собствующая успешному усвоению курса физики в техническом вузе, может быть направлена на учет специфики конкретных образовательных направлений. При этом будет компенсироваться существующая усредненность требований единого государственного экзамена и обеспечиваться более тесная взаимосвязь в дидактическом отношении образовательных программ среднего общего и высшего профессионального образования.
Литература
1. Ан А.Ф, Соколов В.М. О проектировании
содержания подготовки по физике будущего инженера технического профиля // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 2(1). С. 26-33.
2. Ан А.Ф. Теоретические основы совер-
шенствования компетентностно-ориен-тированного курса физики в техническом вузе // Наука и образование: элек-
тронное научно-техническое издание. 2011. № 3. URL: http://technomag.edu.ru/ doc/l68989.html
3. Ан А.Ф, Соколов В.М. Теория и результа-
ты анализа содержания курса физики в компетентностной модели выпускника технического вуза // Инновации в образовании. 2011. № 7. С. 4-16.
4. Ан А.Ф, Соколов В.М. Основы совершен-
ствования подготовки по физике будущих профессионалов технического профиля // Совет ректоров. 2011. № 10. С. 39-45.
5. Ан А.Ф, Соколов В.М. Анализ подготов-
ленности первокурсников в процессе совершенствования компетентностно-ори-ентированного курса физики в техническом вузе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 3(3). С. 14-19.
6. Ан А.Ф, Самохин А.В. Введение в курс об-
щей физики: Учебное пособие. Муром: Изд. центр МИ ВлГУ, 2009. 226 с. + CD ROM (зарегистрирован в Депозитарии электронных изданий НТЦ «Информрегистр», №. 0320902129 от 08.10.2009 г.).
AN A., SOKOLOV V. CONTINUOUS PHYSICAL EDUCATION: COORDINATION OFLEVELS
This article discusses the necessity of ensuring the continuity of physical education by matching the curriculums at high secondary school and at technical college. The authors offer to solve the problem of raising the real physical and mathematical readiness of graduates to the requirements of physics curriculum at technical college by using a target additional training of first-year students. On the other hand, the content of the unified state exam should take proper account of graduate's future vocational training.
Key words: continuous physical education, curriculum, training level, unified state exam, first-year students' additional training.
Б.В. КОРНЕЙЧУК, профессор Санкт-Петербургский филиал НИУ «Высшая школа экономики»
Формирование рейтинговой оценки методом аудиотестирования
Подведены итоги десятилетнего эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости в российских вузах, выявлены недостатки метода «контрольных точек », предложен и обоснован метод аудиотестирования в качестве основы рейтинговой системы, стимулирующей повышение учебной дисциплины студентов и обеспечивающей более объективное оценивание их успеваемости.
Ключевые слова: педагогические измерения, рейтинговые системы, аудиотестиро-вание, процедуры оценки, текущая диагностика.
Эксперимент по введению в российских вузах рейтинговой системы оценки успеваемости студентов проводится уже десять лет - достаточный срок для подведения его итогов [1]. Не вызывает сомнения, что рейтинговая система показала себя эффективным средством повышения уровня организации образовательного процесса в вузах и может использоваться в них на постоянной основе. Вместе с тем эксперимент выявил слабое место рейтинговой системы - отсутствие простых и надежных методов получения объективной рейтинговой оценки на промежуточной аттестации. Сегодня эта оценка выставляется на основе суммы баллов, полученных студентами за две-три «контрольные точки». Но как показывает опыт, «точечная» система контроля знаний слабо стимулирует студентов к систематическому посещению лекций и изучению теоретического материала непосредственно в семестре.
Мы выделяем три основных недостатка рейтинговой системы, основанной на методе «контрольных точек». Во-первых, этот метод способен охватить лишь небольшую часть теоретического материала дисциплины. Во-вторых, высокая трудоемкость метода не позволяет организовать на его основе мониторинг текущей успеваемости студентов. В-третьих, недобросовестный студент может с помощью мобильного телефона сфотографировать и переслать контрольное задание, быстро получить правильные ответы и в итоге заработать незаслуженно высокую оценку. Поэтому преподаватели всё чаще подвергают критике приоритет письменных работ перед устными формами контроля [2], которые способны охватить больший объем теоретического материала и при этом ограничивают возможности подлога результатов.
