Научная статья на тему 'Формирование рационального механизма прогнозирования и планирования развития учреждений профессионального образования региона'

Формирование рационального механизма прогнозирования и планирования развития учреждений профессионального образования региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование рационального механизма прогнозирования и планирования развития учреждений профессионального образования региона»

А. Л. КУРАКОВ

ФОРМИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА

Механизм, включающий элементы, функции планирования и прогнозирования социально-экономического развития региональных учреждений профессионального образования, представляет собой взаимодействие тех элементных составляющих, ресурсонаполнение которых позволит привести их в состояние целевой направленности, позволяющее достичь поставленных или необходимых экономических и социальных результатов. При этом важной задачей формирования механизма планирования и прогнозирования социально-экономического развития учреждений профессионального образования региона (республики - субъекта федерации) являются определение состава основных и вспомогательных элементов, выбор из них наиболее действенных и направленных на достижение поставленной цели, необходимых экономических и социальных результатов.

Другой задачей является соединение в процессе взаимодействия элементов функций планирования и прогнозирования, чтобы особенности каждого из элементов в существенной степени не влияли на формирование достаточно высокого уровня рационализации взаимодействия для достижения необходимого (установленного) экономического или социального результата.

Вместе с этим вполне правомерна постановка вопросов вообще о целесообразности создания механизма рационального взаимодействия элементов функций планирования и прогнозирования социально-экономического развития учреждений профессионального образования. Что дает субъекту управления текущим функционированием и перспективным развитием данный механизм? Реально ли посредством данного механизма повышать уровень объективности, а вместе с этим значимость необходимых (устанавливаемых) экономических, социальных и иных результатов развития учреждений профессионального образования? Каким образом рационализировать взаимодействие элементов данного механизма?

Такого рода постановка вопросов вызвана тем, что в деятельности учреждений начального, среднего специального и высшего профессионального образования действует механизм нормативно-правового регламентирования процессом управления системой образования, предусматривающий: подлежащие ведению органов управления государственной власти, местного самоуправления, учреждений и управление образованием правовое и иное регулирование, рационализацию отношений в области образования в пределах своей компетенции; порядок создания и регламентации деятельности государственного и частного образовательного учреждения.

Однако в действующем механизме управления образовательным процессом профессиональных учебных заведений не определены ни элементы взаимодействия для достижения установленных (необходимых) результатов деятельности образовательных организационно-правовых структур, ни технологическая последовательность или совместное функционирование элементного состава, ресур-сообеспечение которого выступает основой повышения уровня управляемости и объемов оказания услуг профессиональных учебных заведений.

Автор считает, что необходимость создания действенного механизма управления, а также механизма планирования и прогнозирования социально-экономи-

ческого развития раскрывает перед субъектом управления профессиональным образовательным учреждением реальные возможности предусматривать различные варианты развития образовательного процесса на основе как действующих тенденций экономического, финансового и социального характера и располагаемых трудовых, материально-технических, финансовых и информационных ресурсов, так и влияния факторов внешней и внутренней сред в неопределенном времени на профессиональное учебное заведение.

Кроме того, формирование и реализация механизма прогнозирования и планирования социально-экономического развития региональных профессиональных учебных заведений определяют возможность планомерного и на необходимом уровне объективности установления равновесного состояния спроса и предложения на образовательные услуги, а также на квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего и высшего звена на рынке труда.

Вместе с этим следует отметить то, что механизм реализации одной или нескольких функций управления является детальным и более конкретизированным, чем механизм всего комплекса управленческих воздействий. При этом последовательность предпринимаемых мер и действий по достижению, например, равновесности спроса и предложения на рынке образовательных услуг (рыночный сегмент профессиональных образовательных услуг) позволяет разноуровневым органам планирования развития образовательного процесса профессиональных учебных заведений определить сроки и объемы необходимых ресурсов для достижения тех размеров образовательных услуг, которые не только востребованы рынком в силу их высокого качества оказания и престижности учебного заведения, но и необходимы для приведения в равновесное состояние рынка труда квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего и высшего звена [1].

Рационализация взаимодействия элементных составляющих механизма планирования и прогнозирования социально-экономического развития учреждений профессионального образования в сравнении с общим механизмом управления заключается в том, что по каждому из элементов исследуются условия функционирования и его возможности целенаправленно влиять на достижение поставленных экономических, социальных и иных результатов. Кроме того, должны быть определены различные сочетания использования элементов или их индивидуальное применение в формируемом механизме планирования и прогнозирования социально-экономического развития профессионального учебного заведения.

Как нам представляется, для механизма реализации одной или нескольких функций управления развитием профессиональным заведением немаловажны результаты анализа каждой целевой функциональной направленности, установление рационального взаимодействия с другими функциями управления и элементными составляющими формируемого механизма на принципах и условиях, содействующих росту экономических и социальных результатов перспективного развития учреждений профессионального образования.

