АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ю.М. ЛОПАНЦЕВ (Волгоград)
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА РУБЕЖЕ XX - XXI вв.
Рассматривается процесс формирования современной системы духовного образования РПЦ, роль Архиерейских соборов и Священного
Синода в разработке основных положений концепций ее реформирования на рубеже XX - XXI вв. Указаны не решенные церковью проблемы становления системы богословского образования.
Начало формированию современной системы духовного образования Русской православной церкви было положено Поместным собором 1988 г., который принял решение об открытии новых семинарий и иконописных школ, а также епархиальных курсов для подготовки псаломщиков и регентов, т.к. существовавшие духовные учебные заведения не вполне удовлетворяли потребности церкви в кадрах. Выполняя постановление Собора, Священный Синод уже в 1989 г. открывает Киевскую, Минскую, Тобольскую семинарии и духовные училища в Кишиневе, Смоленске, Ставрополе и в других городах [1:11,26]. Однако уровень подготовки в них пастырей церкви не отвечал требованиям времени.
Состоявшийся в октябре 1989 г. Архиерейский собор отметил наличие серьезных проблем в создаваемой системе духовного образования и принял решение о необходимости ее реформирования. Постановлением собора предлагалось изменить статус духовных семинарий и организовать на их базе подготовку священников с высшим богословским образованием, открывать духовные училища для подготовки церковнослужителей, в духовных академиях осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров для ответственных церковных послушаний, включая преподавание в духовных учеб-
ных заведениях, организовать во всех учебных заведениях заочную форму обучения и экстернат.
Надо отметить, что реализация данного постановления шла медленно и система духовного образования церкви достаточно долгое время оставалась аморфной. Не был однозначно определен статус духовной семинарии, духовного училища, регентской и иконописных школ. Подготовка священников в семинариях осуществлялась в течение 4 и 5 лет, т.е. по разным учебным планам. Различался срок обучения и в духовных училищах, причем они готовили не только церковнослужителей, но и священников. Отсутствовали единые для системы духовного образования нормативные документы и т.д.
Все это говорит о том, что Учебный комитет РПЦ тогда еще не имел четкой концепции системы духовного образования, а правящие архиереи определяли содержание и сроки обучения в духовных школах, руководствуясь своим видением проблем и существующими потребностями епархий в кадрах священников и церковнослужителей.
В начале 1990-х годов в системе духовного образования церкви появились новые учебные заведения - православные институты и университеты, в которых началось обучение студентов по богословию и светским специальностям. Первыми в 1992 г. были открыты Православный Свято-Тихоновский богословский институт, Российский православный институт св. Иоанна Богослова и Царицынский православный университет преподобного Сергия Радонежского.
Появление нетрадиционных учебных заведений было первым шагом на пути внедрения богословского образования в систему светского высшего профессионального образования, что предусматривалось планами церкви. Последующие шаги церкви в этом направлении предполагали включение в государственный образовательный классификатор направлений и специальностей «Религиоведение» и «Те-
© Лопанцев Ю.М., 2008
ология», получение государственных лицензий духовными учебными заведениями, открытие в них соответствующих кафедр и факультетов, прохождение государственной аттестации, аккредитации и т.п. Однако быстро реализовать эти планы церковь не смогла. Поэтому основное внимание она стала уделять развитию своей традиционной системы образования.
Проблемы реформирования системы духовного образования вновь рассматривались Архиерейским собором в ноябре -декабре 1994 г. Подчеркивая важность этого процесса, Патриарх Алексий прямо говорил, что будущее Русской православной церкви будет во многом определяться состоянием ее духовных школ. В определении собора «О задачах Церкви в области богословского образования» были сформулированы положения, на основе которых Учебному комитету предстояло разработать детальную концепцию новой системы духовного образования.
Особенность новой концепции заключалась в том, что она предусматривала получение священниками, преподавателями религии и катехизаторами высшего богословского образования. Духовные семинарии должны становиться высшими учебными заведениями, что предполагало постепенное преобразование их в вузы. Духовные академии по-прежнему оставались высшими учебными заведениями, но на их базе планировалось создание постдипломной системы научно-богословской специализации. Новая система богословского образования предусматривала также организацию структур поддержания и повышения уровня профессиональной подготовки [2: 642].