Текущая рейтинговая оценка может объективно отражать степень усвоения студентом теоретического материала при выполнении как минимум трех условий. Во-первых, если контроль теоретических зна-
ний проводится достаточно часто и при этом охватывает большинство разделов лекционного курса. Во-вторых, тестирование проводится без использования печатных и иных визуальных носителей, которые могут быть сняты на мобильную фотокамеру. В-третьих, этапы подготовки, проведения и подведения итогов тестирования не являются трудоемкими и продолжительными по времени. Данные условия выполняются, если лектором организовано систематическое устное экспресс-тестирование качества знаний в форме аудиотестов.
Главное препятствие к внедрению аудиотестов в образовательную практику мы видим в укоренившемся заблуждении, что контрольные задания обязательно должны иметь текстовую, «печатную» форму, а студентам надо предоставить достаточно времени для подготовки ответов. Такая позиция оправдана, если задание является объемным, требует творческих усилий или многоэтапных вычислений. Но если оно сформулировано в виде короткого предложения и может быть выполнено любым добросовестным студентом, тогда аудиотесты оказываются предпочтительнее традиционного «печатного» тестирования.
Предлагаемый метод аудиотестирования успешно апробирован автором в ряде вузов Санкт-Петербурга и зарекомендовал себя как простое и эффективное средство обеспечения и контроля качества знаний студентов. На первый взгляд, это лишь известный алгоритм тестирования по принципу «верно-неверно », однако детали здесь играют важную роль и позволяют говорить об особенном методе контроля знаний и активизации учебной деятельности студентов.
Суть аудиотестирования заключается в том, что студентам предлагается «на слух» оценивать истинность девяти теоретических утверждений и последовательно вписывать ответы в клетки квадратной таблицы с тремя строками и столбцами. Если утверждение истинно, то в клетку ставится
крест, в противном случае - ноль. Если оно может быть как истинным, так и неистинным, то ставится ноль. Таблица заполняется слева направо, сверху вниз. Правильно заполненную таблицу мы называем эталоном. Метод дает наилучший результат, если тестирование проводится в начале лекции по материалу последних лекций; обычно оно длится 15-25 мин. в зависимости от числа студентов. Алгоритм аудиотестиро-вания следующий.
1. Разработка теста - формулировка девяти коротких теоретических положений по материалу последних лекций. Чем больше лекций охватывает один тест, тем меньше его объективность - это объясняется физиологическими особенностями краткосрочной памяти [3]. Желательно, чтобы число истинных и ложных утверждений было приблизительно одинаковым.
2. Подготовка раздаточного материала (это чистые листки бумаги по числу студентов, например, одна восьмая часть стандартного листа). Метод не требует предварительной подготовки печатных контрольно-измерительных материалов, и это его важное достоинство.
3. Подготовка к тестированию. Раздайте каждому студенту листок, предложите изобразить на нем таблицу, указать фамилию и номер учебной группы. Поясните, каким способом отображаются истинные (крест) и ложные (ноль) утверждения, в какой последовательности заполняется таблица. Потребуйте заполнять ее без пропусков и исправлений.
4. Проведение тестирования. Прочитайте вслух каждое утверждение по 2-4 раза в зависимости от его размера и сложности. Прежде чем перейти к следующему, убедитесь, что студентами заполнена текущая клетка таблицы. Разрешайте им пользоваться своим конспектами - это создает стимул к их аккуратному ведению и помогает тем, кто плохо воспринимает задания на слух. Строго следите задисциплиной -за попытки списывания отбирайте листок.
5. Оценка работ. Соберите листки, а затем изобразите на доске эталонную таблицу - это оценка «отлично». Сообщите, что каждая ошибка снижает оценку на единицу: одна ошибка - «хорошо», две -«удовлетворительно » и т.д. Проверьте работы студентов, сравнивая визуально их таблицы с «эталоном». Наглядность и быстрота проверочного этапа тестирования -главное преимущество метода.
