АЛ. КУРАКОВ
СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА
В экономической литературе понятие «стратегия» в рамках управления социально-экономическим развитием хозяйствующего субъекта рядом авторов ассоциируется с обобщающей моделью действий, необходимых для достижения поставленных целей посредством координации и распределения ресурсов организационно-правовой структуры [3]. Такого рода определение стратегии не может на должном объективном уровне характеризовать ее функциональную направленность, представлять исчерпывающую фундаментальную основу ее сущности. Это связано с тем, что модель действий по соблюдению (или установлению) целевой ориентации на достижение максимальных экономических результатов в условиях влияния факторов нестабильной внешней среды сама по себе не выражена конкретными границами и ее содержательным наполнением.
Даже в том случае, когда модель действий по достижению поставленных субъектом управления профессиональным учебным заведением целей конкретизирована в своем элементном содержании (например, посредством выполнения последовательных технологических процедур, правил и этапов ее формирования) она не может представлять собой стратегию, в содержательную характеристику которой, на наш взгляд, следовало бы включить целевую ориентацию на достижение необходимых (желаемых) экономических результатов, так как «обобщающая модель действий» не может представлять ни стратегическое ориентирование профессионального учебного заведения, ни рациональное использование ресурсного потенциала учреждения профессионального образования, обусловленное спецификой и технологией реализации стратегии социально-экономического развития объекта управления в перспективном периоде времени.
Понятие «стратегия» в соединении с целевой ориентацией на перспективное социально-экономическое развитие учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования может быть представлено как выполнение субъектом перспективного и стратегического управления развитием учебных заведений профессионального образования установленных и вводимых, исходя из специфики деятельности системы профессионального образования, технологических процедур, правил, поэтапных работ, направленных на идентификацию развития в средне-, долгосрочном (перспективном) периоде времени основных экономических и социальных процессов, явлений в соответствии с логикой и содержанием целевой стратегии субъекта стратегического управления на достижение необходимых (желаемых) экономических и социальных результатов.
Формирование стратегии социально-экономического развития профессионального образования региона, так же как и отдельного профессионального учебного заведения, на наш взгляд, следует подчинять не только ее логиковербальному содержанию, выступающему целевой ресурсообеспеченной ориентацией объекта профессионального образования на достижение высоких экономических и социальных результатов в перспективном периоде времени, но и выделению в ее рамках обобщающей (базовой) и функциональных стратегий.
Взаимодействие и индивидуальная направленность на социально-экономическое развитие профессионального образования региона в обобщающей и частных стратегиях заключается в том, что каждая из них является элементом механизма стратегического развития, а индивидуальность и комплексность влияния на учреждение профессионального образования состоят в содержательности и предназначении каждой из стратегий.
Так, например, обобщающая стратегия соединяет в себе все направления развития объекта управления, перспективного планирования: как экономическое и социальное, так и инновационное, структурно-организационное, финансово-инвестиционное, маркетинговое. Такого рода обобщающее единство всех характеристик и направлений перспективного развития профессиональных учебных заведений региона в одной из стратегий необходимо для определения системного (всестороннего) характера действия реализуемой общей стратегической направленности развития, адекватного комплексу тех предпринимаемых субъектом управления мер на ресурсообеспеченной основе, которые в условиях существенных изменений внешней и внутренних среды сохраняют темпы экономического роста системы профессионального образования, положительных изменений в протекании образовательного процесса, занятии и удержании соответствующего сегмента рынка образовательных услуг.
Вместе с тем обобщающая стратегия управления перспективным развитием учреждений профессионального образования региона (республики - субъекта федерации) необходима и для того, чтобы в интегрированном виде выразить общую направленность конкретных мер и действий субъекта стратегического управления, в соответствие с которой элементное взаимодействие создаваемой модели стратегической ориентации должно быть представлено как рациональное, качественными и количественными результатами развития соответствующее поставленной для достижения стратегической цели.
В то же время важно отметить то, что формирование всесторонне обоснованной обобщающей стратегии управления развитием учреждений профессионального образования как единого вектора разнонаправленных воздействий на объект стратегического управления с целью его противостояния негативным факторам влияния внешней и внутренней среды, в неопределенном времени представляется труднопреодолимой проблемой. Еще большие сложности возникают в процессе реализации обобщающей стратегии, основные количественные и качественные параметры которой, идентифицируемые с достижением результатов развития учреждений профессионального образования, соответствуют стратегической целевой ориентации (стратегической цели).
