Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДОЙ СЕМЬИ'

ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДОЙ СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
333
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / БРАК / ЦЕННОСТИ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДОМОХОЗЯЙСТВО / РАЗВОДЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Топчиев Михаил Сергеевич

Изучено влияние виртуального пространства на формирование ценностей современной молодой семьи. Подчеркивается, что на сегодняшний деньтрадиционные семейные ценности постепенно приходят в упадок, новые гаджеты всё больше погружают партнеров в виртуальное пространство, что, в свою очередь, ведёт к увеличению количества разводов. Предпринята попытка определить основные ценности современной молодежи. Основной методологией исследования является контент-анализ российских и региональных интернет-порталов. Проведённый социологический опрос студенческой молодежи позволил определить основные каналы передачи информации, влияющие на формирование семейных ценностей, а также отношение к разводам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECT OF VIRTUALIZATION OF SOCIETY ON THE FORMATION OF VALUES OF THE MODERN YOUNG FAMILY

The article is devoted to the study of the virtual space in particular, its influence on the formation of the values of the modern young family. The author emphasizes that today traditional family values are gradually declining, new gadgets are increasingly diving partners into the virtual space, which, in turn, leads to an increase in the number of divorces. An attempt was made to determine the core values of modern youth. The main research methodology is the content analysis of Russian and regional Internet portals.A sociological survey of students made it possible to determine the main channels of information transfer that affect the formation of family values, as well as attitudes towards divorce.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДОЙ СЕМЬИ»

Astrakhan Region dated November 20, 2015 No. 568-P (as amended on March 12, 2018)]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/430683900.

11. Fedorov V. Rossiyskaya identichnost i vyzovy vremeni [Russian identity and the challenges of time]. Moscow, Russian Public Opinion Reserch Center Publ., 2013. Available at: https://wciom.ru/fileadmin/file/reports.

12. Shantimirov K. Z. O realizatsii gosudarstvennoy natsionalnoy politiki v regione. Doklad na zasedanii etnokonfessionalnogo soveta pri Gubernatore Astrahanskoy oblasti po voprosu "O realizatsii gosudarstvennoy natsionalnoy politiki v Astrahanskoy oblasti: itogi i perspektivy" (2018, Dekabr 25) [On the implementation of the state national policy in the region: a report at a meeting of the ethno-confessional council under the Governor of the Astrakhan region on the issue "On the implementation of the state national policy in the Astrakhan region: results and prospects" (2018, December 25)]. Available at: https://etnokonf.astrobl.ru/press-release/doklad-kz-shantimirova-na-zasedanii-etnokonfessionalnogo-soveta-pri-gubernatore.

13. Waver O. The rise and fall of the inter-paradigm debate. International Theory: Positivism and beyond. Ed. by S. Smith, K. Booth, M. Zalewski. New York, Cambridge Univ. Press, 1996.

ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДОЙ СЕМЬИ1

Топчиев Михаил Сергеевич, кандидат политических наук, старший научный сотрудник

Астраханский государственный университет

Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а

E-mail: ceo.gfn@gmail.com

Изучено влияние виртуального пространства на формирование ценностей современной молодой семьи. Подчеркивается, что на сегодняшний деньтрадиционные семейные ценности постепенно приходят в упадок, новые гаджеты всё больше погружают партнеров в виртуальное пространство, что, в свою очередь, ведёт к увеличению количества разводов. Предпринята попытка определить основные ценности современной молодежи. Основной методологией исследования является контент-анализ российских и региональных интернет-порталов. Проведённый социологический опрос студенческой молодежи позволил определить основные каналы передачи информации, влияющие на формирование семейных ценностей, а также отношение к разводам.

Ключевые слова: семья, брак, ценности, виртуальное пространство, домохозяйство, разводы

THE EFFECT OF VIRTUALIZATION OF SOCIETY ON THE FORMATION OF VALUES OF THE MODERN YOUNG FAMILY

TopchievMikhail S., Ph.D. (Policy), Senior Researcher

Astrakhan State University

20a Tatischeva St., Astrakhan, 414056, Russian Federation

E-mail: ceo.gfn@gmail.com

The article is devoted to the study of the virtual space in particular, its influence on the formation of the values of the modern young family. The author emphasizes that today traditional family values are gradually declining, new gadgets are increasingly diving partners into the virtual space, which, in turn, leads to an increase in the number of divorces. An attempt was made to determine the core values of modern youth. The main research methodology is the content analysis of Russian and regional Internet portals.A sociological survey of students made it possible to determine the main channels of information transfer that affect the formation of family values, as well as attitudes towards divorce.

