УДК 378.14
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАЗВИТИЮ УМЕНИЯ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© 2016
Дичинская Людмила Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара (Россия)
Аннотация. В данной статье предпринята попытка определения педагогических условий формирования готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников. Формирование готовности будущих учителей к развитию универсальных учебных действий, в число которых входит самоконтроль, является актуальной проблемой современной педагогической науки. Ориентация программы общего образования на достижение метапредметных результатов требует пересмотра программы подготовки педагогов в системе высшего образования. Необходимо создать условия формирования готовности к развитию универсальных учебных действий, в частности, самоконтроля. В нашем исследовании готовность рассматривается как системное личностное образование, представленное мотивационно-ценностным, когнитивным, операционным и рефлексивно-аналитическим компонентами. Для определения педагогических условий формирования готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля были рассмотрены особенности формирования свойств личности в педагогическом процессе. В результате были выделены следующие условия: поэтапное формирование готовности, обогащение содержания профессиональной подготовки знаниями о самоконтроле и способах его развития, обеспечение опыта деятельности по развитию умения самоконтроля у младших школьников. Учитывая тот факт, что умение самоконтроля является предметом обучения, и принимая во внимание наличие положительных связей между уровнем самоконтроля в учебной деятельности студентов и уровнем готовности к развитию этого умения у школьников, мы выделили еще одно условие - развитие умения самоконтроля в учебной деятельности студентов.
Ключевые слова: самоконтроль, готовность, компоненты готовности, уровни готовности, этапы формирования готовности, педагогические условия, формирование свойств личности, содержание профессиональной подготовки, опыт деятельности, педагогическая деятельность.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE FORMATION OF INTENDING TEACHERS' READINESS TO DEVELOP SELF-ASSESSMENT IN PRIMARY SCHOOL PUPILS
© 2016
Dichinskaya Lyudmila Yevgenyevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor
of the chair of foreign languages Samara State University of Social Sciences and Education, Samara (Russia)
Abstract. The present article attempts to determine the pedagogical conditions of the formation of intending teachers' readiness to develop self-assessment in primary school children. Formation of intending teachers' readiness to teach universal learning skills, which include self-assessment, is a live issue of modern pedagogy. Aiming general education program at achieving metasubject results requires a revision of teacher training programs in higher education. It is necessary to create conditions for the formation of readiness to teach universal learning skills, self-assessment being among them. In present study readiness is considered as a personality trait represented by motivational, cognitive, operational and reflexive-analytical components. To determine the pedagogical conditions of the formation of intending teachers' readiness to develop self-assessment the formation of personality traits in the pedagogical process has been considered. As a result, we have identified the following conditions: staged development of readiness, enriching the content of the training programme with knowledge about self-assessment and the ways of its development, providing experience in developing self-assessment in primary school children. Considering the fact that self-assessment is the skill to be taught, and taking into account the existence of a positive correlation between the level of self-assessment in students' learning activity and their readiness to develop this skill in schoolchildren, we have identified one more condition - the development of self-assessment in students' learning activity.
Keywords: self-assessment, readiness, readiness components, readiness levels, stages of readiness development, pedagogical conditions, the formation of personality traits, the content of the training, experience, teaching activities.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Самоконтроль выступает одним из метапредметных результатов обучения в начальной школе, что отражено во ФГОС НОО [1]. Следовательно, будущие учителя начальной школы должны быть готовы к развитию данного умения у младших школьников. Это положение находит подтверждение во ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование» (бакалавриат) [2]. В частности, студент, освоивший программу бакалавриата, должен обладать готовностью реализо-вывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) и способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов (ПК-4) [2, с. 9]. Необходимость подготовки бакалавров педагогического образования и учителей к реализации ФГОС является объектом ряда исследований в области педагогики (А.А. Вендина, К.А. Киричек, В.В. Малиатаки [3], З.А. Магомеддибирова, П.А. Расулова [4], Л.И. Лазарева, Г.Т. Васильчук [5], Л.А. Павлова [6] и др.)
