Научная статья на тему 'Формирование сети кемпингов как возможная основа концепции развития туризма в Псковской области'

Формирование сети кемпингов как возможная основа концепции развития туризма в Псковской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
564
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование сети кемпингов как возможная основа концепции развития туризма в Псковской области»

ТУРИЗМ И РЕКРЕАЦИЯ

В. Л. Мартынов, И. Е. Сазонова

ФОРМИРОВАНИЕ СЕТИ КЕМПИНГОВ КАК ВОЗМОЖНАЯ ОСНОВА КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В развитой части мира туризм является одной из самых динамичных и прибыльных отраслей. Согласно одному из исследований туристских потоков, в 2006 г. общемировые доходы от туризма составили 6.5 трлн. долл., в этой сфере занято 8.7% экономически активного населения мира. Согласно рейтингу, учитывающему как прямое, так и косвенное воздействие туризма на национальную экономику, Россия занимает 121 место в мире, доходы от туризма составили 94.8 млрд. долл. По абсолютным показателям доходов от туризма Россия примерно в семнадцать раз уступает США (1652.7 млрд. долл.). Доходы от туризма в соседней Финляндии в 2006 г. составили 25.2 млрд. долл. при том, что население страны составляет примерно 5.3 млн. чел., или примерно 5 тыс. долл. на каждого жителя1. Можно утверждать, что пока что туризм как отрасль российской экономики находится в начале своего развития.

В 2007 г. Псковскую область посетило примерно 250 тыс. туристов2. Туристский поток в 2003 г. составил 234 тыс. чел.3. Таким образом, развития туризма в области практичес-

ки не происходит. Псковская область богата достопримечательностями, но крайне бедна туристской инфраструктурой. Средств на развитие этой инфраструктуры область, относимая к числу самых бедных регионов России, не имеет. Возможности дальнейшего развития туризма как "культурно-познавательного", с опорой на существующую инфраструктуру, исчерпаны. "Историко-культурный" туризм можно назвать "одноразовым". Человек посещает один раз некие достопримечательности, чем и ограничивается - дескать, уже был, и ехать еще раз, вроде как, и незачем. Те, кто возвращается в приглянувшиеся места, делает это, как правило, самостоятельно, без участия туристских организаций.

То, что возможности пресловутого "историко-культурного" туризма исчерпаны, говорит следующий факт: в "День народного единства" 4 ноября 2009 г. из С.-Петербурга ушло 52 автобуса с туристами только в направлении Лаппенранты, финского города неподалеку от границы. Еще несколько десятков - на Хельсинки, Котку, Иматру, Савонлинну и дру-

1 http://ratmg.rbc.m/artide.shtml?2006/09/27/31152123

2 URL: http://www.pskov.ru/ru/society/smi/publications/1905

3 URL: http://informpskov.ru/society/14860.html

гие финские города. Жители "северной столицы" поехали пройтись по магазинам, поплавать в аквапарках, просто отдохнуть, хотя большинство из них были в Финляндии далеко не первый раз. Сколько автобусов в этот день было отправлено в направлении Пскова, сказать сложно, но скорее всего их можно пересчитать по пальцам одной руки, хотя этот све-жеобретенный праздник должен концентрировать внимание именно на "историко-культурных" достопримечательностях родной страны.

Такие же тенденции и в соседних регионах. В 2008 г. Ленинградскую область посетило 1785 тыс. туристов, в 2007 г. 1.7 млн. туристов4. В 2006 г. область посетило 1.7 млн. туристов5. Новгородская область разделяет в своей статистике туристов и экскурсантов, чего остальные регионы Северо-Запада не делают. Исходя из данных по отдельным периодам 2007 г., общее число туристов в Новгородской области можно оценить в 230 тыс. чел., количество экскурсантов в 700 тыс. чел.6. В 2006 г. область посетило 238 тыс. туристов и 740 тыс. экскурсантов7.

Для Карелии характерно увеличение туристского потока с 1.5 млн. в 2005 г. до 1.7 млн. чел. (неподтвержденные данные) в 2007 г. Но большую часть этого потока составили пассажиры круизных судов, следующих через Онежское озеро и заходящих в Кижи. Большое значение имеют также круизные рейсы из С.-Петербурга на остров Валаам.

