Научная статья на тему 'Формирование самостоятельной деятельности младших школьников как актуальная проблема в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)'

Формирование самостоятельной деятельности младших школьников как актуальная проблема в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2547
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Патимат Набиевна, Алибутаева Багжат Абакаровна

Цель. Обсуждение и определение проблем и перспектив реализации ФГОС НОО второго поколения, указывающего на развитие у младших школьников самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условие ее самоактуализации. Методы. Анализ нормативной и психолого-педагогической литературы, обобщение опыта внедрения стандартов, методы анализа и синтеза. Результаты. Определены условия результативности формирования самостоятельности в учебе у младших школьников, среди которых: учет желаний, возможностей, способностей, знаний и умений детей, обращение к методам стимулирования, поощрения, создание атмосферы открытости и доверия в классе, интеграция предметного и воспитательного материала, выбор педагогом технологии и другие. Выводы. Целями стандартов являются не только знания, личностные результаты, а еще и универсальные способы действий, способности учащихся к самоорганизации, самоконтролю, их умения учиться, инициативность, организованность, навыки совместного труда в различных видах деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Патимат Набиевна, Алибутаева Багжат Абакаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование самостоятельной деятельности младших школьников как актуальная проблема в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)»

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original article УДК 378.147 / UDK 378.147

Формирование самостоятельной деятельности младших школьников как актуальная проблема в условиях реализации Федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)

© 2016 Магомедова П. Н., Алибутаева Б. А.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: nabievna60mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Обсуждение и определение проблем и перспектив реализации ФГОС НОО второго поколения, указывающего на развитие у младших школьников самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условие ее самоактуализации. Методы. Анализ нормативной и психолого-педагогической литературы, обобщение опыта внедрения стандартов, методы анализа и синтеза. Результаты. Определены условия результативности формирования самостоятельности в учебе у младших школьников, среди которых: учет желаний, возможностей, способностей, знаний и умений детей, обращение к методам стимулирования, поощрения, создание атмосферы открытости и доверия в классе, интеграция предметного и воспитательного материала, выбор педагогом технологии и другие. Выводы. Целями стандартов являются не только знания, личностные результаты, а еще и универсальные способы действий, способности учащихся к самоорганизации, самоконтролю, их умения учиться, инициативность, организованность, навыки совместного труда в различных видах деятельности.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, самостоятельность, профессиональный стандарт, планируемые результаты.

Формат цитирования: Магомедова П. Н., Алибутаева Б. А. Формирование самостоятельной деятельности младших школьников как актуальная проблема в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 3. 2016. С. 69-73.

Formation of the Junior Schoolchildren's Independent Activity as the Actual Problem in the Conditions Of Implementation of the General Primary School Federal State Educational Standart (FSES GPS)

© 2016 Patimat N. Magomedova, Bagzhat A. Alibutaeva

Dagestan State Pedagogical Univeristy, Mahkachkala, Russia; e-mail: nabievna60mail.ru

ABSTRACT. Aim. Discussion and definition of the problems and prospects of implementing the education standards of the second generation, pointing to the development of junior schoolchildren' self-reliance, initiative and responsibility of the individual as a condition of self-actualization. Methods. Analysis of normative, psychological and pedagogical literature, summarizing the experience of implementing the standards, methods of analysis and synthesis. Results. The authors of the article determine the conditions of effectiveness of independence formation in learning of the junior schoolchildren. These conditions include -taking into account needs, capacities, abilities, knowledge and skills of the children, address to the meth-

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016

ods of stimulating, encouraging, creating an atmosphere of openness and trust in the classroom, the integration of subject and educational material, the selection of the teaching technologies and others. Conclusions. The aims of the standarts are not only the knowledge, personal results, but also the universal methods of action, the students' ability to self-organization, self-control, their ability to learn, initiative, self-discipline, sharing skills, and labour in different activities.

Keywords: universal educational actions, independence, professional standard planned results.

