Учить общению можно лишь путём формирования и поддержания конкретного мотива общения, поэтому на занятиях должно быть мотивировано всё: и восприятие учебного материала, и переход от одной деятельности к другой, одного вида речевых упражнений к другим, определённой структурной единице занятия к последующей.
Умение работать с информацией на иностранном языке и способность применять это в своей практике является одним из наиболее важных качеств высококлассного специалиста.
Список литературы
1. Колкова М.К. Модернизация процесса обучения иностранным языкам в рамках стратегии модернизации образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе // Обучение иностранным языкам (отв. ред. М.К. Колкова). СПб. КАРО, 2003. 320 с.
2. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. 448 с.
3. Колшанский Г.В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения. ИЯШ. № 1, 1985. С. 10-14.
ФОРМИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Бозорова М.Ш.
Бозорова Муборак Шараповна - старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы о необходимости тщательного отбора языкового материала в процессе изучения иностранного языка, который представляет собой когнитивную, коммуникативную, профессиональную ценности, о важном педагогическом условии развития коммуникативных умений личности -моделировании реальных ситуаций общения, об особой роли формирования у студентов рациональных познавательных действий, о мотивационной направленности, интересе к научной деятельности, об укреплении составляющей мотивации как потребности, интересы, эмоции.
Ключевые слова: языковой материал, познавательная деятельность, когнитивная функция, коммуникативная ценность.
Как отмечается в государственном стандарте, содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано, с учетом специфики подготовки выпускников, и содействовать реализации задач профессионально -воспитательной деятельности.
Подготовка конкурентоспособного специалиста предполагает высокий уровень его общего развития, владение коммуникативными способностями, умение принимать самостоятельные решения, нестандартно мыслить и адаптироваться к изменяющимся социальным и экономическим условиям.
Практика преподавания иностранного языка (ИЯ) в неязыковом вузе показывает, что студенты с неизменным интересом относятся к истории, культуре, нравам, обычаям, традициям, укладу повседневной жизни других народов, увлечениям сверстников и т.д.
При этом необходимо тщательно отбирать языковой материал, который представлял бы собой когнитивную, коммуникативную, профессиональную ценности и укреплять все составляющее мотивации: потребности, интересы, эмоции, сами мотивы.
Успешность овладения иностранным языком в его когнитивной функции способствует использованию ИЯ для получения определенной информации (Интернет, корреспонденция, профессиональные источники и т.д.) делает данный язык незаменимым в познавательной деятельности обучающегося, вместе с тем сам ИЯ усиливает общую познавательную деятельность обучающихся, а, следовательно, повышается и мотивация изучения иностранного языка [2]. Стремление к познанию побуждается образовательными и профессиональными потребностями личности.
Специфика использования дискуссий, деловых игр на занятиях по иностранному языку предполагает развитие диалогических отношений, эмпатийно-рефлексивных процессов, осознание личностных ситуаций в общении - то есть способствует эффективному развитию коммуникативного потенциала. Здесь следует особо отметить, что самым важным педагогическим условием развития коммуникативных умений личности является моделирование реальных ситуаций общения и педагогического взаимодействия на принципах сотрудничества и диалога.
Особая роль в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе принадлежит формированию у студентов рациональных познавательных действий, позволяющих обеспечить усвоение учебного материала, раскрыть достаточно полно его сущность; выйти за рамки усвоенной информации; исключить любые перегрузки при использовании потенциальных возможностей логического мышления и памяти; способствовать возникновению твердой уверенности в том, что учебный материал должен быть усвоен, исходя из степени его сложности.
Сложность проблемы совершенствования обучения заключается в том, что для достижения наилучших результатов необходимо, чтобы все факторы, влияющие на эффективность учебного процесса, были подобраны исходя из анализа их влияния на уровень владения иностранным языком. Расхождения появляются на уровне А2-В1. В программе для неязыковых вузов именно на этом этапе начинается работа над текстами, ориентированными на специальность и, соответственно, над сложной грамматикой. На стадии работы над текстами по специальности большее внимание уделяется аналитическому и просмотровому чтению, развитию именно языковой компетенции, так как речь идёт о довольно сложных грамматических явлениях в текстах по специальности. Перенос центра тяжести на чтение и перевод даже несложной литературы по специальности может иметь и имеет следствием замедление в процессе совершенствования продуктивных навыков.
Аудиотексты, ориентированные на специальность, также, безусловно, более сложны для восприятия, работа над ними требует большего количества времени. Таким образом, начиная с III семестра, где была бы возможность дальнейшего совершенствования речевой/коммуникативной компетенции студентов, и, тем самым, возможность достижения уровня В1+, а достижение этого уровня не должно осуществляться за счёт снижения требований, касающихся работы со сложными текстами по специальности. Именно развитие этих компетенций, ориентированных на материал специальности, является конечной целью обучения иностранному языку.
Широкое привлечение студентов к развитию познавательных, навыков формируют не только навыки самостоятельного труда, повышают систематичность занятий, но повышают и корректируют мотивационную направленность, интерес к научной деятельности. Необходимо, чтобы материал, изучаемый на занятиях, был достаточно сложным, но доступным так, чтобы перед студентом стояла достаточно сложная, но решаемая проблема. Очень легкий материал для изучения или непостижимый по степени сложности будет для студентов неинтересным. Поэтому учебный материал рекомендуется отбирать на основе интересов студентов.
Если говорить о практических занятиях по иностранному языку, то здесь определяется удельный вес различных видов речевой деятельности, которые необходимо для овладения иностранным языком. Например, тексты можно подбирать страноведческого, историко-культурного характера, а также профессионально-ориентированные, например, в вузе экономического направления «Экономика Германии», «Банковская система» и т.д. Тогда каждый студент будет иметь возможность удовлетворить свои потребности, убедиться в практической значимости иностранного языка. Это фактор, сильно действующий на активизацию учебной деятельности студентов.
Принцип познавательной активности с точки зрения дидактики обусловливает систему требований к учебной деятельности студента и педагогической деятельности преподавателя. Активизация познавательной деятельности рассматривается как диалогизация обучения между преподавателем и студентом, что непосредственно является залогом успешной и плодотворной деятельности.
Мастерство преподавателя высшей школы заключается в том, чтобы удовлетворить пытливый ум студента, заставить действовать его, приобретая знания, но заставлять не насилием, а интересом, повышением любознательности. Любому человеку свойственна жажда действий не только физических, но и умственных. Необходимо включать студентов в процесс учебной деятельности как активных соучастников, а не пассивных слушателей. Такое занятие будет интересным и преподавателю, и студенту. «Сделать ученика внимательным - значит, прежде всего, организовать деятельность, которая от него требуется. Особенно это важно в случае восприятия. Ведь слушать учителя нужно уметь, чтобы извлечь содержание, узнать, понять. Доминирование сознания, единство деятельности и сознания требует осознания учащимися результата каждого отдельного этапа учебного действия» [1].
Активная деятельность студента рассматривается как стремление постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях, то наиболее важным для преподавателя будет выявление наиболее эффективных средств обучения и разработка системы способов и приемов, способствующих активизации учебной деятельности студентов.
Список литературы
1. Ксенофонтова А.Н. Проблемы речевой деятельности в речевом процессе. Учебное пособие к спецкурсу. - Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1995. 100 с.
2. Маслыко Е.А., Дичковская Л.Н. Педагогическое общение как предмет, способ и средство управления учебной деятельностью // Психолого-педагогические проблемы общения в профессиональной подготовке учителя. [Текст] / Е.А. Маслыко, Л.Н. Дичковская. Горький, 1989. С. 29-31.