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и
на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблема готовности к профессиональной деятельности достаточно хорошо изучена в педагогической науке. Анализ показывает, что существуют два подхода к определению структуры и содержания готовности к профессионально-педагогической деятельности. В обоих подходах учитывается структура деятельности. Однако часть авторов выделяют в структуре готовности к профессиональной деятельности функциональные виды этой деятельности и определяют готовность через профессиональные способности и умения, соответствующие функциональным видам профессиональной деятельности (Н.В. Кузьмина [7], В.А. Сластенин [8, 9], Т.В. Руднева [10, 11] и др.), другие исследователи выделяют компоненты готовности в соответствии с функциональными компонентами деятельности, соответствующими фазам ее осуществления (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович [12] и др.). Особое значение имеют исследования авторов, изучающих готовность в рамках акмеологического подхода (Н.В. Кузьмина [7], А.К. Маркова [13], Л.М. Митина [14] и др.). Они выделяют в содержании готовности такие элементы, как адаптированность к изменениям в профессиональной деятельности, способность к перестройке имеющихся знаний, легкость обучения новому знанию, способность к освоению новой для себя дея-
тельности, готовность отойти от устоявшихся профессиональных стереотипов. Отмечая плодотворность исследований по проблеме готовности, следует признать, что в педагогической теории проблема формирования готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников недостаточно изучена.
Формирование целей статьи (постановка задания). Несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме готовности к педагогической деятельности [15-24], педагогические условия формирования готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников не были определены. Устранения данного противоречия является целью данной статьи.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Готовность к деятельности может выступать как психическое и психофизиологическое состояние и как свойство личности. Для профессиональной подготовки принципиальным является формирование долговременной готовности, которая обеспечивает будущему учителю успешное выполнение деятельности в разных условиях и представляет собой системное личностное образование. В своем исследовании мы определяем готовность будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников как системное личностное образование, представляющее собой единство и взаимосвязь мотивационно-ценностного, когнитивного, операционного и рефлексивно-аналитического компонентов. Мотивационный компонент представлен осознанным отношением к деятельности (мотив «ответственность») и увлеченностью данным видом деятельности (мотив «интерес»). Когнитивный компонент включает знания об умении самоконтроля и способах его развития, которые являются ориентировочной основой операционного компонента. Операционный компонент представлен умениями в соответствии с видом педагогической деятельности: проектировочной, конструктивной, организаторской, коммуникативной и гностической. Рефлексивно-аналитический компонент представлен рефлексивными умениями будущего учителя, позволяющими обнаружить несоответствие деятельности целям или условиям, и аналитическими умениями, позволяющими приобрести недостающие знания и внести необходимые коррективы в операционный компонент за счет анализа педагогической практики и теории. На наш взгляд, такое понимание готовности отражает структуру будущей деятельности с учетом возможных изменений условий ее осуществления и способа ее осуществления, что особенно актуально в современных условиях быстрого развития общества и образования.
Для уточнения теоретических положений, являющихся основой процесса формирования готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников, и определения педагогических условий успешного формирования такой готовности мы обратились к педагогической практике.
В ходе пилотажного исследования была проведена диагностика уровня готовности будущих учителей к развитию умения самоконтроля у младших школьников среди студентов 4 и 5 курса факультета начального образования (N=112). Студентам была предложена анкета, в которой им предлагалось оценить по четырехбалльной шкале степень интереса к деятельности по развитию умения самоконтроля у младших школьников, степень значимости этой деятельности, уровень своих знаний и умений (в том числе рефлексивных) в области развития умения самоконтроля. Одновременно была проведена диагностика уровня сформированности умения самоконтроля у будущих учителей.
Анализ результатов показал, что в процессе обучения в вузе мотив развития умения самоконтроля у младших школьников не формируется в достаточной степени. Будущие учителя осознают, что умения самоконтроля
важны для учебной деятельности младших школьников, но не видят необходимости в специальной деятельности по их развитию.
Диагностика когнитивного компонента готовности показала, что большая часть студентов обладает определенными знаниями о самоконтроле, полученными в процессе изучения курсов психологии, педагогики и методики, на которые можно опираться в процессе формирования готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников. Однако будущие учителя не в полной мере способны применять имеющиеся знания для развития самоконтроля у младших школьников. Более того, знания по вопросу о механизме осуществления самоконтроля у будущих учителей практически отсутствуют.
Результаты изучения операционного и рефлексивно-аналитического компонентов готовности показали низкий уровень их сформированности.
