ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
ФОРМИРОВАНИЕ СЕРВИСНОГО КЛАСТЕРА В ВОРОНЕЖСКОЙ
ОБЛАСТИ Н.Н. Макаров
В статье рассматривается актуальность создания сервисного кластера для обслуживания промышленных предприятий Воронежской области. Проблема повышения конкурентоспособности региона и развития экономики напрямую зависит от уровня развития промышленности. Согласно принятой концепции кластеризации промышленности в Воронежской области уже сформированы и функционируют пять промышленных кластеров. Создание сервисного кластера на территории региона обусловлено необходимостью обеспечения качественного облуживания существующих и новых промышленных предприятий, а также предоставлением современного уровня качества обслуживающих процессов для всех потребителей продукции действующих кластеров. Организация деятельности сервисного кластера позволит наладить более тесную связь между наукой и производством посредством тесного взаимодействия на базе образовательных и научных учреждений Воронежской области. Для обеспечения высокого уровня сервисных процессов предлагается осуществлять подготовку специалистов в этой сфере на базе одного из ведущих вузов города Воронежа. Предложенные мероприятия позволят повысить инвестиционную привлекательность Воронежской области
Ключевые слова: сервис, сервисный кластер, региональная экономика, интеграция
В рамках принятой и реализуемой сегодня «Концепции кластерной политики Воронежской области в промышленном секторе экономики» [1] областным Правительством оказывается активная поддержка по созданию и поддержанию кластерных инициатив на территории региона. Применение кластерного подхода в целях развития региональной экономики соответствует требованиям современной промышленности и общему направлению совершенствования форм хозяйственных взаимоотношений на основе интеграции.
Начало процесса кластеризации региональной экономики объясняется богатым практическим положительным опытом реализации данного подхода в развитых странах. Кластерный подход позволит решить проблемы обеспечения инвестиционных, инновационных, информационных, энергетических, трудовых и прочих ресурсов.
Одним их неоспоримых достоинств реализации кластерного подхода в региональной экономике является ориентация на развитие малого и среднего инновационного предпринимательства, а также создание в регионе промышленных парков и индустриальных зон, что в свою очередь значительно
повысит конкурентоспособность региона в целом.
В настоящее время на территории Воронежской области работают пять кластеров: Воронежский авиационный кластер, Воронежский областной кластер производителей нефтегазового оборудования, кластер "Воронежская электромеханика", мебельный и радиоэлектронный кластер Воронежской области. Данные кластеры занимаются производством различных технических изделий, осуществляя свою деятельность на новом оборудовании и с применением инновационных технологий.
С целью ускорения темпов развития производства и повышения уровня конкурентоспособности выпускаемой кластером продукции представляется целесообразным создание сервисного кластера, основные задачи которого будут заключаться в передачи функции обслуживания промышленного оборудования предприятий кластеров, а также сервисная поддержка их продукции.
Другим аргументом в пользу создания сервисного кластера является проблема износа фондов большинства промышленных предприятий города и Воронежской области, что доказывает необходимость и своевременность формирования специализирован-
ной структуры, занятой обслуживанием устаревшего парка оборудования. Построение такого рода структуры должно производиться с учетом особенностей технического обслуживания и ремонта продукции станко-инструментального комплекса и основываться на специфических принципах, свойственных данной деятельности.
Формирование сервисного кластера на территории региона позволит осуществлять комплексное обслуживание потребителей, которое включает техническое обслуживание и ремонт, транспортировку, производство шеф-монтажных и пусконаладочных работ, предоставление информационного и программного обеспечения, юридическая поддержка, продвижение продукции. В данном случае понятие «сервисный» рассматривается как предоставление полного комплекса обслуживающих и поддерживающих мероприятий клиентам кластера, включающим продажу, доставку, установку, модернизацию, ТОиР и утилизацию оборудования.
Следовательно, создание и функционирование сервисного кластера будет сопровождаться увеличением количества потребителей и изготовителей продукции станкоин-струментального комплекса на территории области, что значительно повысит его конкурентоспособность.
