Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ'

АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4178
729
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ЦЕННОСТЬ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ОБРАЗ СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Селезнёва Екатерина Александровна

Трансформация понимания семьи и семейных ценностей в нашей стране ведет к изменению образа семьи, транслируемого будущему поколению. Общество и государство заинтересованы в поиске современных семейных ценностей у молодого поколения, что обуславливает актуальность данного исследования. Проблема исследования заключается в сравнении понимания семьи и семейных ценностей в научной литературе и у молодого поколения в нашей стране. Цель исследования состоит в теоретическом анализе понятий «семья» и «семейные ценности». Автор статьи сделал анализ данных понятий с точки зрения разных наук, которые изучают семью: философии, социологии, педагогики и психологии. Автор приводит результаты опроса 100 респондентов в возрасте от 18 до 35 лет о семье и семейных ценностях. В данной работе автор повторяет метафорический эксперимент по примеру Л. Б. Шнейдер. Показатели сравнительного эксперимента говорят об изменении образа семьи у современных молодых людей, наибольшую значимость для которых составляют эмоциональная защищенность в семье и ее динамика. На основе теоретического и эмпирического исследования сформулировано современное понятие семьи и семейных ценностей, а также актуальные семейные ценности молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY AND FAMILY VALUES CONCEPTS ANALYSIS

Transformation of the understanding of the family and family values in our country leads to changing the image of the family which is transmitted to the future generation. The relevance of the study is due to the need of society and the state in the search of modern family values in younger generation. The study problematics is concerned with comparing young generation understanding of family and family values and the scientific research about it. The study aims to analyze in theory the concepts of «family» and «family values». The author analyzes family and family values in different science concerning family: philosophy, sociology, pedagogy and psychology. The author presents the results of 100 respondents aged 18-35 who were surveyed about family and family values. The author repeats the metaphorical experiment by L. B. Schneider in this work. The experiment shows a change in the modern young people image of the family. The most important for young people is emotional security in the family and its dynamics. Based on the theoretical and empirical study, the author defines the modern concept of the family and family values, as well as the current family values in modern young generation.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

► СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

УДК 392.3 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-270-280

ББК 74.95

АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

FAMILY AND FAMILY VALUES CONCEPTS ANALYSIS

Селезнёва Екатерина Александровна

Аспирант факультета педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет

E-mail: ekaterina-bodrov@yandex.ru

Selezneva Ekaterina A.

PhD post-graduate student, Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University E-mail: ekaterina-bodrov@yandex.ru

Аннотация. Трансформация понимания семьи и семейных ценностей в нашей стране ведет к изменению образа семьи, транслируемого будущему поколению. Общество и государство заинтересованы в поиске современных семейных ценностей у молодого поколения, что обуславливает актуальность данного исследования. Проблема исследования заключается в сравнении понимания семьи и семейных ценностей в научной литературе и у молодого поколения в нашей стране. Цель исследования состоит в теоретическом анализе понятий «семья» и «семейные ценности». Автор статьи сделал анализ данных понятий с точки зрения разных наук, которые изучают семью: философии, социологии, педагогики и психологии. Автор приводит результаты опроса 100 респондентов в возрасте от 18 до 35 лет о семье и семейных ценностях. В данной работе автор повторяет метафорический эксперимент по примеру Л. Б. Шнейдер.

Abstract. Transformation of the understanding of the family and family values in our country leads to changing the image of the family which is transmitted to the future generation. The relevance of the study is due to the need of society and the state in the search of modern family values in younger generation. The study problematics is concerned with comparing young generation understanding of family and family values and the scientific research about it. The study aims to analyze in theory the concepts of «family» and «family values». The author analyzes family and family values in different science concerning family: philosophy, sociology, pedagogy and psychology. The author presents the results of 100 respondents aged 18-35 who were surveyed about family and family values. The author repeats the metaphorical experiment by L.

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Селезнёва Е. А., 2021

Показатели сравнительного эксперимента говорят об изменении образа семьи у современных молодых людей, наибольшую значимость для которых составляют эмоциональная защищенность в семье и ее динамика. На основе теоретического и эмпирического исследования сформулировано современное понятие семьи и семейных ценностей, а также актуальные семейные ценности молодого поколения.

