ЭКОНОМИКА
assignments following the meeting of the Russian Federation State Council Presidium, April 11,2013 from 07.05.2013, № Pr-1037].
8. Perechen’ porucheniy Prezidenta Rossiyskoy Federatsii po voprosam ispol’zovaniya, okhrany, zashchity i vosproizvodstva lesov ot 01.09.2013 goda № Pr-2039. [List of the Russian Federation President assignments on issues of forests using, protection and reproduction from 01.09.2013 № Pr-2039].
9. Materialy rasshirennogo zasedaniya Vysshego ekologicheskogo soveta Komiteta Gosudarstvennoy Dumy po prirodnym resursam, prirodopol’zovaniyu i ekologii [Materials of extended meeting of the Supreme Environmental Council of State Duma Committee of Natural Resources, Environment and Ecology], October 2, 2013, the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. Available at: http://www.komitet2-21.km.duma.gov.ru/ site.xp/052054049124056049053.html.
10. Doklad «Prognoz razvitiya lesnogo sektora Rossiyskoy Federatsii do 2030 goda» [The Russian Federation forest sector forecast until 2030], Food and Agriculture Organization of the United Nations, Rome, 2012.
11. Strategiya razvitiya zashchitnogo lesorazvedeniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [Development Strategy of protective afforestation in the Russian Federation until 2012], Federal Forestry Agency.
12. Otchet Schetnoy palaty Rossiyskoy Federatsii ot 18 sentyabrya 2013 g. o rezul’tatakh kontrol’nogo meropriyatiya «Proverka effektivnosti i zakonnosti rasporyazheniya zemlyami sel ’skokhozyaystvennogo naznacheniya i zemlyami lesnogo fonda na territorii Moskovskoy oblasti» [Report of the Accounting Chamber of the Russian Federation dated 18 September 2013 about the results of the control action «Testing the effectiveness and legitimacy of disposition of agricultural lands and forest lands in the Moscow region»].
13. Otchet Schetnoy palaty Rossiyskoy Federatsii ot 25 iyunya 2013 g. o rezul’tatakh kontrol’nogo meropriyatiya «Proverka effektivnosti raskhodovaniya sredstv federal’nogo byudzheta, napravlennykh na organizatsiyu lesnogo semenovodstva i lesovosstanovleniya» [Report of the Accounting Chamber of the Russian Federation dated 25 June 2013 about the results of the control action «Testing the effectiveness of federal budget expenditures aimed at organizing forest seed production and forest regeneration»].
ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ЦЕН НА ДРЕВЕСИНУ НА КОРНЮ ПРОВИНЦИЙ КАНАДЫ
А.Г. ТРЕТЬЯКОВ, генеральный директор ФГУП «Рослесинфорг», советник руководителя Федерального агентства лесного хозяйства, канд. экон. наук
tretyakov@rosleshoz.ru, +7 (499) 230-87-24 ФГУП «Рослесинфорг» 109316, Россия, г. Москва, Волгоградский проспект, д. 45, стр. 1
Рассмотрены актуальные вопросы ценообразования применительно к отпуску древесины на корню в Канаде, близкой к условиям ведения лесного хозяйства в России. Проанализировано решение этих вопросов в процессе эволюции лесных отношений на примере трех ее провинций -Британской Колумбии, Онтарио и Квебека, на которые приходится 80 % общего объема заготовки древесины в этой стране. Заслуживает внимания и созданная институциональная инфраструктура для решения этих вопросов. Выводы и предложения автора ценны для отечественной практики с учетом того, что в России не лучшим образом используется Канадский опыт.
Ключевые слова: лесоуправление, лесопромышленные компании, концессионные соглашения, механизм формирования платы за древесину на корню, источники финансирования лесохозяйственных мероприятий, затраты и цены на конечную продукцию переработки древесины.
Одна из основных задач управления лесным хозяйством - разработка, внедрение и повсеместное использование методов экономической оценки лесных ресурсов. Именно этот инструмент сможет позволить принимать объективные управленческие решения при выборе форм ведения лесного хозяйства и формировать эффективную систему ценообразования основного отраслевого сырьевого ресурса - древесины. Этой теме были
посвящены не одно исследование, не одно совещание, не одна дискуссия. Но прежде чем формировать отечественную отраслевую методику исходя из требований сегодняшнего дня, крайне полезно проанализировать зарубежный опыт. В данной статье изложены механизмы формирования цены на древесину в Канаде - одной из ведущих лесных держав.
