Научная статья на тему 'Практические аспекты выбора логистической схемы ввоза товара из Китая в город Красноярск'

Практические аспекты выбора логистической схемы ввоза товара из Китая в город Красноярск Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ввоз товара / логистическая схема / Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс) / условия поставки товаров / условие поставки «свободно на борту» / условие поставки «стоимость / страхование и фрахт» / import of goods / logistic scheme / Eurasian Economic Community (EurAsEC) / terms of goods delivery / condition of carriage by sea (or river) mode of transport (condition “free on board”) / delivery condition “cost / insurance and freight”

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К. А. Гладышева, И. В. Полухин, М. П. Иванова

Современное развитие предприятий в условиях глобализации и интернационализации экономической деятельности, невозможно без построения рациональной логистической схемы. Выбранная логистическая схема должна эффективно решать задачи осуществления операций перемещения товара в интересах импортера при учете требований таможенного законодательства. Необходимость анализа и выбора наиболее эффективной логистической схемы, удовлетворяющей требованиям минимизации расходов на импорт и соблюдения его сроков, определила актуальность и практическую значимость исследования. Выбор рационального маршрута является важной составляющей при перевозке товаров из Китая в Российскую Федерацию. Доставка товара может осуществляться с помощью автомобильного, железнодорожного, морского, а также воздушного видов транспорта. Объектом исследования стала внешнеэкономическая деятельность одного из предприятий Красноярского края. Предметом исследования – альтернативные варианты логистической схемы ввоза товара для предприятия из Китая в Красноярск (станция Базаиха). В результате специального анализа систематизированы практические аспекты выбора логистической схемы ввоза товара из Китая до города Красноярска (станция Базаиха). Результатами исследования стали расчеты по различным условиям поставки товара и предложенная логистическая схема его ввоза из Китая для предприятия Красноярского края, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL ASPECTS OF SELECTION IMPORT LOGISTIC SCHEME OF GOODS FROM CHINA IN KRASNOYARSK CITY

The modern development of enterprises in the context of globalization and the internationalization of economic activity requires the construction of a rational logistical scheme. The logistics scheme should effectively solve the problems of moving goods in the interests of both the importer and exporter, take into account the requirements of customs legislation. The relevance and practical importance of the research is related to the need to analyze and select the most effective logistics scheme. Such a pre-governmental scheme, which would ensure the minimization of costs for imports (exports) and compliance with its deadlines. The choice of a rational route is necessary when transporting goods from China to the Russian Federation. Delivery of goods can be carried out with the help of road, rail, sea, as well as air transport. The object of the study is the foreign economic activity of the enterprise of the Krasnoyarsk Territory. The subject of the research is alternative variants of the logistics scheme for importing goods for an enterprise from China to Krasnoyarsk (Bazaikha station). The paper systematizes the practical aspects of choosing a logistics scheme for the import of goods from China. The results of the study were calculations on various conditions for the delivery of goods, as well as a logistical scheme of its import from China for one of the enterprises of the Krasnoyarsk Territory.

Текст научной работы на тему «Практические аспекты выбора логистической схемы ввоза товара из Китая в город Красноярск»

Раздел 4

ЛОГИСТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК

УДК 339.543(084)

Для цитирования: Гладышева К. А., Полухин И. В., Иванова М. П. Практические аспекты выбора логистической схемы ввоза товара из Китая в город Красноярск // Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. № 4. С. 47-55.

For citations: Gladysheva K. A., Polukhin I. V., Ivanova M. P. Practical aspects of selection import logistic scheme of goods from china in Krasnoyarsk city // Social and economic systems management. 2017, No. 4, Рр. 47-55. (In Russ., abstr. in Engl.)

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫБОРА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ВВОЗА ТОВАРА ИЗ КИТАЯ В ГОРОД КРАСНОЯРСК

К. А. Гладышева1, И. В. Полухин2, М. П. Иванова2*

1 Красноярская таможня Российская Федерация, 660073, ул. Тельмана, 38 E-mail: 465081@mail.ru

2Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: masha.mmonro.ivanova@mail.ru

Современное развитие предприятий в условиях глобализации и интернационализации экономической деятельности, невозможно без построения рациональной логистической схемы. Выбранная логистическая схема должна эффективно решать задачи осуществления операций перемещения товара в интересах импортера при учете требований таможенного законодательства. Необходимость анализа и выбора наиболее эффективной логистической схемы, удовлетворяющей требованиям минимизации расходов на импорт и соблюдения его сроков, определила актуальность и практическую значимость исследования.

