УДК: 173; 316.032; 316.42; 37.018.1
ЦЕННОСТЬ СЕМЬИ В ПОНИМАНИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИИ ПОНЯТИЯ
Н.Д. Холин
Аннотация. Цель статьи состоит в проведении теоретического анализа трансформации ценности семьи в понимании российской молодежи, так как, с одной стороны, именно молодежь в большинстве своей участвует в формировании семей и находится в репродуктивном возрасте, а с другой, вызовы глобализации и условия жизни в мегаполисах смещают ценностные ориентации молодежи в сторону профессиональной самореализации, искажая в ее сознании понимание ценности семьи как основополагающего социального института. На основе вторичных данных социологических исследований автор приходит к выводу о необходимости научного исследования соотношения сохранения высокой ценности семьи в силу значительных трансформаций, которые наблюдаются в структуре и составе современной семьи. Кроме того, в статье представлены разные подходы к определению и анализу понятия «семейные ценности». Обращается внимание на существующую в научной литературе подмену понятий «семейные ценности» и «ценность семьи», в связи с чем высказаны предложения о необходимости более детального научного изучения понятия «ценность семьи».
Ключевые слова: семья, семейные ценности, ценность семьи, глобализация.
THE VALUE OF THE FAMILY IN THE UNDERSTANDING OF THE RUSSIAN YOUTH: THEORETICAL ANALYSIS OF THE TRANSFORMATION OF THE CONCEPT
N. Kholin
Abstract. The purpose of the article is to conduct a theoretical analysis of the transformation of family values in the understanding of Russian youth, since, on the one hand, it is preferably young people who participate in family formation and are in reproductive age, and on the other hand, the challenges of globalization and living conditions in megacities shift the value orientation of young people towards professional self-realization, distorting in their consciousness an understanding of the value of the family as a fundamental social institution. Based on the secondary data of sociological research, the author comes to the conclusion that it is necessary to conduct a specific scientific research on the relationship between the preservation of the high value of the family due to the significant transformations that are observed in the structure and composition of the modern family. In addition, the article presents different approaches to the definition and analysis of the concept of "family values". Special attention is given to the existing substitution of the concepts "family values" and "value of the family", in connection with which suggestions and recommendations have been performed about the necessity for a more detailed scientific research of the concept of "value of the family".
Keywords: family, family values, value of the family, globalization.
В условиях постоянно изменяющегося общества наблюдается процесс трансформации ценностей. Ценности, которые подвергаются изменениям, являются структурными
компонентами большинства сфер жизни общества и общественных отношений. Ценность государства, ценность семьи, ценность образования - ценности, которые, на наш взгляд, во многом являются основополагающими в формировании мировоззрения человека и его повседневных поведенческих практик.
Социологами было предпринято несколько попыток выделить через социологические опросы те ценности, которые, с точки зрения отдельных групп населения, являются ведущими. Например, в статье Реана А.А. было представлено исследование ценностей среди молодежи,
которое выявило, что основной является для них ценность «семьи» (72,5% опрошенных), следующими по приоритетности шли ценности «любви» (58,4% опрошенных), «здоровья» (52,4% опрошенных), «друзей» (43,6% опрошенных) и «успеха» (36,1% опрошенных) [8].
Цель статьи состоит в проведении теоретического анализа трансформации ценности семьи в понимании российской молодежи. Высокая ценность семьи, по мнению автора, может быть объяснена той ролью, которую играет семья как социальный институт. Семья является первичной социальной группой и группой, в которой происходит значительная часть социализации детей. Кроме того, семья выполняет экономическую, психологическую, воспитательную и другие функции. На наш
взгляд, в условиях взросления ребенка, семья предстаёт для него микромоделью окружающего его социума. Семья является и тем местом, в котором ребенок, как правило, проводит максимум своего времени, что также сказывается на формировании его отношения к своей семье, в частности, и ценности семьи в общем.
Кроме того, мы говорим о том, что на межпоколенческом уровне семья является транслятором существующих в обществе ценностей.
