Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФОП'

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФОП Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная деятельность / самостоятельность детей / старший дошкольный возраст / ФОП / РППС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пустовойтенко Т.В.

В данной статье рассматриваются критерии и уровни развития самостоятельности у детей дошкольного возраста. Представлены условия для формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста. Приведены примеры центров развивающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пустовойтенко Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФОП»

2. Николаева Н. А. История развития пространственного мышления в трудах отечественных и зарубежных авторов/ URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/191867-istorija-razvitija-prostranstvennogo-mysЫeni#:~:text=И.М.%20Сеченов%20считал%2C%20что%20восприятие,систем%2C%20проявляюш,аяся%20че рез%20механизм%20анализатора/. - Дата публикации 10.03.2016

3. Муравьева Г.Л., Урбан М.А. Моделирование как теоретическая основа учебно-методического комплекса по математике для начальной школы / Муравьева Г.Л., Урбан М.А. // 2013.

© Персидская А.Э., 2023

УДК: 373.24

Пустовойтенко Т.В.

воспитатель Мисайловская СОШ№1 д. Мисайлово, г. Видное, РФ

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФОП

Аннотация

В данной статье рассматриваются критерии и уровни развития самостоятельности у детей дошкольного возраста. Представлены условия для формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста. Приведены примеры центров развивающей среды.

Ключевые слова:

самостоятельная деятельность, самостоятельность детей, старший дошкольный возраст, ФОП, РППС.

В условиях типизации дошкольного образования одной из приоритетных задач, обозначенных в федеральной образовательной программе дошкольного образования, является задача развития инициативности, самостоятельности и ответственности у детей дошкольного возраста[4]. Это означает, что детей необходимо научить самостоятельно строить свои отношения с природой, с предметами рукотворного мира, с другими людьми; самостоятельно осуществлять действия по самопознанию, самооценке, самоопределению и формировать через это отношение к самому себе. Формирование самостоятельности связано с освоением ребенком разных видов деятельности: предметной, игровой, в которых он приобретает возможность проявлять себя. К тому же, самостоятельная деятельность является одной из основных форм организации образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения (наряду с совместной деятельностью), а также условием формирования самостоятельности воспитанников.

Таким образом, у детей дошкольного возраста целесообразно формировать самостоятельность. По утверждению психологов (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн) именно дошкольный возраст является сензитивным для формирования основ самостоятельности и освоения воспитанниками различных видов деятельности[1].

Изучение психолого-педагогических исследований позволяет констатировать, что в отечественной науке нет единого понимания сущности самостоятельности, определения ее места в структуре личности и твердых рекомендаций по ее формированию. Как показали исследования Т.В. Гуськовой, Н.В. Елизаровой,

Г.Р. Цукерман, самостоятельность имеет достаточно важную характеристику - степень выраженности [2]. В дошкольной педагогике самостоятельность рассматривается в сочетании с близкими ей или включенными в нее нравственными качествами: с организованностью (З.С. Лиштван), с ответственностью (К.С. Климова), с настойчивостью (И.И. Щербина), с активностью (Л.И. Сайгушева).

В работах Т.И. Бабаевой отчетливо выделяется подход к самостоятельности как интегральному качеству личности, объединяющему в себе интеллектуальную, нравственно - волевую, эмоциональную стороны личности.

При этом внимание многих исследователей акцентируется на том, что самостоятельность является постепенно развивающимся качеством, которое характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели. Самостоятельность также является способностью к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

На протяжении дошкольного детства тесная связь между ребенком и взрослым ослабевает и видоизменяется. Дошкольник стремится действовать независимо от взрослого, у ребенка формируется тенденция к самостоятельности. Самостоятельные действия детей к началу дошкольного детства начинают принимать форму деятельности. В разных видах деятельности к среднему дошкольному возрасту начинают проявляться разные формы самостоятельного поведения. Самостоятельное поведение к старшему дошкольному возрасту, приобретая устойчивость, свидетельствует о появлении самостоятельности как качества личности. Это проявляется в разных видах практической деятельности и общении ребенка со взрослыми и сверстниками. Формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста происходит исключительно в активной деятельности.

Таким образом, самостоятельная деятельность дошкольников предполагает выстраивание собственной деятельности ребенка в соответствии с его потребностями и интересами и ее реализацию с учетом имеющихся условий, то есть развитие детской деятельности. Поэтому педагогам необходимо создавать правильные условия для становления самостоятельной деятельности дошкольника.

Организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности - это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без педагога, это целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат. К необходимым условиям, обеспечивающим формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста, по мнению С. Д. Кириенко, относятся: постоянное обогащение способов действия и знаний детей; побуждение детей к проявлению инициативы и творчества; насыщение жизни детей разнообразными ситуациями, требующими нестандартного подхода, проявления творчества и воображения. Возможно прохождение ребенком пути к самостоятельности через овладение совместной деятельностью; опора на систему детской деятельности; особая организации совместной деятельности детей и педагогов; применение определенной тактики педагогического руководства (индивидуально-дифференцированный подход); создание обогащенной предметно-развивающей среды[3].

Таким образом, многочисленные исследования показывают, что на протяжении детства самостоятельность проходит путь прогрессивного развития, приобретая все более сложные формы Самостоятельность - это не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

С целью выявления тенденций формирования самостоятельности дошкольников, мною была

проведена опытно-экспериментальная работа в дошкольной образовательной организации, которая позволила обозначить проблемы ее формирования. Исходя из позиции, что важными условиями формирования самостоятельности детей являются не только правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда и ее содержательное наполнение, а также грамотная организация совместной практической деятельности взрослых и детей.

