Научная статья на тему 'Формирование сегмента малых форм коллективных средств размещения в гостиничном хозяйстве'

Формирование сегмента малых форм коллективных средств размещения в гостиничном хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1151
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / МАЛЫЕ ФОРМЫ КОЛЛЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ / СЕГМЕНТ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ / TOURISM / SMALL FORMS OF COLLECTIVE ACCOMMODATION RESOURCES / SEGMENT / COLLECTIVE ACCOMMODATION FACILITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева Галина Николаевна

Малые формы коллективных средств размещения, как правило, создают уникальную концепцию сервиса, характеризуются персонификацией обслуживания гостей и используют, как правило, инструментарий маркетинга отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small forms of collective accommodation facilities offer a unique service concept, including personification of service and relationship marketing.

Текст научной работы на тему «Формирование сегмента малых форм коллективных средств размещения в гостиничном хозяйстве»

УДК 640.4:006(075.8)

формирование сегмента малых форм коллективных средств размещения в гостиничном хозяйстве

Галина Николаевна Лебедева, кандидат экономических наук, доцент, [email protected], ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

Small forms of collective accommodation facilities offer a unique service concept, including personification of service and relationship marketing.

Малые формы коллективных средств размещения, как правило, создают уникальную концепцию сервиса, характеризуются персонификацией обслуживания гостей и используют, как правило, инструментарий маркетинга отношений.

Key Words: tourism, small forms of collective accommodation resources, segment, collective accommodation facilities

Ключевые слова: туризм, малые формы коллективных средств размещения, сегмент, коллективные средства размещения

Сфера гостеприимства продолжает оставаться одним из интенсивно развивающихся секторов мировой и российской экономики. По оценкам Всемирной туристской организации (ЮНВТО), в России ежегодный темп роста количества прибытий составляет примерно 7,3%, темп роста доходов превышает 16%, расходов — 14%. К 2020 году ожидается прибытие в Россию 30,5 млн туристов [1]. Высокая динамика, особенности и направления современного этапа развития сферы гостеприимства обусловили значительную дифференциацию услуг размещения, появление новых форм обслуживания. Упрощение туристских формальностей, демократизация процессов обслуживания, глобализация и концентрация средств размещения способствовали повышению доступности этих услуг. Появление новых видов размещения, расширение ассортимента услуг (питания, досуга и развлечений, спортивных занятий, выставочной деятельности и др.), персонификация обслуживания привели к углублению специализации предприятий. Широкое использование информационных, коммуникационных технологий позволяют постоянно совершенствовать деятельность, а также быстро адаптироваться к изменениям на рынке.

Одним из следствий данных процессов стало динамичное развитие малых гостиниц и аналогичных средств размещения с широким ассортиментом услуг (за рубежом их доля в гостиничном хозяйстве составляет в среднем 40%). При этом если ранее выделялась такая группа как «малые гостиницы», то сейчас успешно функционируют малые пансионаты, апарт-отели, кемпинги, туристские базы и т.д. Они образуют особый сегмент гостиничного хозяйства на территории региона, способствуя расширению въездного туристского потока и улучшению уровня обслуживания путешественников, поскольку могут обеспечить высокий комфорт, домашний уют, индивидуальное обслуживание при относительно низких ценах. Однако для гостиничного хозяйства России характерна ограниченность ассортимента оказываемых услуг в данном секторе, поскольку потребности в сопутствующих и дополнительных услугах практически не учитываются.

Экспертные оценки показывают, что доли малых форм коллективных средств размещения в гостиничном хозяйстве РФ в настоящее время составляют 13%, и 27% в Москве, что явно недостаточно, потому что их загрузка составляет почти 100%, а в разгар сезона от-

мечается острый дефицит. Данная ситуация обусловлена рядом нерешенных проблем. Административные формальности, сложности ресурсного обеспечения затрудняют приток частных инвестиций. Длительные сроки окупаемости и высокие затраты в будущей деятельности обусловливают необходимость целенаправленных мер по развитию данного вида размещения. Сегмент малых форм коллективных средств размещения практически не учитывается при формировании программ развития туристско-гостиничного комплекса, что приводит к дефициту мест и неудовлетворительной структуре гостиничного хозяйства.