Выбор рационального маршрута является важной составляющей при перевозке товаров из Китая в Российскую Федерацию. Доставка товара может осуществляться с помощью автомобильного, железнодорожного, морского, а также воздушного видов транспорта. Объектом исследования стала внешнеэкономическая деятельность одного из предприятий Красноярского края. Предметом исследования — альтернативные варианты логистической схемы ввоза товара для предприятия из Китая в Красноярск (станция Базаиха). В результате специального анализа систематизированы практические аспекты выбора логистической схемы ввоза товара из Китая до города Красноярска (станция Базаиха). Результатами исследования стали расчеты по различным условиям поставки товара и предложенная логистическая схема его ввоза из Китая для предприятия Красноярского края, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность.

Ключевые слова: ввоз товара, логистическая схема, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс), условия поставки товаров, условие поставки «свободно на борту», условие поставки «стоимость, страхование и фрахт».

PRACTICAL ASPECTS OF SELECTION IMPORT LOGISTIC SCHEME OF GOODS FROM CHINA IN KRASNOYARSK CITY

K. A. Gladysheva1, I. V. Polukhin2, M. P. Ivanova2

1Krasnoyarsk customs 38, Telmana Str., Krasnoyarsk, 660073, Russian Federation 2Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: masha.mmonro.ivanova@mail.ru

The modern development of enterprises in the context of globalization and the internationalization of economic activity requires the construction of a rational logistical scheme. The logistics scheme should effectively solve the problems of moving goods in the interests of both the importer and exporter, take into account the requirements of customs legislation. The relevance and practical importance of the research is related to the need to analyze and select the most effective logistics scheme. Such a pre-governmental scheme, which would ensure the minimization of costs for imports (exports) and compliance with its deadlines.

The choice of a rational route is necessary when transporting goods from China to the Russian Federation. Delivery of goods can be carried out with the help of road, rail, sea, as well as air transport. The object of the study is the foreign economic activity of the enterprise of the Krasnoyarsk Territory. The subject of the research is alternative variants of the logistics scheme for importing goods for an enterprise from China to Krasnoyarsk (Bazaikha station). The paper systematizes the practical aspects of choosing a logistics scheme for the import of goods from China. The results of the study were calculations on various conditions for the delivery of goods, as well as a logistical scheme of its import from China for one of the enterprises of the Krasnoyarsk Territory.

Keywords: import of goods, logistic scheme, Eurasian Economic Community (EurAsEC), terms of goods delivery, condition of carriage by sea (or river) mode of transport (condition "free on board"), delivery condition "cost, insurance and freight".

Введение. Необходимость анализа и выбора наиболее эффективной логистической схемы в интересах осуществления внешнеэкономической деятельности предприятия, удовлетворяющей требованиям минимизации расходов на ввоз продукции и его сроков, определила актуальность и практическую значимость выбранной темы исследования. Целью исследования является анализ и выбор оптимальной логистической схемы ввоза полиолефи-новой пленки из Китая в город Красноярск (станция Базаиха) для ООО «Русский профиль» различными видами транспорта с использованием специальных условий поставки. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования: выявление особенностей применения различных логистических схем в зависимости от вида транспорта, условий поставки; выполнение анализа различных условий поставки полиолефи-новой пленки, в том числе используемых в настоящее время на предприятии; предложить наиболее рациональный вариант логистической схемы ввоза полиолефиновой пленки для ООО «Русский профиль» из Китая.

Полиолефиновые термоусадочные пленки с многослойной структурой являются на сегодняшний день наиболее востребованным продуктом в сфере упаковки. Это связано с тем, что российский рынок за последние годы переживает бурный темп роста. Она ввозится из разных стран, но основным производителем и экспортером является Китайская Народная Республика. Перемещаемый товар (полиолефиновой пленки) специфичен (вес, упаковка, физические и химические свойства). Товар остается эластичной, гибкой и прочной даже при очень низких температурах, не выделяет вредных газов (хлор) при хранении и усадке. Потребность предприятия в нем высока, что обусловлено большими объемами его использования при производстве растущих объемов готовой продукции предприятия. Эти два важных аспекта должны быть учтены при выборе логистической схемы ввоза товара из Китая для ООО «Русский профиль».

