Научная статья на тему 'Формирование рыночной стратегии и разработка комплекса маркетинга и производственно-коммерческой деятельности предприятий пищевой промышленности'

Формирование рыночной стратегии и разработка комплекса маркетинга и производственно-коммерческой деятельности предприятий пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ МАРКЕТИНГ / КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / MARKETING / FOOD MARKETING / MARKETING COMPLEX / FOOD MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бугаенко Станислав Анатольевич

Статья посвящена исследованию сущности и значению формирования продовольственного комплекса маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKET DEVELOPMENT STRATEGIES FORMATION AND COMPLEX OF MARKETING AND COMMERCIAL PRODUCTION ACTIVITIES OF FOOD INDUSTRY ENTERPRISE

The article is devoted to research the essence and significance of the food marketing complex formation.

Текст научной работы на тему «Формирование рыночной стратегии и разработка комплекса маркетинга и производственно-коммерческой деятельности предприятий пищевой промышленности»

шего института проводятся курсы английского языка для волонтеров Универсиады. В соответствии с духом волонтерского движения слушатели этих курсов будут в дальнейшем саами передавать полученные знания другим студентам-волонтерам. Уже сейчас на этих курсах преподают студенты отделения «Перевод и перево-доведения». Уровень обучения высокий - достаточно упомянуть, что один из «преподавателей» - носитель языка. Данный опыт интересен совершенно особым отношением, которое он воспитывает в студентах - ведь это по-настоящему волонтерская работа, т.е. добровольная, приносящая пользу другим и самому участнику. Неоценим и опыт реальной деятельности, не имитирующей будущую профессиональную деятельность, а имеющей огромной значение здесь и сейчас. Именно такая деятельность привлекает молодежь своей осмысленностью, реальным наполнением. Прибавим к этому ценность совместной, коллективной работы, сопряженной с творчеством и устремленностью в будущее.

Как же сделать так, чтобы этот богатый потенциал был использован в полной мере? На наш взгляд, необходимым является разумный баланс между использованием в работе профессионалов в области иностранных языков и получившими соответствующую подготовку волонтерами. Также очень важно четко определить функции и объем полномочий каждого волонтера, а от этого зависит объем и качество языковой подготовки, которую он должен получить. Необходимо также разграничивать фундаментальную языковую подготовку,

результатом которой должно быть относительно свободное владение иностранным языком, и тренинги, призванные дать уверенность в ограниченном числе стандартных ситуаций общения.

Опыт проведения Олимпийских Игр показывает, что необходимо проводить для переводчиков и волонтеров дополнительные семинары и тренинги не только до начала Игр, но и в процессе, причем такие семинары и тренинги проводят эксперты в конкретном виде спорта, разъясняя особенности вида спорта и терминологию. И наконец, важнейшим, на наш взгляд, направлением подготовки является разработка удобных, функциональных разговорников, охватывающих стандартные ситуации общения на официальных или наиболее распространенных языках Универсиады.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Соловьева Н.Н. Актуальные проблемы формирования языковой культуры специалиста: исторический и теоретико-методологический аспекты: Монография. -М.: МОСА, 2009.

2. Леонтьев А. А. Национально-культурная специфика речевого поведения. - М., Наука, 1977. - с. 345

3. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. - с. 342.

4. Тарасов Е.Ф. Язык как средство трансляции культуры. В одноименном сборнике. - М.; Наука, 2000. - с.90.

5. Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы - М.: Наука, 1977. - с. 58, 63.

TRAINING SPECIALISTS FOR THE LINGUISTIC SERVICE AT UNIVERSIADE-2013

© 2013

E.N. Belyaeva, PhD (Pedagogics), Associate Professor of the Chair of Foreign Languages and Translation

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: The article reveals the main points in the activity of Language Service staff during the preparation and realization of such large-scale international events as Olympic and Paralympic Games and Universiade. The author lists difficulties in the work of an interpreter at a large-scale sports event and describes the process of language training of interpreters and volunteers in the Institute of Economics, Management and Law (Kazan). Suggestions for improving the Universiade-2013 Language Service activities are made.