6. Подведение итогов. Расположите листки по возрастанию баллов, объявите имена студентов с лучшими и худшими оценками. Результат тестирования считается положительным, если набрано не менее двух баллов (три ошибки). Рассматривая работы с равными баллами, вы легко визуально определите студентов с одинаково заполненными таблицами. Попросите их поднять руки - если студенты сидят рядом, то можно предположить списывание. Зафиксируйте этот факт, и тогда после повторного совпадения можно рассаживать «близнецов » на время тестирования.
7. Анализ ошибок. Обратите внимание на ошибки студентов с высшими баллами, подробно объясните суть этих ошибок. Если у сильных студентов повторяется одна и та же ошибка, то, возможно, на лекции вы изложили этот вопрос слишком быстро, непонятно или небрежно. Вернитесь к нему, объясните повторно, проведите его обсуждение со студентами, порекомендуйте дополнительную литературу.
8. Оформление результатов тестирования. Занесите оценки в свой журнал (список), а неучастие в тестировании отметьте как пропуск лекции.
Таблица Проверка аудиотеста
Эталон, «Отлично» Тест А. Попова Проверка, «удовл.»
О Х О О Х Х + + -
О Х О О Х О + + +
Х О Х О О Х - + +
Пример теста по дисциплине «Экономическая теория»: (1) Деньги относятся к капиталу; (2) Рента - это доход с земли; (3) Прибыль - это доход с капитала; (4) Доход - это вид экономического ресурса; (5) Домохозяйства - собственники экономических ресурсов; (6) Макроэкономический кругооборот основан на обмене продуктами между фирмами; (7) Процент - это доход с капитала; (8) Фирмы производят экономические ресурсы; (9) Предпринимательская способность - это вид экономического ресурса. В таблице показаны эталонная таблица, ответы студента А. Попова, также визуализированы его ошибки: правильные ответы обозначены плюсом, ошибочные - минусом. Он ошибся в третьем и седьмом заданиях, что говорит о слабом понимании категории «капитал». Его оценка 5 - 2=3 - «удовлетворительно».
Наш опыт показывает, что систематическое аудиотестирование позволяет достичь следующих педагогических целей:
■ повышение ответственности студентов. Поскольку в начале каждой лекции возможен контроль знаний, студенты готовятся к нему, т.е. реже пропускают занятия и опаздывают на них, подробнее и аккуратнее ведут конспект, просматривают его перед лекцией, стремятся усваивать материал непосредственно на лекциях, не откладывая эту работу до сессии;
■ повторение учебного материала. Продуманная система аудиотестирования побуждает студентов повторять основные положения предыдущих лекций, а объяснение преподавателем выявленных системных ошибок в ходе тестирования делает такое повторение продуктивным и своевременным;
■ обеспечение обучающего характера контрольной процедуры. О целесообразности совмещения функций контроля и обучения пишут многие авторы [4];
■ установление обратной связи преподавателя со студентом. Традиционная
лекция представляет собой передачу знаний без обратной связи, что не позволяет преподавателю судить о степени усвоения текущего материала и выделять те вопросы, которые плохо усваиваются в семестре и создают сложности при изучении нового материала. Аудиотестирование решает эту проблему;
■ создание мотивации к успешному обучению. Публичное объявление результатов учебной деятельности студента играет важную воспитательную роль, поскольку она мотивирует его к успешному обучению. Студенты, постоянно получающие низкие оценки, стремятся избавиться от негативного имиджа и повышают качество учебной работы;
■ объективная оценка знаний. Суммарная оценка всех выполненных студентом аудиотестов может служить основой для его итоговой рейтинговой оценки (при условии, что тесты охватывают основные темы дисциплины, а при тестировании были исключены возможности для систематического списывания).
Приведем пример расчета итоговой рейтинговой оценки теоретических знаний студентов. Пусть в течение семестра было проведено десять аудиотестов, причем максимальная сумма баллов равна 41. Поскольку положительный результат теста отвечает двум баллам, минимальная сумма, необходимая для получения положительной оценки за весь курс, составит 20 баллов. Разделим разность между максимальной и минимальной суммой баллов на три и тем самым получим шкалу рейтинговых оценок: «неудовлетворительно» - менее 20 баллов, «удовлетворительно » - 20-26 баллов, «хорошо» - 27-33 баллов, «отлично» - 34-41 баллов.
