Научная статья на тему 'СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
Логопедия / дислалия / корригирующее образование / компетентностный подход / совокупный подход. / Speech therapy / dyslalia / corrective education / competency approach / cumulative approach.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобрышева Л.И.

В современной педагогической системе образования, конечно, существуют различные классификации методов обучения. Совокупность методов и приемов обучения в логопедической педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и конкретного ребенка, направленный на освоение им определенных знаний, умений, навыков. В логопедической работе используются наглядные, словесные и практические методы. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения. Совокупный метод подхода к формированию профессионального и эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, в настоящее время является актуальной проблемой формирования навыков звукобуквенного анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи. Актуальность данной статьи обусловлена тем, при обучении детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовании служит залогом успешного становления их учебной деятельности в школьном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобрышева Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SET OF METHODS AND TECHNIQUES OF SPEECH DEVELOPMENT IN PRESCHOOL EDUCATION

In the modern pedagogical system of education, of course, there are various classifications of teaching methods. A set of methods and techniques of teaching in speech science pedagogy is considered as a way of joint activity of a teacher and a specific child, aimed at mastering certain knowledge, skills and skills. Speech therapy uses visual, verbal and practical methods. The choice and use of a method is determined by the nature of the speech disturbance. The combined approach to the formation of professional and effective interaction with children with speech disorders is now an urgent problem in the formation of sound and letter analysis skills in preschoolers with general underdevelopment of speech. The relevance of this article is due to the fact that when teaching children with general underdevelopment of speech in preschool education, it is the key to the successful formation of their educational activities in school education.

Текст научной работы на тему «СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

PEDAGOGICAL SCIENCES

СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Бобрышева Л.И.

преподаватель логопед, МБДОУ д/с-к/№ 3 г. Кропоткин, РФ

A SET OF METHODS AND TECHNIQUES OF SPEECH DEVELOPMENT IN PRESCHOOL

EDUCATION

Bobrysheva L.

teacher speech therapist, MBDOU Kropotkin, RF

Аннотация

В современной педагогической системе образования, конечно, существуют различные классификации методов обучения. Совокупность методов и приемов обучения в логопедической педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и конкретного ребенка, направленный на освоение им определенных знаний, умений, навыков. В логопедической работе используются наглядные, словесные и практические методы. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения. Совокупный метод подхода к формированию профессионального и эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, в настоящее время является актуальной проблемой формирования навыков звукобуквенного анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Актуальность данной статьи обусловлена тем, при обучении детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовании служит залогом успешного становления их учебной деятельности в школьном обучении.

Abstract

In the modern pedagogical system of education, of course, there are various classifications of teaching methods. A set of methods and techniques of teaching in speech science pedagogy is considered as a way of joint activity of a teacher and a specific child, aimed at mastering certain knowledge, skills and skills. Speech therapy uses visual, verbal and practical methods. The choice and use of a method is determined by the nature of the speech disturbance. The combined approach to the formation of professional and effective interaction with children with speech disorders is now an urgent problem in the formation of sound and letter analysis skills in preschoolers with general underdevelopment of speech.

The relevance of this article is due to the fact that when teaching children with general underdevelopment of speech in preschool education, it is the key to the successful formation of their educational activities in school education.

Ключевые слова: Логопедия, дислалия, корригирующее образование, компетентностный подход, совокупный подход.

Keywords: Speech therapy, dyslalia, corrective education, competency approach, cumulative approach.

Компетентный совокупный подход обучения в логопедической педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и конкретного ребенка, направленный на освоение им определенных знаний, умений и навыков. Совокупность методов и приемов к формированию профессионального и эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, в настоящее время является актуальной проблемой формирования навыков звукобуквенного анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Актуальность данной статьи обусловлена тем, при обучении детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовании служит залогом успешного становления их учебной деятельности в школьном обучении. В современной педагогической системе, конечно, существуют различные классификации методов обучения. В логопедической работе используются наглядные, словесные и

практические методы. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого детского нарушения.

В современном менеджменте по кинестетическим ощущениям человек судит о работоспособности, утомлении, точности, скорости движения, о соответствии или несоответствии своих движений вызванных внешними или внутренними причинами или дислалией. Однако только при грамотном и эффективном обучении логопедической координации дети дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения требуют квалифицированной коррекци-онной работы для их преодоления.

Умение правильно говорить и выражать свою мысль выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития у детей, имеющих речевые нарушения. Упражнения в звуковом анализе и синтезе,

опирающиеся на четкие ощущения движения, положения частей собственного тела и прилагаемых мышечных усилий. Такие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что само по себе является базой для подготовки к эффективному и грамотному обучению в дальнейшей жизни ребенка.