Keywords: Universiade; linguistic service; sports events; training of interpreters.

УДК 338.439:658

ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ СТРАТЕГИИ И РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА И ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© 2013

С.А. Бугаенко, кандидат экономических наук, доцент Международный Университет Бизнеса и Права, Херсон (Украина)

Аннотация: Статья посвящена исследованию сущности и значению формирования продовольственного комплекса маркетинга.

Ключевые слова: маркетинг, продовольственный маркетинг, комплекс маркетинга, продовольственный рынок.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Маркетинг продовольственных товаров имеет важнейшее значение в процессе производства, продажи и удовлетворение покупателей в бизнесе продовольствия, поэтому разработка механизма формирования продовольственного комплекса маркетинга выступает стратегическим задачам как пищевых предприятий, так и Государства в целом. На сайте Института продовольственного маркетинга сказано, что пищевой маркетинг постоянно усугубляется под воздействием множества факторов (развитие продовольственного и смежного рынков; изменение предпочтений и требований потребителей к пище; глобализация продаж и потребления и т.д.) и критических причин (продовольственный кризис; снижение продовольственных и энергетических ресурсов).

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Результаты

анализа научной литературы по теории маркетинга продовольственных товаров, что включает описание маркетинговых особенностей товаров пищевой отрасли исследуются в трудах таких известных зарубежных и отечественных ученых-экономистов, как Г. Астратова, Г. Абрамова, В. Клюкач, Ю. Ципшнров, О. Семин, И. Дубровин, Г. Давыденко, Г. Галеев, В. Гончарова и другие.

Формирование целей статьи (постановка задания). Основной целью статьи есть исследование особенностей формирования рыночной стратегии и разработки комплекса маркетинга и производственно-коммерческой деятельности предприятий пищевой промышленности.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. На наш взгляд, доминирующим принципом маркетинговой деятельности выступает необходимость научного обоснования любых мероприятий в сфере маркетинга, его нарушение провоцирует снижение эффективности маркетинговой деятельности пищевых предприятий. В

60

Карельский научный журнал. 2013. № 4

Украине за последние несколько лет развивается заинтересованность предпринимательских структур продовольственной сферы к проведению различных маркетинговых исследований рынков и продуктов питания. Среди объектов маркетинговых исследований большинство составляют продовольственные товары, в том числе алкогольная, табачная продукция, услуги розничной торговли продуктами питания.

Одной из причин необходимости продовольственного маркетинга. Гончаров называет негативную ситуацию развития неоправданно многоуровневого посредничества в продовольственном бизнесе. Эта ситуация вызвана отсутствием знаний и навыков маркетинговой деятельности у персонала предприятий-производителей пищевых продуктов, их делегированием посредникам. В результате чего количество уровней канала распределения увеличивается и влечет увеличение цены на продукты питания. Он указывает: "Специфика маркетинга в пищевой промышленности имеет принципиальные различия и особенности в отношении аналогичных систем других отраслей народного хозяйства, которые, прежде всего, определяются спецификой сельскохозяйственного производства и особенностями пищевой продукции" [1].

Г. Астратова считает, что "продовольственный маркетинг представляет собой комплексную социально-экономическую дисциплину, которая изучает системным образом закономерности проявления, формирования, развития и удовлетворения совокупности индивидуальных потребностей в продуктах питания в процессе общественного воспроизводства с целью благополучие отдельных личностей и общества в целом. Объектом изучения продовольственного маркетинга является совокупность индивидуальных потребностей в продуктах питания, а также зумовлюючого ее средства производства, распределения, обмена и потребления" [2].