Определив, что самостоятельная деятельность дошкольников является одной из основных форм организации образовательного процесса (наряду с совместной деятельностью), а так же условием формирования самостоятельности воспитанников, определилась основная цель констатирующего этапа эксперимента - изучение характерных особенностей проявления самостоятельности детьми в разных видах деятельности и условия реализации самостоятельной деятельности.

Для изучения проявления характерных особенностей самостоятельности детей в разных видах деятельности были определены критериальные показатели и уровни развития самостоятельности детей. Основанием для их характеристики послужили критерии, разработанные М.Н.Поляковой: способность к самостоятельному выбору (деятельности, её целей, средств и способов, партнёров для общения и пр.); уверенность в себе, своих возможностях, осознание своих особенностей, умений, предпочтений, трудностей; умение осуществлять деятельность во всех компонентах (от постановки цели, отбора средств и способов в планировании и практическом воплощении плана до получения намеченного результата; автономность поведения: обращение за помощью к другому человеку, стремление решать задачи; умение использовать свой опыт для решения новых задач.

Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, показал, что у большинства детей обозначенные качества находились на низком уровне: в экспериментальной группе у 48% детей, в контрольной группе у 51 %. У этих детей обозначенные показатели проявлялись очень редко или не проявлялись совсем.

Дополнительная информация была получена через изучение и анализ развивающей предметно-пространственной среды. Были изучены предпочтения детей старшего дошкольного возраста в использовании тематических центров группового помещения и эффективности применения детьми в самостоятельной деятельности материалов и оборудования, представленных в группе. Это проводилось в ходе серии наблюдений за самостоятельной деятельностью детей, с использованием специальной методики наблюдения, разработанной Н.А. Коротковой.

В ходе исследования было установлено, что приоритетным видом свободной самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста выступает продуктивная деятельность, ею увлеченно занимались почти треть дошкольников, размещаясь за своими столами. Было установлено, что «центры сгущения» детских интересов проявляются в выборе детьми места для участия в определенной деятельности и использования материалов и оборудования, представленных в группе. Самой большой популярностью у дошкольников пользовался игровой центр. Наряду с «центрами сгущения» интересов и предпочтений дошкольников в групповом пространстве нами были выявлены и невостребованные зоны, к которым были отнесены музыкальный, физкультурный, книжный уголки и театрализованная зона, которые, несмотря на имеющиеся в них материалы и оборудование, практически не использовались детьми в содержательной самостоятельной деятельности.

К основным причинам не востребованности этих центров у старших дошкольников я отнесла статичность и однообразие материалов; несоответствие оборудования и материалов возрастным возможностям и актуальным интересам детей; негласный запрет на возможность использования материалов и оборудования уголков в свободной самостоятельной деятельности.

Таким образом, стремление изменить ситуацию по формированию самостоятельности

дошкольников побудило к поиску средств решения данной проблемы.

На этапе формирующего эксперимента была создана система работы по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, основанная на организации совместной деятельности детей и педагогов, которая стала рабочим инструментом для приобретения ребенком практического опыта реализации той или иной деятельности.

Особое внимание уделялось разработке модели развивающей среды. К элементам такой среды были отнесены центры активности, в которых собрали самый разнообразный материал, как для совместной, так и для самостоятельной деятельности детей. Причем каждый центр имел свое содержание и название. Все центры были интегративны по своему содержанию. В развивающей среде детского сада были созданы условия для индивидуальных и коллективных игр, активности детей (музыкально-познавательной и исследовательской деятельности, литературы и театра, проектной и интеллектуальной деятельности и др.). Это позволило детям организовывать разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, а также находить удобное, комфортное и безопасное место в зависимости от своего эмоционального состояния. При этом обеспечивалась доступность ко всему содержанию развивающей среды, детям предоставлялась возможность самостоятельно менять среду своих занятий и увлечений.

С целью проверки успешности осуществленной опытно-экспериментальной работы был проведен контрольный эксперимент. Меня интересовало, насколько изменилось проявление самостоятельности у детей. Результаты проведенного исследования показали динамику: увеличилось количество детей высокого уровня (на 10%), уменьшилось количество детей низкого уровня на 15%. Дети сами выбирали партнеров для совместных игр и общения, умели себя занять. Уверенно начинали деятельность, вступали в общение, позитивно себя оценивали; умели поставить (или принять) цель, планировать 2 - 3 этапа деятельности, радовались хорошим результатам; умело решали проблемы общения с детьми.

Таким образом, данное исследование было посвящено актуальной педагогической проблеме в практике ДОО: формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста. Результаты исследования позволили сделать выводы о том, что при формировании самостоятельности у детей эффективными являются такие условия как опора на систему детской деятельности, обеспечивающая мотивационную связь нескольких видов деятельности; особая организация совместной деятельности детей и педагогов, которая является важным инструментом для приобретения ребенком практического опыта. А также создание особой развивающей предметно-пространственной среды, позволяющей свободно использовать ее компоненты, легко и гибко менять, дополнять или даже создавать в зависимости от собственных задач.

Список использованной литературы:

1.Аверин, В.А. Психология личности/ В.А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с.

2.Гуськова, Т.В., что такое самостоятельный ребёнок/ Т.В. Гуськова // Дошкольное воспитание. -1988. -№11.-С.60-64.

3.Кириенко, С.Д. Педагогическое сопровождение самостоятельной деятельности дошкольников в образовательном процессе детского сада /С.Д. Кириенко // Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе: монография/под ред. Л.В. Трубайчук. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - С.30

4.Приказ Министерства Просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. N 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»

© Пустовойтенко Т.В., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.