Научная статья на тему 'Формирование рынка инноваций в сфере информационных услуг'

Формирование рынка инноваций в сфере информационных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЯ / МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ / ПОРТФЕЛЬ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мешавкин А. Б.

Инновационный механизм всегда связан с динамикой экономического процесса. На протяжении ХХ века рынок коммуникаций показывал стабильный эволюционный рост. Появление мобильной связи поставило новые вопросы перед продавцами услуг, самым важным их которых является конкурентоспособность на рынке. В связи с этим поставщики разрабатывают новые пакеты услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование рынка инноваций в сфере информационных услуг»

Структурная макрополитика во многом определяет диверсификацию и ассортиментную политику на микроуровне.

Монополизированный рынок допускает возможность сговора и способствует формированию ценовой политики хозяйствующих субъектов в интересах производителей без учета интересов потребителей.

Литература

1. Патрикеев А. Обязаловку отменили. //BusinessWeek. Россия. 2006. № 18.

2. Лусников А. Бивалютной корзине ЦБ РФ исполняется три года, или особенности курсообразования в зимний период /Финмаркет-аналитика / www.finmarket.nj

3. www.cbr.nj

4. Обзор экономических показателей. //Экономическая Экспертная Группа/ Министерство финансов РФ. 18 января 2008 года

УДК 330.123.6

ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ

УСЛУГ А.Б. Мешавкин, аспирант,

МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского г. Москва

Инновационный механизм всегда связан с динамикой экономического процесса. На протяжении XX века рынок коммуникаций показывал стабильный эволюционный рост. Появление мобильной связи поставило новые вопросы перед продавцами услуг, самым важным их которых является конкурентоспособность на рынке. В связи с этим поставщики разрабатывают новые пакеты услуг.

Ключевые слова: инновационная политика, телекоммуникация, мобильная связь, портфель услуг.

Информация, интеллект, образование — основы материального благосостояния развитых стран. Доставка информации посредством телекоммуникационных услуг занимает

значительную часть мирового рынка. Деловые и бизнес-услуги перестают обладать четкой национальной принадлежностью, поскольку могут производиться в любой точке мира при поступлении интеллектуального и финансового капитала из любого источника, в любых сочетаниях, в виде конечного блага, появляться также в любых точках мира для удовлетворения соответствующих потребностей. Торговля в последнее десятилетие осуществляется уже не только между продавцами одной страны и покупателями другой, но и между субъектами, объединенными единой структурой и регулярно совершающими трансграничные торговые операции. Происходит расширение производственной и потребительской базы, тотальный охват населения планеты новыми технологиями, формируются объективные процессы, сопутствующие современным тенденциям развития рынка инновационных продуктов в сфере информационных услуг. Все это способствует переходу от монополистического рынка к конкурентному.

В современных условиях науки и технологий динамику экономического роста определяет уровень конкурентоспособности государств в мировом сообществе, степень обеспечения их национальной безопасности и равноправной интеграции в мировую экономику. Развитые страны перешли к качественно новой стадии социально-экономического развития, основным содержанием которой является развитие экономики, основанной на научных знаниях и базирующейся на высокоэффективных национальных инновационных системах.

Инновационная политика приобрела комплексный, системный и долгосрочный характер, с четкими количественными и качественными ориентирами, став «локомотивом» для национальных правительств и частного бизнеса. Появились новые отрасли, продукты, услуги.

Если компании добивались успеха в развитии технологий, но отставали и их рыночном внедрении, это приводило к появлению новых продуктов и услуг, но не создавало новых рынков. Пример — псевдоинновация WAP (протокол беспроводных приложений). Несмотря на большой объем научно-исследовательской деятельности и огромные инвестиции, это была, скорее, брендовая технология, чем брендовый сервис. И наоборот, поздний переход в 1990-х компании Motorola на цифровой формат, чуть не привело к отставанию от конкурентов.

Инновации на мобильном рынке включают в себя не только технологическое новаторство, но и дифференциацию продуктов и услуг, клиентов, рынков и географических

сегментов.

Эволюция рынка Продукты и услуги

Всемирный рынок по-

телеграфия системы связи (1983-1991 гг.) {1991-2001 гг.) (2001-

(1890-1910 гг.) (1920-1970 гг.) до настоящего

времени)

Технологические инновации

Рис. 1. Эволюция технологий и рынков

Эволюция мобильной связи включает в себя четыре значительные эры:

1) беспроводной телеграф;

2) эра, предшествующая появлению сотовых телефонов;

3) эра сотовой связи;

4) эра мобильной связи.

