УДК 316.42 DOI: 10.24412/2071-6141-2022-4-45-58
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
А.В. Исаев, И.В. Михалев, Е.В. Титова
Представлены результаты анализа процесса формирования семейных ценностей студенческой молодежи Орловской области. Определено, что основным институтом формирования семейных ценностей является семья, в которой растет и воспитывается ребенок. В родительской семье копируя ценности, модель поведения, манеры, установки своих родителей ребенок воссоздаёт свою систему ценностных ори-ентаций. Помимо этого, на процесс формирования семейных ценностей существенное влияние оказывают образовательные учреждения, педагоги, ближайшее окружение личности (друзья, ровесники), социальные сети, средства массовой информации, различные секции и кружки, молодежные движения. Отдельную роль в формировании семейных ценностей играет государство и проводимая им политика, направленная на укрепление института семьи, приобщение молодого поколения к традиционным семейным ценностям.
Ключевые слова: институт семьи, семейные ценности, формирование семейных ценностей, молодежь, социологические исследования
Введение
Общеизвестно, что молодое поколение выступает основополагающим источником общественных перемен и преобразований в социуме, от преобладающих ценностей во многом зависит развитие и становление моральных, нравственных устоев всего общества, и как следствие, - трансмиссия общественных отношений, государственная целостность и безопасность.
При этом общественная филиация тесно связана с семьей и семейными ценностями. Это обусловлено тем, что последние семейные ценности выступают надежной опорой, на которой в будущем строится, формируется и укрепляется не только семья со своими взглядами, убеждениями и запросами, но и отдельно взятая личность, которая копирует и перенимает ценности старшего поколения и формирует свои в процессе взаимодействия с другими членами общества.
Отметим, что в современном научном дискурсе одни исследователи указывают на кризис и некоторый упадок, другие выдвигают теорию о трансформации института семьи на новый уровень [1, с. 34-38; 2, с. 75-95; 3; 4, с. 209-212]. Акцентирование внимания на данных процессах обозначено и Президентом РФ В.В. Путиным в ежегодном послании Федеральному Собранию.
Теоретико-методологическая основа исследования
Дуализм ценностных ориентаций (и в первую очередь семейных), различные стороны развития и функционирования семьи представлены в работах Алексеенок А. А., Андриенко О. А., Андросовой И.С., Безенковой Т. А., Беликовой С. Б., Говорухина Г.Э., Гуровой О.С., Вержибок Г.В., Ип-политовой Е.А., Ральниковой И.А., Слепухиной Г. В., Холина Н. Д. [1-9].
Теоретический анализ показал, что семейные ценности - это нравственные ориентиры и маркеры, влияющие на определение семейных стратегий, а в целом, - на развитие и стабильность общества. Это установки, нормы, идеалы, критерии, на базе которых в дальнейшем оценивается происходящая действительность, совершается выбор того или иного действия, происходит удовлетворение потребностей индивида, исходя из его интересов и целей. Они координируют как личную, так и общественную жизнь, воздействуют на мышление, поступки, решения личности.
Рассмотрим, что же конкретно относится к семейным ценностям. Прежде всего, это - любовь, забота, доброта, верность, уважение, почитание своих предков. Это доверительные, теплые отношения к членам своей семьи, сохранение и передача традиций из поколения в поколение всевозможных семейных обычаев, чувство справедливости, ответственности, внимания, а также это искренность, честность, взаимопонимание, щедрость во всех своих проявлениях. В трудных жизненных обстоятельствах это - поддержка, сострадание, взаимовыручка, готовность прийти на помощь близким, родным людям, несмотря ни на что [7, с. 482-487].
При этом следует отметить, что семейные ценности являются приоритетом российского общества и государства. Так, в 2020 году на всенародном голосовании были приняты поправки в главный закон страны -Конституцию Российской Федерации, где говорилось о том, что государство выступает за традиционные семейные ценности: брак как союз мужчины и женщины, уважение детей к старшим, доверие и забота нескольких поколений семьи друг о друге. Данные положения корреспондируют с нормами Концепции государственной семейной политикой в Российской Федерации на период до 2025 года.
