Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
478
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / САМООЦЕНКА / ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кисова Вероника Вячеславовна, Евграфова Ольга Сергеевна

В статье рассмотрена проблема особенностей психологической адаптации первоклассников с задержкой психического развития к школе. Обоснована актуальность направления психолого-педагогической работы по коррекции психолого-педагогических проблем в период адаптации к начальной школе. Изложены результаты авторского экспериментального исследования особенностей психологической адаптации первоклассников с задержкой психического развития. Для первоклассников с задержкой психического развития характерно доминирование игровых мотивов над учебными; неадекватная самооценка; высокий уровень тревожности; низкий уровень сформированности коммуникативных умений; негативное отношение к школе, учебной деятельности. Представлена программа психолого-педагогической поддержки первоклассников с задержкой психического развития в период адаптации к школьному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кисова Вероника Вячеславовна, Евграфова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF ADAPTATION TO SCHOOL IN FIRST-GRADERS WITH MENTAL DEVELOPMENT DELAY

The article deals with the problem of the peculiarities of psychological adaptation of first-graders with mental retardation to school. The urgency of the direction of psychological and pedagogical work on the correction of psychological and pedagogical problems during the period of adaptation to primary school has been substantiated. The article presents the results of the author's experimental study of the peculiarities of psychological adaptation of first-graders with mental retardation. First-graders with mental retardation are characterized by the dominance of play motives over educational ones; inadequate self-esteem; high level of anxiety; low level of formation of communication skills; negative attitude towards school, educational activities. The program of psychological and pedagogical support of first-graders with mental retardation during the period of adaptation to schooling is presented.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

http://openeducationeuropa.eu/sites/default/ files/MOOCs-for-web-skills-survey-reportpdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 16.10.2021).

12. The Open University Business School. - URL: http://business-school.open.ac.uk (дата обращения: 16.10.2021).

13. Turkan V. Alizade The role of distance learning in modern education // Colloquium-journal. - 2019. - №3-1 (27). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/the-role-of-distance-learning-in-modern-education (дата обращения: 16.10.2021).

Педагогика

УДК 376.1

кандидат психологических наук, доцент Кисова Вероника Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Евграфова Ольга Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С

ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема особенностей психологической адаптации первоклассников с задержкой психического развития к школе. Обоснована актуальность направления психолого-педагогической работы по коррекции психолого-педагогических проблем в период адаптации к начальной школе. Изложены результаты авторского экспериментального исследования особенностей психологической адаптации первоклассников с задержкой психического развития. Для первоклассников с задержкой психического развития характерно доминирование игровых мотивов над учебными; неадекватная самооценка; высокий уровень тревожности; низкий уровень сформированности коммуникативных умений; негативное отношение к школе, учебной деятельности. Представлена программа психолого-педагогической поддержки первоклассников с задержкой психического развития в период адаптации к школьному обучению.

Ключевые слова: психологическая адаптация, младшие школьники с задержкой психического развития, самооценка, школьная тревожность, коммуникативные умения, мотивация учения, психологическая коррекция, психолого-педагогическое сопровождение.

Annotation. The article deals with the problem of the peculiarities of psychological adaptation of first-graders with mental retardation to school. The urgency of the direction of psychological and pedagogical work on the correction of psychological and pedagogical problems during the period of adaptation to primary school has been substantiated. The article presents the results of the author's experimental study of the peculiarities of psychological adaptation of first-graders with mental retardation. First-graders with mental retardation are characterized by the dominance of play motives over educational ones; inadequate self-esteem; high level of anxiety; low level of formation of communication skills; negative attitude towards school, educational activities. The program of psychological and pedagogical support of first-graders with mental retardation during the period of adaptation to schooling is presented.

Keywords: psychological adaptation, first-graders with mental retardation, inadequate self-esteem, high anxiety, communication skills, motivation of the learning, psychological correction, psychological and pedagogical support.

Введение. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья декларирует необходимость создания специалистами психолого-педагогического сопровождения таких условий, которые способствовали бы принятию и освоению детьми с нарушениями развития социальной роли обучающегося, развитию у них мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения. Как показывают исследования А.Д. Андреевой [1], Т.Н. Вахрушевой [2], В.В. Кисовой [3, 4, 5], И.В. Коротенко [6] К.А. Кузнецовой [7], К.А. Мещеряковой [8], В.С. Соловьевой [9], Т.М. Ташиной [10] и других, процесс адаптации к начальной школе у детей с задержкой психического развития (ЗПР) протекает со значительными трудностями. В первую очередь, эти трудности связаны с уровнем развития у первоклассников с ЗПР тех психических новообразований, которые обеспечивают эффективное вхождение детей в новую для них социальную ситуацию развития.

