Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

АНАЛИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / СПОСОБЫ / РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНАЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / БАКАЛАВРЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириченко Анна Михайловна

В современных условиях мир претерпевает структурную трансформацию, возникшую как результат глобализации и революции IT-сектора. Но еще одним вызовом времени и поводом для перемен стало условие освоить учёбу как дистанционный вид деятельности, поскольку человечество ищет способы преодолеть коронавирусную пандемию. Российское образование активно внедряет информатизацию, из-за чего подбирает новые инструменты, чтобы развить иноязычную коммуникативную компетенцию в дистанционных условиях образования. Решению проблемы мешает обширная территория России и дефицит квалифицированных педагогов. Но ожидаем оптимизации ситуации, если повысить статусность преподавания, предложить более широкие горизонты: преподавать иностранный язык в школах и вузах, в дополнительном и последипломном образовании. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что ЮНЕСКО акцентировала на значимости для современной молодёжи условия воспитать умение мирно, открыто и лояльно общаться в межкультурном диалоге. Сегодня дистанционное обучение бакалавров представлено разнообразными средствами, синтетически объединившими и достижения педагогов, и IT-сектора, что создаёт возможность кардинально перестроить видение обучающего и воспитательного процесса, поднять уровень коммуникативных компетенций, изменить образовательную среду. Феномен педагогической технологии подразумевает, что учебный процесс скрупулёзно спроектирован, грамотно организован, безупречно осуществлен, а все его субъекты находятся в комфортных условиях, обеспеченных применением передовых информационных технологий. Сегодня в тренде отечественного образования обозначился социокультурный подход, но задача развить коммуникативную компетенцию в условиях дистанционного образования актуализирует условие компилировать дополнить названный подход этнопедагогическим. В результате бакалавр, дистанционно усваивающий материалы иностранного языка, чтобы сформировать иноязычную коммуникативную компетенцию, создаст компетентность в межкультурных вопросах, будет работать с социокультурным содержанием, которое перекликается с традиционными для его культуры этнопедагогическими установками как фундаментом содержания обучающего процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириченко Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF WAYS OF DEVELOPING BACHELORS "FOREIGN-LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE IN REMOTE EDUCATION

The world community is undergoing structural transformations, which are determined primarily by two trends: globalization and the information technology revolution. In the conditions of informatization of education in the country, it became necessary to search for new ways of teaching foreign languages due to a number of circumstances - the vastness of the territory, the shortage of teaching staff. In the context of solving this problem, tasks related to improving the status of teaching and expanding the scope of teaching a foreign language are also being solved. The relevance of the research topic correlates with the tasks identified by UNESCO in the program for educating young people in the spirit of peace, dialogue of cultures. Modern means of distance learning for bachelors synthesize productive pedagogical and information technologies, thereby providing prerequisites for the implementation of a fundamentally new approach to teaching and upbringing in a new educational environment. Pedagogical technology includes careful design, organization and conduct of the educational process with the unconditional provision of comfortable conditions for students and teachers, the means of which are information technologies. Developing the provisions of the socio-cultural approach, it seems necessary to combine it with an ethno-pedagogic approach in distance learning of foreign languages. This means that the socio-cultural content of distance learning of bachelors in foreign languages, aimed at the formation of intercultural and foreign-language communicative competence, should fully comply with the ethnopedagogic traditions of the student's culture and be based on them.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 378.1

доцент, кандидат педагогических наук Кириченко Анна Михайловна

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»» (г. Москва)

АНАЛИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ В

УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В современных условиях мир претерпевает структурную трансформацию, возникшую как результат глобализации и революции IT-сектора. Но еще одним вызовом времени и поводом для перемен стало условие освоить учёбу как дистанционный вид деятельности, поскольку человечество ищет способы преодолеть коронавирусную пандемию. Российское образование активно внедряет информатизацию, из-за чего подбирает новые инструменты, чтобы развить иноязычную коммуникативную компетенцию в дистанционных условиях образования. Решению проблемы мешает обширная территория России и дефицит квалифицированных педагогов. Но ожидаем оптимизации ситуации, если повысить статусность преподавания, предложить более широкие горизонты: преподавать иностранный язык в школах и вузах, в дополнительном и последипломном образовании. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что ЮНЕСКО акцентировала на значимости для современной молодёжи условия воспитать умение мирно, открыто и лояльно общаться в межкультурном диалоге. Сегодня дистанционное обучение бакалавров представлено разнообразными средствами, синтетически объединившими и достижения педагогов, и IT-сектора, что создаёт возможность кардинально перестроить видение обучающего и воспитательного процесса, поднять уровень коммуникативных компетенций, изменить образовательную среду. Феномен педагогической технологии подразумевает, что учебный процесс скрупулёзно спроектирован, грамотно организован, безупречно осуществлен, а все его субъекты находятся в комфортных условиях, обеспеченных применением передовых информационных технологий. Сегодня в тренде отечественного образования обозначился социокультурный подход, но задача развить коммуникативную компетенцию в условиях дистанционного образования актуализирует условие компилировать дополнить названный подход этнопедагогическим. В результате бакалавр, дистанционно усваивающий материалы иностранного языка, чтобы сформировать иноязычную коммуникативную компетенцию, создаст компетентность в межкультурных вопросах, будет работать с социокультурным содержанием, которое перекликается с традиционными для его культуры этнопедагогическими установками как фундаментом содержания обучающего процесса.

Ключевые слова: анализ, способы, развитие иноязычная, коммуникативная компетенция, бакалавры, дистанционное образование.

Annotation. The world community is undergoing structural transformations, which are determined primarily by two trends: globalization and the information technology revolution. In the conditions of informatization of education in the country, it became necessary to search for new ways of teaching foreign languages due to a number of circumstances - the vastness of the territory, the shortage of teaching staff. In the context of solving this problem, tasks related to improving the status of teaching and expanding the scope of teaching a foreign language are also being solved. The relevance of the research topic correlates with the tasks identified by UNESCO in the program for educating young people in the spirit of peace, dialogue of cultures. Modern means of distance learning for bachelors synthesize productive pedagogical and information technologies, thereby providing prerequisites for the implementation of a fundamentally new approach to teaching and upbringing in a new educational environment. Pedagogical technology includes careful design, organization and conduct of the educational process with the unconditional provision of comfortable conditions for students and teachers, the means of which are information technologies. Developing the provisions of the socio-cultural approach, it seems necessary to combine it with an ethno-pedagogic approach in distance learning of foreign languages. This means that the socio-cultural content of distance learning of bachelors in foreign languages, aimed at the formation of intercultural and foreign-language communicative competence, should fully comply with the ethnopedagogic traditions of the student's culture and be based on them.

Keywords: analysis, methods, development of foreign language, communicative competence, bachelors, distance education.

Введение. Сегодня Российская Федерация отмечает сложность социально-экономической ситуации, распространившуюся и на сферу образования. Традиционно сложившиеся формы и модели обучения уже несостоятельны, поскольку запрос на образовательные услуги тяготеет к крупным городам, но не отвечает спросу на периферии. Ситуация улучшится, если определить и внедрить новые формы образования. В высшей школе приоритетом названо дистанционное обучение, в ходе которого бакалавр получит необходимый объем учебного материала через интернет, вступит во взаимодействии с преподавательским составом, не напрямую, а используя информационные технологии. Такими ИКТ-ресурсами становятся интернет, телекоммуникации, мессенджеры, кабельное телевидение, обучающие системы и мультимедиа [13].