B. Schneider in this work. The experiment shows a change in the modern young people image of the family. The most important for young people is emotional security in the family and its dynamics. Based on the theoretical and empirical study, the author defines the modern concept of the family and family values, as well as the current family values in modern young generation.

Ключевые слова: семья, ценность, семейные ценности, образ семьи.

Keywords: family, value, family values, family image.

Для цитирования: Селезнёва Е. А. Анализ понятий семья и семейные ценности // Проблемы современного образования. 2021. № 5. С. 270-280. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-270-280.

Cite as: Selezneva E. A. Family and family values concepts analysis. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2021, No. 5, pp. 270-280. DOI: 10.31862/2218-87112021-5-270-280.

Трансформация семейных ценностей в современном российском обществе и новые вызовы, связанные с воспитанием детей, обусловили необходимость более глубокого теоретического осмысления понятий «семья» и «семейные ценности» для молодого поколения. Изменение образа семьи, девальвация традиционных устоев и обычаев, ослабление воспитательной функции семьи - все это влияет на семейные ценности, формирующиеся у подрастающего поколения, которое составляет основу будущих семей. Общество не может существовать без семьи, а семья без ценностей, ведь это базовые компоненты семейного благополучия и социального развития. Ценностные приоритеты, складывающиеся в обществе, и ценностные ориентации в каждой конкретной семье влияют на будущее нашего общества. Все это обуславливает актуальность изучения семьи и семейных ценностей, которые складываются в сознании молодых людей, живущих в современной России.

Концептуальная идея исследования отражена в следующей гипотезе: понимание семейных ценностей и основных элементов семьи у современного поколения отличается от представленных в научной литературе.

Вопросы семьи всегда имели большую популярность в научной сфере. Отечественные и зарубежные ученые из разных областей обращались к вопросам семьи в своих исследованиях. Анализ научной литературы позволяет утверждать, что вопросам семьи уделяется большое внимание со стороны российских и зарубежных ученых, а также просматривается необходимость современных исследований в связи с быстроизменяю-щимся миром и тенденциями в развитии современной семьи.

Восстановление полноценного образа семьи, семейных устоев, традиций и формирование ценностного отношения к семье у подрастающего поколения - одна из

приоритетных задач, поставленных сегодня государством и обществом. Тенденции в развитии современной семьи указывают на необходимость поиска современного понимания семьи и семейных ценностей.

Современное понимание семьи и семейных ценностей молодым поколением сильно отличается от представлений в нормативно-правовых актах, а также в научной литературе. Так, О. В. Кучмаева констатирует, что «предлагаемая в государственных документах модель традиционной семьи во многом оторвана от современных реалий», автор также пишет, что попытки государства искусственно способствовать распространению традиционных семейных ценностей приводят к обратному эффекту [1, с. 72]. Автор солидарен с мнением, что современные ценности и жизненные установки семьи отличаются от представленных в государственной семейной политике и научной литературе. Е. В. Мжельская убеждена, что для изучения актуальных семейных ценностей для современного общества важно определиться с базовыми понятиями, такими как «семья» и «семейные ценности» [2, с. 114].

Обратимся к научному определению понятия «семья». Семья являлась объектом изучения на всех этапах становления научного знания, в связи с этим существует несколько подходов трактования семьи с научной точки зрения: эволюционный, функциональный, эмпирический и сциентистский. Автор статьи опирается на эволюционный подход, который рассматривает образование и становление семьи через историю. Этот подход поддерживали следующие ученые: Н. Н. Моисеев, И. П. Пригожин, В. С. Степин и другие. Автор статьи солидарен с данным подходом в том, что семья с течением времени изменяла свое значение, форму и функции. За долгую историю своего существования семья изменялась, что связано с развитием общества и взаимоотношений между супругами в семье.

Существует большое количество определений понятия «семья» в научной литературе, однако само понятие не имеет четкой научной характеристики. Рассмотрим подробнее определение этого понятия с точки зрения разных наук. Семья как многоаспектное понятие рассматривалась через призму различных наук: философии, социологии, педагогики и психологии.

