Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ'

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
речевые навыки / тяжёлое нарушение речи / speech skills / severe speech impairment

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дормидонтова В.В., Адеева Т.Н.

в настоящее время невозможность пользоваться навыком речи, как основным средством коммуникации и не владение способами альтернативного межсоциального взаимодействия приводит к тому, что дети пытаются привлечь к себе внимание окружающих, как взрослых, так и сверстников, при помощи различных видов агрессии, или наоборот, демонстрируют вялость, инертность, речевой негативизм. Разнообразная картина первичных и вторичных проблем тормозят социализацию детей с ТНР. Такие дети постоянно нуждаются в помощи взрослого, затрудняются в решении доступных возрасту мыслительных задач, в объяснении причинно-следственных связей, недостаточно контролируют свое поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPEECH SKILLS IN CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS

currently, the inability to use speech skills as the main means of communication and lack of knowledge of alternative methods of intersocial interaction leads to the fact that children try to attract the attention of others, both adults and peers, with the help of various types of aggression, or vice versa, demonstrate lethargy, inertia, speech negativism. A diverse picture of primary and secondary problems inhibit the socialization of children with TNR. Such children constantly need the help of an adult, find it difficult to solve age-appropriate mental tasks, explain cause-and-effect relationships, and do not control their behavior enough.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

УДК 37

Дормидонтова В.В.

Институт педагогики и психологии, направление подготовки «Дефектология» Костромской государственный университет (г. Кострома, Россия)

Научный руководитель: Адеева Т.Н.

Костромской государственный университет (г. Кострома, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация: в настоящее время невозможность пользоваться навыком речи, как основным средством коммуникации и не владение способами альтернативного межсоциального взаимодействия приводит к тому, что дети пытаются привлечь к себе внимание окружающих, как взрослых, так и сверстников, при помощи различных видов агрессии, или наоборот, демонстрируют вялость, инертность, речевой негативизм.

Разнообразная картина первичных и вторичных проблем тормозят социализацию детей с ТНР.

Такие дети постоянно нуждаются в помощи взрослого, затрудняются в решении доступных возрасту мыслительных задач, в объяснении причинно-следственных связей, недостаточно контролируют свое поведение.

Ключевые слова: речевые навыки, тяжёлое нарушение речи.

Мышление и речь теснейшим образом связаны между собой. На определенном этапе развития ребенка мышление становится речевым, а речь разумной. Некоторые операции мышления связаны непосредственно с речью. Детям, страдающим тяжёлыми нарушениями речи, необходимо уделять

должное внимание формированию психических процессов, являющихся психологической базой речи.

Таким образом, процесс запуска речи и формирования речевых навыков у неговорящих детей и детей с тяжёлыми нарушениями речи будет реализовываться успешней, если будет предусматриваться создание специальных условий обучения, позволяющих учитывать образовательные потребности детей с нарушением речи, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Мы предлагаем программу по запуску речи и формированию речевых навыков с неговорящими детьми и детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

Предполагаемыми результатами программы по запуску речи и формированию речевых навыков с неговорящими детьми и детьми с тяжёлыми нарушениями речи будет являться:

1 Формирование у ребёнка невербальных форм коммуникации (умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть ему в глаза, выполнять предметно-игровые действия со взрослыми и сверстниками, простейшие поручения и просьбы);

2 Понимание и выполнение простых речевых инструкций;

3 Воспроизведение знакомых звукоподражаний, лепетных слов и усеченных фраз на основе подражания;

4 Использование в речи простых по слоговому составу слов;

5 Называние знакомых свойств и качеств предметов;

6 Использование в активной речи фразы из двух-трех слов.

7 Проявление речевой активности, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова;

8 Выражение желания с помощью простых просьб, обращений;

9 Понимание названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;

10 Ответ на простые вопросы, одним словом или двухсловной фразой.

Таким образом, необходимость разработки программы по запуску речи и формированию речевых навыков с неговорящими детьми и детьми с тяжёлыми нарушениями речи, имеет огромное значение в расширение у детей с ТНР пассивного и активного словарного запаса, формирование навыков монологической и диалогической речи, развитие слуховое внимания, памяти, словесно-логического мышления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

2. Нищева Н. В. Планирование коррекционно -развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

3. Нищева Н. В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 3 до 4 и с 4 до 5 лет). - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

4. Нищева Н. В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7лет). - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

Dormidontova V.V.

Kostroma State University (Kostroma, Russia)

Scientific advisor: Adeeva T.N.

Kostroma State University (Kostroma, Russia)

FORMATION OF SPEECH SKILLS IN CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS

Abstract: currently, the inability to use speech skills as the main means of communication and lack of knowledge of alternative methods of intersocial interaction leads to the fact that children try to attract the attention of others, both adults and peers, with the help of various types of aggression, or vice versa, demonstrate lethargy, inertia, speech negativism.

A diverse picture of primary and secondary problems inhibit the socialization of children with TNR.

Such children constantly need the help of an adult, find it difficult to solve age-appropriate mental tasks, explain cause-and-effect relationships, and do not control their behavior enough.

Keywords: speech skills, severe speech impairment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.