Образовательный процесс, осуществляемый в рамках ДО, основан на обязательном требовании самостоятельной, интенсивной работы бакалавров. ДО направляет к цели и контролирует преподаватель. Обучение доступно в свободное время, не ограничено неудобным расписанием или жестким графиком. Обучающиеся используют специальные средства обучения, подключаясь к интернету, осваивают новый материал, выполняют задания, контактируют с преподавателем, а при необходимости настаивают на очной встрече. Технические средства и носители информации продолжают совершенствоваться, не прекращает развиваться и дистанционное обучение, модернизируются соответствующие технологии.

ХХ1 век принёс широкое распространение интернета, вопрос освоения которого в целях образования раскрыт с теоретической и практической точки зрения для усиления потенциала дистанционного обучения авторами А.Л. Андреевым, Е.С. Полатом, Э.Г. Скибитским, В.И, Солдаткиным, А.В. Хуторскти, M.G. Мооге, G.Kearsley, В. Holmberg.

Интерес к применению компьютерной техники, чтобы развить иноязычные коммуникативные компетенции для студентов вузов, возник в 1960-х годах. Исследования проводились отечественными педагогами, создавшими школу «компьютерного обучения иностранным языкам» (КОИЯ), а также были реализованы на Западе - CALL (Computer-Assisted Language Learning).

Изложение основного материала статьи. В настоящее время и теория, и практика внедрения информационных технологий с целью сформировать иноязычную компетенцию, поднимается самым разносторонним образом:

• аспекты эргономики и психолого-педагогические ракурсы освещали М.А. Акопова, Е. Энгланд, В.Я. Ляудис, Е.И. Машбиц, Н.Ф. Талызина;

• проблемы техники и программных продуктов поднимали М.Ю. Бухаркина, В. Денинг, А.М. Довгялло, Е.С. Полат;

• интерес к лингвометодике и дидактике проявили Е.И. Дмитриева, М.М. Кеннинг, Э.Л. Носенко, А.А. Петухова, Р.Г. Пиотровский, А.Ю. Трутнев, Л.В. Турбина, Дж. Хштинс.

Нужно отметить, что многообразие подходов ещё не сказалось положительно на системности методики развития иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров, не устранены проблемы направления, из-за чего ожидается дальнейшие исследования, которые устранить существующие преграды [4].

Сегодня университеты по всему миру, использующие специальные учебные программы, опытных преподавателей и современные технологии, готовы предоставить студентам возможность посещать занятия и предлагают программы дистанционного обучения для получения степени бакалавра [8].

Программы дистанционного обучения бакалавров доступны в университетах и академических учреждениях Австралии, Великобритании, Индии, Ирана, Ирландии, Латвии, Ливана, Канады, России, Турции, США, Франции, ЮАР [6]. Сегодня стандарты дистанционного обучения изменяются, а технология стимулирует субъектов образовательного процесса более активно трудиться, чтобы повысить уровень знания языка [9].

В настоящий день мировая педагогика ориентирована на дистанционное обучение по 2 ключевым моделям, отличия которых связаны с формой обучения, характером использующихся методов, разнообразием средств:

1) американский формат - ориентирован на очную учебу, где активно применяются телекоммуникации. Обучающей и обучаемый взаимодействуют по видеосвязи, когда транслируется семинар, тренинг, мастер-класс. Затем студент изучает выложенный материал;

2) британский формат ещё называют корреспондентским обучением, при этом преподаватель и обучающиеся находятся на расстоянии, а новый материал курса усваивается только самостоятельно, по учебно-методическим пособиям. Полагаем, что такое обучение точнее назвать заочным.

Интересно, что с начала XXI века Великобритания регистрирует рост интереса к дистанционному формату последипломного обучения, и таким способом можно получить специальность в сфере торговли, юриспруденции, финансов, освоить медицинскую науки и управление. Но каждый поступающий должен иметь степень бакалавра [5]. Такие курсы предлагают пользующиеся популярностью в Великобритании школы бизнеса Warwick Business School, Durham Business School, Edinburgh Business School Heriot-Watt University, London School of Business & Finance, Open University Business School [12].