Психолого-педагогическая поддержка первоклассников с ЗПР в этот период имеет важнейшее значение для обеспечения благополучия последующей школьной жизни этих детей. К сожалению, большинство исследований по проблеме адаптации младших школьников с ЗПР к школьному обучению носят исключительно констатирующий характер, в них отсутствуют специально разработанные, научно обоснованные программы психолого-педагогической поддержки для детей с данным нарушением. Целью данной публикации является представление программы психолого-педагогической поддержки первоклассников с ЗПР в период адаптации к условиям специальной (коррекционной) школы.

Изложение основного материала статьи. Нами было проведено исследование особенностей психологической адаптации первоклассников с ЗПР к школьному обучению. Под психологической адаптацией ребенка к школе мы понимаем постепенный и последовательный процесс перестройки его познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер в соответствии с новой социальной ситуацией развития. В качестве дескрипторов психологической адаптации нами были экспериментально исследованы следующие психологические феномены: иерархия мотивов учения, самооценка, коммуникативные умения, эмоциональное отношение к учению, школьная тревожность.

Полученные результаты позволяют констатировать, что большинство младших школьников с ЗПР относятся к учению как к игре, не понимают своей ответственности за результаты учебной деятельности, не осознают себя школьниками, остаются на дошкольной личностной позиции. Самооценка характеризуется недифференцированностью, неустойчивостью, неадекватностью, что также характерно для детей более младшего возраста. Исследование развития общения со сверстниками показывает наличие у первоклассников с ЗПР кооперативно-соревновательного типа взаимодействия. Дети относятся к партнеру по общению как к сопернику, с которым у них противоположные интересы. Взаимодействие имеет характер соревнования. Эмоциональное отношение к учению в большинстве случаев негативное, дети с ЗПР постоянно чувствуют эмоциональный дискомфорт в процессе учебной деятельности, также негативные эмоции вызывает сама ситуация школьной жизни. Такое эмоциональное состояние подтверждается и выявленным высоким уровнем школьной тревожности у большинства обследованных школьников с ЗПР.

Полученные в ходе исследования результаты убеждают в необходимости разработки специальной психолого-педагогической программы поддержки первоклассников с ЗПР в период адаптации к школьному обучению.

Разработанная программа была направлена на решение следующих коррекционно-развивающих задач:

- развитие дифференцированности, устойчивости и адекватности самооценки;

- снижение уровня школьной тревожности;

- развитие социальных мотивов учения;

- развитие коммуникативных умений взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- формирование положительного эмоционального отношения к школе.

В основу программы была положена система принципов, определяющих специфику психолого-педагогической поддержки младших школьников с ЗПР в период школьной адаптации.

1. Принцип личностно ориентированного общения. Данный принцип предполагает субъект-субъектную парадигму выстраивания взаимодействия педагога с детьми, учет их индивидуальных особенностей, построения общения на основе диалогического способа, безусловного принятия каждого ребенка, уважение и признание уникальности его внутреннего мира.

2. Принцип актуализации эмоционально-познавательной деятельности. Данный принцип позволяет развивать у первоклассников с ЗПР навыки эмоциональной саморегуляции деятельности и поведения. Посредством развития у детей образно-выразительных коммуникативных средств на основе игрового моделирования, игр-драматизаций, элементов арт-терапии дети учатся обобщать и осознавать свои эмоции, мотивы, желания и т.д. У обучающихся формируется эмоциональное предвосхищение, эмоциональная децентрация.

3. Принцип комплементарной деятельности. При переходе из дошкольного возрастного периода в младший школьный весьма важно обеспечить для детей оптимальное сочетание игрового и учебного типов деятельности, т.е. организовать так называемую комплементарную деятельность, которая, с одной стороны, сохраняет игровую форму, а, с другой стороны, насыщается содержанием учебной деятельности. Таким образом, у первоклассников с ЗПР будут формироваться необходимые предпосылки учебной деятельности, развиваться представления о себе как о субъекте возрастного и личностного развития.