В Вологодской области численность туристов в 2005 и 2006 гг побывало примерно по 1 млн. туристов, но за 2004 г. вологодской статистикой зафиксировано примерно 100 тыс. туристов. Можно предположить, что в качестве туристов, посещающих Вологодскую область, фиксируются все пассажиры круизных судов, следующих по Волго-Балтийскому водному пути и заходящих в населенные пункты Вологодской области (в частности, город Кириллов).

Таким образом, для граничащих с Псковской областью субъектов федерации характер-

на стагнация в развитии туризма или крайне медленный его рост.

Сравнивать показатели развития туризма Псковской области с аналогичными показателями других стран сложно потому, что зарубежная статистика учитывает туристов не по числу посещений, а по числу ночлегов. Но очень интересны показатели роста числа ночлегов российских туристов в Финляндии: 2004 г - 447 тыс. ночлегов, 2006 г - 677 тыс., 2007 г

- 854 тыс.8. По данным Росстата, рост числа поездок российских граждан в Финляндию за 2006-2007 гг. составил 20%, а с целью туризма -11%9. Туристский поток в Финляндию растет с каждым годом. В 2008 г. финскими консульскими представительствами в России было выдано более полумиллиона виз, из которых более 80% - многократные. Что же так притягивает российских туристов на территорию соседней страны, практически лишенную каких-либо природных или историко-культурных достопримечательностей? Прежде всего - великолепно развитая инфраструктура туризма, рассчитанная на людей любого достатка, от студента до миллионера. В нашей стране, судя по расценкам туристских предприятий, рассчитывают главным образом на миллионеров.

Туристско-рекреационная деятельность в Псковской области в настоящее время ориентируется главным образом на состоятельного потребителя, представлена небольшим числом предприятий, привлекает не слишком значительную по численности рабочую силу и обладает очень слабым мультипликационным эффектом.

В 2005 г. доля вида экономической деятельности "Гостиницы и рестораны" в валовом региональном продукте (ВРП) Псковской области составляла 1%. Доля этого направления для России (по сумме регионов) составила 0.9%, С.-Петербурга - 1.4%, Ленинградской области - 0.5%, Новгородской области - 1.2%, Карелии - 0.8%, Вологодской области - 0.6%щ.

4 URL: http://www.lentravel.ru/activity

5 URL: http://www.severmform.ru/mdex.php?page=newsfull&date =26-02-2007&pr=&rg=&newsid=38590

6 URL:http://www.severinfo.ru/index.php?option=com_com_calendar&target= arch&task=view&id= 10612&Itemid=44%22

7 http://www.ksu83.ru/nn9208.html

8 URL: http://www.tilastokeskus.fi/tup/suoluk/suoluk_liikenne_en.html

9 URL: http://www.russiatourism.ru/files/Viezd.doc

10 Регионы России: социально-экономические показатели 2007. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2007. С. 361.

Насколько можно судить по косвенным данным, за последние годы доля этого вида экономической деятельности в ВРП области вряд ли резко возросла.

Нынешнее состояние туризма как в Псковской области, так и в соседних регионах, является неустойчивым. Ситуация может измениться как в сторону увеличения туристских потоков, так и в сторону их уменьшения. Многочисленные программы развития туризма, принимавшиеся в разных субъектах федерации, пока что не дали каких бы то ни было существенных результатов прежде всего потому, что они не имели серьезного обоснования и проработки. Те цифры роста потоков, которые в этих программах приводились, в подавляющем большинстве случаев попросту взяты с потолка. Так, Карелия располагает ныне 69 местами размещения с общей численностью мест 4.5 тыс., но при этом прогнозирует увеличение туристского потока в ближайшие три - четыре года до 3 млн. чел.11.

Основания для столь оптимистичного прогноза совершенно неясны. Утверждается, что за это же время в развитие туризма в Карелии планируется вложить более 1 млрд. долл., и в республике будут построены гостиницы мирового класса (интервью президента Карелии С. Катанандова агентству РИА Новости 21 июня 2007 г.)12. Но во-первых, непонятно, откуда в Карелию придут инвестиции в размере миллиарда долларов, во-вторых, нет ясности, кто и где будет строить эти гостиницы, и в-третьих, строительство "дорогих" гостиниц обычно снижает туристский поток, а не увеличивает его (пример, хорошо известный в туристской отрасли - Объединенные Арабские Эмираты). Обычный турист просто не имеет возможности останавливаться в таких гостиницах.

Не следует придавать серьезное значение такого рода "прожектам", они, как правило, ограничиваются громкими выступлениями и стендами на туристских конференциях. К сожалению, с подобного рода не всегда продуманными идеями можно столкнуться и в Псковской области.

