УДК 613 С 329
Белкина Тамара Леонидовна
кандидат философских наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
Серова Ирина Анатольевна
доктор философских наук Пермская государственная медицинская академия им. ак. Е.А. Вагнера
Ягодина Анна Юрьевна
Пермская государственная медицинская академия им. ак. Е.А. Вагнера
МЕТАМОРФОЗЫ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ
В статье в рамках философии здоровья показано, что метаморфозы ценностного отношения к здоровью (от пренебрежения к проблеме собственного оздоровления до гипертрофированного интереса к ней) связаны с определенными мировоззренческими установками. Принцип заботы о самом себе — мировоззренческое основание здорового образа жизни.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, мифологизированное здоровье, рациональная ипохондрия, забота о самом себе, философская диететика.
В течение многих лет проблема здоровья традиционно относилась по ведомству медицины, что нашло свое отражение в структуре философского знания: проблема здоровья в философской литературе была представлена как фрагмент философии медицины. Гуманизация общественной мысли меняет менталитет. В философии происходит заметное переосмысление категориального видения сущности и существования человека с учетом реального места, которое занимает проблема сохранения, укрепления и возвращения здоровья в общественной и личной жизни. Гуманистическое, творческое начало в человеке зиждется на ощущении благополучия. Поэтому философия должна найти здоровью подобающее место в системе мировоззренческих ценностей человека XXI века.
Толкование здоровья как ценности личной жизни, на первый взгляд, поразительно банально. Вместе с тем здоровье - сложный предмет для научного анализа. Каждый чувствует его виртуальность: кажется, сегодня ты - здоров, и вдруг это ощущение пропадает. Виртуальные состояния трудно выразить в рационализированной форме, именно поэтому возможности философии в изучении феномена здоровья нельзя не использовать, ибо философия - не только наука, но и в какой-то мере искусство, по крайней мере, искусство жизни, искусство выживания.
Метаморфозы ценностного отношения к здоровью очень тонко проанализировал С. Цвейг на
примере Ф. Ницше. По его мнению, путь к самому себе для Ницше лежал через осознание собственной боли, которая не давала возможности успокоиться в косности, всякий раз толкала вперед. Ценность здоровья открывается ему через ценность болезни: «В противоположность мученику за веру он не обладает заранее верой, за которую терпит мучения: веру он создает в муках и пытках. Но его мудрая химия открывает не только ценность болезни, но и ее противоположный полюс: ценность здоровья, лишь совокупность обеих ценностей создает полноту жизненного чувства, вечное состояние напряженного экстаза и муки, которое бросает человека в беспредельность. То и другое необходимо - болезнь как средство, здоровье как цель, болезнь как путь, здоровье как его завершение»1.
Далее происходит самое интересное: открыв ценность завоеванного, вымученного здоровья, сладострастие выздоровления, Ницше возводит здоровье в смысл мира. «Здоровье! Здоровье! -будто знамя развевается опьяненное самим собою слово; в нем смысл мира, цель жизни, мера всех вещей, только в нем мерило всех ценностей»2. Метаморфоза оказывается гибельной. «Изобретенное здоровье» - это уже не жизнь, а смерть, не мудрый дух, а демон, пожирающий свою жертву. Мифологизированное здоровье - эйфория, предшествующая катастрофе.
Менее драматично на этот счет высказываются другие авторы. В. Франкл считает, что
«к группе тех явлений, которые могут быть следствием чего-либо, но не объектом устремлений, относятся также здоровье и совесть... , если мы делаем здоровье основной своей заботой, это значит, что мы заболели. Мы стали ипохондриками»3. Следовательно, здоровье рассматривается как незапланированный результат, производное от реализации других смыслов и ценностей. Размышляя о плюрализме ценностей, Э. Агацци замечает: «Иногда говорят, что если мотивом действия выступают телесные наслаждения или поддержание собственного здоровья, то это еще не человеческий, а как бы дочеловеческий уровень мотивации. Но дело не в том, что эти ценности имеют более низкий ранг в шкале человеческих ценностей, а в том, что снижение человеческого уровня мотивации происходит из-за абсолютизации»4.