Особое внимание следует уделить организации условий для реализации программы психолого-педагогической поддержки первоклассников с ЗПР. Занятия проводятся во внеурочное время, как правило, во второй половине дня. Для проведения занятий следует использовать достаточно просторное помещение, которое позволяло бы осуществлять разные виды коррекционной и развивающей деятельности. В процессе подготовки к занятиям педагог должен обеспечить необходимый стимульный материал для творческой деятельности детей: цветная бумага, клей, цветные карандаши, пластилин и т.п.

Также следует отдельно обозначить специфику профессиональной позиции педагога, проводящего занятия. Он должен искренне проявлять уважение к ребенку, быть заинтересованным в развитии его целостной личности. Толерантно относиться к сложностям и проблемам внутреннего мира ребенка. Обладать педагогическим тактом и интуицией, сопровождая процесс самопознания и возрастного самоопределения ребенка с ЗПР.

Цикл занятий по психолого-педагогической поддержке первоклассников с ЗПР в период адаптации к школе строится в соответствии с 4 блоками, каждый из которых имеет свое содержание, задачи и методы коррекционно-развивающей работы. Основной формой занятий являются подгрупповые занятия с количеством обучающихся от 6 до 8 человек. Общая продолжительность каждого занятия 30-35 минут. Так как большинство исследований адаптации первоклассников с ЗПР к школе свидетельствует о том, что процесс привыкания к школьной жизни у детей с ЗПР продолжается на протяжении всего первого полугодия, то программа поддержки также ориентирована на данный временной период.

Основными средствами коррекционно-развивающей работы в программе являются: ролевая игра, игра с правилами, игра-драматизация, элементы арт-терапии, психогимнастические упражнения, психотерапевтические сказки, дидактические игры.

Первый блок (5 занятий) был направлен на формирование у первоклассников с задержкой психического развития самооценки. Основными задачами было формирование дифференцированной самооценки (умение оценивать разные собственные качества ученика, товарища, сына или дочери), развитие устойчивой самооценки, независимой от мнения референтной группы (учителя, родителей, товарищей), развитие адекватности самооценки на основе формирования реалистичного когнитивного образа самого себя.

Второй блок (5 занятий) был направлен на формирование эффективной мотивации учения. Основной задачей данного блока являлось развитие соответствующей данному возрасту иерархии мотивов. У детей формировалось осознание необходимости возрастного развития, связанного с новой социальной позицией ученика, развивались представления о новых правах и обязанностях, связанных с началом школьной жизни. Таким образом, у детей оформлялся новый социальный позиционный мотив учения - быть учеником, занимать определенное место в системе общественных отношений.

Третий блок (5 занятий) был направлен на снижение уровня школьной тревожности первоклассников. Основными задачами данного блока являются: разрядка школьной тревожности, проработка школьных страхов, закрепление позитивного отношения к школе. В этом блоке коррекционно-развивающая работа способствовала снятию эмоционального напряжения у детей, давала возможности прорабатывать школьные страхи путем разыгрывания тревожащих ситуаций, отражения индивидуальных школьных страхов детей в рисунках и поделках, рассказах. Для формирования позитивного отношения к школе использовалось чтение художественной литературы, просмотр фильмов соответствующей тематики.

Четвертый блок (5 занятий) был направлен на развитие у детей с ЗПР коммуникативных умений. Основными задачами блока являлись: развитие информационно-коммуникативных умений (умение вступать в процесс общения, ориентироваться в партнерах по общению, соотносить средства вербального и невербального общения); регуляционно-коммуникативных умений (умение согласовывать свои действия с действиями партнера по общению, умение оценить результаты совместного общения); аффективно-коммуникативные умения (умение делиться своими чувствами с партнером по общению, проявлять чуткость к эмоциональному состоянию партнера по общению).

Выводы. Реализация психолого-педагогической программы поддержки первоклассников с ЗПР в период адаптации к школьному обучению продемонстрировала ее эффективность. Диагностическое исследование, проведенное по окончании коррекционно-развивающей программы, показало наличие позитивной динамики по всем обозначенным ранее психологическим дескрипторам. Наибольший эффект наблюдается по параметру школьная тревожность, что, на наш взгляд, является наиболее показательным фактом результативности проведенной работы. Практически все младшие школьники с ЗПР, участвовавшие в программе, показали средний уровень школьной тревожности. Большинство испытуемых проработали свои школьные страхи и стали воспринимать школу как необходимый институт социализации, где создаются комфортные эмоциональные условия обучения и воспитания.