Выполняя решения собора, руководство церкви заметно повысило требования к качеству подготовки священников, содержанию учебных планов и программ, составу преподавателей, обеспечению учебного процесса учебными и методическими пособиями, фондам библиотек и др. Одновременно открывались новые духовные семинарии и училища.
На Архиерейском соборе, состоявшемся в феврале 1997 г., с докладом выступил Патриарх Алексий, который констатировал, что продолжается увеличение числа духовных школ, открываются новые духовные училища, некоторые из ранее открытых преобразованы в семинарии. В целом система духовного образования уже
включала в себя 5 академий, 21 семинарию, 28 училищ, 6 подготовительных пастырских курсов. Общее число обучающихся в них (не считая украинских духовных школ) очно составило более 3700 человек, заочно и экстернатом - более 2700 священников и церковных работников [3: 24]. Эти данные свидетельствуют о резком увеличении контингента духовных школ за последнее десятилетие.
Говоря о состоянии богословского образования, Патриарх указал на необходимость безотлагательного выполнения всех пунктов постановления Архиерейского собора 1994 г. При этом он подчеркнул, что слабо развивается заочная форма обучения, духовные школы по-прежнему испытывают финансовые трудности, не решена проблема учебной литературы.
На заседании собора с докладом выступил и. о. председателя Учебного комитета епископ Верейский Евгений, который отметил наличие положительных тенденций в развитии системы духовного образования. «В настоящее время, - говорил он, - число преподавателей в духовных школах составляет более 800 человек. За период, прошедший после Архиерейского собора 1994 года, Духовные училища окончили в 1995 году - 123 человека, в 1996 году - 172; Духовные семинарии - соответственно 360 и 431 человек; Московскую и Санкт-Петербургскую Духовные академии - 38 и 42 человека (из них со степенью кандидата богословия - по 16 человек)» [4:29].
Несмотря на очевидные успехи, состояние системы духовного образования, конечно, еще не соответствовало стоящим перед церковью задачам. По-прежнему в епархиях открывались духовные школы, не обеспеченные должным числом квалифицированных кадров и необходимой материальной базой. Качество духовного образования оставалось низким. Поэтому глава Учебного комитета, чтобы изменить положение, предложил осуществлять церковное лицензирование существующих духовных школ, привлекая к этому опытных преподавателей и администраторов духовных академий. В связи с этим Священному Синоду предстояло определить критерии лицензирования, среди которых должны быть показатели по педагогическому составу, учебному и жилому фонду, библиотеке и т.д. Правящий архиерей, прежде чем вносить в Священный Синод
предложение об открытии духовной школы, должен был теперь обеспечивать наличие минимально необходимых условий.
К декабрю 1996 г. Учебный комитет подготовил проект концепции новой системы богословского образования, согласно которой эта система должна включать в себя духовные училища, семинарии и академии. Каждое из этих учебных заведений занимало определенную нишу в системе богословского образования.
Духовные училища с двухлетним сроком обучения предназначались для подготовки церковнослужителей, т.е. псаломщиков, чтецов, катехизаторов и т. п. Духовная семинария должна давать основное богословское образование. Выпускникам семинарии после 5 лет обучения и успешной защиты дипломных работ предполагалось присваивать степень бакалавра. Духовная академия будет осуществлять подготовку преподавателей духовных учебных заведений и научных работников по биб-леистике, догматике, церковной истории, литургике и т.д. В академиях планировались создание отделений или факультетов и разделение академического курса на 2 ступени: 1-я - со сроком обучения 3 года и 2-я - двухлетняя. Предполагалось, что выпускники 1-й ступени будут готовить и защищать диссертации на соискание степени кандидата богословия, а 2-й ступени - магистра богословия. Кандидат богословия может преподавать в семинарии, а магистр - в академии. Основные направления концепции богословского образования Русской православной церкви были утверждены Священным Синодом 31 декабря 1996 г.