Накопленный фонд тестовых заданий позволяет преподавателю разнообразить формы проведения экзамена. Во-первых, он может проводиться в устной форме по описанному выше алгоритму аудиотести-рования. Для этого следует подобрать
16 (25) теоретических утверждений, охватывающих основные разделы лекционного курса; тогда тестовая таблица будет содержать четыре (пять) строки и столбца. В экзаменационный тест полезно включить два-три новых утверждения, которые не предлагались студентам в семестре. Во-вторых, фонд тестовых заданий в электронной форме служит основой для разработки системы компьютерного тестирования, которая может использоваться экзаменатором в реальном времени при наличии необходимого числа компьютеров. В-третьих, задания аудиотестов могут использоваться при разработке индивидуальных экзаменационных тестов в традиционной «печатной » форме.
Литература
1. Приказ Министерства образования Россий-
ской Федерации «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов» от 11.07.2002 г. № 2654. URL: www.edu.ru)\
2. Концепция развития Государственного
университета - Высшей школы экономики на период до 2010 года. URL: www.hse.ru
3. Казарьянц К.Э. Мониторинг качественных
показателей обучаемости студентов в вузе // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. № 6. С. 27-32.
4. Чмыхова Е.В, Терёхин А.Т. Тестирование
знаний студентов и методологические проблемы использования его результатов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2010. № 4. С. 25-29.
KORNEYCHUKB. RATING SYSTEM BASED ON AUDIO-TESTING METHOD The article is dedicated to the rating-oriented testing of students and the possible defects of this way of current assessment of academic achievements. Special attention is given to the procedure of audio-testing as a mean of pedagogical measurement and managing the process of building up knowledge.
Key words: pedagogical measurement, rating systems, audio-testing, assessment procedures, current diagnosis.
С
НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
LIBRARY.RU
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ 2011
(в скобках — без самоцитирования)
Социологические исследования 1,090 (0,995)
Вопросы философии 0,898 (0,811)
Педагогика 0,732 (0,700)
Высшее образование в России 0,619 (0,514)
Вопросы образования 0,590 (0,538)
Alma mater 0,418 (0,388)
Философия образования 0,344 (0,108)
Эпистемология и философия науки 0,217 (0,160)
Социология образования 0,206 (0,144)
Высшее образование сегодня 0,200 (0,184)
MOSCOW
EDUCATION
0NLINE2012
Москва, 8 октября 2012 г. www.moscow-education-online.com me o@a kkork.ru
+7 (495) 221 81 40
VI Международный форум I Д<1!§111^ П Ti
Организатор форума - Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) - официальный представитель EFQUEL в России и СНГ.
Ключевые темы форума:
» Подходы к оценке качества е-1 earning в России и в мире;
• Изменения в Законе РФ "Об образовании" в части применения инструментов e-learning;
• Европейский знак качества e-learning UNIQUe;
• Объекты оценки качества e-learning;
• Инструменты, методы и этапы оценки качества e-learning;
• Перспективы развития процедуры государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых с применением технологий e-learning;
• Подходы ISO к оценке и обеспечению качества e-learning;
• Современные инструменты и технологии e-learning.
Международный форум «MOSCOW Education Oníirie» проводится с 2007 года и является традиционной площадкой для обсуждения и обмена опытом по вопросам обучения с применением e-learning.
В связи с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений в Закон РФ "06 образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий" форум «MOSCOW Education Online 2012» будет посвящен обсуждению вопросов гарантии качества в сфере е-íearning, изучению механизмов оценки и контроля качества учебного процесса с применением e-learning, а также подготовке экспертов в сфере гарантий качества e-learning в соответствии с новыми требованиями российского законодательства, Бол омским процессом, Стандартами Европейского фонда гарантии качества е-iearning{EFQUEL).
Форум будет проходить в формате пленарных сессий, круглых столов, дискуссионыых панелей и семинаров по подготовке экспертов в области оценки качества e-learning образования.
По вопросам участия в VI международном форуме «MOSCOW Education Online 2012» обращайтесь по телефону +7 (495) 221 81 40 или по почте: [email protected] www.moscow-education-online.com