Конституционным актом 1982 г. все природные ресурсы страны (за небольшим исклю-
32
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014
ЭКОНОМИКА
чением), включая лесные, были переданы под юрисдикцию или в собственность провинций.
Практически это означает, что права собственности на лесные ресурсы установлены и реализуются законодательством провинций через структуры государственного управления, образуемые в составе органов исполнительной и законодательной власти.
Каждая из провинций (их 11) принимает в сфере лесных отношений свой законодательный акт, который регламентирует:
- структуру органов управления лесами и их функции;
- формы отношений с частным бизнесом, использующим леса;
- экономическую организацию использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
- порядок взаимодействия органов государственного управления лесами с населением.
Федеральное правительство Канады имеет под юрисдикцией только 11 % продуктивных лесных земель, включая леса двух федеральных территорий на севере, национальные парки, территории, контролируемые управлением национальной безопасности, индейские резервации.
На федеральном уровне отсутствуют какие-либо законодательные акты, регулирующие отношения в сфере использования и воспроизводства лесов. Каждая провинция определяет свою систему лесных отношений, ориентируясь только на достижение долговременных целей, установленных национальной лесной политикой. Низовой структурой в системе государственного управления лесами является лесной район (forest range), границы которого устанавливаются исключительно в целях создания удобств в управлении лесами с учетом географического, климатического, экологического и лесорастительного районирования. Как следствие сказанного границы лесных районов не совпадают с административными границами муниципальных образований.
Поскольку лесные земли являются собственностью провинции, муниципальные власти не имеют никаких прав на принятие решений при использовании и воспроизводс-
тве лесных ресурсов ни в виде прямых распоряжений, ни через какое-либо участие в их принятии. Во всех провинциях освоение лесов для заготовки древесины осуществляется на основании концессионных соглашений, формой которых являются договоры (лицензии) с двусторонними обязательствами.
Учитывая многообразие условий в области доступности ресурсов, типовые формы договоров (лицензий) отсутствуют. Содержание договоров определяется исключительно интересами двух сторон: органа государственного управления лесами и частного бизнеса.
Наиболее распространенной формой концессионных соглашений являются договоры с обязательствами частного бизнеса вести лесное хозяйство с первоначальным сроком 20 лет и с возможностью автоматического продления срока, если стороны выполняют свои обязательства.
Наиболее показательными в плане изучения опыта концессионного использования лесов являются три многолесных провинции: Британская Колумбия, Онтарио и Квебек с суммарным объемом заготовки древесины более 80 % общего объема по стране.
В развитии лесных отношений в этих провинциях можно выделить следующие этапы:
1. Пионерное освоение ресурсов (конец XIX-начало ХХ в.).
2. Период интенсивного освоения ресурсов на базе концессионного использования лесов (первая половина ХХ в.).
3. Период поддерживаемого концессионного лесопользования (середина и конец ХХ в.).
4. Период интегрированного лесоуправления с интенсивным ведением лесного хозяйства (настоящее время).
Каждому из названных периодов присущи свои обязательства сторон и своя отличная от других этапов система экономических отношений. На этапе формирования концессионной системы использования лесов (первая половина ХХ в.), частный бизнес нес ответственность только за заготовку древесины и строительство лесных дорог. Все остальные обязанности по управлению
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 3/2014
33
ЭКОНОМИКА
лесами и ведению лесного хозяйства выполняло государство.
На этом этапе попенная плата за 1 м3 древесины (stumpage price) определялась в сочетании административных и экономических методов по формуле (Приведенная формула по своей сути представляет механизм установления арендной платы в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ, 2006)
S = S + d, (1)
где S - ставка попенной платы, применяемая для взимания лесного дохода в пользу государства,
S0 - базовая ставка платы, устанавливаемая директивно в статусе налога (роя-лити) лесной службой провинции, d - бонус как результат повышения базовой ставки при аукционном доступе к использованию лесов.
При этом все поступления от взимания попенной платы централизовались в бюджете провинции.