Развитие туристско-рекреационной деятельности в России в целом и Псковской обла-

11 URL: http: //www. k-rest. com

12 URL: http://www.k-rest.com

сти в частности идет в целом медленно, и сталкивается с рядом проблем, основными из которых являются:

- в целом невысокий уровень доходов населения, которое пока еще не может обеспечить полноценный массовый спрос на услуги туристских предприятий;

- как у отечественных, так и у зарубежных инвесторов нет большого интереса к российскому туристскому рынку;

- у значительной части населения страны нет потребности в продукции туристской отрасли;

- уровень развития туристско-рекреационной инфраструктуры в соседних с нами странах (Финляндии, Швеции, Эстонии, Латвии) таков, что потребитель может получить услуги более высокого качества, чем в России, по такой же или даже более низкой цене;

- основная проблема развития въездного туризма из-за границы - сохраняющийся визовый режим.

- значительная часть территории Псковской области закрыта для посещения. Это главным образом пограничная зона, в которую входят территории вдоль границ и побережий. Но как положительный факт следует отметить тенденции к сокращению размеров этой зоны в сравнении с теми, которые были первоначально (2005 г.) заявлены.

Развитие туризма, как и любой отрасли экономики, дело не быстрое, где немедленных результатов не бывает. Кроме этого, для того, чтобы получать деньги от туризма, надо их сначала вложить в развитие туристской инфраструктуры, формирование положительного "образа региона" в СМИ и рекламные компании. Желательно действовать именно в такой последовательности. Обычно начинают с рекламы, но удачно проведенная рекламная компания может "заманить" туриста в регион, однако если его ожидания будут обмануты, повторный визит вряд ли состоится.

Оценить объемы инвестиций в туристско-рекреационную деятельность достаточно непросто. Однако если судить по опыту зарубежной Европы, гостиницы являются вторым по привлекательности объектом для строитель-

ных компаний после офисных зданий. Инвестиции в гостиницу окупаются в европейских условиях в среднем за двадцать лет. При этом в Германии строительный бум начался после того, как спрос на офисные здания снизился13. Но в условиях современной Псковской области строительные компании предпочитают работать на рынке строительства жилья и офисных центров, спрос на которые пока что далек от удовлетворения. Привлечение как инвестиций, так и подрядчиков к гостиничному строительству в Псковской области будет весьма затруднительным.

Анализ зарубежного опыта показывает, что стоимость строительства одного номера в гостинице колеблется от 22-25 тыс. долл. до 100150 тыс. долл. в зависимости от категории номера14. Так, например, сметная стоимость рассчитанной на 300 номеров гостиницы Hyatt в Екатеринбурге составила 160 млн. долл.15. Труц-но предположить, что в условиях Псковской области инвестиции и сроки окупаемости будут существенно меньше. Таким образом, если даже сейчас начать строительство гостиниц, то положительный экономический эффект от этого будет достигнут за пределами прогнозируемого будущего. Это подтверждается и тем простым фактом, что замороженное около двадцати лет назад строительство двух больших гостиниц во Пскове около Ольгинского моста никак не "размораживается".

Для успешного развития туризма в Псковской области следует кардинальным образом сменить его идеологию. Современный областной, как и вообще российский, туризм рассчитан на норму прибыли, т.е. стремится к тому, чтобы получить максимальную прибыль от каждого туриста. Нужно ориентироваться на европейскую туристскую деятельность, ориентирующейся на массу прибыли - экономическая эффективность обеспечивается за счет большого туристского потока, при этом прибыль от каждого отдельного туриста минимальна.

Кроме этого, следует исходить из того факта, что Псковская область, как и большинство северо-западных субъектов Федерации не

имеет возможности ни обеспечивать прямыми инвестициями создание объектов туристской инфраструктуры, ни привлекать их со стороны в значительных количествах.

Большое значение имеет выбор стратегии развитии туризма в регионе, или, если использовать принятую в отечественной экономической географии терминологию - его специализацию. Предлагается множество направлений специализации туризма Псковской области. Но очевидно, что многие из этих предложений представляют собой "кальку" с зарубежного опыта, в наших условиях далеко не всегда применимую.