Характеристика и особенности применения различных логистических схем в зависимости от ввозимого товара и вида транспорта. С развитием транспорта непременно развивается и торговля, ведь появляются новые возможности по доставке грузов в любую точку страны и за ее пределы. С логистической точки зрения транспорт является технической основой, которая обеспечивает движение материальных и (или) товарно-материальных потоков, сосуществует с ними как транспортный поток, выполняя по отношению к ним обслуживающую функцию. При этом транспортный поток формируется совокупностью транспортных средств, обеспечивающих перемещение грузов и движущихся по транспортным путям сообщения. Транспортировка - одна из ключевых логистических функций связанная с перемещением продукции транспортным средством по определенной технологии в цепи поставок и состоящая из логистических операций и функций, включая экспедирование, обработка груза, упаковку, передачу прав и собственности на груз, страхование рисков, таможенные процедуры. С экономической точки зрения транспорт является одним из определяющих элементов производственно-коммерческого процесса. Функционируя в условиях рыночной экономики, транспортные предприятия должны быть нацелены на получение единого экономического результата в логистической цепи. Цепь поставок представляет множество звеньев, связанных между собой информационными, денежными и товарными потоками. Цепь поставки выполняет две основные функции:

1. Физическая функция цепочки поставки видна любому: материалы превращаются в детали, а те в готовые изделия, и все это тем или иным образом перемещается в пространстве.

2. Посредническая функция цепочки поставки менее очевидна, но не менее важна - на рынок должно приходить то, что нужно потребителям.

Управление цепями поставок - это комплекс подходов, помогающий эффективной интеграции поставщиков, производителей, дистрибьюторов и

продавцов. Оно охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Важнейшим условием существования современных цепей поставок является их конкурентоспособность и гибкость, способность быстро и качественно осуществлять запросы клиентов. Логистические схемы являются частью цепи поставок [4; 5; 7]. Логистические схемы доставки включают ряд операций, предполагающих взаимодействие различных видов транспорта. От оптимальности схемы их взаимодействия напрямую зависит стоимость перевозки и конечная цена перевозимого товара. Поэтому для объективности оценки эффективности использования того или иного вида транспорта целесообразно исходить из конкретных условий перевозок, складывающихся в различных регионах или направлениях и таких показателей, как мощность грузопотока, средняя дальность перевозки, соотношения груженого и порожнего пробега, района размещения линии, ее технической оснащенности и т. д. [9-12].

Для достижения цели исследования в работе потребовалось выделить и систематизировать особенности перевозки товара различными видами транспорта, с учетом вида ввозимого товара, физико-географического положения пункта назначения. Результаты решения данной задачи представлены в табл. 1.

Достоинства и недостатки различных видов транспорта, выделенных с учетом особенностей товара (вес, упаковка, физические и химические свойства), ввозимого для предприятия, состава транспортной схемы, должны быть учтены при выборе логистической схемы ввоза товара. Перевозка товаров является сложным процессом, состоящим из ряда операций. Существует схема перевозки сборных грузов из Китая до станции Бахаиха города Красноярска. В качестве примера рассмотрим поставку сборного товара из Китая (КНР) до Красноярска (рис. 1).

Вид используемого транспорта Объект перевозок Состав транспортной схемы Достоинства/ недостатки вида транспорта

Железнодорожные перевозки Пассажирские Один перевозчик одного вида транспорта Не релевантные, так как требуются большие объемы поставок товара

Несколько перевозчиков одного вида транспорта

Грузовые Один перевозчик одного вида транспорта Относительно меньшие транспортные расходы и риски

Несколько перевозчиков одного вида транспорта Относительно большие транспортные расходы и риски

Автомобильные перевозки Пассажирские Один перевозчик одного вида транспорта Не релевантные, так как требуются большие объемы поставок товара

Несколько перевозчиков одного вида транспорта

Грузовые Один перевозчик одного вида транспорта Относительно меньшие транспортные расходы и риски В сравнении с ж/д меньший срок доставки, но выше риск потери товара, его порчи

Несколько перевозчиков одного вида транспорта Относительно большие транспортные расходы и риски В сравнении с ж/д меньший срок доставки, но выше риск потери товара, его порчи

Морские и речные перевозки Пассажирские Один перевозчик одного вида транспорта Не релевантные, так как требуются большие объемы поставок товара

