Научная статья на тему 'Формирование сельских товаров и услуг в контексте сельско-городских отношений'

Формирование сельских товаров и услуг в контексте сельско-городских отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / СЕЛЬСКО-ГОРОДСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / СЕЛЬСКОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКИЙ ЛАНДШАФТ / RURAL GOODS AND SERVICES / CONSUMER / PRODUCER / RURAL AND URBAN RELATIONS / STAKEHOLDERS / RURAL DEVELOPMENT / RURAL LANDSCAPE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдеева Татьяна Тимофеевна, Скрипиль Ирина Александровна

В статье исследуется совокупность общественных и частных товаров и услуг, создаваемых в сельской местности, на которые внутренние и внешние потребители предъявляют спрос, появляющийся в результате взаимодействия сельских и городских участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF RURAL GOODS AND SERVICES IN THE CONTEXT OF URBAN AND RURAL RELATIONS

In the article the totality of public and private goods and services produced in rural areas, for which a demand both internal and external customers and that is created by the interaction between rural and urban participants is investigated.

Текст научной работы на тему «Формирование сельских товаров и услуг в контексте сельско-городских отношений»

УДК 338.493 Авдеева Татьяна Тимофеевна

доктор экономических наук,

профессор кафедры организации и планирования местного развития

Кубанского государственного университета тел.: (918) 325-19-15

Скрипиль Ирина Александровна

преподаватель кафедры организации и планирования местного развития

Кубанского государственного университета тел.: (918) 489-71-68

ФОРМИРОВАНИЕ СЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ В КОНТЕКСТЕ СЕЛЬСКО-ГОРОДСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Avdeeva Tatyana Timofeevna

Doctor of Economics, professor of the chair of organization and planning of local development, Kuban State University tel.: (918) 325-19-15

Skripil Irina Alexandrovna

lecturer of the chair of organization and planning of local development, Kuban State University tel.: (918) 489-71-68

FORMATION OF RURAL GOODS AND SERVICES IN THE CONTEXT OF URBAN AND RURAL RELATIONS

Аннотация:

В статье исследуется совокупность общественных и частных товаров и услуг, создаваемых в сельской местности, на которые внутренние и внешние потребители предъявляют спрос, появляющийся в результате взаимодействия сельских и городских участников.

Ключевые слова:

сельские товары и услуги, потребитель, производитель, сельско-городские отношения, стейкхолдеры, сельское развитие, сельский ландшафт.

The summary:

In the article the totality of public and private goods and services produced in rural areas, for which a demand both internal and external customers and that is created by the interaction between rural and urban participants is investigated.

Keywords:

rural goods and services, consumer, producer, rural and urban relations, stakeholders, rural development, rural landscape.

Проявляющаяся специализация сельских территорий в направлении развития несельскохозяйственных видов деятельности создает благоприятные предпосылки для развития более активного обмена разнообразными товарами и услугами между городскими и сельскими поселениями.

Сельские территории располагают ресурсами, которые могут использоваться в создании достаточно широкого спектра товаров и услуг, потребность в которых испытывают городские жители.

Так, например, сельские территории располагают благоприятными условиями для отдыха, в связи с наличием природных ландшафтов, отличающихся красотой или высокой природной ценностью, имеющих богатую историю, архитектурное или археологическое наследие. Такими условиями сельской местности могут воспользоваться для досуга и отдыха горожане и туристы. Как правило, это общественные блага, не имеющие стоимостной оценки, они приобретают ценность ввиду потребности в них, и она определяется спросом и предложением. Эти блага не конкурентные: потребление одним участником не исключает других.

Как правило, органы государственной власти обеспечивают содержание или сохранность сельских природных условий через систему правовых и финансовых институтов. В то же время финансирование может осуществляться не только со стороны государства, но и частных лиц (спонсоров, предпринимателей, некоммерческих организаций). Тем не менее возможности частного финансирование всегда ограничены. Однако можно предположить, что с дальнейшим расширением частнопредпринимательской деятельности, связанной с использованием природной среды, возрастет готовность частных лиц инвестировать в развитие ландшафта и других сельских условий.