Так, в Псковской области никогда не получит распространения "сельский туризм", характерный для Европы. В зарубежной Европе житель города, как правило, не имеет загородного участка, на котором он может выстроить дачный домик и заняться возделыванием сада или огорода. В силу этого европейские горожане с большим интересом отправляются в сельские туры. Но большинство жителей российских городов имеет дачи, и используют именно их в целях "агротуризма". Те же, кто дач не имеет, и к посещению сельской местности в туристских целях, с проживанием в деревенских домах и участием в сельскохозяйственных работах, обычно не склонны. Очевидно, что активная реклама "сельского туризма" не имеет в наших условиях никакого смысла.

Также в целом неблагоприятно можно оценить перспективы экологического туризма. Большие туристские потоки на особо охраняемые природные территории Западной Европы, США и Японии объясняются главным образом тем, что увидеть природные комплексы развитых стран вне этих территорий очень сложно. Это либо прямо запрещено (например, в Западной и Южной Европе), либо серьезно ограничено (например, в странах Северной Европы посещать леса и даже останавливаться в них можно, но категорически запрещено разводить костры). В наших условиях, когда возможности поездок "на шашлыки" в ближайший лес, на берег реки или озера никем и ничем не ограничены, не совсем понят-

13 Сумленный С. Гостиничный бум в Германии // Эксперт, 2006. № 32 (526).

14 URL: www.interfax.ru/tourism/tourisminf.asp?sec=1470&id=2807

15 URL: http://www.pro-n.ru/news/17.07.2007/5.html

но, как привлекать туристов именно на особо охраняемые территории, например, в национальные парки. В качестве одного из направлений рекреационной деятельности развивается охотничий туризм, но это очень специфическое направление, и больших доходов оно не приносит хотя бы потому, что сезон охоты ограничен во времени.

Перспективным в условиях Псковской области можно считать рекреационный туризм. Рекреационный туризм в данном случае может представлять собой как двух - трехдневные поездки на выходные и праздники, так и более длительные путешествия, связанные с проведением отпуска.

Следовательно, основное внимание должно уделяться созданию некапиталоемких объектов туристской инфраструктуры, которые в то же время могут привлекать значительное количество туристов. Такого рода объекты давно созданы в Западной Европе и США. Это кемпинги.

В разных странах Европы уровень комфорта, обеспечиваемый в кемпингах, различен. Но для условий Псковской области более всего пригоден кемпинг скандинавского типа, широко распространенный в Финляндии, куда ежегодно отправляются десятки тысяч наших соотечественников.

В зарубежной Европе кемпинги располагаются повсеместно, причем многие из них работают только в теплое время года, исходя из чего можно сделать вывод, что это в целом прибыльные предприятия. Иначе вряд ли деятельность в области содержания кемпингов была столь широко распространенной. В Финляндии, природные условия который более суровы, чем в Псковской области, насчитывается примерно 300 кемпингов, т.е. один кемпинг приходится на 1 тыс. кв. км территории страны. Они располагаются везде, от побережья Финского залива до границы с Норвегией в Заполярье. Пример Финляндии в данном случае очень показателен. Люди, в отличие от авторов статьи, никогда не останавливавшиеся в европейских кемпингах, склонны к паническим вопросам типа "А как же комары?", "А что с холодными ночами?" или глупым заявлениям типа "А там чащоб нет", и т.д. Комаров в Финляндии не меньше, чем у

16 URL: http://p-sahalin.narod.ru/

нас, ночи холоднее, чащобами покрыта большая часть территории страны. Тем не менее, кемпинги процветают. За время последнего кризиса гостиниц закрылось достаточно много, а вот кемпингов - ни одного.

Кемпинги - это не места размещения "для бедных". Там останавливаются люди самого разного достатка и социального положения. Можно утверждать, что на Западе кемпинги -это образ жизни. Очень широко они используются, например, для семейного отдыха. Размещение семьи с детьми в гостинице любого уровня - это очень серьезный удар по бюджету средней европейской семьи. А использование кемпингов, где вся семья размещается за 20-25 евро в сутки, позволяет путешествовать практически без ограничений. В кемпинги выезжают не только родители с детьми, но и дедушки и бабушки с внуками. Возможно проживание с детьми любого возраста, от новорожденных до выпускников школ. Очень много в кемпингах молодых людей, но это связано больше с "романтикой" палаточной жизни, чем с отсутствием средств. Машины и мотоциклы молодых путешественников свидетельствуют о том, что уровень их благосостояния достаточно высок.