Благодаря следующим одна за другой волнам инноваций мобильной связи, набор функциональных возможностей мобильных телефонов существенно расширился, в частности, усовершенстовования появились вследствие разработки аналоговой, цифровой, мультимедийной и широкополосной платформ связи.

Таким образом, лидерами индустрии являются компании, которые смогли успешно внедрить инновации в области технологий и в сфере маркетинга. Кроме того, к концу 1990-х

годов после ряда торговых войн, закулисных политических интриг и попыток найти компромисс в трансатлантическом диалоге игроков мобильной индустрии региональные различия привели к разработке гибкого единого стандарта — платформы 3G, это совпало с переходом от передачи голосовых сигналов к передаче данных.

Мобильные телекоммуникационные услуги — наиболее интенсивно развивающееся направление информационных технологий. Для России с ее огромными территориями применение беспроводных телекоммуникаций является наиболее актуальным и перспективным. Применение этих видов коммуникаций обеспечивает качественную широкополосную связь, передачу цифровых данных и мультимедийной информации, выход в Интернет для многих районов России, где до настоящего времени отсутствовала даже проводная связь [1].

Сеть мобильной связи — совокупность аппаратно-программных средств, обеспечивающих подвижным абонентам возможность установления связи между собой и со стационарными абонентами телефонной сети общего пользования.

Услуга мобильной связи — результат деятельности оператора мобильной связи по приему, обработке и передаче информации.

Мобильная связь характеризуется:

• полным набором услуг, предоставляемых телефонной сетью общего пользования (ТфОП), включая передачу факсов и доступ в Internet;

• различными уровнями доступа (доступ только внутри сети, односторонний выход в ТфОП, полноценный выход в ТфОП);

• возможностью передачи коротких сообщений (SMS);

• возможностью определения местоположения абонента (LBS);

• автоматическим роумингом (возможность использовать радиотелефон, находясь в различных географических пунктах).

Сегодня мобильным компаниям, работающим в сфере услуг, в дополнение к факторам товара, цены, места и продвижения на рынок, необходимо управлять персоналом и клиентами, вовлеченными в опыт создания услуги, материальными аспектами услуги, и процессами, с помощью которых эта услуга создается и предоставляется.

Более того, многие формы организации обслуживания клиентов сейчас осуществляются с помощью новых технологий. Многие из услуг, предоставляемых

благодаря новым технологиям, инициируются и осуществляются самим клиентом, что не требует прямого контакта с представителями провайдера услуг. Интернет-окружение и мобильное пространство, в которых клиенты получают свои услуги, являются примером данной тенденции.

Поскольку опыт использования услуг мобильной связи имеет как материальные, так и нематериальные аспекты, мобильные услуги могут рассматриваться как гибридные. В 1980-х годах передача голоса была единственной услугой; в 1990-х годах к этой услуге добавилась еще и услуга SMS. Сегодня портфель мобильных услуг включает в себя обогащенный голос, Интернет, передачу сообщений и персонализированный контент. Специалисты по маркетингу услуг часто акцентируют внимание на том, что услуги не должны ассоциироваться с товарами, поскольку в действительности они отличаются от реальных товаров и, следовательно, требуют других стратегий. Мобильные услуги также имеют уникальные характеристики. В сфере мобильной связи совокупный портфель услуг включает в себя типовые, ожидаемые, расширенные и потенциальные услуги:

Потенциальный продукт

Мобильные услуги, осуществляемые благодаря большей пропускной способности канала связи и более совершенным рабочим характеристикам

Расширенный продукт

Услуги, привязанные к определенному местоположению, и т. д.

Ожидаемый продукт

Ценообразование, доставка, техническое обслуживание и т. д.

Типовой продукт

Категории передачи голоса, Интернета, контент-услуг

Рис. 2. Совокупный портфель услуг

Доминирующая модель типовых услуг состоит из следующих базовых услуг: передача голоса, мобильный Интернет, набор контент-услуг. Сейчас эти услуги определяют базовые «вид и ощущение» услуг беспроводной связи.

Каждый клиент имеет некоторые ожидания, которые превышают содержание типовой услуги. Эти ожидания варьируются в зависимости от содержания услуг, сегментов и регионов и относятся к ожидаемым услугам. Поскольку клиенты ожидают чего-то большего, чем типовой продукт, различные инструменты, с помощью которых конкурирующие

провайдеры стремятся исполнить эти ожидания, отличают предложения провайдеров услуг клиентам.