Одновременно с анкетированием был изучен уровень развития умения самоконтроля в учебной деятельности самих студентов. Корреляция результатов изучения готовности и результатов изучения уровня развития умения самоконтроля показала наличие положительных связей: более высокий уровень самоконтроля соответствовал более высокому уровню готовности.
Результаты пилотажного исследования выявили недостаточную сформированность компонентов готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников. Для того чтобы добиться более высоких показателей по каждому компоненту готовности, необходимо создать условия для их успешного формирования.
Понятие «педагогические условия» рассматривается как возможности содержания, методов, организационных форм обучения для решения задач образования (В.И. Андреев [25], В.А. Беликов [26], А.Я. Найн [27] и др., а также как компонент педагогической системы (образовательной и материально-пространственной среды), обеспечивающий успешное функционирование и развитие данной системы (М.В. Зверева [28], Н.В. Ипполитова [29] и др.). Так как наше исследование направлено на решение конкретной задачи, мы придерживаемся определения В.И. Андреева и понимаем под педагогическими условиями результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, организационных форм обучения для достижения целей [25, с. 10]. Для определения того, каким образом необходимо осуществлять отбор содержания, выбор методов и организационных форм обучения, мы проанализировали особенности формирования готовности как системного личностного образования.
Одной из предпосылок формирования готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников является развитость данного умения в учебной деятельности самих студентов, что подтвердили результаты пилотажного исследования.
Связь между умением самоконтроля и готовностью к его развитию у школьников обусловлена самой деятельностью обучения и ее предметом. «Учить можно только тому, - утверждает В.В. Сериков, - что может быть передано другому человеку с помощью обучения, а именно тому опыту, который можно представить в виде способов выполнения какой-то деятельности. <> Обучение предполагает вооружение учащегося предметным опытом, т.е. опытом, который может быть отчужден от его созидателя и носителем которого может выступать и другой человек» [30, с. 115]. Чтобы учитель мог передать младшим школьникам способ самоконтроля, он должен сам владеть этим способом, а также знать основные ситуации его применения, то есть у него должно быть развито умение самоконтроля.
Кроме того, отрефлексированный опыт осуществления учебной деятельности, в которой присутствует развитое умение самоконтроля, оказывает воздействие
на мотивационно-ценностный компонент готовности. С.В. Пазухина среди условий, связанных с мотиваци-онно-ценностной сферой личности будущего учителя, выделяет включение личного опыта будущих учителей в структуру образовательной ситуации, его преобразование и обогащение, а также переход от осознания личностного смысла изучаемых дисциплин к реализации самопобуждаемой и самоорганизуемой учебно-профессиональной деятельности [31, с. 45]. Тогда осуществление будущими учителями самоконтроля своей учебной деятельности и будет тем самым личным опытом, который на начальном этапе формирования готовности должен быть включен в структуру образовательной ситуации. Рефлексия этого опыта позволит будущим учителям осознать значение умения самоконтроля в учебной деятельности, осознать смысл развития этого умения, смысл специальной подготовки к развитию умения самоконтроля у младших школьников.
Несмотря на то, что учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте и именно в этом возрасте должны быть сформированы основные универсальные учебные действия, обеспечивающие эту деятельность, период начала обучения в вузе также является сенситивным для развития умений учиться. Это обусловлено тем, что в этот период происходит смена и усиление требований, которые предъявляет личности будущего специалиста учебно-профессиональная деятельность. Это предположение выдвинуто и доказано И.П. Ничипоренко [32, с. 27].
Итак, одним из необходимых условий формирования готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников является целенаправленное развитие этого умения в учебной деятельности самих будущих учителей.
Так как мы понимаем готовность как системное личностное образование, на основе которого формируется готовность как свойство личности, для выявления условий ее успешного формирования мы рассмотрели процесс формирования свойств личности в педагогическом процессе. По В.С. Ильину, В.В. Серикову формирование свойств личности делится на фазы, каждая из которых включает период качественных изменений в сознании и период количественных накоплений в сферах опыта. При этом для успешного развития качественного новообразования личности необходимо сформировать мотивы осуществления определенной деятельности, обеспечить обучающихся знаниями, которые послужат ресурсами для осуществления деятельности, создать условия для приобретения обучающимися опыта осуществления деятельности и, наконец, стимулировать саморазвитие формируемого качества [30, с. 114-115]. Тогда еще одно из условий формирования готовности - поэтапное ее формирование.