Такую работу должен вести учитель - логопед, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только совокупное знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному логопедическому результату в коррекционной работе.

Звуковой анализ и синтез слогов и слов это еще один из этапов логопедической работы. И он вызывает наибольшие трудности в процессе обучения детей, а особенно детей с общим недоразвитием речи. Именно логопедическая координация речи создаёт в дальнейшем благоприятные условия для развития у таких детей следующих факторов:

- обучение состава слова;

- коррекция слова;

- компетенция слова;

- четкое отделение в словах одного звука от другого;

- установление последовательности слов и звуков:

- определение места каждого звука в слове и

др.

Однако не стоит и забывать о том, что компе-тентностный совокупный подход к логопедической координации речи у детей имеющих речевые нарушения, должно осуществляться под воздействием различных методов и принципов.

Метод обучения в логопедической педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и конкретного ребенка, направленный на освоение им определенных знаний, умений, навыков. В современной педагогической системе, конечно, существуют различные классификации методов обучения. В логопедической работе используются наглядные, словесные и практические методы. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, конкретного обучающегося и должны включать в себя следующее:

- содержание занятия;

- цели и задачи обучения;

- коррекционно-логопедическое воздействие;

- этапы работы;

- наглядные средства;

- возрастную периодизацию;

- индивидуальные особенности отдельного ребенка и др.

Совокупность методов и приемов в логопедической коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов.

Таким образом, можно сказать, что при применении методологической работы логопедическое

воздействие должно представлять собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания, системности и последовательности, сознательности и активности, индивидуального подхода.

В современной педагогике работа в дошкольном учреждении по устранению общего недоразвития речи осуществляется с 5 летнего возраста детей. Поскольку преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения письма должны осуществляться комплексно, поэтому целесообразно внедрять системно компетентностный совокупный логопедический дифференцированный подход к развитию координации речи и звукобуквенный анализ слов.

Такой дифференцированный подход должен осуществляться на основе учета:

- экологии региона,

- механизма рождения ребенка,

- симптоматики нарушения речи,

- структуры речевого дефекта,

- возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и др.

Только при совокупном дифференцированном подходе логопедическая работа будет не только компетентна в достижении положительных результатов по коррекции речевых расстройств, но и формирование личности обучающихся в целом.

Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения совокупной комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.

Комплексная работа логопеда и его воздействие на ребенка может дать успешную динамику его речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры.

Целенаправленные упражнения помогают мне подготовить артикуляционный аппарат ребёнка в пять лет к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения я подбираю, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в следующие комплексы:

1. Речевой комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

2. Неотъемлемая часть оздоровительного комплекса является дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки.

3. Развитие общей моторики способствует развитию речи.

4. В целях повышения эффективности кор-рекционной работы с детьми мною в процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики

5. В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи

6. На логопедических занятиях я использую релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство.

7. Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность. Примером может послужить дидактическая игра.

Дидактическая игра« Найти место звука в слове» (оборудование: индивидуальные карточки и кружочки синего (согласные) и красного (гласные) цвета)

Логопед: Найдите место звука А в слове (АИСТ, МАК, РОМА)

Дети: 1 ребёнок: В слове АИСТ - звук А стоит в начале слова.

Логопед: Отлично!

Дети: 2-ой ребёнок: В слове МАК - звук А стоит в середине слова.

Логопед: Отлично!

Дети: 3-тий ребёнок: В слове РОМА - звук А стоит в конце слова.

Логопед: Отлично! А теперь давайте поиграем в другую игру

Дидактическая игра «Разбери фонетически слово» (Оборудование: пособие к методике Журо-вой Л. Е. «ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ»).

Логопед: Разбираем слово ЛЕС.

Дети: 1 ребёнок: На первом месте, в начале, стоит звук ЛЬ - он согласный мягкий и поэтому изображаем его кружочком зелёного цвета.

Логопед: Правильно!

Дети: 2-ой ребёнок: На втором месте, в середине, стоит гласный Е - поэтому ставим красный кружок.

Логопед: Правильно!

Деи: 3-тий ребёнок: звук С - стоит на последнем месте, в конце, он согласный твёрдый - отображаем его кружком синего цвета. Логопед: Правильно!

Так же разбираем фонетически слова ДОМ, МАМА, ВЕСНА.