Методика исследования
С целью рассмотрения и изучения преобладающих семейных ценностей у современной молодежи и для более глубокого понимания процесса их формирования в апреле-мае 2022 года мы провели социологическое исследование мнения студенческой молодежи г. Орла. Исследование проводилось методом анкетного опроса. Выборка многоступенчатая, случайная, бесповторная, по половозрастной структуре, составила 398 учащихся. Кроме того, был проведен вторичный анализ результатов регионального исследования 2019 года [10].
Результаты исследования
При проведении анкетного опроса мы акцентировали внимание на следующих вопросах: что значит семья для молодого человека, какие ценности преобладают среди молодежи, отношение к родителям, родительской семье, отношение к официальной регистрации брака, детям; проанализировали традиции, которые дошли до наших дней, а также то, через какие источники формируются семейные ценности в наше время. Обратили отдельное внимание на преемственность поколений и трансляцию семейных ценностей в социуме.
Семья выступает для человека первичным институтом социализации, выполняя одну из самых важных ролей в жизни от самого рождения и на протяжении всей жизни, закладывая нравственные, поведенческие и другие основы личности. Приоритетными жизненными ценностями молодое поколение выделило для себя: здоровье, семью, любовь и отношения. Далее по степени важности стоит материальное благополучие, образование, воспитание детей, а также общение с друзьями, самореализация и достижения в карьере.
Для большинства идеальная семья характеризуется как проявление моральной поддержки и любви (об этом говорят 75,5 % участников). Для 60 % респондентов семья - это забота друг о друге, воспитание и образование детей. В то время как для 30 % - это достижение стабильного материального положения и совместное решение бытовых проблем [10].
Ставя для себя в качестве приоритета семью, молодежь считает важным и значимым поддерживать хорошие взаимоотношения со своими родителями, родственниками и в целом со своей семьей, интересоваться их здоровьем, проводить совместно досуг и помогать в решении существующих проблем (рис. 1).
80 70 60 50 40 30 20 10 о
Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос: «Насколько важны для Вас
хорошие взаимоотношения с Вашими родителями, родственниками ?»,
%
Рассматривая семейную жизнь родителей и родственников с точки зрения образца и эталона (рис. 2), которого стоило бы придерживаться, мы видим, что для 65,9 % участвующих в опросе, их родительская семья является образцовой, и они готовы перенимать ценности семьи, их взгляды и убеждения, следовать примеру своих близких. Для 26,8 % опрашиваемых их собственная семья не является образцом и примером для подражания, а также авторитетом, на который стоило бы равняться в более зрелом возрасте. Из общего числа участников опроса 7,3 % затруднились ответить на данный вопрос.
Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос: «Является ли семейная жизнь Ваших родителей, родственников образцовой для Вас?», %
Мнения о том, в какой период следует создавать семью (рис. 3), разделились. Для 42,7 % участвующих в опросе не имеет существенного значения, на каком жизненном этапе, в какое время стоит обзаводиться своей семьей. Тем временем 39 % считают, что сначала необходимо закончить учебу, найти подходящую работу, устроить свою карьеру, стать на ноги, быть финансово обеспеченным, а только после этого нужно заниматься созданием уже собственной семьи.
Вэтруднлюсь ответить
Не имеет значения,На каком этапе создать семью
Закончить вуз, затем устроить карьеру,а потом создавать семью
Занпдить отношения н период устройства на работу
Строить семью сразу после окончания вуза, дате если нет стабильной работы
Ходить семью уже во время учебы в вузе
Рис. 3. Ответы респондентов на вопрос: «С Вашей точки зрения, в какой период необходимо создавать семью?», 0%
Для 11 % респондентов придерживаются точки зрения о том, что наилучшее время начинать серьезные отношения - непосредственно в период устройства на работу и продвижения по карьерной лестнице. Некоторые (2,4 %) полагают, что семью нужно заводить как можно раньше, во время получения образования, а 3,7 % затруднились дать ответ на данный вопрос.