«Здоровье - первое богатство» - гласит китайская пословица. Основное заклинание славян: «На жито, на плод, людям на здоровье». Здоровье - традиционная ценность личной жизни. Ценность не эфемерна в случае обладания ею. Обладание по наследству приумножает полученную ценность только в случае эффективной деятельности по ее сохранению. Это суждение, прежде всего, справедливо по отношению к здоровью.
Сегодня медицина постепенно становится воздухом культуры. Всех интересует, как жить с пользой и без нежелательных последствий. Духовная атмосфера общества наполняется медицинскими и парамедицинскими знаниями и верованиями. Люди в рыночных условиях стихийно овладевают медицинской культурой, учатся жить в плену болезней, самостоятельно выстраивать стратегию отношений с собственными недугами, осваивают техники самопомощи в типичных ситуациях. Дезадаптация человека в мире в качестве парадигмы выживания актуализирует болезнь как специфическую форму приспособления к реальности.
Манкирование проблем собственного оздоровления или гипертрофированный интерес к ним - все это связано с определенными мировоззренческими установками. Гармония смыслов, целей и ценностей - ориентир для построения индивидуального жизненного мира современного человека. Гармония - согласованность, стройность в сочетании чего-либо. В поисках собственного пути к здоровью необходимо найти сочетание, с одной стороны, ориентиров и способов жизнедеятельности, которые не разруша-
ют здоровье, данное человеку от природы (далеко не все способы жизнедеятельности отвечают такой задаче, например, так называемое «коронарное поведение» - постоянное стремление к достижениям, гипервовлеченность в социальную активность, повышенная тревожность, конкурентность, напряженность, эмоциональная неустойчивость и т.д.), с другой стороны, деятельности, прицельно направленной на продуцирование здоровья, несмотря на иронию к ипохондрии.
Здоровый образ жизни - понятие, конкретизирующее стратегическую установку человека на сохранение и приумножение здоровья. Образ жизни - устойчивое образование, характеризующее бытие индивида, поэтому не случайно, когда речь идет о связи образа жизни и здоровья, оценке подлежат прежде всего стереотипы поведения человека: «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь»5, - писал Овидий на этот счет еще до н. э. Стереотип - стандарт, клише, усеченный образ, схематично фиксирующий привычное отношение к жизни, которое наполняется тем или иным содержанием в зависимости от субъектных качеств: смыслов, целей, средств индивидуальной деятельности. Гармонизация существенных сторон отношения человека к миру является основанием для возникновения стереотипов, способствующих сохранению здоровья.
На наш взгляд, философия здорового образа жизни может быть развернута на базе забытых кантовских принципов, согласно которым здоровый образ жизни - это тонкий вкус, который обнаруживает меру в желаниях, делает потребление полезным и рассчитанным на долгие годы6. Это поиски такой меры удовольствия от жизни, которая способна его увеличивать. Философия здорового образа жизни - философия интеллектуальной свободы, сферы выбора, самоосуще-ствления, жизнетворчества. В центре внимания философии здорового образа жизни - анализ индивидуальных смыслов, проистекающих из осознания вкусов, фантазий, болезней тела, возможностей духа, которые кроются в способности выявить свои маски, позы, нащупать линии ложной защиты, найти способы открыться миру, осознать смыслы жизни в целом и ее отдельных периодов, смысл человеческой активности и пассивности, способности снять ощущение, что «ты - жертва». Не менее важна для философии здорового образа жизни проблема средств достижения целей. Человек нередко болеет именно
потому, что, имея цели, не знает средств их достижения. Расширение диапазона средств - это профилактика болезней, открытие собственного пути к благополучию.