Keywords: family, marriage, values, virtual space, household, divorce

1 Работа выполнена при поддержке Гранта Президента Российской Федерации для молодых учёных -кандидатов наук (Конкурс - МК-2018). Проект: МК-6079.2018.6 «Влияние религиозной трансгрессии на модель института семь и прикаспийского фронтира». (This work was supported by the Grant of the President of the Russian Federation for young scientists - PhDs (Competition - MK-2018). Project: MK-6079.2018.6 "The Impact of Religious Transgression on the Family Institute Model of the Caspian Frontier".)

На сегодняшний день новые медиа-технологии оказывают огромное влияние на различные аспекты жизни как отдельной личности, так и общества в целом. Интеграция этих технологий в социальные ячейки общества, такие, к примеру, как домохозяйство или семейные отношения, оказывает влияние на взаимоотношения между членами этих ячеек. Технологии активно помогают в расширении взаимодействия между различными семьями, объединяя поколения. С другой стороны, новые медиа-технологии приводят к растущей индивидуализации, в том числе и в семейной жизни, где члены семьи используют их чаще самостоятельно, а не коллективно. С появлением и активным развитием виртуального пространства, отчуждённость от реальности, вызываемая гаджетами и интернетом, с каждым годом усиливается всё сильнее. В замену этому формируется реальная или иллюзорная связь с виртуальным коллективом в инете. В зоне повышенного влияния данного феномена находятся молодые семьи, члены которых активно используют различные гаджеты во всех сферах своей повседневной жизни. В связи с этим возникает вопрос: как новые технологии влияют на социальное взаимодействие внутри семьи и действительно ли виртуальное пространство повышает социальное взаимодействие молодых семей или, наоборот, приводит к семейному разрыву? Чтобы ответить на него, для начала нужно понять, что понимается под термином «семья» в западной и отечественной научной литературе.

Тема семьи как особой функциональной ячейки любого общества в течение значительного периода времени привлекала внимание различных отечественных и зарубежных исследователей. Не только сам институт семьи является достаточно традиционным предметом изучения для различных научных направлений (культурная антропология, социология, демография и т.д.), немаловажным является и то влияние, которое она как базовый социальный институт оказывает на поведение, развитие и благополучие отдельного индивида и общества в целом. Ведь практически все достижения человечества на протяжении всего исторического развития в той или иной степени находят своё отражение именно в семье, которая, в свою очередь, является «хранителем» моральных норм, устоев, традиций, передающихся от старшего к младшему.

От "family" к "household". Современное общество породило сложное разнообразие личных отношений, которые привели, по словам Д. Чила, к «усилению вопросов о будущем семейных структур» [1, с. 35]. По словам Ж. Скотт, «сейчас происходит сокращение семей с традиционными семейными ценностями, поскольку люди стали более индивидуальными» [8, с. 592], а члены семьи тратят «всё меньше и меньше времени на то, чтобы быть вместе» [9, с. 478]. Повышение уровня индивидуализма в семье привоит к изменению системы семейных ценностей: новые гаджеты всё больше погружают партнеров в виртуальное пространство, что, по мнению некоторых исследователей, ведёт к увеличению количества разводов [4]. В последние годы в мире произошли изменения, оказавшие влияние на модель трудовой и физической активности современного общества, что привело к увеличению темпа жизни и «интенсивности времени» [6], а также на динамику семейной жизни. По словам Р. Коуэн, единственные социальные функции, которые супруги выполняют вместе, - это «потребление, социализация маленьких детей и выполнение домашних обязанностей» [3, с. 13].