Современная сфера услуг размещения аккумулирует до 65% занятых и 68% поступлений в сфере туризма и путешествий (с 2000 года годовые объемы мировой гостиничной индустрии стабильно увеличиваются на 2,8%). Однако многие научные и практические вопросы не нашли единого решения, что приводит к появлению новых и обострению существующих проблем развития.

Эволюция классификационных подходов к средствам размещения показывает, что с развитием туризма и путешествий, растущим влиянием на экономику страны/региона, расширением отдельных рынков и появлением новых деятельность в этом секторе усложняется, требует более точной структуризации в целях упорядочения деятельности предприятий, исследования особенностей функционирования, мониторинга рынка соответствующих услуг и т.д. Попытки разработки типологий средств размещения предпринимались многими организациями на различных уровнях. Как правило, в основе классификаций лежат рекомендации ЮНВТО.

Базовая классификация средств размещения ЮНВТО обеспечивает учет ночевок туристов и путешественников не ниже 95% фактического количества и поэтому используется в качестве основы статистики услуг размещения большинства стран с определенными изменениями и дополнениями, учитывающими специфику местной инфраструктуры туризма.

Однако признак функционального назначения средства размещения (вида), исключительно использованный в классификации, оставляет не учтенными ряд других специфических критериев, например, объем номерного фонда, качество обслуживания, категория гостей.

В отношении качества обслуживания ЮНВТО разработала рекомендации по межрегиональной гармонизации критериев гостиничной классификации, в которых выделены группы показателей, по которым может оцениваться уровень сервиса. Названные рекомендации также нашли отражение в национальных классификационных и сертификационных требованиях. Следует отметить их многообразие — известны различные «звездные» классификации, системы «корон», «алмазов» и пр. Таким образом, в настоящее время не разработана универсальная классификация коллективных средств размещения, однако выделяется ряд общих подходов:

• критерий функциональной категории (вида) коллективного средства размещения применяется для формирования статистического наблюдения, структуризации гостиничного хозяйства и пр.;

•выделение таких критериев как качество услуг и обслуживания, количество (ассортимент) услуг, объем и структура номерного фонда, персонал, его подготовка, внешнее окружение и инфраструктура средства размещения (площадь, стоянки и пр.) отражен в построении сертификационной системы и/или проведении исследований рынка;

• критерии месторасположения, менеджмента, структуры капитала, статуса гостей, транспортной и ценовой доступности, как правило, используются для осуществления экономического анализа, маркетинговых и социологических исследований.

В Российской Федерации современные подходы к классификации средств размещения нашли отражение в ряде нормативных актов. Согласно таким документам как «Положение о критериях классификации гостиниц», «Критерии классификационных требований к гостиницам (мотелям) Российской Федерации», ГОСТ Р 50645—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц», действует звездная классификация — гостиницы подразделяются на пять категорий с присвоением от одной до пяти звезд, мотели — на четыре категории — с присвоением от одной до четырех звезд [2].

ГОСТ Р 51185—98 «Туристские услуги. Средства размещения» значительно расширил совокупность видов средств размещения в соответствии с рекомендациями ЮНВТО для целей статистики. Добровольная государ-

Таблица 1

Преимущественные характеристики основных групп малых форм коллективных средств размещения

Микропредприятия (6—9 номеров) Минипредприятия (10—30 номеров) Малые предприятия (31—100 номеров)

Целевой сегмент Индивидуальный туризм и путешествия Малые группы и индивидуальный туризм Малые и средние группы туристов и путешественников

Ассортимент услуг Минимальный Расширенный за счет традиционных сопутствующих и дополнительных услуг Расширенный за счет разнообразных сопутствующих и дополнительных услуг