На наш взгляд, каждый этап формирования готовности должен обеспечивать определенный результат. Таким результатом является уровень готовности. В своей работе мы выделили три уровня готовности. Интуитивный уровень, представляющий собой отреф-лексированное умение самоконтроля в учебной деятельности самого студента; частично продуктивный уровень готовности, который предполагает сформированность умений выполнять отдельные приемы деятельности на основе теоретических знаний в области педагогики и психологии; продуктивный уровень готовности, который предполагает, что будущий учитель может осуществлять деятельность по развитию умения самоконтроля у младших школьников на основе специальных знаний об этом умении и методике его формирования. В соответствии с уровнями готовности было выделено три этапа ее формирования: подготовительный (формирование готовности на интуитивном уровне), общепрофессиональный (формирование готовности на частично продуктивном уровне) и специально профессиональный (формирование готовности на продуктивном уровне). 44
Так как поэтапное формирование готовности как свойства личности предполагает приобретение знаний и накопление опыта деятельности на каждом этапе, то еще два необходимых условия формирования готовности - это обогащение содержания подготовки будущего учителя специальными знаниями о развитии умения самоконтроля и обеспечение опыта деятельности, соответствующего формируемому уровню готовности.
Анализ программ учебных дисциплин «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Введение в педагогическую деятельность», «Теория обучения. Педагогические технологии», «Педагогика начального образования», «Теория и методика обучения младших школьников», «Методика обучения русскому языку и литературе», «Методика преподавания математики», «Методика обучения иностранному языку» позволил выявить элементы содержания профессиональной подготовки, которые лежат в основе процесса формирования готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников, но не находят должного отражения в содержании выше указанных дисциплин профессиональной подготовки: организация системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся; технология деятельност-ного метода обучения, предложенная Л.С. Петерсон [33]. Знания, умения и опыт деятельности в области организации накопительной оценки и реализации де-ятельностного метода обучения позволят будущим учителям научить младших школьников эффективно пользоваться средствами самоконтроля учебных достижений и осуществлять самоконтроль своей собственной учебной деятельности. Дополнить содержание курсов профессиональной подготовки знаниями и умениями по указанным темам возможно за счет спецсеминаров. Необходимо также создать условия для обобщения этих знаний и их интеграции со специальными знаниями по методике развития умения самоконтроля у младших школьников. Это возможно в ходе изучения спецкурса, на котором студенты получают знания о возрастных особенностях самоконтроля у младших школьников, требованиях к уровню развития умения самоконтроля, зафиксированных в нормативных документах, объектах контроля и эталонах для его осуществления, операционном составе действия самоконтроля, этапах работы над умением самоконтроля, уровнях развития умения самоконтроля. Таким образом, обогащение содержания профессиональной подготовки будущего учителя знаниями о самоконтроле в учебной деятельности младших школьников и способах развития умения самоконтроля является необходимым условием формирования готовности к данному виду деятельности.
Для поэтапного формирования готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников необходимо обеспечить накопление положительного опыта деятельности. Положительный опыт имеет большое значение для формирования свойств личности, так как он обеспечивает положительные психические состояния, которые закрепляются в свойствах личности [34, с. 311-312]. Положительный опыт необходим для формирования готовности в целом, а также имеет особое значение для отдельных ее компонентов. Для формирования мотивационно-ценностного компонента готовности необходимо обеспечить опыт учебной деятельности, в который включено умение самоконтроля, опыт педагогической деятельности и рефлексию этого опыта. Принципиально значение опыта деятельности для операционного компонента готовности. Так как педагогическая деятельность включает проектировочную, конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую, в процессе обучения необходимо обеспечить приобретение положительного опыта в каждом виде деятельности. Опыт проектировочной и конструктивной деятельности может быть получен в ходе выполнения практических заданий по проектированию АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)
средств самоконтроля для младших школьников. Опыт гностической деятельности будущие учителя приобретают в ходе наблюдений за деятельностью коллег по развитию умения самоконтроля у младших школьников и деятельностью самих школьников во время практики, а также в процессе исследовательской деятельности по проблеме самоконтроля. Организаторская и коммуникативная деятельность предполагают общение с другими участниками педагогического процесса, поэтому для приобретения опыта в этих видах деятельности необходимы формы и методы работы на занятиях в вузе, имитирующие реальные условия проведения урока в школе. Формирование рефлексивного компонента готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников предполагает также рефлексию опыта этой деятельности и своего сознания. Таким образом, четвертое необходимое условие успешного формирования готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников - обеспечение опыта деятельности по развитию умения самоконтроля у младших школьников.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, успешное формирование готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников обеспечивается следующими условиями: поэтапное формирование готовности; приобретение опыта деятельности по развитию умения самоконтроля у младших школьников; обогащение содержания профессиональной подготовки знаниями и умениями в сфере развития самоконтроля; специально организованная деятельность по развитию умения самоконтроля в учебной деятельности студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. No 15785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 No 1241, от 22.09.2011 No 2357)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. № 91 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)». Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 марта 2016 г. No 41305
3. Вендина А.А., Киричек К.А., Малиатаки В.В. Активные и интерактивные методы обучения как средство подготовки бакалавров педагогического образования к реализации требований ФГОС // Интернет журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 URL: http://mir-nauki. com/PDF/54PDMN26.pdf (Дата обращения 30.07.2016).
