Научная статья на тему 'Формирование механизма управления развитием региональных учреждений профессионального образования'

Формирование механизма управления развитием региональных учреждений профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTROLLING MECHANISM / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / AGENT OF MANAGEMENT / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кураков А. Л.

В статье рассматриваются методические подходы к формированию механизма управления развитием региональных учреждений профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CONTROLLING MECHANISM OF THE REGIONAL PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTIONS DEVELOPMENT MANAGEMENT

The article considers the methodological approaches to the formation of controlling mechanism of the regional professional education institutions development management.

Текст научной работы на тему «Формирование механизма управления развитием региональных учреждений профессионального образования»

УДК 338.46:377

А.Л. КУРАКОВ, кандидат экономических наук

Институт экономики управления и права (г. Казань)

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются методические подходы к формированию механизма управления развитием региональных учреждений профессионального образования.

Определение «механизм» в исследовании развития социально-экономических систем может характеризоваться наличием элементов, приводимых во взаимодействие субъектом управления предприятием, учреждением, отраслью и народным хозяйством на ресурсообеспеченной основе для достижения тех экономических, социальных и иных результатов, которые поставлены перед социально-экономической системой, инфраструктурным объектом, протеканием конкретного процесса, осуществлением нормативно-правового акта, функций управления.

Механизм, наполненный взаимодействием избранных и необходимых элементов для достижения поставленных субъекту управления результатов, не может представлять собой процессор системы, так как в механизме осуществления конкретного комплекса мер и действий для достижения экономическим процессом, функцией управления необходимого или устанавливаемого результата не могут участвовать ресурсные составляющие, посредством которых, в конечном итоге, достигается экономический результат или цель.

В то же время механизм осуществления конкретной задачи, процесса, функции управления в своем технологическом построении должен идентифицироваться с другими элементными составляющими взаимодействия в рамках социально-экономической системы, функции управления или осуществляемого процесса экономического, социального, нормативно-правового характера (кроме ресурсов) и в целевом отношении достижение необходимых или устанавливаемых результатов не отличается от процессора социально-экономической или условной системы, представляющей

собой функцию управления, процесс, решаемую экономическую или социальную проблему [1].

Таким образом, механизм, включающий элементы, функции планирования и прогнозирования социально-экономического развития региональных учреждений профессионального образования, представляет собой взаимодействие тех элементных составляющих, ресурсонаполнение которых позволит привести их в состояние целевой направленности, позволяющее достигать поставленных или необходимых экономических и социальных результатов. При этом важной задачей формирования механизма планирования и прогнозирования социально-экономического развития учреждений профессионального образования региона (республики - субъекта федерации) является определение состава основных и вспомогательных элементов, выбор из них наиболее действенных и направленных на достижение поставленной цели, необходимых экономических и социальных результатов. Другой задачей является соединение в процессе взаимодействия элементов функций планирования и прогнозирования, с тем чтобы особенности каждого из элементов в существенной степени не влияли на формирование достаточно высокого уровня рационализации взаимодействия для достижения необходимого (установленного) экономического или социального результата.

Вместе с тем вполне правомерна постановка вопросов вообще о целесообразности создания механизма рационального взаимодействия элементов функций планирования и прогнозирования социально-экономического развития учреждений профессионального образования. Что дает данный механизм субъекту управления текущим функционированием и перспективным развитием? Реально

ли посредством данного механизма повышать уровень объективности, а вместе с тем значимость необходимых (устанавливаемых) экономических, социальных и иных результатов развития учреждений профессионального образования? Каким образом рационализировать взаимодействие элементов данного механизма?

Такого рода постановка вопросов вызвана тем, что в деятельности учреждений начального, среднего специального и высшего профессионального образования действует механизм нормативно-правового регламентирования процессом управления системой образования, предусматривающий: подлежащие ведению органов управления государственной власти, местного самоуправления, учреждений и управление образованием правовое и иное регулирование, рационализацию отношений в области образования в пределах своей компетенции; порядок создания и регламентации деятельности государственного и частного образовательного учреждения.

Однако в действующем механизме управления образовательным процессом профессиональных учебных заведений не определены ни элементы взаимодействия для достижения установленных (необходимых) результатов деятельности образовательных организационно-правовых структур, ни технологическая последовательность или совместное функционирование элементного состава, ресур-сообеспечение которого выступает основой повышения уровня управляемости и объемов оказания услуг профессиональных учебных заведений [2].

Необходимость создания действенного механизма управления, а также механизма планирования и прогнозирования социально-экономического развития раскрывают перед субъектом управления профессиональным образовательным учреждением реальные возможности предусматривать различные варианты развития образовательного процесса как на основе действующих тенденций экономического, финансового и социального характера и располагаемых трудовых, материально-технических, финансовых и информационных ресурсов, так и влияния факторов внешней и внутренней сред в неопределенном времени на профессиональное учебное заведение.

Кроме того, формирование и реализация механизма прогнозирования и планирования социально-экономического развития региональных профессиональных учебных заведений определяют возможность планомерного и на необходимом

уровне объективности установления равновесного состояния спроса и предложения на образовательные услуги, а также на квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего и высшего звена на рынке труда.

