Научная статья на тему 'Сектор маркетинга как организационно-интегрирующее звено в системе агробизнеса'

Сектор маркетинга как организационно-интегрирующее звено в системе агробизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бигдай О. Б.

Marketing sector as an organizationally-integrated unit in the agribusiness system. The food goods reproduction in the agribusiness system in modern conditions depends on effective relationship between its constitutive block-spheres and their subjects. While transforming the given system on an enlarged reproducing scale marketing sector, functioning in it, plays the role of organizationally-integrated element, as so as it meets the agreed by contract relationships between producers, processors, sellers and agrarian products customers. In the process of implementation of the mentioned relationships marketing influences upon the reproducting agribusiness structure giving it an inseparable and complete status.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing sector as an organizationally-integrated unit in the agribusiness system

Marketing sector as an organizationally-integrated unit in the agribusiness system. The food goods reproduction in the agribusiness system in modern conditions depends on effective relationship between its constitutive block-spheres and their subjects. While transforming the given system on an enlarged reproducing scale marketing sector, functioning in it, plays the role of organizationally-integrated element, as so as it meets the agreed by contract relationships between producers, processors, sellers and agrarian products customers. In the process of implementation of the mentioned relationships marketing influences upon the reproducting agribusiness structure giving it an inseparable and complete status.

Текст научной работы на тему «Сектор маркетинга как организационно-интегрирующее звено в системе агробизнеса»

товарами. В современных условиях они устанавливаются в блок-сфере, производящей для сельского хозяйства необходимые средства производства, непосредственно аграрном секторе, перерабатывающей промышленности, а также в отраслях сбыта конечной продукции.

Воспроизводственная структура агробизнеса оказывается неспособной рационально использовать внутренние и внешние факторы ее системного развития за счет традиционных методов и инструментов управления. В этом плане маркетинговые операции хозяйств и интегрированных сельскохозяйственных объединений активизируют адаптацию экономических субъектов к рынку. Их потенциал саморегулирования мог бы быть достаточным, если бы функциональное назначение составных частей формирующейся системы агробизнеса оставалось неизменным. Тем не менее, в условиях цикличного колебания объемов реализации продовольственных товаров производственная структура сельского хозяйства нуждается в организационно-техническом и информационном обслуживании. Отмеченную необходимость дополняет межсубъектное интегрирование, ориентирующее хозяйства на получение доходов, достаточных для их адаптации к изменяющимся потребительским запросам на маркетинговой основе.

В этой связи вряд ли можно согласиться с тем, что сектор маркетинга существует для увеличения объемов производства продукции аграрного происхождения, как полагает И.П. Горяев [3]. Его функциональным назначением определяется организация ритмичной доставки готовых продуктов от мест производства к зонам их потребления. Данное заключение отвечает критериям взаимовыгодного сотрудничества производителей, переработчиков, продавцов и покупателей сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Кроме того, оно базируется на организаци-онно-интегрирующей функции сектора маркетинга, обеспечивающей увеличение количества покупателей при оптимальных затратах сельхозпроизводителей и их партнеров по агробизнесу.

Такой подход учитывает объективную необходимость интегрирования маркетинга со сферами производства, распределения, обмена и потребления продовольственных

товаров и предполагает подключение партнеров по агробизнесу к процессу расширенного воспроизводства. Его обусловливает диалектическая взаимозависимость сектора маркетинга с хозяйствами, занимающимися товарным производством. Будучи организа-ционно-интегрирующим звеном в структуре агробизнеса, указанный сектор обеспечивает не только позиционирование сельскохозяйственной продукции, но и формирует положительный имидж соответствующих хозяйствующих субъектов.

Несовершенная конкуренция стимулирует развитие, в первую очередь, капиталонасыщенных формирований, которые, в отличие от мелких и средних хозяйств, характеризуются высокой степенью концентрации информации о конъюнктуре рынка. Данные структуры постепенно переносят центр своего воздействия с микро- на макроуровень, что становится основанием для усложнения производственно-маркетинговых связей в системе агробизнеса.

Существующие точки зрения об эффективности использования элементов маркетинга в условиях мелкотоварного производства [4] могут быть принятыми лишь в теоретическом аспекте. На практике же хозяйства, функционирующие вне интегрирования с крупным капиталом, не могут осуществлять активную производственно-маркетинговую деятельность. Их подключение к сектору маркетинга выступает определяющим фактором повышения степени устойчивости мелких и средних хозяйств на рынке продовольственных товаров.

Придание отмеченному факту второстепенного значения приводит к замедлению оперативной реакции индивидуальных сельхозпроизводителей на изменяющийся спрос и не обеспечивает им реального коммерческого успеха. Это создает неопределенную рыночную среду и не позволяет адаптироваться к потребительским запросам предприятиям, начинающим свой бизнес, а самоорганизация производства, переработки и сбыта товарной продукции завершается увеличением совокупных хозяйственных расходов.

