ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЕПАРТАМЕНТА ТЫЛА МВД РОССИИ
А.С. Емельянов,
преподаватель кафедры Академии управления МВД России
Аннотация. Статья посвящена основным принципам обеспечения экономической безопасности Федеральных казенных учреждений Департамента тыла МВД России.
Ключевые слова: принципы, казенные учреждения, органы внутренних дел, финансово-хозяйственная деятельность, экономическая безопасность
PRINCIPLES TO ENSURE THE ECONOMIC SECURITY OF FEDERAL STATE INSTITUTIONS OF THE DEPARTMENT OF LOGISTICS OF THE MIA OF RUSSIA
A.S. Emelyanov,
lecturer at the Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs Management
Annotation. Article is devoted to the fundamental principles of maintenance of economic safety of federal public institutions of the Department of logistics of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: principles, State agencies, bodies of Internal Affairs, financial and economic activity, economic security
Основная нагрузка при реализации Закона № 83-ФЗ [1] легла на бюджетные учреждения, которые либо преобразованы в казенные учреждения, либо перешли в разряд новых бюджетных учреждений.
На федеральном уровне в категорию федеральных казенных учреждений переведены различные военизированные организации (подразделения ВС РФ, учреждения уголовно-исполнительной системы, МВД России, ФМС России, ФТС России, ФСБ России, МЧС России и т. п.) , а также психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения. Полный перечень таких организаций содержится в ст. 31 Закона № 83-ФЗ.
Решение вопроса об определении типа региональных и муниципальных бюджетных учреждений (какие из них стали казенными, а какие — новыми бюджетными учреждениями) Законом № 83-ФЗ отнесено
к компетенции соответствующих региональных и муниципальных властей (п. 2 ст. 31 Закона № 83-ФЗ).
В проведенных авторами исследованиях был затронут вопрос о том, что первично — угроза безопасности или сама безопасность. Вопрос носит теоретический, дискуссионный характер, и его детальное рассмотрение выходит за рамки настоящей статьи. Если сделать предположение о том, что условия существования объектов, а также порядок формирования их внутренней структуры таковы, что угрозы их безопасности существуют всегда (и это показывает практика хозяйственной деятельности), то для практических целей можно вообще отказаться от решения вопроса о первичности. Применимо ли такое предположение к Федеральным казенным учреждениям Департамента тыла МВД России (ФКУ) и каковы места и причины появления и существования угроз?
Начнем упрощенно, «создавать» ФКУ с нуля. Можно выделить следующие этапы: 1. Учреждение юридического лица оформление и регистрация документов. 2. Назначение руководства ФКУ 3. Создание организационной структуры ФКУ, набор сотрудников. 4. Формирование финансового обеспечения ФКУ; закупка (аренда) основных средств, создание инфраструктуры, формирование оборотных средств. 5. Создание схем деятельности ФКУ (нормативные документы, описание деятельности, документооборот, ведение всех видов учета). 6. Планирование выполнения работ, оказание услуг, проведение аналитической деятельности, учет, коррекция. 7. Закупка оборудования, материалов, специальной техники. 8. Выполнения работ, оказание услуг. 9. Реализация работ, продукции, услуг. 10. Формирование отчетности. 11. Анализ и контроль отчетности, принятие решений.
Естественно, последовательность эта весьма условная, приведены только основные моменты. Процесс пошел, ФКУ функционирует. В этой цепочке также совсем не просматривается существование угроз экономической безопасности ФКУ
До этого момента мы, однако, не учитывали тот факт, что ФКУ работает в рыночных условиях, и все
лица, с которыми ФКУ так или иначе вступает в те или иные взаимоотношения, нацелены, в том числе, на получение выгоды «в свою сторону». Более того, помимо их взаимодействия с ФКУ, существует их взаимодействие друг с другом. Рыночные условия предполагают состязательность участников рынка. ФКУ также согласно действующему законодательству Российской Федерации обязательно имеет отношения с государством. Анализ этих взаимодействий показывает, что ФКУ в процессе своей деятельности постоянно находится в целой группе противоречий: по цене контрактов по Государственному оборонному заказу в МВД России — с поставщиками и покупателями, в сложных многогранных отношениях между подразделениями ФКУ, а также между сотрудниками и ФКУ. В картину вплетаются также отношения сотрудников ФКУ между собой, с поставщиками и другими ФКУ. Взаимоотношения ФКУ с государством также сложны: интересы государства представляют различные лицензирующие, контролирующие, правоохранительные, налоговые и другие органы. Законодательство, регламентирующее эти взаимодействия, достаточно сложно, и к тому же меняется с течением времени. Упрощенно все эти взаимодействия изображены на Рис.1.
