УДК 338.4
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЕРВИСНОГО КЛАСТЕРА Н.Н. Макаров, канд. экон. наук, доцент e-mail: makarovnikolaj@yandex.ru С.П. Хрусталева, канд. экон. наук, доцент e-mail: spkurbatova@mail.ru Воронежский государственный технический университет Г.Н. Шевченко, зам. директора по экономике и финансам
e-mail: galina_shef4@mail.ru ГУП «Ленгипроинжпроект» (г. Санкт-Петербург)
В статье обосновывается актуальность формирования сервисного кластера на основе внедрения и применения принципов проектного управления. Рассмотрены современные тенденции и направления в построении интегрированных производственных структур и применении современных методов управления. Представлено видение понятий «проект» и «проектное управление», определены основные преимущества использования проектного управления при формировании сервисного кластера. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта использования проектного управления обоснована актуальность данного подхода
Ключевые слова: кластер, обслуживание, сервисный кластер, промышленное оборудование, сервис, проект, проектное управление
USING THE PRINCIPLES OF PROJECT MANAGEMENT IN THE FORMATION OF THE FIRST CLUSTER N.N. Makarov, Cand. Sci. (Economy), Assistant Professor e-mail: makarovnikolaj@yandex.ru S.P. Khrustaleva, Cand. Sci. (Economy), Assistant Professor e-mail: spkurbatova@mail.ru G.N. Shevchenko, Deputy Director for Economics and Finance
e-mail: galina_shef4@mail.ru State Unitary Enterprise "Lengiproinzhproekt" (St. Petersburg)
The article substantiates the relevance of the formation of a service cluster based on the implementation and application of the principles of project management. The current trends and directions in the construction of integrated production structures and the application of modern management methods are considered. A vision of the concepts "project" and "project management" is presented, the main advantages of using project management in the formation of a service cluster are defined. Based on the analysis of domestic and foreign experience in the use ofproject management, the relevance of this approach is substantiated
Key words: cluster, service, service cluster, industrial equipment, project, project management
Состояние экономики России в настоящий вития промышленности, разработанные про-момент свидетельствует о снижении возможно- граммы и планы по импортозамещению не при-сти увеличения объемов производства и продажи носят быстрых результатов. Принятая в 2014 го-отечественной продукции отрасли машинострое- ду государственная программа «Развитие про-ния в целом, и в частности станкостроения. При- мышленности и повышение ее конкурентоспо-нятые меры государственной поддержки и раз- собности» в первую очередь направлена на опережающее создание инновационной инфраструктуры для развития новых отраслей [1], что подразумевает разработку и внедрение новых методов проектирования, организации производства,
© Макаров Н.Н., Хрусталева С.П., Шевченко Г.Н., 2019
обслуживания на работающих предприятиях, а также создание новых эффективных форм экономической и производственной деятельности. В государственную программу включены 22 подпрограммы, выделенные по отдельным отраслям промышленности, в частности станкоин-струментальная промышленность и тяжелое машиностроение.
Конкурентная борьба среди предприятий обязывает их постоянно внедрять инновации, вкладывать инвестиции в свое будущее, совершенствовать формы и методы организации работ и процессов. Также немаловажным фактором является быстроменяющиеся условия рынка. Сегодня одним из актуальных направлений развития промышленных предприятий могут выступать некоторые формы экономической интеграции.
Для решения поставленной задачи по созданию инновационной инфраструктуры для стан-коинструментальной промышленности, по нашему мнению, в первую очередь необходимо сформулировать основные задачи. Одним из направлений, способствующих увеличению конкурентоспособности продукции отечественного станкостроения и всей отрасли в целом, является создание и развитие современной инфраструктуры не только производства оборудования, но и его дальнейшего обслуживания. В данном случае наиболее эффективной формой может являться создание сервисного кластера [8].
Выделение и обособление функции комплексного обслуживания и сопровождения продукции станкоинструментальной промышленности позволит не только повысить конкурентоспособность отрасли в целом, но и приведет к росту экономических результатов. Зарубежные компании, занимающиеся деятельностью по обслуживанию оборудования за несколько лет показали рост выручки до 20%. В связи с государственной поддержкой отечественных производителей, разработанными и реализуемыми программами по импортозамещению у российских производителей есть огромный потенциал для роста в этом направлении [2].