Расположение в регионе Центр города, пригород, туристские зоны Туристские и бизнес-зоны Бизнес-зоны, туристские зоны, ареалы основных транспортных путей

Помещение Отдельный дом, квартира в доме Помещение в строении, здание в комплексе, реже — отдельный дом Отдельное строение, помещение в здании, здание в комплексе

Форма организации Индивидуальное или семейное предпринимательство Семейное предпринимательство, различные организационноправовые формы Всевозможные организационноправовые формы

ственная система классификации гостиниц и других средств размещения, разработанная по инициативе Минэкономразвития России, дополнительно включила в объект сертификации мотели, молодежные гостиницы (хостелы), дома отдыха, пансионаты и гостиницы с оказанием лечебно-оздоровительных услуг, имеющие не менее пяти номеров. Классификация проводится по категориям «без звезд», «одна звезда», «две звезды», «три звезды», «четыре звезды» и «пять звезд», номера делятся на категории: высшую («сюит», «апартамент», «люкс», «студия»), первую, вторую, третью, четвертую и пятую.

Анализ показал: особое место в вопросах классификации средств размещения занимает типология по объему номерного фонда (этот критерий практически не используется в отечественной практике). Хотя в большинстве научных и практических публикаций по проблемам развития средств размещения упоминаются малые, средние, крупные и крупнейшие (или мега-) средства размещения, единого взгляда на классификацию по критерию объема номерного фонда не существует, поскольку оценки соответствуют тенденциям развития сектора средств размещения в сфере туризма.

Малые формы коллективных средств размещения, как правило, создают уникальную

концепцию сервиса, характеризуются персонификацией обслуживания гостей. К категории малых форм коллективных средств размещения в работе можно отнести всю совокупность видов в соответствии с классификацией ЮНВТО, и при этом на основе анализа сложившейся практики выделены следующие группы (табл. 1).

Выделение указанных групп предприятий обосновывается особенностями организации и функционирования, значимыми для управления и для потребителей. Предлагаемая типология основных групп малых форм коллективных средств размещения, развивающихся в России, может использоваться при планировании структуры гостиничного хозяйства. Заметим, что в зависимости от категории, ми-кро- и минипредприятия могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства. В табл. 2 представлена классификация малых форм коллективных средств размещения, разработанная автором в соответствии с положениями ЮНВТО и отражающая специфику отечественного рынка услуг малых форм коллективных средств размещения. В совокупности данные виды образуют сегмент гостиничного хозяйства региона.

Таблица 2

Классификация малых форм коллективных средств размещения

Виды коллективных средств размещения Основные сегменты действующих малых форм коллективных средств размещения в РФ

Месторасположение в пределах региона Здание/ строение Номерной фонд Расчет оплаты Ассортимент услуг, наличие специальных приборов и обстановки для гостей

Гостиницы Различное, в зависимости от специализации Отдельное здание 21-100 Суточная Почасовая Питание: только завтрак, полупансион, полный пансион, все включено, все включено экстра, приборы и посуда (на место) Кухня Миникухня Отдельные кухонные приборы Набор продуктов и напитков в холодильнике (на человека или блок номеров) Узкий ассортимент в зависимости от категории и специализации (целевого сегмента)

Строение в комплексе здании 6-100

Площадь в здании 10-60

В т.ч. расселенные квартиры 6-9

Мотели Автотранспортные узлы Отдельное сооружение 21-100 Суточная Почасовая

Окраины муниц. обр. 21-60

Комплекс строении 21-100

Придо- рожные гостиницы Магистрали туристских маршрутов Отдельное здание До 60 Суточная Почасовая

транспортных потоков 10-30

Площадь в здании 6-10

Пляжные отели 1, 2, 3 линии Отдельное здание 5 0 1 о о Суточная

Конгресс- центры Деловые, пром. зоны, комплексы организации Отдельное здание 20-100 Суточная