Вместе с тем следует отметить то, что механизм реализации одной или нескольких функций управления является детальным и более конкретизированным, чем механизм всего комплекса управленческих воздействий. При этом последовательность предпринимаемых мер и действий по достижению, например, равновесности спроса и предложения на рынке образовательных услуг (рыночный сегмент профессиональных образовательных услуг) позволяет разноуровневым органам планирования развития образовательного процесса профессиональных учебных заведений определить сроки и объемы необходимых ресурсов для достижения тех размеров образовательных услуг, которые не только востребованы рынком в силу их высокого качества оказания и престижности учебного заведения, но и необходимы для приведения в равновесное состояние рынка труда квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего и высшего звена [3].

Рационализация взаимодействия элементных составляющих механизма планирования и прогнозирования социально-экономического развития учреждений профессионального образования в сравнении с общим механизмом управления заключается в том, что по каждому из элементов исследуются условия функционирования и его возможности целенаправленно влиять на достижение поставленных экономических, социальных и иных результатов. Кроме того, должны быть определены различные сочетания использования элементов или их индивидуальное применение в формируемом механизме планирования и прогнозирования социально-экономического развития профессионального учебного заведения.

Для механизма реализации одной или нескольких функций управления развитием профессионального заведения важны результаты анализа каждой целевой функциональной направленности, установление рационального взаимодействия с другими функциями управления и элементными составляющими формируемого механизма на принципах и условиях, содействующих росту экономических и социальных результатов перспективного развития учреждений профессионального образования.

В целом, формирование рационально функционирующего механизма планирования и прогнозирования перспективного социально-экономического развития профессиональных региональных учебных заведений является необходимым комплексом мер, направленных на обоснование достижения устанавливаемых результатов развития профессиональных учебных заведений на критериально-целевом уровне, обеспечивающего минимизацию ресурсопотребления при получении наибольших объемов оказания образовательных услуг потребителям [4].

Основными элементами в механизме планирования и прогнозирования социально-экономического развития профессиональных учебных заведений, на наш взгляд, могут выступать методы, способы, стратегии и регламентированные законом «Об образовании» уровни компетенции различных органов планирования текущей деятельности и перспективного развития учреждений профессионального образования. В качестве методов планирования при этом могут выступать: балансовые, нормативные, эталонные и оптимальные. Прогнозирование во взаимосвязи с планированием может быть реализовано как функция управления на основе экономико-математических и экспертных методов.

Способы, выступающие элементными составляющими и одновременно инструментарием повышения точности и значимости результатов планово-расчетных обоснований, оценок прогноза достижения результатов перспективного развития, для формируемого механизма могут принимать аналитический, имитационный, реинжиниринговый характер. Реализуемые меры в рамках рационального механизма планирования и прогнозирования социально-экономического развития региональных учреждений профессионального образования могут иметь характер экономического, социального, инновационного, финансового, маркетингового и иного воздействия.

Взаимодействующие стратегии (обобщающая и частные (индивидуальные, функциональные)) совместно с предпринимаемыми мерами, наполняющими функцию планирования, формирующими прогнозное уравнение, экспертные оценки

экономического, социального и иного характера, методами и способами, в соответствии с нашими представлениями, в составе рационального механизма планирования и прогнозирования решают проблемы нейтрализации, локализации и нивелирования существенных влияний нестабильной внешней и внутренней сред с целью достижения установленных или необходимых экономических и социальных результатов развития региональных учреждений профессионального образования. При этом необходимо иметь в виду, что специфика российского рынка труда проявляется, прежде всего, в его региональном характере [5].

В заключение сделаем некоторые выводы. Во-первых, совершенствование механизма управления развитием региональных учреждений профессионального образования позволяет добиваться объективного равновесного состояния спроса и предложения на образовательные услуги, а также необходимого уровня воспроизводства квалифицированной рабочей силы. Во-вторых, раскрытие сущности механизма планирования и прогнозирования социально-экономического развития профессиональных региональных учебных заведений способствует рационализации взаимодействия элементных составляющих этого процесса для достижения наиболее эффективных результатов в их функционировании.

Список литературы

1. Громов В.В. Стратегия и факторы влияния на развитие структурных составляющих сферы услуг: препринт. - СПб.: Диалог, 2008. - С. 12-14.

2. Карапетян К.В. Механизм рационализации элементного взаимодействия системы управления региональным хозяйством: препринт. - СПб.: Диалог, 2010. - С. 8-10.

3. Стратегический менеджмент / под ред. А.Н. Петрова. - СПб.: Питер, 2008. - С. 142-144.

4. Шленскова Е.С. Стратегическое управление социально-экономическим развитием сферы услуг: теоретические и концептуальные положения. - СПб.: Диалог, 2010. - С. 112-114.

5. Никоноров С.М. Планирование подготовки специалистов в условиях модернизации российского образования // Повышение качества образования как условие модернизации экономики: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2010. - С. 97.

В редакцию материал поступил 13.10.11

Ключевые слова: механизм управления, социально-экономическая система, субъект управления, профессиональное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.