Помимо этого, в связи с интеграцией виртуального пространства во все сферы человеческой жизни, произошли радикальные изменения и во внутрисемейных отношениях. Исследователи Р. Пол и Л. Спэнсер считают, что «на сегодняшний день произошёл социальный сдвиг: от отношений, которые, в основном, даны или построены через родственников или семейные связи, к отношениям, которые выбираются через родственные или не родственные связи» [7, с. 207]. Независимо от того, выбраны эти отношения или нет, они включают в себя различные уровни приверженности партнеров. К примеру, члены семьи могут «испытывать чувство долга, по отношению друг к другу» [7, с. 212], в то время как с другой стороны, «друзья воспринимаются как избранные отношения, которые необходимо развивать и поддерживать» [7, с. 213].

Поскольку семейные отношения слабеют с каждым годом, концепция традиционной семьи, определяемая зарубежными исследователями как "family, "home", "kin" и др., была заменена понятием "household" [8, с. 595], которое стало часто употребляться в западной научной литературе, дословно переводимое на русский язык как «домохозяйство». Исследователь К. Лалор определяет "household" как «большой диапазон условий жизни» [4, с. 58], а Ж. Скотт под данным определением понимает «разделение удобств» [8, с. 593].

В отечественной научной литературе современное понимание определения «семья» намного шире. К примеру, российский психолог С. В. Дармодехин определяет семью как «общность людей, связанных отношением родства, родительства, супружества, совместного домохозяйства, как основную ячейку общества, выполняющую важнейшие социальные функции..., она играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей и обеспечении первичной социализации» [12, с. 159].

Отсутствие в Семейном кодексе Российской Федерации общего определения семьи не является случайным. Многие специалисты в области семейного права задаются вопросом: а нужно ли оно, это определение? К ним можно отнести и профессора Б. М. Гонгало, который считает, что понятие «семья» имеет социологический, а не правовой характер [14, с. 765].

По мнению западных учёных, на сегодняшний день в современной семье происходит процесс, получивший определение "domestication", или «одомашнивание, привычка» [5, с. 120]. Доместикация в основном относится к технологиям, которые помогают семье в повседневной жизни, а также «меняет культуру семьи и модели их взаимодействия» [5, с. 120]. Однако данные изменения связаны, скорее всего, с внедрением новых технологий и увеличением влияния виртуального пространства в семье. Как считает Г. Меш, «семьи с постоянным доступом к виртуальному пространству отличаются от тех, у кого его нет, не только доступом к новым технологиям, но и в семейной динамике» [5, с. 121]. «Виртуальные технологии встроились в повседневные бытовые дела, и теперь являются неотъемлемой частью семейной жизни» [2, с. 264]. Врастание подобных технологий в современную жизнь повлияло на общество по-разному, по большей части этот фактор оказал влияние на личные повседневные отношения. Все тот же Г. Меш отметил, что «внедрение новых технологий, таких как интернет, в семью может кардинально изменить качество семейных отношений» [5, с. 119].

По мнению отечественных исследователей, «современное общество характеризуется переоценкой семейных ценностей, утратой традиционных устоев семьи, появлением её альтернативных форм и перестройкой семейных взаимоотношений, что отчасти приводит к нежеланию вступать в брак и большому количеству разводов» [16, с. 79]. Под термином «семейные ценности» зачастую понимается совокупность определённых позитивных установок на семью и брак, базовыми из которых являются любовь, рождение и воспитание детей, а также доверительное общение в семье.

Формирование семейных ценностей - это целенаправленный процесс подготовки к вступлению в брак, рассчитанный на воспитание позитивных установок и решение проблем молодой семьи. Молодая семья стала объектом внимания российских и зарубежных исследователей по причине роста в последние три года числа разводов, две трети которых приходится именно на молодые браки. К примеру, по данным Росстата, количество разводов по отношению к количеству заключённых браков составило в 2015 г. - 52,7 %, в 2016 г. - 61,7 %, в 2017 г. - 58,2 %. Средний возраст вступления в брак составляет 23-24 года [10].