Деловые и промышленные зоны 2 О 1 0 о

Апарт-отели Центр Отдельное здание 21-100 Суточная Питание: кухня, миникухня Отдельные кухонные приборы Набор продуктов и напитков в холодильнике (на человека) Сопутствующих и дополнительных услуг нет

Деловые и промышленные зоны 6-100

Площадь в здании 10-40

Меблиро- ванные апартаменты Жилые зоны Отдельное здание 21-100 Суточная Почасовая

Крупные транспортные узлы 10-100

Площадь в здании 10-60

Продолжение таблицы 2

Виды коллективных средств размещения Основные сегменты действующих малых форм коллективных средств размещения в РФ

Месторасположение в пределах региона Здание/строение Номерной фонд Расчет оплаты Ассортимент услуг, наличие специальных приборов и обстановки для гостей

Пансионаты Деловые зоны Рекреационные зоны Отдельное здание 25-100 Суточная Питание: только завтрак, полупансион, полный пансион, все включено, все включено экстра (на человека) Узкий ассортимент в зависимости от специализации (целевого сегмента)

Строение в комплексе зданий 10-60

Дома туриста Природные зоны Отдельное здание 6-30 Суточная Почасовая

Рекреационные зоны 6-30

Туристские маршруты 6-100

Оздорови- тельные заведения Рекреационные зоны Природные зоны Окраины муниц. образования Отдельное здание 21-100 Суточная Питание: только завтрак, полупансион, полный пансион, все включено, все включено экстра; Приборы и посуда Отдельные кухонные приборы (на человека) Узкий ассортимент в зависимости от категории и специализации (целевого сегмента)

Строение в комплексе зданий 10-100

Площадь в здании 10-60

Комплекс зданий 10-100

Лагеря труда и отдыха Природные зоны Отдельное здание 20-100 Суточная Питание: только завтрак, полупансион, полный пансион, все включено, все включено экстра (на человека). Торговля

Рекреационные зоны 20-100

Общественные средства транспорта Причалы, набережные, стоянки и пр. Отдельное сооружение 20-100 Суточная Почасовая Питание: только завтрак, полупансион, полный пансион, все включено, все включено экстра (на человека). Торговля

Жилища, предназначенные для отдыха Туристские зоны/ маршруты Зоны высокой трансп. доступности Отдельное здание 25-100 Суточная Почасовая Питание: Приборы и посуда (на место) Кухня, миникухня, отдельные кухонные приборы, набор продуктов и напитков в холодильнике (на человека или блок номеров). Других услуг нет.

Строение в комплексе зданий 10-60

Площадь в здании 10-40

Комплекс зданий 20-100

Площадки для кемпинга Природные зоны Отдельное сооружение 20-100 Суточная Нет

Проведенный анализ опыта функционирования данных секторов малых форм коллективных средств размещения позволил выявить особенности деятельности, преимущества и проблемы (табл. 3).

Анализ научных и практических публикаций по вопросу развития малых форм средств размещения показывает, что исследователи не выделяют факторы, способствующие разви-

тию отдельных их видов. Общими факторами развития гостиничного хозяйства считаются уровень жизни населения, развитие туризма, дефицит платежного баланса, государственное регулирование, развитие транспорта, новых технологий, импорт услуг. Вместе с тем, все более заметная роль средств размещений малых форм в сфере туризма России требует более

Таблица 3

Особенности функционирования малых форм коллективных средств размещения

Специфика Сущность Преимущество Недостаток/проблема

Загрузка и сезонность Легче добиваются большей и стабильной загрузки, минимизируют влияние сезонности Обеспечение стабильного дохода Необходимость профессионального маркетинга

Обслуживание Уникальность и индивидуализация — главные конкурентные преимущества. Легко реализовать концепцию «дом вдали от дома» Создание устойчивой репутации, известности Высококвалифицированный персонал

Месторасположение Может располагаться в отдельно стоящем здании или находиться в составе какого-либо сооружения Место (площадь) для организации найти легче Зачастую стоимость (аренда) не доступна для КСРМФ