С точки зрения философии еще в древние времена Аристотель и Платон изучали вопросы семьи и понимали ее как необходимость для создания государства и организации социальной жизни [3]. В средневековой философии Блаженный Августин рассматривал семью с точки зрения религии и единственной функции - рождения детей и продолжения рода [4, с. 517]. Ф. Бэкон видел в семье «школу человечности» и делал акцент на воспитательную функцию семьи - «воспитание стремления к добродетельным поступкам» [5].

С точки зрения социологии семья рассматривается как социальный институт и социальное объединение, «члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» [6, с. 89]. А. Г. Харчев дает определение семьи как объединения людей, которое связано браком или кровным родством, «общностью быта и взаимной ответственностью» [7]. Следует отметить, что в социологии особое внимание в определении семьи уделяется ответственности внутри семьи и взаимоотношениям семьи с обществом.

С точки зрения педагогики семья рассматривается как первичный социальный институт для ребенка, основной функцией которого является рождение и воспитание

детей. Т. А. Куликова делает акцент на роли семьи в формировании личности ребенка, а также на основную функцию семьи - воспитательную. Автор считает, что члены семьи обязательно связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью, что особенно необходимо для воспроизведения населения и воспитания детей [8, с. 22].

О. Г. Прохорова вводит понятие «триединого отношения - супружества, родитель-ства и родства» в описании семьи как социально-биологической общности. Автор дает более развернутое определение семьи как общности людей, «основанной на единой общесемейной деятельности, узах супружества, родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей» [9, с. 16-18]. О. Г. Прохорова акцентирует особое внимание на воспитательной функции семьи и социализации ребенка в семье. Автору данной статьи данный подход наиболее близок, так как является в современных условиях изменения роли и ценности семьи самым актуальным. Семья является первичным институтом для ребенка, способствуя формированию у него образа семьи и модели поведения в семье.

С точки зрения психологии наиболее общим является понимание семьи Н. Я. Соловьевым, который дает следующее определение семьи: «это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [10, с. 164]. В книге Д. Я. Райгородского «Психология семьи» семья рассматривается как система отношений между родственниками, «мужем и женой, родителями и детьми», связанная браком или кровным родством и имеющая «исторически определенную организацию» [11, с. 10]. Л. Б. Шнейдер приводит следующее определение: «Семья - это сложное многоаспектное образование, которое рассматривается как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений» [12, с. 23]. Следует отметить, что Л. Б. Шнейдер добавляет в определение семьи психологический аспект, подтверждая свое мнение о семье как о системе отношений, функций и ценностей.

Автором статьи был проведен семантический анализ большого количества определений семьи, в которых выделяются различные ее характеристики и факторы образования семьи, что позволило сформулировать основные составляющие понятия «семья». Итак, «семья» - это социальная группа людей, связанная браком или кровным родством, основанная на совместном проживании, общих интересах, ответственности, общем быте, взаимопомощи, и являющаяся источником социальных установок. Данное определение нельзя назвать полным, так как современные семьи бывают без оформления гражданского брака, а также не проживающие на одной территории.

При изучении понятия «семья» следует также раскрыть понятие «семейные ценности», и элементы, которые в него входят. Семейные ценности для семьи - это основополагающие принципы и фундамент семьи, «это показатели важности объектов, связанных с жизнью в семье, духовно-нравственные ориентиры» [2, с. 114]. По мнению Е. И. Артамоновой, семья является социальным институтом и источником установок, ценностей и ориентаций [13, с. 17]. Это правомерно, ведь семья - это самый главный

источник ценностей и установок для ребенка. Так, ребенок оценивает свои поступки и образ жизни, ориентируясь на свою семью и ценности в ней.

Рассмотрим более подробно современное и научное понятие семейных ценностей. В научной литературе нет единого определения семейных ценностей, сравним некоторые определения и выделим сущностные составляющие данного понятия. В глоссарии терминов по семейной психологии семейные ценности рассматриваются как представления, характерные для семьи, которые «влияют на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия» [14, с. 86].

Философ и социолог Н. И. Лапин определяет семейные ценности как «положительные или отрицательные показатели значимости объектов» для семьи. Семью в данном контексте он определяет как союз людей, основанный узами брака или кровным родством, которые имеют совместную деятельность, интересы, потребности и социальные отношения [15, с. 21]. В. В. Николина рассматривает семейные ценности как «культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия» [16, с. 6].

