Научная статья на тему 'Формирование семейных ценностей молодежи в эпоху трансформации преемственности поколений'

Формирование семейных ценностей молодежи в эпоху трансформации преемственности поколений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
603
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семейные ценности / молодежь / трансформация / преемственность поколений / family values / youth / transformation / succession of generations.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Акутина Светлана Петровна

В статье представлен процесс формирования семейных ценностей у современной молодежи, дано авторское понимание дефиниции «семейные ценности» с позиций модификации преемственности поколений. Представлен анализ опроса студентов на выявление отношения современной молодежи к браку, ценностям семейной жизни, использования опыта родителей при создании собственной семьи; предложено видение автора на жизнеспособность молодой семьи в период трансформации семейных ценностей в обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FAMILY VALUES OF YOUTH IN THE EPOCH OF TRANSFORMATION OF GENERATION CONTINUITY

The article presents the process of forming family values among modern youth, gives an author’s understanding of the definition of “family values” from the point of view of modifying the continuity of generations. The analysis of a student survey to identify the attitude of modern youth to marriage, the values of family life, the use of the experience of parents in creating their own families is presented; The author’s vision of the vitality of a young family during the period of transformation of family values in society is proposed.

Текст научной работы на тему «Формирование семейных ценностей молодежи в эпоху трансформации преемственности поколений»

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В ЭПОХУ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ

Акутина Светлана Петровна (Арзамас, Россия), доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной работы, сервиса и туризма, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал. E-mail sakutina@mail.ru

Аннотация. В статье представлен процесс формирования семейных ценностей у современной молодежи, дано авторское понимание дефиниции «семейные ценности» с позиций модификации преемственности поколений. Представлен анализ опроса студентов на выявление отношения современной молодежи к браку, ценностям семейной жизни, использования опыта родителей при создании собственной семьи; предложено видение автора на жизнеспособность молодой семьи в период трансформации семейных ценностей в обществе.

Ключевые слова: семейные ценности, молодежь, трансформация, преемственность поколений.

FORMATION OF FAMILY VALUES OF YOUTH IN THE EPOCH OF TRANSFORMATION OF GENERATION CONTINUITY

Akutina Svetlana Petrovna (Arzamas, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Social Work, Service and Tourism, National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Arzamas branch. E-mail sakutina@mail.ru

Abstract. The article presents the process of forming family values among modern youth, gives an author's understanding of the definition of "family values" from the point of view of modifying the continuity of generations. The analysis of a student survey to identify the attitude of modern youth to marriage, the values of family life, the use of the experience of parents in creating their own families is presented; The author's vision of the vitality of a young family during the period of transformation of family values in society is proposed.

Keywords: family values, youth, transformation, succession of generations.

Социальный институт семьи является главным условием сохранения и поддержания культурной преемственности в истории людей, их традициях и обычаях. Анализ философской, социологической, педагогической и психологической литературы в контексте изучения семейных ценностей и преемственности поколений, а также модификации процессов в институте семьи (Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, Б.С. Гершунский, И.Ф. Исаев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, Т.Т. Щелина и др.) показывает, что в современной семье и ее социально-педагогических функциях произошла серьезная трансформация как на глобальном уровне, связанном с общими социально-экономическими тенденциями развития общества, так и семейно-поколенческом, связанном с утратой семейных ценностей и ориентиров современной молодежи установки на ответственный брак и родительство.

Невозможно отрицать, что молодежь определяет будущее страны, государства, нации, поэтому изменение особенностей ее самоопределения представляют для общества большой научный интерес и практическое значение. Исследования как отечественных (А.А. Левина [3], Ф.А. Тугуз [5], А.Б. Федулова [4], Л.Б. Шнейдер [6] и др.), так и зарубежных (Ch.A. Reich [7], L. Schneiderman [8] и др.) ученых показали, что, несмотря на «модификацию ценностных установок, семья не перестает быть не просто важной, а очень важной ценностью» [1] для молодежи. Поэтому укрепление института семьи будет невозможно без внесения воспитания в ценностные установки современной молодежи.

Создавая семью, молодежь не задумывается о том, что это большая ответственность перед собой и другими, поэтому ценностный климат в молодых семьях начинает ухудшаться едва ли не с первых дней совместной жизни. Наблюдается отрицание семейных

традиций, которые были созданы в родительских семьях, и молодежь не хочет перенимать положительный опыт своей семьи. Проявляются нежелание проживать совместно со старшим поколением, негативное отношение к традиционным семейным ценностям. В молодежной сфере выявлено преобладание профессионально-карьерных ценностей и устремлений над семейными, несформированное чувство отцовства и материнства.

Семейные ценности, с нашей точки зрения, — это традиционные нравственные ориентиры и установки, касающиеся брачно-семейных отношений, социально одобряемые и разделяемые большинством людей, определяющие возможность для индивида продолжить свой род, фамилию, «сохранить и расширить родственные связи; следовать национальным традициям, обычаям, образу и укладу семейной жизни в соответствии с общепринятыми культурными ценностями» [1], учитывать народный опыт многих поколений человечества в сохранении и воспроизводстве нравственных традиций семейного воспитания в условиях преемственности и межпоколенческих различий в эпоху трансформаций, затрагивающих социальный институт семьи.