На этапе поддерживаемого лесопользования (середина и конец ХХ в.) изменились обязательства партнеров по концессионным соглашениям. На частный бизнес была возложена ответственность за лесовосстановление и лесовыращивание; уход за лесом на всей площади лесных земель.
Государство, уйдя от выполнения хозяйственных работ в лесу, оставило за собой следующие обязательства:
- участие в финансировании развития инфраструктуры, обеспечивающей доступ к использованию лесов (по достигнутым результатам);
- финансирование расходов на лесовосстановление, лесовыращивание и уход за лесом (по достигнутым результатам);
- установление природоохранных стандартов;
- планирование землепользования.
Изменения в обязательствах сторон
привели к созданию нового механизма установления попенной платы по методу остаточной стоимости. Этот метод основан на распределении дохода, полученного от заготовки и переработки древесины, между частным бизнесом (концессионером) и бюджетом
провинции, который (доход) образуется после возмещения бизнесу текущих затрат и получения прибыли в нормативном отношении к задействованному капиталу (формула 2)
Го = P - С - R, (2)
где г - остаточная стоимость (residual value), Р - валовый доход концессионера,
С - текущие затраты, включающие материальные затраты, амортизацию, расходы на оплату труда,
R - доход на капитал в нормативном отношении (формула 3),
R = к • i„, (3)
где i - норма прибыли на капитал (interest rate),
К - стоимость задействованных в процессе производства основных фондов (основного капитала).
Остаточная стоимость, когда она образуется, подлежит распределению между концессионером и бюджетом следующим образом:
Г0 = S0 + ГР (4)
где S0 - остаточная стоимость, принадлежащая бюджету и изымаемая через механизм попенной платы, г - остаточная стоимость, оставляемая частному бизнесу в качестве дополнительного стимула, когда рынок требует мер по увеличению спроса на заготовленную древесину.
В конечном счете, остаточная стоимость, изымаемая через механизм попенной платы, зависит от:
- цен на продукцию из заготовленной и переработанной древесины, формирующих доход (R);
- технологии заготовки и переработки древесины, уровня ее безотходности, определяющих текущие затраты (С);
- фондоемкости производства, определяемой объемом и структурой привлекаемого капитала (К);
- нормы прибыли, определяемой с учетом структуры капитала, состояния основных фондов, состояния фондовых рынков и рынков банковского капитала, рисков и неопределенностей на макроэкономическом и отраслевом уровнях (i);
34
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014
ЭКОНОМИКА
- породно-размерно-качественных характеристик сырья;
- направлений конечного потребления древесины в обработанном и необработанном виде.
Эффективность того или иного механизма платы за древесину определяется не только ее размером, но и тем, как поступивший в бюджет доход используется. Распределение полученного от взимания попенной платы дохода на этапе поддерживаемого лесопользования было следующим (формула 5) S = Si + S2 + S3, (5)
где Sj - часть платы в размере фиксированной ставки, которая поступала в муниципальные бюджеты;
52 - часть платы, поступавшая в фонд вос-
производства лесов с целевым назначением финансировать лесохозяйственные мероприятия, выполненные концессионером по их результатам;
53 - часть платы, образующая чистый до-
ход бюджета провинции;
S0 - установленная ставка попенной платы. Оценивая изложенный механизм образования и распределения попенной платы, небходимо отметить, что она взималась только с фактического объема заготовленной древесины после ее соответствующего замера методами, установленными в концессионном соглашении.
Наряду с попенной платой в концессионную плату входит платеж, «привязанный» к площади лесных земель, находящихся в концессии.
Иллюстрацией сказанного являются приводимые ниже данные о ставках попен-ной платы, которые применялись в провинции Онтарио в 1995 г. на этапе поддерживаемого лесопользования (таблица).
Ставки попенной платы утверждались Министерством природных ресурсов провинции Онтарио ежемесячно по результатам аналитической работы, которую проводил специальный отдел лесного департамента с большой численностью работников (около 100 чел.). Решения по размерам ставок на основе представленной аналитической информации принимал специально созданный совет при
Министерстве природных ресурсов, в состав которого входили в установленном соотношении представители Министерства природных ресурсов и лесной промышленности. Основой принятия решений был переговорный процесс между органами государственной власти провинции и частным бизнесом.
Ставки попенной платы, приведенные в таблице, явились результатом следующих принятых решений.