Л. М. Панкова трактует семейные ценности с духовно-этической позиции как этические и религиозные убеждения, идеалы для конкретной семьи. Ученый уверена, что поддержание семейных ценностей ведет к благополучию в семье. Также выделяет следующие главные ценности семьи: «любовь, дети, здоровье всех и совместно проведенное свободное время» [17].

С. П. Акутина солидарна с Л. М. Панковой и также рассматривает семейные ценности с точки зрения духовно-нравственного воспитания. Автор определяет ценности в семье как ориентиры, которые одобряет общество в целом. Она уверена, что семейные ценности - это идеал, к которому следует стремиться в каждой семье, они определяют целенаправленный процесс создания идеальной семьи» [18, с. 9-15].

Таким образом, обобщив научные определения, можно сделать вывод, что семейные ценности с точки зрения науки в основном рассматриваются как часть духовно-нравственных и религиозных ценностей. Сформулируем широкое понятие семейных ценностей -это совокупность представлений о семье, ценностей и нравственных ориентиров, которая влияет на взаимоотношения между членами семьи, правила и нормы поведения в семье, семейные цели и способы организации жизнедеятельности семьи. Это многоаспектное понятие, включающее в себя множество представлений, которые у каждой семьи индивидуальны.

Исследуем подробнее представления о семье у молодого поколения в России и дополним научные определения. Сформулируем общее современное понимание термина «семья» с помощью теоретического анализа, опроса и экспериментального метода. В рамках исследования современных семейных ценностей и образа семьи был проведен опрос о понимании термина «семья». Автором статьи было опрошено 100 респондентов в возрасте от 18 до 35 лет, из них 41 мужчина и 59 женщин. Опрашиваемые были из разных городов России: Москва, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Тверь, Тула, Калуга, Елец, Краснодар, Великий Новгород и другие. Опрос проводился с помощью социальных сетей и лично. Респондентам в опросе было предложено дать определение семьи. Респондентов также опросили на предмет семейных ценностей и характеристик семьи,

без которых семья не может существовать. С помощью семантического и морфемного разбора были выделены самые популярные ценности семьи по мнению респондентов: любовь, уважение, доверие, взаимность, понимание и поддержка.

В результате проведенного опроса можно выявить несколько общих элементов понятия «семья», которые имеют значение для современной молодежи в России. Автором был проведен семантический анализ всех ответов на вопрос «Дайте определение понятию семья». 40 наиболее популярных ответов представлены на рис. 1.

Как показано на рис. 1, большинство респондентов считает, что семья - это ячейка общества (родственный союз, социальный институт), которая связана кровным родством и основана на совместном быте, любви, доверии, взаимопонимании, общих целях и личном выборе. Следует отметить, что основные семейные ценности по-прежнему присутствуют в понимании семьи у молодого поколения.

Л. Б. Шнейдер выполнила эксперимент «Изучение понятия "семья" посредством метафорического образа» [12]. По примеру эксперимента Л. Б. Шнейдер, автором статьи был проведен опрос 100 респондентов о понимании семьи через метафорические образы. Респондентам было предложено привести метафору к понятию «семья». Все полученные ответы были разделены на несколько групп, которые в качестве ключевой характеристики семьи содержат следующие элементы с примерами:

1. Элемент физической, моральной и эмоциональной защиты (крепость, дом, фундамент, опора, защита, узы, замок, ядро, гнездо и т. д.).

2. Элемент социальной системы и социального функционирования (ячейка общества, труд, предприятие, функция и т. д.).

3. Элемент свободного выбора (растущее дерево, смысл жизни, компас, планета, книга мудрости и т. д.).

4. Элемент защитной функции я (твое зеркало, близкие люди, замкнутый круг, отражение и т. д.).

Семантическое ядро понятия "семья

25

20

15

10

0

5

0° СР

Рис. 1. Семантическое ядро опроса «Дайте определение понятия семья»

5. Элемент неопределенности (мост через жизнь, микрокосмос, отрезок и т. д.).

6. Элемент динамики (корабль, машина, движение, кобыла и конь, заряженные в одну телегу, река и т. д.).

