Научная статья на тему 'Формирование российской гражданской идентичности подростка в проектной деятельности по изучению своей родословной'

Формирование российской гражданской идентичности подростка в проектной деятельности по изучению своей родословной Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
398
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНАЯ / СЕМЕЙНО-РОДОВАЯ / РОССИЙСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА / ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКА / ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ / РОДОСЛОВНЫЕ ПРОЕКТЫ / FAMILY / FAMILY AND ANCESTRAL / RUSSIAN CIVIL IDENTITY OF A TEENAGER / FORMATION OF RUSSIAN CIVIL IDENTITY OF A TEENAGER / GENEALOGIC SITUATION / GENEALOGICAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воротилова Светлана Викторовна

Представлены сущностные характеристики российской гражданской идентичности подростка и специфика ее формирования в проектной деятельности, предусматривающей изучение подростками своей родословной во взаимосвязи с историей Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are described the essential characteristics of the Russian civil identity of a teenager and specificity of its formation in project work that presupposes teenager’s studying his/her family tree in connection with the country history.

Текст научной работы на тему «Формирование российской гражданской идентичности подростка в проектной деятельности по изучению своей родословной»

* * *

1. Boryitko N.M. Prostranstvo vospitaniya: obraz byitiya. Volgograd : Peremena, 2000.

2. Zinchenko V.P., Morgunov E.B. Chelovek raz-vivayuschiysya. Ocherki rossiyskoy psihologii. M., 1994.

3. Kolesnikova I.A. Vospitanie k duhovnosti i nravstvennosti v epohu globalnyih peremen // Peda-gogika. 2008. № 9. S. 25-33.

4. Matskaylova O.A. Gumanitarizatsiya uchebno-go protsessa v sisteme srednego professionalnogo obra-zovaniya : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd : Peremena, 2010.

5. Nikolskaya A. Kak uchit detey v tsifrovuyu epohu? // Psychologies. 2014. № 2. S. 62-65.

6. Ostapenko A.A. Pedagogika so-OBRAZnosti. M. : Planeta, 2012.

7. Sergeev N.K., Boryitko N.M. Stanovlenie sub'ektnosti spetsialista v vospitatelnom prostrans-tve nepreryivnogo professionalnogo obrazovaniya // Pedagogicheskie problemyi stanovleniya sub'ektnosti shkolnika, studenta, pedagoga v sisteme neprery-ivnogo obrazovaniya : sb. nauch. i metod. tr. / pod red. N.K. Sergeeva, N.M. Boryitko, M.V. Korepa-novoy [i dr.]. Volgograd : Izd-vo VGIPK RO, 2003. Vyip. 15. S. 10-17.

8. Slobodchikov V.I. Duhovnyie problemyi che-loveka v sovremennom mire // Pedagogika, 2008. № 9.

S. 33-39.

9. Fastova E.I. Proektirovanie gumanitarnogo prostranstva kulturnogo samoopredeleniya podrost-ka [Elektronnyiy resurs] // Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya. 2014. № 1. URL : http://www. science-education.ru/115-12017 (data obrascheniya: 11.02.2014).

Humanitarian space of cultural selfdetermination of a teenager

There are shown the social and theoretical premises of research of socio-humanitarian competence of a teenager. As the condition offormation of teenager’s socio-humanitarian competence there is represented the humanitarian space of cultural self-determination of a teenager. There are substantiated the essential characteristics and the humanitarian space of cultural self-determination of a teenager.

Key words: cultural self-determination of a teenager, humanitarian space, socio-humanitarian competence of a teenager, consistent person, anthropocentric and sociometric conceptions of a personality.

(Статья поступила в редакцию 18.03.2014)

с.В. воротилова

(Волгоград)

формирование российской гражданской идентичности подростка в проектной деятельности по изучению своей родословной

Представлены сущностные характеристики российской гражданской идентичности подростка и специфика ее формирования в проектной деятельности, предусматривающей изучение подростками своей родословной во взаимосвязи с историей Отечества.

Ключевые слова: семейная, семейно-родовая, российская гражданская идентичность подростка, формирование российской гражданской идентичности подростка, генеалогические ситуации, родословные проекты.