Одним из наиболее важных аспектов формирования сервисного кластера является проблема управления вновь созданной организацией. Для решения возникающих затруднений при организации управления мы предлагаем разработать систему управления с учетом специфики создаваемого интегрированного предприятия и его деятельности.
Формировать сервисный кластер целесообразно с позиции системного подхода. Его применение позволит проводить своевременные мероприятия по изменению и совершенствованию его структуры, оптимизации внутренних процессов, учитывать изменения условий внешней и внутренней среды.
Система управления сервисного кластера в станкоинструментальном комплексе
представляет собой совокупность управляющей, управляемой, обеспечивающих подсистем и подсистемы научно-методической поддержки.
Выделение подсистем в структуре системы управления позволяет выполнять частные функции и достигать целей, ориентированных на реализацию общей цели системы - осуществления обслуживания потребителей. Такое видение системы управления сервисного кластера направлено на обеспечение качества всех протекающих в ней процессов и эффективное функционирование.
Главным ресурсом на входе системы является информация. Она определяет возможность начала функционирования системы. Информацией являются все необходимые сведения, включая цели и задачи организации, ее финансово-хозяйственное состояние, требуемые людские, материальные и финансовые ресурсы, имеющиеся возможности, потребности и желания клиентов.
Структура сервисного кластера представляет собой объединение сервисных служб предприятий, отдельных сервисных центров и собственные мощности производителей с расширенными функциями. Построение такой вертикально-интегрированной структуры является одним из наиболее перспективных и актуальных направлений в развитии промышленности региона.
Целесообразность создания интегрированной структуры для проведения обслуживания обосновано двумя основными положениями:
- во-первых, в настоящее время существует высокая потребность в оптимизации внутренних процессов технического обслуживания и ремонта оборудования на предприятиях-потребителях;
- во-вторых, такая организация необходима предприятиям, у которых широкий спектр используемого оборудования и большое количество входящих в объединение предприятий.
Проведенные исследования и разработки позволили автору сформировать модель системы организации технического обслуживания и ремонта продукции станкоинстру-
ментального комплекса производства в форме сервисного кластера, модель которого представлена на рисунке [2].
СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
АГЕНТ
К
и н а в
о
£
р о
ю
о и
п
а
т
и
д
о в
з и
о р
П
Л V
КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ:
(представители сервисных служб производителей, потребителей, автономных сервисных центров) [^Х
л
АГЕНТ
РАБОЧИЕ ГРУПЫ
Сервисно-производственный блок
(производственные и обслуживающие организации)
Блок научно-методического обеспечения
(Вузы, НИИ, исследовательские центры и I______т.д.) _
Блок информационного обеспечения
¡(базы данных, техническая и технологическая | документация)
Техническое обслуживание и ремонт
Монтаж и наладка
Торгово-финансовый блок
(сбытовые, лизинговые организации, банки)
Производство запчастей и комплектующих
Блок материально-технического обеспечения (сбор и распределение материальных ресурсов)
Модернизация оборудования
Проектирование оборудование
Утилизация оборудования
\ Логистический блок
(транспортные компании, склады)
Блок инженерной инфраструктуры (коммуникации, участки и т.д.)
Блок нормативно-правовой поддержки
(юридические организации, органы государственной власти)
К
и н а в
о
д
^ р
о
ю
о и
П а
т и
ю ш
р
т
о По
Модель сервисного кластера
Для интеграции процессов обслуживания в состав координационного совета сервисного кластера войдут агенты, то есть представители обслуживающих и ремонтных служб производителей и потребителей и автономных сервисных центров. В функции координационного совета входит определение общих направлений развития кластера.
Деятельность по распределению ресурсов, определению исполнителей работ и услуг, планированию и организации обслуживания выполняется рабочими группами, которыми руководит исполнительный директор. Экономические отношения между участниками кластера основаны на взаимовыгодной кооперации и предоставлении услуг и выполнении работ на основе взаиморасчетов [3].