1. Отчисления от платы в муниципальный бюджет в размере 1,25 канадских долл. за м3 установлены исключительно по фискальным соображениям. Эти отчисления не зависят ни от экономических факторов (цены на лесопродукцию), ни от лесоводственных (порода, качество древесины).
2. Отчисления на воспроизводство лесов установлены исходя из потребностей в финансовых средствах на выполнение лесохозяйственных работ, обеспечивающих лесовосстановление, уход за лесом и проведение других лесохозяйственных мероприятий в соответствии с лесным планом, являющимся основным приложением к концессионному соглашению.
Отчисления в прилагаемой таблице дифференцированы по породам, исходя из различий в затратах на воспроизводство лесов, так как это представлено ниже (в долл. Канады за м3):
- красная и белая сосна - 11,01,
- прочие хвойные породы - 6,0,
- тополь и белая береза - 0,5,
- твердолиственные (первый сорт)
- 8,0,
- твердолиственные (второй сорт)
- 1,5.
Отчисления на воспроизводство лесов не зависели от экономических факторов в сфере заготовки и переработки древесины, а определялись исключительно затратами в сфере лесного хозяйства.
Отчисления на воспроизводство лесов централизовались в целевом фонде с одноименным названием и расходовались в соответствии с законодательно установленными процедурами.
Чистый доход бюджета провинции определялся частью остаточной стоимости,
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014
35
ЭКОНОМИКА
Таблица
Ставки попенной платы, действовавшие на 3-й период: с 1 июля по 28 июля 1995 г. на м3 в долл. Канады (по данным Министерства природных ресурсов Онтарио) Stumpage rates in effect on the third period: from July 1 to July 28, 1995 U.S. $ per m3 of Canada (according to the Ontario Ministry of Natural Resources)
Древесные породы Направления использования древесины Целлю- лоза Фане- ра Пило- мате- риалы Компо- зитные матери- алы Бума- га Коммер- ческое топливо (дрова) Про- чие
Красная и белая сосна Минимальная ставка 1,25 1,25 1,25 1,25 1,25 1,25 1,25
Отчисления на воспроизводство 11,0 11,0 11,0 11,0 11,0 11,0 11,0
Чистый доход бюджета 17,5 1,44 1,44 4,24 10,01 6,93
Попенная плата 29,75 13,69 13,5 16,5 22,26 12,25 19,18
Прочие хвойные породы Минимальная ставка 1,25 1,25 1,25 1,25 1,25 1,25 1,25
Отчисления на воспроизводство 6,0 6,0 6,0 6,0 6,0 6,0 6,0
Чистый доход бюджета 17,5 4,25 10,01 6,35
Попенная плата 24,75 7,25 7,25 11,5 17,26 7,25 13,6
Тополь (осина) и белая береза Минимальная ставка 1,25 1,25 1,25 1,25 1,25 1,25 1,25
Отчисления на воспроизводство 0,50 0,50 0,50 0,50 0,50 0,50 0,50
Чистый доход бюджета 17,50 8,33 2,66 4,25 10,01 8,55
Попенная плата 19,25 10,08 4,41 6,00 11,76 1,75 10,3
Твердолиственные первый сорт Минимальная ставка 1,25 1,25 1,25 1,25 1,25 1,25 1,25
Отчисления на воспроизводство 8,00 8,00 8,00 8,00 8,00 8,00 8,00
Чистый доход бюджета 17,5 12,00 4,43 4,25 10,01 9,64
Попенная плата 26,75 21,25 13,68 13,5 19,26 9,25 18,89
Твердолиственные второй сорт Минимальная ставка 1,25 1,25 1,25 1,25 1,25 1,25 1,25
Отчисления на воспроизводство 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50 1,50
Чистый доход бюджета 4,38 2,00 2,00 2,50 2,18
Попенная плата 7,13 4,75 2,75 4,75 5,25 2,75 4,93
рассчитанной по формуле 2. Этот доход дифференцировался по направлениям использования древесины и по ее породам и качеству.
Направлениями использования древесины были выбраны следующие (по видам производимой продукции):
- целлюлоза,
- строганная фанера (шпон),
- пиломатериалы,
- композиционные материалы,
- бумага,
- топливо,
- прочее.