Процентное соотношение всех элементов понятия семьи через метафорические образы более наглядно представлено на рис/ 2, где распределены ответы по следующим общим составляющим: физическая, моральная и эмоциональная защита, свобода выбора и вступления в союз, социальное функционирование, защита своего Я, неопределенность и динамика.

На рис. 2 представлены наиболее популярные ответы респондентов, которые были выделены опосредованным путем через метафорическое описание понятия семья. Наибольший процент набрали следующие элементы понятия «семья»: физической, моральной и эмоциональной защиты (47%), а также элемент свободного выбора (16%) и динамики (13%). Интересно, что большинство респондентов выделают наиболее значимым элементом семьи эмоциональную защиту, то есть удовлетворение потребности членов семьи в любви, внимании, понимании, поддержке и психологической защите. Элемент динамики семьи в данном исследовании рассматривается в качестве характеристики, отражающей функциональные и ролевые изменения, развитие семьи и движение, происходящие в семье на протяжении всего жизненного цикла.

Интересно сравнить полученные результаты современного эксперимента с результатами первоначального эксперимента Л. Б. Шнейдер. Для сравнения проценты по элементам неопределенности и динамики сведены в один элемент, как в оригинальном исследовании. Рассмотрим результаты сравнения экспериментов подробнее на рис. 3.

На рис. 3 прослеживаются изменения в процентном соотношении элементов. Как показано на рис. 3, по сравнению с оригинальным экспериментом у Л. Б. Шнейдер, элемент неопределенности и динамики получил самую большую разницу - в современном эксперименте данный элемент встречался в 8 раз чаще, чем в оригинальном исследовании. Также заметное увеличение более чем в 2 раза получил элемент эмоциональной защиты. Интересно, что элемент свободы выбора и вступления в союз получил в 3,8 раза меньше

Элементы понятия "Семья"

■ Эмоциональная защита ■ Динамика

■ Защитная функция Я ■ Свобода выбора

■ Неопределенность ■ Социальная функция

Рис. 2. Процентное соотношение элементов понятия «семья» через метафорический образ

Сравнительный анализ метафорического эксперимента

70

60

И

50

40

30

20

10

0

Свобода выбора и Эмоциональная Социальное Защитная Неопределенность и

вступления в союз защищенность функционирование функция Я динамика

■ Метафорический эксперимент Л. Б. Шнейдер ■ Метафорический эксперимент данной работы

Рис. 3. Сравнительный анализ метафорического эксперимента

ответов среди респондентов. Ответов с элементами социального функционирования и защитной функции «Я» также стало меньше в 1,2 раза и 1,5 раза соответственно. Данные показатели сравнительного эксперимента говорят об изменении образа семьи у современных молодых людей, наибольшую значимость для которых составляют эмоциональная защищенность и динамика семьи. Данные показатели связаны с тенденциями, происходящими в современном обществе, такими как нестабильность и быстрая изменчивость, что обуславливает важность для современного молодого поколения поиска эмоциональной и психологической защиты в семье, а также развития и движения вместе с ней.

Представления о семье, выявленные посредством данного эксперимента, пересекаются с определением понятия «семья» в науке, представленном выше. Анализ научной литературы показывает наличие различных точек зрения относительно понятий «семья» и «семейные ценности». Итак, сравним научное и современное определение семьи. В научном понимании семьи делается акцент на браке и ответственности в семье, в современном понимании семья не обязательно связана узами брака, но основана на совместном быте, любви, доверии, общих целях и личном выборе. В современном понимании в семье наиболее значимыми элементами являются эмоциональная защищенность и динамика семьи.

Какие же семейные ценности можно выделить из опроса молодого поколения? Для современного общества актуальные следующие семейные ценности, которые были обозначены в результатах опроса: любовь, уважение, доверие, поддержка, взаимопонимание, свобода выбора, эмоциональная защита, благополучие и развитие семьи. Другие современные исследования также дополняют список семейных ценностей у молодого поколения: «супружеская верность; уважение и привязанность; почитание традиций и обычаев семьи; здоровый образ жизни; семейный отдых» [19].

Проведенное исследование и опрос респондентов дает основания говорить, что понимание семьи и семейных ценностей в нашей стране претерпевают коренные преобразования, которые ведут к изменению образа семьи у будущего поколения. Одним

из основных изменений является индивидуализация и ориентированность на личностные достижения и успехи, однако основные семейные ценности остались неизменны.