В целом формирование рационально функционирующего механизма планирования и прогнозирования перспективного социально-экономического развития профессиональных региональных учебных заведений является необходимым комплексом мер, направленных на обоснование достижения устанавливаемых результатов развития профессиональных учебных заведений на критериальноцелевом уровне, обеспечивающем минимизацию ресурсопотребления при получении наибольших объемов оказания образовательных услуг потребителям.

Основными элементами в механизме планирования и прогнозирования социально-экономического развития профессиональных учебных заведений, на

наш взгляд, могут выступать методы, способы, меры, стратегии и регламентированные законом «Об образовании» уровни компетенции различных органов планирования текущей деятельности и перспективного развития учреждений профессионального образования. Методами планирования при этом могут быть балансовые, нормативные, эталонные и оптимальные. Прогнозирование во взаимосвязи с планированием может быть реализовано как функция управления на основе экономико-математических и экспертных методов.

Способы, выступающие элементными составляющими и одновременно инструментарием повышения точности и значимости результатов плановорасчетных обоснований, оценок прогноза достижения результатов перспективного развития, для формируемого механизма могут принимать аналитический, имитационный, реинжиниринговый характер. Реализуемые меры в рамках рационального механизма планирования и прогнозирования социально-экономического развития региональных учреждений профессионального образования могут иметь характер экономического, социального, инновационного, финансового, маркетингового и иного воздействия.

Взаимодействующие стратегии (обобщающая и частные (индивидуальные, функциональные)) совместно с предпринимаемыми мерами, наполняющими функцию планирования, формирующими прогнозное уравнение, экспертные оценки экономического, социального и иного характера, методами и способами, в соответствии с нашими представлениями, в составе рационального механизма планирования и прогнозирования решают проблемы нейтрализации, локализации и нивелирования существенных влияний нестабильной внешней и внутренней сред с целью достижения установленных или необходимых экономических и социальных результатов развития региональных учреждений профессионального образования.

Уровни компетенции непосредственно самого образовательного учреждения, федеральных, региональных, муниципальных органов планирования и прогнозирования в определенной степени взаимодействуют с элементными составляющими формируемого механизма, в то же время выступают самостоятельными нормативно-правовыми регламентациями органов социально-экономического планирования и прогнозирования развития учреждений начального, среднего специального и высшего профессионального образования в области ведения и реализации основных направлений повышения результативности образовательного процесса профессиональных учебных заведений [2].

Балансовый метод планирования текущего функционирования и перспективного развития учреждений профессионального образования предусматривает соответствие ресурсного (трудового, финансового, материально-технического, информационного) обеспечения образовательного процесса, направленного на оказание определенного объема образовательных услуг, качество которых отвечает требованиям государственного стандарта, запросам потребителей.

Приведение растущего спроса на образовательные услуги профессиональных учебных заведений в равновесное состояние с предложением неразрывно связано с использованием балансового метода планирования социально-экономического развития профессиональных учебных заведений, предусматривающего поступление и расходование одного и того же количества денежных средств, материальных элементов оборотных средств, основных фондов (баланс доходов и расходов, баланс основных средств, материальных баланс, финансовых баланс).

Нормативный метод планово-расчетных обоснований экономического развития профессиональных учебных заведений в процессе своего использования

должен опираться на широкую базу норм (максимально допустимых затрат живого и овеществленного труда на оказание конкретной услуги, производство единицы продукции) и нормативов (показателей, характеризующих расход средств производства на единицу объема, массы, площади), устанавливаемых в учреждениях профессионального образования исходя из сложившихся социально-экономических, учебно-методических и иных условий функционирования.

Устанавливаемые и соблюдаемые нормы и нормативы при осуществлении образовательного процесса позволяют снижать темпы роста затрат, идущих на потребление трудовых, материально-технических, финансовых и информационных ресурсов, повышать в целом эффективность ресурсопотребления. Нормативный метод перспективного планирования и прогнозирования социальноэкономического развития учреждений профессионального образования дополняет балансовый метод и тесно взаимосвязан с ним, так как нормирование всех видов используемых ресурсов в деятельности профессионального учебного заведения приводит не только к их экономии, но и к приведению в балансовое соответствие располагаемых ресурсов и оказываемого объема образовательных услуг.

Оптимальный метод планирования текущей деятельности и перспективного развития учреждения профессионального образования предусматривает построение экономико-математической модели линейного программирования с целевой функцией на минимизацию затрат или максимизацию стоимостного объема оказываемых потребителям образовательных услуг в условиях действующих норм и нормативов потребления основных фондов, материальных элементов оборотных средств, труда работников.