Формирование российской гражданской идентичности каждого учащегося как самостоятельная теоретико-практическая проблема особенно актуализировалось в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования. Значимость российской гражданской идентичности как макроидентичности определяется ее консолидирующей функцией, которая активно проявляется в обществе, если сформированы сущностные показатели гражданской идентичности -гражданственность, патриотизм, социальнокритическое мышление и др. Вместе с тем процессы мировой глобализации и ценностная дезориентация старших поколений россиян, все еще переживающих идентификационный кризис вследствие распада Советского Союза, доминирование в современном российском обществе локальных идентичностей (этнических, конфессиональных, региональных, профессиональных и пр.) выступают серьезными препятствиями для формирования российской гражданской идентичности подростков. Однако диалектика социальных процессов такова, что условиях радикальных изменений в обществе порождается тенденция укрепления макроидентичностей на основе идентичностей локальных [1; 3; 7]. В рамках этой тенденции есть основания предполагать, что формирование российской гражданской идентичности под-

© Воротилова С.В., 2014

ростка будет продуктивным на основе ее «вызревания» из семейной (фамильной) идентичности.

Мы исходим из выработанного нами общего понимания, что российская гражданская идентичность - это идентичность переживающего за судьбу России индивидуума, основанная на признании им принадлежности к Отечеству и заключающаяся в соотнесении им собственной судьбы с исторической судьбой России, в осознании себя активным участником российского гражданского общества, в принятии его ценностей и учете их при построении «проекта» своей жизни. Семейно-родовая идентичность указывает на принадлежность индивидуума к определенному клану (роду), семейная идентичность - к фамильной группе. Это требует соотнесения себя со своим семейно-родственным окружением, осознанного восприятия себя звеном в цепи поколений и готовности к принятию и трансляции в поколениях семейного и кланового капитала.

Для понимания феномена российской гражданской идентичности подростка мы разработали структурно-функциональную модель в предположении, что структуру образуют взаимодействующие компоненты (когнитивный, ценностный, поведенческий), а функциональная составляющая представлена адекватными функциями (ориентирующей, систематизирующей, обобщающей; рефлексивнооценочной, ценностно-мотивирующей; деятельностно-практической). Данная модель отражает представленный в имеющихся работах «статический срез» гражданской идентичности, которая, как правило, моделируется из трех или четырех компонентов.

Сторонники концепции и разработчики ФГОС общего образования [6] определяли в составе гражданской идентичности четыре компонента - когнитивный (познавательный), деятельностный (поведенческий), эмоционально-оценочный (коннотативный), ценностно-ориентировочный (аксиологический). В работах М.П. Бузского, А.Н. Вырщи-кова, М.Б. Кусмарцева [4] обсуждается четырехкомпонентный состав гражданской идентичности, основанный на структурной модели личности, который объединяет когнитивный, политико-правовой, образно-символический, морально-этический аспекты гражданской идентичности в их единстве и взаимосвязи. Специфика педагогического контекста гражданской идентичности проанализирована А.А. Логиновой, которая рассматривает гражданскую идентичность как сложное личностное

новообразование, имеющее трехкомпонентную структуру, включающую когнитивный, ценностный и поведенческий компоненты [2].

Конкретизируя выводы авторов применительно к ситуации жизнедеятельности в России, мы получили «рабочий вариант» трехкомпонентного состава российской гражданской идентичности подростка. Когнитивный компонент составляют представления (знания) о явлении «гражданская идентичность», о гражданине России, гражданской общности россиян, о государственной символике, об основном законе Российской Федерации, о правах и обязанностях гражданина России, формах участия народов России в управлении государством, о роли семей и семейных кланов в исторической судьбе Отечества. Коннотативный компонент образуют ценностное (заинтересованноположительное) отношение к Родине-России, Отечеству, семье и семейному роду, человеку как российскому гражданину и носителю семейно-родовой истории, уважение к истории российского общества, своей и иной культуре, к другим народам России как основание для осознания своей принадлежности к гражданской общности россиян. Поведенческий компонент включает поступки гражданского содержания (участие в общественных акциях и гражданско-патриотических проектах, законопослушность и соблюдение социального порядка, забота о настоящем и будущем России, уважение ее прошлого и пр.) и действия по присвоению, сохранению и обогащению семейно-родового опыта во взаимосвязи с историей Отечества.