Сегментация Выделяется узкий целевой сегмент/страта Легкий доступ и коммуникации Зависимость от единственного рынка

Управление персоналом Необходим высококвалифицированный персонал широкой специализации Низкая потребность в персонале Высокая текучесть кадров

Маркетинг Более «адресные» маркетинговые усилия Реализация маркетинга взаимоотношений Растущие затраты на маркетинговые мероприятия

Ценообразование Более гибкое Управление загрузкой и сезонностью Сложность в снижении издержек (отсутствие эффекта масштаба)

Мобильность/ адаптивность Высокая Обеспечение стабильного спроса Повышение затрат. Смена концепции ведет к смене целевого сегмента/страты

Управление Стремление к объединениям (пулам) для снижения издержек Сложности схождения в альянсы Снижение издержек Упрощение деятельности Возможна потеря уникальности, снижение адаптивности и мобильности

Ассортимент услуг Стремление к расширению ассортимента сопутствующих и дополнительных услуг Удовлетворения потребностей гостей, расширение целевого сегмента Рост издержек, физические ограничения (площадь, коммуникации)

детального изучения условий и перспектив их развития.

Развитие сегмента средств размещения в сфере гостеприимства в Российской Федерации обладает значительным потенциалом увеличения въездного потока туристов, а также расширения внутреннего туризма и путешествий, например, согласно прогнозу ЮНВТО до 2020 года, на долю России будет приходиться 1,9% рынка выездного туризма и 2,9%

въездного, что обусловит практически четырехкратное увеличение соответствующих показателей турпотоков. Малые гостиницы, как известно, легче адаптируются к каждому клиенту, создают атмосферу домашнего уюта, что не исключает национального колорита. Кроме того, они, как правило, применяют более гибкую систему скидок. Как показывает практика, семейные пары, небольшие группы путешествующих чаще предпочитают малые формы

гостиничных предприятий. Малые гостиницы особо востребованы также в ряде регионов со специфическим направлением развития туризма (экотуризм, этнический туризм и пр.).

Развитие туризма и путешествий, для сектора малых форм средств размещения практически равную значимость приобретает развитие внутренних путешествий и въездного туризма. Направленность политики развития туризма, путешествий и гостиничного хозяйства на стимулирование внутреннего и въездного международного туризма с целями увеличения притока денежной массы в страну/регион обусловливает дифференцирование этого потока по потребностям туристов. Это, в свою очередь, требует дифференциации видов размещения и формирования сегмента малых форм.

Государственное регулирование нередко становится условием, усложняющим деятельность малых гостиниц, которые в силу объективных причин не обладают значительными оборотными средствами, административным ресурсом и т.д.

Большинство средств размещения, построенных в соответствии со СНиПами, не соответствует требованиям международных классификаций, например, площадь номера в 3-звездочном отеле равна 17 кв. м, а по международным нормам она должна составлять 26 кв. м.

Туристский потенциал и туристская инфраструктура региона являются важнейшими факторами расширения туристских потоков. В России появляются такие новые формы как мини- и микрогостиницы (Санкт-Петербург), «зеленые дома» (Алтай), минипансионаты и миникурорты (Сочи), дома сельского туризма (Вологодская область) и т.д. Малые средства размещения становятся наиболее перспективным сектором. Доля коллективных средств размещения малых форм различна в регионах, например, в Санкт-Петербурге она достигает 20%, в Москве — 4%, в среднем по России не превышает 13,3%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для развития сектора малых форм средств размещения имеет значение не только перечень туристских объектов, но и возможность неорганизованного их осмотра, транспортная доступность, уровень сервиса при перемещениях по региону. Наиболее наглядным примером является г. Санкт-Петербург, где сегмент малых гостиниц характеризуется высокой транспортной доступностью.