Следует подчеркнуть, что семья по-прежнему представляет собой один из важнейших социальных институтов, в то же время являющийся и ключевой жизненной ценностью для подавляющего большинства людей на протяжении большей части истории человеческого общества. М. Муравьева пишет, что традиционные ценности постепенно входят в политический дискурс в нашей стране и в 2020 г. был объявлен курс на воспитание традиционных семейных ценностей у детей: «в последнее время ведется активное обсуждение традиционных ценностей; консерватизм открыто признается положительной политической и социальной концепцией» [20, с. 625-626]. Однако мы уверены, что семейные ценности молодого поколения далеки от традиционных и принятых в государственных документах. Семья и ценности в семье развиваются вместе с обществом, и важно формировать и поддерживать у подрастающего поколения актуальные семейные ценности.

В семейные установки входят такие понятия, как «семейные ценности» - это совокупность ценностей, представлений о семье и нравственных ориентиров, семейных целей, правил взаимодействия между членами семьи и способ организации жизнедеятельности семьи. Основными семейными ценностями у современного поколения являются любовь, уважение, доверие, взаимность, понимание и поддержка. Именно эти ценности важно прививать будущему поколению, подавая пример из семьи о функциях и роли членов семьи, о традициях и значимости семьи для общества и каждого отдельного человека.

Основные постулаты семьи, такие как любовь и уважение, остались неизменно важными в современных семьях. Но следует отметить, что семья развивается вместе с обществом, которое внесло изменения в современное понимание семьи, по сравнению с научным. Это касается вопросов гражданского брака, бытовой жизни в семье, распределения ролей, постановки целей и мотивации у молодого поколения к созданию и развитию семьи.

Список литературы

1. Кучмаева О. В. Идеальная модель семьи в глазах россиян и стратегия по повышению ценности семейного образа жизни // Экономика. Налоги. Право. 2019. Т. 12, № 2. С. 70-82.

2. Мжельская Е. В. Современные подходы к сущности понятия «Семейные ценности» // Самарский научный вестник. 2013. № 4 (5). С. 1113-116.

3. Платон. Законы // Платон. Сочинения в 4 т. / под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. СПб., 2007. Т. 3, Ч. 2. С. 89-513.

4. Августин Блаженный. Исповедь // Августин Блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат. Минск: Харвест, 1999. С. 517-805.

5. Бэкон Ф. Опыты, или Наставления нравственные и политические // Бэкон Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1978. Т. 2.

6. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Из-во МГУ, 2003.

7. Харчев А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки. М.: Центр социального прогнозирования, 2003. 339 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2002. 232 с.

9. Прохорова О. Г., Холостова Е. И. Семьеведение. Теория и практика: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 379 с.

10. Соловьев Н. Я. Брак и семья сегодня. Вильнюс, 1977. 226 с.

11. Райгородский Д. Я. Психология семьи: учеб. пособие для фак. психологии, социологии, экономики, журналистики. Самара: БАХРАХ-М, 2007. 752 с.

12. Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии: учеб. пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 928 с.

13. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Е. И. Артемонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под ред. Е. Г. Силяевой. М.: Академия, 2002.

14. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Глоссарий терминов. Психология семейных кризисов. М., 2006.

15. Лапин Н. И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. 1993. № 9. C. 17-28.

16. Николина В. В. Дети, молодежь и духовность: ценности и цели // Воспитание ценности и цели. Н. Новгород, 2004. С. 6-15.

17. Панкова Л. М. Человек и семья: философский анализ формирования культуры брач-но-семейных отношений: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2006. 385 с.

18. Акутина С. П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2. С. 51-54.

19. Евстафьева Ю. В. Семейные ценности россиян. Роль СМИ в формировании семейных ценностей // Молодой ученый. 2017. № 18 (152). С. 291-292. URL: https://moluch. ru/archive/152/43172/ (дата обращения: 20.01.2021).

20. Муравьева М. Традиционные ценности и современные семьи: правовые подходы к традиции и модерну в современной России // Журнал исследований социальной политики. 2014. № 12 (4). С. 625-640.

