Научная статья на тему 'Факторы развития малых гостиниц ианалогичных коллективных средств размещения в регионе'

Факторы развития малых гостиниц ианалогичных коллективных средств размещения в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2175
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / МАЛАЯ ГОСТИНИЦА / СЕГМЕНТ / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева Г. Н.

Анализ научных и практических публикаций по вопросу развития коллективных средств размещения малых форм показывает, что исследователи, как правило, выделяют общие факторы развития гостиничного хозяйства (уровень жизни населения, развитие туризма, дефицит платежного баланса, государственное регулирование, развитие транспорта, новых технологий, импорт услуг). Все более заметная роль малых средств размещения в туризме России требует более детального изучения условий и перспектив их развития. В статье выделяются различные уровни влияния факторов, исследуется их взаимовлияние для сегмента малых гостиниц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы развития малых гостиниц ианалогичных коллективных средств размещения в регионе»

УДК 640.4:006 (075.8)

факторы развития малых гостиниц и аналогичных коллективных средств размещения в регионе

Г.Н. Лебедева, ст. преподаватель,

ФГОУВПО «Российский государственный университет сервиса», г. Москва

The developmentfactors for the hotel industry include living standards, tourism growth, balance of payment deficit, government control, transport infrastructure, new technologies, and services import. The analysis of community accommodation funds describes the development conditions and prospects as well as the factors effect levels and shows their combined influence on the community hotel industry in the Russian Federation.

Анализ научных и практических публикаций по вопросу развития коллективных средств размещения малых форм показывает, что исследователи, как правило, выделяют общие факторы развития гостиничного хозяйства (уровень жизни населения, развитие туризма, дефицит платежного баланса, государственное регулирование, развитие транспорта, новых технологий, импорт услуг). Все более заметная роль малых средств размещения в туризме России требует более детального изучения условий и перспектив их развития. В статье выделяются различные уровни влияния факторов, исследуется их взаимовлияние для сегмента малых гостиниц.

Ключевые слова: туризм, малая гостиница, сегмент, факторы.

Современный этап развития индустрии гостеприимства характеризуется динамичным развитием малых гостиниц и аналогичных средств размещения с широким ассортиментом услуг (за рубежом их доля в гостиничном хозяйстве составляет в среднем 40%, в России в различных регионах 13—27%). Причем если ранее выделялась такая группа, как «малые гостиницы», то сейчас успешно функционируют малые пансионаты, апартотели, кемпинги, туристские базы и т.д. Они образуют особый сегмент гостиничного хозяйства на территории региона, способствуя расширению въездного туристского потока и улучшению уровня обслуживания путешественников, поскольку могут обеспечить высокий комфорт, домашний уют, индивидуальное обслуживание при относительно низких ценах. Развитие туризма в Московском регионе обусловливает целесообразность изучения условий, факторов формирования сегмента малых гостиниц и аналогичных коллективных средств размещения для разработки системы мер, способствующих становлению данного рынка услуг.

Согласно традиционному методологическому подходу, выделяют внешние факторы или факторы внешней среды: макро-, мезо- и

микрофакторы, а также факторы внутренней среды или внутренние факторы.

К числу макрофакторов развития средств размещения малых форм следует отнести:

• экономические тенденции (в т.ч. глобализация, рост уровня жизни населения, формирование и развитие устойчивого среднего класса);

• демографию, социально-культурные факторы;

• развитие туризма и путешествий (в т.ч. таможенные формальности, развитие транспортной инфраструктуры);

• дефицит платежного баланса и импорт услуг;

• государственное регулирование.

Экономические тенденции обусловливают

вовлеченность граждан в выездной и/или национальный туризм. Так, развитие процессов глобализации в стране приводит к расширению въездных туристских потоков и наоборот, политика изоляционизма, как правило, приводит к снижению интереса потребителей. Глобализация, стирая границы между рынками и облегчая доступы на соответствующие рынки, способствует усложнению и дифференциации инфраструктуры сферы гостеприимства, что

делает отдых туристов и путешественников еще более комфортным.

Рост уровня жизни населения приводит к увеличению спроса на услуги гостиничнотуристской сферы, во-первых, из-за появления свободного времени и материальных возможностей у людей передвигаться из одного места в другое семьями или небольшими компаниями, во-вторых, в силу повышения эмоциональных и интеллектуальных перегрузок, снижения физической активности человека, роста продолжительности свободного времени, используемого для развития личности, сохранения и улучшения здоровья, повышения социально-трудового потенциала в деловых, образовательных и религиозных целях.

