Научная статья на тему 'Формирование схемы доставки бурового оборудования для нефтегазового сектора из Китая в Россию'

Формирование схемы доставки бурового оборудования для нефтегазового сектора из Китая в Россию Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
230
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СХЕМА ТРАНСПОРТИРОВКИ / МАРШРУТЫ / ТРАНСПОРТНЫЕ РАСХОДЫ / ИЗДЕРЖКИ / ТАРИФЫ / СКОРОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕНИЕ / TRANSPORTATION SCHEME / ROUTES / TRANSPORTATION COSTS / EXPENDITURES / TARIFFS / SPEED / INTERNATIONAL TRAFFIC

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Матюшенко Е.С., Кулакова Ю.В., Шепель А.С.

Аннотация Цель: Изучение практических аспектов формирования схемы доставки бурового оборудования для нефтегазового сектора из Китая в Россию для определения возможности оптимизации маршрутов и снижения стоимости транспортировки, учитывая конструктивные особенности перевозимых грузов. Методы: Используются методы систематизации и обобщения теоретических концепций и статистических данных. Результаты: Проведен анализ возможных маршрутов международного сообщения в рамках перевозки бурового оборудования. Определены особенности основных наземных маршрутов перевозки грузов из Китая. Для сравнения различных маршрутов и сроков доставки предложена формула расчета необходимого времени для перевозки и обработки грузов. Представлен расчет времени нахождения в пути в процессе перевозки бурового оборудования по маршруту Пекин-Забайкальск-Сибирский и Уральский Федеральные округа. Обоснована необходимость формирования эффективной схемы доставки негабаритных грузов для нефтегазового сектора на основе предложенного алгоритма. Практическая значимость: Разработанный подход дает возможность проводить расчеты времени нахождения в пути различных грузов и применить полученные результаты при формировании эффективной схемы доставки грузов. Приведенные в статье рекомендации будут способствовать улучшению качества предоставляемых логистических услуг, повышению эффективности перевозочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF DRILLING EQUIPMENT DELIVERY SCHEME FOR OIL AND GAS SECTOR FROM CHINA TO RUSSIA

Summary Objective: To study the practical aspects of the formation of the drilling equipment delivery scheme for the oil and gas sector from China to Russia. This is done in order to determine the possibility of optimizing routes and reducing the cost of transportation, taking into account the design features of the transported goods. Methods: The methods of systematization and generalization of theoretical concepts and statistical data were used. Results: The analysis of possible routes of international communication in the context of transportation of drilling equipment was carried out. The specifics of the main land routes of cargo transportation from China were determined. A formula for calculating the time required for transportation and handling of goods was introduced in order to compare the different routes and the delivery time. The calculation of time spent on the road during the transportation of drilling equipment along the route Beijing-Zabaikalsk-the Siberian and Ural Federal Districts was presented. The necessity to form an effective scheme for the delivery of oversized cargo for oil and gas sector based on the SHAPE \* MERGEFORMAT proposed algorithm was substantiated. Practical importance: The developed approach makes it possible to calculate the time spent on the way of various cargoes and apply the obtained results in the formation of an effective cargo delivery scheme. The recommendations presented in the article will help improve the quality of the logistics services provided, and increase the efficiency of the transportation process.

Текст научной работы на тему «Формирование схемы доставки бурового оборудования для нефтегазового сектора из Китая в Россию»

