Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста'

Педагогические условия формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1709
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ТВОРЧЕСТВО / МОТИВЫ / ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демирова Лейла Имиралиевна, Магомедова Патимат Набиевна, Алибутаева Багжат Абакаровна

. Цель. Определение педагогических условий формирования самостоятельности у детей. Методы. Анализ литературы, анкетирование, наблюдение, хронометрирование, игровой метод. Результаты. Для организации самостоятельной деятельности необходимы педагогические условия: подготовка к самостоятельной деятельности, организация предметно-пространственной среды, формирование умения организовывать сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и т. д. Выводы. Доказан, что эффективность становления и развития самостоятельной деятельности во многом зависит от педагогического руководства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демирова Лейла Имиралиевна, Магомедова Патимат Набиевна, Алибутаева Багжат Абакаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста»

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 378.147 / UDC 378.147

Педагогические условия формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста

©2°i6 Демирова Л. И., Магомедова П. Н., Алибутаева Б. А.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: nabievna60mail.ru,

РЕЗЮМЕ. Цель. Определение педагогических условий формирования самостоятельности у детей. Методы. Анализ литературы, анкетирование, наблюдение, хронометрирование, игровой метод. Результаты. Для организации самостоятельной деятельности необходимы педагогические условия: подготовка к самостоятельной деятельности, организация предметно-пространственной среды, формирование умения организовывать сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и т. д. Выводы. Доказан, что эффективность становления и развития самостоятельной деятельности во многом зависит от педагогического руководства.

Ключевые слова: самостоятельность, педагогические условия, творчество, мотивы, интересы.

Формат цитирования: Демирова Л. И., Магомедова П. Н., Алибутаева Б. А. Педагогические условия формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 3. С. 33-38.

Pedagogical Conditions of Independence Formation

among Primary Schoolchildren

©2016 Leila I. Demirova, Patimat N. Мagomedoval Bagzhat А. Âlibutaeva.

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: nabievna60mail.ru

ABSTRACT. Aim. Definition of pedagogical conditions of formation of independence among children. Methods. Analysis of literature, questionnaire survey, observation, time-keeping, the playing method. Results. The important pedagogical conditions for independent activity: training for independent activity, organization of objective-spatial environment, formation of skills to make role-play games, didactic games, etc. Conclusions. The efficiency of formation and development of independent activity largely depends on the pedagogical guide.

Ключевые слова: independence, pedagogical conditions, creativity, motivations, interests

For citation: Demirova L. I., Magomedova P. N., Alibutaeva B. A. Pedagogical Conditions of Independence Formation among Primary Schoolchildren. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2016. Vol. 10. No. 3. Pp. 33-38. (In Russian)

В настоящее время общество ставит перед образовательными учреждениями высокие требования. На первый план выдвигаются задачи по созданию условий для развития самостоятельной, творчески активной, любознательной, целеустремленной личности, то есть на создание целостной системы развития и воспитания младших школьников.

Как указывают многочисленные исследования, именно младший школьный возраст является сензитивным для усвоения ребенком общественных норм и правил поведения. В этом возрасте дети наиболее легко усваивают то, что в дальнейшем потребует значительных усилий. На этой ступени возраста формируется инициативность, дружеские взаимоотношения,

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• йЭРиЮийЫАи Уо!. 10. N0. 3. 2016

гуманные чувства, самостоятельность [1; 3; 6-8].

Возраст от 7 до 8 лет является важным, сензитивным периодом для проявления самостоятельности. Однако, как показывают практика и анализ источников литературы, данная проблема не всегда учитывается в деятельности педагогов. В своей работе педагоги отдают предпочтение формированию у детей конкретных, готовых знаний, сами задают цель деятельности, выбирают средства и пути ее достижения. Это часто приводит к неумению детей самостоятельно поставить цель, спланировать деятельность, управлять своим поведением.

Педагогу необходимо создать условия, которые будут способствовать формированию у детей стремлению преодолевать трудности, не отказываясь от намеченной цели. Благодаря развитию самостоятельности у ребенка проявляются такие качества, как инициативность, целеустремленность, любознательность, что позволяет ему управлять своими эмоциями и регулировать свое поведение.

Таким образом, цель нашей статьи -обоснование педагогических условий подготовки детей к самостоятельной деятельности.