Рис. 1. Упрощенные взаимодействия во внешней и внутренней среде ФКУ -Вестник Московского университета МВД России-
Что особенно важно, эти возникающие противоречия и отношения естественны по своей природе, избежать наличия их в данный момент невозможно, потому что они есть неотъемлемая часть сложившейся социальной системы и рыночных отношений. Таким образом, основой возникновения противоречий являются сами условия хозяйствования. Поскольку каждая сторона пытается решить эти противоречия в свою пользу прямо или опосредовано, то эти противоречия являются в прямом смысле источником угроз. Можно сделать вывод, что любое реально существующее ФКУ всегда имеет угрозы безопасности. А раз так, то всегда существует и необходимость обеспечения экономической безопасности ФКУ (ЭБ ФКУ).
Что характерно, ФКУ, на которых не ведется деятельность по обеспечению ЭБ ФКУ, обычно обречены, срок их «незащищенной жизни» в зависимости от размера и прочих обстоятельств, согласно проведенного авторами исследования, составляет несколько лет. При этом на сравнительно небольших ФКУ деятельность по обеспечению ЭБ ФКУ может вестись неосознанно, не формализовано, эпизодически, фрагментарно. В этом случае срок жизни ФКУ, естественно, увеличивается.
Возникающие в процессе финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) ФКУ противоречия по возможности должны решаться на взаимовыгодной либо взаимоприемлемой, компромиссной основе. Обязанности по поддержанию такой ситуации не могут быть целиком переданы ни в одно из уже упомянутых подразделений ФКУ. Например, в этом случае может нарушиться один из принципов контроля, согласно которому он должен быть сторонним и независимым. Более того, решение такой задачи требует особой квалификации и навыков. Отсюда следует вывод: эту проблему должно решать специализированное подразделение ФКУ.
Довольно часто объектом анализа при разработке методов обеспечения ЭБ ФКУ служат определенные результаты, явления и свершившиеся факты деятельности ФКУ в целом, подразделений и сотрудников, в частности. Возможно, в этом и состоит основная причина наличия отдельных недостатков существующих методов. Современное ФКУ — очень сложный организм, и анализ его «с поверхности», без исследования сути происходящих в нем процессов малоэффективен. Меры, принимаемые в результате такого обследования — близки симптоматическому лечению в медицине, без устранения первопричин. Попробуем использовать известный принцип — технология определяет результат. То есть то, что мы получаем, зависит от того, как мы это делаем.
Для этого необходимо составлять модели функционирования ФКУ и анализировать его деятель-
ность и обеспечение ЭБ ФКУ. Для определенных задач необходимо составлять модели, акцентированные на решение именно этих задач. Все предлагаемые авторами модели не являются единственно возможными моделями каких-либо структур, процессов.
Для дальнейшего анализа, прежде всего, нам будет необходимо понимать, как соотносятся друг с другом два процесса — процесс возникновения, развития угрозы и деятельности по обеспечению безопасности. Каково может быть участие самых различных элементов, составных частей ФКУ, внешней среды ФКУ в этих двух процессах? Будем считать, что в общем случае эти два процесса могут идти независимо один от другого. Это достаточно важное предположение.