При этом стоит отметить тот факт, что проблемы в молодых семьях чаще всего возникают при несовпадении жизненных и семейных ценностей, различий в формирующихся семейных ценностях детей и сформированных ценностях родителей (выступающих зачастую примером для своих детей), а также в сфере распределения социальных ролей в семье. Члены молодой семьи имеют целый ряд особенностей и специфических интересов. Главная специфика заключается в нестабильности внутрисемейных отношений, освоении супругами новых социальных ролей, в наличии целого ряда проблем, осложняющих процесс выполнения семьей социально значимых функций. Помимо этого, в связи с ускорением темпа жизни, усложнением общественных структур, увеличением расходов на жизнь, молодая семья испытывает повышенную потребность в приобретении жилья, организации быта и постоянном увеличении финансовых доходов. При этом основой супружеской совместимости всё так же остается совпадение главных ценностных ориентаций, таких как любовь, желание иметь рядом заботливого и нежного человека, друга и единомышленника.

Семейные ценности: результаты исследования. Социокультурные ценности в сфере семьи и брака, как и в других областях общественной жизни, подвергаются активному воздействию со стороны всех социальных институтов, утверждая новые подходы, принципы, ориентиры. Этот процесс становится особенно заметным в переходные этапы общественного

развития, когда старые ориентации и ценности откровенно утрачивают своё влияние в общественном сознании, а новые ещё только зарождаются, проходят своеобразное апробирование, испытание в социальной практике.

Само понятие «семейные ценности» является довольно ёмким и зачастую размытым. В каждой культуре оно понимается по-разному. Однако на сегодняшний день его всё чаще используют в политических и других дебатах в контексте мировой тенденции «снижения значимости семейных ценностей после окончания Второй мировой войны» [15, с. 80]. Проблема ценностей в особенно острой форме возникает в таком обществе, в котором обесцениваются культурные традиции и идеологические установки которого тем или иным образом дискредитируются.

На наш взгляд, семейные ценности (или традиционные семейные ценности) стоит понимать как комплекс представлений о семье, формирующийся в определённой культуре, под влиянием общества и государства, которые устанавливают цели создания семьи, а также способны определять стиль ведения домашнего хозяйства и внутрисемейного взаимодействия.

В обыденном сознании большинства людей базовые семейные ценности практически одинаковы: уважение, любовь, дом, родители, дети и т. п., т. е. всё то, что образует семью как таковую. Сама по себе семья также является важнейшей в списке ценностей, признаваемых молодежью. Данное утверждение подтверждается данными, полученными в рамках первого этапа социологического исследования, выполненного в рамках гранта президента РФ № МК-6079.2018.6 «Влияние религиозной трансгрессии на модель института семьи прикаспийского фронтира». Так, на вопрос: «Какие ценности Вы считаете самыми важными в жизни человека?» (оценить от 1 до 7) респонденты ответили следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

_Ценности_

Вариант (ценности) Среднее значение, %

Семья 6,7

Здоровье 6,3

Любовь 5,8

Общение с друзьями 5,6

Здоровый образ жизни 5,5

Деньги, материальные блага 5,4

На сегодняшний день в современной молодой семье постепенно утверждается тенденция «модернистской» системы ценностей, которая проявляется, по мнению Т. Н. Каменевой, в «возрастании роли ценности выбора, личного пространства, комфорта, уважения и согласия внутри семьи» [13, с. 7]. Исследователь Н. А. Некрасова считает, что данный процесс связан с трансформацией социокультурных процессов в России, что повлияло на снижение уровня морали россиян: «иными словами российское общество путем бесконечных проб и ошибок пытается осуществить синтез традиционных российских и западных ценностей, в том числе и семейных отношениях» [13, с. 7].

Распространение процессов глобализации, ускорение информационных потоков, рост потребления продуктов массовой культуры порождают в людях желание потреблять всё новое и новое, без труда откидывая старое. Рост индивидуализма и постоянное погружение в виртуальное пространство молодёжи приводит к снижению ценности семейных отношений, особенно молодых пар. Появившееся разнообразие мессенджеров для мобильных устройств (Tinder, Baboo, In-stagram, Mamba, Vk, Snapchap и др.) только усугубляет данный процесс для брачных партнёров. Человек может без труда скачать бесплатное приложение, зайти в профиль к понравившейся девушке, оценить её фотографии, завязать беседу, что станет поводом для ревности её партнера, что в дальнейшем, в зависимости от обстоятельств, может привести к ссоре или разводу.