Проблема формирования самостоятельности у детей широко рассматривается в современных педагогических трудах. Ей посвящено много исследований, ее изучают в самых различных аспектах.

В нашем исследовании мы сосредоточим внимание на подготовке младших школьников к самостоятельной деятельности. Самостоятельность как качество личности ребенка мы затрагиваем лишь косвенно, так как ищем методы руководства способами самостоятельных действий детей.

В теории педагогики отмечается, что деятельность как самостоятельную можно рассматривать тогда, когда индивид способен выполнять новые, все усложняющиеся задачи или действовать в незнакомых ситуациях, ориентируясь в них без посторонней помощи. По мнению М. А. Данилова, самостоятельная деятельность у школьника возникает в том случае, если он испытывает потребность действовать по своей инициативе, самостоятельно мыслить, выдвигать новые задачи, находить способы их решения, обнаруживает умение переносить усвоенные знания и навыки в новые условия [2].

Самостоятельную деятельность М. А. Данилов ставит в прямую зависимость от

такого руководства, которое побуждает детей действовать сначала по заданию и с помощью взрослого, а затем ограничиваться своими силами. Таким образом, подчеркивается диалектическое единство известного и неизвестного, привычных и незнакомых действий.

Характеристику понятия раскрывают и другие педагоги. Б. П. Есипов считает, что самостоятельную работу школьники выполняют без педагога: «... учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий» [2]. П. И. Пидкасистый предлагает рассматривать ее как «...средство организации и выполнения учащимися определенной деятельности в соответствии с поставленной целью» [4].

В основу классификации типов этой деятельности автор кладет принцип единства и органического сочетания воспроизводящей и творческой деятельности, находящихся в диалектических связях. Предпосылки самостоятельной деятельности у детей мы наблюдаем еще в дошкольном детстве.

Особое значение в исследовании теории деятельности дошкольника имеют труды А. П. Усовой. Она характеризует виды деятельности - игровую, трудовую, учебную. При рассмотрении игровой деятельности она опирается на высказывание К. Д. Ушин-ского, который оценивает игру как деятельность, в которой ребенок действует совершенно самостоятельно, в то время как в быту он не в состоянии этого делать. Свободная деятельность оказывает значительное влияние на развитие способностей ребенка, его наклонностей, а, следовательно, и на весь складывающийся облик. А. П. Усова, комментируя положения К. Д. Ушинского, поднимает вопрос о том, в какой степени можно рассматривать игру, как свободную деятельность, независимую от внешних условий и являющуюся только результатом неизвестных внутренних причин [5].

В современных условиях в дошкольной педагогике применение способов самостоятельной деятельности получает широкое распространение.

На наш взгляд, следует предусмотреть правильное соотношение способов самостоятельных действий и способов усвоения по инструкции, показу педагога и при первоначальном ознакомлении с материалом, и в процессе его освоения, и, конечно, при его закреплении.

В теории педагогики представлены многочисленные исследования самостоятельности как черты личности, которая формируется в различных видах деятельности. [1; 4; 5; 7; 8]. Подчеркивается ее значение как результат комплекса элементов, связанных с направленностью и избирательностью ее действий, с качеством имеющегося опыта знаний, умений, с волевой устремленностью.

Итак, в психолого-педагогической литературе достаточно широко представлена характеристика деятельности вообще и те действия, которые можно обозначить как самостоятельные. В школьной педагогике основное внимание уделяется учебной деятельности и выполняемым в ее процессе самостоятельным работам учащихся; характеризуется ее сущность, структура, виды, а также соотношение в ней творческих и воспроизводящих действий. В дошкольной педагогике подчеркивается воспитательный подход; самостоятельные действия детей рассматриваются в разнообразных видах деятельности, намечается также генетический подход к ней.

Самостоятельная деятельность возникает в соответствии с индивидуальными интересами детей, осуществляется по их самостоятельному замыслу, в ней отражаются имеющиеся впечатления ребят, их отношение к процессу деятельности.

Генезис и сущность самостоятельной деятельности в нашем исследовании рассматривается следующим образом. Источник ее возникновения - в окружающей ребенка жизни. Мотивы, интересы обусловлены тем опытом, который ребенок накопил в процессе обучения, участвуя в играх, развлечениях, праздниках. Чем богаче тезаурус ребенка, тем богаче его самостоятельная практика. Термин «тезаурус» применяется в теории информации; в данном случае под ним понимается запас прошлых впечатлений, переживаний, которые вновь воспроизводятся в памяти ребенка при его новом общении с искусством, и с другими видами деятельности.

