Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СЕРВИСНОЙ СТРАТЕГИИ КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ'

ФОРМИРОВАНИЕ СЕРВИСНОЙ СТРАТЕГИИ КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА / СЕРВИСНАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еремия Т.В.

В статье рассмотрены основные направления развития туристической отрасли, с учетом сформулированных в Стратегии развития туризма до 2020 года направлений. Определены основные положительные и отрицательные тенденции, влияющие на развитие рассматриваемой отрасли. Сформулированы направления развития отрасли, позволяющие реализовать пункты, определённые в стратегии развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF SERVICE STRATEGY AS A VECTOR OF DEVELOPMENT OF THE TOURISM INDUSTRY

The article describes the main directions of development of the tourism industry, taking into account formulated in the Strategy of tourism development until 2020 directions. Identifies the main positive and negative trends affecting the development of the sector in question. Directions of development of the industry, allowing us to implement the items identified in the strategy development.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СЕРВИСНОЙ СТРАТЕГИИ КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ»

УДК 338.012

Еремия Т.В., к.э.н.

доцент

кафедра Менеджмента Московский технологический институт

кафедра Маркетинга и рекламы Российский государственный гуманитарный университет

Россия, г. Москва ФОРМИРОВАНИЕ СЕРВИСНОЙ СТРАТЕГИИ КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Аннотация:

В статье рассмотрены основные направления развития туристической отрасли, с учетом сформулированных в Стратегии развития туризма до 2020 года направлений. Определены основные положительные и отрицательные тенденции, влияющие на развитие рассматриваемой отрасли. Сформулированы направления развития отрасли, позволяющие реализовать пункты, определённые в стратегии развития.

Ключевые слова: туристическая отрасль, стратегия развития, конкурентоспособность индустрии туризма, сервисная стратегия.

Eremiya T. V., candidate of economic Sciences, associate Professor of Management, Moscow technological Institute, associate Professor of Marketing

and advertising Russian state University for the Humanities

Russian Federation, Moscow THE FORMATION OF SERVICE STRATEGY AS A VECTOR OF DEVELOPMENT OF THE TOURISM INDUSTRY

Abstract:

The article describes the main directions of development of the tourism industry, taking into account formulated in the Strategy of tourism development until 2020 directions. Identifies the main positive and negative trends affecting the development of the sector in question. Directions of development of the industry, allowing us to implement the items identified in the strategy development.

Key words: tourism industry, development strategy, competitiveness of the tourism industry, service strategy.

Общемировая тенденция переориентации с простого производства материальных благ на предоставление услуг обусловлена высокой их ликвидностью, связанной с небольшим сроком поступления денежных средств к производителю, относительно невысокой материалоемкостью (включая так называемые нематериальные услуги), что увеличивает объем добавленной стоимости, а, следовательно, национальный доход. Это, безусловно, относится и к туризму.

Туризм в мировой экономике по-прежнему является одним из ведущих генераторов рабочих мест, т.к. создает свыше 75 млн. во всем мире, в сфере туризма работает каждый двенадцатый человек. Кроме того, туризм

выполняет важную социальную функцию - он обеспечивает занятость, прежде всего, молодежи и женщин в городах, а благодаря развитию сельского, этнического и экологического туризма - и в сельской местности.

Во многих странах высокая конкурентоспособность индустрии туризма объясняется тем, что является одновременно:

^ потребителем услуг (товаров) и работ, оказываемых различными отраслями экономики (транспорт, пищевая промышленность, гостиничный бизнес и т. д.);

^ крупнейшим работодателем;

^ мультипликатором для развития других групп товаров и услуг; ^ налоговым плательщиком в государственный бюджет различных уровней.

Таким образом, можно сказать, что развитая туристическая сфера в государстве может обеспечить занятость населения, а также стать толчком для развития смежных отраслей и сфер деятельности.

