Научная статья на тему 'Формирование региональной инновационной системы: соотношение политики и экономики'

Формирование региональной инновационной системы: соотношение политики и экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пушкаренко А.Б., Трифонова К.А.

Предложен авторский вариант видения элементов региональной инновационной системы и ее взаимоувязка с социально-экономической системой региона и национальной инновационной системой с целью обеспечения реализации всех этапов инновационного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование региональной инновационной системы: соотношение политики и экономики»

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ: СООТНОШЕНИЕ ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИКИ

А. Б. ПУШКАРЕНКО,

кандидат технических наук,доцент, председатель Комитета по науке

и инновационной политике Администрации Томской области abpusk@tomsk.gov.ru

К. А. ТРИФОНОВА, аспирант кафедры «Национальная экономика» kseniya-trifonova@yandex.ru Томский государственный университет

Предложен авторский вариант видения элементов региональной инновационной системы и ее взаимоувязки с социально-экономической системой региона и национальной инновационной системой с целью реализации всех этапов инновационного процесса.

Ключевые слова:региональная политика, региональная инновационная система.

На заседании президиума Государственного совета Российской Федерации 18 апреля 2008 г. Д. А. Медведев критично высказался о том, что российская национальная инновационная система (НИС) — это набор близких, но пока достаточно разнородных элементов [17, с. 3]. Действительно, в стране создано много объектов инновационной инфраструктуры (табл. 1), которые являются элементами НИС, однако они разобщены и плохо состыкованы друг с другом с точки зрения сопровождения инновации на всех этапах инновационного процесса. И, по сути, системой они не являются. Как результат — и масштаб, и сама отдача от инновационной деятельности в стране пока остаются весьма низкими.

Анализ наиболее распространенных исследований [5; 6; 8; 10; 19], посвященных проблеме построения инновационных систем, показал, что в большинстве научных работ наблюдается некая теоретическая и методологическая схожесть подходов к изучению инновационной системы как государства, так и региона. Это объяснимо, поскольку

инновационная деятельность, осуществляемая как в национальных границах, так и в рамках региона, носит одинаковый характер.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в настоящее время сформировалось два противоположных мнения по способу построения НИС. Сторонники одного обосновывают необходимость построения НИС непосредственно как единого целого организма, как единой целостной структуры государственного уровня (Л. Э. Гохберг, О. Г. Голиченко и др.). Сторонники другого (В. В. Иванов, Н.Т. Колдаева, П. Линд-хольм, С. Клесова и др.), — придерживаются той точки зрения, что эффективная НИС может быть построена только как совокупность эффективных региональных инновационных систем (РИС).

По мнению авторов, для российской действительности целесообразно формирование

Таблица 1

Сводные данные по объектам инновационной инфраструктуры России [18, с. 9]

№ Объекты Коли-

п/п чество

1 Технопарки 58

2 Инновационно-технологические центры 63

3 Инновационно-промышленные комплексы 4

4 Инновационно-технологические кластеры 2

5 Центры трансфера технологий 86

6 Национальные информационно-аналитические центры 10

7 Особые экономические зоны 13

НИС с учетом второго направления. Этому можно дать простое объяснение. Прежде всего регионы России чрезвычайно резко отличаются между собой географическими условиями; экономическим, научно-техничес-

I. Генерация

II. Коммерциализация

III. Внедрение

1 Пробная серия 1 Промышленная серия

Идея 1 1 -I» Макет Образец 1 1

Рис. 1. Основные этапы инновационного процесса

ким, технологическим, кадровым потенциалами; культурными традициями и т. п. Так, например, разрыв между регионами в производстве валового регионального продукта (ВРП) надушу населения составляет более чем 17 раз. Первая десятка регионов-доноров обеспечила более 50 % суммарного объема ВРП всех российских регионов, а последние десять регионов — около 1 % [1].