В связи с тем, что создание сервисного кластера предлагается проводить на основании процессного подхода, то одним из главнейших направлений является эффективная организация всех процессов. Автором предлагаются следующие требования к организации процессов обслуживания в сервисном кластере:
1. Целям функционирования сервисного кластера должен соответствовать уровень организации обслуживания, что обусловливает применение методических подходов к формированию процессов технического обслуживания и ремонта с учетом создания особых условий организационного характера для их внедрения, соблюдение определенных требований по более полному использованию различных материальных ресурсов, заинтересованности персонала в обеспечении высокого качества работ и услуг. Достижение целей осуществляется посредством решения соответствующих поставленным целям организационных задач.
2. Поддержание соответствия процессов обслуживания определенным формам и методам организации производства. Данное требование обусловливает содержание процессов, которое определяется отличительными особенностями и уровнем развития техники и технологии, а также подразумевает необходимость обеспечения оперативных изменений состояния уровня организации обслуживания в зависимости от изменений внешней среды.
3. Процессы обслуживания должны соответствовать конкретным производственным, техническим и организационным условиям и экономическим требованиям. Быстро меняющиеся потребности рынка определяют оперативность, гибкость и эластичность для поддержания и повышения уровня организации технического обслуживания и ремонта. Немаловажным фактором при этом является минимизация затрат на проведение технического обслуживания и ремонта.
4. Организация обслуживания должна включать процесс интеграции, который предполагает необходимость рассмотрения деятельности всех участников сервисного кластера во взаимосвязи.
5. Постоянное совершенствование процессов обслуживания, что подразумевает необходимость перехода от поэтапного к постоянному повышению уровня организации обслуживания. Процессы обслуживания должны подвергаться постоянным улучшениям, связанным с изменениями в технической сфере, характером оказываемых услуг, уровнем квалификации персонала, что должно приводить в конечном счете к появлению новых прогрессивных форм и методов сервиса.
6. Соответствие системы управления сложившейся структуре. Необходимо обеспечить определенные условия и возможности для эффективного функционирования системы управления, построить надлежащую структуру и проводить непрерывную деятельность по обеспечению соответствия между ними.
Одним из важнейших направлений деятельности сервисного кластера, как любой интегрированной структуры, является организация тесного взаимодействия производства с научными учреждениями. Выполнение этой функции возложено на блок научно-методического обеспечения. Организация правильного взаимодействия промышленных предприятий с научными институтами и образовательными учреждениями позволит увеличить темпы разработки и внедрения инноваций, а также обеспечить предприятий сервисного кластера высококвалифицированными специалистами.
Вопрос кадрового обеспечения сервисного кластера стоит остро и обусловлен не-
хваткой на сегодня опытных специалистов в области организации сервиса промышленных предприятий. Для решения данного вопроса предлагается организация обучения специалистов по промышленному сервису на базе вуза города. Воронежа, что в свою оче-
Таким образом, формирование сервисного кластера в Воронежской области входит в общую политику кластеризации промышленности Российской Федерации и соответствует принятой концепции Правительства региона. Создание подобной структуры позволит в значительной ускорить процессы инновационного развития экономики регио-
редь поднимет конкурентоспособность региона в целом.
Основные требования к подготовке специалистов по промышленному сервису представлены в таблице [4].
на, а также повысить уровень его конкурентоспособности.
Литература
1. Департамент промышленности, транспорта и инноваций воронежской области приказ от 25.04.2012 г. № 67 об утверждении
Навыки и умения специалистов по сервису
Вид деятельности Функции
Сервисная • анализ заказа на услуги, проведение экспертизы и (или) диагностики; • исследование возможностей и методов оказания услуги; • разработка проекта и технологии оказания услуги; • установление и обеспечение необходимого качества услуги; согласование, оформление и доведение услуги до потребителя
Производственно-технологическая • организация приема заказа на оказание услуги; • разработка комплексных вариантов проекта оказания услуги; • разработка проекта оказания услуги; нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности процесса оказания услуги; • разработка технического задания, технического предложения, технического описания; • выбор специального оборудования и технических средств для оказания услуги; • использование информационных технологий для решения задач технологического процесса оказания услуги; • разработка процесса оказания услуги; • оптимальное использование материальных и энергетических ресурсов, исходя из требуемого уровня качества оказываемой услуги; • организация и эффективное осуществление входного и выходного контроля качества процесса оказания услуги, параметров технологических процессов, используемых материальных объектов и систем сервиса;
Организационно-управленческая • организация сервисной деятельности предприятий; принятие управленческих решений по оказанию услуги; оптимизация выбора состава технологического оборудования и технических средств, необходимых для оказания услуг требуемого ассортимента и обеспечения их качества; • нахождение компромисса с потребителем по возможностям и требуемому качеству оказания услуги; • планирование сервисной деятельности предприятий, прогнозирование развития предприятия при изменении ассортимента услуг; прогнозирование изменений на рынке услуг; • оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение деятельности предприятия сервиса;
Научно -исследовательская • системный анализ и оптимизация сервисной деятельности; • моделирование технологических процессов оказания услуги; • разработка стратегии и алгоритмов обслуживания; • исследование психологических особенностей потребителя услуги с учетом национально-региональных и социально-демографических факторов; • исследование и разработка методов управления качеством, стандартизации и сертификации изделий и услуг.
