Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИОНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИОНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИНТЕГРАТИВНОЕ СВОЙСТВО / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / КОГНИТИВНЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЙ / ВОЛЕВОЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Амосова Елена Львовна

Самостоятельность как интегративная характеристика личности многогранна по своим проявлениям и связям с другими сторонами психики, в результате чего рассматривается в разных аспектах. Развитие самостоятельности в онтогенезе имеет свои особенности на каждом этапе. В дошкольном возрасте проявления самостоятельности развиваются и укрепляются в основных видах деятельности дошкольника. С помощью самостоятельных действий реализуется активность детей, но для этого важна поддержка со стороны взрослых и наполненная среда, отвечающая потребностям детей. Развивая самостоятельность, мы направляем природную активность ребенка и усиливаем ее навыками. Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что формируются необходимые предпосылки и умения для проявления самостоятельности детьми в разных видах деятельности. Одним из значимых факторов становится то, что для детей важно проявлять самостоятельность для того, чтобы получить одобрение взрослого и сверстников и мотив получения одобрения выступает в качестве стимула для развития самостоятельности. В оценке уровня самостоятельности у детей дошкольного возраста недостаточно разработаны критерии и уровневые характеристики, но выделены компоненты самостоятельности. В исследовании мы определили уровень самостоятельности и актуальные задачи ее развития, разработали организационно-педагогические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Амосова Елена Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE INDEPENDENCE OF ELDER PRESCHOOL CHILDREN

Independence as an integrative characteristic of a person is multifaceted in its manifestations and connections with other aspects of the psyche, as a result of which it is considered in different aspects. The development of independence in ontogenesis has its own characteristics at each stage. In preschool age, the manifestations of independence develop and strengthen in the main activities of the preschooler. With the help of independent actions, the activity of children is realized, but for this it is important to support adults and a full environment that meets the needs of children. Developing independence, we direct the natural activity of the child and strengthen it with skills. Senior preschool age is characterized by the fact that the necessary prerequisites and skills are formed for the manifestation of independence by children in different types of activities. One of the significant factors is that it is important for children to show independence in order to get the approval of an adult and peers, and the motive for obtaining approval acts as an incentive for the development of independence. In assessing the level of independence in preschool children, the criteria and level characteristics are not sufficiently developed, but the components of independence are highlighted. In the study, we determined the level of independence and the actual tasks of its development, developed organizational and pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИОНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна и другие ОСОБЕННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИОНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ...

V7TK" 474 l/^ч I©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

■> A14 J ' J |(сс) IfCaJ TEis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0002 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ОСОБЕННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИОНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Автор(ы) 2021 SPIN: 7031-1335 AuthorlD: 798950 ORCID: 0000-0002-2308-5188

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя - Набережная, 6, e-mail:shinkaryva@yandex.ru) ORCID: 0000-0002-2311-0275

АМОСОВА Елена Львовна, бакалавр

Иркутский государственный университет

(664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя - Набережная, 6, e-mail:lena.amosova.98@mail.ru) Аннотация. Самостоятельность как интегративная характеристика личности многогранна по своим проявлениям и связям с другими сторонами психики, в результате чего рассматривается в разных аспектах. Развитие самостоятельности в онтогенезе имеет свои особенности на каждом этапе. В дошкольном возрасте проявления самостоятельности развиваются и укрепляются в основных видах деятельности дошкольника. С помощью самостоятельных действий реализуется активность детей, но для этого важна поддержка со стороны взрослых и наполненная среда, отвечающая потребностям детей. Развивая самостоятельность, мы направляем природную активность ребенка и усиливаем ее навыками.

Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что формируются необходимые предпосылки и умения для проявления самостоятельности детьми в разных видах деятельности. Одним из значимых факторов становится то, что для детей важно проявлять самостоятельность для того, чтобы получить одобрение взрослого и сверстников и мотив получения одобрения выступает в качестве стимула для развития самостоятельности.