К 2000 г. Русская православная церковь решила одну из своих стратегических задач - усилиями Учебного комитета и сотрудников Свято-Тихоновского богословского института был подготовлен стандарт специальности «Теология», которая была включена в государственный классификатор образовательных направлений и специальностей. У церкви появилась возможность обсуждения в государственных структурах вопросов о преподавании богословия в светских учебных заведениях и организации в них богословских факультетов. Позже, в апреле 2002 г. состоялось совещание ректоров духовных учебных заведений, целью которого было обсуждение будущих изменений в подготовке семинариями и академиями кадров в связи
с утверждением стандарта специальности «Теология». Патриарх Алексий в своем выступлении указал на то, что переход духовных академий и семинарий на обучение по этому стандарту будет способствовать их признанию государством как высших учебных заведений. Но для этого духовные учебные заведения должны иметь государственную лицензию и проходить государственную аккредитацию. Это, естественно, предполагало, что духовные учебные заведения должны будут очень многое позаимствовать у светских вузов: срок обучения, организацию аспирантуры, включение в учебные планы большого числа светских дисциплин. Последнее вызвало у ректоров и архиереев опасение, что такое нововведение приведет к обмирщению образования и отрицательно скажется на подготовке кадров.
Вопрос о необходимости повышения качества подготовки священников и церковнослужителей оставался по-прежнему актуальным, и Учебный комитет провел масштабную инспекционную проверку духовных учебных заведений, результаты которой были рассмотрены Священным Синодом в июле 2001 г. Оценив положение дел, Синод поставил перед Учебным комитетом задачу - разработать внутрицер-ковный образовательный стандарт, на основе которого можно ввести внутрицер-ковное лицензирование духовных учебных заведений и их подготовку к государственной аккредитации. Правящим архиереям и ректорам духовных школ предписывалось ускорить получение государственной регистрации и лицензии, если таковые еще не были оформлены.
В последующие два года Учебный комитет занимался проблемами совершенствования системы духовного образования, проводил инспекционные проверки учебных заведений, осуществлял перевод семинарий на учебные планы с 5-летним сроком обучения и реформу учебного процесса в Московской духовной академии, предусматривающую обучение по четырем направлениям: богословскому, библейскому, церковно-историческому и церковнопрактическому. Уделялось большое внимание и проблеме интеграции богословского и светского образования.
Проблемы духовного образования заняли значительное место в докладе Патриарха Алексия и на Архиерейском соборе 2004 г. В ходе реформирования систе-
мы духовного образования, отметил Патриарх, некоторые духовные школы получили государственные лицензии, но они все же не вписываются в национальное образовательное пространство. Чтобы решить эту проблему, церковь должна и дальше прилагать усилия для внесения соответствующих изменений в российское законодательство о лицензировании и аккредитации, о признании государством существующей системы духовного образования как части государственной системы образования. Но аккредитация, по мнению Патриарха, должна осуществляться на основе признания государством сложившейся системы духовного образования. Церковь не должна приспосабливать свою образовательную систему к стандартам светского образования, она должна сохранить ее самобытность.
Архиерейский собор принял постановление, которым определил новые задачи в области духовного образования: ускорить получение духовными школами государственной аккредитации при учете традиций церковного образования, повышать уровень научной работы, проводимой в стенах духовных учебных заведений, активизировать диалог и взаимодействие церкви со светской культурой и наукой, развивать сотрудничество церкви со светской средней и высшей школой [5: 11].
Постановление Архиерейского собора
2004 г. свидетельствует о существовании серьезных проблем в системе духовного образования церкви, а также о наличии разногласий между церковью и государственными структурами по ряду принципиальных позиций. Известно, что государственные структуры не принимали в полном объеме притязания церкви, хотя по ряду позиций они пошли на серьезные уступки.
В целом, несмотря на трудности, богословское образование в рассматриваемый период развивалось достаточно динамично. На конец 2007 г. Русская православная церковь имела достаточно четкую систему духовного образования, в которую вошли 5 духовных академий, 2 богословских института и 2 православных университета, 36 духовных семинарий, 33 духовных училища. Из них на территории России образовательную деятельность вели 2 духовные академии, 1 богословский институт, 2 православных университета, 28
духовных семинарий и 25 духовных училищ [6: 195 - 197].