Используем классификатор А.В. Сарафанова, чтобы сгруппировать разнообразие информационных технологий [3]:

1) интерактивные - любые типы печатных материалов, материалы в виде аудио или видео документов, оцифрованные курсы;

2) видеоконференции - для такой коммуникации используются телефонная связь, компьютерные сети, телекоммуникации, программное обеспечение;

3) видеолекции происходят в режиме реального времени и в записи:

• видеоролики, YouTube, социальные сети, мессенджеры;

• Skype-обучение;

• блоги (сетевой журнал или дневник), подкасты, вебинары;

4) открытые для массового потребителя онлайн-курсы (МООК) (Coursera, EdX, Udacity);

5) приложения для мобильных устройств (Lingua Leo, Duo Lingo, Busuu и др.).

Пользуясь перечисленными формами, система дистанционного обучения обретает стабильную основу и стойкий фундамент. Дистанционное обучение обращается к разнообразным достижениям ИКТ, но прежде всего преподаватель должен подчинить технологическую разработку воспитательной и образовательной цели. Но нежелательно допускать недооценку появляющихся в сфере ИКТ новинок, поскольку результатом может быть снижение качества реализации образовательного процесса.

Бакалавры, формируя коммуникативную компетенцию в условиях дистанционного обучения, покажут более высокие результаты, поскольку здесь скомбинированы методы традиционные и новые. Аналитики утверждают, что онлайн-курсы пользуются высоким уровнем востребованности, число пользователей и подписчиков растёт. Такой формат как массовый открытый дистанционный курс (МООК или Mass Open Online Course - MOOC platform) обогатил современную педагогику в итоге исследований американских ученых, работающих в Стэнфордском университете Брайана Александра и Дэйва Кормье. Учёные дорабатывали собственный курс 2008 г., реализованный в сотрудничестве с Джорджом Сименсом и Стивеном Доунсом [7].

Еврокомиссия сформулировала аутентичное определение МООК и акцентировала, что для слушателей важно получить знания бесплатно, совершенно открыто познакомиться с онлайн-курсами, построенными строго по логике учебной дисциплины. Вместе с этим, студенты и преподаватели вступают в интерактивное взаимодействие, налаживается коммуникация в студенческой среде, формируются обучающие сообщества по доброй воле, инициативе студентов [11].

Поставив задачу развития иноязычной коммуникативной компетентности бакалавра в условиях дистанционного образования важно найти оптимальные способы решения, для чего нудно преподносить лингвистический материал в цифровом виде - электронные учебные пособия, видео, тренинги консультации, обсуждения в пространстве форума или чата.

Обучая иностранному языку в условиях дистанционного обучения, занятия организуют в следующих формах:

1) открыть синхронный чат для занятия, куда одновременно подключить чат кабинет, где можно общаться с лектором;

2) выкладывать на сайт веб занятия, материалы уроков, задания для конференций и семинаров, организовать студентов для деловых игр, лабораторных или практических работ, пригласить на тематические форумы. Таким способом учитывается рабочая программа, а также асинхронность обучения студенческого контингента, но открывается возможность в любой момент пообщаться с лектором;

3) создавать списки рассылки, электронную почту, чтобы пригласить на учебную конференцию в формате онлайн.

Говоря о материалах для бакалавров, нужно указать, что дидактические свойства для развития иноязычной

коммуникативной компетенции представлены целым рядом возможностей:

• интерактивно передавать мультимедийные данные - видео, звук, текст, графику;

• сохранять файлы, открыв доступ с целью редактировать, обработать, распечатать информацию;

• создать возможность быстрой обратной связи;

• сделать доступными не только образовательные ресурсы, но и удаленные базы данных, конференции;

• организовать видеоконференции, чтобы в реальном времени бакалавры уточняли необходимую информацию;

• предложить вступить в диалог онлайн на платформе Skype, если нужно обсудить тему с лектором;

• сохранить учебные материалы на облачных сервисах Google.

