ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ОБОРУДОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ СЕРВИСНОГО КЛАСТЕРА
А.Г. Боев
В настоящее время одним из приоритетных направлений развития экономики Российской Федерации является импортозамещение. Ключевое значение процесс замены импортных товаров и услуг конкурентоспособной продукцией отечественных производителей имеет в машиностроении - стратегически значимой и наукоемкой отрасли с высоким уровнем формируемой добавленной стоимости. В современных условиях производственное оборудование часто выступает в числе ключевых активов машиностроительных предприятий. В целях обеспечения надлежащего технического обслуживания и ремонта оборудования отечественных предприятий автором предлагается создание сервисного кластера. Передача функций по обслуживанию и ремонту оборудования кластеру позволит предприятиям снизить расходы, использовать опыт и технологии профессиональных сервисных компаний, сформировать систему контроля за качеством сервисных работ. Автором предложена модель сервисного кластера, способного выступить посредником в отношениях между производителями и потребителями промышленного оборудования. Предложены функциональные блоки сервисного кластера, которые формируют его структуру
Ключевые слова: техническое обслуживание, ремонт оборудования, аутсорсинг, кластерный подход, кластер
В настоящее время одним из приоритетных направлений развития экономики Российской Федерации является импортозамещение. Ключевое значение процесс замены импортных товаров и услуг конкурентоспособной продукцией отечественных производителей имеет в машиностроении - стратегически значимой и наукоемкой отрасли с высоким уровнем формируемой добавленной стоимости.
В соответствии с подпрограммой «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» на 2011 -2016 годы федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2007 - 2011 годы, доля машиностроения в структуре экономики страны к 2020г. должна составить более 20% [1]. Стратегия им-портозамещения подразумевает развитие национального производства, повышение качества и объемов выпускаемой отечественной продукции, использование современных технологий, разработку и внедрение инноваций, формирование эффективных систем обслуживания и ремонта.
Прогнозируется, что рост объемов производства на промышленных предприятиях РФ повлечет увеличение потребности в обеспечении бесперебойного функционирования и работоспособности оборудования, в том числе за счет создания российский сервисных систем. В этой связи развитие науч-
но-практических аспектов организации качественного технического обслуживания и ремонта оборудования приобретает дополнительную актуальность.
В современных условиях производственное оборудование часто представляет собой технически сложные и уникальных изделия, которые, в отдельных случаях, могут выступать в качестве ключевых активов предприятий. Внедрение инновационных технологий, информационного программного обеспечения и автоматизированных систем управления определяют высокие требования к эксплуатации, проведению технического обслуживания и ремонту оборудования, квалификации сервисного персонала.
По мнению автора, одним из перспективных и рациональных вариантов решения вопроса организации технического обслуживания и ремонта парка станочного оборудования на промышленных предприятиях субъектов РФ является аутсорсинг.
Передача предприятиями функций по проведению технического обслуживания и ремонту оборудования специализированной группе организаций (сервисному кластеру) позволит решить следующие задачи:
- обеспечить своевременное и профессиональное обслуживание и ремонт станочного парка, что существенно продлит период его эффективного использования и службы;
- минимизировать затраты на содержание собственной полноценной службы технического обслуживания и ремонта оборудования (является особенно актуальным для малых и средних предприятий);
- исключить из сферы непосредственного управления и регулирования менеджмента предприятия обеспечивающие процессы и сфокусировать внимание на производственной деятельности;
- использовать опыт профессиональных сервисных организаций для доработки оборудования, совершенствования системы производственных операций;
- сформировать систему контроля за качеством выполняемых сервисных работ и т.д.
В настоящее время одной из наиболее эффективных форм организации деятельности по техническому обслуживанию и ремонту оборудования на уровне региона РФ может стать сервисный кластер. Данный подход находится в логике основных положений Федерального закона от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», в соответствии с которым важным инструментом развития отечественной промышленности является создание промышленных кластеров - «совокупности субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации»[2].
Использование кластерного подхода позволит создать на территории субъекта РФ масштабную сервисную структуру, включающую различные предприятия и организации, специализирующиеся на техническом обслуживании и ремонте оборудования. Особую актуальность данный подход имеет для регионов с высоким индустриально-промышленным потенциалом, где потребность в сервисном обеспечении станкоинструментального комплекса является наиболее высокой. Сервисные кластеры также способны стать структурами
межрегионального значения в ряде федеральных округов РФ (ЦФО и др.)[3].
Формирование сервисного кластера позволит наладить более эффективное и широкое взаимодействие между производителями и потребителями оборудования. Кластер может выступить в роли универсального посредника, предоставляющего полный комплекс услуг по продвижению, поставке, монтажу, эксплуатации, лизингу и поддержанию работоспособности оборудования. Необходимо отметить, что сервисный кластер способен также решать задачи по консультированию менеджмента производственных предприятий по закупкам оборудования, наладке и использованию, на основе заказов готовить профессиональные рабочие кадры.