References

1. Kuchmaeva O. V. Idealnaya model semyi v glazakh rossiyan i strategiya po povysheniyu tsennosti semeynogo obraza zhizni. Ekonomika. Nalogi. Pravo. 2019, Vol. 12, No. 2, pp. 70-82.

2. Mzhelskaya E. V. Sovremennye podkhody k sushchnosti ponyatiya "Semeynye tsennosti". Samarskiy nauchnyy vestnik. 2013, No. 4 (5), pp. 1113-116.

3. Platon. Zakony. In: Platon. Sochineniya in 4 vols. St. Petersburg, 2007. Vol. 3, Part 2, pp. 89513. (In Russian)

4. Avgustin Blazhennyy. Ispoved. In: Avgustin Blazhennyy. Ob istinnoy religii. Teologicheskiy traktat. Minsk: Kharvest, 1999. Pp. 517-805. (In Russian)

5. Bacon F. Opyty, ili Nastavleniya nravstvennye i politicheskie. In: Bacon F. Sochineniya. Moscow: Mysl, 1978. Vol. 2. (In Russian)

6. Antonov A. I., Medkov V. M. Sotsiologiya semyi. Moscow: Iz-vo MGU, 2003.

7. Kharchev A. G. Sotsiologiya semyi: problemy stanovleniya nauki. M.: Tsentr sotsialnogo prognozirovaniya, 2003. 339 p.

8. Kulikova T. A. Semeynaya pedagogika i domashnee vospitanie: uchebnik dlya studentov sred. ped. ucheb. zavedeniy. Moscow: Akademiya, 2002. 232 p.

9. Prokhorova O. G., Kholostova E. I. Semyevedenie. Teoriya i praktika: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata. Moscow: Yurayt, 2020. 379 p.

10. Solovyev N. Ya. Brak i semya segodnya. Vilnius, 1977. 226 p.

11. Raygorodskiy D. Ya. Psikhologiya semyi: ucheb. posobie dlya fak. psikhologii, sotsiologii, ekonomiki, zhurnalistiki. Samara: BAKhRAKh-M, 2007. 752 p.

12. Shneyder L. B. Osnovy semeynoy psikhologii: ucheb. posobie. Moscow: Izd-vo Moskovskogo psikhologo-sotsialnogo in-ta; Voronezh: Izd-vo NPO "MODEK", 2003. 928 p.

13. Artemonova E. I., Ekzhanova E. V., Zyryanova E. V. et al. Psikhologiya semeynykh otnosheniy s osnovami semeynogo konsultirovaniya: ucheb. posobie dlya studentov vysshikh ucheb. zavedeniy. Ed. by E. G. Silyaeva. Moscow: Akademiya, 2002.

14. Olifirovich N. I., Zinkevich-Kuzemkina T. A., Velenta T. F. Glossariy terminov. Psikhologiya semeynykh krizisov. Moscow, 2006.

15. Lapin N. I. Sotsialnye tsennosti i reformy v krizisnoy Rossii. Sotsiologicheskie issledovaniya. 1993, No. 9, pp. 17-28.

16. Nikolina V. V. Deti, molodezh i dukhovnost: tsennosti i tseli. In: Vospitanie tsennosti i tseli. N. Novgorod, 2004. Pp. 6-15.

17. Pankova L. M. Chelovek i semya: filosofskiy analiz formirovaniya kultury brachno-semeynykh otnosheniy. ScD dissertation (Education). St. Petersburg, 2006. 385 p.

18. Akutina S. P. Semeynyy uklad v vospitanii dukhovno-nravstvennykh tsennostey shkolnikov. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2009, No. 2, pp. 51-54.

19. Evstafyeva Yu. V. Semeynye tsennosti rossiyan. Rol SMI v formirovanii semeynykh tsennostey. Molodoy uchenyy. 2017, No. 18 (152), pp. 291-292. Available at: https://moluch. ru/archive/152/43172/ (accessed: 20.01.2021).

20. Muravyeva M. Traditsionnye tsennosti i sovremennye semyi: pravovye podkhody k traditsii i modernu v sovremennoy Rossii. Zhurnal issledovaniy sotsialnoy politiki. 2014, No. 12 (4), pp. 625-640.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 5

Статья поступила в редакцию 27.01.2021 The article was received on 27.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.