For citation: Magomedova P. N., Alibutaeva B. A. Formation of the Junior Schoolchildren's Independent Activity as the Actual Problem in the Conditions of Implementation of the General Primary School Federal State Educational Standart (FSES GPS). Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2016. Vol. 10. No. 3. Pp. 69-73. (In Russian)

Новые социально-экономические и политические условия, демократизация повышают требования к современному обществу, личностным качествам, целям и содержанию учебно-воспитательного процесса.

Сегодня в образовании гуманистический подход призывает актуализировать проблему формирования самостоятельной личности, создавая среду для ее социализации, подготовки школьников к окружающей действительности. Это связано с формированием у младшего школьника умения действовать в системе субъект-субъектного подхода, который предполагает самостоятельное целеполагание, выбор пути, способов, средств реализации, организации, регуляции и контроля их выполнения.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального образования второго поколения указывают на развитие у младших школьников самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условие ее самоактуализации [5]. Актуальным для начального образования выступает учебная самостоятельность, ее связь с рефлексией, общеучебными умениями и навыками. В настоящее время стартовые возможности учащихся начальной школы находятся в широком диапазоне: от отсутствия мотивации к школьному обучению, неумения ориентироваться в пространстве до развития мыслительных операций (сравнение, группировка, обобщение и др). Переживая адаптационный кризис, который может продолжаться от 3 месяцев до 1,5 лет [1], ребенок еще и не способен без помощи старших выполнять учебные поручения, активизировать познавательный интерес.

Цели и методы исследования

Реализуемый в современных образовательных организациях Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования второго поколе-

ния призывает педагогов решать одну из важных задач сегодняшней системы образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» [3].

Характеризуя универсальные учебные действия, отметим, что они определены как основные блоки: личностные, регулятивные, общепознавательные, коммуникативные. Опорой для формирования вышеперечисленных универсальных учебных действий являются умения, обеспечивающие способность к саморазвитию, самосовершенствованию.

Результатами освоения стандартов являются не только знания, личностные результаты, а еще и универсальные способы действий, способности учащихся к самоорганизации, самоконтролю, их умения учиться, инициативность, организованность, навыки совместного труда в различных видах деятельности. В связи с этим к учителю начальных классов предъявляются новые требования: трудовые функции, необходимые умения и знания. Это представлено в документе «Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», который утвержден 10 октября 2013 года [4].

Важными из трудовых функций, представленных в профстандарте педагога является построение образовательного процесса на основе ФГОС НОО, учет смены ведущей деятельности, формирование у младших школьников социальной позиции в течение всей учебы, подготовка к основной школе, гендерный подход в оценке младших школьников, внесение изменений в ход учебной деятельности по мере необходимости.

Именно с этим связано переосмысление учителем своего педагогического опыта, приспособление этого опыта к новым современным требованиям и условиям в образовательных учреждениях, вопросов формирования и развития универсальных учебных действий учащихся.

Самостоятельная деятельность младших школьников проявляется в умении фиксировать затруднение в учебной деятельности, постановке цели, построении способа достижения цели. Формирование и развитие у учащихся умения проверять свою работу по образцу с опорой на алгоритм, знание алгоритма исправления ошибок, умение выполнять инструкции, чётко следовать образцу так же являются показателями сформированности у первоклассников регулятивных универсальных учебных действий.

Регуляция - это не что иное, как управление действиями, это основа основ успешности любой деятельности, это умение управлять своей деятельностью. А. Г. Асмолов в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли» отмечает, что «в начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста: умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей. Так целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных универсальных учебных действий, которые становятся базой для учебной деятельности [3].

Во всех примерных образовательных программах для начальной школы выдвигается требование - достаточно хороший уровень учебной самостоятельности младших школьников. Это качество формируется с помощью различных средств, среди которых наиболее эффективным является самостоятельная работа. Умение работать самостоятельно обеспечивается активностью познавательных процессов младших школьников, способностью к саморегуляции, самоконтролю и целепола-

ганию. Под самостоятельной работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств) [1].

