Научная статья на тему 'Формирование самоценности здоровья человека в русской культурной традиции'

Формирование самоценности здоровья человека в русской культурной традиции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
724
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / САМОЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ / HEALTH / SELF-VALUE / VALUABLE ATTITUDE / CULTURAL TRADITION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковалевская Алла Федоровна

В статье рассматривается специфика формирования ценностного отношения к здоровью в России. Человеческое здоровье заключает в себе физические, экологические, социальные и духовные компоненты. В Российской культуре ценностное отношение к здоровью находится в процессе формирования, происходит ассимиляция культурных традиций Востока и Запада. Здоровье базируется на духовных компонентах в Русской традиции. В целом для феномена национального здоровья большое значение имеют социальные связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of self-value of man's health in russian cultural tradition

The author of the article investigates the specific character of the formation of valuable attitude to health in Russia. The men's health includes phhysical? ecological? social and spiritual components. The valuable attitude to health in Russian culture is in process of formation? the assimilation of cultural traditions of the East and the West take place. In Russian tradition health is based on spiritual components. In general? social relations have the great meaning for the phenomena of national health.

Текст научной работы на тему «Формирование самоценности здоровья человека в русской культурной традиции»

УДК 10 + 00

ББК Ю 6-66+11

А.Ф. Ковалевская

г. Чита

Формирование самоценности здоровья человека в русской культурной традиции

В статье рассматривается специфика формирования ценностного отношения к здоровью в России. Человеческое здоровье заключает в себе физические, экологические, социальные и духовные компоненты. В Российской культуре ценностное отношение к здоровью находится в процессе формирования, происходит ассимиляция культурных традиций Востока и Запада. Здоровье базируется на духовных компонентах в Русской традиции. В целом для феномена национального здоровья большое значение имеют социальные связи.

Ключевые слова: здоровье, самоценность, ценностное отношение, культурная традиция.

A.F. Kovalevskaya

Chita

The formation of self-value of man’s health in russian cultural tradition

The author of the article investigates the specific character of the formation of valuable attitude to health in Russia.

Themen'shealthincludesphhysical?ecological? social and spiritual components. The valuable attitude to health in Russian culture is in process of formation? the assimilation of cultural traditions of the East and the West take place. In Russian tradition health is based on spiritual components. In general? social relations have the great meaning for the phenomena of national health.

Key words: health, self-value, valuable attitude, cultural tradition.

Здоровье в русской культуре обычно ассоциировалось не с телесными ощущениями, а с высокой духовностью. Произошедшие в последние пятнадцать лет негативные изменения в здоровье россиян (рост инфекционной и неинфекционной заболеваемости, суицидальных случаев, превышение смертности над рождаемостью и т.д.) многие ученые, в том числе И.А. Гундаров, объясняют деградацией духовного здоровья [см.: 1].

Духовный кризис в российском обществе является наследием предыдущей эпохи и связан с существованием репрессивной практики

тоталитарного режима. Проведенные реформы не внесли позитивных изменений: жестокость, насилие, коррупция, аморализм сегодня процветают.

Одной из причин высокого уровня преступности является наркотизм, в том числе детский и женский. Высокая девиантность в социуме свидетельствует о несформированности ценностного отношения к здоровью. На наш взгляд, индивид с несформированным ценностным отношением к здоровью не может бережно относиться к другим людям и окружающей его среде.

Таким образом, наблюдающийся кризис индивидуального и популяционного здоровья находится в несомненной связи с кризисными явлениями экологического, культурного и духовно-нравственного характера.

В трудах мыслителей многих эпох выявлено гармонизирующее влияние культуры на формирование ценностного отношения к здоровью. Культура предстает перед нами как сложноорганизованный набор надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, согласно которым осуществляется направленность определенных видов деятельности, поведения и общения.

Анализ концепций здоровья в русской культуре выявляет сложное переплетение восточных, западных и собственно русских парадигм.

Соотношение телесного и духовного, плотского и социального в человеке в разные эпохи решалось по-разному. Для древнего Востока и античности характерно представление о тесной связи земного и небесного, души и тела, из чего вытекали различные психофизические методики обретения здоровья. Культ физического здоровья и пластичного, совершенного тела получил воплощение в культурном наследии многих философов античности.