При исследовании отношения молодежи к значимости и важности регистрации официального брака (рис. 4), мы выявили то, что большая часть участников (75,6 %) придерживаются мнения о важности данного института, так как у людей в браке появляется ответственность друг за друга, за семью в целом, отношения становятся крепче и надежнее, по мнению опрошенных. При этом пятая часть респондентов считает, что официальная регистрация брака в органах ЗАГС не важна, они не видят в этом особого смысла. Воздержались от ответа 4,9 % участников. При этом из общего числа опрошенных в официальном браке состоят 9 %, остальные же пока не узаконили свои отношения. При этом респонденты указывают на важность наличия 1-2 детей в семье.
■ 3,7
-
1 39
И,; ] 1 1 А 111
О 5 10 15 20 25 30 35 40 45
Затрудняюсь ответить
Абсолютно не важно
Скорее не важно
Скорее важно
Да, важно
О 10 20 30 40 50
Рис. 4. Ответы респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, важно ли регистрировать отношения официально?», 0%
Исходя из полученных данных о том, какая форма организации семейной жизни людям в современном мире ближе, можно заключить, что для преобладающего большинства (79 %) важно, чтобы в паре супруги являлись равноправными членами и сообща принимали решения, опираясь и беря во внимание голос каждого из партнеров. Для 19,5 % респондентов ближе традиционная семья, в которой во главе стоит мужчина, принимает основные решения и берёт ответственность за всю свою семью на себя. 1,5 % опрошенных определил для себя наиболее привлекательной модель семьи, где главой является женщина, и последнее слово в принятии решений остается за ней.
Проанализировав существующие семейные традиции (рис. 5), мы можем заключить, что в настоящее время преобладают традиции, связанные с праздниками и мероприятиями (80,5 %), проводимые в кругу семьи. Проведение совместного досуга, отдыха и свободного времени вместе (54 %) тоже является традицией многих российских семей. При этом в качестве совместного досуга молодежь рассматривает коллективное посещение кинотеатров, театров, оформление фотоальбомов и их просмотр, и считает это той самой традицией, которую следует передавать последующим поколениям. Помимо всего вышесказанного, некоторые семьи придерживаются традиции проводить вместе воскресные советы, встречи, обеды (13,4 %), за которыми обсуждают важные, волнующие их вопросы, делятся новостями, произошедшими событиями, обмениваются мыслями по различным вопросам, оказывают поддержку друг другу, если это требуется. Довольно интересной является традиция, связанная с достижениями (16 %) либо одного члена семьи, либо полностью всей семьи, которая мотивирует на новые
успехи и на получение новых наград, помогает справиться с трудностями, подмечая положительные, приятные моменты.
Традиции, связанные с достижениями Проведение семейного совета Проведение совместного досуга Воскресные семейные обеды, ужины
Оформление фотоальбомов
Коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев
Традиции, связанные с праздниками
О 10 20 30 40 50 60 70 80 90
Рис. 5. Ответы респондентов на вопрос: «Какие традиции существуют в Вашей семье?», %
На формирование семейных ценностей (табл. 1), по утверждению отвечающих, значительное влияние, в первую очередь, оказывает семья и близкие родственники человека (87,8 %), так как именно они с самого детства закладывают основные убеждения, взгляды, дают ориентиры для дальнейшего становления личности, а также посредством воспитания и личного примера передают свои ценности. Во вторую очередь, - это окружение (52,4 %), с которым человек взаимодействует и проводит большую часть своего времени, перенимая ценностные установки социума. Образовательные учреждения (31,7 %) в лице школ, колледжей, университетов, оказывают воздействие на ценностные ориентации в процессе воспитания и обучения. Пятая часть опрошенных полагает, что в современном мире в век инноваций приобщение к ценностям происходит через социальные сети, Интернет, откуда люди и черпают всю информацию. Помимо этого, через средства массовой информации, изучение литературы, посещение театров и музеев, участие в молодежных объединениях, занятия спортом, личный опыт человек развивается и выстраивает свою систему ценностей.