У более, чем половины детей, участвовавших в программе, стали формироваться позиционные социальные мотивы учения. Первоклассники стали осознавать необходимость перехода к новой социальной позиции школьника, начали понимать важность новой социальной ситуации развития для своего дальнейшего развития. Хотя, следует признать, что у значительного количества детей с ЗПР сохранились игровые мотивы школьной жизни, что, на наш взгляд, может свидетельствовать не только о недостаточности для них коррекционно-развивающих мероприятий программы, но, также и о возможных проблемах семейного воспитания, не обеспечивающего поддержку детей в переходный возрастной период их жизни.

Развитие самооценки показало наибольший прогресс в плане ее дифференцированности. Первоклассники с ЗПР стали более осознанно подходить к формулировке самоописаний своих личностных качеств, стали различать свои характеристики в зависимости от выполняемых ими социальных и межличностных ролей. К сожалению, параметры адекватности и устойчивости самооценки продолжают оставаться на невысоком уровне, так как дети с ЗПР обладают повышенной внушаемостью, а развитие саморефлексии у них не соответствует возрастным нормативам.

Работа по формированию коммуникативных умений дала позитивную динамику в отношении информационно-коммуникативных умений первоклассников с ЗПР. Дети стали более корректно использовать средства вербального и невербального общения, стали проявлять инициативу в общении, стремится учитывать индивидуальные особенности партнера по взаимодействию. Регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные умения общения продвинулись в своем развитии значительно меньше. Очевидно, это связано со спецификой структуры дефекта у детей с ЗПР, когда вторичные нарушения непосредственно связаны с эмоциональными и регулятивными нарушениями.

Таким образом, мы можем утверждать, что в целом, представленная программа работы позволяет оказать психолого-педагогическую поддержку первоклассникам с ЗПР. Перспективы данной работы мы видим в необходимости проведения пропедевтической психолого-педагогической работы будущих школьников с ЗПР еще в дошкольном образовательном учреждении.

Литература:

1. Андреева А.Д., Данилова Е.Е. Психолого-дидактические условия формирования психологической грамотности учащихся начальной школы // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 1. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/13 (дата обращения 7 ноября)

2. Вахрушева Т.Н., Демина Е.Л. Успешная адаптация обучающихся с задержкой психического развития к школьному // Психология и педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 10 ноября 2016 года / под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. - Пенза: «Наука и Просвещение», 2016. - С. 31-33.

3. Кисова В.В. Психолого-педагогическая поддержка старших дошкольников с задержкой психического развития в период возрастного кризиса / В.В. Кисова, О.А. Юдин // Психолого-педагогический поиск. - 2020. - №3(55). - С. 156-163

4. Кисова В.В. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития как основа коррекционно-развивающей работы в специализированных учреждениях // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. - Т. 16. - № 2-2. - С. 348-352.

5. Кисова В.В. Теоретические и экспериментальные исследования саморегуляции в учебно-познавательной деятельности у детей с нормальным и задержанным темпом развития // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2013. - Т.15. - № 2-1. - С. 130-135.

6. Коротенко, И.В. Особенности личностной дезадаптации у первоклассников с задержкой психического развития: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2005. - 22 с.

7. Кузнецова К.А. Адаптация первоклассников с задержкой психического развития к школьному обучению // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных статей и материалов VII международной научно-практической конференции, Коломна, 29-30 октября 2020 года. - Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2020. - С. 369-372.

8. Мещерякова К.А. Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации // Стратегии и практики развития инклюзивной культуры в пространстве региона: Материалы форума с международным участием, Тюмень, 07 декабря 2018 года. - Тюмень: Тюменский государственный университет, 2019. - С. 165-171.

9. Соловьева В.С. Организация адаптационного периода в 1 классе для детей с задержкой психического развития // Вестник научных конференций. - 2019. - № 10-2(50). - С. 104-106.

10. Ташина Т.М. Адаптация первоклассников с задержкой психического развития к школьному обучению // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2014. - Т.21. №1. -С. 116-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.