Проведение технического обслуживания и ремонта продукции станкоинструменталь-ного комплекса организациями сервисного кластера по договору аутсорсинга позволит предприятиям отказаться от создания собственных сервисных служб и содержания дорогостоящего штата профессиональных кадров, экономически выгодно распределить обязанности между собственными функциональными структурами и наемными игроками.
Передача функций по обслуживанию и ремонту оборудования на аутсорсинг не исключает возможности сохранения на предприятии небольшой сервисной группы для оперативного и мелкого ремонта, не требующего высокой квалификации кадров и специального инструмента и оснастки.
В рамках текущей деятельности сервисный кластер может одновременно взаимодействовать со многими производителями и потребителями оборудования, что позволит ему накапливать, анализировать, оценивать и внедрять в практику передовой опыт и разработки в области станкостроения. Таким образом, в Российской Федерации сервисные кластеры способны стать драйверами технологического развития отечественной экономики, центрами тиражирования инноваций и передовых разработок. Данная перспектива приобретает особое значения в условиях ак-
тивизации процессов импортозамещения и необходимости перевода российской экономики на инновационный путь развития.
Наряду с проведением технического обслуживания и ремонта оборудования сервисный кластер может выполнять следующие сопутствующие услуги:
- монтаж, демонтаж, модернизация и утилизация оборудования;
- продажа запасных частей и деталей;
- проведение конструкторских доработок оборудования;
- консультирование по вопросам использования оборудования и применения производственных технологий;
- проведение шеф-монтажных и пуско-наладочных работ;
- скупка и перепродажа оборудования, лизинговые услуги;
- транспортировка оборудования;
- обучение и повышение квалификации персонала промышленных предприятий для работы на оборудовании;
- проведение научных исследований и разработок;
- юридическая, финансовая и информационная поддержка операций по поставкам и эксплуатации оборудования.
Формирование сервисного кластера связано с вопросом определения состава его
Модель сервисного кластера по техническому обслуживанию и ремонту оборудования представлена на рисунке.
участников. Создание кластера следует осуществлять с использованием системного подхода и принципов проектно-сетевого управления. Деятельность резидентов сервисного кластера должна быть согласована и осуществляться при установлении эффективных деловых связей как внутри мезоси-стемы, так и за ее пределами. С целью обеспечения высокой конкурентоспособности сервисного кластера в его состав предлагается включить следующие функциональные блоки:
- производственно-сервисный блок (ядро кластера), основу которого составят предприятия и организации, занимающиеся вопросами проектирования, ремонта, обслуживания, монтажа и наладки оборудования (сервисные центры предприятий-изготовителей оборудования, независимые ремонтные и обслуживающие организации и т.д.);
- научно-образовательных блок, формируемый вузами, научно-исследовательскими организациями, центрами анализа и т.д.;
- блок инновационно-информационной инфраструктуры, в состав которого войдут инновационные предприятия, бизнес-инкубаторы, научно-практические лаборато-
1 1 1 1 1 1 1 1 1
ин а 1
в о д у р о б 1
о и 1 1
л е еит
д о в Чг_и 1
со и о 1 1
Про 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Предприятия - поставщики сырья, материалов, оборудования
Научно-образовательный блок
(вузы, научно-исследовательские центры и т.д.)
Блок инновационно-информационной инфраструктуры
(инновационные предприятия, бизнес-лаборатории и т.д.)
Производственно-сервисный блок
(якорные компании и обеспечивающие предприятия)
Производство комплектующих
Проектирование оборудования
Сервисные центры
Монтаж и наладка
Транспортно-логистический блок
Торгово-финансовый блок
(маркетинговые и сбытовые, лизинговые организации, банки)
Блок инженерной инфраструктуры (коммуникации, участки и т.д.)
ав
о д у р о б о
О" и л е ети д о в со
и о роП
Модель сервисного кластера по техническому обслуживанию и ремонту оборудования
рии, консалтинговые агентства, юридические конторы и т.д.;
- транспортно-логистический блок (компании, занимающиеся вопросами доставки, перевозки и хранения оборудования);
- торгово-финансовый блок, созданный маркетинговыми, лизинговыми и финансовыми организациями, которые смогут решать вопросы продвижения тех или иных видов оборудования на рынке, рекламы услуг сервисного кластера и т.д.
- блок инженерной инфраструктуры, обеспечивающий деятельность кластера с точки зрения обеспечения доступа резидентов к коммуникациям, инженерным сетям, земельным участкам и т.д.