Разработанные и реализуемые сегодня программы государственной поддержки и развития станкоинструментальной промышленности основной целью ставят обновление парка устаревшего оборудования, износ которого составляет более 70%. Таким образом, основная часть име-
ющегося сегодня на балансе предприятий оборудования требует больших затрат на модернизацию и ремонт. Исходя из этого можно утверждать, что потребность в такой структуре как сервисный кластер уже назрела, поэтому целесообразно говорить о ее эффективности при наличии таких больших потребностей в ремонте и обслуживании старого оборудования, а также сервисного сопровождения новой современной продукции российских производителей, которая будет отличаться новыми усложненными узлами, механизмами, программами и требованиями к эксплуатации и техническому обслуживанию.
Говоря о необходимости создания сервисного кластера, как специализирующейся на комплексном обслуживании промышленного оборудования организации, необходимо подробней остановиться на используемом подходе к построению его структуры и методах организации рабочих процессов. В целом нам представляется целесообразным использовать системный подход, при котором будут выделены отдельные подсистемы по функциональным направлениям деятельности кластера. При этом для организации более эффективного функционирования сервисного кластера предлагается применение принципов проектного управления [7].
На наш взгляд специфика сервисной деятельности в машиностроении в целом и станко-инструментального комплекса в частности подходит для внедрения инструментов, методов и принципов проектного управления. Машиностроение и станкоинструментальная отрасль в частности, являясь большой системой с огромным количеством сложных производственных процессов, должны обеспечивать в полном объеме потребности промышленности в новом высокотехнологичном оборудовании, при этом выполняя роль главных ориентиров развития обрабатывающих производств. Важную роль при этом играют интеграционные процессы, которые позволяют рассчитывать на синергетический эффект от результатов реализации программ правительства и государственно-частного партнерства.
Многие ученые рассматривают кластер как географически близкие взаимосвязанные предприятия, участвующие в едином производственном процессе, а также сопутствующие им организации, занятые в той же сфере, которые взаимовыгодно дополняют друг друга. Однако Е.А.
Большакова предлагает несколько иное определение кластера, под которым подразумевает крупный проект или определенную совокупность нескольких меньших по масштабу проектов, при условии наличия определенной цели, задач по ее достижению, а также планирования во времени. Таким образом, основываясь на данном подходе можно рассматривать кластер как «долгосрочный комбинированный инновационный мегапро-ект открытого типа, имеющий сетевую структуру, т.е. осуществляемый в ходе реализации агрегированной совокупности локальных инновационных кластерных проектов, исполнение которых обеспечивает отдельным участникам экономические преимущества от сотрудничества в рамках кластера» [3].
Использование подхода, в котором кластер рассматривается как определенная совокупность проектов или один большой проект дает возможность обосновать целесообразность и актуальность применения проектного управления.
Анализ деятельности функционирующих кластеров в Российской Федерации показывает увеличение числа научных исследований и разработок, выполняемых и реализуемых в данных структурах [4]. При этом рост количества инновационных проектов обуславливает необходимость поиска современных и эффективных методов и инструментов их внедрения, реализации и управления. Одним из таких методов является использование принципов проектного управления. Предприятия практически полностью перешедшие на проектное управление показывают более высокие результаты по снижению затрат, а также сокращению сроков реализации проектов. Поэтому применение принципов проектного управления, инвестирование в их внедрение и развитее в кластере является одним из наиболее перспективных и оптимальных направлений развития построения организационных структур и управления в целом.
Принцип проектного управления основан на разработке и реализации проектов, суть и содержание которых намного шире, чем просто совокупность программ, мероприятий или процессов. Именно поэтому, сначала необходимо дать наше видение понятию «проект». В общем смысле многие авторы рассматривают проект как направленное воздействие на систему или подсистему с определенной целью, которое ограничено временными рамками, стоимостью, ресур-
сами, имеет определенные требования к ожидаемым результатам и свою специфику организации.