Выдвигая вопрос о целесообразности применения педагогических условий, влияющих на самостоятельную деятельность, важно не столько подчеркивать интуицию в действиях детей, сколько заботиться о том багаже, благодаря которому они могут действовать находчиво, творчески, быстро.

Признавая, что самостоятельная деятельность начинается по инициативе детей и в основном проходит без непосредственной помощи взрослого, мы считаем этот

процесс не спонтанным, а педагогически обусловленным.

Цель и методы исследования

В соответствии с основной гипотезой о педагогической обусловленности развития данного явления мы предположили, что одной из самых существенных причин, побуждающих детей к самостоятельной деятельности, выступает обучение. В целях дальнейшего исследования мы разработали вопросы анкет для детей и воспитателей.

После проведенного анализа мы выяснили, что из всех опрошенных (96 детей от 7 до 8 лет) 60,8 % детей не знают чем можно заняться; 26 % детей собираются заниматься компьютерными играми (от числа всех опрошенных), 13 % желают заниматься с педагогами, остальные дети ничего не ответили.

Это говорит о том, что большинство детей не имеют инициативы самостоятельно организовывать какую-либо деятельность (игровую, художественную, трудовую и т. д.)

Затем мы в группе продленного дня провели хронометраж, который позволил измерить и выделить из всех режимных моментов самостоятельную деятельность.

Хронометраж показал, что пересказ сказки занимает 2-3 минуты, чтение стихов - 1-2 минуты, творческий рассказ - 5-7 минут, пение - 1-2 минуты, ритмическое движение - 1-1,5 минуты. Отрицательным явилось то, что дети выбирают для самостоятельной деятельности сидячие виды деятельности и они занимают непродолжительное время.

Самостоятельная деятельность детей этой возрастной группы вне занятий проявлялась в основном в рассматривании иллюстраций в книгах, которые находились в книжном уголке, и рассказывании по картинкам знакомых сказок. Занимались дети небольшими группами - по 2-3 ребенка.

Хронометрирование их действий показало отсутствие устойчивости интересов.

Периодизация материала

Низкий уровень самостоятельной художественно-речевой деятельности младших школьников мы объясняем следующими причинами:

1) дети не владели способами самостоятельных действий, им не хватало знаний, умений;

2) недостаточно оснащена развивающая предметно-пространственная среда; книги в книжном уголке размещены безсистемно; но не все они известны детям в такой мере, чтобы служить стимулом к рассказыванию,

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• йЭРиЮийЫАи Уо!. 10. N0. 3. 2016

чтению. Отсутствуют произведения дагестанских писателей;

3) педагог не руководил самостоятельной художественно-речевой деятельностью.

Анализируя записи наблюдений, мы пришли к выводу, что необходимо изменить условия, организацию самостоятельной деятельности детей вне уроков.

Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что для организации самостоятельной деятельности необходимы педагогические условия: подготовка к самостоятельной деятельности, организация предметно-пространственной среды, формирование умения организовывать сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и т. д.

Формирующий этап нашего исследования включал в себя специальные занятия по подготовке к самостоятельной деятельности. Для группы продленного дня организация самостоятельной деятельности детей на протяжении многих лет является актуальной.

Работу по подготовке детей к самоорганизации разных видов деятельности целесообразно проводить на занятиях в качестве их составной части, направленных на развитие желания и умения самостоятельно выполнять задания, лепить, рисовать, конструировать, на активизацию художественно-речевой, двигательной, музыкальной деятельности, умения самостоятельно организовывать различные игры. Осуществляются эти занятия не реже одного раза в квартал, а содержание умений, формируемых в процессе их проведения, соответствовало программным требованиям.

В свободное от занятий время мы акцентировали внимание детей на необходимости определенной последовательности организационных действий.

Нами использовались серии картинок, на которых зафиксированы, осуществляемые в определенном порядке основные (ключевые) организационные действия.

На этом же этапе исследования мы изменили развивающую предметно - пространственную среду, определили зону для художественно-речевой деятельности, внесли в класс пособия, доступные для самостоятельных действий детей младшего школьного возраста: знакомые книги с яркими иллюстрациями Ю. Васнецова, В. Конаше-вича, В. Лебедева, книгу сказок дагестанского писателя М. Юсупова, книжки-игрушки, кубики-сказки, настольные игры.