Интерес к малым формам организации гостиничного бизнеса определяется изменениями в поведении основных потребителей. Малые гостиницы, как известно, легче адаптируются к каждому клиенту, создают атмосферу домашнего уюта, что не исключает национального колорита. Кроме того, малые отели, как правило, применяют более гибкую систему скидок, чем большие гостиницы аналогичного класса. Все это позволяет этим формам гостиничного бизнеса занять прочное положение на рынке разных стран, в т.ч. и в России, а их развитие становится ответом на возникший у туристов спрос на малые формы и домашний уют.

Средний класс является наиболее мобильным в своих интересах и моделях потребления. В связи с этим расширение границ среднего класса, его структуризация (выделение высшего, среднего и низшего сегмента) не только увеличивает, но и дифференцирует спрос на формы, виды и условия отдыха, т.е. на выбор туристской дестинации и вида размещения.

Демография, социально-культурные факторы являются одними из определяющих в предпочтениях видов отдыха и форм размещения. Традиции в развитии средств размещения в первую очередь определили отсутствие унифицированного подхода к классификации средств размещения и отдельных оценках. Как показывает практика, семейные пары, небольшие группы путешествующих тяготеют к малым формам гостиничных предприятий. Малые гостиницы особо востребованы также в ряде регионов со специфическим направлением развития туризма (эко-туризм, этнический туризм и пр.).

Развитие туризма и путешествий, в т.ч. облегчение таможенных и визовых формальностей, обусловливает формирование потоков путешественников, являющихся основными потребителями услуг размещения. По определению ЮНВТО, потребителями услуг средств размещения являются отдыхающие, деловые люди, группы людей со специальными интересами, студенты и прочие. На конференции ЮНВТО в Оттаве (1991 г.) в качестве надлежащей концепции для стран с рыночной экономикой, к категории туристов были отнесены: «лица, путешествующие и осуществляющие пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, на период не более одного года подряд с целью отдыха, деловыми и прочими целями» [7]. Причем для сектора средств размещения малых форм практически равную значимость приобретает развитие внутренних путешествий и въездного туризма.

Развитие различных видов транспорта приводит к облегчению переездов, повышению скорости, комфортности, снижению стоимости и т.д. Кроме непосредственного вклада данного фактора в развитие сферы туризма и путешествий, существует еще и его специфическое влияние на сектор малых форм средств размещения. Так, развитие многих малых гостиниц в различных частях мира напрямую зависят от альтернативных авиакомпаний: развитие курортов и небольших городов (основных регионов расположения малых гостиниц), находящихся в тысячах километров от центральных путей сообщения, стало возможным благодаря авиационному прогрессу, который существенно уменьшил как длительность перелетов, так и стоимость билетов. В настоящее время большинство малых гостиниц курортных островов в Карибском море полностью зависимы от пассажирских авиаперевозок (за исключением круизов) из США и Европы. Также невозможно создать новые малые гостиницы на Сейшелах, Маврикии или Мальдивах без предварительного соглашения с авиаперевозчиками. Таким образом, в данных регионах авиатранспорт становится главным фактором, определяющим развитие малых гостиниц.

Дефицит платежного баланса и импорт услуг как фактор развития средств размещения малых форм обусловливают государственную политику по регулированию туристской деятельности. Известно, что расширяющийся

поток выездного туризма приводит к дефициту платежного баланса. Этот фактор мотивирует активное привлечение потоков туристов и путешественников, развитие маркетинга отдельных дестинаций и пр. Импорт услуг в различной форме может увеличивать дефицит платежного баланса и стимулировать развитие смежных областей деятельности: гостиничных технологий, производство оборудования, мебели и других аксессуаров для средств размещения.

Результатом влияния данного фактора становится направленность политики развития туризма, путешествий и гостиничного хозяйства на стимулирование внутреннего и въездного международного туризма для увеличения притока денежной массы в страну или регион. Соответственно, становится необходимым дифференцирование этого потока по потребностям туристов, что в свою очередь, обусловливает необходимость развития средств размещения различной вместимости. Возникает целесообразность в формировании специфического для нужд туристского потока региона сегмента малых гостиничных форм.

