31.
159
оритетом высшим уровням ФХД (ЭБП);
полный охват ФХД по времени с приоритетом мер предупреждения;
экономическая целесообразность; Остальные принципы по отношению к этим пяти, скорее всего, являются дополняющими, конкретизирующими или второстепенными.
Создание и организационная структура СБ. Как было отмечено выше, ядром системы безопасности предприятия, его основой, является служба безопасности, СБ предприятия.
В практике российских предприятий, исследованиях и в литературе помимо термина «служба безопасности» (СБ) встречаются следующие названия подразделений предприятия, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением экономической безопасности предприятия (ЭБП): служба охраны, отдел безопасности, служба экономической безопасности предприятия.
Рассмотрим два аспекта деятельности СБ -правовой и организационный.
Правовой аспект деятельности СБ. В данном случае мы будем использовать термин «служба безопасности» (СБ), который использует В.П. Мак-Мак. Как установлено В.П. Мак-Маком1, служба безопасности (СБ) предприятия является «субъектом правоохранительной частной детективной и охранной деятельности», функционирование ее осуществляется на основе Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г В Законе под службой безопасности предприятия понимаются «обособленные подразделения для осуществления охранно - сыскной деятельности в интересах собственной безопасности» предприятия. Их деятельность подлежит лицензированию в органах внутренних дел (ОВД). Представляется логичным использовать термин «служба безопасности предприятия» именно в этом смысле.
Между тем проблема обеспечения экономической безопасности в том или ином виде существует для всех без исключения предприятий, в том числе и для тех, которые не имеют собственной СБ. Предприятия, не имеющие собственной лицензированной СБ, могут иметь в своей структуре подразделения или отдельных сотрудников, целью которых является обеспечение ЭБП, а решаемые им задачи направлены на достижение этой цели. В случае необходимости осуществления охранно-сыскной деятельности в собственных интересах предприятие будет обращаться за этими услугами к лицензированным частным охранным предприятиям (ЧОП) и детективным объединениям.
В.П. Мак-Мак также отмечает2, что виды услуг, которые СБ разрешается предоставлять своему предприятию-учредителю (или функции СБ), перечислены в ст. 3 Закона РФ:
Выявление недобросовестной конкуренции со стороны других предприятий
Сбор сведений по уголовным делам, Расследование фактов разглашения коммерческой тайны предприятия,
Сбор информации о лицах, заключивших контракт с предприятием;
поиск утраченного имущества предприятия; расследование фактов неправомерного использования товарных (фирменных) знаков предприятия;
розыск без вести пропавших сотрудников; выявление некредитоспособных партнеров; выявление ненадежных деловых партнеров; сбор сведений по гражданским делам; изучение криминальных и негативных аспектов рынка;
сбор информации для проведения деловых переговоров;
защита жизни и здоровья персонала от противоправных посягательств;
охрана имущества предприятия; обеспечение порядка в местах проведения предприятием представительских, конфиденциальных и официальных мероприятий;
консультирование и предоставление рекомендаций руководству и персоналу предприятия по вопросам обеспечения безопасности;
проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации.
Анализ перечней видов безопасности, и функций СБ, определенных Законом, позволяет сделать вывод об их несоответствии друг другу.
Это, в свою очередь, вызывает определенные проблемы при формировании структуры и определении функционала СБ. Функционал СБ должен быть расширен за рамки, установленные Законом на текущий момент. Сделать это можно тремя путями. Первый - внести соответствующие поправки в Закон. Второй - создавать структурное подразделение предприятия, дополняющее функционал СБ до необходимого. Третий путь - считать функционал СБ не ограниченным законодательно, используя для расширения функционала услугу «консультирование руководства и персонала предприятия по вопросам безопасности». Первый путь, пожалуй, наиболее правильный, но сложный, третий путь -самый простой, но довольно сомнительный с многих точек зрения, и вряд ли его можно рекомендовать к немедленному практическому использованию. К недостаткам второго можно отнести усложнение структуры и взаимодействий подразделений предприятия, обеспечивающих безопасность.
Организационные аспекты. Под организацией СБ мы будем, как и В.П. Мак-Мак, выделять «создание нужной структуры и необходимых ресурсов»3. Также он отмечает, что для реализации функций СБ, определенных Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», ст.3, «необходимо, как мини-
1 Мак-Мак В.П. Служба безопасности предприятия. М.: ШО «Баярд», 2003. С 202.
2 Там же, с 203-204
3 Мак-Мак В.П. Служба безопасности предприятия. М.: ШО «Баярд», 2003. с. 41.
160
мум, создать три подразделения службы безопасности: разведку, контрразведку и охрану». В.П. Мак-Мак также отмечает, что наибольшее распространение получили две организационных структуры: линейная и линейно-штабная. Рекомендуемая им структура СБ имеет следующий вид1:
Начальник службы безопасности
Канцелярия
Штаб
Разведывательный Контрразведывательный
отдел отдел Отдел охраны
С учетом предложенного выше комплексного подхода к обеспечению безопасности предприятия возрастает роль аналитического подразделения. Как указывает В.П. Мак-Мак, «Некоторые авторы называют в числе подразделений службы безопасности такие, которые по существу являются штабными подразделениями (информационно-аналитические, связи с общественностью и т.д.)»2. Аналити-
ческое подразделение анализирует ФХД предприятия. Оно же (либо при его участии) разрабатывает комплекс мероприятий по обеспечению экономической безопасности, путем нормализации ФХД предприятия. Такие работы могут выполняться собственными силами СБ, силами других подразделений предприятия, с привлечением сторонних консультантов либо комбинированно. Соответственно, может возникнуть необходимость в выделении аналитического подразделения в отдельное подразделение СБ, а также в более глубоком структурировании аналитического подразделения.
Также возрастает роль сотрудников, обеспечивающих взаимодействие СБ с подразделениями предприятия. Технология этого взаимодействия может быть разной. Возможными механизмами являются явное или скрытое внедрение сотрудников СБ в подразделения предприятия, как в руководящие органы, обычные или контролирующие подразделения предприятия, участие во временных комиссиях, комитетах, совещаниях и пр. Правильно организованное взаимодействие с другими подразделениями предприятия является важным способом повышения эффективности деятельности СБ.
1 Там же, с 63.
2 Там же, с 63.
161