Как видно, саморегулируемость рыночного хозяйства не выражает полной независимости его субъектов от системного воспроизводственного процесса, на который оказывает воздействие сектор маркетинга. С

его помощью устанавливаются и реализуются отношения хозяйств и предприятий различной специализации, обеспечивающие долговременное сотрудничество производителей, продавцов и потребителей сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

По мере изменения потребностей покупателей организационно-интегрирующая

функция сектора маркетинга в системе агробизнеса приобретает институциональный характер. Ее эффективность, реализуемая через различные виды договорных отношений, определяется тем, насколько полно и точно они отвечают соответствующим потребностям смежных секторов воспроизводственной структуры агробизнеса.

В силу этого функционирование сектора маркетинга в системе агробизнеса вызывает увеличение трансакционных хозяйственных затрат, связанное с ведением переговоров и оформлением договоров на поставку товарной продукции к местам ее потребления. Однако они не должны превышать величину издержек хозяйств, возрастающих по мере удовлетворения запросов потенциальных клиентов. В данном аспекте максимизацию трансакционных хозяйственных расходов в аграрном секторе следует компенсировать уменьшением производственных и трансформационных затрат конкретных экономических субъектов.

Обоснование выработки мер по минимизации совокупных издержек сельхозпроизводителей требует и тенденция монополизации отраслей, производящих для сельского хозяйства средства производства. На открытом рынке предприятия-монополисты, как правило, устанавливают высокие цены на сельскохозяйственную технику, топливо-смазочные материалы и перерабатывающее оборудование. Тем не менее, в условиях установления цивилизованных договорных отношений с формированиями производственно-маркетингового

типа они вынуждены формировать предложение товаров по ценам ниже рыночных.

В приведенном примере применение договоров, способствующих минимизации совокупных издержек сельхозпроизводителей, обеспечивает развитие взаимодополняющих друг друга отраслей системы агробизнеса. Вследствие этого сектор маркетинга определяется ее интегральным звеном, объединяющим производителей, продавцов и покупате-

лей продовольственных товаров на институциональной основе.

Между тем, следует учитывать, что определяющим условием реализации того или иного договора выступает соответствие его правовой формы экономическому содержанию. Различные виды договоров, регулирующих производство и сбыт товарной продукции в системе агробизнеса, дают реальный экономический эффект лишь в ситуации взаимосогласованных действий участников воспроизводственного процесса. В связи с чем проведению маркетинговых операций в аграрном секторе должно предшествовать принятие обоснованных управленческих решений, способствующих повышению конкурентоспособности хозяйств, перерабатывающих и торговых предприятий.

В управлении воспроизводственным процессом рыночная состязательность является побудительным мотивом к использованию элементов маркетинга в сельском хозяйстве и координирует основные направления деятельности предприятий промышленносбытовой сферы. Поэтому стратегия развития сектора маркетинга в системе агробизнеса в той мере, в какой рынок не справляется с координирующей функцией, должна соответствовать интересам производителей и предпочтениям покупателей.

В данном направлении в отечественной и зарубежной экономической литературе пока отсутствует общепринятый теоретикометодологический подход. Дискуссии по вопросу сбыта продовольственных товаров довольно подробно рассмотрены в диссертационном исследовании Г.В. Астратовой, в котором автор связывает агромаркетинг с реализацией технического сырья и другой сельскохозяйственной продукции [5].

Тем не менее, представляется обоснованным определять перспективы развития сектора маркетинга в направлении установления цивилизованных договорных отношений юридических и физических лиц, выходящих, как уже отмечалось, за рамки торговой сферы. По нашему мнению, реализацию его организационно-интегрирующей функции в системе агробизнеса следует рассматривать в контексте оптимизации трансакционных издержек сельхозпроизводителей. Они должны быть меньше хозяйственных потерь, вызванных отсутствием в аграрном

секторе соответствующей сбытовой инфраструктуры, и компенсироваться доходами экономических субъектов от оперативной доставки товарной продукции к местам ее потребления.

При этом недостаток собственного опыта по институционализации сектора маркетинга в системе агробизнеса РФ требует оценки ее экономических последствий в высокоразвитых зарубежных странах. Например, в Канаде на макро- и микроуровнях на основе договорных отношений действует отлаженная система производства, переработки, сбыта и потребления сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

Посредством установления формальных связей между хозяйствами, производящими сырье, а также предприятиями, перерабатывающими его и поставляющими продовольствие потребителю, воспроизводственная структура агробизнеса адаптируется к конъюнктуре рынка. В результате, формируются устойчивые межсубъектные производственно-маркетинговые связи, которые способствуют повышению эффективности сельскохозяйственного производства.

