УДК 640.4:006(075.8)
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ МАЛЫХ ГОСТИНИЦ
Лебедева Г.Н., старший преподаватель, management-itig@mail. ru,
ФГОУВПО «Российский государственный университет сервиса», г. Москва
Small hotels have both the direct economic results in terms of tax revenues and increasing social responsibility—a family business, which greatly relies on budget tourism.
Keywords: Small Hotel, Tourism, Segment, Accommodation Facilities
Малые гостиницы, как показывает практика, оказывают не только непосредственный экономический эффект в виде роста налоговых отчислений в бюджеты и т.д., но и играют все большую социальную роль. В настоящее время сегмент малых гостиниц рассматривается как источник развития семейного бизнеса. Малые гостиницы во многом ориентируются на эконом-класс в туризме.
Ключевые слова: малая гостиница, туризм, сегмент, коллективные средства размещения
Сегмент коллективных средств размещения малых форм представляет интерес для инвесторов не только с точки зрения новых маркетинговых возможностей, но и сулит ряд экономических преимуществ. Так, несколько лет назад по оценкам зарубежных инвесторов, срок окупаемости новой гостиницы составлял в России в среднем 15 лет, однако в настоящее время рассчитано, что затраты на возведение малого (до 100 номеров) отеля в Москве могут вернуться уже через 5—6 лет, а в среднем по стране — через 9—12 [2]. По прогнозам Комитета по внешним связям администрации Санкт-Петербурга на период до 2008 года, ежегодное увеличение спроса на места в малых гостиницах среднего и низшего ценового сегмента должно было составить соответственно 9% и 5%.
Категория «малой гостиницы» не предполагает каких-либо изменений в государственном регулировании или предпринимательском статусе, например, принадлежность к данной группировке не предусматривает обязательного отнесения к субъектам малого предпринимательства. В соответствии с отечественным законодательством, под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
— в промышленности — 100 человек;
— в строительстве — 100 человек;
— на транспорте — 100 человек;
— в сельском хозяйстве — 60 человек;
— в научно-технической сфере — 60 человек;
— в оптовой торговле — 50 человек;
— в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
— в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек [1].
В российских системах категоризации и сертификации коллективных средств размещения не указываются требования к обеспеченности персоналом в зависимости от номерного фонда. Однако в соответствии с рекомендациями ЮНВТО, принято считать, что минимальная численность персонала на 10 номеров в гостинице должна составлять для категорий:
— 1 звезда — 4 и более работника;
— 2 звезды - 6 и более;
— 3 звезды - 8 и более;
— 4 звезды - 12 и более;
— 5 звезд — 20 и более [3].
Соответствующие расчеты показывают, что минимальная средняя численность персонала малой гостиницы (исходя из 100 номеров) будет составлять 40—200 человек в зависимости от категории.
Вне зависимости от категории уровня обслуживания в малых гостиницах и иных коллективных средствах размещения, можно выделить ряд особенностей в их функционировании.
Несмотря на ограниченные организационные и материальные возможности в сравнении с ресурсами средних и крупных, малые гостиницы за рубежом, учитывая тенденции спроса, предлагают широкий спектр услуг: кроме уборки номера, стирки и глаженья одежды, это услуги переговорных помещений (от 1 до 6 комнат вместимостью от 12 до 90 человек), заказ автомашин класса «Люкс», спутниковое/кабельное ТВ, аудио/видео оборудование.
Среди дополнительных услуг малых гостиниц класса «Люкс» можно назвать спортивные услуги плавательного бассейна (50% гостиниц), площадок для гольфа (20%), теннисных кортов (44%), тренажерных залов (60%), фитнес-клубов (42%) [4].
Поэтому малые гостиницы являются привлекательными для всех туристов, вне зависимости от цели путешествия как более дешевый вид размещения и при этом достаточно комфортный, с высоким уровнем обслуживания.
Очевидно, что реализация такого широкого ассортимента дополнительных и сопутствующих услуг возможна при наличии соответствующих площадей. В свою очередь, подобные площади, как правило, предлагаются в пригородах или за городской чертой, тогда как городской центр или места вблизи основных транспортных магистралей и развязок либо уже плотно застроены, либо стоимость земельного участка (его аренды) не доступна для организации средства размещения малых форм.
Альтернативной концепцией выступает узкая специализация на основе сегментации рынка. Выделяя приоритетную категорию гостей, малая гостиница предлагает специализированные услуги. Например, малые гостиницы, ориентированные на деловых людей, особое внимание уделяют наличию помещений с новейшими техническими средствами. По данным статистики, даже в небольших гостиницах с 14—20 номерами предусмотрено 2—4 кабинета для переговоров. Вместимость этих помещений позволяет проводить в них также приемы, концерты, банкеты. Началом развития малых гостиниц в Москве принято считать начало 90-х годов, когда были открыты отели «Паллада» и «Вешняки», на 24 и 19 номеров соответственно. В Москве на долю малых гостиниц приходится чуть более 4% [5] рынка. Структура коллективных средств размещения малых форм различна. Так, например, в Москве большая часть приходится на высший сегмент, как и в России в целом, а в Московской области и Санкт-Петербурге - на средний и экономный. Как правило, коллективных средств размещения малых форм располагаются в центре населенных пунктов и зоне отдыха. Наблюдается прямая зависимость между структурой туристского потока и специализацией гостиниц.