УДК 656.02

Е. С. Матюшенко, Ю. В. Кулакова, А. С. Шепель

ФОРМИРОВАНИЕ СХЕМЫ ДОСТАВКИ БУРОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА ИЗ КИТАЯ В РОССИЮ

Дата поступления: 10.05.2018 Решение о публикации: 08.06.2018

Аннотация

Цель: Изучение практических аспектов формирования схемы доставки бурового оборудования для нефтегазового сектора из Китая в Россию для определения возможности оптимизации маршрутов и снижения стоимости транспортировки, учитывая конструктивные особенности перевозимых грузов. Методы: Используются методы систематизации и обобщения теоретических концепций и статистических данных. Результаты: Проведен анализ возможных маршрутов международного сообщения в рамках перевозки бурового оборудования. Определены особенности основных наземных маршрутов перевозки грузов из Китая. Для сравнения различных маршрутов и сроков доставки предложена формула расчета необходимого времени для перевозки и обработки грузов. Представлен расчет времени нахождения в пути в процессе перевозки бурового оборудования по маршруту Пекин-Забайкальск-Сибирский и Уральский Федеральные округа. Обоснована необходимость формирования эффективной схемы доставки негабаритных грузов для нефтегазового сектора на основе предложенного алгоритма. Практическая значимость: Разработанный подход дает возможность проводить расчеты времени нахождения в пути различных грузов и применить полученные результаты при формировании эффективной схемы доставки грузов. Приведенные в статье рекомендации будут способствовать улучшению качества предоставляемых логистических услуг, повышению эффективности перевозочного процесса.

Ключевые слова: Схема транспортировки, маршруты, транспортные расходы, издержки, тарифы, скорость, международное сообщение.

*Elena S. Matyushenko, postgraduate student, lena.matyushenko11@mail.ru; Yulia V. Kulakova, postgraduate student, Julia-juska@mail.ru; Alexander S. Shepel, postgraduate student, Alexadr. WM@yandex.ru (Emperor Alexander I Petersburg State Transport University) THE FORMATION OF DRILLING EQUIPMENT DELIVERY SCHEME FOR OIL AND GAS SECTOR FROM CHINA TO RUSSIA

Summary

Objective: To study the practical aspects of the formation of the drilling equipment delivery scheme for the oil and gas sector from China to Russia. This is done in order to determine the possibility of optimizing routes and reducing the cost of transportation, taking into account the design features of the transported goods. Methods: The methods of systematization and generalization of theoretical concepts and statistical data were used. Results: The analysis of possible routes of international communication in the context of transportation of drilling equipment was carried out. The specifics of the main land routes of cargo transportation from China were determined. A formula for calculating the time required for transportation and handling of goods was introduced in order to compare the different routes and the delivery time. The calculation of time spent on the road during the transportation of drilling equipment along the route Beijing-Zabaikalsk-the Siberian and Ural Federal Districts was presented. The necessity to form an effective scheme for the delivery of oversized cargo for oil and gas sector based on the

proposed algorithm was substantiated. Practical importance: The developed approach makes it possible to calculate the time spent on the way of various cargoes and apply the obtained results in the formation of an effective cargo delivery scheme. The recommendations presented in the article will help improve the quality of the logistics services provided, and increase the efficiency of the transportation process.

Keywords: Transportation scheme, routes, transportation costs, expenditures, tariffs, speed, international traffic.

В настоящее время нефтегазовая отрасль России практически на 80 % зависит от импорта специального оборудования. Ранее, до 2014 г., оно поставлялось из стран Европейского союза; после введения санкций в отношении нашей страны, связанных с присоединением Крыма, такое оборудование все чаще стали поставлять из Китая. Все вышеизложенное демонстрирует актуальность решения задачи формирования рациональных схем доставки бурового оборудования для нефтегазового сектора из Китая в Россию.

Схема доставки грузовых единиц представляет собой комплекс мероприятий по организации доставки грузов, при этом алгоритм выбора эффективной схемы доставки состоит из нескольких этапов:

• определение оптимального маршрута перемещения грузопотока;

• определение пунктов перевалки (смены транспортных средств);

• выбор транспортных средств с учетом характеристики перевозимых грузов и поддержанием уровня качества процесса доставки;

• документооборот;

• наличие транспортно-логистических центров;

• наличие погрузо-разгрузочных механизмов.

Помимо вышеуказанного для составления вариантов доставки грузов используют различные параметры, которые включают скорость, надежность, время транзита, безопасность, обслуживание клиентов, обработку заявок, стоимость доставки, возможные потери и ущерб. Порядок важности этих критериев отличается от конкретных ситуаций, но при транспортировке грузов для нефтегазового сектора одним из наиболее значимых является выбор марш-

рута следования, который позволяет минимизировать стоимость и сократить сроки.