Создается ситуация, когда природные условия для отдыха, предлагаемые селом, являются общественными благами, а рестораны, гостиницы, туристические базы являются частными благами, цена на которые определяется спросом и предложением. В связи с этим возникает необходимость введения категории, которая бы отражала сущность отношений, возникающих по поводу производства, обмена и потребления товаров и услуг, предлагаемых городскими и сельскими производителями, потребность в которых становится мотивом сельско-городского взаимодействия.

Категория сельских товаров и услуг (СТУ) может быть использована для характеристики совокупности общественных и частных товаров и услуг, предлагаемых сельскими территориями различным потребителям, как внутренним, так и внешним. Это своего рода территориальный продукт, создаваемый в результате взаимодействия различных участников, направленный на удовлетворение нужд конкретных целевых аудиторий [1, с. 34].

При этом следует различать роли общественного и частного секторов в предоставлении СТУ. Особая роль общественных структур (государственных, региональных и местных органов власти) заключается в создании необходимых условий для их производства и потребления, что предполагает, с одной стороны, обеспечение доступа к использованию природной среды и ландшафта сельских территорий, с другой стороны, контроль над сохранностью природной среды. Частные СТУ - это предоставление услуг по размещению, организации отдыха, услуги туризма, услуги по производству продовольствия, начиная от традиционного сельскохозяйственного производства и заканчивая обслуживанием (торговля, общественное питание и т. д.).

Совокупность общественных и частных СТУ, производимых на основе партнерства сельско-городских участников, будет способствовать формированию рыночной культуры, ориентированной на клиента, что очень важно для включения сельских территорий в развитие. Это также повлияет на уменьшение культурного разрыва между сельским и городским населением, на обновление сельского образа жизни.

Для достижения этих целей необходимо использование инструментов стратегического планирования и территориального маркетинга, направленных на анализ возможностей совместного производства и продвижения сельских товаров и услуг на основе сельско-городских связей. В соответствии с логикой стратегического подхода важно проработать несколько ключевых направлений, которые позволят дать оценку относительно возможностей производства и потребления СТУ на основе взаимодействия сельско -городских участников.

«Сельский ландшафт» в контексте отношений «город - село». Цель исследования - определить подходы и ключевые термины, относящиеся к описанию феномена сельско-городского взаимодействия в зависимости от того, какое место занимает сельская местность в пространстве региона. Важно определить ареал городского влияния на сельскую территорию (оказывается ли село под влиянием крупной городской агломерации или малого города, городского поселения как центра муниципального образования), дать краткий исторический обзор пространственных изменений и изменений в характере процессов в отношениях «город - село», оценить ориентацию в политике землепользования.

При этом основное внимание должно уделяться природной и культурной среде территорий, характеристикам населения, моделям землепользования и наиболее важным действующим лицам, сложившейся ситуации в отношениях «город - село» и конфликтам по этой линии.

Спрос на СТУ. Исследование должно вестись по трем направлениям: анализ тенденции в изменении спроса внешних потребителей (макроуровень), типологизация внутренних потребителей (микроуровень) и анализ мнения людей о качестве СТУ.

Тенденции в изменении спроса связаны с типологией потребителей. Типологизация потребительского спроса может быть осуществлена на основе двух пар критериев: материалистический - нематериалистический и индивидуалистский - коллективистский. На основе анализа можно выделить четыре имиджа потребителя: расчетливый потребитель характеризуется как материалист и индивидуалист, главными его мотивами являются эгоистический интерес и личная выгода; традиционный потребитель также характеризуется как материалист, однако он большее значение придает коллективным традициям и обычаям, отдает предпочтение преемственности, а не изменениям; уникальный потребитель является прямой противоположностью традиционному и характеризуется стремлением к переменам и разнообразию; ответственный потребитель отличается от уникального тем, что не ставит личное удовольствие и престиж на первое место. Напротив, он, принимая решения, руководствуется моральными принципами и задумывается о возможных последствиях своего потребительского выбора [2, с. 18].

Следует заметить, что один и тот же потребитель может проявить себя как расчетливый, традиционный, уникальный и ответственный в зависимости от ситуации, от того, чем он занимается в данный момент.

Эти четыре имиджа потребителя связаны также с типологией представлений о качественных характеристиках СТУ, определяемых по четырем параметрам: природный, социальный, культурный и экономический.

