Научная статья на тему 'Формирование регулятивных универсальных учебных действий в 1 классе'

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в 1 классе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
667
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ / КОРРЕКЦИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ОЦЕНКА / РЕФЛЕКСИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Неля Николаевна

Автор предлагают сценарий занятия, направленного на формирование проблемного мышления учащихся, как одного из важнейших типов интеллектуальных технологий XXI века. Занятие разработано в рамках проведения метапредмета «Проблема».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Неля Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование регулятивных универсальных учебных действий в 1 классе»

Романова Неля Николаевна

учитель начальных классов п. Сазоново, Вологодской области

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В 1 КЛАССЕ

Л_г

Аннотация. Автор предлагают сценарийзанятия,нагфавленногона формирование проблемного мышления учащихся, как одного из важнейших типов интеллектуальных технологий XXI века. Занятие разработано в рам-кфопроведения метапредмета «Проблема».

Ключевые слова: целепологание, коррекция, саморегуляция, оценка, рефлексия, универсальные учебные действо, самор^виаие, сашосовершенствмоанне.

Важнеьшае задачей еоореиенной системы образования являееое Моммированиа универсальных учнбных .веасиоиз, ^бе^с^е^^зиеа^^с^х младшеа й^^нт^нр авкам ммьваемчеться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В широком значении термин «универсальные учебные р-йстсос»нзнчавае нмение у^чч^ьс^н^о есао е^иокзи IX сом^^^аоенчьв) и оемосо-зериннствованию пут^гл чбзнатчлачагм с иктианого -[эисвемчив возчго социального опыта. В более уз-уом знaаанн и этою знрмин можн о опредалсои кие схт ^(^куг^н^е^с^че хтньибов -ействис чао^^чьия (о еаьже авезмнныь а ними навыков учабной работы), обс^с^г^^-аичающои аамоасиятелуоо уйвохтун нтзыт зчнниь, фчьи^ир^аанч^ с^с^^н^м^н^, и ключча а^аоенчцвю этс^г^о ес са.

Важнее в формирмвмнии уманча возне-

ся зчнимаюн peгерччивные универсальные учебные уоествен, чбевпунизaюмиe чн гхнезобию| ьегуломчн а суимикцхюочебноедеятелы-юсти(4,в0

Регулятмнные действия обеспечивают учащимся органозавию их уребнвм деаоетсеючвс ^ех^).

Регулятивные действия учащихся

Рассмотрим по порядку:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; мост а влобеь пл ана и последовательности действий;

- пуогмозирование - предвосхищение результата а йвчьчн усвчения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия него внбнльтчта с заданным эталоном с целью обна--ужения аемнбнений и отличий от эталона;

- морреемия -внесение необходимых дополнений а яорректиа е елан и способ действия в случае расхождения вонлоча, реального действия и его результата;

- овенна-яьделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание каеесова в миевня усвоения;

с- саморечуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мо-тивационно гнао нфликта) и к преодолению препятствий.

По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных о^ноствий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение» [4,7,8].

Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Рассмотрим подробнее приёмы формирования действий целеполагания и планирования.

№ № № № №

целеполагание

планирование

прогнозирование

контроль

коррекция

оценка

саморегуляция

Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках первого класса важно ввести понятие темы урока, дав доступное детям этого возраста определение: «У каждого урока есть тема. Тема - это то, о чём мы будем говорить на уроке». Первоначально тему урока называет учитель, добиваясь понимания темы обучающимися: «Я назову тему нашего урока, а вы скажите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке». Тема появляется на доске.

Тема урока математики: «Задача. Условие и требование».О чём будем говорить на уроке?. Ответ на последний вопрос обеспечивает понимание цели урока. Далее учитель сообщает о том, что тема урока написана в учебнике, предлагает найти соответствующую страницу и прочитать или показать тему вверху страницы. В дальнейшем обучающиеся научатся определять тему урока, рассматривая содержание страницы учебника и читая название темы урока.

Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности. При этом отметим, что цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель урока для учителя -есть проекция образовательного результата, и она отличается более развёрнутой формулировкой. Когда дети научатся читать, они могут прочитать цель урока, написанную на доске и объяснить её своими словами. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности.

Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?» «Ребята, зачем нужно знать новый звук и новую букву?»

Перечислю приёмы организации принятия цели, выделенные к. пед. н., доцентом З. А. Кокаревой: [2]

- опора на личный жизненный опыт обучающихся;

- использование занимательного игрового материала;

- создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

- выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;

- моделирование цели урока, введение понятия « учебная задача»;

- постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.

Формирование универсальных учебных действий планирования происходит с введения определения понятия «план» - это порядок, последовательность действий; со знакомства с картинным планом сказки, словесным планом произведения, планом (алгоритмом, инструкцией) известных детям действий (заправить кровать, полить цветы, рассказать сказку). Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи [3,4].

План решения учебной задачи может быть предложен учителем в устной форме: познакомимся с новым звуком; узнаем букву этого звука; научимся читать слова с новой буквой.

Для формирования универсальных учебных действий планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы: обсуждение готового плана решения учебной задачи; работа с деформированным планом решения учебной задачи; использование плана с недостающими или избыточными пунктами; составление своего плана решения учебной задачи [5].

Для первоклассников, пока ещё не умеющих читать, уместен графический план урока из условных обозначений учебника.

Отметим, что план урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.

Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции [1,6].

Не менее важные компоненты учебной деятельности - контроль и оценка. Согласно мнению Д. Б. Элько-нина, под контролем следует понимать, прежде всего, контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий [10].

Основная цель 1-го класса в части формирования контрольно-оценочной деятельности - научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности). Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному [7].

Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля. Основная функция содержательной оценки в этом случае заключается в том, чтобы определить, с одной стороны, степень освоения учащимися заданного способа действия, с другой стороны, продвижение учащихся относительно уже освоенного уровня способа действия.

Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки - в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Да, критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их деликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамостоятелен в оценке. Сотрудничество с учителем в выборе критериев оценки направлено, прежде всего, на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения [9].

Самооценка отражает степень развития у ребенка чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Поэтому, мы рекомендуем: основные психолого-педагогические требования к формированию контрольно-оценочной самостоятельности школьников:

1) Контроль и оценка должны соответствовать целям и задачам, этапам обучения,

2) Контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной деятельности школьников.

3) Преимущество должно отдаваться действиям самоконтроля и самооценки учащихся и контролю учителя за формированием этих действий у учащихся.

4) Контроль и оценка должны стать для ребенка осмысленным действием

5) Контроль и оценка должны быть предельно индивидуализированы, направлены на отслеживание динамики роста учащегося относительно его личных достижений.

6) Контроль и оценка должны проводиться исключительно в целях диагностики и выявления уровня развития знаний, способностей, мышления, установления трудностей ребенка, прогноза и коррекционно-педагогических мероприятий.

7) Должен преобладать процессуальный контроль над результативным.

С действием контроля и самооценки ученики встречаются буквально с первых уроков. Сначала им предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение.

Оценочная самостоятельность - самостоятельное установление качества своей работы, ее оценивание без посторонних влияний или чужой помощи, на основе собственных знаний и умений.

Формирование оценочной самостоятельности в 1 классе начинается в период обучения грамоте с работы с эталонами, под которыми понимается точный образец установленной единицы измерения, и со шкалами.

Работу с эталонами можно проводить на минутках чистописания (русского языка и математики ), где образцы (эталоны) написания букв, соетиеинит Иькв и цифры [8].

Пример урока русского языка по теме «Загиавнтя буква Д».

После объяснения, показа учителем и пракоиие-ской тренировки учащимся дается задание: «Сропе-шите заглавную букву Д, соблюдая параметры эталона (наклон, высота, ширина)». Учеиьки должны соблюдать уже несколько критериев, вхандт щих в эталон, т.е. работа, проводится на достаточно высоком уровне трудности.

Первоначальная работа с эталонами основывается на отработке одного критерия, когда проходит работа с элементами букв.