В настоящее время существуют три основных наземных маршрута для перевозки грузов из Китая [1-3].

Первым вариантом маршрута транспортировки бурового оборудования из Китая в Россию является железнодорожный путь через пропускной пункт Маньчжурия/Забайкальск. Это можно объяснить техническим оснащением пограничного перехода, возможностью организовать перевалку любого груза с путей, ширина колеи которых составляет 1435 мм (в Китае), на железнодорожные пути в России с шириной колеи 1520 мм. Таможенный пропускной пост Забайкальск служит крупнейшим транзитным железнодорожным пунктом пропуска на российско-китайской границе. Забайкальской железной дорогой через пропускной пункт Маньчжурия/Забайкальск в 2017 г. было перевезено 1,4 млн т импортных грузов [4].

Вторым маршрутом служит транзит через Казахстан через пограничный переход Ала-шанькоу/Достык. Железнодорожный маршрут из Китая в Россию через Казахстан обладает рядом преимуществ:

• большая часть пути проходит по Китаю, что влияет на скорость доставки, поскольку в Китае железнодорожный транспорт развит лучше, его плотность выше, чем в России, это связано в основном со значительной модернизацией в последнее десятилетие железных дорог в Китае [5];

• существуют преимущества при таможенном оформлении, связанные с тем, что Казахстан входит в состав Таможенного союза.

Третий вариант маршрута - транзит через Монголию. Данное направление использует-

ся не часто, поскольку для этого существует множество ограничений. Однопутная железная дорога, построенная Советским Союзом в Монголии, влияет на ее пропускную способность, а неразвитая инфраструктура не позволяет назвать этот маршрут коммерчески значимым. Железнодорожным пунктом пропуска на границе Китая и Монголии является Дзамын-Ууд/Эрлянь, на российско-монгольской границе - Кяхта (Наушки)/Сухэ-Батор и Соло-вьевск/Эрэнцав. Данные участки железной дороги нуждаются в электрификации, которая могла бы обеспечить полное задействование этого наиболее короткого пути через Дзамын-Ууд/Эрлянь к центру промышленного производства Китая. Помимо электрификации следует провести модернизацию железнодорожных пунктов пропуска через российскую государственную границу, что позволит увеличить их пропускную способность [6].

Существуют и иные маршруты, например, по железной дороге через Суйфэньхэ/Гроде-ково, комбинированный автомобильный и железнодорожный переход через Владивосток, Уссурийск, Благовещенск и другие приграничные районы, но они незначительны в общем

объеме перевозок и редко используются для транспортировки бурового оборудования.

В процессе сравнения различных маршрутов срок доставки находится по формуле

m n l

T =1 wj+Z sk,

i=1 j=1 к=1

где t - время движения между i-м и (/+1)-м пунктами, i = 1, m ; т - время оформления проверки таможенных документов на j-м пункте, j = 1, n ; Sk - время погрузки, разгрузки и складирования на к-м пункте, к = 1, £; m - количество участков движения транспорта; n - количество пунктов таможенного оформления; l - количество пунктов погрузки-разгрузки (см. [1, 4, 7]).

Подробный анализ маршрутов в Россию показал, что их можно разделить на группы, которые представлены в таблице.

Используя приведенные выше данные, рассчитаем время нахождения в пути в процессе перевозки бурового оборудования по маршруту Пекин-Забайкальск-Сибирский и Уральский Федеральные округа:

Т = 5 + 2 + 8 = 15 дней,

o min '

Характеристика маршрутов доставки грузов из Китая в Россию (составлено по материалам [1, 4, 7])

Маршрут Сроки Время обработки грузов на пограничном переходе, дни Время транспортировки по РЖД, дни

Гуанчжоу-До стык-Приволжский и Уральский Федеральные округа Из Гуанчжоу в Достык доставка занимает 7 дней, по железной дороге Казахстана - 4-5 дней 3-5 6-7

Пекин-Забайкальск-Сибирский и Уральский Федеральные округа Из Пекина в Забайкальск доставка занимает 5-6 дней 2-3 8-10