Следует отметить, что подключение сектора маркетинга к производственной структуре сельского хозяйства интенсифицирует процесс производства, переработки и реализации аграрных продуктов. За счет ценовой поддержки рыночной информации, координации торговых операций на рынке и стимулирования сбыта готовой продукции обеспечивается конкурентоспособность мелких и средних хозяйств, а также сокращаются расходы сельхозпроизводителей, связанные с поиском покупателей. Это повышает деловую активность различных хозяйственных структур на основе их большей информированности о ценах, качестве и ассортименте предлагаемых потребителям продуктов.

С точки зрения координации торговых операций на рынке продовольственных товаров проникновение маркетинга в систему сбыта аграрной продукции поддерживается в Канаде в соответствии с действующим законодательством. Его вовлечение в инфраструктуру сельского хозяйства способствует минимизации негативных последствий несовершенной конкуренции, поскольку предотвращает неравенство рыночных позиций мелких и средних ферм, по сравнению с

крупными производственно-коммерческими формированиями.

Решение этой задачи сопровождается проведением антимонопольных мер, запрещающих любые виды дискриминационной практики торговли, которые подавляют хозяйственную инициативу мелких собственников земли, труда и капитала. Во избежание установления диктата монополизированных структур законодательство предусматривает ограничение их деятельности во всей цепочке «производства - переработки - сбыта -потребления» продовольственных товаров. Так, сельскохозяйственным корпорациям запрещается устанавливать цены на свою продукцию выше средних цен рынка. Главным средством обеспечения их адекватного рыночного поведения в данном случае выступает оперативный арбитраж возникающих споров, а также лишение права торговли за недобросовестный сбыт продовольствия.

Как видно, институциональный характер организационно-интегрирующей функции

сектора маркетинга в системе агробизнеса Канады проявляется в ограничении монопольных возможностей предприятий, производящих для сельского хозяйства средства производства. В указанном ограничении использование составляющих маркетинга обусловливает потребительский приоритет, выступающий материальной основой институционализации агробизнеса. Он стимулирует процесс антимонопольного регулирования экономических отношений в аграрном секторе посредством создания конкурентоспособной среды, способствующей максимизации объемов производства сельскохозяйственного сырья и повышению качества готовой продукции.

За рамками использования эффективных антимонопольных мер в секторе средств производства для сельского хозяйства увеличиваются расходы сельхозпроизводителей, связанные с потреблением в аграрной сфере продукции промышленного происхождения. Это приводит к формированию среды, в которой индивидуальные хозяйства функционируют в условиях ограниченных материальных ресурсов и наличия низкоэффективного производственного потенциала. Из-за отсутствия реального партнерства между субъектами отраслей сельского хозяйства и сектора средств производства для аграрной

сферы цены на технику и промышленное оборудование возрастают значительно быстрее, чем на продовольственные товары. Такое положение дел оказывает негативное воздействие на покупательские способности хозяйств при приобретении ими технических средств и нарушает ритмичность работы машинно-тракторных парков.

В результате, в настоящее время уровень обеспеченности хозяйств Российской Федерации зерноуборочными и кормоуборочными комбайнами, тракторами и иными единицами техники не превышает 40% необходимого. В ситуации монопольного положения сельскохозяйственного машиностроения и снижения платежеспособных возможностей непосредственных производителей продолжает развиваться тенденция старения автотранспортных агрегатов и перерабатывающего оборудования. Так, в Ставропольском крае дефицит техники по зерноуборочным комбайнам составляет 1,5 тыс. машин, а 65% технических единиц, находящихся в машинно-тракторных парках, и 70% количества действующих комбайнов имеют срок износа более 10 лет.

Анализ показывает, что поступающая в сельское хозяйство техника зачастую выходит из строя и восстанавливается ремонтнотехнологическими предприятиями, взимающими с субъектов различных форм собственности значительные денежные средства. Выполняя роль посредников в отношениях между производителем и покупателем, подразделения оптовой торговли не гарантируют эксплуатационной надежности продукции промышленного производства. Посреднические звенья нередко распределяют некачественные изделия, которые из средств производства превращаются в предмет труда сельхозпроизводителей. Однако, независимо от качества машин, поставляемых в отрасли растениеводства, животноводства и птицеводства, подразделения сбытовой инфраструктуры получают прибыль за посреднические услуги. Без проведения маркетинговых исследований они не заинтересованы в изучении спроса покупателей и не удовлетворяют их производственные потребности.