Но в России кемпингов европейского типа просто нет. И это очень странно, поскольку количество самостоятельных путешественников увеличивается год от года. Туризм в его традиционном понимании, когда фирма "набивает" автобус пассажирами и возит их по достопримечательностям, теряет свои позиции. В Европе таким образом путешествуют главным образом дети и пенсионеры. Люди "в расцвете лет" ездят самостоятельно. В России тенденции те же, Рунет переполнен рассказами автопутешественников о поездках на дальние расстояния. Самая дальняя поездка, рассказ о которой удалось обнаружить - С.-Петербург-Сахалин-С.-Петербург16. Но все эти рассказы имеют одну общую деталь: никаких туристских предприятий, предназначенных для ночевок самостоятельных путешественников, их авторами на просторах нашей страны обнаружено не было. Наряду с любителями дальних путешествий, кемпинги будут чрезвычайно привлекательны для путешественников на небольшие расстояния, вы-

езжающих на уик-энды. Небольшое расстояние, отделяющее Псковскую область от двух главных городов государства, Москвы и С.-Петербурга, этому способствует.

Формирование первой в России системы кемпингов существенно увеличит доходы от туристской деятельности в Псковской области при относительно небольших расходах, поскольку:

Кемпинги занимают значительные площади, но в современной Псковской области найти подходящие земли большой проблемы не составит.

Абсолютный и удельный объем инвестиций в создание и функционирование кемпингов крайне невелик, при этом кемпинги отличаются высокой рентабельностью.

Найти подрядчиков для строительства никакой проблемы не составит, ими могут быть фирмы, занимающиеся загородным домостроением и обустройством участков.

Кемпинги требуют значительно меньшего количества рабочей силы, чем другие места размещения.

- В силу низкой стоимости размещения кемпинги будут привлекательны для большого количества потребителей, чему способствует и продолжающаяся быстрыми темпами автомобилизация страны.

Предлагаемая схема развития кемпингов в Псковской области:

1 этап. Строительство 8-10 "опорных" кемпингов в наиболее привлекательных местах области, рассчитанных на эксплуатацию только в теплое время года. В каждом "опорном" кемпинге необходимо построить "бытовой центр" (туалеты, душевые, кухню-столовую), деревянные площадки под "семейные" палатки, обозначить площадки для кемпингов и караванов, провести к этим площадкам электропроводку, закупить сами палатки, мебель в них (складные кровати, столы, стулья), постельное белье. Обустроить площадку для самостоятельного размещения. Примерная сметная стоимость такого кемпинга - 2-2.5 млн. руб. Если не закупать палатки и другое оснащение, то сметная стоимость уменьшится, но вырастет срок окупаемости. На

этом этапе необходима прямая поддержка местной власти, например, бесплатное выделение земли, развитие энергетической, транспортной и коммуникационной инфраструктуры, организации рекламной кампании. Продолжительность этапа - 3-4 года.

2 этап. Строительство новых кемпингов такого же типа с тем, чтобы в каждом районе области было, по крайней мере, по одному кемпингу. Расширение оправдавших себя "опорных" кемпингов за счет строительства бунгало и кемпинговых домов разных типов и уровней комфортабельности. Создание в таких кемпингах объектов рекреационной инфраструктуры (кафе, спортивные площадки и т.д.). Дальнейшее обустройство мест под стоянки караванов и кемперов. Расходы на модернизацию каждый из "опорных" кемпингов определяет самостоятельно, исходя из собственных возможностей. Переход этих кемпингов на круглогодичную эксплуатацию. На этом этапе необходимо регулирование развития кемпингов со стороны власти, прямая поддержка нужна для новых кемпингов, уже существующие должны развиваться самостоятельно. Продолжительность этапа - 3-4 года.

3 этап - прекращение или значительное сокращение темпов экстенсивного развития. Переход всех "успешных" кемпингов с сезонного на круглогодичный режим деятельности. Следует иметь в виду, что часть кемпингов, созданных ранее, на этом этапе может исчезнуть ввиду разных причин. Региональным и местным властям влиять на деятельность успешных кемпингов не стоит, возможно "точечная" поддержка разоряющихся в том случае, если их крах случаен (некомпетентность руководства и т.д.). Далее система кемпингов становится самоорганизующейся и начинает отдавать больше, чем получила.

Развитие сети кемпингов по предлагаемому сценарию позволит резко увеличить приток туристов на территорию Псковской области, тем более что проект создания региональной сети кемпингов в случае его реализации будет или первым, или одним из первых таких проектов в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.