Шанхай-Эрлянь-Наушки-Центральный и СевероЗападный Федеральные округа Из Шанхая в Эрлянь доставка занимает 5 дней, по Монголии -5-7 дней 3-5 12-14

Шанхай-Приволжский и Южный Федеральные округа Из Шанхая в порт Восточный, Находка и/или Владивосток доставка занимает 7-8 дней 3-4 11-13

Т = 6 + 3 + 10 = 19 дней.

o max

Исходя из этих данных, видно, что доставка груза по маршруту Пекин-Забайкальск-Сибирский и Уральский Федеральные округа может быть осуществлена в интервале от 15 до 19 дней.

Несмотря на такое разнообразие маршрутов, объем товаров, перемещающихся между Европой и Азией, растет быстрее, чем инфраструктура. Россия предложила Северный морской путь в качестве альтернативы существующим маршрутам, а Китай инициировал проект «Шелковый путь». При растущей торговле между азиатскими и европейскими странами большое внимание уделяется сокращению расходов на фрахт. Россия и Китай рассматривают новые пути для продвижения по всем континентам [8].

Объем грузовых перевозок по суше не может быть увеличен до полной пропускной способности Транссибирской железной дороги. Еще в 2010 г. министр транспорта Игорь Левитин отметил, что Транссибирская компания уже работает на полную мощность. В настоящее время Россия планирует модернизировать линии, но пока не приступила к их реализации. Перспективы модернизации очень трудно оценить, так как Транссибирская магистраль является самой длинной в мире железной дорогой (9300 км) с огромным количеством связанной инфраструктуры, но планируется, что в случае модернизации железной дороги можно к 2020 г. увеличить поток грузов на 26 % - до 210 млн т. Прогнозируемая стоимость составляет 562 млрд руб., которые окупятся через 10-15 лет [9-14]. Одной из альтернатив в будущем было бы более эффективное использование Северного морского пути. Этот маршрут почти в два раза короче, чем другие морские маршруты от Европы до Дальнего Востока.

Таким образом, развитие эффективной схемы доставки грузов является актуальной задачей, решение которой будет способствовать улучшению качества предоставляемых логистических услуг, повышению эффективности

перевозочного процесса. Выбор рациональной схемы доставки грузов заключается в формировании такого варианта доставки грузовых единиц, в котором учитываются особенности маршрутов, виды транспорта, организация взаимодействия между всеми участниками процесса перевозки, логистических затрат в целом. При этом данная схема транспортировки должна быть не только универсальной, но и основываться на подробном анализе таких важных экономических аспектов доставки грузов как штрафы за несоблюдение договоров (опоздание, простой), длительность выполнения различных дополнительных операций и др., а также на оценке влияния этих факторов на эффективность всего процесса перевозки.

Выбор наиболее рационального способа транспортировки груза из нескольких альтернативных вариантов - очень важный и трудоемкий процесс. Важно выделить наиболее приоритетный показатель из всех возможных критериев оценки эффективности и оптимальности варианта перевозки, что позволит на начальном этапе исследования отвергнуть заведомо нецелесообразные варианты транспортировки, за счет чего в конечном итоге процесс выбора рациональной схемы транспортировки грузов существенно сократится.

Библиографический список

1. Пономарева Н. Н. Транссиб как ведущий евроазиатский Международный транспортный коридор на территории России / Н. Н. Пономарева // Вестн. НГПУ. - 2014. - № 4 (20). - С. 57-65.

2. Степанов Е. А. Таможенно-логистический фактор развития внешней торговли региона / Е. А. Степанов, А. Е. Смекалин // Вестн. ЧелГУ. - 2016. -№ 14 (396). - С. 68-78.

3. Швецов А. В. Влияние таможенных режимов на процесс формирования транспортных логистических цепей в международных сообщениях / А. В. Швецов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2014. - № 4 (69). - С. 61-64.

4. Погрузка на Забайкальской железной дороге в 2017 году. - URL : http://www.gudok.ru/news/ ?ID=1398656 (дата обращения : 03.05.2018).