Структура туристских потоков и уровень экономического развития региона прямо влияют на формирование и функционирование сектора малых форм коллективных средств размещения. Туристские дестинации Москва и Санкт-Петербург схожи в развитости инфраструктуры и сферы услуг, транспортной доступности, обладают огромным туристским потенциалом. Однако в Москве сектор малых гостиниц развивается относительно медленно по сравнению с Санкт-Петербургом. В Санкт-Петербурге действует ассоциация мини-отелей, они охватывают значительную часть рынка, в Москве малые гостиницы являются объектом поддержки муниципальных органов управления, разрабатываются специальные городские программы по развитию данного сегмента средств размещения.

Причинами такой ситуации, по нашему мнению, являются: 1) разница в уровнях потребительских цен, так, общеизвестно, что проживание и отдых в Москве дороже отдыха в Санкт-Петербурге, кроме того, уровень затрат средств размещения обусловливает в Москве ориентацию на крупные формы, позволяющие аккумулировать большие денежные массы; 2) разница в структуре туристских потоков — если в Москве активно развивается конгрессный туризм, преобладают крупные туристские группы, то в Санкт-Петербурге значительное место занимают малые группы, индивидуальные туристы, семейные пары и пр.

Среднегодовая загрузка мини-отелей находится на уровне 70%, в отдельных случаях превышая 80%. При этом фактор сезонности более значим для средних и крупных гостиничных форм, нежели для малых. Во многом это объясняется известностью в целевом сегменте и более легким заполнением малого номерного фонда.

Развитие новых технологий облегчает малым формам средств размещения вступление в общую индустрию гостеприимства посредством расширения потенциального круга клиентуры, оптимизации и индивидуализации обслуживания, повышения его качества. Практика саморегулирования и объединений позволяет объединять финансовые возможности для достижения ряда общих целей. Например, за небольшую (10—15%) комиссию, члены петербургской ассоциации малых гостиниц планируют получить широкую известность и про-

двинуться на международный туристический рынок.

Рынок труда и обучение определяют возможности поиска персонала для средств размещения малых форм, стратегии работы с персоналом. Дифференциация форм обучения повышает мобильность персонала средств размещения, дает возможность создания устойчивого штата и, наоборот, облегчить набор и роспуск персонала для сезонных средств размещения.

В настоящее время неудовлетворенность гостиничным хозяйством Москвы эксперты связывают со следующими проблемами:

• дефицит современных гостиниц среднего класса (2-3*), рассчитанных на массовый международный и внутренний туризм;

•необходимость модернизации и реконструкции более половины действующих гостиниц, сооруженных в 50-60-х годах ХХ века;

•излишняя стандартизация видов размещения, отсутствие дифференциации услуг;

•нехватка номеров средней и нижней ценовой категории, из-за чего ориентировочные потери бюджета превышают $340 млн в год.

Ориентация Москвы на крупные средства размещения и гостиничные комплексы связана с историей развития гостиничного хозяйства и преобладанием в совокупном въездном туристском потоке путешественников с деловыми целями в настоящем, поскольку этот сегмент предпочитает отели средней и высокой вместимости. Однако перспективы развития въездного потока (увеличения сегмента познавательного и др. туризма) обостряют проблемы формирования сегмента малых форм коллективных средств размещения.

Как показало исследование, учета и мониторинга текущей ситуации при оказании услуг малых форм коллективных средств размещения нет ни в ГАО «Москва», ни в Российской гостиничной ассоциации, ни в Московском городском бюро путешествий, поскольку отсутствует единый подход к определению «малого средства размещения»; основным методом продвижения выступает реклама «из уст в уста». Некоторые гостиницы не заинтересованы в работе с туристами; у некоторых нет лицензии на регистрацию иностранных граждан; не решены проблемы партнерства с туроператорами (ограничены возможности предоставления скидок); высокие цены, не зависящие от месторасположения.