Несколько перевозчиков одного вида транспорта

Несколько перевозчиков разных видов транспорта

Грузовые Один перевозчик одного вида транспорта Относительно меньшие транспортные расходы и риски В сравнении с ж/д, авто выше срок доставки, ниже расходы

Несколько перевозчиков одного вида транспорта Относительно большие транспортные расходы и риски В сравнении с ж/д, авто выше срок доставки, ниже расходы

Таблица 1

Сравнительная оценка перевозок товара различными видами транспорта

При формировании товара к отправке из КНР разными видами транспорта, экспедитором (логистом) реализуется следующий алгоритм действий [9-12]:

- консолидация товара - это формирование и хранение небольших партий грузов от нескольких отправителей для будущей перевозки по одному транспортному документу;

- страхование товара - это выбор вида страхования, и совершение действий по установлению обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования;

- таможенное декларирование товара - предоставление таможенному органу (на основе таможенной декларации) сведений о товарах, о выбранной таможенной процедуре, других сведений, необходимых для выпуска товаров;

- сюрвейерские услуги - разновидность консалтинговых услуг, оказываемых по просьбе импортера по контролю за качеством товара при его транспортировке, иначе - инспекция грузов (сюрвей);

- отслеживание товара - определение местонахождения на протяжении всего пути его доставки.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока осуществляется с помощью различных транспортных средств. Проведем сравнительную оценку альтернативных логистических схем перевозки груза ООО «Русский профиль» различными видами транспорта (рис. 2, 3, 4, 5). Железнодорожные перевозки достаточно экономичны и способны транспортировать грузы больших габаритов и массы. Как следует из рассмотрения специальной информации источников [5; 7; 12] этот вид перевозок особенно большой популярностью пользуется у предприятий тяжелой промышленности, а также у горнодобывающих предприятий.

Морская перевозка в контейнерах (рис. 3), как элемент схемы, включающей участие железнодорожного транспорта, усложняет логистическую схему транспортировки грузов для объекта исследования, поскольку требует дополнительных операций и расходов, координированных действий перевозчика и заказчика. Доставка грузов морем при всей сложности удобна тем, что возможна доставка в любую точку земного шара [9-12].

_Ж_

Погрузка товара на транспортное средство в порту КНР

Следование товара железнодорожным (автотранспортом) до станции Базаиха (Красноярск)

Рис. 1. Схема доставки сборного груза

Рис. 2. Схема доставки товара с участием железнодорожного транспорта

Рис. 3. Схема доставки груза в контейнерах с участием морского транспорта

Перевозки грузов автомобильным транспортом как внутри страны, так и за рубеж - один из самых популярных видов грузоперевозок. Зачастую это единственный способ доставить тот или иной груз вглубь страны, что обусловливает такую популярность данной услуги [9-11]. У логистики Китая есть свои особенности, которые связаны и с географическим положением страны, и с тысячами лет добровольной изоляции от внешнего мира. Если Китаю удалось за пару десятков лет развить промышленность, то с торговыми путями все немного сложнее.

Выбор оптимального способа доставки перевозки зависит от ряда факторов, начиная от стоимости и количества товаров и заканчивая местонахождением покупателя. Поэтому решение принимать нужно в каждом случае отдельно, оценив все исходные данные. Профессиональный подход к этому вопросу позволит сэкономить деньги и время, а надежные поставщики и посредники позволят планировать бизнес-процессы в среднесрочной перспективе [9].

Анализ особенностей применения различных условий поставок при ввозе товара для предприятия различными видами транспорта. В настоящее время, для поставки полиолефиновой, предприятие использует две логистические схемы по условию поставки БСА и СШ разными видами транспорта.

Условие поставки FCA «Free Carrier», в переводе «Франко перевозчик». С помощью рис. 4 мы можем увидеть географическую форму представления данного условия поставки. Покупателем является ООО «Русский профиль».

Продавец грузит товар у себя на складе и передает номинированному перевозчику, который выбран ООО «Русский профиль». Риск утраты и повреждения товара ложатся на покупателя. С этого момента покупатель несет все расходы. Рассмотрим табл. 1.

На рис. 5 представлена логистическая схема перевозки товара для ООО «Русский профиль» по условию поставки CIF морским транспортом, а затем железнодорожным.