Таблица 1
Ответы респондентов на вопрос: «Что оказывает непосредственное влияние на формирование Ваших семейных ценностей?», %
№ Варианты ответов Все опрошенные, %
1 СМИ (радио, телевидение, журналы) 7,3
2 Семья, родственники 87,8
3 Образовательные учреждения 31,7
4 Социальные сети 19,5
5 Литература 20,7
6 Окружение (друзья, коллектив) 52,4
7 Музеи, театры 7,3
8 Занятия спортом 17,1
9 Молодежные объединения 6,1
Рассмотрим, при помощи чего происходит приобщение к ценностям, которых придерживается та или иная семья. С точки зрения 65 % респондентов формирование семейных ценностей происходит в процессе наблюдения за живым примером родителей, родственников, их личным опытом, поступками и действиями, а затем проецирования этих ценностей уже в своей жизни.
Для 19 % участвующих в опросе ознакомление и приобщение к ценностям семьи проходит посредством четко установленных норм и правил, которых придерживаются все члены семьи. Воспитательные беседы, разговоры в кругу семьи являются наиболее эффективным способом формирования ценностей у молодого поколения, об этом заявляет 16 % опрошенной молодежи.
В ходе исследования выяснилось, что подавляющее большинство опрошенных (81,7 %) считает, что в современном обществе среди людей транслируются положительные семейные ценности и установки касательно формирования и передачи общечеловеческих ценностей, взаимоуважения, любви и заботы. Хотя 18,3 % участвующих в опросе отрицают данное явление, опираясь на свой жизненный опыт и наблюдения со стороны.
В 2019 году 64 % респондентов (это на 18 % меньше, чем в 2022 году) ответили, что на их взгляд в социуме транслируются положительные семейные ценности через демонстрацию различных историй, социальные проекты, участие в мероприятиях, посвященных ценностям семьи. Но при этом 36 % (это в два раза больше, чем в 2022 году) не согласны с этим утверждением [10]. Следовательно, количество людей считающих, что в настоящее время активно распространяют информацию о семейных ценностях с благоприятной стороны, возросло (табл. 2).
Таблица 2
Ответы респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, транслируются ли положительные семейные ценности в современном обществе?», %
№ Варианты ответов Число опрошенных, % за 2019 год Число опрошенных, % за 2022 год
1 Да 16,1 19,5
2 Скорее да 48,0 62,2
3 Скорее нет 27,4 13,4
4 Нет 8,3 4,9
Вместе с тем, по мнению участвующих в опросе, за последние несколько лет в обществе сохраняется тенденция потери важности семейных ценностей (в 2019 году - 81 %, в 2022 году - 78 %). Опровергает этот факт четвертая часть участвующих в опросе (19 % в 2019 году и 22 % - в 2022 году) [10] (табл. 3).
Таблица 3
Ответы респондентов на вопрос: «Происходит ли, по Вашему мнению, утрата семейных ценностей в современном обществе?», %
№ Варианты ответов Число опрошенных, % за 2019 год Число опрошенных, % за 2022 год
1 Да 32,4 34,1
2 Скорее да 48,7 43,9
3 Скорее нет 15,1 22,0
4 Нет 3,8 0,0
Вероятно, это связано с оценками семьи. Так, о средней степени кризиса данного института заявили 64,6 % респондентов. О максимально угрожающей ситуации высказались 26,8 %, а о низкой степени 8,6% студентов.