Следует подчеркнуть, что хотя в целом здоровье производно от содержания культурного мира человека, вместе с тем при определенных обстоятельствах, а они вследствие тягот жизни начинают носить всеобщий характер, здоровье само по себе осознается многими как ценность и важнейший смысл жизни. «Рациональная ипохондрия», как осознанная необходимость действовать с целью поддерживать, укреплять и корректировать параметры собственного здоровья, в настоящее время является фактором, гармонизирующим жизнедеятельность человека. Такого рода деятельность сама по себе рискованна, поскольку современная культура несет в себе традиции, открывающие многообразные, нередко альтернативные пути к здоровью, и далеко не все из них являются рецептами для вас. Выбор пути к собственному здоровью индивидуально неповторим. Для того чтобы хоть как-то оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи или отклонения от цели, необходимо концептуально зафиксировать альтернативы техник оздоровления, существующие в культуре. Для этой цели философия здоровья предполагает возрождение древнейшего пласта человеческой культуры -диететики. Диететика в древности - часть философии, которая была направлена на поиски благоприятного режима функционирования для тела и духа. По Канту, диететика - часть философии, которая средствами практического разума обеспечивает человеку продолжительную жизнь. Принцип заботы о самом себе раскрыт в религиозной, философской и народной традициях.
Метаморфозы с понятием диететика отражают метаморфозы, которые произошли в нашем сознании в течение столетий в представлениях
о режиме заботы о своем теле и духе. Диететика выродилась в гигиену - раздел медицины, которая, по определению, есть «практика заботы о телах тех, кто сам о себе больше не может позабо-титься»7. Власть над телом и душой - в руках посторонних - вот суть произошедшей метаморфозы.
В исконном понимании диететика - это забота о самом себе в той части, которая заключается в поисках благоприятного режима функционирования духа и тела. Диететика - наиболее глу-
бинная, интимная, мировоззренческая установка культурного субъекта. Поэтому она во многом определяет не только отношение к самому себе, но и к другим, способ смотреть на мир, действовать. Хотя установки диететики подразумевают переключение внимания с внешнего мира на внутренний, с других на самого себя, наблюдение за тем, что ты думаешь, как ты думаешь, что ешь, пьешь и т. д., тем не менее именно мировоззрение, обремененное диететикой, позволяет преобразовывать и преображать не только себя, но и мир за счет функционирования в нем самодостаточного субъекта. Диететика - культура овладения совокупностью практических навыков, приобретаемых волевым усилием. К ним относятся самые разнообразные техники: самопознания, контроля за любыми представлениями по мере их появления в сознании, бодибилдинга в широком понимании как технологии управления телом, техники санирования отношений с другими людьми и т.д. Таким образом, предметом философской диететики является изучение принципов деятельности, направленной на волевое созидание гармоничного бытия человека.
Философская диететика связана с именами философов, которые либо отождествляли понятие философии с понятием диететика, либо рассматривали диететику важнейшей частью философии и культуры. «Одни лишь философы, - подчеркивает М. Фуко, - могут сказать, как следует себя вести; они одни знают, как надо управлять другими людьми и теми, кто сами хотят руководить. Философия - это совокупность принципов и практических навыков, которые человек имеет в своем распоряжении или представляет в распоряжение других с тем, чтобы иметь возможность должным образом проявлять заботу о себе и о других»8. Философия как учитель жизни, грамматика бытия, служба по обеспечению свободы, как способ создавать и критически оценивать проекты жизни, расширять житейские проблемы, рисовать идеальные царства, где живут желания, где человек становится чем-то для самого себя, -все это классические сюжеты философской диететики. Антологии путей самоусовершенствования строятся исходя из принципа разнохарактерной и уникальной сущности индивидов. Романтик, прагматик, гедонист, аскет, бунтарь, эксцентрик, поэт и т.д. - разные основания для мышления. Каждому из них философия предлагает инвариантные сущности концепта диететики.