Напротив, в мировоззрении монотеистических религий, прежде всего христианства, на первое место выходит принцип веры, как в мировоззрении, так и в виде пути обретения духовного здоровья. Можно сказать, что духовная культура формирует не только мировоззрение, психологию, но и определенный образ жизни общества. Однако духовное здоровье не исчерпывает понятие здоровье вообще, в рамках данного мировоззрения происходило игнорирование телесных потребностей человека, его телесного здоровья.

Против такого нигилизма выступали многие ученые, что и привело в настоящее время к необходимости изучения влияния на формирование здоровья не только духовных, но и биологических, социальных, психологических, экологических факторов.

Для феномена национального здоровья имеют большое значение социальные связи, то есть здоровье в этом случае находится частично вне человека, зависит от социальной среды. Несмотря на ассимиляцию античных и христианских представлений, в которых присутствует идея индивидуальной ответственности за свое телесное и душевное состояние, русский народ оставался верен себе и в вопросах здоровья и благополучия неизменно переводил фокус внимания в делах освобождения и исцеления к внешней влиятельной инстанции (колдун, священник, партийный работник и т.д.) [см.: 2].

Несформированность самоценности здоровья в России объясняется длительным существованием общинных отношений. Кроме того, социальные условия советского периода препятствовали самоопределению и не всегда способствовали раскрытию личностного потенциала. Часто социальная адаптация требовала подавления глубинных потребностей русского человека и отказа от индивидуального своеобразия. Существование подобных противоречий приводили либо к протесту и бунту, либо к деформациям человеческой природы (преступность, наркотизм, самоубийства, психосоматические заболевания и т.д.).

Активизация в последнее время исследований социальных аспектов здоровья свидетельствует об актуальности данной проблемы для общественного развития. В качестве основной проблемы многие ученые выделяют противоречие между прогрессирующим ухудшением здоровья населения, обусловленным преобладанием негативных видов самосохранитель-ного поведения, и потребностью общества в изменении отношения к здоровью на уровне индивидуального и общественного сознания [см.: 3].

Сегодня отношение к здоровью на индивидуальном уровне не является объектом сознательного формирования, а представляет собой стихийный процесс, результат воздействия сложного комплекса факторов. Отношение к общественному здоровью характеризуется отсутствием государственной идеологии здоровья с доминированием интересов больных людей и вниманием к болезням, а не к здоровью.

Однако каждая традиция, даруя жизнь и вырабатывая определенные пути к обретению здоровья, ограничена определенным представлением о мире и человеке, о здоровье и методах его обретения. Исходя из этого можно заключить, что любая традиция, мировоззрение в чем-то односторонни. Рассмотрим некоторые аспекты формирования «здоровья — нездоровья» в российской культуре.

Общечеловеческие ценности могут быть утилитарными (жилище, питание и т. п.) и духовными. Утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, а духовные ценности — ее смысл. В сознании россиян с приходом рыночных отношений произошла переоценка ценностей: погоня за утилитарными ценностями привела многих соотечественников к деградации здоровья и потере смысла жизни.

Демографический кризис в России часто связывают с падением нравственности. Так, женский и детский алкоголизм значительно вырос за последние 15 лет, зачастую молодые женщины не отказываются от алкоголя и табака даже во время беременности. «По существующим прогнозам, рост показателей, связанных с употреблением наркотических веществ, будет продолжаться вплоть до 2010 года» [4, с. 5].

Известно, что еще до середины двадцатого столетия для большинства женщин выпить глоток вина было предосудительно: «стыд и грех». По этому поводу уместно вспомнить Б. Малиновского, который говорил, что уничтожение традиции лишает социальный организм его защитного покрова и обрекает его на медленный, неизбежный процесс вымирания.

Трагические последствия данного социокультурного стереотипа наша страна уже сейчас ощущает в полной мере: рождение больных детей, рост детской смертности, вырождение нации. Перспективы будущих мам, которым с детства внушается миф о возможности безобидного употребления пива с юных лет, гораздо более серьезны и разрушительны для общества, чем это кажется на первый взгляд.

Падение морали, потеря художественного вкуса, невзыскательность, легализация бранных слов — свидетельство порчи души. Возрождение культуры положило бы конец демографическому кризису, причина которого в утрате человеком веры в себя [5, с. 3—17].

