Научная статья на тему 'Направления развития системы управления деятельностью учреждений дополнительного образования'

Направления развития системы управления деятельностью учреждений дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления развития системы управления деятельностью учреждений дополнительного образования»

В.В. ЛЕБЕДЕВ

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основные направления рационализации функционирования системы управления социально-экономическим развитием учебных заведений дополнительного образования должны устанавливаться в соответствии с целевой ориентацией системы на достижение того прироста уровня управляемости учебным заведением, который соответствует активному взаимодействию ресурсных элементных составляющих и осуществляемым воздействиям субъекта управления учебным заведением на образовательный процесс посредством функций, методов, способов, комплексных мер и стратегий системы управления.

Кроме того, планово-расчетная экономическая и социальная результативность функционирующей системы управления и в целом учреждения дополнительного образования может быть достигнута в текущем и перспективном периодах времени в том случае, если интенсивность использования всех видов ресурсов, повышение уровня инновационности и качества образовательных услуг учебного заведения дополнительного образования осуществляются на основе совершенствуемых технологий управления, рационализируемой организационной структуры [2].

Одним из доминирующих направлений рационализации функционирования системы управления развитием учреждений дополнительного образования выступает развитие финансирования учебных заведений, обеспечивающего не только объемы оказания образовательных услуг, востребованных потребителями, но и их качество, основные параметры которого должны соответствовать высокому уровню мировых конкурентоспособных услуг.

Развитие финансового менеджмента в учебных заведениях дополнительного образования, на наш взгляд, должно быть направлено на решение таких задач, как:

- устранение значительного недостатка в объеме оперативной информации о финансовых операциях, так как осуществление финансового (бухгалтерского) учета выступает необходимой, но только лишь констатацией состоявшихся операций, не позволяющих в период учета изменить влияние негативных факторов на размеры финансового обеспечения деятельности учебного заведения;

- переподчинение действующего бухгалтерского учета целям налогообложения, так как в настоящее время система бухгалтерского учета приводит к искажению соотношения доходов и расходов учебного заведения, обложению налогами фиктивной прибыли, лишает права самостоятельного отнесения расходов на единовременные капитальные затраты и текущие расходы, расходы будущих и текущих периодов;

- наделение планово-экономических, финансовых функциональных подразделений, субъекта управления учебным заведением дополнительного образования такой совокупностью полномочий в рамках устанавливаемых полномочий, которые не допускали бы дублирования управленческих воздействий на образовательный процесс, а также неисполнения ответственных поручений, распоряжений, сложных интеллектуальных, инновационных работ, инвестиционных проектов;

- организация и планирование объемов многоканального и многоуровневого финансирования учреждения дополнительного образования на основе повышения объема знаний и умений, навыков, профессионального мастерства руководителей учебного заведения;

- повышение степени ответственности менеджеров среднего и высшего звена учебного заведения перед учредителями и разноуровневыми органами управления учреждениями дополнительного образования за результаты наступивших последствий принимаемых экономико-организационных, финансовоинвестиционных, маркетинговых и иных решений;

- создание механизма нормативно-правового регламентирования права собственности на имущество образовательного учреждения, приобретенного от внебюджетной деятельности, так как Бюджетный кодекс РФ содержит положение о том (п. 1, ст. 51), что неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, а также доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении государственный органов управления (в то время как Гражданский кодекс предусматривает вещное право бюджетного учреждения на самостоятельное распоряжение имуществом, полученным от предпринимательской деятельности, а Закон Российской Федерации «Об образовании» регламентирует положение (п. 7, ст. 39) о праве собственности бюджетного учреждения на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, продукты интеллектуального руда, доходы от предпринимательской деятельности и объекты собственности, приобретенные на эти доходы);

- рационализация структуры затрат на осуществление образовательного процесса посредством создания норм и нормативов потребления ресурсов, финансового обеспечения деятельности учреждения дополнительного образования.

Направлением совершенствования выполнения образовательного процесса выступают внедрение и эффективное использование компьютеров в планировании, программировании, организации и регулировании процесса оказания образовательных услуг потребителям. При этом объективное текущее и среднесрочное планирование в сочетании с программированием деятельности нуждается в значительном объеме достоверной информации, источниками которой выступают отчетные данные об успеваемости, числе отличников, сведения о социальном устройстве выпускников, поступлении выпускников в другие учебные заведения, педагогическом составе, созданных новшествах технологического характера для учебного процесса, учебно-методического комплекса [3].