Природное измерение СТУ включает разнообразие и красоту ландшафта, чистоту воздуха, тишину и другие характеристики. К социальному измерению относятся такие характеристики, как чувство сообщества, престижность, социальные связи, чувство безопасности. Культурное измерение СТУ включает местную кухню, сельский образ жизни, сельскую идиллию или приверженность местным, отчасти символическим, ценностям. К экономическому измерению СТУ относят возможности получения дохода, дешевизну жилья, пакет туристских услуг, развитость сферы повседневных услуг и другие характеристики [3, с. 56].

Стратегии посредников и стейкхолдеров в продвижении СТУ. В этой части должна анализироваться готовность и способность посредников и стейкхолдеров к сотрудничеству и продвижению СТУ. К посредникам и стейкхолдерам можно отнести тех лиц, которые имеют отношение к движению материальных, финансовых и интеллектуальных продуктов между сельскими жителями и горожанами, которые являются потребителями СТУ и/или оказывают влияние на распределение и использование СТУ, а также фондов для сельского развития или защиты окружающей среды.

Предложение СТУ. Можно выделить три направления по исследованию проблем сельского развития: первое рассматривает в качестве главных факторов сельского развития экзогенные, второе - эндогенные, третье отражает позиции, в основном не связанные с проблемой развития.

Экзогенный подход предполагает развитие сельской местности с точки зрения ее положения в регионе, близости к городу или «центру роста». В теории полюсов роста центр прямо или косвенно оказывает влияние на окружающую его местность. В противоположность этой позиции ключевыми тезисами эндогенного подхода являются «самопомощь» (опора на собственные силы) и «развитие снизу». При критике традиционного способа развития сельского хозяйства подчеркивается необходимость интеграции сельского хозяйства с другими видами деятельности и важность местных проектов развития даже в «глубинке».

Новые сельско-городские отношения. Акцент должен быть сделан на трех группах вопросов: репрезентация отношений города и села в контексте «городское влияние»; определение типов территориальных отношений с целью классификации и сравнительного анализа сельских территорий, испытывающих социальные и пространственные перемены; определение, какие новые способы совместных действий могут обнаружиться, если в коллективных стратегиях действующих лиц, включая частных лиц и домохозяйства, будет придаваться серьезное значение отношениям города и деревни.

Таким образом, в результате развития новых отношений качеству сельской местности может угрожать как модернизация и интенсификация процессов сельскохозяйственного производства, так и город- 293 -

ское давление. Политика сельского развития должна стимулировать процесс взаимодействия городских и сельских территорий по разным направлениям. Во-первых, растущий спрос на товары и услуги сельских территорий со стороны городского населения не ограничивается только типичными товарами, сельским туризмом, тишиной и чистым воздухом и пр., но включает также отношения, в которых можно найти такие ценности, как доверие, внимание в отношении другого человека, открытость, гостеприимство. Во-вторых, признание роли сельских территорий в производстве услуг, связанных с окружающей средой, и растущая готовность оплачивать эти услуги. И, в-третьих, использование экономических возможностей, порожденных этим новым спросом, для продвижения местных ресурсов и местной культуры, оживление традиций кооперации и сотрудничества внутри локального общества, порождение инновации и коллективного восприятия, создание и улучшение социального капитала.

Ссылки:

1. Overbeek G., Terluin I. Rural areas under urban pressure. 1.

Case studies of rural-urban relationships across Europe. Agricultural Economics Research Institute, 2006.

2. Esparcia J., Buciega A. New Rural - Urban Relationships in 2.

Europe: A Comparative Analysis Experiences from The Netherlands, Spain, Hungary, Finland and France. Valencia Un., 2006.

3. Dagevos H., Overbeek G., Vader J. Consuming Rural Goods 3.

and Services. A Consumer-oriented Comparative Analysis.

LEI Wageningen UR, The Hague, 2004.

References (transliterated):

Overbeek G., Terluin I. Rural areas under urban pressure. Case studies of rural-urban relationships across Europe. Agricultural Economics Research Institute, 2006.

Esparcia J., Buciega A. New Rural - Urban Relationships in Europe: A Comparative Analysis Experiences from The Netherlands, Spain, Hungary, Finland and France. Valencia Un., 2006.

Dagevos H., Overbeek G., Vader J. Consuming Rural Goods and Services. A Consumer-oriented Comparative Analysis. LEI Wageningen UR, The Hague, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.