Научная статья на тему 'Формирование рынка санаторно-оздоровительных услуг в Россию'

Формирование рынка санаторно-оздоровительных услуг в Россию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
423
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СФЕРА УСЛУГ / ТУРИЗМ / REGIONAL ECONOMICS / SERVICE SECTOR / TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесников А. В.

Рассмотрены проблемы отечественного рынка санаторно-оздоровительных услуг. Сформулированы предложения по организации и обеспечению рационального функционирования рынка санаторно-оздоровительных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Market group at sanatorium-sanitary of services in Russia

Problems of the national health resort market are discussed. Suggestions are made on organization and ensured effectiveness of the health resort market.

Текст научной работы на тему «Формирование рынка санаторно-оздоровительных услуг в Россию»

A.B. КОЛЕСНИКОВ

A.B. КОЛЕСНИКОВ

преподаватель Тихоокеанского государственного университета,

г. Владивосток

ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА САНАТОРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ

В нашей стране за последние 10-15 лет, несмотря на рост уровней общей заболеваемости и смертности населения, значительно сократилось число санаторно-курортных организаций, а также учреждений летнего отдыха для детей и подростков. Каждый год количество санаторно-курортных организаций уменьшается на 50-150 единиц, что, соответственно, ведет и к сокращению возможностей для санаторно-курортного отдыха. Материальная база курортов за годы экономического кризиса пришла в упадок, резко сократились объемы их государственного финансирования, а число отдыхающих, особенно во внесезонное время, уменьшилось, по данным Росстата, примерно в 10 раз.

Возникла необходимость реформирования социально-экономических отношений в системе здравоохранения и перехода к рыночным отношениям в сфере санаторнооздоровительных услуг. В связи с этим была ликвидирована государственная система распределения путевок, а санаторно-курортным организациям было дано право самостоятельно реализовывать путевки по свободным ценам на любой срок пребывания в зависимости от желания отдыхающего.

Таким образом, в России началось формирование рынка санаторно-оздоровительных услуг, который представляет собой систему экономических, правовых и социальнопсихологических отношений между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) санаторно-оздоровительных услуг в условиях многообразия форм собственности и конкуренции.

В роли производителей (продавцов) санаторно-оздоровительных услуг выступают санатории, пансионаты с лечением и санатории-профилактории.

Санатории и пансионаты с лечением — лечебно-профилактические организации, оснащенные койками и обеспечивающие больным за определенный промежуток вре-

мени реабилитационное лечение, главным образом на основе использования целебных свойств природных факторов (климата, минеральных вод, лечебных грязей и др.)1. Все они являются специализированными, т.е. имеют определенный профиль, например лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта и т.д. Они могут быть одно- или многопрофильными, располагаются, как правило, в пределах санаторно-курортных зон. В настоящее время в России, по данным Росстата, 2653 санаторно-курортные организации, которые рассчитаны на 434 тыс. койко-мест.

Санатории-профилактории — лечебнопрофилактические организации, оснащенные койками, действующие при предприятиях, обеспечивающие проведение лечебно-оздоровительных мероприятий для работников без отрыва от производства, в свободное от работы время.

В роли потребителей санаторно-оздоровительных услуг выступают, с одной стороны, покупатели, а с другой — пользователи санаторно-оздоровительных услуг. Необходимо различать эти понятия. Так, покупатель санаторно-оздоровительных услуг — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, приобретающие санаторно-оздоровительные услуги для оздоровления, лечения и отдыха работников своего предприятия, а также физическое лицо, которое оздоравли-вается за счет личных средств. А пользователи санаторно-оздоровительных услуг — это те, кто получает услуги, оплаченные за счет средств бюджета, средств предприятия-работодателя или же личных средств.

К посредникам на рынке санаторнооздоровительных услуг относятся Фонд социального страхования, организации добровольного медицинского страхования, государство, которое выступает в лице комитетов по социальной защите, выкупающих определенное количество путевок на сана-

© А.В. Колесников, 2007

торно-курортное лечение для пользователей санаторно-оздоровительных услуг, а также туристические агенты и операторы, которые получают комиссионное вознаграждение за реализацию путевок.

Взаимосвязь субъектов рынка санаторно-оздоровительных услуг схематично представлена на рисунке.

Необходимо отметить, что важную роль в формировании и функционировании рынка санаторно-оздоровительных услуг играют организации и учреждения, обеспечивающие его деятельность (инфраструктура).

В первую очередь это относится к медицинским учреждениям, участвующим в реализации сложного лечебно-диагностического процесса. Например, при оказании санаторно-оздоровительных услуг партнерами здравниц могут быть стационар, консультативно-диагностический центр, кафедра физиотерапии медицинского института и др.