В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 проведен анализ развития туристической отрасли в основных регионах России, на основании, которого выделены положительные и отрицательные тенденции развития туризма (Таблица 1). К отрицательным тенденциям можно отнести:

^ недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, малое количество средств коллективного размещения экономичной и средней ценовой категории с современным уровнем комфорта;

^ неразвитость транспортной инфраструктуры (низкие качество дорог и уровень придорожного обслуживания, неудовлетворительное состояние аэропортов и железнодорожных вокзалов и т.д.);

^ низкие качество и пропускная способность автомобильных дорог, паромного хозяйства и других объектов транспортной инфраструктуры;

^ дефицит и высокая степень износа транспортных средств, используемых для перевозки туристов (современных туристских автобусов, круизных судов, самолетов и других транспортных средств);

^ устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база в сфере санаторно-курортного, оздоровительного и медицинского туризма (пансионаты и санатории), острая нехватка учреждений детско-юношеского туризма;

^ плохое экологическое состояние и засоренность прибрежных зон водоемов и природных территорий в местах активного развития туризма, в том числе самодеятельного;

^ невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок и типовых инвестиционных проектов;

^ недостаточная предпринимательская активность населения в сфере туризма;

^ негативный опыт серии банкротств крупных туроператоров и высокие потребительские риски;

^ высокая стоимость отечественного туристского продукта, в первую очередь транспортного обслуживания, существенно снижающая конкурентоспособность внутреннего и въездного туризма;

^ высокая сезонная цикличность спроса на большинство туристских программ, большая продолжительность "низкого сезона" в регионах традиционного пляжного туризма, высокие средние постоянные издержки туристских предприятий;

^ несопоставимый размер емкости отельной базы традиционных отечественных курортов пляжного отдыха, допустимой рекреационной нагрузки и пропускной способности пляжей и других объектов туристской инфраструктуры;

^ недостаточный уровень практических навыков у выпускников программ профессиональной подготовки в сфере туризма;

^ традиционность подходов к формированию туристских программ, низкое разнообразие ассортимента туров по Российской Федерации, способных удовлетворить динамичный и взыскательный спрос современного потребителя;

^ отсутствие клиентоориентированной политики управления учреждениями культуры, необходимость модернизации их услуг;

^ недостаточное продвижение туристского продукта Российской Федерации;

^ низкая осведомленность россиян о туристских возможностях регионов Российской Федерации, разрозненность информационных ресурсов в сфере туризма и отсутствие единой системы информационной поддержки внутреннего и въездного туризма;

^ негативный имидж отечественного туристского продукта, низкая заинтересованность россиян в приобретении туров по Российской Федерации;

^ необходимость интеграции сферы туристских услуг, предоставляемых Республикой Крым и г. Севастополем, в систему управления и профессиональное туристское сообщество Российской Федерации.

К положительным тенденциям можно отнести:

^ увеличение количества объектов туристской инфраструктуры всех категорий, коллективных средств размещения и лиц, обслуженных в них;

^ увеличение количества мест отдыха и объектов туристского показа за счет курортов Крымского федерального округа;

^ сформировавшийся среди россиян устойчивый спрос на туристские услуги и рост дохода населения, создающие позитивный фон для

привлечения потребительского спроса на продукт отечественной туристической индустрии;

^ наличие в стране потенциального внутреннего спроса на культурно-познавательные туристские программы;

^ наличие и рост спроса на природоориентированные виды туризма (рыболовный, охотничий, экологический, сельский);

^ рост патриотических настроений гражданского общества Российской Федерации, в том числе в среде молодежи;

^ наличие значительной сети учреждений культуры и традиции раннего приобщения россиян к их посещению в процессе освоения программ общего, профессионального и дополнительного образования;

^ наличие в субъектах Российской Федерации трудовых ресурсов для замещения рабочих мест в сфере туризма, в том числе за счет переобучения безработных граждан;

^ сложившаяся система среднего профессионального и высшего образования в сфере туризма, в том числе в ведущих образовательных учреждениях страны;

^ наличие положительного опыта применения программно -целевых механизмов управления в сфере туризма;

^ установка на инновационный характер развития российской экономики на федеральном уровне.

На основе обозначенных положительных и отрицательных тенденций можно обозначить основные стратегически важные направления развития туристической отрасли в Российской Федерации:

^ развитие туристической инфраструктуры регионов страны; ^ модернизация ресурсной базы; ^ изменение ценовой политики; ^ сглаживание сезонных колебаний спроса; ^ повышение качества подготовки специалистов в сфере туризма; ^ увеличение номенклатуры и повышение качества предоставляемых услуг.