Следовательно, именно изучение специфики и особенностей каждой отдельной территории в рамках государства может обеспечить тот необходимый уровень детализации возможностей построения эффективной инновационной системы. Исследование предпосылок и возможностей инновационного развития региона обеспечивает понимание того, в каком виде и какие элементы РИС на территориях (а затем и какие элементы НИС) должны строиться в первую очередь, и каковы должны быть механизмы взаимодействия элементов этих систем для более эффективного управления и развития.

Но даже регион с точки зрения анализа потенциала его инновационного развития и возможности построения РИС представляет собой сложную многоплановую экономическую систему, на функционирование которой оказывают воздействие как внутренние, так и внешние факторы.

Определение понятия «инновационной системы» первоначально было предложено в [12]. В этом документе говорится, что инновационная система рассматривается как совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы.

В этом же документе оговорены и блоки, которые должна содержать (включать) инновационная система, а именно:

• воспроизводство знаний, в том числе с потенциальным рыночным спросом;

• проведение прикладных исследований и технологических разработок, внедрение научно-технических результатов в производство;

• промышленное и сельскохозяйственное производство конкурентоспособной инновационной продукции;

• развитие инфраструктуры инновационной системы;

• подготовка кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности. Однако уже в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее — Концепция 2020) НИС определяется как совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и/или коммерческой реализацией знаний и технологий и комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур [9]. Это определение является обобщающим по отношению к ранее предлагаемым в федеральных документах и в работах российскихученых [2; 3; 7; 16].

Понятно, что коммерческая реализация знаний и технологий возможна только при эффективной организации всех этапов инновационного процесса как на государственном уровне, так и полностью или частично на региональном уровне. Понятно, что инновационный процесс имеет собственную структуру, исходный сырьевой продукт и т. д. Однако будем в первом приближении рассматривать инновационный процесс как совокупность последовательных этапов работ от зарождения идеи и создания новшества до освоения его производства в виде инновации и реализации ее на рынке как коммерческого продукта — без обратных связей (рис. 1).

Важно также отметить, что реализация проекта построения НИС не будет успешной, если в стране не будет сформирована определенная среда, способствующая построению инновационной экономики. О необходимости решения этой задачи четко было сказано в Послании Президента РФ от 10.03.2006: «...Нам нужна сегодня такая инновационная среда, которая поставит производство новых

знаний на поток. Нужно сформировать благоприятные налоговые условия для финансирования инновационной деятельности.... Инновационная среда порождается критической массой нововведений и создает и поддерживает благоприятные условия для развития научных исследований как поискового характера, так и ориентированных на получение заданного результата» [14].

Из сказанного можно сделать промежуточные выводы. Очевидно, что для успешного построения НИС правительство должно систематически реализовывать полноценную инновационную политику, направленную как на построение инновационной системы, в рамках которой должна обеспечиваться эффективная реализация всех этапов инновационного процесса, так и на создание определенной среды, которая позволит постоянно воспроизводить новые знания (идеи), которые являются первым этапом в инновационном процессе. Формирование условий для осуществления первого этапа и успешная реализация всех последующих этапов инновационного процесса в конечном итоге приведет к достижению и поддержанию высокого уровня конкурентоспособности и эффективности экономики страны.

Авторы не будут подробно останавливаться на проблемах, которые возникают при формировании государственной политики в области инновационного развития и связаны с необходимостью учета разнонаправленных интересов основных «игроков», влияющих на развитие инновационной деятельности в стране; противоречиях между стратегическими целями инновационной политики и краткосрочным характером ее ресурсного обеспечения; противоречиях с целями и задачами в других областях государственной политики и др. Понятно, что существующая пока фрагментарность государственной инновационной политики не позволяет достаточно точно определить эффективность ее реализации в настоящее время, хотя перечень основных задач, решаемых в ходе реализации государственной инновационной политики, был оформлен еще в 2005 г. [12].

Рассмотрим, как цели и задачи государственной инновационной политики могут быть спроецированы на регион.

Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации [20]. Усилия органов государственной власти субъектов

Федерации должны быть направлены на решение ряда важных задач, и в том числе «... на стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики субъектов РФ».