Логопед: А теперь физминутка. Координация речи с движением «Два прихлопа, три притопа»; пальчиковые гимнастики: «Ёжик»,«Бабушка и очки», «Белка», «Кошка и гусь», «Осьминог», «Возле дома.», «На скамейке». (Ткаченко «Мелкая моторика»).

Хорошо поработали! Молодцы ребята! А теперь игра «Раздели слова на слоги» (4-мя способами)

Каждый ребёнок придумывает слово и все его длят на слоги четырьмя способами. После, он говорит, сколько слогов в этом слове.

Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами будем читать по слогам. (Оборудование: слоговые карточки с картинками).

Каждый ребёнок по очереди читает по две карточки.

Логопед: Вы и с этим заданием справились отлично! Теперь игра «Найди каждому детёнышу свою маму» (Оборудование: карточки - картинки животных и их детёнышей).

Я раздаю детям по три карточки с изображением животных.

Дети: Поднимают руку и говорят «У меня!» («спрятался» тот или иной детёныш.) Произносят полное название детёныша. (Котёнок, щенок, ягнёнок, жеребёнок, телёнок, утёнок и т.д.)

Логопед: И так, вы сегодня хорошо потрудились.

Знаете термины (звук, буква, слог, слово, предложение, гласные, согласные -твёрдые и мягкие, звонкие и глухие) Умеете выполнять: -звукобуквенный анализ слогов, слов -определять место заданных звуков в словах -делить слова на слоги -составлять схемы предложений -определять количество звуков/ букв в словах -печатать и читать буквы, слоги, слова, предложения.

Логопед: До свидания! Дети: До свидания!

Все вышеперечисленные совокупные методы и приемы проводятся мной ежедневно, либо меняются в течение всей недели, что очень благоприятно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста.

В заключении можно сказать, что применение компетентностной совокупности методов и приемов в логопедической работе педагога-логопеда дошкольного обучения, предполагает не только социальную, педагогическую и психологическую значимость, но и сохранение общего здоровья детей страны.

Список литературы

1. А.М. Горчакова, Е.А. Чаладзе. Лингвистический материал как условие эффективной логопедической работы по преодолению моторной алалии // Специальное образование. 2019. № 3. С. 115-124.

2. А.Н. Трусихина Анализ формирования пространственного гнозиса у детей с моторной ала-лией [Текст]/ А.Н. Трусихина, З.В. Поливара // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. - 2016. - С. 263-268.

3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррек-ционная педагогика).

4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ:

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.1ЗВЧ 5-89814207-Х

5. Миноченкова И.Ю. Алалия. основные направления и содержание коррекционно-педаго-гической работы // Молодой ученый. 2016. № 9. С. 1149-1154.

6. Т.В. Дворникова. Логопедическая работа при алалии / Т.В. Дворникова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей; под ред. ре О. Г. Нугаева. - 2013. -С. 64-67.

7. Шаховская, С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией: Автореф. дис. канд. пед. наук [Текст]/ С.Н. Шаховская. - М., 1964. - 19 с.

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Буслова Е.В.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Костромской государственный университет (Кострома), доцент кафедры музыки, канд. пед. наук, доцент

Ахлестина А.Ю.,

Костромской государственный университет (Кострома), зав. кафедрой музыки, канд. пед. наук, доцент

Боброва Э.В.

Костромской государственный университет (Кострома), доцент кафедры музыки, канд. пед. наук, доцент

DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF MUSIC

TEACHERS AT THE UNIVERSITY

Buslova E.,

Kostroma State University (Kostroma) Associate Professor of the Department of Music

Akhlestina A., Kostroma State University (Kostroma) Head of the Department of Music Bobrova E.

Kostroma State University (Kostroma) Associate Professor of the Department of Music

Аннотация

Целью работы является анализ форм и методов, которые используются в подготовке будущих педагогов-музыкантов при изучении специальных музыкальных дисциплин, и описание их специфики. Сегодня претерпевает изменение не только содержание, но и форма передачи учебного музыкального материала в музыкально-образовательном процессе. В статье отмечены возможности применения дистанционных технологий в музыкально-педагогическом образовании. Обозначены основные проблемы, связанные с переводом образовательной деятельности университетов в дистанционный режим в период введения ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции. Дистанционное обучение, внедренное в образовательный процесс в области музыкального искусства, носит интегративный характер, объединяя традиционные методы обучения музыке и современные информационные и телекоммуникационные технологии. Расширение музыкального образовательного пространства, развитие возможностей широкого обмена информацией в сети Интернет позволяет разнообразить процесс профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов. Одной из важных задач дистанционного обучения является организация управляемой самостоятельной работы студентов преподавателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.