В оценке уровня самостоятельности у детей дошкольного возраста недостаточно разработаны критерии и уров-невые характеристики, но выделены компоненты самостоятельности. В исследовании мы определили уровень самостоятельности и актуальные задачи ее развития, разработали организационно-педагогические условия.

Ключевые слова: дошкольное образование, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, самостоятельность, деятельность, организационно-педагогические условия, интегративное свойство, структурные компоненты, когнитивный, эмоционально-ценностный, волевой, деятельностный.

FEATURES AND ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE INDEPENDENCE OF ELDER PRESCHOOL CHILDREN

© The Author(s) 2021

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department

"Psychology and pedagogy of preschool education"

Irkutsk state University (664053, Russia, Irkutsk, 6, Nizhnyaya-Naberezhnaya street, e-mail: shinkaryva@yandex.ru) AMOSOVA Elena Lvovna, bachelor's degree Irkutsk State University

(664053, Russia, Irkutsk, Nizhnyaya - Naberezhnaya street, 6, e-mail: lena.amosova.98@mail.ru) Abstract: Independence as an integrative characteristic of a person is multifaceted in its manifestations and connections with other aspects of the psyche, as a result of which it is considered in different aspects. The development of independence in ontogenesis has its own characteristics at each stage. In preschool age, the manifestations of independence develop and strengthen in the main activities of the preschooler. With the help of independent actions, the activity of children is realized, but for this it is important to support adults and a full environment that meets the needs of children. Developing independence, we direct the natural activity of the child and strengthen it with skills.

Senior preschool age is characterized by the fact that the necessary prerequisites and skills are formed for the manifestation of independence by children in different types of activities. One of the significant factors is that it is important for children to show independence in order to get the approval of an adult and peers, and the motive for obtaining approval acts as an incentive for the development of independence.

In assessing the level of independence in preschool children, the criteria and level characteristics are not sufficiently developed, but the components of independence are highlighted. In the study, we determined the level of independence and the actual tasks of its development, developed organizational and pedagogical conditions.

Keywords: preschool education, Federal State educational standard of preschool education, independence, activity, organizational and pedagogical conditions, integrative property, structural components, cognitive, emotional-value, volitional, activity.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития самостоятельности в дошкольном возрасте приобретает особую значимость на современном этапе в силу ряда причин. Первый аспект связан с тем, что одним из ключевых принципов дошкольного образования обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования является принцип поддержки активности, инициативности и самостоятельности дошкольников в разных видах деятельности. Другой аспект связан со значимостью самостоятельности, как личностного качества, становления ребёнка как субъекта разных видов де-

ятельности, а также в успешной социальной адаптации. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования всех сфер психики. В этот период активно формируется базис личностных качеств, к числу которых относится и самостоятельность [1].

Научные аспекты изучения проблемы развития самостоятельности на данный момент достаточно широки. В ряде работ А.К. Осницкий и В.И. Моросанова самостоятельность рассматривается как регуляторное свойство объекта. Так же в работах В.А. Крутецкого и А.Н. Ковалёва самостоятельность обозначается как волевое качество личности. Значительное число исследо-

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna and others FEATURES AND ORGANIZATIONAL...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ваний рассматривает самостоятельность как интегратив-ное свойство личности (А.И. Савенков, С.В. Чебровская). В психологических исследованиях феномен самостоятельности рассматривается с точки зрения природы, механизмов и структуры формирования данного качества, а также факторов, влияющих на процесс его формирования [2].

В дошкольном возрасте целым рядом авторов проблема самостоятельности рассматривается в контексте освоения разных видов деятельности дошкольниками (Р.С. Буре, М.В. Крулехт, Л.А. Парамонова, А.П. Усова) и другими исследователями. Показателями сформирован-ности самостоятельности у детей дошкольного возраста выступают готовность и желание решать задачи без помощи взрослых, способность ставить цель деятельности, умение планировать деятельность, способность реализовывать задуманное, достигать результатов адекватных поставленной цели.