Такая обобщающая стратегия для регионального комплекса учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования должна быть сформулирована на логико-вербальной основе с обобщающей и одновременно критериальной ориентацией на достижение необходимой результативности и взаимоувязана с социально-экономическим развитием региона.
Одним из вариантов генерируемой менеджерами профессиональных учебных заведений региона формулировки обобщающей стратегии могло бы стать ее определение безотносительно учета демографической, инновационной, природной специфики деятельности учреждений профессионального образования в том или ином субъекте Российской Федерации.
Обобщающей стратегией объединенных региональным единством начальных, средних и высших профессиональных учебных заведений может выступать достижение высокого уровня конкурентоспособности оказания образовательных услуг, в целом системы профессионального образования, доступности для потребителей данных услуг, равновесности спроса и предложения в условиях многоканального и разноуровневого финансирования, эффективного ресурсопотребления, существенного влияния в неопределенном времени факторов нестабильной внешней среды.
Кроме того, формулирование обобщающей стратегии управления средне-, долгосрочным развитием профессионального образования региона может быть дополнено или выражено обобщающими (интегральными) характеристиками экономического, инновационного, маркетингового характера, выступающими соответствующими ориентирами на достижение желаемой и ресурсообеспеченной результативности.
Так, например, обобщающая экономическая ориентация развития профессионального образования региона может быть выражена устойчивой динамикой роста объема оказания образовательных услуг при снижающихся темпах увеличения затрат на ресурсопотребление в условиях нормативноправового обеспечения протекания образовательного процесса, повышения степени налоговой и инвестиционной привлекательности региона, его системы профессионального образования.
Основным инструментарием достижения поставленных перед профессиональными учебными заведениями ориентиров результативности в перспективном периоде времени выступают функциональные (частные) стратегии. Сущностное представление о данном виде стратегий в экономической литературе у ряда автором различное. Так, например, отдельные стратегии, которые можно считать частными (функциональными), индивидуализированными на достижение конкретных экономических, инновационных, организационных, финансовых результатов, в экономической литературе рядом автором представлены как глобальные стратегии конкуренции хозяйствующих субъектов, сформированных на принципах кривых, графически интерпретирующих объемы и эффекты производственного освоения стратегий.
Такого рода увлеченность классификацией стратегических кривых взаимозависимости себестоимости производимой продукции, объемов производства и реализации продукции, оказания услуг выступает своего рода отходом в теории стратегического управления от функциональной ориентации отдельных стратегий на решение конкретных задач экономического, социального, маркетингового, структурно-организационного, инновационного и иного характера в целях нейтрализации, локализации и нивелирования влияния факторов внешней и внутренней среды на текущее функционирование и перспективное развитие учреждений профессионального образования региона.
Другие ученые-экономисты функциональные стратегии считают направлениями деятельности структурных составляющих и отдельных хозяйствующих субъектов национальной экономики, действующих в составе обобщающей (базовой) стратегии [1]. С ними можно согласиться в том, что каждая из функциональных стратегий, имея определенную, например, экономическую, маркетинговую направленность, должна действовать в рамках обобщающей стратегии. Однако всестороннее трактование сущности, предназначенности и направленности действия функциональных стратегий в определениях ряда авторов отсутствует [1, 2].
Функциональная стратегия управления развитием профессиональных учебных заведений региона в своей доминирующей направленности воздействия на результаты деятельности учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, как правило, дополняется и другими характеристиками противодействия негативным изменениям внешней и внутренней среды.
Так, например, функциональная стратегия дифференциации перспективного развития системы профессионального образования региона может быть успешно реализована в процессе оказания обширного перечня образовательных услуг, что может существенно расширить контингент потребителей услуг профессиональных учебных заведений с различными потребностями. При этом следует отметить, что номенклатурные позиции образовательных услуг достаточно широки с учетом не только различных по характеру оказания услуг начального, среднего и высшего профессионального образования, но и их ассортиментного состава для различных по доходности групп потребителей.
Дифференцированность оказания образовательных услуг разнодоходным группам их потребителей для субъектов управления учреждениями профессионального образования региона открывает широкую возможность привлечения к образовательному процессу различных по доходности контингентов потребителей, что существенно повышает объем оказания образовательных услуг и способствует экономическому росту профессиональных учебных заведений.