Исходя из того, что основой возникновения угроз являются взаимодействия различных элементов вне и внутри ФКУ, то эти элементы могут являться источниками угроз, а также объектами угроз. В процессе обеспечения ЭБ ФКУ эти же элементы вне и внутри ФКУ могут рассматриваться как объекты обеспечения ЭБ ФКУ и субъекты (средства, механизмы, способы и т.д.) обеспечения ЭБ ФКУ. Эти рассуждения и анализ практики финансово-хозяйственной деятельности ФКУ позволяет сформулировать следующий принцип:
Любой элемент вне и внутри ФКУ с точки зрения обеспечения экономической безопасности ФКУ может выступать одновременно в четырех ролях: 1. субъект (средство, механизм, способ) обеспечения экономической безопасности; 2. объект обеспечения экономической безопасности (защищаемый элемент); 3. источник угрозы; 4. объект угрозы.
Далее будем этот принцип называть для краткости принципом одновременности четырех ролей, или принцип четырех ролей. Под элементами здесь могут пониматься любые объекты, как одушевленные, так и неодушевленные, материальные и нематериальные. Например: штатный состав подразделения ФКУ, группа сотрудников, отдельный сотрудник, сейф, контрагент ФКУ, должностная инструкция и т.д. Этот принцип может использоваться при анализе самых различных ситуаций, связанных с обеспечением экономической безопасности ФКУ Наиболее важным выводом из принципа четырех ролей является то, что любой без исключения элемент ФКУ и внешней среды (в том числе любой сотрудник ФКУ), может как представлять угрозу ЭБ ФКУ, так и быть использованным для обеспечения ЭБ ФКУ.
Рассмотрим предлагаемые принципы: семи уровней экономической безопасности ФКУ и полного охвата ФХД. Для нас также очень важно понимать причинно-следственные связи в различных явлениях ФКУ Это необходимо в первую очередь
для точного выявления и локализации первопричин, источников появления угроз, а также методов их устранения.
Дадим определение экономической безопасности ФКУ: экономическая безопасность ФКУ — это свойство ФКУ, характеризуемое его способностью функционировать для достижения своих целей при данных внешних условиях и их изменении в определенных пределах. Из этого определения в отличие от некоторых других исключено понятие внутренних угроз. Сделано это вовсе не потому, что их нет, а потому что ФКУ имеет достаточно возможностей, чтобы разрушить механизм реализации любой внутренней угрозы, по крайне мере, до определенного момента. Например, в случае если этот момент времени пройден, то ФКУ постепенно попадает в зависимость от источника внутренней угрозы и его шансы остаться в первоначальном положении чрезвычайно невелики.
Под внутренней составляющей экономической безопасности ФКУ будем понимать свойство (способность) ФКУ организовывать свою внутреннюю структуру и взаимоотношения внутри ФКУ таким образом, чтобы максимально обеспечить свою экономическую безопасность. Таким образом, понятие внутренней экономической безопасности характеризует степень того, насколько внутреннее устройство ФКУ способствует обеспечению ЭБ ФКУ в целом.
Под внешней составляющей ЭБ ФКУ будем понимать свойство (способность) ФКУ организовывать взаимоотношения с внешней средой таким образом, чтобы максимально обеспечить свою экономическую безопасность.
Следует отметить, что обе эти составляющие ЭБ ФКУ теснейшим образом связаны между собой и такое деление довольно условно. Что немаловажно, внутренняя составляющая ЭБ ФКУ имеет первостепенное значение. К этому можно прийти путем следующих рассуждений. Будем рассматривать более или менее одинаковые ФКУ, находящиеся в одной и той же внешней среде. Если у них могут быть разные уровни обеспечения ЭБ ФКУ (что мы всегда имеем на практике), то это может быть обусловлено только «внутренним устройством» данных ФКУ. Следовательно, внутренняя составляющая ЭБ ФКУ в значительной мере или даже полностью определяет и внешнюю составляющую ЭБ ФКУ. Косвенным подтверждением этого предположения может служить следующий факт. По результатам исследования консалтинговой фирмы «Ernst & Young International» о мошенничестве на предприятиях, «82% всех раскрытых преступлений совершены сотрудниками соответствующих предприятий» [3]. Поэтому далее мы будем рассматривать в основном внутреннюю составляющую ЭБ ФКУ.
