дискуссия
журнал научных публикаций
И. А. Серова, д-р фил. наук, профессор, кафедра философии и биоэтики, Пермская государственная медицинская академия имени академика Е. А.Вагнера, г. Пермь, Россия,
Е. Л. Копеина, канд. экон. наук, доцент, кафедра общей экономической теории, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина г. Екатеринбург, Россия, екорета @mail.ru
ФИЛОСОФИЯ ВДВОЕМ: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ И СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ ДИЕТЕТИКА
Для экономики в проблеме здоровьес-бережения важна функциональная направленность, которая связывает здоровье с высшим смыслом жизни человека — потребностью самореализации в труде, открывающей возможность прожить гражданам жизнь свободно и, вместе с тем, умереть от старости, а не от болезней. Поэтому человек как субъект деятельности интересен для экономики труда с различных сторон, в том числе и как творец своего здоровья. В конечном счете, культура в целом и экономика труда в частности призваны формировать некое состояние социального «вкуса» у людей быть субъектом собственного здоровья.
Толкование здоровья как ценности личной жизни, на первый взгляд, поразительно банально. Вместе с тем, здоровье — сложный предмет для научного анализа. Каждый чувствует его виртуальность: сегодня ты — здоров, и вдруг это ощущение пропадает. Виртуальные состояния трудно выразить в рационализированной форме, именно поэтому возможности философии в изучении феномена здоровья нельзя не использовать, ибо философия — не только наука, но и в какой-то мере искусство, по крайней мере, искусство жизни, искусство выживания.
Человек, будучи от природы существом свободолюбивым, интуитивно сопротивляется нормированию своей жизни вообще и нормам здорового образа жизни в частности, что создает серьезные трудности на пути к самосохранению. Поэтому фило-
софские, религиозные, народные традиции здравомыслия веками формируют вкус к мере: мере потребления, мере желаний, мере амбиций, мере удовольствий. Философия здоровья актуализирует высказывания Солона, где мера представлена лаконичной фразой — «ничего слишком». Лишнее при этом ассоциируется с лишением, происходящим в случае перехода через границу меры. Излишек понимается как разрушительный принцип, который деформирует нормы, позволяющие следовать по пути сохранения качества жизни. На наш взгляд, философия здорового образа жизни может быть развернута на базе забытых кантовских принципов: здоровый образ жизни — это тонкий вкус, который обнаруживает меру в желаниях, делает потребление полезным и рассчитанным на долгие годы. Это поиски такой меры удовольствия от жизни, которая способна его увеличивать1. Если исходить из представления, что человек творит свое здоровье сам, то сохранение здоровье можно рассматривать как возможность остаться самим собой и в то же время любить себя в другом, прожить жизнь в соответствии со своим предназначением, своими желаниями, настроениями, способностями и мечтами. В артикуляции русского философа И. А. Ильина философема здоровья — легкое, бодрое самочувствие, само себя поддерживающее равновесие жизни.
Философия здорового образа жизни — философия интеллектуальной свободы,
дискуссия
журнал научных публикаций
ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
сферы выбора, самоосуществления, жиз-нетворчества. История философской мысли показывает самые разные пути к здоровью через воспитание стремления заботиться о самом себе. А любое =
воспитание — это философия вдвоем, поскольку благоприятные режимы функционирования для тела и духа уже найдены в течение столетий в различных мировоззренческих системах, в народных устоях и обычаях. Путь к здоровью культура способна превратить в интеллектуальное приключение, предлагая для выбора религиозные, философские, народные диететики. Принцип заботы о самом себе, и, прежде всего, о своем здоровье, становясь мировоззренческим ориентиром личной жизни современного человека, дает основание надеяться, что многообразие путей к здоровью, веками существующих в культуре, будет востребовано.
Понятие диететики отсутствует в «Философском энциклопедическом словаре». «Большая советская энциклопедия» трактует его как умершее понятие, которое в прошлом обозначало всю науку об охране здоровья, т. е. современную гигиену, а с начала XIX в. диететика рассматривается как наука о рациональном питании, что практически привело к тому, что в XX в. диететика и диетология — два разных понятия — звучат как синонимы.