Риски повреждения груза переходят от отправителя к получателю в момент пересечения поручней судна, но отправка может считаться выполненной только тогда, когда получатель проинспектирует и примет товар в порту. В табл. 2 показаны расходы продавца и покупателя, которые они несут при перевозке по данному условию поставки.

Обобщим результаты характеристики условий поставок товаров, используя специальные источники [1-3; 5; 6]. Сравнительная оценка альтернативных условий поставок приведена в табл. 3.

Рис. 4. Схема перемещения товара по условию поставки РСЛ («франко перевозчик»)

Рис. 5. Схема перевозки товара по условию поставки СШ («стоимость, страхование и фрахт»)

Таблица 1

Расходы продавца и покупателя

Виды расходов Продавец Покупатель

Погрузка на транспортное средство на складе продавца V

Доставка до основного перевозчика V

Экспортные формальности V

Погрузка на основной транспорт V

Оплата основного транспорта V

Страхование основной перевозки V

Выгрузка с основного транспорта V

Импортные формальности V

Доставка от основного перевозчика до склада покупателя V

Выгрузка на складе покупателя V

Выбор логистической схемы ввоза полиолефи-новой пленки для ООО «Русский профиль». Выбор оптимального маршрута является важной составляющей при перевозке товаров из Китая в Российскую Федерацию. Доставка товара может осуществляться с помощью автомобильного, железнодорожного, морского, а также воздушного видов транспорта. Одним из самых дорогих, но быстрых перевозок являются авиаперевозки из Китая. Они не представляют сложности, так как есть аэропорты во всех китайских городах. Во многие уголки нашей страны отправляются товары с различным грузом. Оптимизированными маршрутами, проходящими по территории Российской Федерации из Китая считаются:

- Пекин - Москва;

- Пекин - Екатеринбург;

- Шанхай - Санкт-Петербург;

- Гуанчжоу - Новосибирск.

Железнодорожная инфраструктура в Китайской

Народной Республике, по сравнению с российской, развита немного иначе. Российские железные дороги отличаются размерами, от чего напрямую зависит скорость поставки товара. Также при морских контейнерных перевозках удачно объединены дос-

тоинства, присущие грузоперевозкам морским транспортом с преимуществами перевозок товаров в контейнерах.

Транспортировка морем обеспечивает низкую себестоимость при доставках товара на дальние расстояния водным путём. Использование контейнеров гарантирует высокую степень защиты груза от повреждений и воровства на всех этапах доставки товара.

Для того чтобы установить цену товара, нужно учитывать различные затраты, которые обусловлены поставкой товара покупателю. Рассматривая различных условиях поставки, необходимо отметить, что стоимость перевозки полиолефиновой пленки будет зависеть от того, какое условие поставки выберет покупатель, какие затраты на себя возьмет и какими видами транспорта товар будет перемещаться.

Рассмотрим в табл. 4 результаты расчета расходов на перевозку товара по различным условиям поставки FOB, FCA и CIF из морского порта Шанхая до Санкт-Петербурга морским видом транспорта и после железнодорожным транспортом до станции Базаиха в городе Красноярске.

Таблица 3

Сравнительная характеристика условий поставок

Критерии сравнения Условия поставки

FCA «Free Carrier» («Франко перевозчик») CIF «Oost, insurance, freight» («Стоимость, страхование, фрахт») FOB «Free on board» («Свободно на борту судна»)

Вид используемого транспорта любые виды морской и внутренний речной морской и внутренний речной

Риски и расходы (по элементам транспортного процесса) за продавцом (погрузка со склада - доставка в порт) за продавцом (погрузка со склада - доставка в порт - погрузка на борт, страхование) за продавцом (погрузка со склада - доставка в порт - погрузка на борт)

за покупателем (погрузка на борт - на борту - граница - прибытие - порт -терминал - покупатель) за покупателем (прибытие на границу - прибытие в порт - разгрузка в терминале - доставка покупателю) за покупателем (прибытие на границу - прибытие в порт - разгрузка в терминале - доставка покупателю)

Обязательства покупателя доставка товара, импортное таможенное оформление разгрузка и принятие товара в порту разгрузки, импортное таможенное оформление доставка товара в порт разгрузки, импортное таможенное оформление

Обязательства продавца экспортное таможенное оформление, отгрузка товара перевозчику выбранным покупателем экспортное таможенное оформление, страховка, погрузка товара на борт судна, доставка товара в порт разгрузки экспортное таможенное оформление, размещение товара в порту отгрузки, погрузка на борт судна выбранного покупателем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Расходы на перевозку товара по разным условиям поставки

Направление Тип контейнера Ставка, USD Сумма расходов, руб.