Проведя сравнительный анализ воздействия средств массовой информации на значимость ценностей в современном мире, можно заключить, что подавляющая часть опрошенных (в 2019 году - 89 % [10], в 2021 году - 91 %) полагают, что СМИ (телевидение, радио, Интернет, печатные издания) оказывают колоссальное влияние на утрату важнейших семейных ценностей и негативно сказываются на развитии личности. За несколько лет число тех, кто считает, что масс-медиа и вовсе не оказывает ни малейшего влияния на ценности и воспитание человека сократилось на 4 % (табл. 4)
Таблица 4
Ответы респондентов на вопрос: «На Ваш взгляд, влияют ли напрямую средства массовой информации на утрату семейных ценностей ?»,
%
№ Варианты ответов Число опрошенных, % за 2019 год Число опрошенных, % за 2022 год
1 Влияют 45,0 40,2
2 Влияют незначительно 44,2 53,7
3 Не оказывают никакого влияния 10,8 6,1
Для рассмотрения преемственности поколений с точки зрения сохранения и передачи семейных ценностей из поколения в поколение, мы задали следующий вопрос: «Передаете/будете ли Вы передавать свои ценности последующим поколениям?». Исходя из ответов можем сделать вывод, что практически все участники опроса (96 %) передают и планируют передавать в дальнейшем имеющиеся у них ценности молодым людям, так как считают передачу семейных ценностей неотъемлемым элементом нравственного воспитания личности и развития всего общества.
В процессе исследования было выявлено, что за период с 2019 по 2021 год число молодых людей, обращающихся за советом к более опытному поколению, увеличилось на 23,3 %. В то время как число респондентов, обращающихся за советом иногда, в случае необходимости, сократилось на 16 %. Но, тем не менее, по данным проведенного анкетирования, мы видим, что нынешнее поколение советуется с представителями старшего поколения чаще, нежели в 2019 году [10] (табл. 5).
Таблица 5
Ответы респондентов на вопрос: «Обращаетесь ли Вы за советом к представителям старшего поколения?», %
№ Варианты ответов Число опрошенных, % за 2019 год Число опрошенных, % за 2022 год
1 Да 30,4 53,7
2 Да, иногда 59,9 43,9
3 Нет 9,7 2,4
В ходе проделанной работы были выявлены ценности, при помощи которых воспитывалось нынешнее поколение, и одновременно с этим те ценностные ориентации, которые старшее поколение передавало и переда-
ет до сих пор молодежи. Это в первую очередь, по мнению большинства опрошенных, уважение к старшим, близким людям, патриотизм, честность, трудолюбие, верность, отзывчивость, взаимопонимание и любовь. А также это забота об окружающих, доброта, взаимопонимание, совесть, ответственность, соблюдение традиций и обычаев, сплоченность, поддержка и взаимовыручка.
Проанализировав вопрос о том, какие именно ценности молодые люди будут передавать в будущем уже своим детям, можно прийти к выводу, что респонденты придерживаются высоконравственных ценностей, таких как доброта, взаимоуважение, любовь, забота, верность, преданность, доверие, сохранение и соблюдение традиций, почитание предков, трудолюбие, поддержка близких людей, чувство патриотизма, совместное принятие решений, взаимопонимание, общее и интересное времяпровождение, гибкость в решении семейных проблем, честность по отношению к другим, ответственность за свои поступки, сострадание. Это важнейшие ценности, которые необходимо передавать из поколения в поколение для сохранения целостности и устойчивости общества.
Следовательно, мы видим, что будущие родители будут передавать своим детям именно те ценности, которые получили в детстве в процессе взросления и воспитания. Преемственность поколений - это нить, которую нельзя разрывать, это важная связь между прошлым, настоящим и будущим, когда элементы прошлого сохраняются и переносятся в настоящее, а затем передаются потомкам - инициаторам преобразований.