Используя общую терминологию концепций маркетинга можно проследить эволюцию маркетинга пищевых продуктов в нашей стране, а также продемонстрировать, что только концепция маркетинга и концепция социально-этичного маркетинга приемлемые в маркетинговой деятельности продовольственных предприятий.

Концепции же маркетингу (узнавания о запросы покупателей и предложение товаров в соответствии с запросами) и социально-этического маркетинга (необходимости не навредить здоровью и жизни покупателя) очень актуальны именно в пищевом маркетинга. Концепция маркетинга предполагает осуществление производства продукта под заказ покупателя, только такой процесс способствует минимизации потерь продовольствия в сегодняшней ситуации глобального голода, надвигающегося, в мире.

В последнее время крепнет тенденция использования в продвижении пищевых продуктов приемов рекламы табачной отрасли, которые способствуют продажам товаров, опасных для здоровья покупателей: демонстрация мнения "авторитетов" о безопасное потребление канцерогенных примесей, использования упаковки, что снижает качество продукта, пропаганда фаст-фуда и т.д. Ведущие исследователи из Иельского и Мичиганского университетов подтвердили эту гипотезу и назвали общие черты между маркетингом пищевых товаров и маркетингом табачных изделий. Авторы призывают представителей пищевой промышленности изменить маркетинг и тактику продаж этих товаров, чтобы избежать негативных последствий для здоровья потребителей. Поэтому именно в пищевой промышленности является необходимым применение концепции социально-этичного маркетинга для укрепления ответственности производителей и возможности доступа потребителей к точной и полной информации о безопасности и пищевой ценности продуктов. Безответственное игнорирование производителями и маркетологами предприятий пищевой промышленности спорных вопросов может заста-Карельский научный журнал. 2013. № 4

вить отрасль повторить смертельный путь, уже пройденный табаком. В пищевой промышленности необходимо соотносить цены и пользу продуктов, продавать только экологически безопасные продукты в школах и больницах и публично объявлять имена ученых, принявших участие в различных исследованиях, связанных с пищевыми продуктами [3]. Специализация маркетинга в пищевой промышленности необходима по ряду причин:

- продовольственные товары удовлетворяют базовую физиологическую потребность человека, является основным продуктом, что обеспечивает его жизнедеятельность;

- снижение объемов стратегического сырья - сельскохозяйственной продукции;

- зависимость объемов сельскохозяйственной продукции от климато-географич-них и других условий;

- мировой дефицит продовольствия (продовольственный кризис);

- несоответствие уровня производственных мощностей пищевых предприятий емкости целевого потребительского рынка;

- расхождение периода получения сырья для продовольственных предприятий (продукции сельского хозяйства) с периодом производства и потребления продовольственных товаров из данного сырья;

- рост себестоимости продуктов питания под влиянием факторов маркетинговой макро - и микросреды;

- сравнительно небольшая рентабельность пищевой продукции на предприятиях-производителях;

- рост цен на пищевые продукты из-за роста себестоимости, многоуровневых каналов сбыта, несовершенного законодательства;

- негативное косвенное влияние роста цен за продукты питания на уровень спроса на непродовольственные товары;

- несогласованность действий производителей сырья, пищевых продуктов и реализаторов;

продукции пищевой индустрии;

- потребность в укреплении продовольственной безопасности страны;

- рост доли импортной пищевой продукции, производители которой лишены влияния перечисленных выше факторов и имеют ценовое преимущество;

- завышенные размеры отходов пищевого производства и потребления аморальные;

- изменения требований потребителей, рост интереса общественности к проблемам производства пищевых продуктов, гигиены их переработки, содержанию в них вредных примесей и генетически модифицированных организмов, к проблеме распространения заболеваний через продукты питания.