Необходимый объем инвестиций для организации малых форм средств размещения показывает доступность данного рынка. Малые гостиницы не обеспечивают быстрого возврата инвестированных средств. В частности для семейного бизнеса и малого предпринимательства данный сектор характеризуется значительными экономическими барьерами.

Однако если ранее зарубежные инвесторы рассчитывали срок окупаемости новой гостиницы не менее 15 лет, то сейчас считается, что затраты на возведение малого отеля в Москве могут окупиться через 5-6 лет, а в среднем по стране — через 9-12 лет. Кроме того, деятельность малых форм коллективных средств размещения сопровождается высокими переменными издержками и ограниченной возможностью их экономии, практически полным отсутствием «эффекта масштаба» в текущей деятельности, и при этом, как правило, невозможностью использования льгот малого предпринимательства.

В результате исследования влияния факторов развития сегмента малых форм коллективных средств размещения был сделан вывод: если регион заинтересован в развитии указанного сектора, то должны быть предприняты целевые меры по регулированию его развития.

В целях разработки мероприятий по созданию условий развития сектора малых форм коллективных средств размещения в структуре сферы услуг размещения в регионе необходимо определить основные направления регулирования.

Как показал анализ, в регионах с похожим туристским потенциалом их роль и место могут принципиально различаться. Цель и основные задачи управления развитием сектора коллективных средств размещения малых форм в сфере гостеприимства региона представлены на рис. 1.

Особую значимость приобретает месторасположение коллективных средств размещения малых форм на территории муниципального образования. Постановление Правительства Москвы «О Генеральной схеме размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года» от 24 августа 2004 года № 574-ПП учитывает следующие возможности размещения: городские многофункциональные центры и примагистральные зоны; специализированные общественные зоны, в т.ч. торговые, учебные,

Учет деятельности малых форм средств размещения при проектировании льгот для малого и среднего предпринимательства

Учет деятельности малых форм средств размещения при проектировании инфраструктуры и коммуникаций

Выделение площадок

Организация конкурса инвестиционных проектов по созданию/перестройке малых форм коллективных средств

Проектирование новых комплексов или территорий с учетом необходимости малых форм коллективных средств размещения

Разработка генеральной схемы размещения малых форм средств размещения в регионе

Разработка (адаптация) стандартов/регламентов обслуживания гостей в различных видах малых средств размещения

Осуществление добровольной сертификации

Обеспечение возможности экономии на коллективных закупках

Совместные рекламноинформационные мероприятия

Создание единого информационного поля

Обмен опытом и обучение персонала

Рис. 1. Цели и задачи управления развитием коллективных средств размещения малых форм

региона

территории внешнего транспорта и жилые территории [3].

По нашему мнению, для полного охвата всего многообразия возможных географических зон размещения малых форм коллективных средств размещения, следует выделить: •природные зоны, т.е. месторасположения, обладающее особым природным потенциалом — близость реки, леса, моря и пр., в т.ч. возможно расположение на природоохранной

территории, статус которой допускает поселение туристов;

• магистральные зоны, охватывающие основные транспортные узлы муниципального образования, где услуги размещения дополняют комплекс придорожного сервиса.

На основе функциональной классификации коллективных средств размещения ЮНВ-ТО и указанных зон размещения малых форм коллективных средств размещения предлагается рекомендации по их размещению в зависи-

мости от функционального образования и це- Сформулированные рекомендации могут

левого сегмента в туристском потоке (табл. 4). использоваться предпринимателями для вы-

Таблица4

Преимущественное размещение малых форм коллективных средств размещения

в пределах региона

§ о сп § п о & & § л S І » goi оЭк О и о § о СП § л & 0 1 s & Специализированные общественные зоны, в т.ч.