Вместе с тем, несмотря на широкий спектр исследований, посвященных вопросам развития самостоятельности, при анализе проблемы мы сталкиваемся с рядом противоречий:

- между ролью самостоятельности как личностного качества в развитии дошкольников и недостаточной изученностью механизмов, путей развития самостоятельности дошкольников;

- между сензитивностью старшего дошкольного возраста к развитию самостоятельности и недостаточной практической разработанностью организационно-педагогических условий развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста. Что позволило определить цель исследования, которая состояла в изучении особенностей и уровня самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, проектировании организационно-педагогических условий развития самостоятельности.

МЕТОДОЛОГИЯ

Анализ исследований по проблеме развития самостоятельности мы начали с рассмотрения ключевых аспектов её изучения. В частности, Е.Е. Голобородько указывает на то, что проблема самостоятельности часто рассматривается в контексте взаимосвязанных с ней феноменов [3]. Одним из таких феноменов является феномен саморегуляции, о чём указывают в своих работах Л.Г. Дикая, В.И. Моросанова, О.А. Конопкин. С точки зрения самоопределения личности роль самостоятельности определяют А.Л. Журавлёв, А.Б. Купрейченко. Ю.В. Яковлева считает, что, несмотря на достаточную изученность феномена самостоятельности, эмпирических исследований, в которых предлагаются методы диагностики самостоятельности и программы её развития представлены недостаточно [2]. Также остаются дискуссионными вопросы о динамики становления самостоятельности на различных этапах личности. В.С. Шурманов, определяя педагогические аспекты развития самостоятельности, акцентирует внимание на познавательной самостоятельности, которая проявляется в учебной деятельности [8]. Аспекты изучения самостоятельности свидетельствуют о том, что этот феномен является многогранным и тесным образом связан со многими психическими явлениями. Представим ряд определений самостоятельности.

В большом толковом словаре под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко самостоятельность определяется как черта личности, которая обусловлена внутренними факторами психологической природы самого человека [4]. Ю.Н. Дмитриева определяет самостоятельность как черту личности, помогающую выстраивать свое поведение, действовать независимо от группы. Проявлениями самостоятельности являются саморегуляция, восприятие и интерпретация событий, принятие решений, целеполагание [5]. Как волевое качество личности самостоятельность рассматривается Е.П. Ильиным, В.А. Иванниковым, С.В. Чебровской. Е.И. Федак понимает под самостоятельностью способ-16

ность осуществлять действия без чьей - либо помощи.

Рассматривая роль разных факторов в развитии самостоятельности исследователи акцентируют внимание на взаимосвязь самостоятельности с системой ценностей личности, с её умениями и навыками, с мотивацией и другими компонентами [6].

По мнению С.В. Чебровской самостоятельность выступает как интегрированное свойство личности, которое развивается на основе активности в процессе деятельности. С.В. Чебровской выделяются следующие уровни развития самостоятельности: интуитивно-эпизодический, репродуктивный, эвристический и креативный. Каждый уровень отличается определенными качественными характеристиками, в которых отражаются изменения в развитии самостоятельности [7].

Как интегрированное качество самостоятельность имеет сложную структуру.

В.С. Шурманов рассматривает составляющими самостоятельности эмоциональный, мотивационный, когнитивный и волевой компоненты. Дошкольный возраст является периодом, когда формируется основа значимых личностных качеств. Получая развитие в этом возрасте, личностные качества закрепляются и развиваются в дальнейшем. У старших дошкольников проявления самостоятельности довольно разнообразны и устойчивы, но имеют индивидуальные особенности. Прежде всего, проявления самостоятельности связаны с разными видами деятельности. Достаточный уровень развития самостоятельности положительно влияет на успешность дошкольников в разных видах деятельности. Независимо от того, в каком виде деятельности развивается самостоятельность, её значение велико и влияет на общее развитие ребёнка старшего дошкольного возраста. Вместе с тем, не у всех детей самостоятельность развита на достаточном уровне, что вызывает определенные затруднения и влияет на деятельность ребёнка, его мотивационную сферу, его отношение к разным видам деятельности, к себе, к другим людям [8].