Рассмотрим, как образуется внутренняя составляющая ЭБ ФКУ. Приведем сокращенно порядок создания и функционирования ФКУ: 1. учреждение юридического лица: оформление и регистрация документов; 2. формирование руководства ФКУ; 3. создание организационной структуры ФКУ, набор сотрудников; 4. создание схем деятельности ФКУ (нормативные документы, описание деятельности, документооборот, ведение всех видов учета); 5. формирование финансового обеспечения ФКУ; 6. планирование и осуществление ФХД; 7. формирование отчетности, контроль и анализ отчетности, принятие управленческих решений.
На каждом этапе создания ФКУ определяются определенные взаимодействия и, следовательно, закладываются противоречия, соответствующие данному этапу. Естественно, если возникают противоречия, то возникают и угрозы ЭБ ФКУ. Подробное рассмотрение вышеприведенной последовательности позволяет сделать следующие выводы:
1. Каждый из приведенных этапов является определяющим по отношению к последующему, (исключая последний этап, он задает обратную связь). Результаты каждого этапа являются определенным законченным элементом ФКУ. Таким образом, можно говорить не только об этапах, а определенных уровнях организации деятельности ФКУ.
2. Управление деятельностью ФКУ на каждом из этих уровней деятельности обычно соответствует уровню руководителя определенного ранга. Таким образом, можно также говорить и об уровне управления (компетенции, ответственности).
3. Деятельность на каждом из уровней в значительной мере определяется тем, как осуществляется деятельность на более высоком уровне.
4. Противоречия закладываются на всех без исключения уровнях, образуя угрозы ЭБ ФКУ соответствующего уровня. Таким образом, можно говорить об уровнях экономической безопасности ФКУ (и уровнях внутренних угроз ЭБ ФКУ).
5. Решение проблем защиты ФКУ от внешних угроз также зависит от организации деятельности на тех же семи уровнях безопасности.
6. Выявление проблем (угроз) на каком-либо из уровней безопасности говорит о высокой вероятности наличия проблем на соседних уровнях безопасности. На более высоких уровнях это будут проблемы, являющиеся причинами выявленной проблемы, на более низких — порожденные выявленной проблемой.
Таким образом, можно сделать вывод о существовании семи уровней ЭБ ФКУ: 1. уровень ФКУ в целом; 2. уровень руководства ФКУ; 3. уровень организационной структуры и системы управления ФКУ, кадровой политики, системы мотивации персонала; 4. уровень построения функциональной
деятельности ФКУ; 5. уровень финансового обеспечения ФКУ; 6. уровень текущей ФХД в рамках, регламентированных предыдущим уровнем; 7. уровень анализа, учета, контроля ФХД.
Эти семь уровней должны рассматриваться в соответствии с принципом одновременности четырех ролей, т.е. каждый из семи уровней с точки зрения обеспечения экономической безопасности можно рассматривать как субъект безопасности, объект безопасности, источник угрозы и объект угрозы.
Что очень важно, анализ практики ФКУ МВД России показывает, что все роли более высоких уровней имеют приоритетное значение перед теми же ролями менее высоких уровней (принцип приоритета более высоких уровней).
Таким образом, если не будет обеспечена экономическая безопасность на более высоком уровне, то все мероприятия по обеспечению ЭБ ФКУ на более низких уровнях становятся малоэффективными и порой вообще безсмысленными. Этот вывод также подтверждается результатами исследований в области стратегического управления ФКУ МВД России.
Так, В.А. Гончарук [4] указывает, что «Проблема воровства часто решается собственником через создание службы безопасности. Во многих организациях эта служба ориентирована исключительно на внутреннего врага и состоит из «слухачей» и аудиторов. Как правило, она неэффективна, хотя может насчитывать чуть ли не треть кадрового состава». Деятельность «слухачей» и аудиторов, а также контролеров — это деятельность на двух наиболее низких (5-м и 6-м) уровнях безопасности. Если не проводится серьезная, планомерная работа на более высоких уровнях, то такая деятельность теряет любой смысл.
Что же такое эта работа на более высоких уровнях?