Учета и использования знаний особенностей продовольственных товаров и рынков в маркетинговой деятельности предприятий пищевой промышленности сгладит данные проблемы и приведет к повышению эффективности всей производственно-коммерческой деятельности этих предприятий. Продовольствие является важнейшим элементом системы жизнеобеспечения человека, населения страны, дефицит которого воспринимается как несчастье, что требует оперативного вмешательства государства и его быстрого реагирования. Продовольственный рынок определяет состояние экономики и социальную стабильность общества, поэтому его развитие целесообразно постоянно отслеживать как на стадии научных разработок, так и на уровне принятых государственными структурами решений. Экономическая сущность продовольственного рынка заключается во взаимосвязанном функционировании отраслей и структур, объединенных общей целью - производством высококачественных продуктов питания, доведением их до потребителя, обеспечением рационального потребления, созданием государственных продовольственных фондов. Основой формирования продовольственного рынка являются производственно-техно-

61

логические, социально-экономические и экологические связи между сельским хозяйством, пищевой промышленностью и торговлей продовольственными товарами, основанные на последовательной переработке сырья и доставке продуктов питания потребителям [2].

В экономической литературе термин "продовольственный рынок" чаще всего обозначает рынок сельскохозяйственных предприятий, производящих продукцию, которая имеет конечного покупателя без переработки, или служит сырьем для предприятий пищевой промышленности. Так, А. Березин дает следующее предположение: "Функционирование внутреннего продовольственного рынка определяется возможностями сельскохозяйственного производства страны обеспечивать его собственными товарными ресурсами. Как известно, специфическим признаком сельскохозяйственного производства является способность его составляющих - земли, рабочей силы и капитала - оперативно реагировать на конъюнктуру рынка. Эффективность функционирования определенной степени определяется аграрной политикой государства как органической составляющей экономической политики, совокупности научно обоснованных идей относительно развития сельского хозяйства на определенном историческом этапе жизни страны" [4].

Продовольственный рынок охватывает все экономические отношения, связанные со сбытом пищевой продукции, полученной от переработки сельскохозяйственной и другого сырья. Он является частью аграрного товарного рынка, рядом с рынком сельскохозяйственной продукции и рынком сельскохозяйственного сырья. Аграрный рынок можно охарактеризовать как совокупность экономических отношений, обеспечивающих эффективное функционирование отраслей, которые удовлетворяют потребности населения в продуктах питания и перерабатывающих предприятий в ресурсах. С. Запотоцкий под продовольственным рынком понимает "территориальную социально-экономическую систему, которая функционирует в сфере оборота продовольственных товаров на основе взаимодействия спроса, предложения и цены и развивается за соответствующими экономическими и общественно-географическими законами" [5]. По мнению Г. Зинчук "продовольственный рынок - система пространственно направленных экономических отношений между производителями, субъектами рыночной инфраструктуры и потребителями, а также внутри данных групп, формирующих предложение и спрос на продовольственные товары. Такая трактовка в отличие от существующих исключает сужение содержания продовольственного рынка только к организационным формам, к совокупности покупателей товара, к сфере обращения, к воспроизводственному процессу. И уточняет самое распространенное определение рынка как системы экономических отношений между продавцами и покупателями в части выделения среди продавцов отдельных групп производителей и субъектов рыночной инфраструктуры, возможных взаимодействий внутри данных групп, а также территориальной специфики развития данного рынка" [6].

Под продовольственным рынком мы понимаем совокупность субъектов, которые выступают объектами маркетинговых исследований и маркетингового воздействия со стороны предпринимателей, с целью дальнейшего функционирования на этом рынке при минимальных затратах и высокой эффективности. Для нормального функционирования продовольственный рынок, как никакой другой, должен иметь равновесный характер: размер предложения продовольствия должен соответствовать размеру спроса на пищевые продукты. Такая ситуация имеет социальную направленность. Если предложение превышает спрос - в наличии потери продовольственного сырья, а это, не только с экономической, но и с религиозной, моральной, политической точек зрения - недопустимо. Если спрос на пищевые продук-62

ты превышает предложение, то, возможно часть населения рынке голодает, потому что потребность и спрос отношении продовольствия довольно часто совпадают. Причем равновесная цена на пищевые продукты на таком рынке должна устанавливаться так, чтобы обеспечить производителю и продавцу справедливую норму прибыли, а покупателю ощущение не только материального, но и морального удовлетворения от покупки.