Метаморфозы с понятием диететика отражают метаморфозы, которые произошли в нашем сознании в течение столетий в представлениях о режиме заботы о своем теле и духе. Диететика выродилась в гигиену — раздел медицины, которая, по определению, есть «практика заботы о телах тех, кто сам о себе
Принцип заботы о самом себе, и, прежде всего, о своем здоровье, становясь мировоззренческим ориентиром личной жизни современного человека, дает основание надеяться, что многообразие путей к здоровью,
веками существующих в культуре, будет востребовано.
больше не может позаботиться»2. Власть над телом и душой — в руках посторонних — вот суть произошедшей метаморфозы.
В исконном понимании диететика — это забота о самом себе в той части, которая заключается в поисках благоприятного режима функционирования духа и тела. Диететика — наиболее глубинная, интимная, мировоззренческая установка культурного субъекта. Поэтому она во многом определяет не только отношение к самому себе, но и к другим, способ смотреть на мир, действовать. Хотя установки диететики подразумевают переключение внимания с внешнего мира на внутренний, с других на самого себя, наблюдение за тем, что ты думаешь, как ты думаешь, что ешь, пьешь и т. д., но именно мировоззрение, обремененное диететикой, позволяет преобразовывать и преображать не только себя, но и мир за счет функционирования в нем самодостаточного субъекта. Диететика — культура овладения совокупностью практических навыков, приобретаемых волевым усилием. К ним относятся самые разнообразные техники: самопознания, контроля над любыми представлениями по мере их появления в сознании, бодибилдинга в широком понимании как техно -логии управления телом и т. д. Таким образом, предметом философской диететики является изучение принципов деятельности, направленной на волевое созидание гармоничного бытия человека.
Философская диететика связана с именами философов, которые либо отождествляли понятие философии с понятием диететика, либо рассматривали диететику важнейшей частью философии и культу-
ДИСКУССИЯ
журнал научных публикаций V
ры. «Одни лишь философы, — подчеркивает М. Фуко, — могут сказать, как следует себя вести; они одни знают, как надо управлять другими людьми и теми, кто сами хотят руководить. Философия — это совокупность принципов и практических навыков, которые человек имеет в своем распоряжении или представляет в распоряжение других с тем, чтобы иметь возможность должным образом проявлять заботу о себе и о других3.» Философия как учитель жизни, грамматика бытия, служба по обеспечению свободы, как способ создавать и критически оценивать проекты жизни, расширять житейские проблемы, рисовать идеальные царства, где живут желания, где человек становится чем-то для самого себя — все это классические сюжеты философской диететики. Антологии путей самоусовершенствования строятся исходя из принципа разнохарактерной и уникальной сущности индивидов: романтик, прагматик, гедонист, аскет, бунтарь, эксцентрик, поэт, пахарь, нарцисс и т. д. — разные основания для мышления. Каждому из них философия предлагает свои концепты диететики: это диететика гуманистическая и сентиментальная, рациональная и иррациональная.
Гуманистическая диететика — диететика раскрепощенного человека. Ее символ веры — свобода, она нацелена вооружить человека навыками практической жизни, способствовать свободному проявлению и развитию естественных наклонностей. Так,
мир подлинный пред- _
стает у Шопенгауэра как мир «воли к жизни», в которой философ черпает силу жить так, как хочется. Пиетет к здоровью концептуален для А. Шопенгауэра, ибо он считает, что в ситуации войны всех против всех здоровье — суперценность: «Вообще
Пиетет к здоровью концептуален для А. Шопенгауэра, ибо он считает, что в ситуации войны всех против всех здоровье -суперценность.
При здоровье все становится источником наслаждения; без него же, напротив, для нас недоступно никакое внешнее благо, какого бы рода оно ни было; да и прочие субъективные блага, свойства ума, нрава, темперамента, понижаются и омрачаются болезненным состоянием»4. Шопенгауэр занят поиском благоприятного режиме ма функционирования для данной тебе индивидуальности, которая определяет меру в наслаждениях, ибо еда хороша для голодного, вино для здорового, лекарство для больного, шуба для зимы, женщины для молодости.