О.Г. Фокина [5] считает, что «Одним из ключевых путей обеспечения экономической безопасности предприятия является эффективное проведение организационных изменений, повышающее его способности к самосохранению и развитию. Обеспечение экономической безопасности имеет прямую причинно-следственную связь с развитием предприятия, поскольку развитие невозможно без обеспечения состояния защищенности жизненно важных интересов предприятия. В связи с этим одним из определяющих требований к стратегическому управлению предприятием является обеспечение экономической безопасности и развития предприятия, которое реализуется через проведение организационных изменений». Сразу хотелось бы отметить, что обеспечение ЭБ ФКУ является обязательным условием не только развития, но и самой деятельности ФКУ МВД России. Под организационными изменениями О.Г. Фокина понимает «технико-технологические, продуктовые и органи-
зационно-управленческие инновации, а также значительные изменения способов функционирования предприятия, осуществляемые в рамках реализации стратегии предприятия и направленные на повышение конкурентоспособности, обеспечение экономической безопасности и развития предприятия», что приблизительно соответствует 3-му и 4-му уровням ЭБ ФКУ.
В то же время одностороннее рассмотрение роли организационных изменений в обеспечении ЭБ ФКУ, по всей видимости, является несколько идеализированным. Если организационные изменения могут поднять уровень обеспечения ЭБ ФКУ, то они же могут его и понизить. Так, организационные изменения могут являться и угрозой ЭБ ФКУ. Также процесс проведения этих изменений, как указывает О.Г. Фокина, может наталкиваться на сопротивление. Таким образом, сам процесс проведения организационных изменений может нуждаться в защите, т.е. являться своего рода объектом безопасности.
Таким образом, к самому процессу организационных изменений также применим принцип одновременности четырех ролей. Более того, можно заметить, что мероприятия, проводимые на четырех высших уровнях ЭБ ФКУ, имеют между собой много общего. Это относительно редкие действия, проводимые высшим руководством ФКУ МВД России. Целью этих действий является изменение структуры и (или) методов управления ФКУ МВД России. Следовательно, с учетом вышесказанного, можно говорить о существовании специфического вида безопасности — организационно-управленческой безопасности ФКУ МВД России. Исходя из принципа приоритета более высоких уровней безопасности, можно утверждать, что этот вид безопасности является одним из наиболее важных.
Следует отметить, что отдельные авторы, анализируя различные элементы системы безопасности организации и учреждения, также классифицируют их по уровням. Так, С.Н. Мищенко классифицирует по уровням локальные нормативно-правовые акты в системе внутренней правовой защиты организации [6]. Такая классификация находится в полном соответствии с принципом семи уровней.
Что интересно, расположение всех уровней ЭБ ФКУ, кроме последнего, соответствует определенным уровням в организационной структуре ФКУ. Последний уровень — анализа, учета и контроля — обычно задает обратную связь в системе управления ФКУ и соответствует определенным подразделениям ФКУ (бухгалтерия, финансово-экономический отдел), что делает его выделенным по отношению к другим уровням. Таким образом, уровни безопасности могут быть привязаны к вполне определенным должностным лицам и подразделениям. Тот факт, что приведенные семь уровней безопасности остаются неизменными для ФКУ с любой организационной структурой, делает их достаточно универ-
сальными и удобными в применении.
При этом обязательно следует учитывать, что данные семь уровней ни в коем случае не должны ограничиваться рамками ФКУ. События на каждом из уровней ФХД тем или иным образом связаны с другими событиями как внутри самого уровня, так и с событиями других уровней ФХД внутри ФКУ, а также с событиями вне ФКУ События вне ФКУ в зависимости от характера их связи или влияния на финансово-хозяйственную деятельность ФКУ естественным образом также классифицируются по вышеприведенным семи уровням ФХД.
Вышесказанное дает возможность сформулировать принцип полного охвата ФХД по семи уровням:
Существуют семь уровней ФХД и соответствующих им уровней ЭБ ФКУ: 1. уровень ФКУ в целом; 2. уровень руководства ФКУ; 3. уровень организационной структуры и системы управления ФКУ, кадровой политики и системы мотивации персонала; 4. уровень построения функциональной деятельности ФКУ; 5. уровень финансового обеспечения ФКУ; 6. уровень текущей ФХД в рамках, регламентированных предыдущим уровнем; 7. уровень анализа, учета, контроля ФХД.