Дистанционные технологии, включенные в процесс обучения, должны быть интегрированы в единое целое, чтобы студенты могли найти актуальную информацию на интернет-ресурсах, обсудить с лектором материал в сообщениях,

поднять актуальный вопрос перед студенческим контингентом, использовать методические разработки; обращаться к современной периодике.

Структура формирования иноязычной коммуникативной компетенции в условиях дистанционного образования бакалавров делится на блоки:

• сначала даются инструкции;

• второй предлагает информацию как содержание, являющееся основным контентом обучающего ресурса;

• после усвоения материала регулярно предлагаются блоки контроля, чтобы тестировать уровень знаний, оценить их;

• коммуникативный блок обеспечит интерактивность общения и преподавания.

Ключевые навыки английского языка рекомендуется совершенствовать самостоятельно в работе с ресурсом New York Public Library, где сконцентрирован грандиозный объём материала для повышения иноязычной коммуникативной компетенции через чтение литературы на профессиональные и личностно-значимые темы [10].

Для бакалавров в условиях дистанционного обучения применение ИКТ является интересной и продуктивной альтернативой, вызывает интерес, стремление учиться, чего нельзя сказать о традиционном обучении. В этом случае обучающиеся мотивируются к активной самостоятельной работе, обратная связь с преподавателем стойкая, эффективная и интерактивная. Названные предпосылки повышают комфортность учебы самостоятельно изучающих материал бакалавров [1].

Успешное развитие иноязычных коммуникативных компетенций бакалавров в условиях дистанционного образования связано с тем, что в образовательной среде соблюдаются важные педагогические условия:

1) сильная материально-техническая база - участники без ограничений могут изучать материал в видеоконференциях. Но необходимы цифровые устройства, скоростной интернет-трафик, инсталляция программ для коммуникации, использование мобильных приложений. Условие открывает возможность на высоком уровне качества, быстро связываться и общаться в целях обучения;

2) методико-организационные ракурсы - обстановка, присущая иноязычному общению, имитирована для обсуждения профессиональных и личностно-значимых тем. Студенты работают в парах, общаются дистанционно, прорабатывают коммуникативные ситуации, регулярно варьируют формы работы, чтобы мотивировать проявить себя как активно говорящие и слушающие: разговор по телефону, переписка в чате, на форуме, в социальной сети или мессенджере, а также устное высказывание, опорой которому будет видео видеоматериал или графика;

3) личностно-коммуникативные аспекты - преподаватель курирует развитие коммуникативных компетенций, направляет студента, а в результате повышается активность взаимодействия, в случае необходимости предоставляются индивидуальные консультации, широко используются мессенджеры и социальные сети.

Для бакалавров задача развить иноязычную коммуникативную компетенцию в условиях дистанционного образования, осуществляющаяся в среде общения на темы личностно-значимые и профессионально-ориентированные, мотивирует повышать языковой уровень, а решение приносит немалые преимущества на рынке вакансий [2].

Выводы. Резюмируем, что комплексный обзор современных тенденций развития иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров в условиях дистанционного обучения показал, что и в России, и за рубежом определились приоритеты, на основе которых выстраиваются соответствующие методики. Но достижения ИКТ не однозначны в плане дидактического потенциала.

Примечательно, что для бакалавров важно сохранить традиционный акцент на чтении профессионально-ориентированной литературы, перенеся в условия дистанционного образования с фокусом на самостоятельности работы. Необходимый для чтения учебный материал следует рекомендовать скачивать на доступных и авторитетных образовательных интернет ресурсах.

От высшей школы РФ ожидается решение вопроса с созданием собственных образовательных сайтов, чтобы использовать весь потенциал информационных технологий. Данный шаг усилит активность формирования иноязычной компетенции бакалавров через чтение профессионально-ориентированных книг и периодики, внесет в обучение системно-деятельностный подход.