FOB Порт Шанхай - Cанкт-Петербург - станция Базаиха 20 фт 1 500 84 660

FOB Порт Шанхай - Cанкт-Петербург - станция Базаиха 40 фт 3 800 214 472

FCA Порт Шанхай - Cанкт-Петербург - станция Базаиха 20 фт 2 250 126 990

FCA Порт Шанхай - Cанкт-Петербург - станция Базаиха 40 фт 4 550 256 802

CIF Порт Шанхай - Cанкт-Петербург - станция Базаиха 20 фт 1 500 84 660

CIF Порт Шанхай - Cанкт-Петербург - станция Базаиха 40 фт 2 200 124 168

Как видно из представленной таблицы (табл. 4), по доставке полиолефиновой пленки задействованы 20 фт контейнеры. При перемещении 19 куб. м по-лиолефиновой пленки, можно ввозить её по различным условиям поставки. Для данной таблицы наименьшая сумма расходов компании приходится на условия FOB («Свободно на борту судна») и CIF, («Стоимость, страховка и фрахт»), в этом случае, цена для покупателя и продавца будет оптимальной и не придется нести больших затрат. Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что перевозить целесообразно товар в 20 фт. контейнерах.

В стоимость данных сделок по условиям поставки не включено:

- оформление отгрузочных документов (инвой-сов, спецификаций);

- таможенный досмотр, взвешивание контейнера (по запросу таможенных органов), сортировка;

- сверхнормативное хранение контейнеров в порту отправления;

- хранение контейнеров в порту назначения;

- сверхнормативное использование контейнера;

- стоимость отправки документов экспресс-почтой по поручению клиента.

Данные ставки действительны при условии, когда вес одного места не превышает 1500 кг, а масса

брутто товара не превышает 25,5 тонн для 40 футового контейнера.

Также полиолефиновую пленку можно ввозить и морским транспортом, но через Владивосток и автомобильным транспортом через пограничный железнодорожный переход Маньчжурия - Забай-кальск. Такие перевозки незаменимы при условиях отдаленности конечного пункта доставки товаров. Так как многие компании имеют в разных местах склады, то автодоставки товаров из Китая становятся более выгодными и практичными, так как повышается качество организации самой транспортировки, сокращается срок доставки.

Рассмотрим логистическую схему доставки товара автомобильным видом транспорта на рис. 6.

В целях выбора рациональной логистической схемы ввоза товаров проведем сравнительную оценку вариантов ввоза полиолефиновой пленки для предприятия из Китай с использование различных видов транспорта. ООО «Русский профиль» в основном ввозит полиолефиновую пленку в размере 19 куб. м, которая весом 10 770 т). Сравнительная оценка вариантов ввоза полиолефиновой пленки при различных условиях поставки представлена в табл. 5.

Граница Маньчжурия - Забайкальск

Рис. 6. Логистическая схема доставки товара автомобильным транспортом

Сравнительная оценка вариантов ввоза полиолефиновой пленки для ООО «Русский профиль» при различных условиях поставки

Таблица 5

Условие поставки Критерии сравнительной оценки Бальная оценка предпочтительности (от 0 до 3)

Вид транспорта для перевозки Стоимость расходов до границы, включая терминальные сборы Сумма расходов, руб. Время доставки, дни.

CIF Владивосток Море + ж/д 250 долл. США (портовые) 65000 45 2

FOB Шанхай FCA Шанхай Море + ж/д Авто + авто 750 долл. США (фрахт + портовые) 1700 дол. (автодоставка по Китаю + доставка до границы) 65000 80000 45 J 20 з L _1 1

DAP Маньчжурия Авто + Авто 300 долл. (погрузо-разгрузочные + доставка до границы) 80000 20 1

EXW Шанхай Авто + Авто 2100 долл. (доставка по Китаю + ПРР + экспортное оформление + доставка до границы) 80000 20 1

Анализируя варианты условий поставки товаров, представленные в табл. 5, можно увидеть, что, если ввозить в 20 фт контейнерах товар, то выгоднее это можно сделать, если поставить его по условию поставки OF или FOB. По стоимости эти условия считаются рациональными, но есть недостаток в том, что увеличивается срок доставки. Пунктиром выделены условия ввоза товара, которые были предложены авторами предприятию и приняты им к рассмотрению, как наиболее привлекательные в интересах ввоза товара.