Механический перенос на условия России западноевропейских традиций принес мало добра. Так, поведенческие стереотипы и нравственные эталоны, копируемые с западных образцов, сделали россиян более формальными, дистанцированными, настороженными, прагматичными.

Усиливающееся ощущение духовной пустоты, бесперспективности происходящего, слома духовного стержня у значительной части людей придают особую актуальность формированию нового мировоззрения. Очевидно, благополучие и процветание России не может быть достигнуто без новой идеи, связывающей вечные ценности и российскую духовную традицию.

Успешный выход из демографического кризиса предполагает не только улучшение здоровья населения, продление жизни, социальной защиты, но и учета специфически-ценностных ориентаций в разных культурах по отношению к жизни и смерти, детству, старости, этнокультурным и религиозным традициям. Значительный потенциал разрешения демографического кризиса в России содержится в традициях русской духовности, базирующейся на братской солидарности, соборности, коллективности, взаимопомощи и возрастании крепости национального духа.

Российская философская мысль характеризуется безусловным приоритетом духовного над телесным. Великие русские писатели никогда не проповедовали потребительство, одновременно они призывали больше внимания уделять проблемам «маленького человека», его социальному и психическому благополучию.

Известно, что как в массовом, так и в научном сознании культура человека чаще всего отождествляется исключительно с его интеллектуальными и духовными атрибутами. Телесные же качества человека рассматриваются в лучшем случае как нейтральные по отношению к культурной среде обитания человеческого бытия. И здесь, опять же, многое зависит от норм, принятых в обществе.

«Проблема культуры в русской философии разрабатывалась на отличном от Запада фундаменте религиозно-православной методологии и поэтому имела свою специфику. Если зарубежные ученые ставили вопрос об «оправдании» культуры, то отечественные философы соединяли цель культуры с эсхатологической перспективой и рассматривали ее значение в единстве с проблемой «спасения» человечества <...> В православном понимании культура рассматривалась как «иерархия» духовных ценностей и ее назначение видели в духовнонравственном возрождении человека <...> В западной трактовке культуры как проявлении всех видов субъективности человека составляющие ее ценности рассматривались рядоположенно: духовные и материальные ценности не противопоставлялись друг другу, возвышенное и прагматичное в целях культуры соединялись в единое целое» [6, с. 111 — 112].

«Непримиримые антиномии «тело — душа» или «плоть — дух», унаследованные от иудео-христианского образа мира, вплоть до XIX в. не давали философской мысли сосредоточиться на теле как достойном предмете осмысления вне его связи с духовным началом. И лишь в XIX в. тело перестает считаться только оболочкой души или его низким заменителем, за ним

начинают признавать право на наслаждение и страдание, и оно предстает во всей полноте своих физиологических функций» [7, с. 5].

Известно, что восточное миропонимание издревле и на протяжении всего своего развития содержало в себе признание значимости, важнейшей роли тела для жизни человека. Именно влияние восточных учений стало одним из факторов, способствующих реабилитации телесности и усилению интереса к этой проблематике в современной западной культуре. Разведение телесного и духовного в разные стороны человеческого бытия имеет глубокие исторические традиции в европейской культуре, в стиле мышления, таким образом, уникальность такого социокультурного феномена, как здоровье заключается в том, что на всем протяжении истории человечества ведутся споры о том, что первично в определении здоровья — состояние души, разума, духа или тела?

Если о русской душе известно многое, то проблема восприятия русскими людьми своей телесности представляет собой в научном плане terra incognita. «Но если истории и социологии тела за последние тридцать лет были посвящены десятки, если не сотни, конференций и публикаций, «"русскому" телу до сих пор было уделено меньше внимания, чем, скажем, "русской душе" или тем более "русскому духу" <...> Идеологические препятствия, возникавшие (и возникающие) на пути показа и анализа тела в России, вполне очевидны: вначале, это подозрительность, с которой православная традиция относилась к телесности, а позднее — цензура советской эпохи, столь же рьяно боровшаяся с любыми намеками на физиологичность» [7, с. 5-6].

На всех этапах истории тело подвергалось и подвергается контролю со стороны социума, становясь предметом нормативных предписаний. С детства в ходе игр и разного рода песен-потешек типа «Сороки-белобоки» ребенка обучают составу его тела и путем воспитания преподают правила обращения с разными его частями. Но и впоследствии поведение взрослого человека будет постоянно регулироваться с помощью дискурсов, задающих разные, порой прямо противоположные установки.