По каждому направлению использования древесины в разрезе каждой породы определялась остаточная стоимость, которая
36
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014
ЭКОНОМИКА
распределялась для рассматриваемой ситуации между государством и бизнесом в соотношении 0,29 и 0,71.
При расчете остаточной стоимости в большинстве текущие затраты на производство конечной продукции принимались по нормативам, утверждаемым органами государственной власти провинции.
В числе нормативов важная роль отводилась нормам расхода сырья и волокнистых материалов, которые для приводимого примера составили (м3):
- целлюлоза - 5,4 за т,
- пиломатериалы хвойных пород - 6,0 на тыс. бордсовых футов,
- пиломатериалы твердолиственных пород - 5,5 на тыс. бордсовых футов,
- композиционные материалы - 2,1 на тыс. квадратных футов,
- фанера строганая - 4,2 на тыс. квадратных футов,
- газетная бумага - 2,6 на т.
В текущие затраты включались:
- затраты на подготовку волокнистых материалов за вычетом стоимости возвратных отходов;
- затраты на заготовку и переработку по номенклатуре прямых расходов (оплата труда, топливо, энергия);
- затраты на заготовку и переработку по номенклатуре косвенных (условно постоянных) расходов (амортизация, накладные расходы);
- ряд налоговых выплат.
Нормативная прибыль принималась в
размере 20 % к стоимости капитала.
Представление частным бизнесом органам государственной власти провинции информации о затратах и ценах на продукцию в установленной номенклатуре показателей является обязательным условием для заключения концессионных соглашений.
Данное положение установлено законодательством и реализуется только на условиях конфиденциальности. Анализируя практику установления попенной платы на этапе поддерживаемого лесопользования и на последующем этапе, следует отметить, что основным фактором, влияющим на уровень
попенной платы, являются рыночные цены на конечную продукцию из древесины.
Как следует из сказанного, динамика цен на продукцию переработки древесины определяет динамику попенной платы. Именно изменение коньюктуры лесных рынков заставляло пересматривать ставки попенной платы ежемесячно, при этом органы государственной власти и частный бизнес (концессионеры) находились постоянно в переговорном процессе.
Цены на круглый лес, по сути, являлись, как и попенная плата, производными от цен на продукцию конечного потребления древесины.
На этапе интегрированного лесоуправления (настоящее время) в провинциях Канады государство продолжило уход от ранее осуществляемых полномочий в сфере государственного управления лесами. Речь идет о настоящем времени, когда частный бизнес финансирует проведение лесохозяйственных работ за счет собственных доходов, что, соответственно, поменяло подходы к установлению попенной платы, которая стала устанавливаться по формуле
S = Sb ± AS, (6)
где Sb _ базовая ставка, определяемая на базе остаточной стоимости или на базе аукционов, применяемых при заключении краткосрочных договоров,
± AS - увеличение (уменьшение) базовой ставки при отклонении фактических характеристик насаждений и условий их эксплуатации от тех, которые характеризуют условия для базовой ставки.
Данный метод определения попенной платы называется нормативным, поскольку для его применения требуется разработанная нормативная база, иллюстрируемая материалами, содержащимися в «Законе о лесах» провинции Квебек.
Использование лесов в провинции Квебек отличается от использования лесов в провинциях Британская Колумбия и Онтарио тем, что в этой провинции более значительная доля лесов находится в частной собственности, что создает благоприятные условия для конкуренции на рынках круглого леса.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014
37
ЭКОНОМИКА
Определение ставок платежей за пользование древесиной в государственных лесах нормативным методом иллюстрируется на рис. 1 и 2. Сущность нормативного метода заключается в установлении платы за древесину на корню в государственных лесах по их фактически сложившемуся уровню в частных лесах с учетом различий в производственных расходах на заготовку в обеих категориях лесов.
Согласно примеру, иллюстрируемому рис. 1 и 2, за точку отсчета для установления платы за древесину на корню в государственных лесах принимаются суммарные затраты на заготовку в частных лесах ($ 70/м3) (здесь и далее в этом примере канадские доллары), которые складываются из производственных расходов ($ 50/м3) и попенной платы ($ 20/м3). При нормативном методе при прочих равных условиях уровень платы за древесину на корню в государственных лесах определяется разницей между суммарными затратами на заготовку в частных лесах и производственными расходами в государственных лесах. Таким образом, если производственные затраты на заготовку в государственных лесах составят $60/м3, то плата за древесину на корню может быть установлена в размере $10/м3.