Заключение
В заключение отметим, что система ценностных ориентаций современного человека претерпевает существенные изменения в условиях трансформации российского общества. Семья развивается и изменяется параллельно с обществом, оставаясь наиболее устойчивым его элементом, но вместе с тем меняются и семейные ценности, ориентиры людей [11].
В молодежной среде преобладают такие семейные ценности как любовь, забота, верность, доверие, уважение, честность, взаимопонимание, помощь близким, родным людям, почитание предков, традиций, передача ценностей последующим поколениям. Можно заметить, что семейные ценности в первую очередь ориентированы на благополучие, как самого человека, его семьи, так и на общество в целом [12].
Главными ценностями для молодежи выступают любовь, семья и дети, несмотря на то, что в современном мире происходит трансформация и кризис института семьи. Но, тем не менее, влияние других ценностей, таких как построение карьеры, достижение материальных успехов, статуса, самореализации также велико.
Естественно огромную роль в формировании семейных ценностей играет семья, родители и родственники, ближайшее окружение, коллектив, образовательные учреждения, средства массовой информации, различные
молодежные объединения, различные кружки и секции, семейные традиции, закладывающие в ребенка те или иные ценности и установки, с которыми он в дальнейшем вступает во взрослую жизнь. Именно в процессе воспитания, обучения, общения с другими людьми, получения опыта в течение жизни человек способен выстроить свою систему ценностей.
Для молодых людей очень важно сохранять хорошие доверительные отношения со своими родителями, поддерживать связь и проводить вместе время, а также при создании собственной семьи брать с них пример. В семье закладываются основы нравственности, нормы поведения, формируется сама личность, и развиваются те качества, с помощью которых человеку легче раскрыть свой потенциал в дальнейшем.
Семейные ценности формируется на протяжении всей жизни человека, это динамический процесс, при котором человек выстраивает свою систему ценностей исходя из условий, в которых он воспитывается, развивается и функционирует. Поэтому для более эффективного внедрения и приобщения молодежи к семейным ценностям необходимо создавать и внедрять различные программы, проекты и концепции, нужно привлекать молодых людей к проведению и организации мероприятий, в ходе которых удастся приобрести важнейшие ценности.
Кроме того, необходимо активное проведение в средствах массовой информации кампании по поддержке традиционных ценностей семьи и брака, морали и нравственности; акцентирование внимания по формированию семейных ценностей у детей-сирот; разработка и реализация дополнительных образовательных программ; распространение опыта семейной и межсемейной волонтерской деятельности, в том числе привлечение «волонтеров серебряного возраста»; развитие форм и методик в условиях цифровизации современного общества; активизация студенчества.
В настоящее время ведется работа по реализации программ и концепций, направленных на развитие и формирование семейных ценностей в молодежной среде. Данный процесс затрагивает как федеральный, региональный, так и муниципальный уровень. Ежегодно проходят всероссийские конкурсы, мероприятия, реализуются проекты, направленные на развитие всесторонне развитой личности, приобщение к важнейшим семейным ценностям, приоритету семьи и семейной жизни.
Для наиболее благоприятного и эффективного формирования семейных ценностей среди молодежи необходимо проводить комплексную регулярную работу, в которой молодые люди будут заинтересованы, включены в процесс, используя при этом различные технологии и инструменты. Именно молодое поколение является ведущей силой, так как от уровня ценностных ориентаций молодежи зависит будущее всей страны.
Кроме того, необходимо развитие форм и методик в условиях циф-ровизации современного общества (сказкотерапия, игровая деятельность, кейс-технологии, арт-педагогические методы, творческие проекты, тема-
тические беседы, круглые столы, приглашение студентов, различных педагогических отрядов для проведения досуга, праздников).
Список литературы
1.Андриенко О. А., Безенкова Т. А., Слепухина Г. В. Опытно-экспериментальная деятельность образовательных учреждений по формированию семейных ценностей у обучающихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. № 24 С. 34-38.