Причем следует отметить, что для развития туристической отрасли все эти направления должны развиваться комплексно, в связи, с чем необходимо говорить о разработке и внедрении сервисной стратегии на уровне предприятий рассматриваемой отрасли, основной целью которой можно назвать повышение уровня удовлетворенности и лояльности потребителя.

Учитывая специфику рассматриваемой отрасли можно выделить ряд принципов, которым должна соответствовать сервисная стратегия предприятий туристической отрасли:

^ системность, т.е. представлять собой комплекс последовательных и взаимосвязанных мероприятий, реализация которых «работает» на решение поставленных задач;

^ гибкость, т.е. возможность изменения и корректировки, что чрезвычайно важно для рассматриваемой отрасли, т.к. она зависит от

большого числа внешних экономических факторов, изменения каждого из которых напрямую влияют на ситуацию в отрасли;

^ индивидуализированность, данный принцип можно назвать одним из трендов современной сферы обслуживания, т.к. работа на удовлетворение потребностей отдельного сегмента потребителей повышает уровень сервиса и позволяет оптимальным образом спланировать затраты на его поддержание;

^ клиентоориентированность, т.е. повышение качества обслуживания с учетом ожиданий потребителей.

Однако, что без активного участия государства нельзя будет говорить о достижении прогресса по какому-либо из заявленных стратегически важных направлений развития. Прежде всего, речь идет о совершенствовании законодательной базы защищающей туристов, во-вторых, о разработке целевых программ финансирования по строительству и реконструкции дорог в туристически привлекательных регионах, в-третьих, о разработке программ по привлечению инвестиций в туристические регионы, в-четвертых, о разработке и внедрении программы модернизации санаторно-курортных комплексов, и самое главное, что все эти меры и программы должны работать. Только в этом случае можно будет говорить о создании благоприятных условий для развития туристического комплекса Российской Федерации.

При наличии поддержки государства туристическая отрасль получит мощный толчок для внедрения сервисной стратегии в практику предприятий отрасли.

В рамках реализации стратегии сервиса предприятия туристической индустрии должны:

^ расширить номенклатуру предоставляемых потребителям услуг; ^ повысить качество обслуживания; ^ провести пересмотр политики ценообразования; ^ разработать программу продвижения туристических услуг на рынке.

Таким образом, развитие туристической индустрии является стратегически важным направлением для развития страны в целом, однако требует комплексного подхода в решении стоящих перед отраслью проблем в рамках единой сервисной стратегии, задающий основное направление движения, как для государственной политики, так и для предприятий, вовлеченных в туристическую сферу.

Использованные источники:

1. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майк Е. Портер, Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005 - 454 с.

2. Селиванов А.Н. Разработка ключевых показателей эффективности для реализации политики предприятия в области управления взаимоотношениями с клиентами// Маркетинг и маркетинговые

исследования. 2004 №4- С 31-39

3. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года\ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года, № 941-р

4. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг, 2-е изд./ Пер. с англ. Под ред. В.В. Кулибановой - Спб.: Питер, 2002 - 752 с.

УДК 331.56

Ермакова Е.Ю. студент 3 курса факультет «Банковское дело» Морозова Н.А. студент 3 курса факультет «Банковское дело» Галковский С.В., к.э.н.

доцент

кафедра экономической теории УО «Полесский государственный университет»

Беларусь, г. Пинск РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В

РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Аннотация: Статья посвящена проблемам занятости и безработицы в Республике Беларусь. В данной работе проводится анализ численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите по полу, возрастным группам и уровню образования. В соответствии с проведённым исследованием приведены пути решения проблем занятости и безработицы в Республике Беларусь.

Ключевые слова: занятость, безработица, фрикционная безработица, структурная безработица, циклическая безработица.

Ermakova E. Yu.

student

3 year, Faculty of Banking Polessky State University Belarus, Pinsk Morozova N.A. student

3 year, Faculty of "Banking" Polessky State University Belarus, Pinsk

Galkovsky SV, candidate of economic sciences, docent Docent of the Department of "Economic Theory"

Polessky State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.