Как видно из рис. 2, минимальный уровень платы за древесину на корню в провинции составит $ 4/м3.
Для реализации нормативного метода необходимо наличие достоверной информации о ситуациях на рынках древесины на корню и круглых лесоматериалов, что достигается сбором и анализом данных по всем сделкам купли-продажи лесных насаждений и круглого леса. Для этой цели в провинции организовано ежегодное обследование деятельности компаний и частных лесовладельцев Министерством природных ресурсов.
Нормативный метод построен на исследованиях зависимости затрат на заготовку древесины от факторов, представленных таксационными показателями насаждений и условиями их эксплуатации.
Для установления зависимостей используются графики и уравнения парной и множественной корреляции. Пример такого рода зависимостей приведен на рис. 3 и 4.
В нормативной базе провинции Квебек содержатся материалы, устанавливающие влияние 17 факторов на производственные затраты. К этим факторам относятся:
1. Таксационные характеристики лесов
- объем хлыста,
- запас на га,
- средний диаметр,
- породный состав,
- рельеф почвы,
- возраст насаждений.
2. Сеть дорог
- доступность лесных участков,
- срок эксплуатации сети,
- содержание/ремонт (государство или частный бизнес).
3. Расстояние до
- лесоперерабатывающих предприятий,
- рынков реализации древесины в круглом виде,
- мест проживания населения.
4. Качество древесины
- сбежистость кроны,
- процент гнили.
Согласно существующей методике устанавливаются относительные затраты и цены на лесопродукцию, соответствующие условиям, характеризующим среднюю эффективность для усредненных характеристик лесных участков. Фактически они будут отличаться от затрат и цен в средних условиях и будут служить базой для определения средней ставки платы за древесину на корню для конкретной зоны.
Для дифференциации платы за древесину на корню по зонам в провинции Квебек рассчитаны ставки платы за древесину на корню по 2000 районам.
В провинции производится ежеквартальная индексация справочных (базисных) ставок платы за древесину на корню с учетом тенденции в динамике цен на готовую продукцию по данным Министерства статистики Канады.
Механизм индексации платежей за древесину на корню в зависимости от изменения уровня цен на готовую лесопродукцию представлен на рис. 5.
38
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014
ЭКОНОМИКА
Рис. 1. Нормативный метод установления ставок платы за древесину на корню Fig. 1. Normative method of establishing rates for the standing timber
Рис. 2. Графическая интерпретация нормативного метода установления ставок платы за древесину на корню Fig. 2. Graphical interpretation of the standard method for determining rates of payment for standing timber
Изложенный опыт установления и применения системы платы за древесину на корню в провинциях Канады позволяет сделать обобщенные выводы:
1. Управление и администрирование платой за древесину на корню осуществляет орган исполнительной власти провинции, под юрисдикцией которого находится управление лесными землями и предоставление лесных ресурсов в пользование.
2. Органы исполнительной власти провинций, управляющие лесными землями, в структуре обязательно имеют департамент,
отвечающий за доходы от пользования лесными ресурсами, в составе которого есть подразделение, ведущее аналитическую работу по сбору, обработке исходной информации, расчету ставок и контролю за применением.
Численность работников в этих подразделениях зависит от объема пользования и измеряется сотнями работающих.
3. При всех органах исполнительной власти провинций обязательно существует консультативный совет по оценке ресурсов, состоящий из представителей частного лесного бизнеса и органов государственной
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 3/2014
39
ЭКОНОМИКА
Рис. 3. Установление зависимости затрат на заготовку древесины от объема хлыста Fig. 3. Establishment costs depending on the amount of logging whip
Рис. 4. Установление зависимости затрат на заготовку древесины по зонам Fig. 4. Establishment costs depending on logging in zones
власти. Ни одно решение по принятию новых ставок или по изменению существующих не принимается без рекомендаций консультативного совета.
4. При всех формах концессионных соглашений на заготовку древесины плата начисляется только на фактический объем древесины, заготовленной и доставленной в пункт потребления с замером объема независимой организацией. Ни по одной форме соглашений плата не начисляется на объем древесины, измеряемый расчетной лесосекой или какими-то другими показателями.