В совокупности коллективных средств размещения следует выделить сегмент коллективных средств размещения малых форм. Коллективное средство размещения малой формы, по нашему мнению, представляет собой имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления людям, находящимся вне дома, комплексной услуги, важнейшими составляющими которой в равной степени являются услуги размещения и питания.
В современной индустрии гостеприимства малые гостиницы играют все большую социально-экономическую роль. В первую очередь, они становятся значимым источником занятости населения, образуя определенную форму семейного бизнеса. Во-вторых, дополняя традиционные гостиницы, сегмент малых гостиниц в России более ориентирован, как показывает практика, на страту потребителей с низким уровнем дохода.
В Алтайском крае коллективные средства размещения малых форм стали превалирующим видом размещения. Массовый туризм на Алтае начал активно развиваться с середины 90-х годов: если в 1997 туркомпаний было 14, то в 2001 году их количество достигло 94. Основную роль в развитии туризма в регионе сыграло местное население, создававшее сельские микрогостиницы или «зеленые дома». В 2001 году их насчитывалось уже 236, а в 2003 году — уже 500 (от уровня 1 звезда до категории «Люкс»: близость к природе, возможность познакомиться с деревенским укладом жизни, чистый воздух, прогулки по лесу, в горы, рыбалка, сплав по горным речкам, походы за ягодами и грибами, необходимое сопровождение и экскурсии по интересам обеспечивали постоянно растущий спрос). Введение упрощенной системы налогообложения с 1 января 2003 года, предполагающее ведение реестра постояльцев, налогообложение «с каждого туриста» стало основной предпосылкой закрытия 50% микрогостиниц, от чего потери превысили 4000 тыс. руб. в год [6].
В Вологодской области малые гостиницы стали предпосылкой развития сельского туризма. Так, с 2003 года в Кирилловском районе туристов принимают 32 дома, полностью соответствующие требованиям контролирующих органов и комфортным условиям. За счет туризма в Кирилловском районе формируется до 20% бюджета [7].
Однако такой рост сопровождается рядом негативных факторов:
• отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей эту новую сферу деятельности, не позволяет эффективно управлять сложившимся процессом;
• проблемы эколого-экономического характера — оплата коммунальных услуг по тарифам для жилых помещений в 12,7 раза уменьшает платеж в сравнении с санаториями и пансионатами, а активный рост данного сегмента приводит к росту нагрузки до критического уровня;
• увеличивается количество частного автотранспорта при сокращении рейсовых автобусов и иного муниципального транспорта.
В качестве примера признания значимости сектора коллективных средств размещения малых форм для экономики города приведем разработанную в Киеве программу создания сети малых гостиниц, в соответствии с которой в каждом районе города планируется открытие как минимум трех малых гостиниц (всего 30 гостиниц, более 1,5 тыс. номеров). Главным источником финансирования реализации программы станут частные инвестиции преимущественно малого национального предпринимателя. По предварительным оценкам, общий объем капиталовложений на строительство малых гостиниц составит $250—300 млн. Наряду с частными инвестициями планируется выделение бюджетного финансирования в объеме 590 тыс. грн., что составляет меньше
1% от ожидаемых ежегодных бюджетных отчислений, введенных согласно программе «Малые гостиницы Киева». Предполагаемая эффективность малых гостиниц — поступления в городской бюджет в размере 60 млн грн в год [8].
Несмотря на высокую значимость малых гостиниц, полного учета и мониторинга текущей ситуации при оказании услуг коллективных средств размещения малых форм нет ни в ГАО «Москва», ни в Российской гостиничной ассоциации, ни в Московском городском бюро путешествий, поскольку:
• нет единого подхода к определению «малого средства размещения»;
• основной метод продвижения - реклама «из уст в уста»;
• ряд гостиниц не заинтересован в работе с туристами;
• у некоторых нет лицензии на регистрацию иностранных граждан;
• сложности партнерства с туроператорами - нет скидок при относительно
высоких ценах;
• высокие цены, не зависящие от расположения - в «Гранд-Виктории» на Щипке одноместный с удобствами стоит 2950, а двухкомнатный люкс - 4950 руб.; в «Акварели» (Столешники) одноместный — $210, двухместный — $230, на теплоходе «Александр Блок» (Краснопресненская набережная) стандартный номер обходится в 2200 руб.; в "Сверчковом, 8" одноместный стоит от 2600 до 3000 руб., а люкс — 6000 руб.; в "Сретенской" — $200—250 в зависимости от номера.
Малые гостиницы не обеспечивают быстрого возврата инвестированных средств. Следовательно, если город заинтересован в развитии среднего сегмента отелей, должны предприниматься целенаправленные меры для достижения данной цели.
Литература
1. Федеральный закон от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
2. Бахвалов Т. Малая гостиница как сервис и бизнес // Бизнес-журнал. 2004. № 11.
3. Володоманова Н.Ю., Морозов М.А., Умнов А.Н. Международные стандарты обслуживания для предприятий гостиничной индустрии. М.: Талер, 2001. С. 44
4. Дубинина Т.И., Яворская А.О., Зарубежный опыт малых гостиниц. М., 1997.
5. Гостиничный бизнес - Малые гостиницы: в чем секрет популярности? // РСТ 13 марта 2003 года.
6. Галина К. Быть или не быть микрогостиницам в регионе // Отель. 2004. № 5.
7. Малые гостиницы в Вологодской области способствуют развитию сельского туризма // Hotelnews.Ru.
8. Деловая неделя. 10 марта 2006 года.