Рассмотрим влияние некоторых чужеродных и локальных парадигм на формирование отношения к здоровью в русской культурной традиции.

Например, учение о диэтетике - разумном образе жизни философа и врача Эмпедокла было заимствовано у древних греков. В дальнейшем было сформировано два различных направления: диетология - наука о лечении

посредством ограничения в пище; и религиознофилософская диэтетика, сохранившаяся, в частности в современном православии как указание к спасению души через ограничения внешних чувств (зрения, слуха, обоняния и т.д.) [см.: 4].

На формирование русской парадигмы здоровья оказал несомненное влияние «богатырский феномен». Благодаря былинам формировался образ русского богатыря. Эпос, воспевавший богатырскую силу, физическую мощь, был не только исторической памятью, умом народа, но и сводом нравственных правил. Известный герой Илья Муромец, в детстве имел плохое физическое здоровье и долго не мог ходить, тем не менее, в зрелом возрасте он славно служил Воеводе и русскому народу, совершая многочисленные подвиги.

Как мы уже отмечали, синкретическое восприятие древнерусского человека не выделяло привычные — естественные и нормальные (то есть «здоровые» в современном понимании) ощущения. Своеобразие национального мировосприятия или корни русского «лесного» здоровья проявляются в утверждении, что человек обретает крепость (тела и духа) в роду, а род крепнет в каждом отдельном человеке. То есть, для феномена национального здоровья имеют значение социальные связи, так как здоровье, в этом случае, находится частично вне человека, зависит от социальной среды [2, с. 235].

Мы считаем, что «богатырский» феномен и феномен «лесного» здоровья оказали большое положительное влияние на формирование локальной парадигмы. В дальнейшем в русской культурной традиции получили применение фразы: «победа любой ценой», «на миру и смерть красна» и т.д., что привело к теме «надрыва» и к тому, что «богатырский» феномен был «пережат» в русской и советской литературе (Рахметов у Н. Чернышевского, П. Корчагин у Н. Островского). В современном российском обществе доходы «богатых» превышают доходы «бедных» в двадцать раз. Хорошо известно, что неустойчивым в плане социальных потрясений становится общество, в котором доходы «богатых» превышают доходы «бедных» в десять раз. Расслоение общества, которое произошло после «перестройки» и привело к разрыву многих социальных связей, оказало крайне негативное воздействие на феномен национального здоровья.

Понятно, что социальные ценности, такие как смысл жизни, вера (религиозная или нерелигиозная), ценности коллективизма или индивидуализма, альтруизм или эгоизм оказывают большое влияние на здоровье человека.

Начиная с эпохи Возрождения, происходит эстетизация чувственного начала женской телесности. В понятиях православной традиции отношение к женской красоте было идеальным: первое и главнейшее дело женщины — быть женой и матерью, хранительницей семейного очага. Первенство отдавалось красоте духа и души. Высокая духовность и нравственность непременно находят отражение в красоте телесной, благолепии.

Вся история культуры цивилизации доказывает субъективный характер восприятия тела и отношения к своей биологической природе, в зависимости от принятых в данном обществе и на данном этапе времени норм. Устойчивые стереотипы рассмотрения телесного начала лишь как природно-естественного, как собственнофизического, а не как социального явления, в значительной мере определили несформиро-ванность социокультурного направления в изучении человеческого тела.

Поэтому очень часто эталоны красоты и здоровья специально программируются под запрос конкретного общества или социального слоя.

В качестве примера показательна стенограмма лекции «Воспитание нового человека» идеолога пролетарской культуры А.В. Луначарского: «Часто идут споры о том, каков будет новый тип женщины. Нет сомнения в том, что, так называемая, женственность уже уходит в прошлое. ... Ей нужна такая же закалка, как и мужчине. Она создана не для того, чтобы быть чьей-то женой, она должна быть работником, как и мужчина. Поэтому ее нужно развивать в этом направлении» [8, с. 41—42]. Последствия такой потребительской политики в отношении телесности человека наша страна ощущает до сих пор.