Государственное регулирование, осуществляемое через органы управления туризмом и гостиничным хозяйством, представленные национальными организациями, министерствами, администрациями, советами по туризму и его развитию, туристскими информационными центрами и агентствами, региональными органами управления туризма, туристской полицией, жестко регламентирует ответственность предпринимательских структур перед обществом. Четко налажены лицензирование и сертификация гостиниц: предпринимательская инициатива регулируется особыми правилами, к которым относятся требования не только финансового порядка, но и профессиональные. Доля участия иностранного капитала в национальных интересах строго ограничена [2]. Данный фактор становится условием, зачастую усложняющим деятельность малых гостиниц, которые в силу объективных причин не обладают значительными оборотными средствами, административным ресурсом и пр.

К категории мезофакторов развития средств размещения малых форм относим:

• туристский потенциал региона и региональную туристскую инфраструктуру;

• структуру туристских потоков и уровень экономического развития региона;

• сезонность и загрузку;

• доступность новых технологий, в т.ч. развитие средств коммуникации в регионе и более свободный обмен информацией в режиме реального времени;

• рынок труда и обучение.

Туристский потенциал и туристская инфраструктура региона являются определяющими факторами для расширения туристских потоков. Для развития сектора средств размещения малых форм имеет значение не только непосредственно перечень достопримечательностей и других туристских объектов, сколько возможность неорганизованного их осмотра, транспортная доступность, уровень сервиса при перемещениях по региону.

Наиболее наглядным примером в этом отношении для России следует считать г. Санкт-Петербург. Основные туристско-экскурсионные объекты расположены в исторической части города или по известным туристским маршрутам. Карты и путеводители на различных языках доступны в любой части города. Хорошо развита транспортная инфраструктура города и области. В туристском и торговом центре города сконцентрированы пункты продаж экскурсий. В ходе пешего осмотра путешественник обеспечен услугами разнообразных кафе, ресторанов и т.д. Во многом благодаря перечисленным факторам хорошо развит сегмент малых гостиниц.

Структура туристских потоков и уровень экономического развития региона прямо влияют на формирование и функционирование сектора средств размещения малых форм. Сравним Москву и Санкт-Петербург. Данные туристские дестинации схожи в развитости инфраструктуры и сферы услуг, транспортной доступности, обладают огромным туристским потенциалом. Однако в Москве сектор малых гостиниц развивается достаточно медленно, в отличие от Санкт-Петербурга. В Санкт-Петербурге действует ассоциация мини-отелей, они охватывают значительную часть рынка, в Москве малые гостиницы являются объектом поддержки муниципальных органов управления, разрабатываются специальные городские программы по развитию данного сегмента средств размещения [1].

Причина такой ситуации, по нашему мнению, состоит в следующем:

• разница в уровнях потребительских цен, так, общеизвестно, что проживание и отдых в Москве гораздо дороже отдыха в Санкт-Петербурге (за счет цен на экскурсии, услуги общественного питания и городского транспорта, товары и услуги), кроме того, уровень цен на содержание и обслуживание средств размещения обусловливает в Москве ориентацию на крупные формы, позволяющие аккумулировать большие денежные массы;

• во-вторых, разница в структуре туристских потоков — если в Москве активно развиваются конгрессный туризм, формируются крупные туристские группы, работают крупные туристские компании, приглашающие сразу несколько групп туристов, то в Санкт-Петербурге турфирмы в значительной мере ориентирутся на обслуживание малых групп, индивидуальных туристов, семейных пар и пр.

Рассмотрим такой фактор, как сезонность и загрузка. В то время, как среднегодовая загрузка малых гостиниц Санкт-Петербурга составляет 55%, аналогичный показатель у миниотелей выше на 10—15% и составляет 70%, в отдельных случаях превышая 80% [3]. Интересно, что фактор сезонности более значим для средних и крупных гостиничных форм, нежели для малых. Во многом это объясняется, во-первых, известностью в определенных кругах, во-вторых, более легким заполнением малого номерного фонда. Кроме того, определенные категории путешественников, в первую очередь, люди с ограниченным доходом, стремятся к поездкам именно в спад сезона, когда наблюдается снижение цен.

Развитие новых технологий значительно облегчает средствам размещения малых форм вступление в общую индустрию гостеприимства. Применение средствами размещения малых форм современных технологий позволяет не только расширить потенциальный круг клиентуры, но и сделать обслуживание более быстрым, индивидуальным, а значит, более качественным. В целом, применение новых гостиничных технологий позволяет малым гостиницам повышать качество услуг и выдерживать конкуренцию со стороны средних и крупных гостиниц.

