Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СЧЕТНЫХ УМЕНИЙ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ СЧЕТНЫХ УМЕНИЙ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ЗПР / первоклассники / формирование счетных умений / дидактические игры / индивидуализация / мыслительные операции / речевое сопровождение / mental retardation / first-graders / counting skills / methodological techniques / visual aids / practical activities / didactic games / individualization / mental operations / verbal accompaniment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кийски Е.А.

В статье рассматриваются эффективные методические приемы формирования счетных умений у первоклассников с задержкой психического развития. Описываются особенности математического развития данной категории учащихся и анализируются такие подходы, как использование наглядности и предметно-практической деятельности, дидактических игр, индивидуализация обучения, развитие мыслительных операций и речевого сопровождения, а также взаимодействие педагогов и родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кийски Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COUNTING SKILLS IN FIRST-GRADERS WITH MENTAL RETARDATION: EFFECTIVE METHODOLOGICAL TECHNIQUES

The article discusses effective methodological techniques for the formation of counting skills in first-graders with mental retardation. The features of the mathematical development of this category of students are described, and such approaches as the use of visual aids and practical activities, didactic games, individualization of learning, the development of mental operations and verbal accompaniment, as well as the interaction of teachers and parents are analyzed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СЧЕТНЫХ УМЕНИЙ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ»

УДК 373.32

Кийски Е.А.

учитель 1 категории Школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ СЧЕТНЫХ УМЕНИЙ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Аннотация: в статье рассматриваются эффективные методические приемы формирования счетных умений у первоклассников с задержкой психического развития. Описываются особенности математического развития данной категории учащихся и анализируются такие подходы, как использование наглядности и предметно-практической деятельности, дидактических игр, индивидуализация обучения, развитие мыслительных операций и речевого сопровождения, а также взаимодействие педагогов и родителей.

Ключевые слова: ЗПР, первоклассники, формирование счетных умений, дидактические игры, индивидуализация, мыслительные операции, речевое сопровождение.

Развитие математических способностей у обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее сложных задач в системе их комплексного психолого-педагогического сопровождения. Особые образовательные потребности таких обучающихся обусловливают необходимость поиска эффективных методических приемов и технологий, способствующих формированию счетных умений как базы для дальнейшего успешного освоения математики.

Обучающиеся с ЗПР характеризуются замедленным темпом психического развития, недостаточностью познавательных процессов, слабостью регуляторных функций и трудностями в учебной деятельности. В

сфере математического развития у них наблюдаются следующие особенности [3, с. 85-90].

1. Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений, трудности ориентировки в схеме собственного тела и окружающем пространстве. Это затрудняет усвоение порядка следования чисел, овладение счетными операциями.

2. Слабость аналитико-синтетической деятельности, снижение способности к обобщению и абстрагированию. Обучающиеся с трудом выделяют количественные характеристики предметов, устанавливают связи между числами.

3. Недостаточная сформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация), что препятствует осмысленному усвоению счетных навыков.

4. Ограниченность словарного запаса, бедность математической терминологии, недостатки связной речи. Это затрудняет речевое сопровождение счетных действий.

5. Быстрая истощаемость нервной системы, низкая работоспособность, высокая истощаемость внимания. Это снижает возможности длительной целенаправленной деятельности.

Учет данных особенностей развития является ключевым условием эффективной организации работы по формированию счетных умений у первоклассников с ЗПР.

Эффективные методические приемы формирования счетных умений.

1. Использование наглядности и предметно-практической деятельности.

Широкое применение разнообразных наглядных пособий (раздаточный материал, счетные палочки, магнитные цифры и др.) и включение обучающихся в предметно-практические действия с ними способствует более прочному усвоению счетных операций [1, с. 175-180]. Например, при изучении состава числа первоклассники могут выкладывать различные комбинации предметов, соответствующие данному числу. При этом важно добиваться,

чтобы обучающийся не только механически манипулировал с предметами, но и комментировал свои действия, осознавая их смысл.

2. Использование дидактических игр и игровых упражнений.