Для успешного обеспечения ФХД необходимо проведение мероприятий по обеспечению экономической безопасности на всех семи уровнях. При этом более высокие уровни имеют приоритетное значение в обеспечении ЭБ ФКУ Работа только на низших уровнях бессмысленна и чаще всего экономически неоправданна. Последний, в данном случае, седьмой уровень при этом является выделенным, его важность зависит от решения ряда организационно — управленческих вопросов. Если предположить, что этот уровень играет роль обратной связи в системе управления ФКУ, то важность этого уровня напрямую зависит от того, на какой уровень подается управляющее воздействие и какова степень воздействия. Вероятно, для анализа различных ФКУ, структур, ситуаций можно использовать и количество уровней, отличное от семи. Семь уровней, по мнению авторов, — наиболее типичное и удобное число для большинства ФКУ
Все происходящие события характеризуются местом и временем совершения. Это касается как событий, способных представлять угрозу ЭБ ФКУ, так и событий, относящихся к деятельности по обеспечению ЭБ ФКУ Для организации деятельности по обеспечению ЭБ ФКУ чрезвычайно важно сопоставить эти события, процессы во времени.
В ФХД современного ФКУ [7, 8, 9, 10, 11] на котором функционирует система бюджетирования (планирования), можно выделить три основных фазы деятельности ФКУ: планирование деятельности на определенный период, деятельность в течение этого периода, подведение итогов и анализ отклонений от плана. Далее этот цикл повторяется. Таким образом, большинство событий финансово-
хозяйственной деятельности ФКУ в своей жизни имеет три фазы: планирование, осуществление, отчетность.
По отношению к настоящему моменту времени все события ФХД находятся либо в будущем времени (прогнозирование, планирование), в настоящем времени (осуществление), и в прошлом (отчетность). С другой стороны, ФКУ в целом, а также любое подразделение ФКУ, тем или иным образом в течение текущего периода времени прогнозирует события, планирует свою деятельность, осуществляет текущую деятельность, подводит и анализирует итоги прошлых периодов. Исключение фазы планирования или анализа итогов приведет рано или поздно к дезорганизации и самой текущей деятельности.
Практика деятельности ФКУ показывает, что наиболее эффективным со всех точек зрения является предупреждение угроз на самом раннем уровне, т.е. в режиме прогнозирования и превентивных действий. К аналогичным выводам приходят многие авторы. Так, приоритет мер предупреждения (своевременность) считают одним из принципов построения системы безопасности В. П. Мак-Мак [12], О.А. Грунин и С.О. Грунин [13]. Принцип приоритета мер предупреждения хорошо согласуется с предположением о возможности определения всех угроз ЭБ ФКУ и механизмов их реализации.
А.С. Соснин, А.Я. Прыгунов [14] выделяют три вида контроля: предварительный, текущий и заключительный. В их понимании контроль рассматривается как одна из функций управления. Хотелось бы отметить, что контроль для функций управления и контроль в целях обеспечения ЭБ ФКУ — это два по сути разных контроля. Так, эти авторы считают, что «хотя планирование и создание организационных структур редко относят к процедуре контроля, они как таковые позволяют осуществлять предварительный контроль над деятельностью организации... Основными средствами предварительного контроля является реализация (не создание, а именно реализация) определенных правил, процедур и линий поведения». Фактически авторы говорят о тех же организационных изменениях, что и О.Г. Фокина [15]. Однако планирование, создание и реформация организационных структур — это очень важные события финансово-хозяйственной деятельности ФКУ. Контроль в данном случае состоит в том, чтобы новая организационная структура соответствовала требованиям обеспечения ЭБ ФКУ.
Таким образом, организационная структура должна рассматриваться не только как субъект обеспечения ЭБ ФКУ, но и как объект обеспечения ЭБ ФКУ. В идеале организационная структура должна являться одним из компонентов системы обеспечения ЭБ ФКУ. Неправильно сформированная, она сама может стать существенной угрозой ЭБ ФКУ.