4. Магомеддибирова З.А, Расулова П.А. Подготовка студентов факультета начальных классов в условиях внедрения ФГОС начального общего образования// Педагогическое образование в России. 2015.№ 9. С. 96101.
5. Лазарева Л.И., Васильчук Г.Т. Универсальные учебные действия младших школьников: Практические подходы к определению содержания // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 193.
6. Павлова Л.А. Подготовка студентов к реализации программы формирования универсальных учебных действий у младших школьников // Вестник Ишимского
государственного педагогического института им. П.П. Ершова. 2013. № 5 (11). С. 42-45.
7. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. 119 с.
8. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. 159 с.
9. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2003. 192 с.
10. Руднева Т.И. Основы педагогического профессионализма. Самара: СИУ, 1991. 118 с.
11. Руднева Т.И. Педагогика профессионализма: Учеб. пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. 220 с.
12. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Мн.: Изд-во БГУ, 1976. 176 с.
13. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
14. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. 200 с.
15. Карпычева А.А. К вопросу о готовности педагогов начального образования к инновационной деятельности // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 3 (19). С. 25-27.
16. Тальков С.В. Формирование готовности студентов - будущих учителей к реализации ценностей педагогической морали в рамках учебных дисциплин педагогического ссуза // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 4 (9). С. 204-211.
17. Мельник А.А. Определение критериев готовности будущего учителя физической культуры к внеклассной работе // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 53-56.
18. Горбунова О.В. социальная зрелость личности будущих педагогов-психологов: подходы к определению // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 45-47.
19. Иванова Т.Н., Одарич И.Н. Профессиональная готовность выпускников вузов // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2015. № 2 (40). С. 48-53.
20. Архипова И.В. К вопросу о развитии учебно-профессионального сознания будущих педагогов // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 17-20.
21. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.
22. Юсупова Г.В. Структура и динамика ценностных ориентаций современного педагога // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 124-126.
23. Власенко С.В., Чемоданова Г.И. Использование инновационных форм организации обучения в современном процессе системы повышения квалификации педагогов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 37-41.
24. Дубасенюк А.А. Акмеологическая концепция личностного и профессионального развития педагога // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 22-27.
25. Андреев А.А. Влияние стиля педагогического общения на познавательную активность учащихся на уроке: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1984. 19 с.
26. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. М.: Владос, 2004. 357 с.
27. Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика. 1995. № 5. C. 44-49.
28. Зверева М.В. О понятии «дидактическое условие» // Новые исследования в педагогических науках.
М.: Педагогика, 1987. № 1. С. 29-32.
29. Ипполитова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: Сущность, классификация // General and Professional Education, 2012. № 1. С. 8-14.
30. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 256 с.
31. Пазухина С.В. Педагогическая успешность: диагностика и развитие профессионального сознания учителя: Учебное пособие. Спб.: речь, 2007. 224 с.
32. Ничипоренко Н.П. Развитие представлений студентов-педагогов об умении учиться. Дисс. ... канд. пси-хол. наук. Калуга, 2000. 190 с.
33. Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». / Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева, С.Е. Мазурина, И.В. Зайцева. М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000.», 2006. 80 с.
34. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта: Учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание». М.: Просвещение, 1985. 335 с.