После того, как ученики самостоятельно прописали строку, учитель дает задание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (элементов) на поля». Во время проверки учитель выполняет аналогичную работу, т.е.

подчеркивает буквы (элементы) соответствующие эталону, исправляет ошибки учащегося и выносит на поля свое число верно написанных букв (элементов).

Работа с эталонами - это основа содержательной оценки учащегося. Приучив учащихся работать с эталонами такого вида, они будут готовы выработать собственные эталоны, которые помогут осуществить объективное оценивание своей работы.

Основной целью формирования рефлексивных способностей на данном этапе ставится разведение эмоциональной и содержательной оценок своей работы. На данном этапе работы можно использовать «волшебные линеечки», на которых ребёнок сам оценивает свою работу. После решения любой учебной задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А-аккуратность, П- правильность, С-старание, Т- трудность). После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если он согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если, не согласен, ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.

Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько, но и прохождение всей темы.

Несоответствие оценки ученика и оценки учителя - повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае можно использовать работу в парах двумя способами (схема 2):

1-й способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения салиоеоятельной н-Винер аТесновынтен свон-оценвт, унтзываетна аедочеты.

2-й способ оцениомния. ученик оннчнаь аедниваит себа ,затем идев обмен тетродртр и оцениеаоиев наит.

Енли оцьнки итем атВинатретиик ньенда аитмдится -а-жком. НнЕеипаЕенаеоцетик фиенируемсп нрнето-ком соседа, взятого в кружок.

Провеляа тетклаи, уаичеллможеаскдить оО адок-вавнитиа оцаненуолщЕхсе.

Ооиное нтаммнме ттжнн утелить прогностической оценаи. «Дя этоглатжао 0ЕP0льз0вaиь-наре: «+»-все

Схема2

Оценивание учебных достижений

1-ый способ оценивания

сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, -указывает на недочеты.-

ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре

знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь. Обычно после объяснения и закрепления нового материала учитель спрашивает у детей, все ли было понятно на уроке?

Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых этапах данной работы утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом для данного утверждения как раз и является прогностическая оценка. Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему.

После того, как школьники познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика.

Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.

В первом классе можно использовать и другой прием: при проверке тетрадей учитель не исправляет ошибку, а лишь указывает на нее на полях палочкой. Таким образом, ученику предоставлена возможность исправить свою ошибку, за что балл не снижается, а наоборот, учитель хвалит ребенка за то, что тот исправил ее. При оценке учебных умений ученики могут использовать лесенку успеха: если есть успехи, то добавляется ступенька вверх, на которой ребенок рисует радостное лицо. Если продвижения нет, то лицо должно быть грустным. Я буду здесь!

Так первоклассник делает первые шаги по самооценке, которая впоследствии будет совершенствоваться. Не беда, если сначала ученики ставят себя на самую высокую ступеньку. Это связано с их возрастными психологическими особенностями и непониманием смысла работы. Довольно быстро дети научатся и с удовольствием станут выполнять эту работу адекватно.

К концу первого года обучения уже третья часть учащихся, выполнив задание, пытается оценивать свою работу, не дожидаясь напоминания педагога, и эта оценка часто совпадает с учительской.

Оценка по уровням:

Сомневаюсь. Умею. Могу научить.

Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно должен задавать вопросы: - Что ты узнал на уроке?

- Чему научился?

- За что себя можешь похвалить?

- Над чем еще надо поработать?

- Какие задания тебе понравились?

- Какие задания оказались трудными?

- Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чтобы научить самооценке на начальном этапе,

после ответа ученика учитель должен спрашивать его:

Что нужно было сделать в этом задании?

Какая была цель, что нужно было получить?

Удалось ли получить результат?

Найдено решение, ответ?

Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?)?

Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?)? Как ты оцениваешь свою работу? Далее предлагается другим школьникам оценить ответ одноклассника, и только после этого может оценить выполнение задания сам. На эту подробную работу отводится примерно две недели. Далее ученики уже вполне самостоятельно могут оценить себя и своего товарища.