В 2010 г. сотрудниками Санкт-Петербургского психоаналитического центра было проведено исследование, посвящённое проблеме влияния виртуального пространства на количество разводов в России. Оказалось, что процент разводов, связанных с увлечением одним из партнёров виртуальным пространством, достигал на тот момент 15 %. Причём, по мнению авторов исследования, эта цифра будет постоянно расти. Специалисты центра отмечают, что

«у совершенно конкретной измены ровно столько же шансов разрушить семью, как и у активного участия одного из супругов в жизни социальных сетей. И это при том, что только 5 % близкого виртуального знакомства заканчивается реальным романом, просто романом, а не браком» [11].

Данные социологического исследования, проведённого авторским коллективом в рамках данного проекта, позволяют уточнить некоторые параметры, связанные с указанной выше проблемой. В 2018 г. было опрошено всего 430 человек, из них 295 студентов (очной и заочной форм обучения) и 135 студенток (очной и заочной форм обучения).

На вопрос: «Как вы относитесь к разводу как форме прекращения отношений между супругами?» были получены следующие ответы (табл. 2).

Таблица 2

_Отношение к разводу_

Вариант Ответ, %

Не приемлю 17

Зависит от ситуации 48

Нейтрально 19

Допускаю 11

Приветствую 5

Отношение респондентов к ситуации, когда причиной развода послужила измена одного из супругов, распределилось следующим образом (табл. 3).

Таблица 3

_Отношение к изменам как причине разводов_

Вариант Ответ, %

Резко отрицательное 19

Отрицательное 7

Нейтральное 13

Положительное 20

Крайне положительное 30

Из полученных результатов видно, что большая часть представителей молодого поколения (возраст подавляющего числа респондентов находился в пределах 16-24 лет) занимает негативную позицию по отношению к изменам в семье. Вполне возможно, это связано с тем, что большинство респондентов (78 %) выросли в полной семье и им были привиты соответствующие семейные ценности. Косвенно эти данные подтверждаются ответами респондентов на вопрос: «Из каких источников вы получаете информацию о разводах?», где были выбраны следующие варианты (табл. 4).

Таблица 4

_Источники информации о разводах_

Вариант Среднее значение, %

Социальные сети в интернете 26

Телевидение 23

Друзья, знакомые 23

Родители, родственники 11

Полученные результаты могут, с одной стороны, означать, что у родителей и родственников опрошенных существует своеобразное табу на обсуждение новостей и слухов, связанных с разводами, поскольку они могут негативным образом сказаться на формировании мнения о семье у подрастающего поколения. С другой стороны, следует понимать, что телевидение на данный момент является связующим фактором между поколениями. Информационные поводы, транслируемые телевидением и касающиеся информации о разводах, одинаково доступны и младшему и старшему поколению, но не обсуждаются совместно.

Исходя из того, что с наибольшей вероятностью источник получения информации становится и основным пространством её обсуждения и способом дальнейшего распространения, можно прийти к выводам, что негативные семейные проблемы, в данном случае - развод,

молодёжь меньше всего предпочитает обсуждать в семье (11 %). Обсуждение в кругу ровесников и онлайн-группах, опять-таки, с наибольшей вероятностью - молодёжных, позволяет им выстраивать свою систему семейных ценностей, отличную от традиций старшего поколения.

Следует понимать, что данное предположение требует дополнительных исследований, тем не менее, если оно верно, то это означает, что под влиянием новых технологий виртуального пространства начинают проявляться признаки социального внутрисемейного разрыва, о котором шла речь в самом начале статьи, и это, в свою очередь, может сказаться на межпоколенче-ской трансляции как общественных, гражданских, так и семейных ценностей, в частности.