В то же время установление потребительского приоритета обеспечивается в условиях реализации организационно-интегрирующей функции маркетинга в процессе воспроизвод-

ства продовольственных товаров, что подтверждается оценкой положительного опыта, накопленного в этом направлении в США. В параметрах административно-территориальных делений, относящихся к штатам сельскохозяйственного назначения, за техническую готовность средств производства отвечают интегрированные объединения ремонтно-технического профиля. Заключая договоры с фермерскими хозяйствами, они берут на себя обязательства по поддержанию техники в эксплуатационном режиме, гарантируя ее максимальную работоспособность. В компетенцию упомянутых субъектов собственности входят: послезаводская предэксплуата-ционная сборка, реализация и гарантийный ремонт технических средств. Договорные отношения производителей с партнерами по сервисному обслуживанию реализуются здесь в одной системе и обеспечивают бесперебойную работу сельскохозяйственных машин, снижая себестоимость продукции аграрной сферы. Отмеченное маркетинговое обслуживание клиентуры ведет к сокращению совокупных расходов сельхозпроизводителей, поскольку уменьшает их затраты на величину амортизационных отчислений и увеличивает уровень рентабельности производства.

Рассмотренный подход к посреднической миссии маркетинга обеспечивает экономический рост производящих отраслей и открывает перспективу сбалансированного развития сельского хозяйства и промышленности. Многообразие форм собственности, в том числе индивидуальной и коллективнодолевой, позволяет субъектам аграрного сектора адаптироваться к изменениям рыночной ситуации, выбирая тот вид производственномаркетинговой деятельности, который опосредует их долговременную доходность.

Таким образом, организационно-интег-рирующий характер функционирования сектора маркетинга в системе агробизнеса формирует экономическая целесообразность производства конкурентоспособной продукции на базе оптимизации хозяйственных издержек на готовую продукцию и увеличения доходности хозяйств различной специализации. Это объясняется тем, что современный рынок требует увеличения поставок товарной продукции, пользующейся повышенным спросом.

1. Жоголева Е.Е. Разработка приоритетов аграрной политики России: дис. ... д-ра эконом. наук. М., 1997. С. 55.

2. ГейерГ., Эфрози Л. Маркетинг. М., 2005. С. 15.

3. Горяев И.П. Основы маркетинга в агропромышленном комплексе. М., 2004. С. 12.

4. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики. М., 2005. С. 30.

5. Астратова Г.В. Продовольственный маркетинг в системе агропромышленного комплекса: дис. ... д-ра эконом. наук. Екатеринбург, 1999. С. 61.

Поступила в редакцию 26.01.2006 г.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС СТРАНЫ И МЕРЫ ЕЕ ЗАЩИТЫ В ТАМОЖЕННОМ АСПЕКТЕ

М.М. Бреева

Breeva M.M. Intellectual property as a strategic resource of the country and measures for its protection in the aspect of customs. All over the world, and also in Russia, the most urgent problem is the protection of consumers’ market from the import of contra-fact and forged products, realization of which presents a real danger for the national and economical security of the country. The fight against contra-fact, “black import”, violations of the intellectual property rights is the most important sphere of activity of the customs organs, guaranteeing the stimulation of the production of goods, security of the consumers’ rights, the increase of customs payments funds.

Таможенная служба России играет все более значимую роль в формировании новых рыночных отношений, защите экономического суверенитета и национальной безопасности страны. Важнейшим элементом экономических преобразований на современном этапе является реформа внешнеэкономической деятельности, предусматривающая

вступление России во Всемирную торговую организацию к 2007 г., присоединение к которой объявлено Президентом РФ одним из приоритетов России. Предстоит не только привести таможенное законодательство в соответствие с нормами и положениями ВТО, но и искать новые, более эффективные формы содействия развитию внешней торговли и обеспечению национальной безопасности, включая защиту интересов национальных производителей.

Во всем мире, в том числе и в России, особую актуальность приобрела проблема защиты потребительского рынка от фальсифицированной, опасной и некачественной продукции, ввоз и сбыт которой ведет к многомиллиардным потерям для страны. Роль таможенных органов в обеспечении безопасности страны заключается в решении ряда проблем, возникающих в результате эконо-

мических, политических и социальных последствий ввоза контрафактных товаров.

1. Экономические последствия. Из-за нарушений авторских и смежных прав, злоупотреблений при использовании изобретений, товарных знаков Россия не только теряет интеллектуальные ресурсы, но и несет гигантский экономический ущерб как от недопоступления таможенных платежей, налоговых отчислений, так и от снижения темпов роста национального производства товаров в условиях недобросовестной конкуренции.

2. Политические последствия. Помимо огромного материального ущерба, контрафактное производство наносит значительный моральный ущерб репутации нашего государства как торгового и делового партнера. Администрацией США Россия занесена в список 10 самых злостных нарушителей авторского права. Вывоз контрафактных компакт-дисков, по которым Россия лидирует, уступая лишь первое место Китаю, дискредитирует репутацию оригинальных торговых марок, нарушает права потребителей указанной продукции.

3. Социальные последствия. Поддельные запасные части к авиационной и автомобильной технике, горюче-смазочные мате-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.