Научная статья на тему 'Формирование рефлексивной компетентности в процессе подготовки будущих педагогов по физической культуре'

Формирование рефлексивной компетентности в процессе подготовки будущих педагогов по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

141
43
Поделиться
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Максимов А. Н.

В статье представлены некоторые теоретические аспекты, модель и результативность формирования рефлексивной компетентности непосредственно в процессе подготовки будущих педагогов по физической культуре.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Максимов А.Н.,

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формирование рефлексивной компетентности в процессе подготовки будущих педагогов по физической культуре»

УДК 378.14

ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

А.Н.Максимов

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, maxof@yandex.ru

В статье представлены некоторые теоретические аспекты, модель и результативность формирования рефлексивной компетентности непосредственно в процессе подготовки будущих педагогов по физической культуре.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивная компетентность, педагог по физической культуре

A number of theoretical aspects together with the effectiveness for implementing reflexive competency directly in the educational process for the future physical education teachers are introduced in the article.

Keywords: reflexion, reflexive competency, physical education teacher

Происходящая в настоящее время реформа среднего образования привела к значительным изменениям в профессиональной деятельности педагога по физической культуре. Это требует соответствующего пересмотра содержания и организации процесса подготовки кадров в этой области. Очевидно, что современному обществу нужен педагог, способный быстро адаптироваться и эффективно выполнять свои функции в изменяющихся условиях. Специалист должен эффективно действовать не только при решении стандартных профессиональных задач, но и в ситуациях, выходящих за рамки его педагогического опыта.

Одним из основных элементов профессиональной деятельности педагога по физической культуре является аналитическая деятельность. Как правило, в процессе анализа фиксируются объективные моменты усвоения учебной информации, техническая правильность выполнения упражнений, их воздействие на организм. В условиях малого количества времени (выполнение некоторых упражнений занимает доли секунды) приходится быстро анализировать и корректировать не только деятельность учащихся, но и свои действия. Т. е. в деятельности педагога по физической культуре обязательно присутствует рефлексия. Однако, как показывает практика, выпускники высших учебных заведений не в полной мере осуществляют аналитическую деятельность, плохо видят ошибки занимающихся, неэффективно используют корригирующие средства. На наш взгляд, только на основе рефлексии своих действий, а также действий учеников, можно определить истинные причины и способы устранения возникающих в ходе педагогической деятельности затруднений. По мнению А.П.Гу-реева, Ю.В.Кушеверской, рефлексивная компетентность педагога во многом определяет его профессиональную педагогическую компетентность в целом [1].

Действительно, рефлексия как основа успешной учебной и профессиональной деятельности заложена практически во всех структурных компонентах профессиональной компетентности. Кроме того, необходимость ее формирования обусловлена особенностями профессиональной деятельности педагога по физической культуре. Между тем анализ учебного плана подготовки педагога по физической культуре показал, что, в нем не предусматривается формирование рефлексивной компетентности, так как не существует специального курса, а содержание имеющихся дисциплин не предполагает ее формирования.

Таким образом, проблема формирования рефлексивной компетентности требует своего решения. Причем ее решение, на наш взгляд, возможно при условии такой организации образовательного процесса будущих педагогов по физической культуре, которая характеризуется интеграцией содержания профессиональной подготовки и подготовки к рефлексивной деятельности.

Одним из способов решения указанной проблемы, является создание модели формирования рефлексивной компетентности и встраивание ее в учебный процесс системы высшего образования. Отличительной особенностью нашей модели является то, что

формирование рефлексивной компетентности идет одновременно с изучением материала одной из дисциплин подготовки.

Первым шагом реализации модели является диагностика уровня сформированности рефлексивной компетентности у студентов. Причем, если вначале ее осуществляет преподаватель, то по мере повышения подготовленности — сами студенты. Диагностика должна осуществляться в процессе деятельности студентов на практических занятиях. Преподаватель предлагает студентам решить одну из профессиональных задач. Уровень развития рефлексивной компетентности определяется по степени соответствия их действий при решении поставленной задачи с основ-нми этапами рефлексивного способа снятия затруднений. На основании результатов диагностики преподаватель определяет задачи формирования рефлексивной компетентности.

Следующий шаг предполагает интеграцию задач профессиональной подготовки и формирования рефлексивной компетентности, определение содержания и трансформацию средств образовательного процесса. Преподаватель на этом этапе определяет возможность решения образовательных задач по дисциплине на основе рефлексии. И если такая возможность существует, разрабатывает задания и условия их выполнения.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Третий шаг заключается непосредственно в осуществлении образовательного процесса. Важным моментом является управление данным процессом, так как преподаватель в случае рефлексивной организации обучения выступает не источником информации, а организатором поиска необходимой информации.

В заключение — снова этап диагностики. Причем для студента — это диагностика и анализ результатов решения поставленной задачи, а для преподавателя — одновременно с организацией этого процесса

— диагностика уровня сформированности рефлексивной компетентности и усвоения основного содержания дисциплины.

Реализация модели завершается корректировкой на основе результатов диагностики образовательного процесса. Студенты осуществляют коррекцию своей деятельности по решению поставленной задачи, а преподаватель — коррекцию задач по формированию рефлексивной компетентности.

Для формирования рефлексивной компетентности мы встроили концептуальную модель в образовательный процесс по одной из дисциплин общей предметной подготовки студентов на кафедре теории и методики физического воспитания и спорта. Данная дисциплина по учебному плану включена в образовательный процесс кафедры в 7-м и 8-м семестрах в объеме 230 часов. По этой дисциплине студенту необходимо защитить курсовую работу и сдать теоретический экзамен.