В полученной модели систематизированы структурные и функциональные характеристики российской гражданской идентичности, выступающие проявлением всеобщего в ее сущности. Особенное в российской гражданской идентичности, эксплицирующее признаки, отражающие ее специфику, связано с тем, что российская гражданская идентичность -это «становящийся» феномен, динамический аспект которого предусматривает трансформацию составляющих (локальных) идентичностей подростка. Предполагается, что российская гражданская идентичность зарождается в недрах семейной (фамильной) идентичности, которая при определенных условиях может трансформироваться в семейно-родовую (клановую) идентичность и в дальнейшем перерасти собственно в российскую гражданскую идентичность.

С позиции всеобщности каждая локальная идентичность обладает структурой и функци-

ями, аналогичными базовым, которые обозначены в структурно-функциональной модели. Благодаря этому обеспечивается интегрированный характер феномена российской гражданской идентичности. Единичное в российской гражданской идентичности мы усматриваем в следующем. Во-первых, это признаки, отражающие черты, характерные для подростка как ее носителя. Речь идет о возрастных и психологических свойствах подростков, которые следует учитывать, проектируя и реализуя образовательный процесс, нацеленный на формирование у них российской гражданской идентичности. Во-вторых, это проявления отдельности, отражающие уникальность семейно-родового опыта, а также единичность специальных условий, которые необходимо создавать для успешного формирования российской гражданской идентичности подростка в ситуациях изучения им своей родословной.

По данным нашего исследования, «вызревание» российской гражданской идентичности становится возможным при целенаправленном изучении подростком своей семейнородовой истории во взаимосвязи с историей Отечества и осмысливанием биографий своих предков как родословной граждан Российской империи - Советского Союза - современной России. Иначе подростки, приобретающие фамильную и клановую идентичности в естественных семейных отношениях, но вне взаимосвязи с историей Отечества, почти никогда не поднимутся до их гражданского осмысления (А.В. Микляева, П.В. Румянцева,

Н.А. Пастернак). Свидетельством состоявшейся трансформации семейно-родовой идентичности в гражданскую идентичность служит восприятие и принятие подростком судеб своих предков как биографий граждан своей страны, а семейно-родовой истории - как части автобиографии.

«Динамический срез» целостного процесса (В.С. Ильин) формирования российской гражданской идентичности подростка образуют две стадии и четыре составляющие этапа, реализуемые при изучении подростком семейнородовой истории во взаимосвязи с историей Отечества: бипоколенческая (ориентационный, фамильный этапы), межпоколенческая (клановый, гражданско-патриотический этапы). Стадии «развертывают» качественные изменения на поколенческих «ступенях» процесса, а этапы предусматривают количественные изменения, связанные с изучением подростком семейно-родовой истории как части лич-

ной биографии во взаимосвязи с определенной частью истории Отечества. На «финише» каждого этапа в качестве образовательных результатов ожидается достижение подростками родословной ориентировки (ориентационный этап), семейной идентичности (фамильный), семейно-родовой идентичности (клановый), российской гражданской идентичности (гражданско-патриотический).

Для диагностики количественно-качественных изменений личности подростка при изучении семейно-родовой истории во взаимосвязи с историей Отечества мы обосновали три группы критериев, сообразные компонентам российской гражданской идентичности, -когнитивные, коннотативные, поведенческие. каждая группа критериев является диагностически значимой по отношению к характеристикам соответствующих компонентов российской гражданской идентичности подростка.

Когнитивные критерии выявляют осознание подростком себя гражданином современной России, потомком и наследником граждан Российской империи и Советского Союза на основе знания фактов сопряжения семейнородовой и отечественной истории. Коннота-тивные критерии отражают эмоциональнопатриотическое восприятие и принятие ценности семьи, рода, родового опыта предков как граждан, наследующих культуры малой и большой Родины-России, и переживание сопричастности к семейно-родовому сообществу, гордости за заслуги предков, уважения семейно-родового прошлого и значимости культуры народа, из которого происходят предки, для российского общества. Поведенческие критерии фиксируют готовность подростка к поступкам и действиям, нацеленным на присвоение, сохранение и обогащение семейно-родового опыта, на изучение семейно-родовой истории во взаимосвязи с историей своей Родины, фиксацию и презентацию выявленных фактов и обобщений.