При всей важности семьи и осознании ее места и роли в обществе как значимого социального института, невозможно обойти стороной те трансформации, которые в настоящий момент происходят с семьей. Исследования показывают серьезные изменения в распределении семей по составу, в отношении к необходимости официальной регистрации брака, в отношении к желаемому количеству детей, в отношении к возможному вступлению в повторный брак, в отношении к вопросу о том, где преимущественно в современных условиях должно происходить воспитание детей (в семье или школе) и так далее. Все эти вопросы, на наш взгляд, коренным образом связаны с ценностью семьи и тем, как ценность семьи представляется в восприятии людей.
Для того, чтобы обратить внимание на изменения, происходящие с институтом семьи на данный момент, можно привести лишь некоторые показатели. Среди всех семей количество полных семей снизилось с 1970 по 2010 гг. с 82,1% до 69,4%, при чем среди них число простых семей сократилось с 63,3% до 52,1%. Подобные изменения связаны преимущественно с тем, что произошел рост неполных семей, причем, как правило, материнских [5]. Подобная значительная динамика прослеживается и по большинству остальных показателей.
Прослеживаются два тренда:
первый - отсутствие снижения ценности семьи среди населения, и, второй - значительная трансформация семьи. Отсюда вытекает проблема трансформации ценности семьи самой по себе, так как ценность семьи сохраняется на довольно высоком уровне, но происходит изменение семей. Следовательно, для того чтобы, объяснить этот процесс, необходимо разобраться в том, что же понимается под ценностью семьи и семейными ценностями.
Нами была выявлена проблема: с одной стороны, в настоящий момент наблюдается сохранение значимости ценности семьи среди молодежи. С другой стороны, анализируя данные социологических исследований и статистических
органов, наблюдается явная трансформация основных демографических характеристик семьи, что может говорить о продолжающемся кризисе семьи. Возникает исследовательский вопрос: как соотносятся между собой сохранение значимости семьи и наблюдаемые трансформации в составе, структуре семьи и т.д. Ответ на данный вопрос, на наш взгляд, может быть заключен в исследовании трансформации ценности семьи, в возможном изменении его содержании и восприятия обществом.
В научной литературе существует соотношение двух исследовательских конструктов «семейные ценности» и «ценность семьи». При этом недостаточно внимания уделяется такому понятию, как «ценность семьи», что может иметь ключевое значение при анализе семьи как социального института.
Важнейшим аспектом при изучении семейных ценностей является, на наш взгляд, вопрос отношения к ним молодежи, так как именно молодежь в большинстве своей участвует в формировании семей и находится в репродуктивном возрасте. Отношение молодежи к семье было детально исследовано Реаном А.А. Автор показал, что молодежь признает семью основной ценностью и что молодежь уверена в существующей необходимости
целенаправленной подготовки к созданию семьи [8], что, на наш взгляд, может показывать возрастание ценности семьи, так как значительная подготовка обычно предваряет именно значимые события. Кроме того, автором установлено, что для большинства респондентов их нынешняя семья не является образцом, а наибольшее влияние на молодежь в процессе взросления оказывает мать [8], что, на наш взгляд, может проливать свет на особенности трансформации семьи, когда сохраняется ориентация на традиционную семью, где мать более вовлечена в воспитание детей, нежели отец, которому отводится роль кормильца.
Изучение ценностей семьи чаще всего проводится среди студенческих групп, так как именно студенческие групп чаще всего могут обеспечить необходимую репрезентативность исследования. Одно из таких исследований было проведено Говорухиным Г.Э., Андросовой И.С. среди студентов КнАГТУ. Авторами выявляются «признаки проявления оторванности молодых людей от привычных моделей, их изоляции от семьи, общества и государства, а также индивидуальных ценностей человека» [2]. В полученных результатах обращается внимание на возрастание материального интереса к институту семьи [2]. При этом семья является для молодежи
общественной ценностью, а трансформация ценности семьи заключается в отказе создавать семью, или неприятии ценности семьи [2]. При этом же происходит интересный сам по себе процесс романтизации ценности семьи, когда семью часто создают, не только руководствуясь материальными интересами, а именно «по любви». В заключение авторами поднимается вопрос о сущности происходящих с семьей процессов: действительно ли происходит трансформация ценностей, или одни ценности всего лишь подменяют или заменяют другие [2].