5. В основе расчета базовых ставок платы применяются только цены на конечную продукцию переработки древесины. Планирование и прогнозирование ставок платы древесины на корню основано на динамике цен на конечную продукцию (целлюлоза, бумага,
пиломатериалы, фанера, композитные материалы). Исключение составляет коммерческое потребление круглого леса в виде топлива.
6. Все лесопромышленные компании (концессионеры) обязаны представлять и представляют коммерческую информацию, нужную для расчета ставок платы, по перечню показателей, которые необходимы для расчета. Кроме того, представители компаний участвуют в работе консультативных советов по оценке ресурсов при органах государственной власти провинций.
7. Плата за древесину на корню распределяется по направлениям ее использования нормативными документами, разрабатываемыми и утверждаемыми органами государственной власти провинций, осуществляющими государственное управление лесными землями.
40
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014
ЭКОНОМИКА
Рис. 5. Механизм индексации платы за древесину на корню Fig. 5. Indexation mechanism for standing timber
Как правило, во всех провинциях практикуется направление части платы по фиксированным ставкам в бюджеты провинций вне зависимости от того, какая существует коньюктура на лесных рынках.
Размер отчислений устанавливается нормативным документом по установлению и распределению платежей.
1. При наличии целевых фондов воспроизводства лесов финансирование затрат на выполнение лесохозяйственных мероприятий проводилось по следующей схеме.
Лесопромышленные компании выполняли лесохозяйственные работы, в т.ч. строили лесные дороги и предъявляли законченные работы органам государственной власти провинций, управляющим лесами. Результаты работы принимались в соответствии с разработанными стандартами качества и оплачивались.
2. При отсутствии целевых фондов воспроизводства лесов компании финансируют расходы за счет своих доходов через уменьшение ставок платы на величину нормативных затрат на воспроизводство лесов.
При этом компании обязательно исполняют требования к качеству лесохозяйственных объектов, устанавливаемые государственными стандартами.
Финансирование затрат на ведение лесного хозяйства за счет доходов бизнеса возможно при следующих условиях:
- бизнес в течение длительного времени имел строго подконтрольную государству практику выполнения лесохозяйственных работ, следовательно, создал соответствующие материальную базу и кадровое обеспечение;
- лесной бизнес является доходной отраслью за счет реализуемых им конкурентных преимуществ на внутреннем и экспортном лесных рынках.
Библиографический список
1. Harley, D. Forest tenures in Canada: a framework for policy analysis / David Harley, Martin K. Luckert // Information Report E-X-43. - Cat. No. fo 29-7/43/
- Forestry Canada. - Ottawa. - 1990.
2. The State of Canada’s Forests. Annual report 2013/ Natural Recourse Canada - 62 p.
3. Грей, Дж. А. Канадский опыт организации лесных концессий / Дж. А. Грей // Устойчивое лесопользование. - 2004. - № 1 (3). - С. 28-35.
4. Ambus, L. Big expectations for small forest tenures in British Columbia / L. Ambus, D. Davis-Case, S. Tyler // BC Journal of Ecosystems and Management, 2007.
- 8(2) - P. 46-57.
5. Грей Дж. Политика лесных концессий. Опыт стран по устойчивому управлению тропическими лесами / Грей Джон. - М., ВНИИЛМ, 2003 - 120 с.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014
41
ЭКОНОМИКА
6. Кузьминов, И.Ф. Лесной сектор Канады и России: перспективы заимствования западных инноваций в отечественном управлении лесами / И.Ф. Кузьминов // Экологическое планирование и управление. - 2011. - № 1. - С. 85-96.
7. Петров, А.П., Филюшкина Г.Н. и др. Государственное управление лесным хозяйством. Учебное пособие / А.П. Петров, Г.Н. Филюшкина и др. - М., 2004 - 264 с.
8. Развитие концессионного лесопользования. Международный опыт: проблемы и перспективы для стран с переходной экономикой // Материалы се-
минара. Пушкино, Московская область, 5-6 июня 2003 г. - М.: Алекс 2004 - 128 с.
9. Филюшкина, Г.Н. Государственное управление лесопользованием в Британской Колумбии (Канада) / Г.Н. Филюшкина // Лесное хозяйство - 2006. - №
3. - С. 19-23.