В данной статье авторы полностью согласны с определением термина «проект» К.Ф. Грея и Э.У. Ларсона, которые раскрыли содержание понятия как «комплексное, не повторяющееся, одномоментное мероприятие, ограниченное по времени, бюджету, ресурсам, а также четкими указаниями по выполнению, разработанными под потребности заказчика [5].
В целях дальнейшего уточнения основных понятий представим наше видение «управления проектом», под которым будем подразумевать управление изменениями в рамках реализации конкретного проекта. При этом вносимые в реализуемый проект изменения его состояния на протяжении всего времени от его создания до окончания являются результатом изменения определенных параметров и показателей, которые заключают в себе суть самого проекта и его эффективность.
Необходимость применения принципов проектного управления при формировании сервисного кластера для обслуживания продукции станкоинструментального комплекса можно обосновать следующими положениями:
- управление проектами: недостаточно проработанный план может привести к отрицательным тенденциям при реализации проекта и увеличить количество возможных вариантов выполнения плана;
- планирование производства: неправильное совмещение графиков производства с планом реализации проекта приведет к срыву сроков, появлению большого количества незаконченных процессов;
- необходимость управления материальными потоками и ресурсами.
В последнее время управление проектами как отдельный вид управления получил широкое распространение и признание во многих развитых экономиках мира, в том числе особо быстрыми темпами внедряется в правительстве Российской Федерации. Использование принципов проектного управления позволит снизить или избежать многих проблем и недостатков традиционного планирования при формировании и работе сервисного кластера. Возникновение возможных проблем может быть обусловлено закрытым характером большинства производ-
ственных и прочих видов процессов на предприятиях-участниках, входящих в состав сервисного кластера, что в свою очередь может привести к возникновению потерь финансовых ресурсов и времени.
Процесс проектирования, создания и формирования сервисного кластера, как системы со множеством взаимосвязанных процессов, должен осуществляться на основе современных научных подходов и методов, применении инновационных методик. Исследование зарубежного опыта использования принципов проектного управления, в частности в авиастроении, показал возможность сокращения сроков производства продукции, уменьшения числа посредников и снижения себестоимости.
Наглядным примером эффективности внедрения принципов проектного управления в сервисе может служить израильская компания по техническому обслуживанию авиалайнеров «Джамбо». Весьма существенными результатами применения проектного управления является уменьшение среднего времени обслуживании с трех месяцев до двух недель [9]. Такой результат дал возможность к расширению горизонта планирования загрузки компании на год. Другая сервисная организация смогла значительно уменьшить количество единиц одновременно обслуживаемой техники, а также сократить длительность производственного цикла. Такие результаты привели к значительному росту эффективности остальных бизнес-процессов предприятия, что также положительно сказалось на положении компании на рынке.
Среди российских предприятий, производящих наукоемкую высокотехнологичную продукцию сегодня можно проследить тенденции к применению принципов проектного управления. В российской практике уже имеется достаточно примеров успешного и эффективного внедрения проектного управления, как в частных, так и в государственных организациях. По нашему мнению, разработка и реализация государственной программы внедрения проектного управления в органах государственной власти, целевое финансирование данного направления является положительной тенденцией и хорошим примером для подражания и поддержания этой инициативы промышленными предприятиями. Однако к данному вопросу следует относиться очень внимательно и не копировать западные модели, а про-
водить серьезное изучение и анализ иностранного опыта, адаптацию к российским реалиям, вносить корректировки в соответствии с реальным положением предприятия. Внедрение принципов проектного управления при формировании сервисного кластера приведет к росту эффективности инноваций всей промышленности.
Анализ практики предприятий показывает, что применение методов проектного управления позволяет повысить экономию средств на пятнадцать - двадцать процентов, а также уменьшение времени реализации проектов до тридцати процентов. Таким образом, принимая во внимание специфику деятельности сервисного кластера применение принципов проектного управления является альтернативой сложившимся подходам к управлению.
К числу положительных сторон использования проектного управления при формировании сервисного кластера можно отнести:
- уменьшение количества срывов, невыполнений и иных проблем при реализации проектов;
- сокращение сроков реализации проекта;
- снижение затрат на реализацию проекта;
- возможность точного расчета необходимого количества инвестиций и анализ их эффективности по каждому конкретному проекту;
- оперативность в анализе и внесении корректировок во все процессы проекта.