Со временем изменяются ожидания, обусловленные инновациями. Подобные расширения, показывающие клиентам, чего они могут ожидать от провайдера услуг, являются средством дифференциации продукта, т.е. расширенных услуг.

Потенциальные услуги включают в себя все, что потенциально может привлечь и удержать клиентов. Это относится к переходу от инноваций в (мультимедийных) услугах, которые все еще ограничиваются пропускной способностью и рабочими характеристиками, к (широкополосным) мобильным средствам, которые основываются на всепроникающем и вездесущих мобильных компьютерных средствах.

Переход мобильной связи к передаче данных является результатом взаимодействия инноваций в технологиях и маркетинговых инноваций, которые приводят к появлению новых услуг. В прошлом рынки приводились в движении производством и предложением, сегодня - потреблением и спросом. Для этого был создан термин “prosumer” (создан из двух слов producer и consumer, то есть это потребители, которые помогают разрабатывать и персонализировать товары/услуги, приобретаемые ими).

Большинство только что появившихся услуг не являются новыми. Многие из них — это версии существующих услуг конкурентов. Новой называют услугу, которая, по мнению клиента, олицетворяет перемену. Следовательно, новой считается перемена, влияющая на клиента или замечаемая им.

Нинка* +

Степень рнскэ

Низка*

Новизна дли компаний

Высшая

Рис. 3. Разработка новых услуг

Разрушающие услуги. Новые услуги воспринимаются как действительно новые на новых рынках, которые можно рассматривать как абсолютно новые в мировом масштабе. Они относятся к новым услугам, появившимся после услуги SMS, — от первого телевизионного вещания до первого банкомата.

Поддерживающие услуги. Данные услуги могут иметь большее или меньшее влияние, они несут в себе гораздо меньший риск и меньшие потенциальные расходы. Эта категория включает в себя:

• новый ассортимент услуг. Новые для компании, но не новые для рынка. Риск остается более высоким, чем в случае с существующими услугами, но он значительно ниже, чем при внедрении новых услуг.

• дополнение к существующему ассортименту. Эти услуги являются новыми для компании, но вполне вписываются в существующий ассортимент.

• усовершенствование существующих услуг. Эти услуги являются замещением или обновленным вариантом существующего предложения услуг. Они включают в себя последовательные переработки существующих мобильных услуг (преимущество дифференцирования) или ценовые модификации услуг, которые часто не воспринимаются клиентами как изменения (преимущество цены).

Хороший портфель услуг содержит должное сочетание новых услуг, которое гарантирует, что существующие рынки будут защищены от конкурентов, пока компания разрабатывает новые возможности [2].

Таким образом, по мере развития в стране рынка мобильной связи совершенствуются конкурентные преимущества компаний, изменяются условия конкуренции как таковой. Одна из основных задач, стоящих перед российскими мобильными операторами и провайдерами услуг, производителями и поставщиками оборудования, заключается в том, чтобы совершить качественный переход от конкуренции, обусловленной инвестициями, к конкуренции, основанной на инновациях.

Литература

1. Гаврилов Л.П., Соколов С.В. Мобильные телекоммуникации в электронной

коммерции и бизнесе. М.: Финансы и статистика, 2006. С. 9.

Стейнбок Ден. Мобильная революция. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2006. С.

УДК 336.221.4

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ — ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ

СЕРВИСА

Л.А. Митюрникова, кандидат социологических наук, доцент,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

В статье показано, что важным направлением эффективного использования налогов является повышение их роли в стимулировании малого предпринимательства в сфере сервиса, проанализированы проблемы системы налогообложения, которые необходимо решить для выхода страны из социально-экономического кризиса и гармоничного развития общества.

Ключевые слова: налоговое стимулирование малого бизнеса, результативность налогового регулирования.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Налоговая система появилась с возникновением государства, а проблемы теории налогообложения начали разрабатываться в Европе в последний трети XVIII в. Ключевую роль налогов в экономической системе обществ А.Смит выразил следующим образом (1755 г.): «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей ».

По мере развития и совершенствования налоговых систем происходит эволюция взглядов на понимание терминов «налог» и «налогообложение». Хотя современная система налогообложения характеризуется достаточно глубоким теоретическим обоснованием проблем, однако, это еще не идеальная налоговая система. Во всех странах ведутся теоретические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.