Оперативный сбор, обобщение, систематизация информации и доведение ее до субъекта управления в процессе оказания образовательных услуг возможны в условиях компьютеризации управления, использующих новейшие информационные технологии. При этом компьютеризация должна стать неотъемлемым информационно-технологическим инструментом в таких видах деятельности, как учебная, педагогическая, управленческая и обслуживающая образовательный процесс.

Повышение уровня организации учебного процесса и качества оказания образовательных услуг учебного заведения на базе использования компьютерных и информационных технологий в педагогической деятельности возможно посредством роста степени информационности учебно-методического материала, наглядности процесса оказания образовательных услуг, систематизации методических положений тренинга, повышения уровня контроля знаний, умений и навыков, развития психолого-педагогического мониторинга успеваемости и поведения обучающихся.

Направлением повышения экономической и социальной результативности, эффективности функционирования системы управления развитием учебных заведений дополнительного образования выступают создание и внедрение компьютерного программного комплекса «Управление образовательным учреждением», ориентиро-

ванного субъектом управления процессом оказания образовательных услуг на автоматизированное управление персоналом и контингентом обучающихся (личные карточки, дела преподавателей, обслуживающего персонала, определение уровня текучести кадров, прогнозирование достижения устанавливаемых стоимостных объемов результатов деятельности учреждения дополнительного образования в перспективном периоде времени, составление и анализ форм отчетности учебного заведения). Для обслуживающего учебный процесс персонала учреждения дополнительного образования применение автоматизированного программного комплекса «Управление образовательным учреждением» позволит оперативно и качественно осуществлять сбор, хранение, передачу, обработку и анализ внешней и внутренней информации на высоком уровне качества и своевременного предоставления.

Привлекательным с экономической и социальной точек зрения выступает направление рационализации системы разноуровневого управления учреждениями дополнительного образования, позволяющее в среднесрочном периоде их социально-экономического развития превратить учебные заведения в один из действенных факторов повышения темпов экономического роста, усиления мотивации персонала хозяйствующих субъектов производственной и социальной сферы к высокопроизводительному труду, выпуску качественной продукции, оказанию услуг, развитию взаимовыгодных отношений производителя продукции, услуг и потребителя. При этом система разноуровневого управления текущей деятельностью и перспективным развитием учреждений дополнительного образования должна основываться на опережающем, инновационном характере содержания обучения, учебно-методического комплекса, на ориентации подготовки специалиста высококвалифицированного уровня и профессионального мастерства, индивидуализации учебного процесса, гуманизации и демократизации образовательного процесса.

Ориентация в системе управления развитием учреждений дополнительного образования на эффективное использование учебно-методического, научно-инновационного потенциалов учебного заведения должна быть связана с теми формами и образовательными видами деятельности, в которых имеются предпосылки для достижения наибольших, прежде всего экономических, результатов, что может обеспечить значительные результаты деятельности всего комплекса повышения квалификации и переподготовки руководителей хозяйствующих субъектов и специалистов на различных уровнях управления образовательными процессами.

Вместе с тем повышение экономической и социальной результативности функционирования системы управления развитием учреждений дополнительного образования в финансовом, социальном, структурно-организационном отношении должно быть ориентировано в текущем и перспективном периодах времени на оптимизацию динамики в сфере занятости граждан, развитие рынков труда и образовательных услуг [1].

Поэтому федеральная сеть учреждений дополнительного образования (государственных и частных) в настоящее время испытывает необходимость решения ряда актуальных, экономически и социально значимых задач, в постановке которых должен быть включен последовательный переход от дискретной к самонастраивающейся системе непрерывного образования. При этом в системе управления образовательным процессом учреждений дополнительного образования принцип непрерывности потребления образовательных услуг может быть успешно реализован в учебных заведениях высшего образования, имеющих в своем составе такие виды деятельности, как подготовка специалистов высшей квалификации, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров на факультетах, курсах, специализированных центрах.

Целевая направленность системы управления социально-экономическим развитием учреждений дополнительного образования в текущем и перспективном периодах времени должна удовлетворять условиям: формирования, стимулирования и удовлетворения потребностей в повышении квалификации и профессиональной переподготовке кадров; насыщения рынка труда специалистами высокой квалификации и профессионального мастерства; обеспечения социальной защищенности и занятости специалистов среднего и высшего звена; приведения профессионального потенциала специалистов к мировому уровню; роста, совместно с другими ступенями профессионального образования, совокупного интеллектуального и научно-инновационного потенциала народного хозяйства, регионов, отраслей и отдельных хозяйствующих субъектов.