5. Персианов В. А. Железнодорожный транспорт как коммуникационная основа системы «Россия -Китайская Народная Республика» / В. А. Персианов, Э. Б. Мухаметдинов, С. В. Бжуско // Восточная аналитика. - 2010. - № 1. - С. 77-85.

6. Перечень многосторонних автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. - URL : https://zakonbase.ru/content/part/349871?print=1 (дата обращения : 03.05.2018).

7. Залетов Ю. С. Вопросы таможенного оформления грузов при организации работы логистических провайдеров в сфере железнодорожного транспорта / Ю. С. Залетов, В. Н. Остапчук // Вестн. ГУУ. -2016. - № 11. - С. 61-64.

8. Юкина Т. И. Значение территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток для выхода России на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона / Т. И. Юкина // Изв. СПбГЭУ. - 2017. -№ 4 (106). - С. 175-179.

9. Вперед по восточному пути. - URL : https:// lenta.ru/articles/2015/02/02/bam1 (дата обращения : 03.05.2018).

10. Транссибирская магистраль: перспективы развития, значение. Пути повышения эффективности. - URL : http://fb.ru/article/235562/transsibirskaya-magistral-perspektivyi-razvitiya-znachenie-puti-povyisheniya-effektivnosti-rabotyi (дата обращения : 03.05.2018).

11. Суходолов А. П. Китайская восточная железная дорога : опыт России и Китая по совместной реализации крупномасштабных проектов / А. П. Суходолов // Изв. БГУ. - 2014. - № 3. -С.72-77.

12. Самойлов Н. А. Китайско-Восточная железная дорога - историческое наследие двух народов: перспективы изучения / Н. А. Самойлов, Е. О. Старовойтова, М. В. Ходяков, Д. Г. Янчен-ко // НИР. - 2016. - № 3 (17). - С. 205-210.

13. «ТрансКонтейнер» стал новым логистическим оператором железнодорожных перевозок Коувола-Китай. - URL : http://www.svkk.ru/novosti/ трансконтейнер-стал-новым-логисти (дата обращения: 03.05.2018).

14. Коровяковский Е. К. Взаимодействие транспортных систем и применение комплексного подхода к решению основных проблем смешанных перевозок / Е. К. Коровяковский, А. М. Симуш-ков // Изв. Петерб. гос. ун-та путей сообщения. -СПб. : ПГУПС, 2012. - № 4 (34). - С. 5-10.

References

1. Ponomareva N. N. Transsib kak vedushchiy evro-aziatskiy Mezhdunarodniy transportniy koridor na ter-ritorii Rossii [Transsib as the leading Euro-Asian International Transport Corridor in Russia]. Vestnik NGPU [Bulletin of the National Pedagogical University], 2014, no. 4 (20), pp. 57-65. (In Russian)

2. Stepanov E. A. & Smekalin A. E. Tamozhenno-logisticheskiy factor razvitiya vneshney torgovly re-giona [Customs and logistics factor of development of foreign trade in the region]. Vestnik ChelGU [Bulletin of Chelyabinsk State Universit], 2016, no. 14 (396), pp. 68-78. (In Russian)

3. Shvetsov A. V. Vliyaniye tamozhennykh rezhy-mov na protsess formirovaniya transportnykh logis-ticheskykh tseley v mezhdunarodnykh soobshcheniyakh [The influence of customs regimes on the process of forming transport logistics chains in international communications]. Tamozhennaya politika Rossii na Dal-nem Vostoke [Russia's customs policy in the Far East], 2014, no. 4 (69), pp. 61-64. (In Russian)

4. Pogruzka na Zabaikalskoy zheleznoy doroge v 2017 godu [Loading on the Trans-Baikal railway in 2017]. URL: http://www.gudok.ru/news/?ID=1398656 (accessed: 03.05.2018). (In Russian)

5. Persianov V. A., Mukhametdinov E. B., Bzhus-ko S. V. Zheleznodorozhniy transport kak kommunikat-sionnaya osnova sistemy "Rossiya - Kitaiskaya Narod-naya Respublika" [Railway transport as communication basis of the system "Russia - the People's Republic of China"]. Vostochnaya analitika [Eastern Analytics], 2010, no. 1, pp. 77-85. (In Russian)