Если обратиться к ряду источников, то можно заметить, что при описании составных частей региональной политики инновационная политика как самостоятельная либо вообще не рассматривается, либо рассматривается как «инвестиционно-инновационная политика» [4; 15].

В принятых официальных документах инновационная политика рассматривается также как дополнение к уже существующей научно-технической и/или промышленной политике, а не как интегрирующая составляющая экономической политики в целом, что, на наш взгляд и на взгляд других специалистов, является концептуально неверным положением [11].

В связи с этим отправной точкой для сопряжения инновационной политики с социально-экономической политикой региона выступает выработка самой социально-экономической политики региона, составной частью которой должна стать региональная инновационная политика, обеспечивающая, в частности, формирование РИС. К тому же авторы считают, что в регионе для успешного функционирования инновационной системы необходимо включение инновационного вектора развития в каждую составляющую региональной политики. Такой подход можно изобразить в следующем виде (рис. 2).

Как видно из рис. 2, политика, проводимая региональными властями, выступает основополагающим элементом как социально-экономической, так и, соответственно, инновационной системы региона. В компетенцию региональных властей, ответственных за проведение инновационной политики, входят:

• законодательное обеспечение функционирования РИС;

• разработка долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных прогнозов и программ развития, относящихся к научно-технической и инновационной сферам;

• поддержка и развитие региональных источников знаний (научно-исследовательские организации, вузы), создания и развития организаций инновационной инфраструктуры, обеспечивающих реализацию всех или части этапов инновационного процесса, и т. д.

Рис. 2. Региональная инновационная система — составной элемент социально-экономической системы региона

По мнению авторов, региональная инновационная система является частью социально-экономической системы региона, но при этом систематические улучшения, новаторские подходы должны пронизывать все направления развития региона (элементы региональной политики). Только в этом случае региональная социально-экономическая система от статического состояния сможет перейти к режиму эффективного развития. Естественно, что для реализации режима развития перед регионом будут ставиться новые цели, для достижения которых чаще всего необходимо менять, перестраивать существующую структуру социально-экономической системы территории. Ведь только достигнув на каждой территории РФ режима развития, можно обеспечить реализацию инновационного сценария развития экономики России к 2020 г.

Теперь обратимся к теоретическим основам инновационной системы в рамках региона. Первоначально рассмотрим основные блоки, из которых, на взгляд авторов, должна состоять РИС (рис. 3) и которые непосредственно или косвенно влияют на эффективность реализации всех этапов инновационного процесса.

Дадим краткую характеристику блокам, из которых складывается РИС.

Главными участниками, обеспечивающими этапы инновационного процесса,

выступают наука и бизнес. Здесь необходимо отметить, что организации научно-образовательного комплекса выполняют две функции: с одной стороны, вузы и научные институты реализуют первый и второй этапы инновационного процесса — проведение фундаментальных и прикладных исследований (идея, макет — см. рис. 1), а с другой стороны, выполняют обеспечивающую функцию, оказывая образовательные услуги по подготовке кадров для всех направлений развития РИС.

Инфраструктуру инновационной деятельности можно определить как совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управленческих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности [16]. С точки зрения выполняемых функций инфраструктурные организации могут быть разделены на четыре условные группы:

1) организационнойподдержки;

2) ресурсной поддержки;

3) информационной поддержки;

4) правовой поддержки.

К объектам инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса можно отнести:

• общественные предпринимательские организации, содействующие объединению усилий предпринимателей;

• торгово-промышленные палаты;

ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА

/

РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

\

\

КАДРЫ

ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1

1

1

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Рис. 3. Схема элементов региональной инновационной системы

• образовательные структуры, осуществляющие повышение квалификации предпринимателей и обучение персонала предприятий;

• фонды поддержки малого предпринимательства [13];

• организации микрофинансирования и структуры, специализирующейся на оказании иных финансовых услуг субъектам малого предпринимательства;

• консалтинговые фирмы, оказывающие услуги предпринимателям;

• специализированные государственные структуры;

• технопарки и бизнес-инкубаторы.