Рациональная диететика связывает самопомощь с рассудком, волей, в привычку с детства вводит практику обращения к разуму: «Кто разумно станет обходиться сам с собой, - учил еще Диоген Синопский, - тот будет черпать удовольствие и в слухе, и в зрении, и в пище, и в любви. А тому, кто неразумно пользуется собой, грозят опасности... Разве ты не видел людей, у которых душа не знает покоя ни днем, ни ночью?»9 Рациональная диететика ригористична: Debes ergo potes - должен, значит, можешь.
Гуманистическая диететика - диететика раскрепощенного человека, ее символ веры - свобода, она нацелена вооружить человека навыками практической жизни, способствовать свободному проявлению и развитию естественных наклонностей.
Сентиментальная диететика - диететика чувств, основанная на идее самоценности личной интимной жизни. Она строится на технике эмоциональной объективации самого себя, технике освобождения от комплексов, раскрытия своих слабостей, рождения открытого, тонко чувствующего «Я», строится из максимы - «грош цена тому чувству, у которого есть цена» (Шам-фор). Мир бесценных чувств позволяет достойно жить в стесненных обстоятельствах. «Исповедь» Руссо - учебник раскрепощения чувств «маленького» и бедного человека. Цель Руссо -освободиться от своего стыда, раскрыть себя в своей слабости, создать «Я», которое может служить для определения себя для себя и себя для других. «Бедствия, - пишет он, - принуждают нас вернуться к себе самому; и, быть может, это-то и делает их более всего невыносимыми для большинства. Но я, который может упрекнуть себя только в ошибках, я обвиняю в них свою слабость и утешаюсь тем, что никогда преднамеренное зло не приближалось к моему сердцу»10.
Антиподом рациональной диететики является диететика Ницше. Основная мысль Ницше заключается в том, что радость жизни - это жизнь без сознания. Человек - «самое больное и уродливое среди животных, он опасно отклонился от своих инстинктов жизни, ... вера в тело фундаментальнее веры в душу,... существенно: исходить из тела и пользоваться им как руководящей нитью, .необходимо уничтожить мораль, чтобы освободить жизнь»11.
У Ницше мы находим диететику безумия как диететику тела, которое знает себя без ума и спо-
собно заботиться о себе помимо сознания. Ницше издевается над диететикой разума: «Все умны и знают все, что было: так что можно смеяться без конца. Они еще ссорятся, но скоро мирятся -иначе это расстраивало бы желудок. У них есть свое маленькое удовольствие для дня и свое маленькое удовольствие для ночи, но здоровье -выше всего»12. Что же вместо надоевшего картезианского «Я мыслю» - «знающий говорит: я -тело, только тело и ничто больше; а душа есть только слово для обозначения чего-то в теле. Тело - это большой разум, множество с одним сознанием, война и мир, стадо и пастырь»13. Тело не говорит «Я», но делает его. «Себя должен ты строить, - считает Ницше. - .Высшее тело должен ты создать, начальное движение, самокатя-щееся колесо, - созидающего должен ты со-здать»14.
Каковы же техники построения столь упоительного тела? Carpe diem! (Лови день!). Ницше призывает «вывести - себя - на - сцену» - само-инсценироваться - найти для тела язык более адекватный, чем язык сознания. Танцуй! Пой! Не говори больше.
В чем смысл этой «безумной» диететики? Смысл ее в том, что она лишена однозначности, а следовательно, назидательности. Телодвижения многозначны, позы - лишь маски, которые мгновенно меняются. Жесты, прыжки, ускользания, существующие на грани профанного и сакрального: забота о теле как бы существует и не существует. Диететика Ницше - это диететика провокатора: «Техника намеренной незаконченности, ритмизации и плюрализации текстового пространства выдает цель Ницше: добиться того, чтобы передать другому новый телесный опыт, выводящий его из статических состояний сознания. Ницше говорит о “психомоторной индукции”, “трансфузии”, “резонансе”, выводящих читателя в область экстатических переживаний, туда, где он - всегда не сам, а множество других Я».
Примечания
1 Цвейг С. Казанова. Фридрих Ницше. Зигмунд Фрейд. - М., 1990. - С. 106.