6. Perechen mnogostoronnykh avtomobilnykh i zheleznodorozhnykh punktov propuska cherez gosu-darstvennuyu granitsu Rossiyskoy Federatsii [The list of multilateral road and railway checkpoints across the state border of the Russian Federation]. URL:

https://zakonbase.ru/content/part/349871?print=1 (accessed: 03.05.2018). (In Russian)

7. Zaletov Yu. S. & Ostapchuk V. N. Voprosy tamo-zhennogo oformleniya gruzov pry organizatsii raboty logisticheskykh provaiderov v sfere zheleznodorozh-nogo transporta [The issues of customs clearance of goods in the process of project management of logistics providers in the sphere of rail transport]. Vestnik GUU [Bulletin of the State University of Management], 2016, no. 11, pp. 61-64. (In Russian)

8. Yuyukina T. I. Znacheniye territoriy operezhay-ushchego razvitiya i svobodnogo porta Vladivostok dlya vykhoda Rossii na rynky Aziatsko-Tikhookean-skogo regiona [The significance of territories of social and economic advancement and the Free Port of Vladivostok for Russia's entry into the markets of the Asian-Pacific region]. Izvestiya SPbGEU [Proceedings of SPbGEU], 2017, no. 4 (106), pp. 175-179. (In Russian)

9. Vperedpo vostochnomu puty [Onwards along the eastern path]. URL: https://lenta.ru/articles/2015/ 02/02/bam1/(accessed: 03.05.2018) (In Russian)

10. Transsibirskaya magistral: perspektyvy raz-vitiya, znacheniye. Puty povysheniya effektivnosty [Trans-Siberian Railway: development prospects, significance. Ways to improve efficiency]. URL: http://fb.ru/article/235562/transsibirskaya-magistral-perspektivyi-razvitiya-znachenie-puti-povyisheniya-effektivnosti-rabotyi (accessed: 03.05.2018). (In Russian)

11. Sukhodolov A. P. Kitaiskaya vostochnaya zheleznaya doroga: opyt Rossii i Kitaya po sovmest-noy realizatsii krupnomasshtabnykh proektov [Chinese Eastern Railway: the experience of Russia and China in the joint implementation of large-scale projects]. Izvestiya BGU [Proceedings of the BSU, 2014, no. 3, pp. 72- 77. (In Russian)

12. Samoylov N. A., Starovoitova E. O., Khodya-kov M. V. & Yanchenko D. G. Kitaisko-Vostochnaya zheleznaya doroga - istoricheskoye naslediye dvukh narodov: perspektivy izucheniya [Chinese-Eastern Railway - the historical heritage of two peoples: prospects of studying. NIR [Academic Research Work], 2016, no. 3 (17), pp. 205-210. (In Russian)

13. "TransKonteiner" stal novym logisticheskym operatorom zheleznodorozhnykhperevozok [TransContainer to become the new logistic operator of the Kou-vola-China railway transportation]. URL: http://www. svkk.ru/novosti/transcontainer-staff-logistics (accessed: 03.05.2018). (In Russian)

14. Korovyakovsky E. K. & Simushkov A. M. Vzai-modeistviye transportnykh system i prymeneniye kom-pleksnogo podkhoda k resheniyu osnovnykh problem smeshannykh perevozok [Interaction of the transport systems and application of an integrated approach to the solution of the main problems of the mixed transportations]. Izvestiya Peterburgskogo Universiteta putey soobshcheniya [Proceedings of Petersburg State Transport University]. Saint Petersburg, PGUPS Publ., 2012, no. 4 (34), pp. 5-10. (In Russian)

*МАТЮШЕНКО Елена Сергеевна - аспирант, lena.matyushenko11@mail.ru; КУЛАКОВА Юлия Вадимовна - аспирант, Julia-juska@mail.ru; ШЕПЕЛЬ Александр Сергеевич - аспирант, Alexadr. WM@yandex.ru (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.