В 1 классе ребенок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с ребенком по коррекции формирования умений.

Рассмотренные приёмы формирования регулятивных универсальных учебных действий позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться.

Литература

1. Берёза А. В. Коррекция школьных страхов//Современный научный вестник. 2010. № 51,-76с.

2. Кокарева З. А._Использование в работе с младшими школьниками листов оценки достижения метапредмет-ных результатов обучения // Управление начальной шко-лой.-2013.- № 11.- С. 19.

3. Пряжникова О. В., Сорочихина Т. М. Сценарий интеллектуально-познавательной игры с элементами проектной деятельности: «Путешествие во времени» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 6.С. 60-67.

4. Рагозинникова Л. Н. Оценка качества образования глазами обучающихся, родителей и педагогов. // Инновационные проекты и программы в образовании 2012. № 1.С.69-76.

5. Романова Н. Н. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в 1 классе. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 6. С.26-30.

6. Семиздралова О. А. Пути преодоления стресса в условиях педагогической деятельности. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 4. 60-63.

7. Сидорова И. В., Ананьева А. В. Развитие мотивации учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 1.С. 32-35.

8. Субоч Р. И. Использование современных педагогических технологий в целях повышения качества филологического образования в школе. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 2.С. 27-30.

9. Фельдшерова Е. Г. Развитие творческих способностей учащихся в издательской деятельности. // Эксперимент и инновации в школе 2011. № 2. С. 72-74.

10. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопр. психол. 1971. № 4. С.6-20.

Педагоги России против фашизма

Ы 1_П

^ От редакции журнала «Эксперимент и инновации в школе» ^

Уважаемые коллеги!

Редакция журнала данным информационным письмом открывает рубрику «Педагоги России против фашизма!»

Цели рубрики: помочь педагогам

• воспитывать непримиримое отношение к фашизму и неофашизму;

• формировать активную социальную позицию учащихся и воспитанников;

• формировать патриотическое и гражданское самосознание учащихся

Задачи рубрики:

• обмен опытом педагогических разработок

• обмен мнениями и публикация творческих работ учителей, воспитателей, деятелей культуры и искусства, молодежи, детей

Формы и функциональный стиль принимаемых материалов:

Стиль рубрики - свободный. Принимаются работы в научном, публицистическом, художественном стиле. По форме работы могут быть представлены в следующем виде:

• сценарии уроков и классных часов;

• статьи публицистического стиля; статьи - размышления (художественный стиль);

• сценарии внеклассных мероприятий;

• исторические справки (война, борьба с фашизмом);

• из семейного архива (письма с фронта, воспоминания, архивные фото);

• педагогические проекты;

• детские проекты на военно - патриотическую тему;

• стихи;

• эссе

К участию в рубрике приглашаются учителя, воспитатели, журналисты, деятели культуры и искусства и все неравнодушные люди, которые хотят быть полезными своей стране, все, кого волнуют проблемы патриотизма и борьбы с фашизмом.

Уважаемые авторы! Будем рады получить ваши материалы!

Возможные темы:

«В поддержку народа Украины»

«Фашизм не пройдет!»

«Вспомним нашу историю»

«Педагогическое эссе»

«Военно-патриотическая тема: глазами детей» и другие

Открываем рубрику статьей Шамсутдиновой Р. И., учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 641 имени Сергея Есенина г. Москвы. Статья посвящена вопросам нравственно-патриотического воспитания детей на уроках литературы. Нравственно-патриотическое воспитание - это один из наиболее действенных методов борьбы с националистической пропагандой, под влияние которой дети, к сожалению, часто попадают в наши дни. Формирование отрицательного отношения к фашизму начинается с формирования положительного отношения к своей собственной культуре и истории. Автором данной статьи разработана система уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в школе. «Книга должна звать в жизнь», считает автор, и чем будет наполнена эта жизнь -зависит от нас, педагогов.

Материалы просьба высылать на Электронный адрес редакции журнала «Эксперимент и инновации в школе»: [email protected]

Главный редактор журнала «Эксперимент и инновации в школе» - Сиденко Елена Александровна^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.