Часто семейные ценности рассматриваются в рамках более широкой концепции трансляции ценностей. Среди таких исследований, например, статья Ростовской Т.К. [9], в которой автором исследуется духовно-нравственный вектор, который лежит в основе трансляции традиций семьи. Автором подчеркивается, что изменение ценности семьи происходит на фоне «радикальных изменений социально-
экономических условий и социокультурных ориентиров», при «смене ценностных моделей в сторону индивидуализации» [9]. Автором приводится ссылка на Дарского Л.Е., который обращал внимание на то, что основные взгляды в отношении семьи и супружества формируются у человека в возрасте 20 - 25 лет, а также на то, что изменение отношения к семье связано прежде всего со сменой поколений, а не с изменением отношения к семье внутри поколений в течение времени.
Семья, как важный социальный институт, встроена в социальную структуру общества и прямым образом ощущает на себе все происходящие с обществом изменения. В настоящие момент значительная часть таких изменений связана с процессом глобализации. Данный аспект изучаемой нами проблемы выводит на понимание более широкого контекста предпосылок, способных оказывать влияние на трансформацию ценностей семьи. При этом на наш взгляд, при анализе семьи как транслятора культурных ценностей необходимо осмысливать влияние глобализации как на семью в целом, так и на определенные социальные группы, например, на молодежь. Подобный анализ представлен в исследовании Ореховской Н.А. [6], где автор рассматривает вызовы, с которыми сталкивается российская молодежь в результате глобализации.
В большинстве работ «ценность семьи» раскрывается через выделяемые авторами компоненты семьи: родство, детность, супружество, психологический климат в семье и т.д. Например, подобного рода исследование
представлено в научной статье Русановой А.А. [10], в которой определяется роль семьи и семейных ценностей в структуре личности и рассматривается вопрос о том, насколько от семьи зависит самоопределение человека. При этом ценность семьи, с точки зрения автора, может быть раскрыта через «ценности супружества, родительства и родства» [10].
Важным, аспектом семейных ценностей является институт супружества [3]. В данном исследовании семейные ценности связываются прежде всего с репродуктивной стратегией человека, а также с его брачной стратегией, что, на наш взгляд, исключает из теоретического анализа ряд других значимых компонентов, которые составляют семейные ценности. Автором особенно обращается внимание на противоречивость системы семейных ценностей: с одной стороны, сохраняется традиционное ожидание от гендерных ролей, а, с другой стороны, наблюдается переход к семье эгалитарного типа. Подобная противоречивость, на наш взгляд, может явиться одним из ключей к пониманию проблемы соотношения ценности семьи и семейных ценностей.
В статье Вишневского Ю.Р., Ячменевой М.В. [1] подчеркивается, что семейные ценности являются ориентирами при формировании культуры молодежи. Ключевые трансформации, с точки зрения авторов, сконцентрированы прежде всего в семейном статусе студенчества. Авторский анализ семейных ценностей строится на основе мониторингов и анкетирования, вопрос же соотношения семейных ценностей и ценности семьи не рассматривается. Семейные ценности в исследовании раскрываются через брачный статус.
Во многих работах современных исследователей предпринимается попытка в самых общих чертах рассмотреть трансформацию, которая происходит с семьей, и в общем рассмотреть семейные ценности. Подобный исследовательский ракурс изучения семьи представлен в исследовании Кучмаевой О.В., Кучмаева М.Г., Петряковой О.Л. [7]. Авторами представлен широкий,
парадигмальный взгляд на процесс трансформации семьи и семейных ценностей. С точки зрения исследователей могут быть выделены модернизационная и кризисная концепции трансформации семьи. Вопрос о ценности семьи же исследуется непосредственно в рамках рассмотрения семейных ценностей.