Следует отметить и увеличение контингента обучающихся в духовных учебных заведениях, и повышение уровня их образования, т.к. среди студентов семинарий и академий появилось немало лиц, имеющих светское высшее образование. Так, в 2005 г. в духовных семинариях очно обучались 4095 студентов, заочно - 4710 студентов; в духовных академиях очно -1060 и заочно - 990 человек. Завершили обучение в духовных семинариях по очной форме обучения 560 человек и по заочной - 878. Духовные академии выпустили 74 человека со степенью кандидата богословия и 159 - с защитой дипломной работы [7: 10].
Однако руководство церкви не считало состояние системы духовного образования удовлетворительным. Не были, в частности, разработаны образовательные стандарты. Поэтому решением Священного Синода в 2004 г. была создана комиссия по подготовке концепции высшего духовного образования Русской православной церкви и анализу проводимых реформ школ, которую возглавил архиепископ Тобольский и Тюменский Дмитрий. В течение полутора лет комиссия посещала учебные заведения церкви, знакомилась с организацией учебно-воспитательного процесса в них, встречалась с преподавателями и слушателями, обобщала опыт лучших семинарий и училищ. Сообщения архиепископа Тобольского Дмитрия и архиепископа Верейского Евгения о проделанной работе по определению состояния духовного образования заслушивались на заседаниях Священного Синода в декабре
2005 г. и в июле 2006 г. 21 августа 2007 г. Синод постановил принять «Концепцию высшего Духовного образования Русской Православной Церкви», а также «Церковный образовательный стандарт высшего образования специалиста в области православного богословия (семинария)» и «Церковный образовательный стандарт подготовки специалиста высшей научной квалификации в области православного богословия (академия)».
Согласно принятой концепции, система высшего духовного образования включает учебные заведения двух типов: духовную семинарию и духовную академию.
Духовная семинария - это высшее учебное заведение, осуществляющее подготов-
ку священнослужителей, а также церковнослужителей и церковных специалистов. Установленный церковным стандартом срок обучения - 5 лет.
Духовная академия является научнобогословским, образовательным и исследовательским центром, осуществляющим подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, церковных ученых и других специалистов высшей научной квалификации в области православного богословия по программам аспирантуры и докторантуры. Срок обучения очно - 3 года, по заочной форме - 4 года.
Систему высшего духовного образования церкви дополняют учебные заведения среднего и начального уровня, к которым относятся духовные училища со сроком обучения от 1 года до 4 лет и одно-двух-годичные подготовительные пастырские курсы, потребность в которых церковь испытывает и в настоящее время.
Что касается принятых церковных стандартов для семинарии и академии, то они, как представляется, недостаточно отражают современные тенденции в развитии светской системы образования. Но это не означает, что руководство церкви игнорирует происходящие в системе государственного образования изменения. Напротив, оно их учитывает, но среди иерархов по ряду проблем нет единого мнения. Это касается прежде всего введения специализаций в духовных академиях и необходимости признания государством дипломов духовных школ. Некоторые иерархи высказывают опасение, что система духовного образования может попасть в зависимость от государства, лишиться своей автономии и возможности свободного развития. Другие, не исключая такого варианта, тем не менее указывают на положительные последствия включения духовного образования в систему государственного образования. Среди них отметим следующие: государственные требования повысят уровень подготовки священников и богословов; сделают духовные семинарии привлекательными для молодых людей, т.к., имея дипломы государственного образца, они смогут работать в сфере образования, социального обеспечения, госуправления и тем самым повышать результативность противостояния атеизму и секуляризации; усилят связь церкви с наукой, образованием и культурой;
преодолеют разрыв между церковью и интеллигенцией; поднимут уровень миссионерской деятельности церкви.
Однако на пути интеграции богословского и светского образования имеется немало трудностей. Программы духовных семинарий и академий не соответствуют государственному стандарту, в них отсутствуют циклы дисциплин, которые своим содержанием могут ослабить уровень богословского образования. Поэтому, по мнению руководства церкви, предстоят поиски путей взаимного соотнесения требований госстандарта и семинарско-академической традиции.
Спорной является и проблема присоединения церкви к Болонскому процессу. В церкви в настоящее время существуют разные подходы к решению этой проблемы, но если она не откажется от идеи интеграции своей и светской систем образования, ей все же придется учитывать те изменения, которые будут приняты государственной системой образования. Это касается проблем бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, защиты кандидатских, магистерских и докторских диссертаций, признания богословских степеней и званий государством и др. Решение этих проблем, естественно, потребует пересмотра уже принятых документов о церковном высшем образовании.