В ХХ в. диететика сама по себе становится предметом философии в трудах М. Фуко. Культура себя начинается с ответа на вопрос: какую часть дня или жизни следует ей отвести, ибо забота о себе — это не синекура. «Здесь и уход за телом, и режим, помогающий поддерживать здоровье, и постоянные физические упражнения, и по возможности умеренное удовлетворение потребностей. Здесь и размышления, и чтение, и составление выписок из книг или записей бесед, к которым стоит возвращаться, и припоминание истин, хорошо известных, но требующих более глубокого осмысления... Сюда же относятся беседы с наперсником, с друзьями, с учителем или руководителем; прибавьте к этому переписку, где сообщают о состоянии духа, просят советов, дают их нуждающимся... Вокруг заботы о себе, таким образом, разворачи-_ вается бурная деятельность (как устная, так и письменная), в которой тесно переплелись работа над собой и общение с другими»5.
Технология себя = обеспечивается упражнениями самосовершенствования, которые Фуко называет «процедурами испытания»,
9/10 нашего счастья зависит от здоровья. позволяющими измерить и утвердить меру
дискуссия
журнал научных публикаций
ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
доступной тебе независимости от всего, что нельзя счесть незаменимым и необходимым. Исторические примеры такого роды испытаний необычайно живописны. Для того чтобы опуститься на исходный уровень потребностей, Плутарх рекомендовал, возбудив гимнастическими упражнениями «волчий аппетит», долго любоваться роскошно убранными столами и изысканными яствами, а затем предоставить воспользоваться пиршеством рабам, свои же обузданные желания удовлетворить обычной незатейливой едой. Сенека предлагает два - три дня в месяц подражать беднякам, доходя до нужды, испытывая на самом деле жесткое ложе, войлочный плащ, сухой, грубый хлеб. Особо ценно, по мнению Сенеки, умение удержаться от удовольствий, которым предается весь народ, например, во время Сатурналий, когда страсти к наслаждениям дана законная сила. Когда народ перепился до рвоты, Сенека предлагает упражняться в стойкости, чтобы как можно дольше оставаться трезвым. Технология себя заключается в том, чтобы, не смешиваясь со всеми, не выделяться, не составлять исключения, делать то же самое, что все, но иначе. В качестве ежедневных упражнений, укрепляющих здоровье, Фуко предлагает обратить внимание на громкое чтение, песнопение, танцы, участие в хорах, упражнения с оружием, игры в мяч, бег и прогулки, лучше в гору, под открытым небом по прямой дорожке.
Связь технологии себя и философии любви выражается в необходимости и обязанности сказать правду о самом себе, правду о своих желаниях. В контексте роста озабоченности своим здоровьем Фуко остро ставит вопрос о сексуальных удовольствиях, их природе и механизме, позитивном и негативном значении для организма, а также о режиме, которому их следует подчинить. Со времен Галена известна мудрость природы, которая наделила все живое «жалом»
страсти, имеющим неконтролируемую силу «яростного» вожделения, обеспечивающего нетленность жизни. Рассудительные речи о любви в основном предлагают следующие сюжеты: зависимость сексуальных удовольствий от состояния здоровья, терапевтические эффекты соитий, режим зачатий, режим воздержания, работа души в браке и до брака, которая строится вокруг решения вопроса — следует или не следует жениться. Известно, что эпикурейцы и киники были принципиальными противниками брака, стоики же, напротив, его приверженцами. Фуко солидаризируется со стоиками, считая, что «вступать в брак нужно не потому, что женатым быть "лучше". Но потому, что должно»6. Принцип, обязывающий жениться, не связан с игрой сопоставления преимуществ и издержек брака. Брак соединяет человека с самим собой, развивает человеческое в человеке. Не вступая в брак, человек терпит ущерб. Какой? Иного никакого, кроме того, что не делает того, что должно, таким образом теряя в себе человека честного, совестливого и порядочного. Фуко подчеркивает, что тому, кто заботится о самом себе, недостаточно просто жениться, нужно еще придать своей жизни в браке продуманную форму и особый стиль, который не исчерпывается принципом самообладания и способности управлять самим собой, но преображает жизнь супружеской связью, основанной на привилегированном партнерстве во всем.
Сентиментальная диететика — диететика чувств, основанная на идее самоценности эмоций, ибо «грош цена тому чувству, у которого есть цена» (Шамфор). Она строится на технике освобождения от комплексов, раскрытия своих слабостей, рождения открытого, тонко чувствующего «Я». Мир бесценных чувств позволяет достойно жить в стесненных обстоятельствах. «Исповедь» Руссо — учебник раскрепощения чувств «маленького» человека.