При изучении семейно-родовой истории во взаимосвязи с историей Отечества предполагаются количественно-качественные изменения латентного плана в личности подростка, отражающие «наполнение» структурнофункциональной конструкции российской гражданской идентичности подростка. Поскольку педагогическое средство латентных изменений, по В.В. Серикову, «представляет собой некоторую ситуацию как организованную совокупность факторов развития личности, ее качеств, опыта» [5, с. 86], то основным средством формирования российской граж-

данской идентичности подростка мы определили генеалогические ситуации в проектной деятельности по изучению семейно-родовой истории во взаимосвязи с историей Отечества.

Проектная деятельность, включающая генеалогические ситуации, определена нами ведущей в формировании российской гражданской идентичности подростка и реализуется в виде родословных проектов - учебнотворческого и исследовательского, которые могут быть как локальными, так и комплексными. Они открывают подростку возможность презентаций и оценивания, а также пути к самореализации на основе «субъективирования» (П.Г. Нежнов, Б.Д. Элько-нин и др.) знания семейно-родовой истории во взаимосвязи с историей Отечества и ее «ценностно-эмоционального проживания» (Л.П. Разбегаева) в контексте своей личной биографии. Все это в конечном счете продуцирует российскую гражданскую идентичность подростка.

Общими для родословных проектов являются логика проектной деятельности (замысел ^ план ^ реализация ^ оценка); формат организации деятельностей подростка, сопровождающего его педагога и старших родственников; ступенчатость и завершенность, т.е. получение генеалогического продукта в виде комплекса авторских творческих и исследовательских работ по семейно-родовой истории во взаимосвязи с историей Отечества. Инвариантны развертываемые внутри проектов виды генеалогических ситуаций и их последовательность, адекватная проектной логике: «Организация» ^ «Действие» ^ «Творческое обобщение» ^ «Презентация» ^ «Анализ и самооценка». Специфические характеристики родословных проектов - это целевые приоритеты и формы организации на каждом этапе генеалогических ситуаций в виде особых микроситуаций, а также содержание и способы проектно-исследовательской деятельности, достигаемые «вклады» в формирование российской гражданской идентичности подростка.

Учебно-творческие родословные проекты более эффективны на бипоколенческой стадии формирования российской гражданской идентичности подростка. Включение подростков в учебно-творческие проекты обеспечивает им достижение родословной ориентировки и семейной идентичности, которая осознается как личная ценность (по Н. Гартману). Подросток ориентируется в вопросах родословия, осознает самоценность родителей, давших саму

жизнь, поколенческий состав семьи и роль родителей, общие и особенные черты родителей и других детей, собственную самобытность и самоценность как субъекта, ищущего свои родословные корни. На основе этого подросток познает свое происхождение в пределах смежных поколений, результатом которого становится достижение им идентичности со своей семьей, что образует «фамильную» базу российской гражданской идентичности подростка.

Исследовательские родословные проекты эффективны на межпоколенческой стадии формирования российской гражданской идентичности подростка. В опытноэкспериментальной работе установлено, что эффективность проектной деятельности возрастает, если подростки включаются в выполнение локальных исследовательских проектов, отражающих содержательно-целевую специфику реализуемых этапов стадии процесса.

На клановом этапе родословные проекты отличает направленность на исследование истории рода. Выполняя их, подросток осознает семейно-родовую идентичность как клановую ценность, включающую самоценность рода и родовых черт, самобытность единичных и особенных черт отдельных представителей рода. Вследствие этого достигается семейно-родовая идентичность подростка как представителя рода, укореняющегося в клановой культуре. В общей логике формирования российской гражданской идентичности подростка особое значение имеет гражданско-патриотический этап, где выполняются комплексные проекты, предусматривающие познание подростками родовой истории в контексте осознания ценности вклада конкретного рода в историю и культуру Отечества.