Рассматривая необходимые условия развития самостоятельности в старшем дошкольном возрасте, мы обратились к Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», разработанной под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, в которой обозначена задача, связанная с развитием собственной активности и самостоятельности дошкольника с первых дней пребывания в дошкольном образовательном учреждении [9].

В Примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство» разработанной Т.И. Бабаевой, О.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой выделена задача развития самостоятельности детей. На основе анализа целого ряда исследований мы отметили, что в качестве одного из важнейших условий развития самостоятельности выступает организуемая деятельность. Она способствует проявлению природной активности детей, способности выполнять поставленную задачу на основе выбора необходимых способов, путей её достижения [10].

А.Н. Атарова указывает, что в числе значимых умений, связанных с развитием самостоятельности, выступают такие умения, как умение принимать и ставить задачу деятельности, умение планировать свои действия, умение определять необходимые для выполнения самостоятельной деятельности средства, умение осуществлять действия по намеченному плану, умение выполнять самоконтроль за реализацией плана, умение выполнять оценку результатов деятельности [11].

Ещё один аспект развития самостоятельности связан с поддержкой детской инициативы, которая успешно осуществляется путём создания развивающей предметно-пространственной среды в группе, отвечающей потребностям и интересам детей старшего дошкольного возраста, а также образовательным задачам, которые

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; в-КВЫ: 2712-8474

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна и другие ОСОБЕННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИОНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ...

О.В. Дыбина считает, что в построении развивающей предметно-пространственной среды группы важно уделять внимание регулярному наполнению центров активности материалами, которые отвечают актуальной ситуации, т.е. теме недели, интересам детей, происходящим значимым событиям в окружающей жизни детей. В соответствии с современными требованиями развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть полифункциональной, вариативной, насыщенной. Кроме организации развивающей среды важное значение имеет работа с родителями и педагогами [12].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Исследование проводилось на МБОУ Детский сад г. Иркутска, в нем принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 25 человек, 15 педагогов и 25 родителей. Для исследования мы использовали следующие методики: Анкета для педагогов (авторский вариант). Экспертный лист оценки развивающей среды группы (авторский вариант). Анкета для родителей (авторский вариант). Беседа о самостоятельности (А.Н. Атарова). Методика «Выбор деятельности» (А.Н. Прохорова). Методика «Особенности проявления воли дошкольников» (Р.М. Геворкян). Карта проявления самостоятельности (А.М. Щетинина).

По результатам проведенного исследования мы смогли выявить уровень развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста и возможности организационно-педагогических условий ее развития.

В выборке 33% педагогов характеризуются критическим уровнем готовности к развитию самостоятельности, потому, что знания педагогов о современных задачах развития самостоятельности ограничены, они не ориентируются в признаках самостоятельности как качества, испытывают трудности в организации работы по развитию самостоятельности, поскольку не могут обозначить методы, приёмы и условия её развития.

Экспертиза развивающей среды показала, что в центре игр оснащенность материалами, стимулирующими самостоятельную деятельность детей составляет 40%, в центре экспериментирования оснащенность составляет 30%, в центре творчества оснащенность составляет 40%. Полученные результаты позволяют констатировать, что в целом уровень оснащенности центров активности материалами для разных видов деятельности помогающих организовать самостоятельную деятельность является недостаточным, что может снижать активность детей в самостоятельной деятельности.

У 65% родителей наблюдается недостаток знаний по вопросу развития самостоятельности, сущностные характеристики самостоятельности как качества, Родители не определяют уровень развития самостоятельности у своего ребёнка. В процессе воспитания применяют лишь некоторые методы воспитания самостоятельности. Недостаточно внимания уделяют вопросам повышения уровня своих знаний и умений в развитии самостоятельности детей.