10. Экономические отношения в лесном хозяйстве: зарубежный и отечественный опыт // Материалы научно-практической конференции «Развитие лесного сектора Российской Федерации: вызов рынка», 19 июня 2012 г. - Пушкино: ВИПКЛХ, 2013 - 98 с.
FORMATION OF THE MARKET PRICES FOR THE STANDING FOREST IN THE PROVINCES OF CANADA
Tretyakov A.G. (FSUE «Roslesinforg»)
tretyakov@rosleshoz.ru, +7 (499) 230-87-24 FSUE «Roslesinforg». 109136, Moscow, Volgogradsky Avenue, 45/1
The article addresses important issues ofprice-formation where it concerns the distribution of growing timber in Canada - the country with forestry conditions similar to those in Russia. The author made an analysis of how these issues had been dealt with in the process of forestry development in three Canadian provinces - British Columbia, Ontario and Quebec. The volume of timber harvesting in these three provinces is 80 % ofthe national sum. The institutional infrastructure created to address these issues is worth noting as well. The conclusions and suggestions made by the author are of valuable importance for the practices in Russia considering the lacks in implementation of the Canadian expertise in our country.
Key words: forest management, enterprises in forest industry, concession agreements, mechanism ofprice formation for the growing timber, sources offunding for forestry activities, costs and prices for the final timber processing goods.
References
1. David Harley, Martin K. Luckert. Forest tenures in Canada: a framework for policy analysis. Information Report EX-43. - Cat. No. fo 29-7/43/ - Forestry Canada. Ottawa. 1990.
2. The State of Canada’s Forests. Annual report 2013/ Natural Recourse Canada, 62 p.
3. Grey, Dzh. A. Kanadskiy opyt organizatsii lesnykh kontsessiy [Canadian experience of forest concessions]. Ustoychivoe lesopol’zovanie [Sustainable forest management], 2004. - № 1 (3). pp. 28-35.
4. Ambus, L., D. Davis-Case, and S. Tyler. Big expectations for small forest tenures in British Columbia. BC Journal of Ecosystems and Management 8(2), 2007. pp. 46-57.
5. Grey Dzhon. Politika lesnykh kontsessiy. Opyt stran po ustoychivomu upravleniyu tropicheskimi lesami [Politics of forest concessions . Experience countries for sustainable management of tropical forests]. Мoscow, VNIILM, 2003.
120 p.
6. Kuz’minov I. F. Lesnoy sektor Kanady i Rossii: perspektivy zaimstvovaniya zapadnykh innovatsiy v otechestvennom upravlenii lesami [Forest sector in Canada and Russia : Prospects for borrowing western innovation in the domestic forest management]. Ekologicheskoe planirovanie i upravlenie [Environmental Planning and Management]. 2011. №
1. pp. 85-96.
7. Petrov A.P., Filyushkina G.N. Gosudarstvennoe upravlenie lesnym khozyaystvom. Uchebnoeposobie [State Forestry Administration. Tutorial], 2004. 264 p.
8. Razvitie kontsessionnogo lesopol’zovaniya. Mezhdunarodnyy opyt: problemy i perspektivy dlya stran sperekhodnoy ekonomikoy. Materialy seminara. Pushkino, Moskovskaja oblast’, 5-6 ijunja 2003 g. [Development of forest concession . International experience: problems and prospects for countries in transition. Proceedings of the seminar. Pushkino, Moscow region, 5-6 June 2003]. Moscow. Aleks 2004. 128 p.
9. Filyushkina G.N. Gosudarstvennoe upravlenie lesopol’zovaniem v Britanskoy Kolumbii (Kanada) [State Administration of forest management in British Columbia (Canada)]. Forestry, 2006. № 3. pp. 19-23.
10. Ekonomicheskie otnosheniya v lesnom khozyaystve: zarubezhnyy i otechestvennyy opyt. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii «Razvitie lesnogo sektora Rossijskoj Federacii: vyzov rynka», 19 ijunja 2012 g. [Economic relations in the forestry sector: foreign and domestic experience / / Proceedings of the scientific - practical conference « Development of the forest sector of the Russian Federation: the challenge of the market», June 19, 2012]. VIPKLH, Pushkino, 2013. 98 p.
42
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014