таким образом, выполняя учебнотворческие и исследовательские родословные проекты, подросток приобретает опыт ценностно-смыслового осознания истории своего семейно-родственного окружения во взаимосвязи с историей Отечества. Переживая и осмысливая факты семейно-родовой и исторической преемственности, он обретает способность уверенно ориентироваться в ценностях своего происхождения, фамильности, родовитости, укорененности в Отечестве и вырабатывать собственные ценностно-смысловые установки, регулирующие его поведение в социуме как представителя семьи/рода и гражданина - носителя российской гражданской идентичности.

литература

1. Когатько Д.Г. Российская идентичность как культурно-цивилизационный феномен: дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2007.

2. Логинова А.А. Формирование гражданской идентичности школьников средствами интернет-проектов: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2010.

3. Мазилова Г.Б. Динамика социальной идентичности личности в современном обществе: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2006.

4. Российская гражданская идентичность как педагогический ресурс реализации духовнонравственного развития и патриотического воспитания учашдхся : метод. пособие / М.П. Бузский, А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. Волгоград : Изд-во ВолгГМУ, 2011.

5. Сериков В.В. Общая педагогика. Избранные лекции. Волгоград : Перемена, 2004.

6. Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки ФГОС второго поколения [Электронный ресурс]. URL : http://fgos. isiorao.ru/download/publ.1.php.

7. Шибут И.А. Социальная и индивидуальная идентичность населения Кольского Севера в контексте региональной идентичности : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2006.

* * *

1. Kogatko D.G. Rossiyskaya identichnost kak kulturno-tsivilizatsionnyiy fenomen: dis. ... kand. sotsiol. nauk. SPb., 2007.

2. Loginova A.A. Formirovanie grazhdanskoy identichnosti shkolnikov sredstvami internet-proektov: dis. ... kand. ped. nauk. Samara, 2010.

3. Mazilova G.B. Dinamika sotsialnoy identich-nosti lichnosti v so-vremennom obschestve: dis. ... kand. psihol. nauk. Yaroslavl, 2006.

4. Rossiyskaya grazhdanskaya identichnost kak pedagogicheskiy resurs realizatsii duhovno-nravstvennogo razvitiya i patrioticheskogo vospitaniya uchaschihsya : metod. posobie / M.P. Buzskiy, A.N. Vyirschikov, M.B. Kusmartsev. Volgograd : Izd-vo VolgGMU, 2011.

5. Serikov V.V. Obschaya pedagogika. Izbrannyie lektsii. Volgograd : Peremena, 2004.

6. Formirovanie grazhdanskoy identichnosti lichnosti v kontekste razrabotki FGOS vtorogo pokoleniya [Elektronnyiy resurs]. URL : http://fgos. isiorao.ru/download/publ.1.php.

7. Shibut I.A. Sotsialnaya i individualnaya identichnost nasele-niya Kolskogo Severa v kontekste regionalnoy identichnosti : dis. ... kand. psihol. nauk. SPb., 2006.

Formation of Russian civil identity

of a teenager in project work in studying

one’s family tree

There are described the essential characteristics of the Russian civil identity of a teenager and specificity of its formation in project work that presupposes teenager’s studying his/her family tree in connection with the country history.

Key words: family, family and ancestral, Russian civil identity of a teenager, formation of Russian civil identity of a teenager, genealogic situation, genealogical projects.

(Статья поступила в редакцию 05.02.2014)

О.М. ДОРОШКО (Гродно)

воспитательная работа университета как средство развития экологической культуры будущих учителей

Представлена программа развития экологической культуры будущих учителей в процессе педагогического сопровождения студентов при поэтапном освоении ими воспитательного пространства университета. В ходе анализируемой воспитательной работы студенты изменяют свой статус с потребителей на созидателей экологической культуры, обеспечивающей гармонизацию отношений к окружающей действительности, другим людям и самому себе.

Ключевые слова: воспитательная работа в университете, воспитательное пространство учреждения образования, экологическое воспитание, экологическая культура.

Высокие требования к организации воспитательной работы в школе может обеспечить лишь воспитанный учитель. Именно поэтому процесс воспитания студентов и его совершенствование являются предметами изучения многих исследователей [6; 10-13]. Анализ теории и практики воспитания будущих учителей позволил сделать вывод о необходимости перехода от комплексного планирования воспитательных мероприятий и ожидаемых результатов к индивидуальному педагогическому

© Дорошко О.М., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.