Справедливая норма прибыли в этом случае также выступает социальной категорией, дает возможность предпринимателю развиваться не столько за счет размера рентабельности продукции, сколько за счет объема прибыли от реализации большого объема пищевых продуктов. Е. Игнатова ввела в научный оборот понятие "устойчивое развитие продовольственного рынка": "стратегия, направленная на удовлетворение важнейших потребностей человека в продуктах питания, основанной на рациональном природопользовании и обеспечивающей сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения и воссоздания целостности природной среды страны" [7]. В этом определении начинает проявляться роль маркетинговых мероприятий в процессе эффективного развития продовольственного рынка.

По мнению И. Стуканово! "органичное сочетание государственного и рыночного методов управления рынком продовольствия, исследование особенностей потребления, стимулирование платежеспособного спроса и развитие культуры потребления могут быть обеспечены с помощью использования маркетингового подхода к управлению" [8].

Т. Гомелько считает, что "продовольственный рынок условно можно разделить на четыре сферы. Первая сфера - сфера производства, которая состоит из совокупности сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих, транспортных и финансово-кредитных, лизинговых, страховых организаций. Вторая сфера - сфера сбыта и торговли, характеризуется совокупностью оптовых и розничных торговых организаций, транспортных, финансово-кредитных организаций. Третья сфера - сфера внешних связей посредством экспортно-импортных операций. К этой сфере относятся субъекты рыночных отношений, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность. Четвертая сфера -сфера государственного регулирования, с помощью социально-экономических и административных методов влияет на функционирование трех предыдущих сфер" [9]. Г. Зинчук, конкретизируя понятие продовольственного рынка, рассматривает его структуру, в которой выделяет три основных элемента: "субъекты продовольственного рынка; объекты продовольственного рынка; характер экономических отношений между субъектами продовольственного рынка". К субъектов продовольственного рынка она относит покупателей, продавцов и производителей продовольственных товаров. К объектам - реализованы производителями или продавцами материальные блага (товары), способные удовлетворить потребности покупателей в еде. Характер экономических отношений, возникающих между субъектами рынка описывается конкурентной средой, что представляет собой соревнование производителей и продавцов продовольственных товаров за привлечение конечных потребителей и максимизацию прибыли [6]. С. Нуралиев приводит следующие функции специфического продовольственного рынка: наиболее полное удовлетворение потребностей и платежеспособного спроса населения в безопасных для здоровья человека и качественных пищевых продуктах в рациональном ассортименте; реализация части совокупного общественного продукта для личного бытового потребления, что способствует возмещению затрат общественного труда на его производство и оборот; формирование ассортимента и обеспечения качества продовольственных товаров, эффективных с точки зрения максимального удовлетворения платеже-Карельский научный журнал. 2013. № 4

способного спроса населения; стимулирование развития производства под влиянием пожеланий и требований торговли, сформированных взаимоотношениями с конечным потребителем. Эти функции ученый относит к базовым, к вспомогательным - складирование, хранение, транспортировку, переработку сырья, информационно-мотивационную функцию, что способствует созданию экономической информации, основанной на результатах маркетинговых исследований, и экономически мотивирует равновесие между спросом и предложением на рынке продовольствия [10].

Л. Страшинська считает, что продовольственный рынок включает следующие отрасли: сельское хозяйство (кроме производства непродовольственной сырья); рыбное хозяйство, розлив минеральных вод, соляную промышленность; пищевая промышленность и ее инфраструктуру, что обеспечивает внешние условия осуществления производственного процесса: транспорт, холодильное и складское хозяйство, техническое и консультативное обслуживание; торговлю продовольственными товарами [11].