Рынок труда и обучение определяют возможности поиска персонала для средств размещения малых форм, стратегии работы с персоналом. Дифференциация форм обучения (основное и дополнительное образование)

определяют мобильность персонала средств размещения, возможность создания устойчивого штата или наоборот, облегчить набор и роспуск персонала для сезонных средств размещения. Этот фактор особенно значим для регионов, где туризм отличается сезонностью, например, для южного направления.

К микрофакторам развития средств размещения малых форм следует отнести конкуренцию и саморегулирование в регионе, развитость поставок, возможность поиска партнеров, необходимый объем инвестиций и пр.

Конкуренция и саморегулирование определяют уровень качественного развития сегмента размещения в туристской индустрии региона. Так, конкуренция, в первую очередь, проявляется между средствами размещения различных форм, т.е. между крупными, средними и малыми. Каждый перечисленный вид, безусловно, обладает рядом преимуществ для гостя. Более того, крупные и средние гостиницы и аналогичные средства размещения располагают несравнимо большими маркетинговыми возможностями, например, поддерживают свой сайт, предоставляют ряд дополнительных и сопутствующих услуг, в т.ч. трансфер. Зачастую путешественникам неизвестно о наличие малых или мини гостиниц в регионе. Поэтому здесь особое значение приобретают совместные мероприятия малых гостиниц, практика саморегулирования, позволяющая объединять финансовые возможности для достижения ряда общих целей.

Развитость поставок прямо влияет на трудоемкость содержания средства размещения. Малые гостиницы зачастую не могут пользоваться услугами известных поставщиков гостиничного оборудования и оснащения. Поэтому, желая сохранить уникальность и неповторимость и, соответственно, не стремясь к объединенным закупкам (привлекая несколько гостиниц), руководство малых форм средств размещения обращается к иным поставщикам. Их надежность, качество предлагаемого продукта, обеспечение должного качества прямо определяют комфорт и стоимость проживания в средствах размещения малых форм. Поэтому требования к ресурсному обеспечению деятельности малых гостиниц нередко становится ключевым фактором успеха на рынке.

Партнерство становится также важным фактором. В ряде регионов работают специализированные туроператоры, которые форми-

руют турпакеты, включая в них предложения по размещению в малых гостиницах. В качестве примера следует привести Карелию, где активно предлагается проживание в коттеджах, кемпингах и других средствах размещения для группы численностью до 15 чел.

По прогнозам Комитета по внешним связям администрации Санкт-Петербурга, в период до 2008 г. ежегодное увеличение спроса на места в малых гостиницах среднего и низшего ценового сегмента составит соответственно 9% и 5%. В ближайшей перспективе с помощью туристических фирм, которые по-прежнему остаются основными поставщиками постояльцев за небольшую (10—15%) комиссию, члены петербургской ассоциации планируют получить широкую известность и продвинуться на международный туристический рынок [5].

Необходимый объем инвестиций для организации средств размещения малых форм — показатель доступности данного сегмента рынка. Указанный фактор складывается из стоимости участка земли, необходимых коммуникаций и пр. В Санкт-Петербурге за последнее время открылось несколько пользующихся большим спросом мини-отелей, переделанных из коммунальных квартир. Для открытия гостиницы в Москве необходимо иметь здание или помещение (часть здания), соответствующие строительным нормам применительно к гостиницам, получить разрешительные документы от СЭС, пожарников, электриков и других ведомств. Все это занимает довольно много времени и средств. Поэтому для семейного бизнеса и малого предпринимательства данный сектор характеризуется значительными экономическими барьерами, хотя за рубежом малые гостиницы — это, в основном, семейные предприятия.

Внутренние факторы охватывают особенности менеджмента и маркетинга средств размещения малых форм. Ограниченный номерной фонд, соответственно, определяет невысокие объемы продаж. В структуре оборота средств размещения малых форм существенно возрастает доля переменных издержек, поскольку при существующем объеме закупок трудно добиваться оптовых скидок на моющие средства, услуги прачечной и т.д. Кроме того, даже если малая гостиница сумеет выделить средства на закупку крупных оптовых партий необходимых

товаров (мыла, гелей, моющих средств и пр.), не гарантировано их полное использование до истечения срока годности.