Общий уровень самостоятельности у 16% старших дошкольников является высоким, у 44% - средним, у 40% низким.

Мы охарактеризовали высокий уровень развития самостоятельности как способность детей выражать свой интерес, инициативу в деятельности, выбирать интересующую деятельность, организовывать её в соответствии с замыслом планируя свои действия, проявлять устойчивость, целенаправленность, активность, уметь доводить начатое до конца.

Средний уровень развития самостоятельности мы охарактеризовали через такие проявления как: наличие интереса к разным видам деятельности, но неустойчивость интересов в процессе реализации задуманного. Трудности планирования действий, неумение преодолевать трудности, в результате чего происходит снижение интереса к деятельности и не достигается поставленная цель._

Низкий уровень самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста проявляется в том, что у детей неустойчивый и слабый интерес к разным видам деятельности, трудности в формулировании собственного замысла, трудности целеполагания и планирования, неумение преодолевать несложные затруднения, сложность доводить начатое дело до конца.

Целью формирующего этапа выступала реализация организационно-педагогических условий развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачами:

1.Определить этапы и содержание формирующего эксперимента.

2.Организовать развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.

3.Повысить уровень компетентности педагогов и родителей к развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Для того, чтобы стимулировать самостоятельную деятельность детей старшего дошкольного возраста, необходимо начать с оснащения развивающей предметно-пространственной среды группы. На примере темы недели это осуществлялось следующим образом: в рамках тематической недели «Дары природы. Овощи» материалы вносились ежедневно в разные центры активности. Например, в понедельник для организации игровой деятельности - муляжи овощей, корзины, фартук, атрибуты для игры в овощной магазин, дидактические игры на дифференциацию овощей, на закрепление названий овощей и их признаков, дидактические игры на исключение лишнего и так далее.

Во вторник основное внимание уделялось Центру творчества. Размещались материалы для развития у детей умений и навыков рисования на основе использования нетрадиционных техник, пооперационные карты рисования отдельных овощей, предметные картинки, сюжетные иллюстрации, схемы рисования овощей. В среду мы помещали в Центр книги, материалы, включающие в себя различные книги, содержащие стихи, произведения художественной литературы, связанные с овощами, а также пословицы, поговорки, загадки, наглядные материалы в виде иллюстраций, фотографий для бесед и составления рассказов.

Таким образом, каждый день в один из центров активности вносился материал. Параллельно осуществлялась работа по использованию разных типов работ для организации самостоятельной работы в образовательной деятельности в рамках одной и той же тематической недели. Например, на занятии по рисованию мы побуждали детей к выражению идей и замыслов решения проблемной ситуации, решение которой связано с изображением овощей.

В театрализованной деятельности создавали условия для повышения интереса у детей к произведению, в котором также главными персонажами являлись овощи, например, в сказке «Чиполлино» изготавливали с детьми маски-шапочки для исполнения ролей персонажей данной сказки. Параллельно с этим осуществлялась работа с родителями. На стенде для родителей ежедневно размещалась информация, которая позволит вовлечь семью в образовательный процесс.

В развитии самостоятельности детей мы опирались на использование комплекса приемов: использование работ по образцу и собственному замыслу, подбор необходимых материалов для разных видов деятельности, поддержка проявлений активности и инициативности детей. Например, в ходе тематической недели «Транспорт» Кирилл Д. захотел нарисовать большой автобус, но не знал, как это сделать. В беседе с ним мы уточнили, что ему может помочь научиться или кто? Он сказал, что может спросить у воспитателя, как нарисовать автобус и тогда мы предложили ему пооперационную карту и объяснили, из каких частей состоит автобус, в какой по-

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna and others FEATURES AND ORGANIZATIONAL...

следовательности его рисовать, после чего он смог его нарисовать самостоятельно.

Формирование навыков самостоятельной деятельности мы осуществляли постепенно, начиная с совместной деятельности по образцу и словесной инструкции, переходя к самостоятельной деятельности. Большое внимание мы уделяли целеполаганию, планированию деятельности, реализации действий и оценке результатов.