Литература:

1. Грамма Дарья Викторовна, Шукурова Инна Вячеславовна Обучение иностранному языку студентов с применением дистанционных технологий // Ped.Rev. - 2019. - №3 (25). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-inostrannomu-yazyku-studentov-s-primeneniem-distantsionnyh-tehnologiy (дата обращения: 16.10.2021).

2. Захарова Ольга Олеговна. Развитие иноязычных коммуникативных умений студентов технического вуза в процессе дистанционного обучения // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2020. - №5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-inoyazychnyh-kommunikativnyh-umeniy-studentov-tehnicheskogo-vuza-v-protsesse-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 16.10.2021).

3. Кондрахина Наталья Геннадиевна, Южакова Нина Евгеньевна. Специфика технологий современного дистанционного обучения иностранным языкам // Образование и право. - 2020. - №9. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-tehnologiy-sovremennogo-distantsionnogo-obucheniya-inostrannym-yazykam (дата обращения: 16.10.2021).

4. Ямских, Татьяна Николаевна. Методика дистанционного обучения иноязычному информативному чтению: Английский язык, неязыковой вуз: автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Бурят. гос. ун-т. -Красноярск, 2004. - 23 с.

5. About the Open University. URL: http://www.open.ac.uk (дата обращения: 16.10.2021).

6. Distance learning Bachelor Programs. URL: https://www.bachelorstudies.com/Bachelor/Distance-learning/ (дата обращения: 16.10.2021).

7. Downes, S. Connectivism and Connective Knowledge. - 2011. - 130 с.

8. Experience in implementation of training programme continuing professional education «fire safety» on combined form / M.V. Legan, T.A. Yatsevich, A.V. Kozlova, S.G. Yun. - URL: http://www.sworld.com.ua/ e-journal/ j21308.pdf

9. Gaebel M., Kupriyanova V., Morais R., Colucc E. E-learning in European Higher Education Institutions Results of a mapping survey conducted in October-December. - 2013. - 92 p. - URL: http://www.eua.be/Libraries/publication/e-learning_survey (дата обращения: 16.10.2021).

10. New York Public Library. 11 Free Websites to Practice English at Home. - URL: https://www.nypl.org/blog/2012/11/28/11-great-free-websites-practice-english (дата обращения: 16.10.2021).

11. Report on web skills survey. Support services to foster Web Talent in Europe by encouraging the use of MOOCs focused on web talent. D1.1 - First Interim Report. (2G14) [Электронный ресурс] // Open Education Europa. - URL:

http://openeducationeuropa.eu/sites/default/ files/MOOCs-for-web-skills-survey-reportpdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 16.10.2021).

12. The Open University Business School. - URL: http://business-school.open.ac.uk (дата обращения: 16.10.2021).

13. Turkan V. Alizade The role of distance learning in modern education // Colloquium-journal. - 2019. - №3-1 (27). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/the-role-of-distance-learning-in-modern-education (дата обращения: 16.10.2021).

Педагогика

УДК 376.1

кандидат психологических наук, доцент Кисова Вероника Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Евграфова Ольга Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С

ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема особенностей психологической адаптации первоклассников с задержкой психического развития к школе. Обоснована актуальность направления психолого-педагогической работы по коррекции психолого-педагогических проблем в период адаптации к начальной школе. Изложены результаты авторского экспериментального исследования особенностей психологической адаптации первоклассников с задержкой психического развития. Для первоклассников с задержкой психического развития характерно доминирование игровых мотивов над учебными; неадекватная самооценка; высокий уровень тревожности; низкий уровень сформированности коммуникативных умений; негативное отношение к школе, учебной деятельности. Представлена программа психолого-педагогической поддержки первоклассников с задержкой психического развития в период адаптации к школьному обучению.