Основными особенностями организации обучения, формирующего рефлексивную компетентность, являются: 1) формирование рефлексивной компетентности в процессе обучения предмету; 2) использование рефлексивных способов передачи ин-

формации студентам; 3) возможность выполнения студентом функций организатора образовательного процесса на основе рефлексии; 4) обязательная рефлексия рефлексивной деятельности на занятии. Причем процесс обучения должен быть построен так, чтобы каждый студент был не объектом, а субъектом деятельности. Т. е. для формирования рефлексивной компетентности необходимо не просто организовать прохождение студентом всех эти шагов, а вывести его в рефлексию всего этого действия.

Очевидно, что не вся тематика дисциплины «Теория и методика обучения предмету “Физическая культура”» подходит для организации обучения на основе рефлексии. На наш взгляд, подходят только те темы, которые подразумевают творческое применение студентом учебной информации. Так, тема «Цель, содержание и формы организации учебного процесса» включает освещение цели, задач процесса физического воспитания в школе, описание нормативных документов, регламентирующих содержание предмета «Физическая культура» в школе, и описание форм организации учебного процесса по предмету. В рамках этой темы целесообразно начать знакомить студентов с рефлексией.

После объяснения государственной и существующих авторских программ по физическому воспитанию, регламентирующих содержание учебного процесса, преподаватель предлагает адаптировать стандартную государственную программу к условиям определенной общеобразовательной школы (например, школа имеет хорошо оснащенный тренажерный зал). Для выполнения этого задания можно объединить студентов в группы по 3-5 человек. После его выполнения студенты докладывают результаты проделанной работы. Основной особенностью этого задания является то, что студенты не смогут выполнить его по ряду объективных причин (недостаточная информация о составлении авторских программ, низкая организованность, нехватка времени). После этого преподаватель организует анализ ситуации и вместе со студентами определяет возможные общие и индивидуальные причины невыполнения. Далее студентам задается домашнее задание — самостоятельно устранив причины затруднения, составить новую программу по физическому воспитанию. На следующем занятии студенты докладывают о результатах своей работы и обсуждают эффективность и целесообразность применения разработанных авторских программ — и вновь определяют причины несоответствия результатов работы и поставленной задачи. Затем студентам предлагается проанализировать их деятельность на прошедших двух занятиях. Задача преподавателя — вывести из высказываний студентов основные этапы рефлексивного действия.

В начале третьего занятия преподаватель определяет понимание студентами рефлексивных процессов. В случае неудовлетворительных результатов данная схема повторяется при изучении следующей темы. В случае положительного усвоения студентами основ рефлексивного действия можно перейти к следующему шагу: изучению деятельности преподавателя как организатора рефлексивного действия.

Для диагностики уровня развития рефлексивной компетентности в соответствии с выделенными критериями (аксиологический, когнитивный, процессный) была разработана комплексная система, включающая следующие компоненты:

— определение мотивации к построению образовательного процесса на основе рефлексивной деятельности и уровня рефлексивности личности;

— определение уровня знаний о рефлексии и способах рефлексивной организации образовательного процесса;

— оценка применения рефлексивной компетентности в практических ситуациях.

Определяя уровни сформированности рефлексивной компетентности мы основываемся на исследованиях, в которых предлагается классификация сформированности того или иного ожидаемого результата образовательного процесса по трем уровням: начальный, достаточный и высокий [2,3]. Интегрируя опыт О.С.Анисимова, А.А.Деркача, В.В.Давыдова и др., мы определили содержание начального, достаточного и высокого уровней сформированности рефлексивной компетентности [4].

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Начальный уровень сформированности рефлексивной компетентности отличают следующие характеристики: отсутствие мотивации к овладению способами рефлексивной деятельности и применению их в профессиональной деятельности; зачастую недостаточное представление о рефлексии, рефлексивных процессах; в образовательном процессе педагог успешно действует в рамках имеющегося опыта, выполняет отработанную схему урока, в случае возникновения нетипичных ситуаций применение рефлексии эпизодическое.

Достаточный уровень характеризуют следующие особенности: педагог хорошо мотивирован для использования рефлексии в образовательном процессе, дальнейшего изучения возможностей ее использования; педагог имеет основные знания для использования рефлексии в профессиональной деятельности; в образовательном процессе педагог применяет рефлексию в случае возникновения проблемных ситуаций, несоответствия запланированных и полученных результатов деятельности.

Высокий уровень сформированности рефлексивной компетентности предусматривает следующие качества: педагог мотивирован на формирование не только личной рефлексивной компетентности, но и рефлексивной компетентности своих учеников; педагог хорошо владеет информацией о применений рефлексии и имеет способность к ее трансляции ученикам; образовательный процесс строится на основе рефлексии, педагог создает ситуации когда учащиеся становятся субъектами рефлексивного действия и сами организуют собственную рефлексивную деятельность.

Результаты формирующего исследования показали, что за время проведения эксперимента по реализации модели формирования рефлексивной компетентности аксиологичесий компонент повысился с начального до высокого уровня, когнитивный улучшился на 66,8%, процессный — на 74,08%. Зафиксированная

положительная динамика обусловлена применением разработанной нами модели формирования рефлексивной компетентности будущих педагогов по физической культуре на основе специального разработанного учебно-методического комплекса. Формирование составляющих рефлексивной компетентности в рамках модели в целом происходит хорошо. Уровень сформи-рованности рефлексивной компетентности — достаточный или выше достаточного.

1. См.: Быкасова Л.В. Учет акмеологических условий в формировании рефлексивной компетенции учителя — http://www.rusnauka.com/8._NPE_2007/Pedagogica/18760. doc.htm

2. Давыдов В. В. Содержание и строение учебной деятельности // Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С.145-162.

3. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2007. 352 с.

4. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии: Учеб. пособие. М.: «С.Е.Т.», 1995. 268 с.