Итак, мы еще раз могли убедиться, что проблема восприятия человека и, в частности, женщины в обществе — это, прежде всего, проблема идеологическая. Когда женщина нужна обществу не как мать и хранительница очага, на первый план выдвигаются роли: труженицы, общественно-политической, научной и культурной деятельницы. Понятно, что для успешного выполнения женщиной столь многочисленных социальных ролей нужна поддержка института семьи на уровне государства.

Понятие «здоровье» не будет полным без формирования духовного здоровья человека. В нашей традиционной духовности, в ее ядре лежат конкретные базисные понятия. Как основные, они существуют именно в культурной русской традиции. Нравственные базисные чувства нашего народа — стыд, совесть, жалость, благоговение перед святыней, жертвенность — являются эмоциональными нрав-

ственными установками тех, кто считает себя русскими. Эмоции очень много значат в жизни людей, а установки — это информация, «засевшая» в подсознании.

В истории России особую значимость имели духовность и соборность. Концепция русской духовности предполагает примирение культурных традиций Востока и Запада, использование достижений науки, техники, общественного устройства западных народов и моральнонравственных ценностей восточных народов [см.: 9]. Русскую этическую мысль можно назвать этикой жизни. Для нее характерно, прежде всего, осознание самоценности жизни, нравственное освещение жизни как фундаментальной ценности, наполненной духовным смыслом.

Социальное взаимодействие реализуется на почве культуры — совокупности значений, ценностей и норм. Без культуры, как считает П. Сорокин, нет полноценных социальных индивидов, а есть просто «биофизические явления». Без культурной составляющей — духовных, нравственных, эмоционально-волевых начал — от здоровья индивида и целой нации останутся лишь «биофизические свойства носителей». Культура, с одной стороны, выступает необходимым элементом структуры здоровья, с другой стороны, — важнейшим

фактором его формирования, сохранения и развития [10, с. 203].

Поэтому выход из создавшейся ситуации видится в том, чтобы рассматривать «здоровье человека» целостно в единстве тела, души и духа с соответствующей иерархией материальных (природных) и духовных ценностей. В качестве философско-методологической основы категория здоровье человека рассматривается современной аксиологией, поскольку неразвитость ценностного сознания и является одним из главных признаков кризиса культуры и самого общества.

Преодоление кризисной ситуации со здоровьем в России возможно при умелом сочетании общечеловеческого и национального опыта.

Основным направлением гармонизации здоровья человека и социума является преодоление противоречия между общественным осознанием ценности здоровья и нежеланием граждан ориентироваться на эту ценность практически. Это несоответствие во многом объясняет «теория социальных эстафет», согласно которой от поколения к поколению идет трансляция образа жизни, в нашей стране — алкогольного. Поэтому в современном российском обществе необходимо создание культа здоровья как витальной, социальной и духовной ценности.

Библиографический список

1. Гундаров, И.А. Духовное неблагополучие как причина демографической катастрофы: почему умирают в России? — Медиа Сфера, 1995. - 100 с.

2. Васильева, О.С., Филатов, Ф.Р. Психология здоровья: эталоны, представления, установки: учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 235 с.

3. Ларионова, И.С. Здоровье как социальная ценность: дис. д-ра филос. наук: 09.00.11. — М., 2004. — 265 с.

4. Дегтярев, Е.А., Синицын Ю.Н. Управление современной школой. — Выпуск VIII. — Педагогика здоровья: учеб. метод. пособие. — Ростов н / Д.: Изд-во «Учитель», 2005. — 224 с.

5. Киселев, Г.С. Смыслы и ценности нового века // Вопросы философии, 2006.— № 4 — С. 3—17.

6. Рогова, А.В. Экологическая проблема в русле идей воспитания человека культуры оте-

чественной философско-педагогической мысли второй половины XIX — первой половины XX веков // Вестник Бурятского госунивер-ситета. Серия 7: Педагогика. — Вып. 11. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2004. — 145 с.

7. От составителей. От русской души к русскому телу/ Тело в русской культуре // Сб. статей / сост. Кабакова Г. и Ф. Конт. — М.: Новое литературное обозрение, 2005. — 400 с.

8. Луначарский, А.В. Воспитание нового человека // Стенограмма лекции 05.28. — М., 1928. — С. 41—42.

9. Петрушин, В.И., Петрушина, Н.В. Ва-леология: учебное пособие. — М.: Гардарики, 2003. — 432 с.

10. Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество / пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992. — 530 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.