Все игры соответствовали сюжетам произведений, уже известных детям или

изучаемых по программе. Предполагалось, что, заполняя карту лото или составляя картинку из кубиков, ребенок станет рассказывать другим участникам сказку. В игру вводился элемент соревнования, кто быстрее соберет картинку к сказке, кто лучше, эмоциональнее, интереснее расскажет. Нашей целью было наблюдать за реакцией детей на изменение среды и затем анализировать наблюдения.

Новые пособия вызвали большой интерес школьников. Они с удовольствием играли в интерактивные игры, лото, рассматривали книги, передвигали фигурки сказочных персонажей.

Наблюдение показало, что предметная материальная среда существенно влияет на развитие самостоятельной деятельности, но не определяет ее.

Слабое развитие самостоятельности и художественно-речевых действий вызвало необходимость включить в экспериментальную работу задания, усиливающие обучение детей на занятиях необходимым навыкам самостоятельности, творчества, пересказа.

В результате, программный материал соотнесли с решением поставленных задач; разработали методику, обеспечивающую эмоциональное восприятие детьми художественных произведений, помогающую выявлению и формированию способов самостоятельных действий на занятиях. Методику разрабатывали в соответствии с каждым видом деятельности и с конкретным художественным материалом. Учитывали, что самостоятельность, проявляющаяся в разных видах деятельности, имеет свою специфику. Отбирали необходимый материал для занятий: книги, картины, портреты писателей, фрагменты муль-фильмов, развивающих программ.

На следующем этапе мы формировали способы овладения изобразительно - выразительными средствами, необходимыми для воплощения самостоятельного творческого замысла.

С этой целью давали специальные задания:

1. Придумать слова, чтобы они звучали одинаково с заданными словами, а по значению были другими.

2. Придумать слова, чтоб они обозначали то же самое, что обозначает данное слово, а звучали бы по другому.

3. Рассказать об игрушке, не повторяя друг друга. Сравнить ее с какой-либо игрушкой.

Подобными заданиями мы развивали речь детей, формировали навыки и умения образно выражать свои мысли, рассказывать творчески. Дети стали активно участвовать в сочинении рассказа или сказки, начатых педагогами, развертывать сюжет, вводить новых действующих лиц в повествование, придумывать свое завершение темы.

На третьем этапе мы подводили ребенка к более сложным видам творческих проявлений: уметь самому придумать тему, выбрать жанр, соотнести словесное оформление своего рассказывания с темой, то есть в сказке применить повторы, традиционные народные эпитеты, сравнения, в рассказе использовать реалистическую лексику.

Применяли творческие задания: придумать сказку, сочинить рассказ. Выполнение задания требовало от детей своего замысла и умения самостоятельно найти способы художественно-речевых действий. Ребенок сам должен был решить, что он будет рассказывать - сказку или рассказ, чем будет пользоваться - фланелеграфом или настольным театром, сам должен был отобрать нужные ему картинки, персонажей.

В ходе исследования установлены необходимые условия развития самостоятельной художественно-речевой деятельности: целенаправленное использование текстов художественных произведений, обогащение детей знаниями, активизация их инициативы, творческих проявлений, развитие навыков самостоятельных действий - умение ориентироваться в знакомом тексте, использовать его при рассказывании, при

1. Гасанова Д. И. Рефлексивные технологии формирования познавательной активности на разных возрастных этапах // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 146-148.

2. Данилов М. А., Есипов Б. П. Дидактика. М. : Просвещение, 1957. 234 с.

3. Игры, обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. Сост. Е. Г. Розанова. М. : Новая школа, 2010. 368 с.

4. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М. : Просвещение, 2006. 231 с.

5. Психология и педагогика, игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой.

1. Gasanova D. I. Reflexive technologies of cognitive activit's formation at different age stages. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. 2014. No. 5. P. 146-148. (In Russian)

составлении собственных сюжетных композиций.

Наблюдения показали, что в самостоятельную деятельность дети переносят хорошо усвоенный на занятиях текст произведения.