Соблюдение указанных выше условий рационализации элементного взаимодействия системы управления социально-экономическим развитием учреждений дополнительного образования требует единства фундаментальных исследований и прикладных разработок, основных теоретических положений, составляющих основу профессиональных знаний, мастерства специалистов, квалифицированных рабочих и служащих, ориентирующих их на дифференциацию широких подходов к постановке и решению современных задач достижения высоких темпов экономического роста, повышения качества продукции, оказываемых потребителям услуг, эффективности использования ресурсов.

Кроме того, элементное взаимодействие системы управления процессом дополнительного образования в текущем и перспективном периодах времени должно обеспечивать высокий инновационный и инвестиционный уровень обновления технологии и техники обучения, многообразие, вариативность и мобильность учебных планов и программ, оперативной реакции субъекта управления учреждением дополнительного образования на изменения конъюнктуры рынков труда и образовательных услуг.

В то же время обобщающая проблема повышения экономической и социальной результативности, эффективности функционирования системы управления развитием учреждений дополнительного образования требует решения ряда таких частных задач, как: создание механизма реализации нормативно-правовых положений о бюджетной, социальной и налоговой поддержке учреждений дополнительного образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; организация и планирование образовательного процесса учебных заведений в соответствии со складывающимся спросом на рынках труда, образовательных услуг, товаров; увеличение тесноты связи содержания обучения квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего и высшего звена с их практическими потребностями; приближение процесса обучения студентов, слушателей к конкретному рабочему месту посредством пересмотра ряда положений учебнометодического комплекса, применения новых обучающих и информационных технологий в образовательном процессе.

Разноуровневая система управления развитием учреждений дополнительного образования в настоящее время нуждается в разработке и использовании нормативно-правовых положений регламентации текущей деятельности учреждений дополнительного образования на основе механизма, который не только бы содействовал стремлению учреждений дополнительного образования достигать плановорасчетных экономических и социальных результатов в условиях влияния негативных факторов внешней среды на осуществление процесса оказания образовательных услуг потребителям, но и устранял бы существующие несоответствия ряда положений Закона Российской Федерации «Об образовании» с налоговым и граждан-

ским законодательством. Так, например, существуют несогласования в указанных нормативно-правовых актах, приводящие к тому, что аренда помещений для проведения образовательного процесса может быть оформлена негосударственным образовательным учреждением при наличии лицензии, а для получения лицензии, в соответствии с законодательными положениями, необходим сам договор аренды.

В настоящее время в системе разноуровневого управления развитием учреждений дополнительного образования необходимы: рационально функционирующий механизм аккредитации учреждений дополнительного образования, осуществляющих учебные программы профессиональной переподготовки кадров; нормативноправовые акты и организационный механизм поддержки и содействия социальноэкономическому развитию учреждений дополнительного образования, реализующих программы повышения квалификации специалистов; государственные образовательные стандарты для дополнительного образования, имеющие инструментальнотехнологическую структуру, включающую для каждой ступени обучения нормы финансирования, материально-технического, квалификационного обеспечения образовательного процесса с целевой ориентацией на повышение качества образовательных услуг и темпов экономического роста учебного заведения.

Рационализация системы управления текущей деятельностью и перспективным развитием учебных заведений дополнительного образования должна завершаться достижением одного из основных показателей результативности ее функционирования - высокого качества оказания образовательных услуг. При этом качественный уровень образовательных услуг должен устанавливаться, во-первых, соответствием обязательного минимума содержания образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) государственным образовательным стандартам, во-вторых, удовлетворением спроса и предпочтения потребителя на образовательные услуги.

Разработка новых государственных образовательных стандартов для программ обучения является необходимым условием не только для формулирования перспективной и стратегической целевой ориентации учебного заведения дополнительного образования на достижение наибольших экономических и социальных результатов, эффективности ресурсопотребления, но и для системной (обобщающей) оценки качества образовательных услуг и в целом деятельности учебного заведения, осуществления мониторинга качества оказываемых образовательных услуг.

Литература

1. Колесникова С.А. Управление процессом инвестирования социальной сферы в условиях рыночной экономики: Препринт / С.А. Колесникова. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.

2. Федоров Н.В. Система стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития регионов Российской Федерации / Н.В. Федоров. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.

3. Щербина В.М. Планирование деятельности образовательных учреждений / В.М. Щербина // Вопросы совершенствования социально-экономических отношений в условиях рынка: межвузовский сборник научных трудов. М.: Вуз и школа, 2003. С. 309-312.

ЛЕБЕДЕВ ВЯЧЕСЛАВ ВИКТОРОВИЧ - соискатель ученой степени кандидата экономических наук Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.