Торговые е и О & е § ю е ч Внешний транспорт Жилые

в зависимости от функциональной специализации

Гостиницы + +

Мотели + + + +

Придорожные гостиницы +

Пляжные отели +

Апарт-отели + +

Аналогичные заведения + + +

Оздоровительные заведения + +

Лагеря труда и отдыха +

Общественные средства транспорта + + +

Конгресс-центры + + + +

Жилища, предназначенные для отдыха + +

Площадки для кемпинга + +

в зависимости от целевого сегмента в структуре туристского потока

Туристы, приехавшие с деловыми целями + + + + +

Туристы, приехавшие в целях отдыха и рекреации + + +

Туристы, приехавшие с познавательными целями + + + +

Неорганизованные группы и индивидуалы, в т.ч. + + + + +

Семейный туризм + + + + +

Организованные группы, в т.ч. + +

Конгресс-туризм (малые группы для проведения семинаров и круглых столов) + +

бора месторасположения объекта, но, главным образом, предназначены органам управления для определения программных мероприятий при выборе приоритетов развития гостинично-

го хозяйства и поддержке проектов по органи зации малых коллективных средств размеще ния.

Литература

1. Балашова Е. Гостиничный бизнес. Как достичь безупречного сервиса. М.: Вершина, 2006.

2. Медлик С., ИнграмХ., Гостиничный бизнес. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005

3. Сенин В.С., Денисенко А. В., Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средств размещения. М., 2008.

4. Приказ Ростуризма от 21 июля 2005 года № 86 «Об утверждении системы классификации гостиниц и других средств размещения».

5. Постановление Правительства Москвы от 24 августа 2004 года № 574-ПП «О Генеральной системе размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года».

6. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

7. Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении положения о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения» от 21 июня 2003 года № 197.

8. Чудновский А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство. М., 2005.

9. Филипповский Е.Е., ШмароваЛ.В., Экономика и организация гостиничного хозяйства. М., 2006.

10. www.world-tourizm.org

Об участии в программе повышения квалификации работников для сферы сервиса и туризма

Уважаемые представители предприятий сферы сервиса и туризма!

В целях реализации комплекса мероприятий, направленных на формирование эффективной системы опережающего профессионального обучения с учетом перспектив развития сферы сервиса и туризма, приглашаем Вас к повышению квалификации по программам отражающего обучения работников для сферы сервиса и туризма в объеме 72 часа. В соответствии с планом проведения программ повышения квалификации обучение будет проводиться в период с 1 апреля по 1 ноября 2010 года по мере комплектования групп в регионах Российской Федерации:

- в Московской области (на базе Российского государственного университета туризма и сервиса

(РГУТиС);

- в г. Москве (на базе филиалов РГУТиС: Институт сервиса; Институт туризма и гостеприим-

ства);

- в г. Самара (на базе филиала РГУТиС);

- в г. Волгоград (на базе филиала РГУТиС);

- в г. Пятигорск (на базе филиала РГУТиС);

- в г. Смоленск (на базе филиала РГУТиС);

- в г. Сочи (на базе филиала РГУТиС);

- в г. Екатеринбург (на базе филиала РГУТиС).

По завершении программы слушателю, прошедшему обучение, будет выдано соответствующее удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

План проведения программ повышения квалификации работников для сферы сервиса и туризма согласован с представителем Заказчика проекта и представлен на сайте «Российского государственного университета туризма и сервиса»: www.rguts.ru

По вопросам, связанным с участием в программе повышения квалификации работников для

сферы

сервиса и туризма, обращаться по контактным телефонам и электронной почте:

• проректор — заместитель председателя УМО в области сервиса и туризма, профессор Ана-

ньева Татьяна Николаевна. Т/факс: 8(495) 940-83-55; Эл. почта: [email protected];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• проректор по учебной работе, профессор Новикова Наталия Геннадьевна. Т/факс: 8 (495)

993-33-17. Эл. почта:[email protected];

• начальник учебно-методического центра Кирилина Наталья Анатольевна. Т/факс: 8 (496)

586-02-47. Эл. почта: [email protected];

• помощник проректора — заместителя председателя УМО в области сервиса и туризма Проселкова Ирина Витальевна. Т/факс: 8 (495) 940-83-57. Эл. почта [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.