Результативность формирования самостоятельности в учебе у младших школьников может иметь место при определенных условиях. Рассмотрим их.

Периодизация материала

Значима позиция педагога и его интерпретация воспитания самостоятельности как целенаправленной, важной для формирования личности составляющей, отказ от помощи, диктаторства, адекватность педагога проявлению самостоятельности детей (тьютор, консультант).

Следующее условие - учет желаний, возможностей, способностей, знаний и умений детей, обращение к методам стимулирования, поощрения, создание атмосферы открытости и доверия в классе.

Еще одно условие - интеграция предметного и воспитательного материала. Через предметный цикл учебного плана решать задачи воспитательного характера. Важным условием по ФГОС НОО является взаимодействие школы и семьи, установление социального партнерства с родителями (законными представителями) в достижении поставленных перед этими социальными институтами целями.

Соблюдение преемственности в формировании универсальных учебных действий в системе начального образования - основная школа, и других ступенях образования, ложится на всех педагогов и положительно отражается на уровне самостоятельности. Следовательно, методически верный подход требует от педагога разработки комплекса оптимальных заданий (по определенной предметной области), постановка конкретных ожидаемых результатов обучения, подбор технологий, методов и форм обучения. ФГОС НОО приветствуют системно-деятельностный подход, который регламентирует отказаться от передачи готового знания от учителя ученику. Перед педагогом стоит задача - сочетать объяснение материала с процессом самостоятельного познания детьми нового знания. Это является и решением пробле-

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• йЭРиЮийЫАи Уо!. 10. N0. 3. 2016

мы низкой мотивации обучающихся для приобретения новых знаний и практических умений. Все большую актуальность, значимость и действенный эффект приобретают проблемные ситуации, активизирующие мышление, создающие сознательную потребность знаний у школьников.

Педагог должен организовать участие каждого учащегося в коллективных действиях по концентрации внимания над учебной задачей, в дальнейшем используя это для «добывания» знаний. А. Леонтьев отмечает «Обучать деятельности - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т. е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» [2].

Для успешной организации самостоятельной деятельности важным является выбор педагогом технологии. Мы выбрали с целью выявления успешности самостоятельной деятельности технологии коллективного взаимообучения. Ожидаемый результат - ученик, умеющий и желающий учиться, быть инициативным в получении новых знаний, умеющий отстаивать свою точку зрения и вместе с тем умеющий слушать, положительно, с уважением принимать точку зрения других, быть коммуникабельным.

Суть данной технологии - проектирование обучения с включением всех субъектов образовательного процесса и использованием различных источников информации. Эффективным средством для развития самостоятельности у младших школьниковявляется групповая форма обучения. Сюда входят: работа парами, группа сменного состава, учебный диалог, проблемная дискуссия и другие. Эффект групповых занятий состоит в том, что у школьников возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность; меняется способ общения между детьми; учащиеся более точно оценивают свои возможности; дети приобретают навыки, которые помогут им в дальнейшей жизни: ответственность, такт, уверенность. Эти формы имеют практическую значимость, и это заключается в том, что они способствуют реализации воспитательных целей, воспитывая к ответственности, желании помочь другим, к общению; расширяют возможности межличностных отно-

шений и способствуют появлению связей между детьми; способствуют объективному процессу самооценки.

Рассмотрим алгоритм действий по организации самостоятельной учебной деятельности младших школьников. Первым этапом важно актуализировать знания учеников, мотивировать их к предстоящей деятельности. Здесь же важно продумать как на уровне учителя так и на уровне ученика результат предполагаемой деятельности. Второй этап условно можно назвать «Создание идеи», то есть предложить учащимся самим придумать план собственной деятельности, реализовать его, откорректировать по мере необходимости.

Реализуемый план можно назвать третьим этапом, когда происходит контроль над промежуточными результатами. Самопроверка. Коррекция деятельности. Осмысление причин неудач деятельности. Важным приемом, стимулирующим самостоятельность, является проговаривание вслух алгоритма действий.