Нравственный смысл воспитания закладывался через исторические предания, легенды, былины, сказки, загадки, пословицы. Подрастая, ребенок в семье усваивал первые нравственные заповеди: почитание старших, главенствующая роль отца, уважение к матери, осознание сыновнего долга, умения быть благодарным людям. Как писал в своих сочинениях известный историк В.О. Ключевский «древнерусская начальная образовательная школа — это дом, семья. Ребенок должен был воспитываться не столько уроками, которые он слушал, сколько тою нравственною атмосферою, которою он дышал. Это было не пятичасовое, а ежеминутное действие, посредством которого дитя впитывало в себя сведения, взгляды, чувства, привычки» [2, с. 227].

С уверенностью можно говорить о том, что нынешнее поколение молодых людей усваивает из опыта прошлого только то, что приемлемо для них в изменившихся социально-исторических условиях, поэтому формирование новой системы семейных ценностей и ориентиров не может быть случайной. Сложность этого процесса заключается в том, что переосмысление семейного опыта предыдущих поколений требует большой деликатности, поскольку поспешность, с которой поколение избавляется от своего недавнего прошлого, оборачивается порой его мучительным восстановлением в будущем.

С целью выявления отношения современной молодежи к семье, браку, ценностям семейной жизни нами был проведен анкетный опрос среди студентов 1-го курса дневной формы обучения направления подготовки «Социальная работа». Задачей данного исследования было выявление значимости семьи в системе ценностей современной молодежи. Анкета включала в себя ряд вопросов.

Первым вопросом анкеты ставилась цель: выявить отношение молодежи к браку. Нами были получены следующие результаты: 74,2 % опрошенных считают, что их устраивает незарегистрированный (сожительство), так называемый в обществе, гражданский брак, так как он «помогает приобрести опыт совместного проживания», «является необременительным совместным проживанием». Рождение ребенка практически не является обязательным условием регистрации брака: так считают 55,4 % опрошенных юношей и 31,3 % девушек, лишь 13,3 % считают, что дети должны рождаться в браке. Данные факты позволяют сделать вывод о том, что современная молодежь не ставит во главу угла ценности брака, рождения детей, сохранения семейных традиций, продолжения рода своей семьи.

Следующий вопрос анкеты был направлен на выяснение функциональных ролей в семье. Ответы распределились следующим образом: юноши считают, что главой семьи должен быть мужчина — 51,8 %; 29,4 % юношей ответили, что роли в семье должны быть распределены поровну в зависимости от ситуации; 18,8 % юношей считают, что главная в семье — женщина.

Ответы девушек представлены следующим образом: 42,3 % ответили, что в семье главным должен быть мужчина, 49,7 % определили главную роль в семье женщине, 1,7 % затруднились с ответом. Как видно из ответов девушек, практически половина считает, что главную роль в семье должна выполнять женщина, что указывает на высокий уровень самостоятельности современных девушек, их независимости, способности воспитывать детей независимо от мужчины.

Основными мотивами вступления в брак молодежь отмечает такие позиции: любовь (74,1 %), «незапланированная беременность» (21,3 %), «иное» — 4,6 %. В результате опроса мы также выявили, что современные молодые люди не хотели бы использовать семейный опыт родительской семьи, таких ответов оказалось 69,7 %.

Таким образом, можно сказать, что в современном мире кардинально изменились жизненные приоритеты у молодежи, в том числе и семейные ценности. Одни ученые говорят о трансформации института семьи, другие — об упадке семейных ценностей, передаче и обучению традиций от родительской семьи семье молодых. Очевидно, что семья приспособляется к новым условиям и происходит процесс обострения противоречий между поколениями. На наш взгляд, чтобы сохранить жизнеспособность молодой семьи в период трансформации семейных ценностей, необходимо создание семьесберегающей среды в обществе путем расширения информационного поля по организации консультативных пунктов для молодых семей на базе учреждений социального обслуживания, здравоохранения, ЗАГС, в образовательных учреждениях и организациях, включение СМИ в пропаганду значимости и ценности передачи опыта старших поколений, изучение семейного древа, позитивного образа родительской семьи, материнства и отцовства. Важная роль может быть отведена обмену опытом по воспитанию детей, проведению семейных форумов, созданию клубов взаимной помощи для родителей, организации семейных гостиных. Чтобы преодолеть трансформацию семейных ценностей, необходима комплексная целенаправленная работа в данном направлении, поиск новых путей, технологий пропаганды позитивного опыта семейной жизни в контексте межпоколенческих различий, происходящих в современном обществе.

Литература

1. Акутина С.П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы: автореф. дис. д-ра пед. наук. — Н. Новгород, 2010. - 47 с.

2. Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. - Т. 1 / Под ред. В.Л. Янина. - М.: Мысль, 1987. - 430 с.

3. Левина А.А. Семья в системе ценностей современной молодежи: социологический аспект // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/28016 (дата обращения: 31.03.2020).

4. Рыбак Е.В. , Слепцова Н.Г., Федулова А.Б., Цихончик Н.В. Молодая семья в современном обществе: учебно-методическое пособие / Под общей ред. А.Б. Федуловой. — 2-е изд., испр. и доп. — Архангельск: САФУ имени М. В. Ломоносова, 2017. — 238 с.

5. Тугуз Ф.А. Психолого-педагогические аспекты подготовки молодежи к семейной жизни / // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016. № 4. С. 74—78.

6. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. — 768 с.

7. Reich Ch.A. The Greening of America. — N.Y.: Random House, 1970. — 332 p.

8. Schneiderman L. Against the Family // Social Work. 1979. Vol. 24, No 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.