Вторую группу составляют финансово-кредитные, прежде всего банковские, предприятия и организации. В условиях рыночных отношений роль банковского кредита, являющегося одним из источников финансирования деятельности лечебно-профилактических учреждений, возрастает.

Кроме того, повышается роль таких банковских услуг, как лизинг.

Третью группу образуют органы государственной власти и местного управления, которые в современных условиях рассматриваются как активные и полноправные участники рынка. При этом следует отметить, что наибольшая их активность проявляется в тех сферах экономики, где рыночные отношения недостаточно развиты или их действие не приносит должного общественного результата. Как раз такой сферой является здравоохранение. Органы государственной власти и местного управления заинтересованы в привлечении санаторно-курортных организаций к выполнению разработанных соответствующими правительственными органами программ в области охраны здоровья населения в целом и представителей отдельных социальных групп.

Четвертая группа — организации, участвующие в продвижении санаторно-оздоровительных услуг, например рекламные агентства.

К пятой группе относятся предприятия, являющиеся поставщиками оборудования, инструментария, лекарственных препаратов и различного рода ресурсов.

--------► Спрос -----------► Предложение

Взаимосвязь субъектов рынка санаторно-оздоровительных услуг

Известия ИГЭА. 2007. № 4 (54)

И.С. ЧЕРНЯК, М.А. СЕМЕНОВ

На сегодняшний день существует ряд проблем, касающихся социальных гарантий государства в части удовлетворения потребности населения России в санаторно-оздоровительных услугах. Например, прекращение финансирования санаторно-курортного лечения работников и членов их семей с 1 января 2003 г., кроме ущемления конституционных прав российских граждан на охрану здоровья, самым негативным образом сказалось на формировании бюджетов целых курортных регионов (Краснодарский, Ставропольский, Алтайский края и др.).

На наш взгляд, для организации и обеспечения рационального функционирования рынка санаторно-оздоровительных услуг необходимо:

- создать научно обоснованную систему государственного регулирования рынка санаторно-оздоровительных услуг в Российской Федерации;

- внедрить информационные технологии в сферу санаторно-оздоровительных услуг, создать в этой сфере базу данных, систему консалтинга, а также разработать систему распределения таких услуг;

- разработать правила, требования и стандарты, касающиеся организации деятельности субъектов рынка санаторнооздоровительных услуг.

Примечание

1 Туризм и туристские ресурсы в России. 2004: стат. сб. / Росстат. М., 2004.

И.С. ЧЕРНЯК

профессор Иркутского государственного технического университета

М.А. СЕМЕНОВ

доктор технических наук,профессор Иркутского государственного технического университета

ПРОБЛЕМЫ ТЕПЛООБЕСПЕЧЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Экономическое развитие страны, как и любого региона, зависит от топливно-энергетического комплекса (ТЭК), поскольку он — основа экономики.

Большинство регионов, входящих в Сибирский федеральный округ, имеют развитый ТЭК. Крупнейшими производителями электроэнергии являются Иркутская и Кемеровская области, Красноярский край, Республика Хакасия. Иркутская область, наряду с Омской, представляет собой также крупный центр по производству нефтепродуктов. В целом регионы СФО обеспечивают более 80% общероссийского объема производства каменного угля и пятую часть электроэнергии.

Развитие ТЭК в Сибири обусловлено богатейшими топливно-энергетическими ресурсами. Запасы угля, например, по различным оценкам, составляют от 3,8 до 4,4 трлн т. На территории Иркутской области объем прогнозных и извлекаемых запасов угля составляет 46 млрд т, разведанных запасов — 14,4 млрд т. Имеются крупные месторождения нефти и газа, освоение ко-

торых позволит превратить область в один из ведущих нефтегазодобывающих регионов страны и создать условия для развития новых отраслей промышленности.

Электроэнергетика призвана выполнять следующие важные общественные функции:

- надежное и бесперебойное электроснабжение потребителей в соответствии с действующими государственными стандартами параметров электроэнергии;

- обеспечение дальнейшей электрификации народного хозяйства путем расширения использования электроэнергии для получения разных форм конечной энергии (механической, тепловой, химической и др.) и замены электричеством других энергоносителей;

- развитие теплофикации городов, т.е. обеспечение высокоэффективного централизованного теплоснабжения потребителей на основе комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

- вовлечение в топливно-энергетический баланс страны (через производство электрической энергии) возобновляемых источников энергии, низкокачественного твердого топ-

© И.С. Черняк, МА. Семенов, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.