На наш взгляд, развитие продовольственного рынка, обуславливает удовлетворения потребности и спроса населения в разнообразных и качественных продуктах питания по разумным ценам и в необходимых объемах. Для поддержания жизнеобеспечения и получение удовольствия от принятия пищи, а также обеспечивает доходность производителям и продавцам, который способствует правильному расходованию стратегических продовольственных ресурсов и поддержке социально-экономической ситуации в стране, зависит в первую очередь от эффективности механизма формирования комплекса маркетинга каждого пищевого предприятия этого рынка.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Особенности продовольственных товаров необходимо учитывать в ходе формирования рыночной стратегии и разработки комплекса маркетинга и производственно-коммерческой деятельности предприятий пищевой промышленности более тщательно по сравнению с другими товарами, поскольку пищевые продукты удовлетворяют основную потребность человека в еде, изготавливаются из стратегически важного сырья, выступают индикатором социально-экономического развития общества. Механизмы формирования и реализации рыночной стратегии и весь процесс производства и продажи продовольственных

товаров должен включать маркетинговые мероприятия, способствующие снижению непроизводительных затрат, отходов, обеспечению продовольственной безопасности страны и удовлетворению требований потребителей к продуктам питания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гончаров В.Д. Маркетинг в пищевой промышленности и торговле / В.Д. Гончаров. - М. : ДеЛи принт, 2001. - 146 с.

2. Астратова Г.В. Маркетинг продовольственного рынка: концептуальный подход / Г.В. Астратова. -Шадринск : Исеть, 1996. - 324 с.

3. Раскин Г. Жирный вопрос: мы толстеем из-за рекламы? / Г. Раскин //Индустрия рекламы. - 2005. - № 11. - С. 15.

4. Березин А.В. Проблемы формирования продовольственного рынка Украины / А.В. Березин : монография.

- К. : Высшая школа, 2002. - 211 с.

5. Запотоцкий С.П. Сущность и особенности формирования продовольственных рынков / С.П. Запотоцкий // Экономическая и социальная география : м1жшд. наук. зб. - К., 1999. - Вып. 48. - С.109-117.

6. Зинчук Г.М. Проблемы теории и практики развития продовольственного рынка / Г.М. Зинчук. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2007. - 172 с.

7. Игнатова Е.Н. Трансформация рынка продовольствия в переходной экономике Украины / Е.М. Игнатова // Вестник ХГУ: Проблемы экономической теории и практики в условиях рыночной трансформации. - № 398.

- Харьков : ХГУ, 1997. - С. 181-188.

8. Стуканова И.П. Управление региональным рынком продовольственных товаров: маркетинговый поход / И.П. Стуканова. - М. : Инфор.-внедр. центр "Маркетинг", 2009 - 329 с.

9. Гомелько, Т.В. Теоретические основы формирования продовольственного рынка / Т.В. Гомелько : монография. - Смоленск : УФ АНО ВПО ЦС РФ "Росс. ун-т кооперации", 2007 - 148 с.

10. Нуралиев С.У. Продовольственный рынок: проблемы становления и перспективы развития / С.У. Нуралиев. - Волгоград : Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2003.

- 280 с.

11. Страшинская Л.В. Стратегия развития продовольственного рынка в Украине / Л.В. Страшинська ; за ред. Б.М. Данилишина : монография - М. : Профи, 2008.

- 532 с.

MARKET DEVELOPMENT STRATEGIES FORMATION AND COMPLEX OF MARKETING AND COMMERCIAL PRODUCTION ACTIVITIES OF FOOD INDUSTRY ENTERPRISE

© 2013

S.A. Bugaenko, candidate of economic Sciences, associate Professor

International University of Business and Law, Kherson (Ukraine)

Annotation: The article is devoted to research the essence and significance of the food marketing complex formation. Keywords: marketing, food marketing, marketing complex, food market.

Карельский научный журнал. 2013. № 4

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.