Современные технологии и технический прогресс в целом высокотехнологичных производств влекут за собой неизбежное развитие теории и практики проектного управления. Современные тенденции в создании наукоемких производств с применением эффективных производственных циклов показывают актуальность кластерного подхода в промышленности. Поэтому создание сервисного кластера, специализирующегося на обслуживании данной продукции отвечает современным тенденциям [6].
Среди основных преимуществ кластерных структур можно выделить:
- снижение себестоимости продукции, работ, услуг за счет эффекта масштаба;
- более эффективное использование материальных, информационных, энергетических и финансовых ресурсов за счет общего планирования и рационального распределения;
- наличие системного или синергетического эффекта;
- снижение бюрократических барьеров при сотрудничестве.
Создание любой современной структуры, ее эффективное функционирование и рациональное принятие решений требует автоматизации множества процессов. В частности внедрение проектного управления в сервисном кластере возможно автоматизировать с помощью целого ряда современных автоматизированных систем. Сегодня на рынке информационных технологий для проектного управления существует огромное количество универсальных и узкоспециализированных программных продуктов, которые всегда могут быть доработаны под конкретные нужды и процессы. К числу таких инструментов проектного управления можно отнести одни из самых распространенных и функциональных программ SureTrak Project Manager и MS Project. Формирование сервисного кластера на принципах проектного управления должно осуществляться с использованием новых современных организационных форм. При этом правильное и рациональное применение принципов, инструментов и методов проектного управления должно быстро окупиться, как показывает анализ зарубежного опыта.
Говоря об актуальности и целесообразности внедрения и использования принципов проектного управления при формировании сервисного кластера необходимо обратить особое внимание на сам процесс управления проектами в кластере. М.М. Гакашев и С.Ю. Ховаев разработали определенный алгоритм для отбора, разработки и реализации проектов [9]. Для этого авторами было выделено десять стадий, начиная от генерирования идей, заканчивая последней стадией завершения проекта с оценкой достижения поставленной цели.
Подводя итог вышесказанному в статье необходимо сказать, что внедрение и использование принципов проектного управления является современным инструментом эффективного управления любой организацией, особенно актуален данный подход при формировании кластерных структур, в том числе для сервисного кластера.
В статье была обоснована актуальность создания сервисного кластера с применением проектного управления, рассмотрены современные тенденции в промышленности, а также построе-
нии организационных форм и структур управления.
Литература
1. Паспорт государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" Утверждена постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года №328.
2. Кривякин К.С. Модель системы организации обслуживающего производства на базе создания сервисного кластера / К.С. Кривякин, Н.Н. Макаров // Экономинфо. 2015. № 23. С. 9-12.
3. Большакова Е.А. Оценка экономической эффективности инновационных кластерных проектов на основе опционного подхода: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Ярославль, 2014. - 20 с.
4. Гохберг Л.М. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации: направления реализации программ развития / под ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. -М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2015. - 92 с.
5. Грей К.Ф. Управление проектами: практическое руководство / К.Ф. Грей, Э.У. Ларсон; пер. с англ. - М.: Дело и Сервис, 2003. - 528 с.
6. Боровых А.А. Концепция моделирования портфеля проектов развития интегрированных экономических систем // Вестник ВУиТ. 2016. №1. URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/ kontseptsiya-modeHrovaniya-portfelya-proektov-razvitiya-integrirovannyh-ekonomicheskih-sistem (дата обращения: 11.03.2019).
7. Борисенко И.Л. Модель сервисного кластера для обслуживания промышленного оборудования / И.Л. Борисенко, В.Н. Родионова, Н.Н. Макаров // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10, № 4. С. 198-206. DOI: 10.18721/JE.10419.
8. Макаров Н.Н. Формирование сервисного кластера в Воронежской области // Организатор производства. 2015. №4(67). С. 29-34.
9. Гакашев М.М. Современные подходы к управлению инновационными проектами в промышленном кластере / М.М. Гакашев, С.Ю. Ховаев // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-upravleniyu-innovatsionnymi-proektami-v-promyshlennom-klastere (дата обращения: 11.03.2019).