2.Вержибок Г.В. Семейные ценности студенческой молодежи как матрица построения будущего // Южно-российский журнал социальных наук. 2018. Т. 19. № 3. С. 75-95.
3.Ральникова И.А., Гурова О.С., Ипполитова Е.А. Жизненные перспективы молодежи в условиях социальных изменений. Барнаул, 2018. 336 с.
4.Холин Н. Д. Ценность семьи в понимании российской молодежи: теоретический анализ трансформации понятия // Казанский педагогический журнал. 2019. №1. С. 209-212.
5. Алексеенок А. А. Основные направления совершенствования молодежной политики: социологический анализ результатов Всероссийского исследования // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. № 5. С. 30-40.
6. Говорухин Г.Э., Андросова И.С. Семья как ценность и семейные ценности в российском обществе (социологическое исследование семейных ценностей студентов КНАГТУ) // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2015. Т. 2. № 3 (23). С. 71-81.
7. Беликова С. Б. Семья и семейные ценности как основа формирования личностных качеств // Журнал: инновации, наука, образование. 2021. № 29. С. 482-487.
8. Ипполитова Е.А. Семейные перспективы молодежи в изменяющемся мире. Барнаул, 2012. 220 с.
9. Касьянов В.В., Манучарян А.К., Самыгин Е.И. Отношение молодежи юга России к семье как ценности: компаративный анализ (на примере городов Краснодар и Ростов-на-дону) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 8. С. 32-35.
10. Меркулов П. А., Дорохова Ю. В., Игнатова Т. В., Проказина Н. В. Молодежь региона в 2019 году. Научное издание. Информационно -социологический бюллетень. Орел: Издательство Среднерусского института управления - филиала РАНХИГС, 2020. 148 с.
11. Михалев И. В. Эволюция теоретических подходов к исследованию трансформации социальной структуры общества под воздействием социальных реалий // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. № 1. С. 30-43.
12. Алексеёнок А.А., Михалев И.В., Давыдова О.В. Социология семьи. Орел, Издательство: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2020. 200 с.
Исаев Алексей Владимирович, канд. полит. наук доц., [email protected], Россия, Орёл, Российская академия народного хозяйства и государственной службы,
Михалев Игорь Васильевич, канд. социол. наук, доц., [email protected], Россия, Орёл, Российская академия народного хозяйства и государственной службы,
Титова Елена Валерьевна, канд. социол. наук, доц., [email protected], Россия, Орёл, Российская академия народного хозяйства и государственной службы
FORMATION OF FAMILY VALUES IN THE STUDENT ENVIRONMENT (SOCIOLOGICAL ANALYSIS)
A.V. Isaev, I. V Mikhalev, E.V. Titova
The article presents the results of the analysis of the process of formation of family values of students in the Oryol region. It is determined that the main institution for the formation of family values is the family in which the child grows and is brought up. In the parental family, copying the values, behavior model, manners, attitudes, of his parents, the child recreates his system of value orientations. In addition, the process offorming family values is significantly influenced by educational institutions, teachers, the inner circle of the individual (friends, peers), social networks, the media, various sections and circles, youth movements. A separate role in the formation of family values is played by the state and the ongoing policy aimed at strengthening the institution of the family, familiarizing the younger generation with traditional family values.
Key words: family institution, family values, formation of family values, youth, sociological research
Isaev Alexey Vladimirovich, candidate of political sciences, associate professor, [email protected], Russia, Oryol, Russian Academy of National Economy and Public Administration,
Mikhalev Igor Vasilyevich, candidate of sociological sciences, associate professor, [email protected], Russia, Oryol, Russian Academy of National Economy and Public Administration,
Titova Elena Valerievna, candidate of sociological sciences, associate professor, [email protected], Russia, Oryol, Russian Academy of National Economy and Public Administration