Особые проблемы возникают у коллективных средств размещения малых форм в кадровой сфере. Персонал малой гостиницы должен обладать широкой специализацией, чтобы быть готовым оказать различные услуги гостям. Персонал становится одним из важнейших элементов в обеспечении уникальности обслуживания, основного конкурентного преимущества. Текучесть кадров, сопровождающая большинство «непрестижных» профессий в отелях, а также работу в «непрестижных» отелях, больше сказывается на атмосфере и уюте малой гостиницы. Таким образом, малой гостинице трудно увеличивать эффективность за счет сокращения издержек. Традиционными способами решения вышеуказанных проблем становятся объединения различного рода или расширение, дифференциация деятельности.

Макрофакторы:

Экономические тенденции (глобализация, уровень жизни населения, формирование среднего класса и пр.)

Демография, социально-культурные факторы

Развитие туризма и путешествий (облегчение таможенных формальностей,

Мезоф акторы:

Туристские потенциал и инфраструктура региона Туристский поток и экономическое развитие региона

Микрофакторы:

Конкуренция и саморегулирование Поставки и поставщики

Внутренние факторы: менеджмент и маркетинг средств размещения

УРОВЕНЬ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Рис. 1. Факторы развития средств размещения малых форм

К категории объединений относится практика формирования ассоциаций, пулов, франчайзинга. В таких условиях обеспечивается сокращение расходов в закупках, сфере рекламы и пр. Объединения могут подразумевать как

сохранение унитарного характера предприятия, так и его ограничения. Другой способ решения проблем малых гостиниц — это увеличение их вместимости, например, для московского отеля эксперты устанавливают верхнюю границу в 80—90 номеров [8]. Кроме того, при наличии необходимых площадей достаточно эффективным считается дифференциация деятельности за счет оказания дополнительных и сопутствующих услуг, в т.ч. конференц-залов, спортивных залов и пр. [4,6].

Все вышеуказанные факторы обобщены на рис. 1 (с. 96).

Как показал анализ, ни в одном из регионов России, не принимались системные меры, направленные на развитие сегмента малых гостиниц и аналогичных средств размещения. При этом в регионах с похожим туристским потенциалом роль и место коллективных средств размещения малых форм могут принципиально различаться. В целях решения поставленной задачи, в первую очередь, проследим последовательность и взаимозависимость влияния ряда факторов (рис. 2).

Выбор указанных на рисунке факторов обусловлен тем, что, по нашему мнению, именно они оказывают прямое влияние на формирование сектора коллективных средств размещения малых форм в общей структуре сферы услуг размещения региона. Прочие факторы обладают косвенным влиянием, определяя направленность и стратегическую ориентацию в развитии гостиничного хозяйства в целом.

Таким образом, по нашему мнению, определяющим фактором, способствующим формированию сектора коллективных средств размещения малых форм, является структура туристского потока, поскольку именно она

определяет объем и качественные характеристики спроса на данный вид размещения. Внутренние факторы, проблемы инвестиционного характера ставят уровень развития сегмента малых гостиниц в гостиничном хозяйстве региона в зависимость от целенаправленных действий органов управления по развитию данного сектора. Целью управления развитием сектора коллективных средств размещения малых форм в сфере гостеприимства региона является формирование сегмента коллективных средств размещения малых форм в структуре, соответствующей потребностям существующего и/или планируемого въездного туристского потока.

Туристский потенциал и туристская инфраструктура

Уровень экономического развития региона (цены, доступность различных услуг и

Интерес, а также транспортную и информационную доступность региона для туристов.

Ценовую доступность тура/самостоятельного путешествия. Сроки. Сезонность. Частично - структуру

Структура туристского потока

влия ет на

Инвестиционную привлекательность сектора. Основные стратегии развития. Месторасположение в пределах региона. Структуру предложения.

Экономические и организационные возможности, потенциал развития

Микрофакторы

Рис. 2. Факторы прямого влияния на развитие коллективных средств размещения малых форм

Литература

1. Гостиничный комплекс Москвы, М. 2007

2. Попова Р.Ю. Государственное регулирование становления и развития туризма в России на переходном этапе. М.: МГГУ, 1997

3. Свирчевский Б. Большое будущее малых гостиниц // Пять звезд. 2003. № 1.

4. Балта Ю. Малых гостиниц мало не бывает // Деловая неделя. 2006. № 464.

5. Бахвалов Т. Малая гостиница как сервис и бизнес // Компьютерра. 26.1.2004

6. Малая гостиница в мире большого бизнеса // Отель. 2007. № 5.

7. Материалы международного «Регионального семинара по статистике туризма», г. Москва, 3-5 сентября 1996

8. RATA-news. 13.03.2003. № 740.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.