Организация разнообразных дидактических игр и игровых упражнений

позволяет сделать процесс формирования счетных навыков более увлекательным и доступным для обучающихся с ЗПР [2, с. 106-114]. Например, игра "Посчитай-ка" предполагает пересчет определенного количества предметов с называнием итогового числа. Игра "Математический поезд" тренирует навыки прибавления и вычитания единицы. Такие игры развивают внимание, память, мышление, речь и вызывают у обучающихся живой интерес.

3. Индивидуализация и дифференциация обучения.

Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика является важнейшим условием эффективной работы. Необходимо дифференцировать учебные задания по степени сложности, объему помощи со стороны учителя, темпу выполнения. Например, одним обучающимся можно предложить посчитать предметы в пределах 5, другим - в пределах 10. Такой подход обеспечивает доступность материала и создает условия для переживания ситуации успеха.

4. Развитие мыслительных операций и речевого сопровождения.

Особое внимание следует уделять формированию мыслительных

операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и развитию речевого сопровождения счетных действий. Например, при изучении состава числа 5 можно предложить обучающимся сравнить различные комбинации предметов, соответствующие этому числу, и сделать обобщающие выводы. Речевое проговаривание последовательности счетных операций способствует осознанности их выполнения.

5. Взаимодействие учителя, дефектолога и родителей.

Эффективность формирования счетных умений у первоклассников с

ЗПР существенно повышается при тесном взаимодействии учителя начальных классов, учителя-дефектолога и родителей обучающихся. Совместное

планирование коррекционно-развивающей работы, регулярный обмен информацией, согласованность действий позволяют обеспечить комплексное и систематическое воздействие на обучающегося в различных средах.

В своей педагогической практике я использую разнообразные методические приемы и технологии для формирования счетных умений у обучающихся с ЗПР. Например, при изучении состава числа 8 ученики выкладывают разные комбинации из счетных палочек, соответствующие этому числу, и комментируют свои действия. Такой подход позволяет сделать абстрактные математические представления более конкретными и доступными для понимания обучающихся.

Также на наших занятиях широко используются различные дидактические игры. Например, в игре "Математический поезд" обучающиеся по команде учителя прибавляют или вычитают единицу от заданного числа. Это способствует развитию внимания, памяти, гибкости мышления. Причем я стараюсь дифференцировать сложность игровых заданий в зависимости от возможностей учеников.

Важным условием успеха является тесное взаимодействие с учителем-дефектологом и родителями. Мы регулярно обмениваемся информацией о динамике развития обучающихся, совместно планируем коррекционно-развивающую работу, согласовываем подходы и методы. Это позволяет обеспечить целостность и системность в формировании счетных умений у первоклассников с ЗПР.

Формирование счетных умений у первоклассников с ЗПР требует использования специальных методических приемов и технологий с учетом особенностей их психического развития [4, с. 28-35]. Комплексное применение наглядности и предметно-практической деятельности, дидактических игр, индивидуализации обучения, развития мыслительных операций и речевого сопровождения, а также тесного взаимодействия педагогов и родителей обеспечивает эффективность данной работы. Рассмотренные подходы могут

быть полезны учителям начальных классов, работающим с данной категорией обучающихся, а также родителям детей с ЗПР.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Курс лекций. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.;

2. Баряева, Л.Б., Лопатина, Л.В. Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с ЗПР. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. - 178 с.;

3. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.;

4. Слепович, Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. для учителя. - Мн.: Нар. асвета, 1989. - 64 с

Kiiski E.A.

School № 7 (St.-Petersburg, Russia)

FORMATION OF COUNTING SKILLS IN FIRST-GRADERS WITH MENTAL RETARDATION: EFFECTIVE METHODOLOGICAL TECHNIQUES

Abstract: the article discusses effective methodological techniques for the formation of counting skills in first-graders with mental retardation. The features of the mathematical development of this category of students are described, and such approaches as the use of visual aids and practical activities, didactic games, individualization of learning, the development of mental operations and verbal accompaniment, as well as the interaction of teachers and parents are analyzed.

Keywords: mental retardation, first-graders, counting skills, methodological techniques, visual aids, practical activities, didactic games, individualization, mental operations, verbal accompaniment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.