Четвертый этап - самостоятельная деятельность учащихся в отработке новых способов действий, выполнение упражнений и заданий.

Пятый этап можно назвать «Самоконтроль и самооценка». На этом этапе организуется индивидуальная работа по выявлению работы и корректировке ошибок.

Руководящая роль отводится педагогу. Надо так организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик мог реализовать свои возможности, видеть процесс своего продвижения, оценить собственный результат и коллектива (группы), развивая у себя самостоятельность.

Таким образом, урок с проблемными ситуациями, групповыми формами обучения, проведение занятий с использованием деятельностных технологий формирует универсальные учебные действия у детей в соответствии с желаемыми целями.

Выводы

Анализируя примерные образовательные программы, по которым реализуется ФГОС НОО можно сделать вывод, что они дают возможность индивидуального подхода к ученикам, способным выполнить задание самостоятельно, не нуждаясь в указаниях и инструкциях педагога (высокий уровень самостоятельности); обучать детей, способных проявить самостоятельность при наличии конкретных педагогических условий (средний уровень), а также оказать помощь ученикам, которые спо-

собны сделать самостоятельно лишь отдельные действия (низкий уровень).

С целью оптимального руководства самостоятельной учебной деятельностью младших школьников мы определили по-

1. Гасанова Д. И. Подготовка студентов к профессиональной педагогической деятельности: рефлексивный аспект // Среднее профессиональное образование. 2011. № 4. С. 41-45.

2. Деятельность. Сознание. Личность / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, академия, 2004. 346 с.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. М., 2010.

4. Приказ Министерства труда и социальной

1. Gasanova D. I. Preparation of the students for professional pedagogical activities: reflective aspect. Srednee professional'noe obrazovanie [Vocational secondary education]. 2011. No 4. Pp. 41-45. (In Russian)

2. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Edited by D. A. Leon-tyev. Moscow, Academy Publ., 2004. 346 p. (In Russian)

3. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deystviya v nachal'noy shkole. Ot deystviya k mysli: posobie dlya uchitelya [How to design universal educational-related activities in elementary school. From thought to action: a Handbook for teachers]. Edited by A. G. Asmolov, G. V. Burmenskaya, I. A. Volodarskaya. Moscow, 2010. (In Russian)

4. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zash-chity Rossiyskoy Federatsii ot 18 oktyabrya 2013 g. N 544n g. Moskva «Ob utverzhdenii pro-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Магомедова Патимат Набиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства (МПИиДПИ), ДГПУ, Махачкала, Россия; email: nabievna60mail.ru

Алибутаева Багжат Абакаровна, аспирант 1-го года обучения кафедры общей и теоретической педагогики (ОТП), ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: nabievna60mail.ru

Принята в печать 22.07.2016 г.

казатели самостоятельной работы: разработанное задание учителя; тьюторство педагога; самостоятельность детей; выполнение задания без непосредственного участия педагога, активность младших школьников.

защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

5. Приказ Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Зарегистрирован в Минюст России от 22 декабря 2009 г. N 15785.

fessional'nogo standarta "Pedagog (pedagogiche-skaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'-nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» [Order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation of 18 October 2013 N 544h Moscow "On approval of the occupational standard "Teacher (pedagogical activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)".

5. Prikaz Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya. Zaregistrirovan v Minyust Rossii ot 22 dekabrya 2009 g. N 15785. [The order On Approval and Introduction of Federal State Educational Standart of Primary Education. Registered in Ministry of Justice of Russia in 22 December 2009 N 15785]. (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliations

Patimat N. Magomedova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of the Methods of Teaching Graphic and Decorative Applied Arts (MTGDAA), DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: nabievna60mail.ru

Bagzhat A. Alibutaeva, 1st year postgraduate student, the chair of General and Theoretical Pedagogy (GTP), DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: nabievna60mail.ru

Received 22.07.2016.

Литература

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.