Семья сама по себе является транслятором культурных ценностей. Так, например, в статье Колодиной А.А. [4], семья рассматривается с
точки зрения трансляции на межпоколенческом уровне культурных ценностей молодому поколению. Подчеркивается, что семейные ценности, оказывающие значительное влияние на социализацию человека, лежат в основе господствующей в обществе культуры с точки зрения формирования ее уровня, особенностей ее проявления и будущих трансформаций. То есть семейные ценности и ценность семьи, которые не разделяет между собой автор, могут рассматриваться в качестве своеобразного фундамента культуры в целом.
Рассмотрев лишь небольшой корпус исследовательских материалов, касающихся проблематики «семейных ценностей» и «ценности семьи», мы можем прийти к следующему выводу: значительная выявленная нами особенность в изучении семьи -недостаточное внимание к соотношению понятий
«семейные ценности» и «ценность семьи», а зачастую и вовсе их взаимозамена. Смещение дискурса и взаимозамена понятий, вероятно, приводят к недостаточно глубокому пониманию роли института семьи в современном, постоянно меняющемся мире, так как семья как ценность не рассматривается в комплексе, уступая место дедуктивному методу исследования «ценностей семьи». На наш взгляд, именно индуктивный метод в исследовании «ценности семьи» способен дать ключ к пониманию роли современной семьи, ее функций и перспектив развития в будущем.
В дальнейшем в рамках социально-философского анализа семьи необходимо уделять значительно большее внимание непосредственно «ценности семьи», что, на наш взгляд, может пролить свет на важность семьи с точки зрения роли института семьи в трансформации общества в целом.
Литература:
1. Вишневский Ю.Р. Отношение студенческой молодежи к семейным ценностям (на примере Свердловской области) / Ю.Р. Вишневский, М.В. Ячменева // Образование и наука. - 2018. - № 5. - С. 126-142.
2. Говорухин Г.Э. Семья как ценность и семейные ценности в российском обществе (социологическое исследование семейных ценностей студентов КнАГТУ) / Г.Э. Говорухин, И.С. Андросова // Ученые записки Комсомольского-на Амуре государственного технического университета. - 2015. -№ 3(23). - С. 71-81.
3. Егорова Н.Ю. Трансформации супружества в контексте семейных ценностей / Н.Ю. Егорова // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. -2017. - № 2. - С. 18-32.
4. Колодина А.А. Семья - транслятор культурных ценностей / А.А. Колодина // Вестник МГУКИ. - 2017. - № 1(75). - С. 96-103.
5. Население России 2016: двадцать четвертый ежегодный демографический доклад; отв. ред. С.В. Захаров; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа
экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. - 448 с.
6. Ореховская Н.А. Какие вызовы глобализация ставит перед молодежью, и как их преодолеть / Н.А. Ореховская // Казанский педагогический журнал. -2018. - № 2(127). - С. 202-206.
7. Кучмаева О.В. Трансформация института семьи и семейные ценности / О.В. Кучмаева, М.Г. Кучмаев, О.Л. Петрякова // Вестник славянских культур. - 2009. - № 3(13). - С. 20-29.
8. Реан А.А. Отношение молодежи к институту семьи и семейным ценностям / А.А. Реан // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 1(21). - С. 3-8.
9. Ростовская Т.К. Особенности отношения к семейным ценностям в традиционном российском общества / Т.К. Ростовская // Международный академический вестник. - 2016. - № 4(16). - С. 49-52.
10. Русанова А.А. Семья как ценность и институт социального самоопределения студенческой молодежи / А.А. Русанова // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 4. - С. 84-92.
Сведения об авторе:
Холин Никита Денисович (г. Москва, Россия), аспирант Департамента социологии, истории и философии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, e-mail: ndkholin@gmail.com
Data about the author:
N. Kholin (Moscow, Russia), post-graduate student of the Department of Sociology, History and Philosophy, Financial University under the Government of the Russian Federation, e-mail: ndkholin@gmail.com
Статья поступила в редакцию 25.10.2018