В данном случае всё зависит от потребностей продавца и покупателя. Если товар для покупателя

нужно доставить за короткий срок, то лучше использовать автомобильный вид транспорта, он по стоимости дороже, но сократит срок поставки товара. Если сроки не важны для предприятия, то целесообразнее по стоимости доставить товар морем, а затем железнодорожным транспортом.

Учитывая результаты сравнительной оценки различных способов перевозки (табл. 1), условий перевозки полиолефиновой пленки (табл. 3, 5), а также экспертной оценки предпочтительности вариантов ввоза товара, авторами предлагается логистическая схема ввоза полиолефиновой пленки, представленная на рис. 7.

КНР

Морской порт Шанхая

Морской порт Владивостока

Рис. 7. Предлагаемая логистическая схема ввоза полиолефиновой пленки на условиях Free on board для ООО «Русский профиль»

Товар из Китая могут поставить железнодорожным транспортом, при перегрузке на другой железнодорожный транспорт в ТПП Забайкальск. Стоимость такой перевозки будет не выгодной, она будет составлять 3 500 тыс. долл., но скорость доставки перевозки товара окажется быстрее. Авиационным видом транспорта везти товар из Китая до Красноярска нецелесообразно поскольку авиадоставка предпочтительна по скоростному показателю, но в тоже время самый дорогой способ для перевозки товара. Как правило, авиадоставка самолетом из Китая используется в тех случаях, когда требуется перевезти не большую по объему партию товара, заказывается пробная партия, необходимо доставить пакет документов или иных ценных бумаг. Ориентировочная стоимость перевозки товара составит 15-17 тыс. долл.

Заключение. Таким образом, стоимость ввоза полиолефиновой пленки для ООО «Русский профиль» по предлагаемой схеме (см. рис. 7) - море, плюс железнодорожная перевозка такая же, как и при использовании условий СШ, она составит 65 000 руб., (но ниже чем при других альтернатив-

ных условиях), срок доставки составит 45 дней, который устраивает предприятие. Вместе с тем, предложенная авторами логистическая схема (на условиях Free on board - FOB) ООО «Русский профиль» имеет несколько преимуществ в сравнении с используемой на предприятии CIF ^ost, insurance, freight):

- выполнение контракта на перемещение с предприятием на условиях транспортно-экспеди-торского обслуживания, при которых экспедитор несет перед предприятием-импортером полную ответственность за взятые обязательства доставки товаров;

- оплата на услуги производится в рублях, при наличии возможности получения кредитных отсрочек, оплата услуг транспортировки без создания валютных резервов;

- наличие возможности возможность решать потенциальные проблемы (спорные вопросы) в России, а не в стране экспортера, в том числе путем предъявления судебных исков;

- возможность осуществления контроля отгрузки и движения товара.

Предприятие-импортер имеет возможность получать оперативную информацию от экспедитора по возникающим проблемам и вариантам их решения. Лучшие условия, на которых следует подписывать контракты с китайскими фирмами - FOB порт Китая. Если проанализировать реальные расходы - FOB получается выгоднее. Практика показывает, чем больше логистических операций контролирует сам покупатель - тем меньше себестоимость и гибче логистическая схема.

Библиографические ссылки

1. Инкотермс 2010 [Электронный ресурс]. M. : OIM.RU, 2017. URL: http://mos-interlogistics.com/ info/inkoterms-2010/ (дата обращения: 06.06.2017).

2. Инвойс: значение и применение в международных поставках товаров [Электронный ресурс]. URL: http://vedinform. com/customs/docs/i nvoice. html (дата обращения: 04.05.2017).

3. Консолидация грузов [Электронный ресурс] : интернет-журн. URL: http://haarmannsi.com/uslugi/ konsolidacziya-gruzov.html (дата обращения: 30.04.2017).

4. Классификация логистических систем [Электронный ресурс] : интернет-журн. URL: http://logis-ticstime.com/logisticheskaya-sistema/klassifikaciya-logisticheskix-sistem/ (дата обращения: 28.03.2017).

5. Особенности перевозки разными видами транспорта услуги [Электронный ресурс] : интернет-журн. URL: http://v-e-d.ru/tamozhennaya-eko-nomika/10/ (дата обращения: 30.04.2017).