Этот перечень далеко не полный, и функции объектов инфраструктуры нередко дублируются.

Потребителями инновационной продукции могут быть как представители местных, отечественных рынков, так и зарубежных. Постепенное расширение рынков сбыта наукоемкой продукции для рентабельности инновационной деятельности должно обеспечиваться маркетинговой политикой инновационных предприятий и политикой региональных властей (особое значение для России имеет импортозамещение).

Финансовая компонента РИС подразумевает обеспеченность финансовыми ресурсами этапов инновационного процесса. Ограниченность инвестиций приводит к замораживанию огромного количества инновационных идей и проектов, сдерживая развитие инновационной деятельности.

Технико-технологическая база (далее ТТБ), как элемент РИС, является обеспечивающей компонентой для науки и бизнеса на всех этапах инновационного процесса. В настоящее время ТТБ в стране характеризуется либо запредельным уровнем износа, либо морально устаревшими свойствами для прорывных исследований и производства наукоемкой продукции.

Еще одним элементом региональной инновационной системы является инновационная культура. Для формирования инновационной культуры в обществе и повышения статуса инноватора необходимы:

• поддержка распространения опыта лучших инноваций, в том числе управленческих и социальных;

• активизация пропаганды роли инноваций для развития экономики и общества, в том числе путем формирования системы популяризации науки, инноваций, инновационной деятельности, в том числе через общественную

рекламу, вовлечение в пропаганду лидеров общественного мнения, распространение историй успеха, проведение конкурсов среди предприятий, ученых и научных коллективов и других мероприятий; формирования в целях популяризации инновационной деятельности специализированных учебных курсов по инновациям в вузах.

Авторы считают, что основной целью создания РИС является обеспечение условий устойчивого развития экономики и обеспечение значительного роста новой добавленной стоимости, создаваемой реальным сектором экономики региона. А как следствие, и роста уровня жизни населения на основе формирования инновационной среды и использования интеллектуального потенциала, сосредоточенного или в организациях научно-образовательных комплекса или в научных подразделениях промышленных организаций, имеющихся в регионе.

Но чтобы достичь этих целей в отношении формирования РИС, государственная политика должна обеспечить решение следующих задач:

1) формирование научно-технических и технологических приоритетов инновационной деятельности с учетом специфики каждого региона (группы регионов), их ресурсной, кадровой базы;

2) согласование общегосударственных и региональных приоритетов и направлений развития инновационного процесса;

3) рациональное сочетание государственного регулирования реализации этапов инновационного процесса и рыночных механизмов развития инноваций на региональном и общегосударственном уровнях;

4) расширение мер поддержки инициативы предприимчивых субъектов инновационного процесса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) содействие глобальной интеграции и востребованию результатов функционирования регионального сегмента НИС на общегосударственном и международном рынках инновационных разработок.

На основании изложенного авторами предложена структура взаимосвязи и соотношения РИС с социально-экономической системой региона и национальной инновационной системой (рис. 4). Предполагается, что региональные инновационные системы являются составными элементами национальной инновационной системы, но при этом границы рынка высокотехнологичных товаров, работ, услуг могут выходить как за границы ре-

Внешние факторы: политические, макроэкономические, социальные, культурные, технологические, международные

Социально-экономическая система региона

|

£ 55

Ё §

$

I

I

£ §

Региональная инновационная сист

| ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА

РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

I

НАУКА

КАДРЫ

БИЗНЕС

ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА

ФИНАНСЫ

ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

\

/

л

Рис. 4. Схема соотношения социально-экономической системы региона, региональной инновационной системы и национальной инновационной системы

гиона (межрегиональные рынки), так и за пределы государства (международные рынки).

Функционирование РИС осуществляется в рамках социально-экономической системы региона, которая является питательной средой для развития инновационной деятельности. Качество такой среды определяет потенциал развития территории, складывающийся из возможности как экономики региона в целом, так и входящих в его состав муниципальных образований (районов и городов), способностью экономики кросту, внедрению технологических и управленческих инноваций, совершенствованию внутренних отраслевых, социальных, политических и демографических подсистем.