Составленная оптимальная модель позволяет органу планирования развития учреждения профессионального образования учесть в приоритетном порядке наиболее экономически выгодные образовательные услуги, вошедшие в оптимальный план, а также те образовательные услуги, которые при введении их в оптимальный план, снижают его экономические результаты.

Кроме того, создаваемая оптимальная экономико-математическая модель достижения наибольших экономических результатов и минимальных затрат на ресурсопотребление в профессиональном учебном заведении в количественной форме предоставляет информацию плановому органу образовательного учреждения, например, об использовании его основных фондов (аудиторных помещений, технических средств обучения) в форме двойственного решения задачи линейного программирования.

Однако формирование оптимального плана текущего функционирования и перспективного развития учреждений профессионального образования выступает для субъекта планирования тем информационным источником, который предоставляет возможность принимать те или иные решения об исключении из него экономически невыгодных услуг, оказываемых потребителям и, наоборот, о включении новых, наукоемких образовательных услуг или о расширении ряда тех услуг, которые в существенной мере увеличивают стоимостной объем оказываемых услуг.

В то же время оптимальный план в случае изменений состава оказываемых услуг или ресурсных составляющих должен быть вновь предоставлен в виде итоговой итерации, которая также укажет на приоритетность и экономическую целесообразность включения в него соответствующих видов образовательных услуг, ресурсов. Последующее преобразование оптимального плана также потребуют новых итерационных решений.

В целом метод оптимального планирования для использования в деятельности учреждений профессионального образования необходим во взаимосвязи

с нормативным и балансовым методами в целях повышения экономической результативности образовательной деятельности и использования возможности диверсифицированного подхода к оказанию образовательных услуг на экономически выгодной основе.

Эталонный (бенчмаркинговый) метод планирования, на наш взгляд, может быть применен в деятельности учреждений профессионального образования как укрупненный, предварительно устанавливающий возможность достижения экономических, социальных и иных результатов, эффективности использования ресурсов исходя из опыта ретроспективного развития аналогичного учреждения профессионального образования. Использование данного метода в механизме планирования и прогнозирования социально-экономического развития учреждений профессионального образования региона может быть разовым, индивидуальным в условиях принятия планово-расчетных решений о достижении экономических результатов в перспективном периоде времени на сегменте рынка конкурирующих профессиональных участников по оказанию образовательных услуг.

Методы создания значимых и адекватных реальным условиям прогностических моделей в рамках рационального взаимодействия элементов механизма планирования и прогнозирования социально-экономического развития учреждений профессионального образования при наличии репрезентативной выборки (динамического или статического ряда) могут иметь широкий диапазон экономико-математического моделирования, начиная от таких простейших прогностических моделей, как метод скользящей средней, среднего абсолютного прироста, и завершая созданием прогностического уравнения тренда (парное регрессионное уравнением, в котором фактор - аргумент - время), множественного (линейного, степенного) корреляционно-регрессионного уравнения, где функция и факторы аргументы являются результатом прогноза простейших экономико-математических методов [3].

Применение экспертных методов прогноза экономического развития учреждений профессионального образования целесообразно в том случае, когда отчетные или статистические данные по экономическим показателям деятельности отсутствуют или их недостаточно для формирования представительной (репрезентативной) выборки и создания прогностической модели. Поэтому оценки опытных экспертов-специалистов в области профессионального образования (его таких отдельных видов, как начальное, среднее специальное и высшее) становятся основной для установления количественно выраженных показателей экономического развития учреждений профессионального образования.

Рациональное взаимодействие способов планово-расчетных обоснований среднесрочного развития профессиональных учебных заведений в формируемом механизме планирования и прогнозирования может быть достигнуто как между собой, так и с другими элементными составляющими данного механизма. При этом использование аналитического, имитационного и реинжинирингового способов планово-расчетных обоснований достижения учреждениями профессионального образования высоких экономических и социальных результатов может быть как индивидуальным, обособленным, так и совместным. Аналитический способ в данном случае является тем универсальным инструментарием в процессе планирования и прогнозирования социально-экономического развития профессиональных учебных заведений, с помощью которого достигаются количественные интерпретации, а также повышение объективности и значимости системы планирования и прогнозирования.

Литература

1. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / Под ред. А.П Егоршина. Н. Новгород: НИМБ, 2001.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: МП Новая школа, 1992.

3. Смирнов С.Б. Анализ, планирование и прогнозирование развития высших учебных заведений Российской Федерации. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.

КУРАКОВ АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ родился в 1982 г. Окончил Чувашский государственный университет. Кандидат экономических наук, докторант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. Старший научный сотрудник Чувашского университета. Автор более 80 научных работ, в том числе 6 монографий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.