концепции кластерной политики воронежской области в промышленном секторе экономики
2. Макаров Н.Н. Организация технического обслуживания и ремонта продукции станкоинструментального комплекса в условиях формирования сервисного кластера [Текст]: автореф. дисс. канд. экон. наук: 08.00.05/ Н.Н. Макаров.- Воронеж. 2015. -23с.
3. Макаров, Н.Н. Формирование кластера технического обслуживания продукции станкоинструментального комплекса [Текст] / Н.Н. Макаров // Инновационный Вестник Регион. -2012.- № 3.- С. 24-27.
4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальность 230700 «Сервис».
Макаров Николай Николаевич, старший преподаватель кафедры экономики и управления на предприятии машиностроения, Воронежский государственный технический университет (г. Воронеж, Российская Федерация) makarovnikolaj @yandex.ru
FORMATION OF CLUSTER SERVICE IN VORONEZH REGION
N.N. Makarov, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russian Federation, makarovnikolaj @yandex.ru
The article discusses the urgency of creating the cluster for servicing the industrial enterprises of Voronezh Region. The problem of raising the regional competitiveness and economic progress directly depends upon the level of industrial development. In accordance with the adopted concept of industrial clusterization, five industrial clusters have been created and are now functioning. The creation of the service cluster on the territory of the region is necessitated by ensuring high-quality services for existing and new industrial enterprises, as well as by providing the service processes of the latest quality level for all product consumers offunctional clusters. The organization of the service cluster activity will permit to establish closer links between science and production through close interaction on the basis of educational and scientific institutions of Voronezh region. To attain the high level of service processes, it has been proposed to provide training for specialists in this area, based on one of the leading universities of Voronezh. The proposed activities will help to increase the investment attractiveness of Voronezh region
Key words: service, service cluster, regional economy, integration
References
1. Departament promyshlennosti, transporta i innovacij voronezhskoj oblasti prikaz ot 25.04.2012 g. № 67 ob utverzhdenii koncepcii klasternoj politiki voronezhskoj oblasti v promysh-lennom sektore ekonomiki [The Department of Voronezh Region for Industry, Transport and Innovations. The Order «On approval of the concept of cluster policy in the industrial economic sector of Voronezh region», dated 25.04.2012. № 67 ].
2. Makarov N.N. Organizaciya tekhnicheskogo obsluzhivaniya i remonta produkcii stankoin-strumental'nogo kompleksa v usloviyah formirovaniya servisnogo klastera [Tekst] [Organization of maintenance and servicing of toolmaking complex products in conditions of service cluster creation [Text]].. Avtoref. diss. kand. ekon. nauk: 08.00.05 [The Synopsis of the Candidate's Dissertation in Economics: 08.00.05 ]. Voronezh: 2015. - 23 p.
3. Makarov N.N. Formirovanie klastera tekhnicheskogo obsluzhivaniya produkcii stankoin-strumental'nogo kompleksa [Tekst] [The creation of the cluster for technical maintenance of tool-making complex products [Тех^]. Vestnik Region [The Bulletin of Innovations «Region»]. 2012.-№ 3.- PP. 24-27.
4. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya spe-cial'nost' 230700 «Servis» [The State Educational Standard of Higher Professional Education (the specialty 230700 «Service»)].