По мнению автора, базовым ориентиром для резидентов сервисного кластера должно стать формирование системы глубокой кооперации между игроками и формирование гибкой вертикально-интегрированной структуры. В качестве критериев интегративной совместимости резидентов могут применяться показатели специализации и вида выпускаемого/обслуживаемого оборудования, качества управления, автоматизации и производительности труда, уровня инновационной и рыночной активности, финансовой устойчивости, вида используемой стратегии и гибкости бизнес-процессов. Интеграция участников должна быть обусловлена возможностью реального достижения целей, связанных с увеличением объемов прибыли и реализации товаров и услуг, оптимизацией производственного цикла, снижением тран-закционных издержек, повышением инновационной активности и инвестиционной при-влекательности[4].
Необходимо отметить, что создание сервисных кластеров по обслуживанию и ремонту оборудования является критически важным для реального сектора экономики РФ. К началу экономических реформ в отечественной промышленности скопилось до 25% активной части основных фондов, требующих замены. К 2000 г. в эксплуатации предприя-
тий находилось более 60% полностью амортизированных машин и оборудования. По данным зарубежных экономистов, если в любом производстве находится более 50% полностью амортизированных машин и оборудования, такое производство без экономического анализа признается деградировавшим и объявляется банкротом. Именно в таком состоянии находится значительная часть промышленных производств в России[5].
Задача по организации технического обслуживания и ремонту оборудования в отечественной промышленности носит межотраслевой характер. Ее решение требует активного участия промышленных предприятий, научно-образовательных и финансовых организаций, развития имеющихся научно-практических подходов к формированию сервисных служб и компаний.
Литература
1. Подпрограмма «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» на 2011 - 2016 годы Федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2007 - 2011 годы.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
3. Иванова, Е.В. О сущности и видах кластеров в экономике / Е.В. Иванова // Организатор производства. - 2012. - №3. - С. 83-88.
4. Боев, А.Г. К вопросу о развитии про-мышленно-инновационной инфраструктуры в Воронежской области (опыт кластера производителей нефтегазодобывающего и химического оборудования) / А.Г. Боев, С.И. Воронин // Насосы. Турбины. Системы, 2012 - № 3(4).- с. 20-26.
5. Ящура, А. И. Система технического обслуживания и ремонта общепромышленного оборудования / А.И. Ящура. -М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2006.
Боев Алексей Геннадьевич, кандидат экономических наук, главный советник экспертно-аналитического отдела управления региональной политики правительства Воронежской области (г. Воронеж, Российская Федерация), [email protected]
THE ORGANIZATION OF EQUIPMENT MAINTENANCE AND REPAIR BASED ON
SERVICE CLUSTER CREATION
A.G. Boev, Expert-analytical department of Regional Policy of the Government of the Voronezh region, Voronezh, Russian Federation, [email protected]
At present, import substitution is one of the priorities of economic development of the Russian Federation. The substitution of import goods and services with competitive domestic products has a critical role in machine construction, the strategically important and high-tech industry with high added value. In contemporary conditions, the industrial equipment often acts as one of the key assets of machine-building companies. In order to ensure the proper maintenance and repair of domestic industrial equipment, the author proposes to create a service cluster. The transfer of equipment maintenance and repair functions to the cluster will enable the enterprises to reduce the costs, use the experience and technologies of professional service companies and create the system for monitoring the quality of service works. The author proposes the model of the service cluster, able to mediate between the producers and the consumers of industrial equipment. The functional units of the service cluster have been proposed, which create its structure
Key words: maintenance, repair of equipment, outsourcing, cluster approach, cluster
References
1. Podprogramma «Razvitie otechestvennogo stankostroeniya I instrumental'noy promyshlen-nosti» na 2011 - 2016 gody Federal'noy tselevoy programmy «Natsional'naya tehnologicheskaya baza» na 2007 - 2011 gody. [The sub-programme «The development of domestic machine-tool construction and toolmaking industry for the period of 2011-2016» of the Federal Target Program «National technological base» for 2007 - 2011].
2. Federal'nyj zakon Rossiyskoy Federatsiiot 31 dekabrya 2014 g. N 488-FZ [The Federal Law of the Russian Federation «On industrial policy in the Russian Federation» № 488 - FZ, dated 31.12.2014].
3. Ivanova E.V. O suschnosti i vidah klasterov v ekonomike [On the essence and types of clusters in economics]. Organizator proizvodstva [Organizer of Production]. 2012. №3. pp. 83-88.
4. Boev A.G., Voronin S.I. K voprosy o razvitii promishlenno-innovatsionnoy infrastrukturi v Voronezhskoy oblasty (opit klastera proizvoditeley neftegazodobivaushego i himicheskogo oborydovania). [On the problem of industrial innovative infrastructure development in Voronezh Region (the experience of the cluster for manufacturing the oil-and-gas production and chemical equipment)]. Nasosy. Turbiny. Sistemy [Pumps. Turbines, Systems]. 2012. № 3(4). pp. 20-26.
5. Yashura A.I. Sistema tehnicheskogo obsluzhivania i remonta obshepromishlennogo obo-rudovania [The system of general industrial equipment maintenance and repair]. Moscow: «Innovative Centre ENAS» Publishing House, 2006.