Семья как общественный институт является одним из базовых элементов, формирующих культурную безопасность государства. Именно семейные ценности и традиции играют не только важнейшую роль на ранних этапах таких процессов, как хоминизация, социализация и инкультурация, целью которых является постепенная интеграция подрастающего поколения в общественные структуры той или иной страны, но и закладывают основы для формирования гражданской позиции, выражающиеся в постепенном осознании своей причастности к тем или иным идеям, принципам, религиям и локальным культурам. Несмотря на такую огромную роль института семьи для общества в целом, эта структура не всегда является устойчивой и порой распадается, не успев ещё как следует сформироваться. Особенно остро проблема формирования и сохранения семьи стоит перед современной российской молодёжью. В силу обстоятельств, связанных с распадом в 1989-1990-х гг. Советского Союза, культурную ситуацию в современной России можно обозначить как нестабильную, формирующуюся в силу активного влияния на неё как симулякров западной массовой культуры, так и виртуализации общества в целом. Нестабильная политическая и социальная ситуация в ряде мировых регионов оказывает, как прямо, так и опосредованно, дестабилизирующий эффект на экономику и общественную жизнь российских граждан. Естественно, что в таких условиях молодая семья, ещё не успевшая сформировать свои семейные принципы, но уже понимающая, что усвоенные с детства семейные ценности теряют свою актуальность, вынуждена заимствовать готовые шаблоны, транслируемые через привычные информационные ресурсы (газеты, радио, телевидение, интернет) в виде готовых советов, подсказок экспертов, интернет-статей, тематических блогов и т. д. Однако, как показывает практика, этот путь малоэффективен, поскольку большинство экспертов в данной области таковыми на самом деле не являются, поэтому советы их не просто не актуальны, но и приводят к конфликтам интересов, которые и так весьма часты для молодых семей. То есть те механизмы, которые предлагает массовая культура и информационное общество, часто носят экспериментальный характер, не подтверждены практикой и деструктивны по сути. В связи с этим российское общество, используя накопленный многовековой опыт, должно формировать собственную модель передачи семейных ценностей подрастающему поколению.

Список литературы

1. Cheal, D. J. Sociology of Family Life / D. J. Cheal. - Basingstoke : Palgrave, 2002. - P. 35.

2. Church, K. At Home with Media Technology / K. Church, J. Weight, M. Berry, H. MacDonald // Home Cultures. - 2010. - № 7 (3). - P. 263-286.

3. Cowan Ruth Schwartz. The "Industrial Revolution" in the Home: Household Technology and Social Change in the 20th Century / Cowan Ruth Schwartz // Technology and Culture. - 2012. - № 17 (1). - P. 1-23.

4. Lalor, Kevin. Young People in Contemporary Ireland / Lalor Kevin, Âine de Roiste and Maurice Devlin. - Dublin : Gill & Macmillan, 2009.

5. Mesch, Gustavo S. Family Relations and the Internet: Exploring a Family Boundaries Approach / Mesch Gustavo S. // The Journal of Family Location. - 2006. - № 6 (2). - P. 119-138.

6. O'Carroll, Aileen. Busy Ireland / O'Carroll Aileen // Belongings: Shaping identity in Modern Ireland / ed. by M. P Corcoran, P. Share. - Dublin : Institute of Public Administration, 2008. - Vol. 6: Irish Sociological Chronicles. - P. 248.

7. Pahl, Ray. Personal Communities: Not Simply Families of 'Fate' or 'Choice' / Pahl Ray, Liz Spencer // Current Sociology. - 2004. - № 52 (2). - P. 199-221.

8. Scott, Jacqueline. Changing Households in Britain: Do Families Still Matter? / Scott Jacqueline // The Sociological Review. - 1997. - № 45 (4). - P. 591-620.

9. Turtiainen, Pirjo. All in the Family? The Structure and Meaning of Family Life among Young People / Turtiainen Pirjo, Sakari Karvonen, Ossi Rahkonen // Journal of Youth Studies. - 2007. - № 10 (4). -P. 477-493.

10. Браки и разводы в Российской Федерации / Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/prez_love0707.pdf, свободный. - Зала-вие с экрана. - Яз. рус.

11. ВЦИОМ узнал почему распадаются семьи // RG.RU. - Режим доступа: https://rg.ru/2013/07/18/razvod.html, свободный. - Залавие с экрана. - Яз. рус.

12. Дармодехин, С. В. Семья в системе социальных отношений современного общества / С. В. Дармодехин // Мир психологии. - 2008. - № 3. - С. 158-169.

13. Каменева, Т. Н. Значение семейных ценностей в процессе социокультурной модернизации российского социума / Т. Н. Каменева, Н. А. Некрасова // Вопросы культурологии. - 2011. - № 8. - С. 4-7.