Очевидно, что в одних регионах исходных предпосылок для формирования РИС значительно больше, а в других меньше. В некоторых регионах России по объективным причинам просто не может быть сформирована полнокомпанентная РИС. Это особенно касается депрессивных регионов. Для таких территорий должна разрабатываться особая

система развития инновационной деятельности. Можно предположить, что в таких регионах была бы эффективна модель перехода не сразу от РИС к НИС, а модель, использующая возможности федеральных округов по координации деятельности регионов, входящих в округе полнокомпонентными и неполнокомпонентными РИС. Это позволило бы осуществлять более четкую координацию и взаимосвязь в округе элементов региональных и национальной инновационных систем с целью эффективной реализации каждого из этапов инновационного процесса.

Такой подход позволит действительно реализовать инновационный сценарий развития экономики России к 2020 г.

Список литературы

1. Андреев А. В. Основы региональной экономики: учеб. пособие / А. В. Андреев, Л. М. Борисов, Э. В. Плучевская. 2-е изд. М.: КНОРУС, 2009. 336 с.

2. Голиченко О. Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006. С. 396.

3. ГохбергЛ. Э. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики. 2003. № 3. С 26—44.

4. ГранбергА. Г. Основы региональной экономики. М.: ГУВШЭ, 2001. 492 с.

5. Иванов В. В. Проблемы и направления формирования российской инновационной системы. Аналитический сборник по материалам «круглого стола» на тему «О повышении роли государственного сектора науки в стимулировании инновационно-инвестиционной деятельности» 31.05.2005 г.» М.: Издание Совета Федераций. 2005. С. 10-42.

6. Иванов В. В., Колдаева ^.Т.Российская инновационная система: территориальный подход // Инновации. 2000. № 9-10. С. 11-16.

7. Иванов Н. П., Завгороднев М.Е. Национальные и региональные векторы инновационной модернизации // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 13(52). С. 42-47.

8. Иванова И. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. 2001. № 7. С. 59-63.

9. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://http://www.economy.gov.ru/wps/ wcm/myconnect/economylib/mert/welcome/ pressservice/eventschronicle/docl217949648141.

10. Линдхолъм П., Клёсова С. Экономическое развитие территорий через инновации, науку и технологии // Инновации. 2002. № 10. С. 5-13.

11. Научно-техническая и инновационная деятельность. Приглашение к сотрудничеству.

Информационный справочник. Российский НИИ экономики, политики и права в научно-технической сфере. Часть 2. М.: ОАО «ЦНИИ «Электроника», 2000. С. 364-554.

12. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до2010 года: утв. письмом Правительства РФ от 05.08.2005 № 2473п-П7 // КонсультантПлюс: справ, правовая система. Версия Проф., сетевая. М., 1992-2008.

13. Преображенский Б., Наролина Т. Создание инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства // Предпринимательство. 2007. № 4. С18.

14. Путин В. В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 10.05.2006 // Официальный сайт Президента России. М., 2000-2009. URL: http://www. kremlin.ru/ appears/2006/05/10/1357_type63372type63374t ype82634_105546.shtml.

15. Региональная экономика и управление. СПб.: Питер, 2008. 288 с.

16. Семенова А. Проблемы инновационной системы России //Вопросы экономики. 2005. № 11. С. 145-149.

17. Стенограмма парламентских слушаний на тему «Приоритеты поддержки отечественной науки и механизмы стимулирования инновационной деятельности» // Инновации. 2008. № 3. С. 3—23.

18. Суворинов А. В. Основные результаты и проблемы вопросов развития в Российской Федерации национальной инновационной системы // Инновации. 2007. № 9. С. 7-12.

19. Суховей А. Ф. Формирование центров инновационной активности на Урале: теория и практика / А. Ф. Суховей, И.М. Голова, C.B. Кортов; Ин-т экономики Урал. отд. РАН. Екатеринбург, 2005. 120 с.

20. Указ Президента РФ от 03.06.1996 № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.