6. Особенности заполнения спецификации к договору поставки [Электронный ресурс]. URL: http://corphero.ru/biz/specifikaciya-k-dogovoru-postav-ki.html#chto-eto-takoe/ (дата обращения: 04.05.2017).

7. Разработка логистической схемы доставки груза [Электронный ресурс] : интернет-журн. URL: http://www.manytransport.ru/maors-410-1 .html/ (дата обращения: 03.04.2017).

8. Соглашение об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза [Электронный ресурс] : Межгоссовет ЕврАзЭс на уровне глав Правительств 21 мая 2010 г. // Евразийская экономическая комиссия. M. : 2010 URL: http://www.tsouz.ru/MGS/mgs21-05-10/ Pages/Cogl_ZD.aspx/ (дата обращения: 30.04.2017).

9. Сюрвейерские услуги [Электронный ресурс] : интернет-журн. URL: https://www.reartek.com/surve yerskie-usligi/ (дата обращения: 30.04.2017).

10. Транзитная декларация [Электронный ресурс] : ВЭД центр. URL: https://ved.center/doku-menty/tranzitnaya-deklaratsiya (дата обращения: 14.05.2017).

11. Транспорт в сети поставок [Электронный ресурс] : интернет-журн. URL: http://www.xcomp. biz/1-3-transport-v-cepi-postavok.html (дата обращения: 11.04.2017).

12. Цветцых А. В., Полухин И. В., Арсентьев В. В. Организация экспорта сельскохозяйственной про-

дукции в Красноярском крае: элементы инфраструктуры и индикаторы экономической безопасности // Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. № 2. С. 50-56.

References

1. Incoterms 2010 [Electronic resource]. M. : OIM.RU, 2017. Available at: http://mos-interlogistics. com/info/inkoterms-2010/ (accessed: 06.06.2017).

2. Invoice: value and application in international supply of goods [Electronic resource]. Available at: http://vedinform. com / customs / docs / i nvoice.html (accessed: 04.05.2017).

3. Consolidation of goods: an online magazine [Electronic resource]. Available at: http://haarmannsi. com/uslugi/konsolidacziya-gruzov.html (accessed: 04.04.2017).

4. Classification of logistics systems: an online magazine [Electronic resource]. Available at: http://logisticstime.com/logisticheskaya-sistema/klassi-fikaciya-logisticheskix-sistem/ (accessed: 28.03.2017).

5. Features of transportation of different types of transport services [Electronic resource] : an online magazine. Available at: http://v-e-d.ru/tamozhennaya-ekonomika/10/ (accessed: 30.04.2017).

6. Features of filling the specification to the supply contract [Electronic resource]. Available at: http://cor-phero.ru/biz/specifikaciya-k-dogovoru-postavki.html# chto-eto-takoe (accessed: 04.05.2017).

7. Development of logistic scheme of cargo delivery an online magazine [Electronic resource]. Available at: http://www.manytransport.ru/maors-410-1.html (accessed: 04.03.2017).

8. Agreement on the specifics of customs transit of goods transported by rail through the customs territory of the Customs Union [Electronic resource] : EurAsEC Interstate Council at the level of heads of governments May 21, 2010. Eurasian Economic Commission. M. : 2010. Available at: http://www.tsouz.ru/MGS/mgs21-05-10/Pages/Cogl_ZD.aspx (accessed: 04.04.2017).

9. Surveyor services: an online magazine [Electronic resource]. Available at: https://www. reartek.com/surveyerskie-usligi/ (accessed: 30.05.2017).

10. Transit Declaration: FEA center [Electronic resource]. Available at: https://ved.center/dokumenty/ tranzitnaya-deklaratsiya (accessed: 14.05.2017).

11. Transportation in the supply network: Internet magazine [Electronic resource]. Available at: http:// www.xcomp.biz/1-3-transport-v-cepi-postavok.html (accessed: 11.04.2017).

12. Tsvettsykh A. V., Polukhin I. V., Arsentyev V. V. Organization of export of agricultural production in the Krasnoyarsk region: infrastructure elements and indicators of economic safety // Social and economic systems management. 2017, No. 2, Рр. 50-56. (In Russ., abstr. in Engl.)

© Гладышева К. А., Полухин И. В., Иванова М. П., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.