В том случае, если в учреждении профессионального образования существуют возможности оказания образовательных услуг тому контингенту потребителей, чьи потребности значительно превосходят традиционно оказываемые услуги, то принятие функциональной стратегии фокусирования может содействовать повышению темпов экономического роста.
Однако разработке и реализации любой функциональной стратегии в деятельности профессиональных учебных заведений должны предшествовать: анализ ресурсных возможностей оказания соответствующих объемов образовательных услуг определенного качества; маркетинговые исследования, результатами которых должны быть данные о численности групп потребителей образовательных услуг с нестандартными свойствами.
Создание, приобретение и использование новшеств учебно-методического, научно-технического и иного характера в профессиональном учебном заведении может быть традиционным и плановым процессом, повышающим уровень качества образовательных услуг профессиональных учебных заведений и не связанным с осуществлением функциональной стратегии инновационных изменений.
В то же время учебные заведения профессионального образования, избравшие и реализующие функциональную стратегию инновационных изменений, должны обладать интеллектуальными и финансовыми возможностями внедрять в образовательный процесс принципиально новые (радикальные, прорывные) инновации (новшества, внедренные в учебный процесс) с целью получения конкурентных преимуществ на рынке профессиональных участников образовательных услуг за счет качественного уровня оказываемых услуг и повышения степени престижности учебного заведения, предоставляющих возможность учреждению профессионального образования увеличивать стоимостные объемы оказываемых услуг при сохранении или снижении затрат на потребление всех видов ресурсов.
А так как размер инновационных инвестиций в образовательные услуги может быть весьма ощутимым для бюджета профессионального учебного заведения, то увеличение затрат на создание, приобретение и реализацию инноваций должно быть компенсировано не только экономическим ростом учреждения профессионального образования, но и за счет дополнительного повышения рентабельности деятельности профессионального учебного заведения, что будет способствовать повышению конкурентоспособности как образовательных услуг, так и в целом учреждения профессионального образования.
В то же время в процессе осуществления функциональной стратегии инновационных изменений органу стратегического управления социально-экономическим развитием учебного заведения необходимо соотносить возможность получения дополнительных конкурентных преимуществ на основе повышения темпов экономического роста с недиверсифицированным (систематическим) риском инвестиционных вложений в учебно-методические, научно-технические и иные новшества.
В том случае, когда учебные заведения профессионального образования имеют возможность на основе результатов маркетинговых исследований о текущих и перспективных изменениях конъюнктуры рынка образовательных услуг, труда квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего и высшего звена принять оперативные меры по изменению состава, качества и объема оказания потребителям образовательных услуг, исходя из происходящих изменений во внешней среде с целью приведения образовательно-
го процесса в соответствие с новыми потребностями рынка образовательных услуг, то они могут конкретизировать комплекс мер и действий в рамках функциональной стратегии оперативного реагирования на изменения конъюнктуры рынков труда и образовательных услуг.
Такого рода функциональная стратегия предоставляет возможность органам стратегического управления развитием профессионального учебного заведения получить преимущество на соответствующем сегменте рынка образовательных услуг в период временного отсутствия на нем конкурентов, оказывающих новые, востребованные потребителями образовательные услуги.
Следует отметить, что разрабатываемые региональным органом управления перспективным развитием профессиональных учебных заведений функциональные стратегии в совокупном применении могут в некоторой мере дублировать направленность к достижению необходимых экономических, социальных и иных результатов развития учреждений профессионального образования, что может быть сопряжено с дополнительным ресурсопотреблением, некоторым снижением эффективности деятельности, но повышением степени надежности противостояния значительному влиянию факторов нестабильной внешней среды в неопределенном времени. Тем не менее учет воздействий функциональных стратегий на текущую деятельность и перспективное развитие профессионального учебного заведения необходим с целью принятия корректирующих управленческих решений о составе и ресурсо-обеспечении стратегий в условиях изменяющегося влияния факторов внешней и внутренней среды.
Литература
1. Ефремов Л.Г. Формирование стратегий управления развитием высшего образования. СПб.: ИСЭП РАН, 1998.
2. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998.
3. Кураков В.Л., Агаков В.Г. Стратегические направления модернизации систем образования в России. М.: Вуз и школа, 2003.
КУРАКОВ АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ родился в 1982 г. Окончил Чувашский государственный университет. Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Чувашского университета. Автор более 80 научных трудов, в том числе 6 монографий.