2 Там же.
3 Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. - С. 61.
4 Агацци Э. Ответственность - подлинное основание для управления свободной наукой // Вопросы философии. - 1992. - №»1. - С. 37.
5 Овидий П.Н. Метаморфозы. - М., 1977. - С. 170.
6 Кант И. Соч. В 6-ти т. Т. 6. - С. 495.
7 Фуко М. Герменевтика субъекта // Социологов - М., 1991. - С. 49.
8 Фуко М. Герменевтика субъекта // Социологов - М., 1991. - С. 296.
9 Антология кинизма. - М., 1984. - С. 134.
10 Руссо Ж. -Ж. Исповедь // Избр. соч. В 3-х т. -
М., 1961. - Т. 3. - С. 642.
11 Сумерки богов. - М., 1989. - С. 28; Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей. -М., 1994. - С. 149, 229, 247.
12 Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - М., 1990. - С. 16.
13 Там же. - С. 30.
14 Там же. - С. 62.
УДК 101. 1:316"312"
Стеценко Денис Николаевич
Казанский государственный энергетический университет
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ КОММУНИКАЦИОННОГО ДЕЙСТВИЯ В ФИЛОСОФСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
В статье предпринимается попытка рассмотрения аспектов рекламы, паблик рилейшнз, Интернет-технологий с точки зрения коммуникативного действия. Отмечается, что способы взаимодействия индивидов изменяются под действием технологического развития и обеспечения передачи информации, а значит, качество общения переходит на иной уровень. Данная работа ставит вопрос: идёт ли развитие по пути упрощения системы или ожидается переход на новый уровень коммуникации, а следовательно, иной уровень интерпретации всего научного и культурного наследия человечества?
Ключевые слова: коммуникация, медиакультура, маркетинговые коммуникации, реклама, массовая куль-
тура, паблик рилейшнз.
В качестве преамбулы сошлюсь на новейший опыт, полученный мировой философской общественностью в ходе работы XXII Всемирного философского конгресса «Rethinking Philosophy Today», проходившего в Сеуле (Южная Корея) в 2008 году, а именно, на доклад Питера Кемпа, на то время действующего Президента FISP - Международной Федерации Философских Обществ и президента конгресса.
Выступая с пленарным докладом «Power of the Word» при открытии конгресса, профессор Кемп заявил следующее: «Наша сила состоит в нашей способности рационально говорить обо всем, адекватно оценивать и рассматривать роль любого события во всех сферах действительности. .Единственная сила, которой мы, философы, обладаем - сила слова [сила коммуникации]. Философская аргументация и рефлексия составляют неэкономическую, нетехнологическую и немилитаристскую власть, благодаря слову, которое способно состязаться, конкурировать, бросить вызов остальным силам, обнажая обман, развенчивая иллюзии и предлагая лучший мир, место жизни для человечества. Это важно не потому только, что философы обладают вполне ося-
заемой силой слова, и в связи с этим общество требует от них отчета в том, что они делают, когда учат философии [ведут образовательную деятельность] или произносят речи в публичной сфере перед аудиторией, но и потому также, что они не могут объяснить свою собственную деятельность без рефлексии по поводу силы слова в общем смысле. И по этой причине общество должно признать, что эта сила [слова] - огромна, в мире, который сейчас мы определеннее, чем когда-либо, формируем при помощи наших слов. И может быть, мир был бы худшим местом, живя без философии. Поэтому мы нуждаемся в философии, нуждаемся в силе слова, и эта необходимость самая глубокая движущая сила общества, какой мы обладаем.» Так сказал современный датский философ Питер Кемп.
Традиционное понимание коммуникации достраивается при философско-антропологическом подходе. Коммуникацию сложно трактовать как просто обмен идеями, взаимодействие сознаний, передачу мыслей и чувств. В коммуникации участвует не сознание само по себе, а человек во плоти и крови, обладающий сознанием. К тому же тело не может рассматриваться отдельно от места, которое оно занимает в пространстве,