Следовательно, может быть сформулирован
принцип полного охвата событий ФХД по времени. ФКУ планирует свою деятельность, а также прогнозирует (рассматривает в будущем времени), контролирует (в настоящем времени) и подвергает анализу (в прошедшем времени) все важные события финансово-хозяйственной деятельности ФКУ. При этом приоритет отдается мерам превентивного характера, т.е. противодействие угрозам начинается на максимально более ранней стадии их реализации.
В итоге мы определили, что существование угроз ФКУ определено условиями хозяйствования. Угрозы ЭБ ФКУ существуют у любого функционирующего ФКУ Деятельность по обеспечению ЭБ ФКУ является необходимым условием существования ФКУ Был введен еще один вид безопасности — организационно-управленческая безопасность.
Также были сформулированы три принципа обеспечения экономической безопасности. Каково их прикладное значение? Эти принципы в совокупности делают процесс обеспечения экономической безопасности сплошным и непрерывным. Таким образом, при соблюдении этих принципов, ни одно событие ФХД не должно остаться вне внимания ФКУ МВД России.
Также эти принципы, расставляя приоритеты в финансовом обеспечении деятельности ФКУ, которое осуществляется за счет средств федерального бюджета бюджетной система РФ и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161, ст. 6 новой редакции Бюджетного кодекса РФ), финансово-хозяйственной деятельности ФКУ и, как следствие, в деятельности по обеспечению ЭБ ФКУ, позволяют упорядочить и оптимизировать деятельность по обеспечению ЭБ ФКУ МВД России.
Таким образом, принцип семи уровней дает возможность теоретически оценить возможные результаты деятельности ФКУ исходя из степени ее влияния на ФКУ в целом, и говорит о необходимости увеличения влияния ФКУ МВД России на их деятельность. Принцип четырех ролей позволяет давать многостороннюю, сбалансированную оценку всем элементам финансово-хозяйственной деятельности ФКУ МВД России, тем самым обеспечивая потенциальную возможность для использования их тем или иным образом в процессе обеспечения экономической безопасности Федеральных казенных учреждений МВД России.
Литература
1. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Консультант плюс.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О создании федеральных казенных учреждений хозяйственного и сервисного обеспече-
ния территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях по перечню согласно приложению и отнести их к ведению МВД России» от 14 февраля 2012 г. N 199-р.
3. Молдаванцев А.А. Участие органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности предприятия. Дис... канд. эк. наук. М., 2004. C.83.
4. Гончарук. В.А. Развитие предприятия. М.: Дело, 2002. С.138.
5. Фокина О.Г. Управление организационными изменениями как основа обеспечения экономической безопасности и развития предприятия. Дисс. ... канд. эк. наук. Ярославль, 2002. С.22.
6. Мищенко С.Н. Система обеспечения экономической безопасности организации. Дис. канд. эк. наук. Ростов н/Д, 2004. С. 149.
7. Кирилловых А.А. Казенное учреждение как некоммерческая организация // Право и экономика. 2010. N 9. С.34;
8. Обухова Т. Казенные учреждения — новый тип некоммерческих организаций // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложе-ние.2010. № 5. С.41;
9. Федина Г.М. Госзадания будут формироваться по-новому // В курсе правового дела. 2010. N 21 (ноябрь). С.57;
10. Федина Г.М. О порядке формирования государственного задания (комментарий к постановлению Правительства РФ от 02.09.2010 N 671) // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2010. N 22 (ноябрь). С.72;
11. Фурагина О. Изменения в составлении бюджетной сметы с 01.01.2011 // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. N 12 ( декабрь). С. 64.
12. Мак-Мак. В.П. Служба безопасности предприятия. М.: ШО «Баярд», 2003. С.10.
13. Грунин О.А., Грунин С.О. Экономическая безопасность организации. СПб.: Питер, 2002. С.42.
14. Соснин А.С., Прыгунов А.Я. Менеджмент безопасности предпринимательства. Киев: Изд-во Европ. Ун-та, 2002. С.267 — 269.
15. Фокина О.Г. Управление организационными изменениями как основа обеспечения экономической безопасности и развития предприятия. Дисс. ... канд. эк. наук. Ярославль, 2002. С.22.