Совершенно очевидно, что за последние 20 лет система духовного образования Русской православной церкви претерпела существенную эволюцию: увеличилось число духовных академий, открыты десятки новых духовных семинарий и училищ, появились учебные заведения нового типа, а также регентские и иконописные школы и отделения, длительное время работали многочисленные подготовительные пастырские курсы. Приняты многочисленные документы, регламентирующие разные стороны деятельности духовных школ.
Это говорит о том, что руководству Русской православной церкви за короткое время удалось создать достаточно эффективную систему духовного образования. Однако многие из поставленных церковью задач еще не решены, более того, происходящие в обществе изменения создают для нее новые трудности, препятствующие успешному решению проблемы подготовки кадров и, соответственно, повышению ее статуса в обществе.
Литература
1. Журнал Московской Патриархии. 1990. № 1.
2. Цыпин, В. (протоиерей). История Русской Церкви. 1917 - 1997 / В. Цыпин (протоиерей). М., 1997.
3. Журнал Московской Патриархии. 1997. № 3.
4. Журнал Московской Патриархии. 1997. № 6.
5. Журнал Московской Патриархии. 2004. № 10.
6. Православный церковный календарь. 2008. М.: Совет Рус. православной церкви, 2007.
7. Журнал Московской Патриархии. 2005. № 8.
Е.В. ЕЖАК (Ростов-на-Дону)
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ САМОРАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Анализируется теория самовоспитания в постсоветский период, рассматриваются принципиально новые подходы отечественных учёных к содержанию понятия «самовоспитание».
Выделяются особенности отдельных современных концепций саморазвивающего обучения и технологий их практической реализации.
Новые ориентации и ценности образования, характерные для ситуации, сложившейся в нашей стране в постсоветский период, определили необходимость пересмотра содержания понятия «самовоспитание». Одним из первых отечественных ученых, предпринявших попытку истолкования данного понятия с позиций идеи свободного саморазвития личности, стал О.С. Газман.
Ученый обращается к потенциалу сознания, которое он считает основной ценностью образования [1]. Под сознанием понимается целостная категория образования личности, включающая три взаимосвязанных компонента: образ мира, образ мыслей, образ Я. По мнению О.С. Газмана, эти компоненты в их единстве «наиболее точно характеризуют личность как субъек-
та сознания ... сознание творит деятельность, а значит, и самого человека» [2: 34]. Автор по-новому ставит вопрос об объекте образования. По его мнению, таковым не может выступать ни отдельная личность, ни группа, ни общество в целом. Объектом образования является только образовательный материал (явления, символы, модели, ситуации, ценности, деятельность, отношения, атмосфера, предметы), в процессе выбора и преобразования которого происходит самоопределение личности. Самоопределение, таким образом, является процессом и результатом осознанного выбора личностью позиций, целей, средств самореализации в конкретных жизненных условиях, ведущим механизмом обретения внутренней свободы.
О.С. Газман употребляет термин «педагогика свободы», который он противопоставляет понятию «педагогика необходимости». Педагогика необходимости, по его мнению, изучает мир таким, каков он есть. В рамках «педагогики необходимости» не ставится вопрос об изучении индивидуальных характеристик ребенка; она интересуется человеком как некой абстрактной категорией. Человек предстает некоторым субстратом педагогического воздействия. Проблему развития у детей способности к самопознанию «педагогика необходимости» не исследует.
«Педагогика свободы», по О.С. Газма-ну, изучает проблемы конкретного человека, рассматривая его как субъект выбора. Выбор осуществляется человеком по отношению к себе, что требует углубленного исследования проблем формирования самосознания, свободной деятельности, самоопределения, самостоятельности, самовоспитания. Такая постановка проблемы делает особенно актуальными рассмотрение вопросов, связанных с педагогической поддержкой формирующегося человека в его автономном духовном строительстве, самовоплощении («неадаптивной активности») , жизненном самоопределении.
В контексте данных рассуждений О.С. Газман проводит различия между содержанием двух категорий - педагогической поддержки и воспитания. Автор точно определяет семантический смысл категории поддержки, справедливо полагая, что поддерживать можно лишь то, что уже имеет-
© Ежак Е.В., 2008