Родителям предлагались дидактические игры на развитие речи, основу которых также будут составлять материалы, касающиеся овощей. Также помещались сюжетные картины для составления рассказа. Совместно с родителями дети дома рисовали рисунки на определенную тему. Все перечисленные виды работ позволяют организовать процесс развития самостоятельности детей как целостный и непрерывный.

Реализация выделенных условий развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе способствовала повышению уровня её развития.

ОБСУЖДЕНИЕ

Проблема развития самостоятельности детей дошкольного возраста поднимается во многих исследованиях. В частности, в статье Алимовой Л. У, Селяметовой УА «Экспериментальное исследование по воспитанию самостоятельности детей 6-го (7-го) года жизни» представлены результаты исследования, в котором для изучения самостоятельности авторами был подобран ряд диагностических заданий, направленных на выявление определённого уровня самостоятельности. Авторы статьи представляют уровневую характеристику развития самостоятельности, в которой обозначаются проявления самостоятельности по результатам диагностики. Дискуссионным в отношении данной статьи является вопрос о направленности методик с точки зрения структурных компонентов самостоятельности, связь с которыми в тексте статьи не обозначена. Результаты исследования показали, что среди детей шестого года жизни развитие самостоятельности находится на разном уровне.

ВЫВОДЫ

Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте выступает значимой задачей, но практически является недостаточно разработанной. Эффективность процесса определяется рядом организационно-педагогических условий, на основе которых организуется образовательный процесс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 96с.

2. Яковлева Ю.В. Психологическое содержание, структура и особенности самостоятельности [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук /Ю.В. Яковлева. — Челябинск: Южно-Уральский государственный университет, 2011. — 27 с.

3. Голобородько Е.Е. Дефиниция самостоятельности в контексте психолого-педагогического исследования [Текст] /Е.Е. Голобородько // Инновационная наука. — 2015. — №8-1. — С.25-27.

4. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2014. — 672 с.

5. Дмитриева Ю.Н. Психологические основы самостоятельности как свойства личности [Текст] /Ю.Н. Дмитриева // Ученые записки. —М.: МГУ, 2004. — 254 с.

6. Федак Е.И. Анализ проблемы самостоятельности личности в истории педагогической мысли [Текст] / Е.И. Федак, А.В. Деникин // Таврический научный обозреватель. — 2015 — №4-2. — С.22-24.

7. Чебровская С.В. Самостоятельность дошкольников в оценке современных исследователей: статья [Текст] / С.В. Чебровская // Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в образовательных учреждениях: сб. материалов научно-практического семинара: Биробиджан, 12-13 ноября 2009: в 2 ч. —Биробиджан: Изд-во ГОУВПО «ДВГСГА», 2009. — Ч. 2. — С. 199-208.

8. Шурманов В.С. Сущность и структура самостоятельности: философские, психологические и педагогические аспекты понимания [Текст] /В.С. Шурманов //Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. —2016. — №2 (70). — С.81-83.

9. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования[Текст] /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336c.

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

10. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» [Текст] / под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Детство-Пресс, 2019. - 352с.

11. Атарова А.Н. Развитие самостоятельности старших дошкольников на основе интеграции детских видов деятельности [Текст] / А.Н. Атарова //Педагогическое образование в России. 2017.

- №1. - С.96-102.

12. Дыбина О.В. Особенности построения и организации предметно развивающей среды с использованием модульной мебели в группах раннего возраста [Текст]: О.В. Дыбина // Общество:социология, психология, педагогика, 2015. №6- С.134-137.

13. Алимова, Л. У. Экспериментальное исследование по воспитанию самостоятельности детей 6-го (7-го) года жизни /Л. У. Алимова, У. А. Селяметова // Вопросы науки и образования. — 2019. — № 1(44).

- С. 24-28.

Статья поступила в редакцию 30.05.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.