14. Лебединская, В. П. Современная российская семья как продукт, отражающий сложности и проблемы развития общественных отношений / В. П. Лебединская // Молодой ученый. - 2015. - № 23. -С. 765-768.

15. Порохнюк, Е. В. Эволюция семейных ценностей в процессе трансформации традиционной семьи в российском и восточном обществах: социологический анализ / Е. В. Порохнюк // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2013. - № 1 (55). - С. 79-81.

16. Тонких, И. Б. Семейные ценности глазами молодежи / И. Б. Тонких // Отечественный журнал социальной работы. - 2011. - № 4. - С. 78-81.

References

1. Cheal D. J. Sociology of Family Life. Basingstoke, Palgrave Publ., 2002, p. 35.

2. Church K., Weight J., Berry M., MacDonald H. At Home with Media Technology. Home Cultures, 2010, no. 7 (3), pp. 263-286.

3. Cowan Ruth Schwartz. The "Industrial Revolution" in the Home: Household Technology and Social Change in the 20th Century. Technology and Culture, 2012, no. 17 (1), pp. 1-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Lalor Kevin, Aine de Roiste, Maurice Devlin. Young People in Contemporary Ireland. Dublin, Gill & Macmillan Publ., 2009.

5. Mesch Gustavo S. Family Relations and the Internet: Exploring a Family Boundaries Approach. The Journal of Family Location, 2006, no. 6 (2), pp. 119-138.

6. O'Carroll Aileen. Busy Ireland. Belongings: Shaping identity in Modern Ireland. Ed. by M. P Corcoran, P. Share. Dublin, Institute of Public Administration Publ., 2008, vol. 6: Irish Sociological Chronicles, p. 248.

7. Pahl Ray, Liz Spencer. Personal Communities: Not Simply Families of 'Fate' or 'Choice'. Current Sociology, 2004, no. 52 (2), pp. 199-221.

8. Scott Jacqueline. Changing Households in Britain: Do Families Still Matter? The Sociological Review, 1997, no. 45 (4), pp. 591-620.

9. Turtiainen Pirjo, Sakari Karvonen, Ossi Rahkonen. All in the Family? The Structure and Meaning of Family Life among Young People. Journal of Youth Studies, 2007, no. 10 (4), pp. 477-493.

10. Braki i razvody v Rossiyskoy Federatsii [Marriages and divorces in the Russian Federatio]. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/prez_love0707.pdf.

11. VTsIOM uznal pochemu raspadayutsya semi [VTsIOM found out why families break up]. Available at: https://rg.ru/2013/07/18/razvod.html.

12. Darmodekhin S. V. Semya v sisteme sotsialnykh otnosheniy sovremennogo obshchestva [The Family in the System of Social Relations of Modern Society]. Mir psikhologii [World of Psychology], 2008, no. 3, pp. 158-169.

13. Kameneva T. N., Nekrasova N. A. Znachenie semeynykh tsennostey v protsesse sotsiokulturnoy modernizatsii rossiyskogo sotsiuma [The value of family values in the process of sociocultural modernization of Russian society]. Voprosy kulturologii [Questions of cultural studies], 2011, no. 8, pp. 4-7.

14. Lebedinskaya V. P. Sovremennaya rossiyskaya semya kak produkt, otrazhayushchiy slozhnosti i problemy razvitiya obshchestvennykh otnosheniy [The Modern Russian Family as a Product Reflecting the Complexities and Problems of Developing Public Relations]. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 2015, no. 23, pp. 765-768.

15. Porokhnyuk Ye. V. Evolyutsiya semeynykh tsennostey v protsesse transformatsii traditsionnoy semi v rossiyskom i vostochnom obshchestvakh: sotsiologicheskiy analiz [Evolution of family values in the process of transformation of the traditional family in the Russian and Eastern societies: a sociological analysis]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of Astrakhan State Technical University], 2013, no. 1 (55), pp. 79-81.

16. Tonkikh I. B. Semeynye tsennosti glazami molodezhi [Family Values through the Eyes of Young People]. Otechestvennyy zhurnal sotsialnoy raboty [Domestic Journal of Social Work], 2011, no. 4, pp. 78-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.