дискуссия ríh
журнал научных публикаций V
Цель Руссо — освободиться от стыда, раскрыть себя в своей слабости, создать «Я», которое может служить для определения себя для себя и себя для других. «Бедствия, — пишет он, — принуждают нас вернуться к себе самому; и, быть может, это-то и делает их более всего невыносимыми для большинства. Но : я, который может упрекнуть себя только в ошибках, я обвиняю в них свою слабость и утешаюсь тем, что никогда преднамеренное зло не приближалось к моему сердцу»7.
Руссо придается неге самоанализа, восторгу самолюбования: привычка погружаться в самого себя приводит к тому, что угасают ощущения от собственных страданий. Восторг продуцируют гуляние в одиночестве, погружение в мир воспоминаний, фантазий, мечты. Плюс чары природы, удовольствия от болтовни, бескорыстного благодеяния, хобби. Помогает и бодрящая установка, — старею, но по-прежнему учусь.
Классикой сентиментальной диететики является утверждение: «И любви не должен чураться мудрец, ибо только он знает, кто достоин ее»8. Суть этого знания заключается в том, что «следует сходиться только с такими женщинами, которые будут вам за это признательны»9, т. е. сентиментальная диететика в качестве раздела обязательно включает в себя искусство завлечения. Скажем, обманывать и обещать невозможное — техника мужской мудрости в любви, именно она позволяет легче пережить разлуку, дает надежду, перспективу развития отношений.
Поиску режима подлинного существования в сфере чувств посвящены работы всех экзистенциалистов. Диететическое звучание проблемы наиболее очевидно у сартровских героев. «Тошноту» от собственного тела и от необходимости жить с другими людьми герои Сартра преодолевают с помощью творчества. Натура индивидуально не выразительна до тех пор, пока она не тронута игрой воображения: «Так и хочется им сказать: «Ну, решайтесь же, станьте, наконец, фиолетовыми, и покончим с этим»... Так нет же, они — ни туда ни сюда; они запнулись в своем незавершенном усилии»10. Завершив усилие в воображении, мы преображаем
Связь технологии себя и философии любви выражается в необходимости и обязанности сказать правду о самом себе, правду о своих желаниях.
натуру, ввергая ее в мир приключений. «Ты видишь, например, женщину, понимаешь, что она постареет, однако ты не видишь, - как она стареет. Но иногда тебе кажется, что ты видишь, как она становится старой, и чувствуешь, как сам стареешь с ней вместе»11, — это уже мир подлинных чувств, индивидуально выразительных, не банальных, ситуативно-неповторимых. Принцип заботы о самом себе превращает умение властвовать над собой в опыт радости, наслаждения самим собой. Ведь со времен Древнего Рима известно: «Hoc est vivere bis, vita posse priore frui» — уметь наслаждаться прожитой жизнью — значит жить дважды. Сентиментальная диететика излечивает от болезни Мон-теня «Я тот, от кого страдаю».
Таким образом, диететика призвана вооружить человека таким здоровьем, которое исцеляет болезни, поскольку, в конечном счете, не врач, а исходный уровень здоровья побеждает болезни. Medicum curat (morbos), nature sanat — врач лечит, природа исцеляет. Прекрасная смесь «мудрости и безумия, которые, взаимно усиливая друг друга, делают жизнь более приятной и более острой»12 представлена в рациональной и иррациональной диететиках. (jgj ;>)
1. Белкина Т Л., Серова И. А., Ягодина А. Ю. Метаморфозы ценностного отношения к здоровью // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. 2010. № 3 (16). С. 44.
2. Фуко М. Герменевтика субъекта // Социологос. М., 1991. С. 49.
3. Там же. С. 296.
4. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. Л., 1990. С. 26.
5. Фуко М. История сексуальности — III: Забота о себе. Киев; М., 1998. С. 59-60.
6. Там же. С. 168.
7. Руссо Жан Жак. Исповедь // Избр. произведения: В 3 т. Т 3. М., 1961. С. 642.
8. Антология кинизма. М., 1984. С. 103.
9. Там же. С. 103.
10. Сартр Ж. П. Стена // Избр. произведения. М., 1992. С. 33.
11. Там же. С. 66.
12. Ламетри Ж. О. Сочинения. М., 1976. С. 413-414.