Например, дагестанской сказке «Гордый баран» отводили несколько занятий. Вначале экспериментатор читал сказку, проводил беседу, на следующем занятии дети пересказывали сказку по иллюстрациям, затем инсценировали ее, используя маски, костюмы, показывали драматизацию в младшей группе. Кроме того, придумывали загадки, выполняли творческие упражнения на придумывание эпитетов к персонажам сказки, на овладение навыками интонационной выразительности, тренировались в разнообразии интонаций, передавая при пересказе прямую речь барана и волка. Усвоенное на занятиях, дети закрепляли и применяли самостоятельно в новых условиях.

Заключение

В процессе опытной работы мы убедились, что эффективность становления и развития самостоятельной художественно-речевой деятельности во многом зависит от педагогического руководства, которое в свободное для детей время приобретает особый характер. Педагог создает ситуации, способствующие развитию самостоятельной деятельности младших школьников, он поощряет одних, сдерживает других, следит за эмоциональной атмосферой, необходимой для поддержания самостоятельной деятельности.

М. : Просвещение, 1987. 186 с.

6. Руководство практического психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М. : Академия, 1995. 128 с.

7. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н. А. Ветлу-гиной. М. : Педагогика, 1980. 280 с.

8. Успех. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / (Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Н. Герасимова; науч. ред. А. Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н. В. Федина). М. : Просвещение, 2011. 148 с.

2. Danilov M. A., Esipov B. P. Didaktika [Didactics]. Moscow, Education Publ., 1957. 234 p. (In Russian)

3. Igry, obuchenie, trening, dosug [Games, Education, Training, Leisure]. Edited by V. V. Pe-

Литература

References

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016

trovsky. Comp. E. G. Rozanova. Moscow, New School Publ., 2010. 368 p. (In Russian)

4. Pedagogika [Pedagogics]. Edited by Pidkasisty. Moscow, Education Publ., 2006. 231 p. (In Russian)

5. Psikhologiya i pedagogika igry doshkol'nika [Psychology and Pedagogy of the Preschool Children's game]. Edited by A. V. Zaporozhets, A. P. Usova. Moscow, Education Publ., 1987. 186 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Rukovodstvo prakticheskogo psikhologa [The management of the practical psychologist]. Edited by I. V. Dubrovina. Moscow, Academy Publ.,

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Демирова Лейла Имиралиевна, старший преподаватель кафедры английского языка, факультет иностранных языков, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: nabievna60 mail.ru

Магомедова Патимат Набиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства, художественно-графический факультет. ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: nabievna60 @mail.ru

Алибутаева Багжат Абакаровна, аспирант 1-го года обучения кафедры общей и теоретической педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 15.07.2016 г.

1995. 128 p. (In Russian)

7. Samostoyatel'naya khudozhestvennaya deyatel'nost' doshkol'nikov [Independent art activity of the preschool children]. Edited by N. A. Vetlugina. Moscow, Pedagogics Publ., 1980. 280 p. (In Russian)

8. Uspekh. Primernaya obshcheobrazovatel'na-ya programma doshkol'nogo obrazovaniya [Success. An educational program of preschool education]. N. O. Berezina, I. A. Burlakova, E. N. Gerasimova. Science editor A. G. Asmolov. Moscow, Education Publ., 2011. 148 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliations

Leyla I. Demirova, senior lecturer, the chair of English language, faculty of foreign languages (FFL), DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: nabievna60mail.ru

Patimat N. Magomedova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Methods of Decorative and Applied Art's Teaching (MDAAT), DSPU, Makhachkala, Russia; email: [email protected]

Bagzhat A. Alibutaeva, 1st year postgraduate student, the chair of the General and Theoretical Pedagogy (GTP), DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Received 15.07.2016.

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 002:372.8 / UDC 002:372.8

Особенности использования информационно-коммуникационной среды в формировании научно-исследовательской деятельности будущих магистров

© 2016 Джалалова Г. П.

Дагестанский государственный педагогический университет Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Целью данного исследования являлось определение особенностей использования информационно-коммуникационной среды в формировании научно-исследовательской деятельности будущих магистров. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, апробация разработанного авторского учебно-методического ресурса. Результаты. Описан процесс создания образовательного web-сайта «Магистры факультета математики, физики и информатики», его структура. Выводы. Создан образовательный web-сайт, который позволяет размещать авторские электронные учебные материалы.

Ключевые слова. Информационно-коммуникационная среда, научно-исследовательская деятельность, web-сайт, электронные учебно-методические ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.