Ключевые слова: психологическая адаптация, младшие школьники с задержкой психического развития, самооценка, школьная тревожность, коммуникативные умения, мотивация учения, психологическая коррекция, психолого-педагогическое сопровождение.

Annotation. The article deals with the problem of the peculiarities of psychological adaptation of first-graders with mental retardation to school. The urgency of the direction of psychological and pedagogical work on the correction of psychological and pedagogical problems during the period of adaptation to primary school has been substantiated. The article presents the results of the author's experimental study of the peculiarities of psychological adaptation of first-graders with mental retardation. First-graders with mental retardation are characterized by the dominance of play motives over educational ones; inadequate self-esteem; high level of anxiety; low level of formation of communication skills; negative attitude towards school, educational activities. The program of psychological and pedagogical support of first-graders with mental retardation during the period of adaptation to schooling is presented.

Keywords: psychological adaptation, first-graders with mental retardation, inadequate self-esteem, high anxiety, communication skills, motivation of the learning, psychological correction, psychological and pedagogical support.

Введение. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья декларирует необходимость создания специалистами психолого-педагогического сопровождения таких условий, которые способствовали бы принятию и освоению детьми с нарушениями развития социальной роли обучающегося, развитию у них мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения. Как показывают исследования А.Д. Андреевой [1], Т.Н. Вахрушевой [2], В.В. Кисовой [3, 4, 5], И.В. Коротенко [6] К.А. Кузнецовой [7], К.А. Мещеряковой [8], В.С. Соловьевой [9], Т.М. Ташиной [10] и других, процесс адаптации к начальной школе у детей с задержкой психического развития (ЗПР) протекает со значительными трудностями. В первую очередь, эти трудности связаны с уровнем развития у первоклассников с ЗПР тех психических новообразований, которые обеспечивают эффективное вхождение детей в новую для них социальную ситуацию развития.

Психолого-педагогическая поддержка первоклассников с ЗПР в этот период имеет важнейшее значение для обеспечения благополучия последующей школьной жизни этих детей. К сожалению, большинство исследований по проблеме адаптации младших школьников с ЗПР к школьному обучению носят исключительно констатирующий характер, в них отсутствуют специально разработанные, научно обоснованные программы психолого-педагогической поддержки для детей с данным нарушением. Целью данной публикации является представление программы психолого-педагогической поддержки первоклассников с ЗПР в период адаптации к условиям специальной (коррекционной) школы.

Изложение основного материала статьи. Нами было проведено исследование особенностей психологической адаптации первоклассников с ЗПР к школьному обучению. Под психологической адаптацией ребенка к школе мы понимаем постепенный и последовательный процесс перестройки его познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер в соответствии с новой социальной ситуацией развития. В качестве дескрипторов психологической адаптации нами были экспериментально исследованы следующие психологические феномены: иерархия мотивов учения, самооценка, коммуникативные умения, эмоциональное отношение к учению, школьная тревожность.

Полученные результаты позволяют констатировать, что большинство младших школьников с ЗПР относятся к учению как к игре, не понимают своей ответственности за результаты учебной деятельности, не осознают себя школьниками, остаются на дошкольной личностной позиции. Самооценка характеризуется недифференцированностью, неустойчивостью, неадекватностью, что также характерно для детей более младшего возраста. Исследование развития общения со сверстниками показывает наличие у первоклассников с ЗПР кооперативно-соревновательного типа взаимодействия. Дети относятся к партнеру по общению как к сопернику, с которым у них противоположные интересы. Взаимодействие имеет характер соревнования. Эмоциональное отношение к учению в большинстве случаев негативное, дети с ЗПР постоянно чувствуют эмоциональный дискомфорт в процессе учебной деятельности, также негативные эмоции вызывает сама ситуация школьной жизни. Такое эмоциональное состояние подтверждается и выявленным высоким уровнем школьной тревожности у большинства обследованных школьников с ЗПР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.